Научная статья на тему 'Характеристика моделей международных правоохранительных систем борьбы с терроризмом в середине второго десятилетия XXI столетия'

Характеристика моделей международных правоохранительных систем борьбы с терроризмом в середине второго десятилетия XXI столетия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ПРИЧИННЫЙ КОМПЛЕКС ПРЕСТУПНОСТИ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ТЕРРОРИЗМА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / CYBER CRIME / EXTREMISM / TERRORISM / INFORMATION TECHNOLOGY / SECURITY / FOREIGN EXPERIENCE / CAUSAL COMPLEX OF CRIME / FACTOR ANALYSIS OF TERRORISM / PREVENTION OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец П. Н.

Цель работы. Анализ подходов различных стран к борьбе с терроризмом, его природой и порождающими причинами. Исследовать, как различные демократии борются с терроризмом в контексте законодательства и правоприменительной практики, обозначив роли правоохранительных и других ведомств в борьбе с этим злом. Методы исследования: диалектика, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, метод межотраслевых юридических исследований. Результаты исследования. Во-первых, автор приходит к выводу о ом, что для большинства граждан мира терроризм стал серьезным вопросом. Но для многих стран мира терроризм оставался настоящей проблемой в течение долгих десятилетий. У различных демократий можно отметить удивительную степень разнообразия в подходах правовых, организационных и оперативных по отношению к борьбе против этой угрозы. Во-вторых, многие страны мира разработали свои собственные модели, внимательно отбирая передовой опыт и самые лучшие подходы к решению проблемы, которые могут еще больше усовершенствовать внутреннюю безопасность и меры по борьбе с терроризмом. В-третьих, автором представлены общие подходы к борьбе с терроризмом и несколько примеров того, как различные страны борются с ним. В-четвертыхавтор приходит к выводу, что совместные действия стран в борьбе с терроризмом позволят участникам проявить различные установки и подходы, помогая наметить меры для дальнейших действий в современных условиях. Научная и практическая значимость. Проведенное исследование развивает и уточняет теорию причинного комплекса, детерминирующего терроризм. Предложенные выводы направлены на снижение террористических вызовов и угроз. Автор приходит к выводу, что в настоящее время необходим обмен между странами информацией оперативного характера, а сама деятельность по борьбе с терроризмом должна строиться на имеющемся положительном международном опыте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF MODELS OF INTERNATIONAL LAW ENFORCEMENT AGAINST TERRORISM IN MIDDLE OF SECOND DECADE OF XXI CENTURY

The purpose of the work. The analysis of approaches of various countries to combat terrorism, its nature and generating reasons. To investigate how different kinds of democracy fight against terrorism in the context of legislation and law enforcement practice, identifying the role of law enforcement and other agencies in the fight against this scourge. Research methods: dialectics, abstraction, analysis, synthesis, deduction, method of intersectoral legal studies. The results of the study. First, the author comes to the conclusion about things that most citizens of the world consider the terrorism has become a serious issue. But for many countries in the world, terrorism remains a real problem for many decades. Different democracies can be noted a surprising degree of diversity in approaches legal, organizational and operational in relation to the fight against this threat. Second, many countries have developed their own models, carefully selecting the best practices and the best approaches to solving the problem, which could further improve internal security and action against terrorism. Thirdly, the author presents the common approaches to combating terrorism and several examples of how different countries are struggling with it. Fourthly, the author comes to the conclusion that joint action in the fight against terrorism will allow the participants to express different attitudes and approaches, helping to identify steps for further action in the modern world. Scientific and practical significance. The study develops and refines a causal theory of the complex, defining terrorism. Proposed conclusions aimed at reducing terrorist challenges and threats. The author comes to the conclusion that it is necessary to exchange between countries of information of an operational nature, and the efforts to combat terrorism should build on existing positive international experience.

