Научная статья на тему 'Характеристика исходного состояния сформированности экологических представлений будущих специалистов физической культуры'

Характеристика исходного состояния сформированности экологических представлений будущих специалистов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Л. Н., Рубцова В. Л.

Makarova L.N., Rubtsova V.L. characteristic of the initial state of formedness of ecological notions of future specialists of physical culture. The article presents the methods of evaluating the levels of formedness of ecological notions of physical culture students. The detailed quality and quantity analysis of the results received is given, pedagogical conditions of effective development of ecological notions of the students are elaborated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика исходного состояния сформированности экологических представлений будущих специалистов физической культуры»

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Л.Н. Макарова, В.Л. Рубцова

Makarova L.N., Rubtsova V.L. Characteristic of the initial state of formedness of ecological notions of future specialists of physical culture. The article presents the methods of evaluating the levels of formedness of ecological notions of physical culture students. The detailed quality and quantity analysis of the results received is given, pedagogical conditions of effective development of ecological notions of the students are elaborated.

Цель первого этапа экспериментальной работы заключалась в выявлении начального уровня сформированности экологических представлений студентов в соответствии с выделенными нами показателями. В констатирующем эксперименте принимали участие студенты 1-го курса Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. В ходе эксперимента были выделены следующие группы: экспериментальная (ЭГ) -студенты Института физической культуры и спорта, обучающиеся по специальностям: «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» (61 человек) и контрольная (КГ) -студенты Института математики, физики и информатики, обучающиеся по специальностям: «Математика», «Прикладная математика и информатика», «Прикладная математика в гуманитарной области» (56 человек). Выбор студентов, принявших участие в констатирующем эксперименте, объясняется следующим. Во-первых, в блоке естественнонаучных и математических дисциплин государственного образовательного стандарта всех вышеуказанных специальностей отсутствуют дисциплины экологической направленности. Во-вторых, мы предполагаем, что ориентированность на получение будущей специальности преимущественно гуманитарной или технической направленности влияет на процесс развития экологических представлений.

Качественный и количественный анализ полученных данных позволил установить степень выраженности экологических представлений студентов. При описании результатов констатирующего этапа эксперимента мы придерживались следующей последовательности изложения: определение состояния сформированности экологических пред-

ставлений студентов и уровневая характеристика проявления показателей. Такая последовательность и комплексное использование различных методов исследования позволили наиболее объективно установить изначальное состояние сформированности экологических представлений, а также выявить педагогические условия, способствующие эффективному их формированию.

Определение состояния сформированно-сти экологических представлений студентов осуществлялось по следующим показателям: наличие ценностных ориентаций экологической направленности, умение осмысливать общественный и индивидуальный экологический контекст ценностных ориентаций, умение трансформировать ценностные ориентации экологической направленности в экологическое поведение, наличие идеального образца отношений человека к природе, позитивное отношение к формируемым экологическим представлениям, проявление экологического отношения к природе, умение регулировать свои потребности в соответствии с возможностями природы в их обеспечении, оценка поступков в контексте формируемых экологических представлений, экологическая регуляция поведения.

Для определения количественных уровней проявления каждого показателя в качестве базовых методик мы использовали: анкетирование, тестирование, методику незаконченных предложений, решение практических ситуаций, которые дополнялась и уточнялась с помощью дополнительных методик: включенное наблюдение при посещении занятий, массовых мероприятий студентов, анализ продуктов учебной деятельности студентов (тестовые задания, доклады, рефераты и т.п.). Для получения репрезентативных данных в ходе эксперимента мы привлекали к нашему исследованию экспертов, в качест-

ве которых выступали преподаватели экологических дисциплин, обучающие студентов различных специальностей.

Нами была использована трехбалльная шкала, согласно которой при полном проявлении показателя присваивалось 3 балла, что соответствует экоцентрическому уровню, при частичном проявлении показателя - 2 балла, что соответствует антропоцентрическому уровню, при отсутствии проявления показателя - 1 балл - эгоцентрический уровень.

До начала эксперимента нами было принято решение об анонимности определения исходного уровня сформированности экологических представлений, так как такой подход снижает риск восприятия испытуемым опросов и тестирования как формы контроля и тем самым повышает степень искренности опрашиваемых.

Следует отметить, что полученные сведения отражают уровень экологических представлений студентов, сформированный средствами естественнонаучных дисциплин (экологический аспект) в условиях средней школы.

