Научная статья на тему 'Характеристика кратковременной памяти у детейс задержкой психического и умственного развития'

Характеристика кратковременной памяти у детейс задержкой психического и умственного развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
698
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ / КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Залата О.А., Алиева Т.А.

В статье показаны особенности характеристик кратковременной памяти у детей с задержкой психического и умственного развития, обучающихся в специальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Залата О.А., Алиева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика кратковременной памяти у детейс задержкой психического и умственного развития»

the selection of the psychosomatic symptoms: from hermeneutic of symbol to ontogenesis of the personal psychodynamics

I. V. Ganzin

Summary. Selection of the psychosomatic symptom is the principal problem of psychosomatics. This work presents the author's attempt of developing complex approach based on integration of psychological and biological scientific paradigms. Psychosomatic syndrome is a way to balance between significance of intrapsychic psychodynamic conflict and psychosocial traumatic moments. Symptoms mirrors the evolution pyschodynamic conflict in the frame of stage of psychosomatic develop. Investigation of this problem is supposed the working in two levels. First level is gathering and analyzing information about patient from position of biopsychodynamic model. Second level is supposed the short-time psychoanalytic psychotherapy, focused on the actual problem. Theoretical positions are illustrated by the clinical case.

Key words: psychosomatic symptom, psychosomatic relations, symbol, psychodynamics.

УДК: 612.821-053.2/.6: 616.89-008-053.2: 152

характеристика кратковременной памяти у детей с задержкой психического и умственного развития

О. А. Залата, Т. А. Алиева «Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского»

Резюме. В статье показаны особенности характеристик кратковременной памяти у детей с задержкой психического и умственного развития, обучающихся в специальной школе.

Ключевые слова: дети, задержка развития, кратковременная память.

Состояние когнитивной сферы у детей с задержкой психического и умственного развития постоянно привлекает к себе внимание специалистов разного профиля, в том числе и психофизиологов. Известно, что отдельные нарушения в развитии ребенка (умственная отсталость, задержка психического развития, расстройства аутичного спектра) имеют определенные особенности характеристик памяти, внимания и мышления. Так для детей с умственной отсталостью (УО) свойственны замедленное усвоение нового материала, трудности при его воспроизведении и быстрое забывание воспринятого [1, 2]. Считают, что состояние памяти детей с расстройствами аутичного спектра зависит от причин развития заболевания. В 1943 г. Лео Каннером Каппег, 1943) впервые было дано клиническое описание не только такого психического и поведенческого расстройства, как аутизм, но и дана характеристика особенностей памяти у аутичных детей, включавшее в себя сочетание феноменальных способностей в определенных типах памяти, в том числе неспособностью использовать другие виды памяти [3]. В тоже время в настоящее время описаны трудности, испытываемые аутистами при попытках запоминания образов и, в особенности, лиц людей [4, 5]. В ранее опубликованных работах исследовали состояние когнитивных функций у здоровых детей [6] и с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях интерната [7].

целью настоящей работы явилось исследование характеристик кратковременной памяти у детей с задержкой психического и умственного развития, обучающихся в специальной школе.

Материалы и методы исследования

С использованием психологического тестирования было обследовано 20 детей (9,1±1,6) лет, учащихся 0-4 классов одной из специальных школ г. Симферополя. Для проведения психологического тестирования получили письменное согласие родителей или опекунов

ребенка. Диагностическая квалификация нарушений психического развития детей осуществлялась детскими психиатрами на основе клинико-психопатологического анализа и включила различные нозологические формы (задержка психического развития, умственная отсталость, расстройства аутичного спектра). С учетом особенностей психического развития детей разделили на следующие подгруппы: дети с задержкой психического развития (ЗПР) - 5, с умственной отсталостью (УО) - 9, с аутичными расстройствами - 6 человек.