Текст научной работы на тему «Характеристика моделей международных правоохранительных систем борьбы с терроризмом в середине второго десятилетия XXI столетия»

Юридические науки

УДК 343.9

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

СИСТЕМ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В СЕРЕДИНЕ ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI СТОЛЕТИЯ

П.Н. Кобец, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России (Москва, Россия), e-mail: [email protected]

Аннотация. Цель работы. Анализ подходов различных стран к борьбе с терроризмом, его природой и порождающими причинами. Исследовать, как различные демократии борются с терроризмом в контексте законодательства и правоприменительной практики, обозначив роли правоохранительных и других ведомств в борьбе с этим злом. Методы исследования: диалектика, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, метод межотраслевых юридических исследований. Результаты исследования. Во-первых, автор приходит к выводу о ом, что для большинства граждан мира терроризм стал серьезным вопросом. Но для многих стран мира терроризм оставался настоящей проблемой в течение долгих десятилетий. У различных демократий можно отметить удивительную степень разнообразия в подходах - правовых, организационных и оперативных - по отношению к борьбе против этой угрозы. Во-вторых, многие страны мира разработали свои собственные модели, внимательно отбирая передовой опыт и самые лучшие подходы к решению проблемы, которые могут еще больше усовершенствовать внутреннюю безопасность и меры по борьбе с терроризмом. В-третьих, автором представлены общие подходы к борьбе с терроризмом и несколько примеров того, как различные страны борются с ним. В-четвертых- автор приходит к выводу, что совместные действия стран в борьбе с терроризмом позволят участникам проявить различные установки и подходы, помогая наметить меры для дальнейших действий в современных условиях. Научная и практическая значимость. Проведенное исследование развивает и уточняет теорию причинного комплекса, детерминирующего терроризм. Предложенные выводы направлены на снижение террористических вызовов и угроз. Автор приходит к выводу, что в настоящее время необходим обмен между странами информацией оперативного характера, а сама деятельность по борьбе с терроризмом должна строиться на имеющемся положительном международном опыте.

Ключевые слова: киберпреступность, экстремизм, терроризм, информационные технологии, безопасность, зарубежный опыт, причинный комплекс преступности, факторный анализ терроризма, предупреждение преступности.

CHARACTERISTICS OF MODELS OF INTERNATIONAL LAW ENFORCEMENT AGAINST TERRORISM IN MIDDLE OF SECOND DECADE OF

XXI CENTURY

Abstract. The purpose of the work. The analysis of approaches of various countries to combat terrorism, its nature and generating reasons. To investigate how different kinds of democracy fight against terrorism in the context of legislation and law enforcement practice, identifying the role of law enforcement and other agencies in the fight against this scourge. Research methods: dialectics, abstraction, analysis, synthesis, deduction, method of intersectoral legal studies. The results of the study. First, the author comes to the conclusion about things that most citizens of the world consider the terrorism has become a serious issue. But for many countries in the world, terrorism remains a real problem for many decades. Different democra-

cies can be noted a surprising degree of diversity in approaches - legal, organizational and operational - in relation to the fight against this threat. Second, many countries have developed their own models, carefully selecting the best practices and the best approaches to solving the problem, which could further improve internal security and action against terrorism. Thirdly, the author presents the common approaches to combating terrorism and several examples of how different countries are struggling with it. Fourthly, the author comes to the conclusion that joint action in the fight against terrorism will allow the participants to express different attitudes and approaches, helping to identify steps for further action in the modern world. Scientific and practical significance. The study develops and refines a causal theory of the complex, defining terrorism. Proposed conclusions aimed at reducing terrorist challenges and threats. The author comes to the conclusion that it is necessary to exchange between countries of information of an operational nature, and the efforts to combat terrorism should build on existing positive international experience.

Keywords: cyber crime, extremism, terrorism, information technology, security, foreign experience, causal complex of crime, factor analysis of terrorism, prevention of crime.

Вопросы терроризма сегодня - приоритет во всех программах по обеспечению безопасности. Он стал явлением мирового масштаба, и между большинством террористических групп существуют сильные связи. Многие из них джихадисты, и они ожесточенно противостоят любому западному или неисламскому влиянию, или организации. Кроме того, многие террористы являются гражданами тех обществ, которые они хотят разрушить. Поэтому первостепенную важность для служб, отвечающих за безопасность, имеет информация разведывательного характера и подготовка к ведению борьбы против терроризма. К числу таких служб относятся полиция, силы безопасности, государственные органы и частные организации. Необходимой интеграции их усилий препятствуют ведомственные бюрократические сложности и потакание удерживанию имеющейся информации службами безопасности и разведкой. Но уже есть признаки того, что такие барьеры будут преодолены.