Для того чтобы выяснить представления студентов о ценностях и жизненных ориентирах экологической направленности (показатель - наличие ценностных ориентаций экологической направленности), мы использовали в качестве базовой модифицированную методику М. Рокича, взяв ее за основу. Студентам предлагалось проранжировать 12 ценностей-целей в порядке убывания их значимости для собственной жизни. При этом после прочтения всего перечня надо было выбрать шесть, которые являются для них основными (с 1 по 6 места), затем выбрать шесть, стремление к которым не имеет смысла (7-12 места). Три балла студент получал при наличии экологических ценностей, понимании (признании) значимости экологических ценностей и трансформации их в ценностные ориентиры. Два балла присваивалось при наличии экологических ценностей, но при этом отсутствует их осмысление и трансформация в ценностные ориентации экологической направленности. Один балл получал тот студент, у которого отсутствуют экологические ценности и ценностные ориентации экологической направленности.

На эгоцентрическом уровне оказались 32,79% студентов ЭГ и 35,71% - студентов КГ. Студенты, ранжируя ценностные ориентации, приоритетными считали те, которые направлены только на собственные интересы человека. При этом они выделяют в качестве основных для себя следующие: человек как высшая ценность, собственное благополучие, законопослушность, умение принимать выгодные для себя решения, умение ценить материальные блага, непримиримость к недостаткам других.

Вместе с тем 40,98% студентов ЭГ и 33,93% студентов КГ оказались на антропоцентрическом уровне. Будущие специалисты, наравне с ценностными ориентациями, направленными на приоритет человека, выделяют и ценностные ориентации экологической направленности: право любого организма на жизнь, способность принятия рациональных решений, уважение к законам природы.

Отметим, что у исследуемых студентов присутствует экоцентрический уровень сформированности данного показателя, причем как среди студентов ЭГ, так и КГ -26,23% и 30,36% соответственно. Из предложенного списка ценностных ориентаций эти студенты выделяли: способность принятия рациональных решений, благополучие всех обитателей природы, понимание красоты окружающего мира, уважение к законам природы, право любого организма на жизнь, толерантность. Студенты, находящиеся на данном уровне, не только осознают равноправие всех обителей природы, они уверены, что уважение к законам природы при принятии решений поможет избежать многих экологических проблем.

Такое положение, на наш взгляд, может быть обусловлено введением в школьные программы экологических курсов и сформи-рованностью экологических представлений у студентов рядом естественных дисциплин. Следует отметить отсутствие процентного расхождения в количественных характеристиках у студентов ЭГ и КГ.

Для того чтобы выявить у студентов умение осмысливать общественный и индивидуальный экологический контекст ценностных ориентаций, в качестве базового метода исследования мы использовали анкети-

рование. Студентам было предложено 10 утверждений, каждое из которых подразумевало как и индивидуальный экологический контекст, так и общественный. Если студент согласен с ним, он должен был выбрать вариант ответа «всегда», если не в полной мере -«иногда», если не согласен - «никогда».

Три балла студент получал при умении дифференцировать общественные и индивидуальные ценностные ориентации, осмысливать их экологический контекст (индивидуальные ценностные ориентации содержат и экологические). Два балла присваивались в том случае, если выявлено умение осмысливать общественный и индивидуальный экологический контекст ценностных ориентаций, но при определении своих собственных взглядов и интересов экологический контекст практически не учитывается. Один балл получал тот студент, который не сумел дифференцировать общественные и индивидуальные ценности и ценностные ориентации; если он и осознает общественный и индивидуальный экологический контекст ценностных ориентаций, все же интересы человека считает приоритетными в любом случае.

Следует отметить отсутствие процентного расхождения в количественных характеристиках у студентов ЭГ и КГ. Наибольшие процентные характеристики, как и по первому показателю, соответствуют эгоцентрическому уровню сформированности исследуемого показателя: у 50,82% студентов ЭГ и 51,79% студентов КГ, что характеризуется отсутствием осознания важности экологического контекста ценностных ориентаций. Однако у 26,23% студентов ЭГ и 32,14% студентов КГ в результате исследования выявлено умение осмысливать общественный и индивидуальный экологический контекст ценностных ориентаций, но преимущественно личные интересы приоритетнее (антропоцентрический уровень). И только 22,95% студентов ЭГ и 16,07% студентов КГ оказались на экоцентрическом уровне.

