Научная статья на тему 'Характеристика искусства в культурфилософском дискурсе'

Характеристика искусства в культурфилософском дискурсе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
699
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ART / КУЛЬТУРА / CULTURE / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERNISM / ЦЕННОСТИ / VALUES / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ARTISTIC LIFE / МИРО-ЧЕЛОВЕК / СИНКРЕТИЧЕСКОЕ ЯДРО / КУЛЬТУРФИЛОСОФИЯ / WORLD-MAN / SYNCRETISM CORE / CULTURE-PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сигида Дарья Андреевна, Даниленко Татьяна Валентиновна

В статье рассматривается искусство как теоретическое понятие, его характеристика. Анализируется философская природа искусства, о чем писали многие ученые. Так, анализируя понимание духовности в творчестве Канта, Гегеля, с одной стороны, и русских философов, с другой, В. Диденко отмечает, что для первых духовное есть категориально логическое осмысление бытия, для вторых это само бытие; дух не только отражает материальную действительность, он её преображает, создает новую действительность. Философия постмодернизма, которая, имея устойчивую интенцию к расширению своего дискурсивного поля, характеризуется семантическим и категориальным многообразием, обусловленным принципиальным отказом от парадигмального единства. Эта ситуация влияет на развитие современного искусства, представляющего собой содержательно-образующее измерение, поднимающее роль и ценностный статус культуры, создавая в ней активное пространство для формирования художественной картины мира и нового мировоззрения человека, что играет немаловажную роль в самовыражении человека, как духовной ценности в современном информационном обществе. Актуальность статьи обуславливается нарастающим интересом науки к меняющимся ценностям в современном информационном обществе, где искусство является частью культуры, а так же, способом и формой общения с реальностью. Оно отражает весь окружающий мир и формируется в бесконечности содержательных отношений, в объединении, столкновении и появлении новых смыслов, в ассоциациях, в восхождениях и низведениях ценностей иллюзий, в рождении одних идей и в развенчивании других. Сделанные выводы в статье подтверждают что, и реальность, и истина, и ценность указывают на взаимосвязь философии и искусства, так как философское знание включает три взаимосвязанные части: онтологию учение об объективноуниверсальном бытии; гносеологию учение об универсальных закономерностях познания этой реальности; аксиологию учение о природе ценностей и общих закономерностях их производства и потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF ART IN CULTURAL-PHILOSOPHICAL DISCOURSE

The article deals with art as a theoretical concept, its characteristics. The philosophical nature of art, many scholars wrote about. Thus, analyzing the understanding of spirituality in the works of Kant, Hegel, on the one hand, and Russian philosophers, on the other hand, V. Didenko notes that for the first the spiritual has categorically logical understanding of being, for the second it's very being; not only reflects the spirit of the material reality, it transforms it, creates a new reality. The philosophy of postmodernism, which, with a steady intention to expand its discursive field, characterized by semantic and categorical diversity caused by a fundamental rejection of the paradigm of unity. This situation affects the development of modern art, which is a content-forming dimension, the role and value status of culture, creating in it an active space for the formation of the artistic picture of the world and the new human world that plays an important role in the self-expression of the person, as a spiritual value in the modern information society. The relevance of the article is caused by the growing interest in science to the changing values in today's information society, where art is part of the culture, as well as the manner and form of communication with the reality. It reflects the world around and formed into infinity meaningful relationships in the union, the collision and the emergence of new meanings, in associations, in ascents and relegation of illusions values in the birth of some ideas and debunking others. The findings confirm that in the article, and the reality and the truth, and the value indicates the relationship of philosophy and art as philosophical knowledge consists of three interrelated parts: ontology the doctrine of objective and universal being; epistemology the doctrine of the universal laws of cognition of this reality; axiology -teaching about the nature of values and general patterns of production and consumption.