По всему миру произошло множество случаев, которые относятся к терроризму. Они варьируют от арестов, обвинений, вынесения судебных решений, пересмотра материалов и реальных происшествий, когда теракты направлены против граждан. Гораздо важнее отметить сначала, что мишенью террористов являются граждане. Они не нападают на правоохранительные органы, военных и силы безопасности, потому что эти организации слишком хорошо проинструктированы и подготовлены. Вместо этого террористы ищут легкоуязвимые мишени, например, транспортную систему аэропорт, стадион или культурный центр.

Но терроризм на самом деле представляет собой еще одно из направлений деятельности полиции и сил безопасности. Потенциально катастрофические последствия терроризма придают дополнительную остроту данной проблемы. Для борьбы с этим видом преступности в большинстве стран мира созданы специальные полицейские и специальные службы, силы которых сосредоточены только на этом. В то же время многие крупные предприятия и организации начинают понимать, что терроризм - повседневная реальность их корпоративного существования. Это заставляет их уделять больше внимания и ресурсов этому вопросу. В целом сейчас существует немалочисленное сообщество, которое ведет борьбу против терроризма, и ему необходимо взаимодействовать, опираясь на опыт и имеющиеся данные. Но так ли это происходит?

Вначале рассмотрим общие подходы к борьбе с терроризмом. Подходы к борьбе с терроризмом тесно взаимосвязаны. С одной стороны, вооруженная борьба. Этот подход рассматривает терроризм, в основном, как военную угрозу, которая требует максимального применения силы, чтобы вывести из строя врага, нейтрализуя, таким образом, угрозу. Этот

подход оправдывает разрушение баз террористов, убийство террористов и неограниченное использование методов сбора разведывательной информации в соответствии с Законами войны и, в частности, Принципом пропорциональности, который гласит, что применение насилия должно быть пропорционально угрозе. С другой стороны, используется правоохранительный подход к борьбе с терроризмом. Так, цель - вывести из строя террористов путем использования правовой системы с минимальным применением силы. Эти подходы включают уголовное расследование (с обеспечением правовой защиты, правами субъектов и ограничениями на сбор информации разведывательного характера, которая гарантирует гражданские свободы субъектов) и законный процесс. Если первая цель в вооруженной борьбе - поражение врага, то первая цель правоохранительного подхода - требовать соблюдения закона и сохранения правопорядка (хотя это может потребовать полного разрушения террористической сети через уголовное расследование и преследование ее членов в судебном порядке) и надлежащее судопроизводство. Если первостепенная цель при военном подходе предполагает поражение врага, то первичная цель правоохранительного подхода - принуждение к исполнению закона и поддержание правопорядка (хотя это может потребовать полного уничтожения террористической сети через уголовное расследование и преследование ее членов в судебном порядке).

Большинство демократических стран используют правоохранительный подход к борьбе с терроризмом в своей стране, но небольшая часть стран, придерживается военной установки в отношении операций по борьбе с терроризмом за пределами границ своего государства, особенно в странах с низким социально-политическим развитием или неуправляемых регионах мира. Несмотря на то, что многие страны не применяют военный подход в пределах их государственных границ, отработка правоохранительного подхода проявляет удивительное разнообразие в рамках правового и следственного подхода в борьбе с терроризмом.

Далее остановимся на правовых подходах к борьбе с терроризмом. В недавнем отчете для Британского Парламента независимый обозреватель по проблеме законодательства, связанного с борьбой против терроризма, Лорд Карлайл (Lord Carlile) определил четыре различные правовые модели, практикуемые в демократических странах для борьбы с терроризмом [10, с. 18-19]. Первая модель утверждает, что террористические преступления адекватно решаются с использованием существующего уголовного права и что использование имеющихся статутов - наилучший способ гарантии гражданских свобод. Террорист, совершивший теракт, который привел к смерти многих людей, может быть обвинен в совершении убийства, предстать перед судом и быть наказанным соответствующим образом.

Вторая модель демонстрирует, что терроризм - особо отвратительное преступление, которое заслуживает своего собственного определения. Эта модель доказывает, что существующие уголовные статуты могут быть использованы в преследовании террористических преступлений по закону, но при наличии дефиниции терроризма допускают дополнительные положения, превращая террористические преступления в отягченную версию существующих уголовных преступлений и, таким образом, в отношении них могут применяться более серьезные наказания.

Третья модель доказывает, что терроризм представляет достаточно весомую угрозу, чтобы быть обеспеченным не только правовой дефиницией, но также собственной категорией преступлений. И вместо того, чтобы гарантировать гражданские свободы, террористическим преступлениям необходимо дать точную (конкретную) дефиницию и сосредоточиться

только на «ключевых» видах террористической деятельности (например, непосредственном планировании и исполнении террористического акта).