Преобладающее большинство испытуемых, находящихся на эгоцентрическом уровне, можно объяснить сложившимся отношением к предметам «Биология» и «Экология» в школе, где их рассматривают как второстепенные и легкие в усвоении. Завышенные школьные оценки формируют у учащихся

иллюзию получения ими знаний, умений и навыков, и негативное отношение к дальнейшему изучению и решению экологических проблем.

Проявление показателя - умение трансформировать ценностные ориентации экологической направленности в экологическое поведение - складывается из суждений студентов при решении проблемных ситуаций в случае, если они являются руководителями промышленного предприятия. Три балла студент получал при наличии умения использовать ценностные ориентации экологической направленности в качестве активатора действий в профессиональной деятельности. Два балла присваивалось в случае эпизодического использования ценностных ориентаций экологической направленности в качестве ориентиров профессиональной деятельности. Один балл получал тот студент, который не использовал ценности экологической направленности в качестве ориентира профессиональной деятельности, экономические интересы человека считал приоритетными в любом случае.

Преобладающее большинство студентов ЭГ (68,85%) и КГ (71,43%) не используют ценности экологической направленности в качестве ориентира профессиональной деятельности, что соответствует эгоцентрическому уровню. При осуществлении выбора между экологической безопасностью и экономической выгодой они выбирали последнюю, при этом они не осознавали всю важность экологических проблем.

Учитывая отрицательное воздействие промышленной деятельности человека на окружающую среду и необходимость экономического роста, 22,95% студентов ЭГ и 17,86% студентов КГ убеждены в необходимости нахождения компромиссов при принятии решений в профессиональной деятельности, т.е. они находятся на антропоцентрическом уровне.

И только для незначительной части студентов (8,20% - ЭГ и 10,71% - КГ) характерен экоцентрический уровень умения трансформировать ценностные ориентации экологической направленности в экологическое поведение. Они полностью убеждены, что экологическая безопасность в их дальнейшей профессиональной деятельности значитель-

но важнее экономической выгоды, что в значительной степени будет определяться их стремлением к использованию новых методов и способов предотвращения экологических проблем.

С целью выявления уровня сформиро-ванности экологических представлений по показателю наличие идеального образца отношений человека к природе мы в качестве основного метода использовали анкетирование. Студентам были предложены варианты ответов на вопрос: Каково Ваше представление об отношениях человека и природы? Три балла студент получал, если в качестве образца отношений человека к природе он указывал на равноправие человека и всех обитателей окружающей среды. Два балла присваивалось в том случае, когда студент считает себя приоритетным обитателем природной среды. Один балл получал тот, кто называет человека покорителем природы.

Эгоцентрический уровень сформирован-ности данного показателя показали 54,10% студентов ЭГ и 35,71% студентов КГ. По их мнению, человек относится к природе только как своей среде обитания и бездонному источнику ресурсов, является покорителем природы, считает свои интересы, безусловно, важнее интересов обитателей окружающей среды.

Приблизительно третьей части студентов ЭГ и половине будущих специалистов КГ, принимающих участие в констатирующем эксперименте (29,51% ЭГ и 50,00% КГ), соответствует антропоцентрический уровень сформированности идеального образца отношений человека к природе. Они считают, что человек должен относиться к природе как среде обитания всех живых организмов, источнику ресурсов, он является «венцом природы», во многом считает его интересы важнее интересов обитателей окружающей среды.

И, по мнению 16,39% студентов ЭГ и 14,29% студентов КГ, человек должен относиться к природной среде как целостной, не-расчлененной системе, обеспечивающей жизнедеятельность человека как биологического вида; рассматривать природные ресурсы с позиций рационального природопользования; считать себя равноправным обитателем природной среды; интересы человека

равнозначны интересам обитателей окружающей среды, что соответствует экоцен-трическому уровню.

Такое положение, на наш взгляд, может быть обусловлено тем, что формирование идеального образца отношений человека к природе, в том числе бережное и ответственное, в современных условиях школьного образования обеспечено традиционными методами обучения - сообщением разнообразных фактов, развитием системы знаний в определенной области. При этом мы считаем, что формирование идеального образца отношений человека к окружающей среде, т.е. бережное и ответственное, может быть наилучшим образом обеспечено таким обучением, которое вовлекает учащихся в продуктивное взаимодействие с природой.