Текст научной работы на тему «Характеристика искусства в культурфилософском дискурсе»

УДК 7.01

СИГИДА Дарья Андреевна, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Краснодарский филиал, г. Краснодар, Россия

daxer85@bk.ru

ДАНИЛЕНКО Татьяна Валентиновна, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Краснодарский филиал, г. Краснодар, Россия

daxer85@bk.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА В КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ

В статье рассматривается искусство как теоретическое понятие, его характеристика. Анализируется философская природа искусства, о чем писали многие ученые. Так, анализируя понимание духовности в творчестве Канта, Гегеля, с одной стороны, и русских философов, с другой, В. Диденко отмечает, что для первых - духовное есть категориально логическое осмысление бытия, для вторых - это само бытие; дух не только отражает материальную действительность, он её преображает, создает новую действительность. Философия постмодернизма, которая, имея устойчивую интенцию к расширению своего дискурсивного поля, характеризуется семантическим и категориальным многообразием, обусловленным принципиальным отказом от парадигмального единства. Эта ситуация влияет на развитие современного искусства, представляющего собой содержательно-образующее измерение, поднимающее роль и ценностный статус культуры, создавая в ней активное пространство для формирования художественной картины мира и нового мировоззрения человека, что играет немаловажную роль в самовыражении человека, как духовной ценности в современном информационном обществе. Актуальность статьи обуславливается нарастающим интересом науки к меняющимся ценностям в современном информационном обществе, где искусство является частью культуры, а так же, способом и формой общения с реальностью. Оно отражает весь окружающий мир и формируется в бесконечности содержательных отношений, в объединении, столкновении и появлении новых смыслов, в ассоциациях, в восхождениях и низведениях ценностей иллюзий, в рождении одних идей и в развенчивании других. Сделанные выводы в статье подтверждают что, и реальность, и истина, и ценность указывают на взаимосвязь философии и искусства, так как философское знание включает три взаимосвязанные части: онтологию - учение об объективно-универсальном бытии; гносеологию - учение об универсальных закономерностях познания этой реальности; аксиологию - учение о природе ценностей и общих закономерностях их производства и потребления.

Ключевые слова: искусство, культура, философия, постмодернизм, ценности, художественная жизнь, миро-человек, синкретическое ядро, культурфилософия

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-158-163

SIGIDA Darya A., Russian University of Economics named after G.V. Plek-

hanov, Krasnodar Branch, Krasnodar, Russia daxer85@bk.ru

DANILENKO Tatyana V., Russian University of Economics named after G.V. Plek-

hanov, Krasnodar Branch, Krasnodar, Russia daxer85@bk.ru

CHARACTERISTICS OF ART IN CULTURAL-PHILOSOPHICAL DISCOURSE

The article deals with art as a theoretical concept, its characteristics. The philosophical nature of art, many scholars wrote about. Thus, analyzing the understanding of spirituality in the works of Kant, Hegel, on the one hand, and Russian philosophers, on the other hand, V. Didenko notes that for the first - the spiritual has categorically logical understanding of being, for the second - it's very being; not only reflects the spirit of the material reality, it transforms it, creates a new reality. The philosophy of postmodernism, which, with a steady intention to expand its discursive field, characterized by semantic and categorical diversity caused by a fundamental rejection of the paradigm of unity. This situation affects the development of modern art, which is a content-forming dimension, the role and value status of culture, creating in it an active space for the formation of the artistic picture of the world and the new human world that plays an important role in the self-expression of the person, as a spiritual value in the modern information society. The relevance of the article is caused by the growing interest in science to the changing values in today's information society, where art is part of the culture, as well as the manner and form of communication with the reality. It reflects the world around and formed into infinity meaningful relationships in the union, the collision and the emergence of new meanings, in associations, in ascents and relegation of illusions values in the birth of some ideas and debunking others. The findings confirm that in the article, and the reality and the truth, and the value indicates the relationship of philosophy and art as philosophical knowledge consists of three interrelated parts: ontology - the doctrine of objective and universal being; epistemology - the doctrine of the universal laws of cognition of this reality; axiology -teaching about the nature of values and general patterns of production and consumption.

Keywords: art, culture, philosophy, postmodernism, values, artistic life, world-man, syncretism core, culture-philosophy

В современном мире важное место среди ценностей отводится внутреннему миру человека, его заботе о своем физическом и эмоциональном здоровье, где немаловажную роль играет стремление к самосовершенствованию посредством самовыражения.

Искусство - средство самовыражения человека. Предмет искусства - отношения человека и мира, а так же сам человек во всех его измерениях - психологическом, социальном, нравственном, духовном и бытовом. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться, чтобы он стал понятен.

Эстетическое отношение к действительности, содержащееся во всех видах человеческой деятельности стало предметом специального воспроизводства, особым видом человеческой

деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель. Это - искусство, которое всегда сопровождало человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала - рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью.

Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности.

С точки зрения эстетики постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ж. Бодрийар, Ж. Лакан, Ф. Гваттари и др.) искусство находится в одном ряду с другими феноменами культуры.

Культурфилософия - наука, ориентированная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена, представляет собой систему метафизических утверждений о ее сущности, генезисе и наиболее общих законах развития, прямо не опирающихся на эмпирические факты. Она сформировалась в конце XVIII - нач. XIX вв., хотя отдельные размышления и интуиции, связанные с культурой, можно проследить на всех этапах развития европейского сознания. Культурфилософская рефлексия рождается на путях осмысления универсалий. Термин «культурфилософия» был использован в начале XIX в. представителем немецкого романтизма А. Мюллером. К этой проблеме возвращались Бергсон, Шпенглер, Вин-дельбанд, Рикерт. Культурфилософские вопросы нашли место в творчестве Г. Федотова, Вл. Соловьева, Бердяева, Мережковского, К. Леонтьева, Н. Данилевского, Н. Бердяева, Вяч. Иванова, А. Блока и др. В рамках экзистенциализма огромный историко-культурный материал использовал в своих работах Ясперс, выдвинувший концепцию генезиса великих древних культур, осевого времени и т.д. В работах французских экзистенциалистов Камю, Сартра, Г. Марселя разрабатывались проблемы противостояния культуры и человека, контркультурных тенденций. Особую остроту в культурфилософии приобрела проблема кризиса современной культуры [1.].

Искусство как важнейший элемент культуры есть способ и форма общения с реальностью. Оно отражает весь окружающий мир и формируется в бесконечности содержательных отношений, в объединении, столкновении и появлении новых смыслов, в ассоциациях, в восхождениях и низведениях ценностей иллюзий, в рождении одних идей и в развенчивании других. Если присмотреться к тому, что происходит внутри искусства, каким образом множатся живые точки его энергии, то можно заметить: здесь все воображаемые, выпущенные на волю метафорически-образные силы играют друг с другом, раскрывают себя друг другу. И часто, как потом оказывается, начинают свой путь вопреки предположениям художника. Все компоненты, все смысловые порождения, смысловые свойства художественной материи становятся в искусстве «субъектами» проснувшегося метафорически-активного игрового процесса, а говоря проще - игроками. Они раскрывают себя, находятся в диалоге с другими, они движутся в поле предоставленной им свободы раскрытия.

Мир, в котором «живет» искусство, представляет собой особое пространство, где все возможности отворены, где часто вопреки внешности вещей и явлений в них начинает раскрываться неразгаданная поначалу сущность. Картина возникающей в произведении искусства художественной вселенной, от реалистической прозы до поэтического иносказания, наполнена рождающимися возможностями смыслов. В искусстве всегда есть присутствие непредсказуемости бытия,... а значит те самые сущностные философские начала человека [2].

Раскрывая философскую природу искусства, В. Соловьев писал, что «истинную реальность имеет только целостность и целостное явление. Форма без материи имеет общую определенность, но не имеет собственного существования. Материал без формы имеет существование как потенциал или силу, но не имеет никакой определенности. Соединение же их обладает и тем и другим и есть, таким образом, определенное существование или реальность» [3].

Кроме того, он отмечал, что «.всякое ощутительное изображение какого-то бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведение. Существующие ныне искусства в величайших своих произведениях, схватывая проблески вечной красоты в нашей текущей действительности и продолжая их далее, предваряют, дают предощущать нездешнюю, грядущую для нас действительность и служат, таким образом, переходом и связующим звеном между красотой природы и красотой будущей жизни. Понимаемое таким образом искусство перестает быть пустой забавой и становится делом важным и назидательным, но отнюдь не в смысле дидактической проповеди, а лишь в смысле вдохновенного пророчества» [4].

О философской природе искусства пишут многие ученые. Так, анализируя понимание духовности в творчестве Канта, Гегеля, с одной стороны, и русских

философов, с другой, В. Диденко отмечает, что для первых - духовное есть категориально логическое осмысление бытия, для вторых - это само бытие; дух не только отражает материальную действительность, он её преображает, создает новую действительность. Как продолжатель поисков русских философов, он считает, что искусство - способ творения духовного мира, создающего образы, превосходящие нашу реальность, призванного преображать материальное в духовное [5].