Наконец, четвертая модель свидетельствует в пользу более обобщенной дефиниции терроризма и включает существенно большее количество видов деятельности под прикрытием того, что называется терроризм. Этот подход позволяет правоохранительным органам быть более проактивными при проведении расследования и преследования по закону содействующей терроризму деятельности, например, вербовке и идеологической обработке. Но он потенциально ограничивает гражданские свободы при помощи противозаконных видов деятельности, которым можно дать определение, как использование свободы речи и свободы общения.

Демократические страны существенно отличаются друг от друга в плане полномочий в отношении задержания подозреваемых до того, как им будет предъявлено обвинение. Задержание подозреваемых до предъявления обвинения может быть полезным контртеррористическим приемом, поскольку он удерживает подозреваемых террористов от планирования и исполнения террористического акта. В то же время он крайне запретителен с точки зрения гражданских свобод, лишая человека свободы без надлежащей правовой процедуры. В Израиле законодательство позволяет министру обороны задерживать человека на срок до шести месяцев (хотя ордер на арест может быть возобновлен на дополнительный период времени), при условии, что задержанный предстанет перед старшей судьей в течение 48 часов со времени его или ее задержания. Судья может освободить задержанного, одобрить ордер на арест или изменить условия ареста [11, с. 34-36].

В Великобритании Закон о терроризме от 2006 г. разрешает властям содержать под арестом лиц, подозреваемых в ведении террористической деятельности, до 28 дней без предъявления им обвинения при условии, что задержание санкционировано судьей строго для сохранения доказательств вины, допроса подозреваемого или принятия решения о том, предъявить ли подозреваемому обвинение или депортировать из страны. Более того, через 14 дней продление ареста требует одобрения судьи Высокого суда. Британский подход отличается от израильского, это более правовой процесс, направленный на содействие дальнейшему расследованию, тогда как в Израиле в дополнение к разрешению завести дело в то время, пока задержанный находится под арестом, и это также превентивная мера в отношении задержанного, не позволяет ему продолжать действовать и осуществлять террористическую деятельность.

Австралийский подход основывается, главным образом, на государственных законах. В некоторых австралийских штатах подозреваемые в террористической деятельности могут быть задержаны на период до 14 дней, но такое задержание призвано только предотвратить готовящийся террористический акт, но не содействовать расследованию. Следовательно, задержанных не допрашивают в течение 14 дней. Если правоохранительные ведомства хотят допросить человека в отношении предполагаемого теракта, они могут задержать его или ее на срок, не больший, чем 48 часов до предъявления обвинения, что является аналогичной процедурой при расследовании обычного уголовного преступления [9, с. 10-12].

Во Франции человек может быть задержан до предъявления обвинения вначале на срок до шести дней в случае серьезной угрозы, включая терроризм. После этого судья может продлить период содержания под стражей на еще одну неделю, а затем дело передается магистрату, ведущему допрос. Во Франции специальные судьи проводят расследование, и такой судья имеет полномочия на продление срока содержания под стражей, пока задер-

жанному не предъявлено официальное обвинение (таким образом, правоохранительному ведомству дается время на то, чтобы возбудить уголовное дело). Как показывают эти разнообразные подходы, практика задержания подозреваемых до предъявления обвинения в различных странах варьирует [2, с. 18-19].

В различных странах мира привлекается различное сочетание служб или ведомств, занимающихся борьбой против терроризма. Некоторые государства сориентированы на более правоохранительную структуру, тогда как другие - на разведывательное ведомство или службу безопасности страны. В Великобритании расследование по фактам террористической деятельности проводит Британская служба безопасности (известная как MI5). MI5 - это ведомство, занимающееся разведкой и безопасностью и не имеющее правоохранительных полномочий. Поскольку оно небольшое, состоит только из нескольких тысяч человек, оно полагается на местные полицейские силы, которые обеспечивают большую часть его разведывательных инициатив и большую часть (пешей) работы на «земле». В Великобритании

W W п

нет национальных полицейских сил, скорее местные полицейские департаменты. В каждом местном полицейском департаменте есть спецподразделение. Его сотрудники прошли проверку и подготовку у MI5 и работают в полную силу как глаза и уши MI5 «на земле», выполняя указания и оказывая помощь в сборе информации. Дело MI5 - разведка, а не возбуждение уголовных дел. Полиция также вовлечена в возбуждение дел через национальное следственное ведомство - Управление по борьбе с терроризмом (Counterterrorism Command, SO15), которое входит в состав самого крупного полицейского подразделения - Столичную полицию Лондона (также известную как Скотланд-Ярд) [3, с. 10-11].