Следующий показатель - позитивное отношение к формируемым экологическим представлениям. Для выяснения уровней сформированности по этому показателю студентам была предложена анкета с утверждениями. Если студенты согласны с утверждением, то необходимо выбрать ответ «да», если затрудняются ответить - «не совсем», если не согласны - «нет». Три балла получал тот студент, у которого в анкете преобладал ответ «да», два балла - ответ «не совсем», один балл - ответ «нет».

К сожалению, приблизительно у пятой части студентов ЭГ (22,95%) экологические представления по данному показателю сформированы на эгоцентрическом уровне. При этом приятно отметить, что на этом же уровне оказались только 8,93%у будущих специалистов КГ. Студенты, оказавшиеся на этом уровне, уверены, что в вузе не обязательно должен быть живой уголок или институтский сад, что экскурсии в зоопарк, оранжереи и т.д. со студентами в период обучения - «пустая трата времени», что нет никакой необходимости в проведении бесед

о влиянии окружающей среды на здоровье человека в процессе изучения гигиены, ва-леологии, БЖД.

У 50,82% испытуемых ЭГ и 26,78% испытуемых КГ данный показатель соответствует антропоцентрическому уровню сформи-рованности. Эта группа студентов наряду с необходимостью создания живых уголков и посещения зоопарка считает неотъемлемой

частью образовательного процесса работу студенческих кружков по экологии и охране окружающей среды, знакомство с новинками естественнонаучной литературы.

Следует обратить внимание на процентное расхождение студентов экспериментальной и контрольной групп в отношении к формируемым экологическим представлениям. 26,23% студентов ЭГ и 64,29% студентов КГ считают необходимым включение дисциплин экологической направленности в учебные планы, независимо от специальности, организацию экскурсий на предприятия для знакомства с системой очистительных сооружений, обязательным проведение со студентами в период практик мероприятий экологической направленности, привлечение к деятельности таких организаций, как «Green peace», что соответствует экоцентрическому уровню сформированности. Причиной данного результата мы считаем осознание будущими специалистами технического профиля негативных последствий техногенной деятельности человека, и, в связи с этим, необходимости введения экологического компонента в профессиональное образование. При этом будущие специалисты гуманитарного профиля, по нашему мнению, считают, что экологический подход в их профессиональной деятельности не обязателен, так как с технологическими процессами в профессиональной деятельности будут связаны только студенты, получающие образование технических специальностей.

В основу выявления уровней сформиро-ванности экологических представлений по показателю - проявление экологического отношения к природе - в качестве базовой мы выбрали методику незаконченных предложений. Студентам были предложены утверждения с противоположенными действиями. Необходимо было выбрать одно из действий и аргументировать свое решение. Три балла получал тот студент, который предпочитает активную деятельность по охране природы, так как именно человек оказывает наибольшее негативное влияние на окружающую среду, поэтому он и обязан ликвидировать последствия своей деятельности, и заботиться о благоприятных условиях существования всех обитателей природы. Два балла получал студент, который предпо-

читает вести активную деятельность по защите природы, потому что неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды плохо сказывается на здоровье человека и негативно отразится на последующих поколениях людей. Один балл присваивался, если студент предпочитал пассивную деятельность по охране окружающей среды, потому что природа создана не для того, чтобы ее охранять, а использовать ее ресурсы.

Анализ незаконченных предложений показал, что большинство испытуемых (65,57% ЭГ и 62,50% КГ) предпочитают пассивную деятельность по охране окружающей среды, так как это занимает много времени и не приносит никакого дохода; их не заботит состояние окружающей среды в своем городе, потому что «и так пока нормально»; они не считаются с правами всех обитателей природы, потому что «человек - покоритель природы»; они не относятся к охоте как к законному браконьерству, потому что это приятное времяпрепровождение, а животные и созданы для того, чтобы их убивать, что соответствует эгоцентрическому уровню сфор-мированности.

22,95% студентов ЭГ и 28,57% студентов КГ соответствует антропоцентрическому уровню сформированности. Их заботит состояние окружающей среды в их городе, так как именно они там живут, они не оставляют мусор в лесу, где отдыхали, потому что «о них могут плохо подумать люди», они принимают участие в озеленении города, так как их могут заставить в институте, хорошо относятся к деятельности организаций, подобных «Green peace», потому что это сейчас модно.