Философия, по словам Н. Бердяева, («Смысл творчества») - это искусство, которое принципиально отлично от поэзии, музыки или живописи и является искусством познания, можно рассматривать философский аспект искусства как ядра художественной жизни общества, т.к. именно с философией ее роднит то, что она является творчеством и стихией свободы, а не подчинением «мировой данности», что философия, как и искусство, предполагает одаренность и связана с личностью творца. Изменение образа философии и способов философствования в ХХ1веке, сближение философии с искусством, возрастание синкретизма культуры сделали задачу различения и сравнения философии и искусства весьма сложной.

Философское знание включает три взаимосвязанные части: онтологию - учение об объективно-универсальном бытии; гносеологию - учение об универсальных закономерностях познания этой реальности; аксиологию - учение о природе ценностей и общих закономерностях их производства и потребления. Можно утверждать, что и реальность, и истина, и ценность подтверждают взаимосвязь философии и искусства [6].

Эти феномены объединяют: способы отражения мира, способность влиять на Бытие, свойство отражать в своих произведениях мировоззрение философа, композитора, общую тенденцию синтеза и общий предмет изучения - Миро-Человек.

Размышляя о взаимосвязи искусства и философии, нужно отметить, что их предметом всегда был Миро-Человек. Специфика философского знания состоит в изучении возникновения и развития Мира в целом, в изучении законного места человека в этом мире, его ценностных ориентаций, смысла его Бытия, в изучении развития философской теории познания. Человек - предмет изучения искусства. Все это доказывает, что философия и искусство тесно связаны между собой, что «искусство есть искусство жить» [7].

В качестве теоретической основы культурфилософского дискурса искусства заложен принцип целостности, согласно которому оно изучается в целостности бытия, а не в одной, произвольно выбранной его части.

Человек - прежде всего создание природы, часть бытия, понимаемого как «всё», как качество Вселенной быть и быть целостным. Он возник вместе с бытием, поскольку в бытии разворачивалось лишь то, что было в него заложено. Если природа как сущность человека разворачивается только в обществе, то само возникновение общества есть следствие природы человека. Взаимосвязи и отношения человека шире социальных, несовпадение социального и общеприродного в нем позволяет опережать развитие существующих общественных отношений и ценностей.

Важно отметить, что только в искусстве культура, подобно организму, активно воспроизводит саму себя; в этом смысле искусство - самосознание культуры, её синкретическое ядро. Целостность культуры «начинается» с искусства как первичного синкреза, из которого «выщепляются» все её специализированные компоненты, и «завершается» искусством как высшим своим синтезом [8].

Э. Сурио в статье «Искусство и философия» (перевод и комментарии К. З. Акопяна) приводит пример из биографии Леонардо да Винчи, различая в нем художника и человека науки и трактует раздельно и последовательно эти два аспекта его духовной жизни и видит в подобном представлении определенную искусственность. Далее он пишет о Гете как поэте, рисовальщике и биологе.

Второй фактор, выделенный Э. Сурио в характеристике выбранных концептов, касается парадигмального вклада искусства в философию. И здесь на примерах из жизни известных ученых он доказывает влияние искусства, а точнее — тех или иных произведений искусства, на сознание философа очень различно в зависимости от индивидуальностей. Но повсюду, где можно его уловить, оно обнаруживается как интимное и глубокое, а также связанное с тем фактом, что любая ключевая тема, введенная в философию благодаря тайному наваждению произведения искусства, проводит в ней свою работу, подспудно и почти постоянно. Также очень

примечательно, что специальное объяснение тематической парадигмы, найденной в искусстве, почти что недостижимо. Приведенные факты имели коллективный и безличный характер.

На философском уровне размышления о сути искусства мы находим в учениях Дж. Вико, К. Гельвеция, И. Гердера, И. Канта, С. Пуфендорфа, Б. Франклина и др. Место искусства в культурфилософском дискурсе обусловлено тем, что бытие, мир, действительность осознавались как двусоставное, включающее в себя природу и искусство. Философия одновременно мыслилась как онтология натурфилософского типа и теория искусства, и понималась как «царство духа», как «мир человека», как совокупность различных форм сознания - нравственного, религиозного, эстетического и т. д.