Возможно, взгляд на учебный курс по противодействию терроризму, который регулярно проводится в Глазго, ответит на некоторые вопросы сотрудничества по противодействию терроризма. Многие эксперты по проблеме борьбы с терроризмом обладают богатым личным опытом и глубоким знанием проблемы. У них простое кредо - только при постоянном обучении и совершенствовании способов получения оперативных данных можно эффективно противостоять терроризму. Все службы и организации должны объединить свою практику и опыт [8, с. 6-7].

В Великобритании сотрудники, занимающиеся борьбой с терроризмом, подробно рассказывают о многочисленных терактах, взрывах, угрозах взрыва бомбы, похищении людей и другой террористической деятельности. Содержание курса настолько же увлекательно, насколько и страшно. Основная идея курса состоит в ом, что преступления сами собой не прекратятся, и только постоянная бдительность на должном уровне может удержать террористов от нападений или помочь отразить их атаки.

От компьютерного гиганта IBM на учебных курсах присутствует команда специалистов по безопасности, которая ведет работу в Великобритании, Европе, на Дальнем Востоке и в Африке. IBM - всемирный символ американского престижа, поэтому все его организации и сотрудники являются наиболее вероятными мишенями для экстремистов. В настоящее время IBM и другие крупные организации заняли проактивную позицию и установили хорошие связи с соответствующими службами безопасности и местной полицией [7, с. 155-156].

Хорошим примером такого сотрудничества в действии является «Проект Гриффин», программа полиции Лондона, которая проводится в 26 полицейских подразделениях Великобритании, включая Столичную полицию. В рамках проекта проводятся консультации и обучение менеджеров, специалистов по вопросам безопасности, сотрудников крупных организаций в Лондоне. Основные темы - обеспечение безопасности, борьба с терроризмом и

информирование о враждебных проявлениях. В «Проекте Гриффин» три основных направления: борьба против терроризма, взаимодействие и реагирование в чрезвычайной ситуации. Цель программы - повысить и расширить возможности персонала служб безопасности и сотрудников, работающих с гражданами. Такой форум - идеальная возможность для оперативных сотрудников обменяться опытом и полезной информаций. Если странам не удастся установить отношения никаких барьеров, в будущем их ждет серьезная проблема. «Проект Гриффин» - наиболее эффективная программа. Как признают все участники, такой обмен информацией отражается на всех регионах. Поэтому IBM считает курс такие проекты обладают прекрасной возможностью узнать, как можно больше об угрозе терроризма и деятельности вне Великобритании от очень опытных оперативных сотрудников, которые работали во многих регионах мира. Новые знания будут включены в процедуры, которые выстраивались многие годы, особенно в те, которые связаны с обеспечением безопасности. Цель IBM в вопросах безопасности - иметь в своем распоряжении самые лучшие методы и опыт, которые передаются через команду по кризисному управлению для дальнейшего их применения на практике. В каждом регионе мира свой уровень угрозы терроризма, поэтому необходимо постоянно быть на связи с другими крупными организациями и сообществом, обеспечивающим безопасность. В вопросах безопасности не может быть конкуренции [12, с. 21].

Присутствие на таких курсах и сотрудничество по вопросам безопасности позволяет IBM и другим гражданским организациям проводить проверку имеющихся процедур с точки зрения их соответствия современному уровню и требованиям. Это также компонент профессионального совершенствования менеджеров по безопасности - быть в курсе новейшей информации, даже если у них уже есть солидный опыт в этой области. Полиции необходимо постоянно обновлять сведения о возможных мишенях террористов. Нет смысла вести себя так, как будто имеющаяся информация - исключительно для полиции.

Сегодня террористы и организованная преступность - часть одной и той же проблемы. Организованная преступность отслеживает процедуры, устанавливаемые полицией и службой безопасности, проводит быструю оценку рисков, принимает простой план, получает прибыль, спонсируя таким образом террористов, и идет дальше. Наши проблемы лежат в области бюрократических барьеров и вялых механизмов реагирования. Информация оперативного характера должна стать общим источником для всех заинтересованных сторон, не только полиции и служб безопасности [6, с. 596-602].