Достигли экоцентрического уровня сформированности рассматриваемого показателя 11,48% студентов ЭГ и 8,93% студентов КГ. Они предпочитают активную деятельность по охране окружающей среды, потому что только так можно ликвидировать негативные последствия человеческой деятельности; они являются участниками организаций, подобных «Green peace» или иногда оказывают им помощь, потому что «они действительно защищают флору и фауну нашей планеты»; их заботит состояние окружающей среды в своем городе, так как в нем живут не только они, но и другие живые обита-

тели природы; принимают участие в озеленении города (своего района), так как можно восстановить и увеличить растительность; не мусорят, потому что это ведет к загрязнению окружающей среды; по их мнению, охота -это законное браконьерство, потому что «каждый обитатель природы имеет право на жизнь».

Необходимо отметить следующее противоречие: несмотря на то, что количество испытуемых контрольной группы почти в 2,5 раза (64,29%), по сравнению с испытуемыми экспериментальной группы (26,23%), позитивно относятся к формируемым экологическим представлениям, тем не менее данный факт не находит отражения в конкретных проявлениях экологического отношения к природе. В то же время студенты экспериментальной группы в преобладающем большинстве по данному показателю, в отличие от предыдущего, достигли только эгоцентрического уровня.

В основу выявления уровня сформиро-ванновасти экологических представлений по показателю умение регулировать свои потребности в соответствии с возможностями природы в их обеспечении мы вновь в качестве базовой выбрали методику незаконченных предложений. Три балла получал студент, если он предлагал способы рационального природопользования. Два балла получал тот студент, который предлагал экономить ресурсы, но не при этом не предлагал путей преодоления возникшего вследствие этого экономического кризиса. Один балл присваивался, если студент считал, что необходимо увеличить использование природных ресурсов, так как это способствует экономическому развитию.

Анализ незаконченных предложений показал, что большинство студентов ЭГ (47,54%) и в 1,5 раза меньше студентов КГ (30,36%) оказались на эгоцентрическом уровне. Несмотря на исчерпаемость природных ископаемых, студенты данного уровня предлагают усилить их добычу, так как это способствует экономическому росту; с увеличением потребности в автотранспорте в атмосфере возросла концентрация газов, вызывающих парниковой эффект, тем не менее, студенты не предложили решения данной проблемы; зная, что федеральный бюджет

России во многом зависит от добычи нефти и газа, студенты предложили усилить их добычу; не предложены также решения проблем охраны животных и растений.

В то же время 36,07% студентов ЭГ и 21,43% студентов присущ антропоцентрический уровень. В связи с уменьшением запасов металлических руд, исчерпаемостью водных и почвенных ресурсов, студенты предлагают снизить их использование. При этом они не предвидят снижения темпов экономического развития и последствий, которые за этим последуют. Решая проблему пожаров и промышленной вырубки лесов, они хотят ограничить использование древесины в промышленности, при этом материалы, заменяющие дерево, предложены не были. Зная, что федеральный бюджет нашей страны зависит от добычи нефти и газа, они считают необходимым снизить их добычу, при этом не задумываются о последствиях, которые последуют в экономике России. Студентам, которым характерен антропоцентрический уровень, не было предложено никаких рациональных решений природопользования.

У большинства студентов КГ (48,21%) и, к сожалению, у малого количества студентов ЭГ (16,39%) данный показатель соответствует экоцентрическому уровню сформирован-ности экологических «представлений-потребностей». В связи с ростом научно-технического прогресса и возросшей потребностью в добыче полезных ископаемых, по мнению этой группы студентов, необходимо искать новые материалы и восполняемые источники энергии. Так как запасы водных ресурсов ограничены, поэтому они предлагают использовать на предприятиях замкнутые водные циклы, вторичное использование воды. В связи с развитием агрокомплекса черноземной слой почвы постоянно истощается, поэтому был предложен ряд мероприятий по ее охране: использование удобрений, системы «под пар», посадка деревьев вдоль полей и т.д.

С увеличением потребности в автотранспорте в атмосфере возросла концентрация газов, вызывающих парниковой эффект, поэтому студентами было принято решение о переходе на более экологичное топливо, усилении окисления с помощью катализато-

ров в двигателях автомобилей, замене автомобили на велотранспорт по возможности. Так как многие виды животных и растений на грани исчезновения, студентами было предложено развивать систему заповедников, заказников, национальных парков; являться участником или оказывать помощь организациям типа «Green peace». В связи с тем, что федеральный бюджет России во многом зависит от добычи нефти и газа, а эти ископаемые являются исчерпаемыми, то, по мнению этой группы студентов, необходимо больше строить нефтеперерабатывающих заводов и продавать готовый продукт, а не сырье, и ориентировать доход страны на наукоемкие технологии.