Для оценки характеристик кратковременной памяти использовали несколько методик различной степени сложности. Исследование вербальной памяти осуществлялось при помощи методики А. Р. Лурия «Заучивание десяти слов» [2]. Дети должны были запомнить 10 односложных, логически не связанных между собой слов, произносимых экспериментатором вслух. Исследование зрительной памяти проводилось при помощи модифицированной методики «Запомни картинки» [8]. Тестируемый выполнял поиск определенных изображений, которые должен был запомнить заранее (время демонстрации стимульных изображений составляло 30-40 секунд). С учетом возраста и особенностей развития обследуемых детей данная методика была нами модифицирована, а именно изображения геометрических фигур были заменены на легко узнаваемые детьми силуэты предметов и животных (зонт, бабочка, дерево и др.). Для исследования процесса опосредованного запоминания (ассоциативная память) использовали методику по А. Н. Леонтьеву [1]. Ребенку предлагалось запомнить набор слов, при этом для облегчения задачи он должен был выбрать одну из предложенных карточек, изображение на которой ассоциативно связывалось им с запоминаемым словом. Через час ребенку показывали выбранные им карточки и просили вспомнить стимульные слова. Для детей разного уровня развития использовались два модифицированных варианта данной методики (первый заключался в запоминании 5 слов с использованием 9 карточек, второй - 10 слов при помощи выбора из 15 карточек). Статистический анализ данных проводился при помощи программ Microsoft Ехсе1 XP.

Результаты и их обсуждение

Результаты психологического тестирования позволили установить некоторые особенности характеристик кратковременной памяти у тестируемых детей с задержкой психического и умственного развития.

Лучше всего с поставленными заданиями справились дети с ЗПР (n=5; 7-10 лет). Дети этой подгруппы обладали достаточно сформированной кратковременной зрительной памятью (тест «Запомни картинки»), без существенных затруднений воспроизводили слова (методика «Заучивание десяти слов»), что свидетельствует о достаточно развитой вербальной памяти (рис. 1).

количество повторов теста

Рис.1. динамика запоминания 10 слов у 3-х детей с задержкой психического

развития в пяти пробах.

В большинстве случаев дети с ЗПР с легкостью строили ассоциативные связи «стимуль-ное слово - изображение», а затем воспроизводили либо само стимульное слово, либо связанный с ним ассоциативный ряд, например, машина (изображение) едет по дороге (слово).

Анализ полученных данных тестирования у детей с УО (п=9; 8-11 лет) показал существенные индивидуальные различия в состоянии такой когнитивной функции, как память. Лучше всего у них была развита кратковременная зрительная память, а наибольшее затруднение вызывало выполнение методики «Заучивание десяти слов», с которой они практически не справлялись. При опосредованном запоминании такие дети строили ассоциативные

связи с большим трудом, могли воспроизводить их сразу (попытка № 1), но через час (попытка № 2) не могли вспомнить ни стимульного слова, ни созданных ассоциаций, называя лишь изображение на картинке (например, это чашка, а не из чашки пьют чай). Следует отметить, что трое детей с УО смогли воспроизвести стимульные слова через час, а один из них частично справился с тестом «Заучивание десяти слов» (Рис. 2).

Рис. 2. динамика запоминания 10 слов в пяти пробах у ребенка с умственной

отсталостью.

Полученный результат может быть связан с интенсивной воспитательной работой родителей, и, по нашему мнению, требует уточнения поставленного психоневрологического диагноза.

По результатам выполненного тестирования минимальные мнестические способности были у детей с расстройствами аутичного спектра (n=6; 6-10 лет). Чаще всего дети этой группы не воспринимали инструкцию, испытывали трудности с узнаванием изображений на картинках, не могли повторить вслед за экспериментатором заучиваемых слов. Только двое из них демонстрировали попытку выполнить задание «Запомни картинки». В то же время, из беседы с родителями стало известно, что в домашних условиях эти дети не испытывают трудностей с запоминанием расположения вещей, последовательностей действий или интересующих их явлений. При этом большинство родителей отмечало затруднения, испытываемые их детьми при работе с образами, например, неумение или нежелание рисовать даже простейшие рисунки. Все это согласуется с имеющимися в литературе данными о проблемах с образной (в нашем случае кратковременной зрительной и ассоциативной) памятью, которые испытывают аутисты [5].

Выводы

Таким образом, только у группы детей с задержкой психического развития тестирование выявило достаточно сформированный уровень зрительной, вербальной и ассоциативной памяти.