В Канаде деятельность по поддержанию правопорядка, включая проведение операций по борьбе с терроризмом, осуществляют национальные полицейские силы - Королевская Канадская конная полиция (КККП). КККП функционирует как национальная полицейская сила, принуждая к исполнению федерального закона, и как сила, по договору выполняющая полицейскую работу для всех, за исключением двух, канадских провинций и территорий. КККП выполняет местные правоохранительные услуги для большинства муниципалитетов страны. В юрисдикциях с провинциальными или муниципальными полицейскими силами КККП работает с этими подразделениями. Во всех случаях КККП работает с Канадской службой безопасности и разведки (КСБС), которая создана по образу британской MI5 [1, с. 54-59].

У австралийцев тоже есть эквивалент MI 5, известный как Австралийская организация по безопасности и разведке (АОБР). В Австралии поддержание правопорядка - это деятельность, осуществляемая на государственном уровне, хотя у австралийцев есть нацио-

нальные полицейские силы, известные как Австралийская федеральная полиция (АФП), и, следовательно, полиция штатов. Австралийская федеральная полиция работает совместно с Австралийской организацией по безопасности и разведке по вопросам расследования террористических актов [4, с. 37-41].

Во Франции и других странах, которые следуют французской судебной модели, правоприменение осуществляют национальные полицейские силы (Police Nationale) и военная полиция (Gendarmerie Nationale). Эти подразделения контролируют гражданское население и подчиняются Министерству внутренних дел, а не Министерству обороны.

В Европе Министерство внутренних дел (или Home Office в Великобритании) - это почти всегда кабинетное министерство, которое следит за правоприменением. И тот факт, что жандармерия входит в их компетенцию, означает, что она на самом деле является более правоохранительным подразделением, сотрудники которого носят военную форму, нежели военным полицейским подразделением. Во Франции также есть несколько разведывательных служб, которые занимаются борьбой с терроризмом. Самое известное из них - Центральный директорат (управление) внутренней разведки (Central Domestic Intelligence Directorate, DCRI), который в чем-то напоминает ФБР, а именно, в том, что они занимаются сбором информации разведывательного характера и проводят расследования с целью возбуждения уголовного дела [5, с. 42-48].

Рассмотренный опыт зарубежных моделей противодействия терроризма дает ощущение полноты и разнообразия подходов к борьбе с терроризмом в различных развитиях индустриальных странах. Правоохранительные органы нашей страны могут извлечь пользу из знакомства с законодательными актами, стратегиями, учреждениями и практикой, используемой международными партнерами, с тем, чтобы определить, какие элементы могут быть полезными и применимыми для Российской Федерации и отдельных юрисдикций. Законы и практика каждой страны - это продукт истории, правовой системы, учреждений и менталитета народа и проблем, которые стоят перед страной. Ни один подход нельзя просто перенести из одной страны в другую, но международный положительный опыт и подходы могут и должны быть изучены правоохранительными ведомствами нашей страны, чтобы усовершенствовать ее политику и процедуры, располагая их таким образом, чтобы как можно лучше защитить Российскую Федерацию от угрозы терроризма.

Литература:

1. Базаркина Д.Ю. Корни этнорелигиозного терроризма в Европейском Союзе и Латинской Америке: общее и особенное // Международные отношения. - 2012. - №1.

2. Документальное подтверждение наличия террористической деятельности в Европейском Союзе // Полис Профэшнл Великобритания, 2012. № 302. 3 мая.

3.Динджли Дж. Тенденции терроризма в мире // ИНТЕРСЕК. 2004, Том 14. № 5 май.

4. Кобец П.Н. Уголовное законодательство Соединенных Штатов Америки, направленное на противодействие актам терроризма: опыт и проблемы. Актуальные проблемы современного мира в разрезе общественных наук. Сборник научных трудов / Под ред. Л.Ф. Кост-риченко. Вып. 2. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РАЭ» Минэнерого России, 2014.

5. Кобец П.Н. Анализ уголовного законодательства по противодействию терроризма в Великобритании, ФРГ и Франции. Актуальные проблемы современного мира в разрезе об-

щественных наук. Сборник научных трудов / Под ред. Л.Ф. Костриченко. Вып. 2. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РАЭ» Минэнерого России, 2014.