Нужно отметить, что рационализм Просвещения рассматривал философию выше искусства. По этому поводу Гегель писал, что искусство - это стадия развертывания Абсолютного Духа, соответствующая в логическом отношении чувственно-наглядному выражению сущности, и понимал прекрасное как чувственную видимость идеи, которое обнаруживает ее всеобщность при сохранении индивидуальности содержания и высшей жизненной непосредственности. В истории культуры он различал три стадии развития искусства: символическую, где идея еще не обретает адекватных форм художественного выражения (искусства Древнего Востока); классическую, где форма и идея достигают полной адекватности (искусство греческой классики), и романтическую, где духовность перерастает какие-либо формы конкретно чувственного выражения и освобожденный дух рвется в иные формы самопознания - религию и философию (европейское искусство со средних веков и далее). Именно на этой стадии, по его мнению, начинается закат искусства, как исчерпавшего свои возможности.

Представители романтизма наоборот подчеркивали приоритет нерациональных, иррациональных способов познания и отношения человека к действительности, считая, что именно искусство имеет преимущества перед наукообразной философией. Они осмысливали природу как формирующееся символическое произведение искусства, стирая грань между жизнью, философией, религией, искусством. Так, по Шеллингу, Универсум образован в Боге как вечная красота и абсолютное произведение искусства, поэтому в рукотворном искусстве истина являет себя в более полном виде, чем в философии.

Именно в искусстве, в процессе созерцания, художественного озарения, откровения, духовной интуиции, наиболее полно и целостно выражаются сокровенные основы бытия. Оно является фундаментом религии, философии и всех наук. Шлейермахер утверждал, что эстетический опыт романтизма - это новый религиозный опыт, на основе которого должно осуществиться единение души с Универсумом.

Такая постановка проблемы подтверждает связь искусства со смежными областями человеческой деятельности и, особенно, с культурой и философией. Причем, не только искусство заимствует определенные культурологические и философские идеи, но и культура и философия стремятся овладеть языком искусства.

Многим известна фраза, что философия - острая приправа к искусству и жизни; жить и творить без философии - все равно, что всю жизнь питаться пресной пищей; но посвятить жизнь одной философии, не рассматривая её приложений к науке или искусству, - также странно, как питаться одной приправой.

Таким образом, между вышеуказанными культурой, философией и искусством сформировались своеобразные мутационные процессы, в результате которых сформировалось новое качество искусства, представляющее собой сплав художественных и умозрительных компонентов.

Итак, вышеизложенное доказывает тот факт, что искусство находится в тесной связи с философией и культурой, оказывает на них влияние, благодаря чему эти науки предстают в существенно новом свете, а человеческое общество превращается в шедевр искусства для человека вообще. Эта мысль прошла красной нитью через всю историю философии от Платона, через Плотина, Августина, Шеллинга, вплоть до Вл. Соловьева [9] и современных философов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гуревич, П. Культурология. XX век. Энциклопедия. - М., 1998; Кравченко, А. Культурология: Словарь. - М., 2000

2. Ястребова, Н. Человек в игре и искусстве. Теория художественной культуры. Вып. 3. - М., 1999. - С. 91-92, 93,

96

3. Соловьев, В. Философские начала цельного знания. Соч. в 2 томах. Т.2. - М.,1988. - С. 286

4. Соловьев, В. Общий смысл искусства. Соч. в 2 томах. - С. 399

5. Диденко, В. Духовный мир искусства. - М., 1993

6. Бранский, В. Искусство и философия. - Калининград, 1999. - С. 238

7. Новикова, Т. Философия искусства. Эзотерические традиции. - М., 1996. - С. 25-32

8. Эткинд, А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. - М., 1995. - С. 91

9. Бранский, В. Искусство и философия. - Калининград, 1999. - С. 689

10. Сигида Д.А. Искусство в художественной жизни современного российского общества (культурфилософский дискурс) диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук/ Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Краснодар, 2012

11. Даниленко Т.В. Человек и его ценности в информационном обществе (методологический аспект). Научно-практический журнал «Сфера услуг: инновации, качество», 2013. №11, стр. 59-69.

12. Даниленко Т.В. Индивидуализм как культурная парадигма российского общества (методологический аспект). Научно-практический журнал «Сфера услуг: инновации, качество», 2013. №13, стр. 1-12.