Результаты настоящего исследования еще раз подтверждают необходимость индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей в специальных учебных заведениях. Используя данные психологического тестирования, родители и педагоги могут определить, какой вид памяти развит у ребенка в лучшей степени, какие проблемы с памятью нуждаются в коррекции. Последнее, несомненно, скажется на оптимизации педагогического процесса и последующей социальной адаптации ребенка.

Список использованной литературы

1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев.- М.: МГУ, 1972.- 575 с.

2. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Я. Рубинштейн.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- 448 с.

3. Kanner L. Autistic Disturbances of Affective Contact / L. Kanner // Nervous Child - 1972 - Vol. 2 - P. 217-250.

4. Recognition of face and non-face stimuli in autistic spectrum disorder / [Arkush L., Smith-Collins A.P., Fiorentini C., Skuse D. H.] // Autism research.- 2013.- № 6.- Р. 550-560.

5. Ewing L. Reevaluating the selectivity of face-processing difficulties in children and adolescents with autism / L. Ewing, E. Pellicano, G. Rhodes // Journal of experimental child psychology - 2013.- Vol. 115 (2).- P. 342-355.

6. Залата О. А. Характеристика когнитивных функций (кратковременная память, произвольное внимание) детей 12-13 лет с разным неврологическим статусом из регионов с разной антропогенной нагрузкой / О. А. Залата // Таврический медико-биологический вестник.- 2010.- Т. 13.- № 1 (49).- С. 61-66.

7. Залата О. А. Состояние когнитивных функций здоровых детей и детей с задержкой психического развития в связи с элементным дисбалансом / О. А. Залата, Е. В. Евстафьева // Материалы VIII Международного Междисциплинарного Конгресса Нейронаука для медицины и психологии 2-12 июня 2012 г.- Судак, Крым, Украина, 2012 - С. 176.

8. Немов Р. С. Психология. Книга 3. Психодиагностика / Р. С. Немов.- М.: «ВЛАДОС», 1998.- 640 с.

SHORT-TERM MEMORY CHARACTERISTICS IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION Background

Disorders in development of child (mental backwardness, mental retardation, autism) have peculiarities of cognitive functions. The state of cognitive functions in healthy children and with mental retardation was investigated earlier.

Aim of work was research the short-term memory characteristics in children with different type of mental retardation residents of a special-school.

Materials and methods

20 children with different type of mental retardation (9,1±1,6 age) studied at special-school were examined. The cognitive functions (short-term memory) investigation by different neuropsychological testing was carried out. The results have been processed by program Microsoft Exсel XP.

Results

The results of psychological tests have shown some peculiarities of short-term memory characteristics in all children.

In group of children with mental retardation (n=5; 7-10 age) results of test's were the best. Children of this group had enough well the visual, verbal and associative type of short-term memory.

In group of children with mental backwardness (n=9, 8-11 age) the significant individual differences in characteristics of short-term memory were revealed. The visual type of short-term memory was developed best of all.

In group of children with autism (n=6, 6-10 age) of short-term memory characteristics were the worst. Children of this group did not understand instruction and could not repeat words for an over learning.

Conclusions

Thus, results of psychological test indicated that visual, verbal and associative type of short-term memory was the best in group of children with mental retardation.

SHORT-TERM MEMORY CHARACTERISTICS IN CHILDREN wITH MENTAL RETARDATION

O. O. Zalata, T. A. Alieva

Summary. The authors presented the results of test examined of short-term memory in children with mental retardation, which studied at special-school

Keywords: children, mental retardation, short-term memory.

ХАРАКТЕРИСТИКА КОРОТКОЧАСОВО1 ПАМ'ЯТ1 У Д1ТЕЙ 13 ЗАТРИМКОЮ ПСИХ1ЧНОГО ТА РОЗУМОВОГО РОЗВИТКУ

О. О. Залата, Т. А. Ал1ева

Резюме. У статп показано особливосп характеристик короткочасово! пам'ят у детей iз за-тримкою психiчного та розумового розвитку, як навчаться у спещальнш школ!.

RftroHOBi слова: дин, затримка розвитку, короткочасна пам'ять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.