6. Кобец П.Н. Анализ природы терроризма и его детерминирующих факторов в условиях середины второго десятилетия XXI столетия // Полицейская деятельность. 2016. №6.

7. Тесфай Н. Горячие точки субсахарской части Африки // ИНТЕРСЕК Журнал по вопросам международной безопасности Великобритании. 2015. Том 25. № 10 ноябрь-декабрь.

8. Хенман М. Региональные угрозы безопасности в 2016г. Активизация некоторых террористических группировок // ИНТЕРСЕК Журнал по вопросам международной безопасности Великобритании. 2015. Том 25. № 10, ноябрь-декабрь.

9. Kolesnikova L. Women and extremism // INTERSEC The Journal of International Security Great Britain. 2015. Vol.25. №8 September.

10. Morag N. Fighting Terrorism: International Models for Law Enforcement Police Chief // The official publication of the International Association of Chiefs of Police (IACP) USA. 2013. Vol. 80. №6 June.

11. Mackay D. Joint operation // INTERSEC The Journal of International Security Great Britain. 2008. Vol. 18. №6, June.

12. Somerville N. Open source // INTERSEC The Journal of International Security Great Britain. 2015. Vol. 25. №5 May.

References:

1. Bazarkina D.Ju. Korni jetnoreligioznogo terrorizma v Evropejskom Sojuze i Latinskoj Amerike: obshhee i osobennoe // Mezhdunarodnye otnoshenija. - 2012. - №1.

2. Dokumental'noe podtverzhdenie nalichija terroristicheskoj dejatel'nosti v Evro-pejskom Sojuze // Polis Profjeshnl Velikobritanija, 2012. № 302. 3 maja.

3.Dindzhli Dzh. Tendencii terrorizma v mire // INTERSEK. 2004, Tom 14. № 5 maj.

4. Kobec P.N. Ugolovnoe zakonodatel'stvo Soedinennyh Shtatov Ameriki, napravlennoe na protivodejstvie aktam terrorizma: opyt i problemy. Aktual'nye problemy sovremennogo mira v razreze obshhestvennyh nauk. Sbornik nauchnyh trudov / Pod red. L.F. Kostrichenko. Vyp. 2. -Voronezh: Voronezhskij CNTI - filial FGBU «RAJe» Minjenerogo Rossii, 2014.

5. Kobec P.N. Analiz ugolovnogo zakonodatel'stva po protivodejstviju terrorizma v Velikobritanii, FRG i Francii. Aktual'nye problemy sovremennogo mira v razreze obshhestvennyh nauk. Sbornik nauchnyh trudov / Pod red. L.F. Kostrichenko. Vyp. 2. - Voronezh: Voronezhskij CNTI - filial FGBU «RAJe» Minjenerogo Rossii, 2014.

6. Kobec P.N. Analiz prirody terrorizma i ego determinirujushhih faktorov v uslovijah serediny vtorogo desjatiletija XXI stoletija // Policejskaja dejatel'nost'. 2016. №6.

7. Tesfaj N. Gorjachie tochki subsaharskoj chasti Afriki // INTERSEK Zhurnal po vo-prosam mezhdunarodnoj bezopasnosti Velikobritanii. 2015. Tom 25. № 10 nojabr'-dekabr'.

8. Henman M. Regional'nye ugrozy bezopasnosti v 2016g. Aktivizacija nekotoryh terroristicheskih gruppirovok // INTERSEK Zhurnal po voprosam mezhdunarodnoj bezopasnosti Velikobritanii. 2015. Tom 25. № 10, nojabr'-dekabr'.

9. Kolesnikova L. Women and extremism // INTERSEC The Journal of International Security Great Britain. 2015. Vol.25. №8 September.

10. Morag N. Fighting Terrorism: International Models for Law Enforcement Police Chief // The official publication of the International Association of Chiefs of Police (IACP) USA. 2013. Vol. 80. №6 June.

11. Mackay D. Joint operation // INTERSEC The Journal of International Security Great Britain. 2008. Vol. 18. №6, June.

12. Somerville N. Open source // INTERSEC The Journal of International Security Great Britain. 2015. Vol. 25. №5 May.

— • — Сведения об авторе

Петр Николаевич Кобец, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ООНКСиПНК ЦООНИР, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России (Москва, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.