13. Алексеенко О.И. История России глазами современных студентов. Наука в современном обществе: Сбор. Статей V международной научной конференции. - Ставрополь: Логос, 2014. - 166 с. С.56-61.

REFERENCES

1. Gurevich P. Cultural Studies. XX century. Encyclopedia. [kul'turologiya]. M., 1998; Kravchenko A. Cultural Studies: dictionary. [kul'turologiya: slovar']. M., 2000 (in Russ)

2. Yastrebova N. The man in the game, and the arts . The theory of artistic culture. [Chelovek v igre i iskusstve. Teoriya khudozhestvennoy kul'tury]. No.3. M., 1999. P. 91-92, 93, 96 (in Russ)

3. Solovyov V. Philosophical Principles of Integral Knowledge . Writings in 2 volumes. [Filosofskie nachala tsel'nogo znaniya. Soch. v 2 tomakh. T.2]. M., 1988. pp. 286 (in Russ)

4. Solovyov V. The general meaning of art . Writings in 2 volumes. [Obshchiy smysl iskusstva. Soch. v 2 tomakh.]. pp. 399 (in Russ)

5. Didenko B. The spiritual world of art. [Dukhovnyy mir iskusstva]. M., 1993 (in Russ)

6. Bransky B. Arts and Philosophy . [Iskusstvo i filosofiya]. Kaliningrad 1999. pp. 238 (in Russ)

7. Novikova T. Philosophy of Art . Esoteric traditions. [Filosofiya iskusstva. Ezotericheskie traditsii]. M., 1996. pp. 25-32 (in Russ)

8. Etkind A. Sodom and Psyche: Essays on the intellectual history of the Silver Age. [Sodom i Psikheya: Ocherki intellektual'noy istorii Serebryanogo veka]. M., 1995. pp. 91 (in Russ)

9. Bransky B. Arts and Philosophy . [Iskusstvo i filosofiya]. Kaliningrad 1999. pp. 689 (in Russ)

10. Sigida D.A. Art in the artistic life of the modern Russian society (kulturfilosofskij discourse) the dissertation for the degree of candidate of philosophical sciences. [Iskusstvo v khudozhestvennoy zhizni sovremennogo rossiyskogo obshchestva (kul'turfilosofskiy diskurs)]. Krasnodar State University of Culture and Arts. Krasnodar, 2012 (in Russ)

11. Danilenko T.V. The man and his values in the Information Society (methodological aspect). [Chelovek i ego tsennosti v informatsionnom obshchestve (metodologicheskiy aspekt)]. Scientific and practical journal "Services: innovation, quality", 2013. no 11, pp 59-69. (in Russ)

12. Danilenko T.V Individualism as a cultural paradigm of Russian society (methodological aspect). [Individualizm kak kul'turnaya paradigma rossiyskogo obshchestva (metodologicheskiy aspekt)]. "Scientific and practical journal: Services: innovation, quality ", 2013. no13, pp 1-12. (in Russ)

13. Alekseenko O.I. The history of Russia through the eyes of today's college students. [Istoriya Rossii glazami sovremennykh studentov]. Science in the modern society: the Gathering. Articles V international scientific conference. Stavropol : Logos , 2014. 166 p. pp.56-61. (in Russ)

Информация об авторе

Сигида Дарья Андреевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Краснодарский филиал, г. Краснодар, Россия daxer85@bk.ru

Даниленко Татьяна Валентиновна, кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Краснодарский филиал, г. Краснодар, Россия daxer85@bk.ru

Information about the author

Sigida Darya A., Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Humanities, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Krasnodar Branch, Krasnodar, Russia daxer85@bk.ru

Danilenko Tatyana V., Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Humanities, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Krasnodar Branch, Krasnodar, Russia daxer85@bk.ru

Получена:18.02.2016

Для цитирования статьи: Сигида Д.А., Дани-ленко Т.В. Характеристика искусства в куль-турфилософском дискурсе. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 2. с. 158-163. Сок 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-158-163

Received: 18.02.2016

For article citation: Sigida D.A., Danilenko T.V. Characteristics of art in cultural-philosophical discourse. [Kharakteristika iskusstva v kul'turfilosof-skom diskurse]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 1. Vol. 2. Pp. 158-163.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-158-163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.