Подобное расхождение результатов, в частности большинство студентов ЭГ (47,54%) по данному показателю находятся на эгоцентрическом уровне, а студентов КГ (48,21%) - на экоцентрическом уровне, вызвано, на наш взгляд, недостаточными знаниями студентов об альтернативных источниках энергии, правилах рационального природопользования, о преимуществах газо- и нефтеперерабывающей промышленности перед газо- и нефтесырьевой, о значении и преимуществах наукоемких технологий, что объясняется, по нашему мнению, спецификой гуманитарного образования.

Чтобы оценить исходный уровень сфор-мированности экологических представлений по показателю оценка поступков в контексте формируемых экологических представлений, студентам был предложен перечень поступков. Если испытуемый поступил бы также, то он получает три балла, в зависимости от ситуации - два балла, если никогда бы так не сделал - один балл.

Проанализировав результаты тестирования, мы выяснили, что 60,66% студентов ЭГ и 64,29% студентов КГ соответствует эгоцентрическому уровню. Они никогда бы не помогли бездомному животному; бросают мусор мимо урны и уж тем более не сортируют его; не экономят электроэнергию, газ, воду; не принимают участия в экскурсиях и похода, потому что это отнимает время; не принимают участия в субботниках.

21,31% испытуемым ЭГ и 23,21% испытуемым КГ присущ антропоцентрический уровень поступков в контексте формируе-

мых экологических представлений. Эти студенты окажут помощь беспомощному животному, если оно им понравится; не бросают мусор мимо урны, если это могут увидеть окружающие; проявляют интерес к информации экологической направленности, потому что это актуально; экономят электроэнергию, газ, воду из-за их оплаты; принимают участие в экскурсиях и походах, потому что имеют возможность пообщаться с другими людьми; принимают участие в субботниках, потому что заставляют в институте; стараются по возможности вести здоровый образ жизни; проверяют свой автомобиль на уровень газов, вызывающих парниковый эффект, если заставляют сотрудники ГИБДД.

И, к сожалению, наименьшее количество студентов соответствует экоцентрическому уровню сформированности (18,03% студентов ЭГ и 12,50% студентов КГ). Студенты данного уровня никогда не бросают мусор мимо урны и утилизируют его по возможности; проявляют интерес к информации экологической направленности, так как соответственно ей руководствуются в своих поступках; экономят электроэнергию, газ, воду не только из-за их оплаты, а из-за исчерпаемо-сти полезных ископаемых; принимают участие в субботниках, потому что это реальная возможность очистить природную среду от загрязнений; принимают участие в экскурсиях и походах, потому что это возможность быть ближе к природе; ведут здоровый образ жизни.

Для того чтобы получить количественные характеристики следующего показателя -экологическая регуляция поведения, - мы использовали методику «Решение практических ситуаций». Студентам нужно было ответить на вопрос: «Как поступили бы Вы в следующих ситуациях и объясните действия». Если студент, сталкиваясь с антиэколо-гичным поведением людей, сделает им замечание и примет участие в ликвидации последствий подобного поведения, то ему присваивалось три балла. Два балла получал студент, если, сталкиваясь с антиэкологич-ным поведением людей, не сделает им замечание, потому что боится. Один балл присваивался в том случае, если студент не

осознает, что подобное поведение антиэко-логичное.

У 54,10% студентов ЭГ и 53,57% студентов КГ данный показатель соответствует эгоцентрическому уровню развития данного показателя. В ситуации, когда человек намеренно мусорит, эта группа студентов ничего не сделает, потому что считают, что «ничего уже не изменишь», «что, мне больше всех надо», «а я и сам так делаю». Когда не экономят воду, студенты этого уровня ничего не предпримут, ведь оплачиваются не литры используемой воды, а фиксированная сумма. В ситуации, когда новые технологии производства приносят прибыль, а их последствия приводят к загрязнению окружающей среды, и когда очистительные сооружения не справляются по старости с объемами отходов производства, никаких действий вновь не последует, потому что экономическая прибыль важнее экологической безопасности.

29,51% студентов ЭГ и 28,57% студентов КГ присущ антропоцентрический уровень. В ситуации, когда проект, предлагаемый ведущим уважаемым коллегой, заведомо приведет к экологической проблеме, студенты этой группы поступили бы так же, как и большинство. Причиной такого решения является также страх перед уважаемым коллегой. В ситуации, когда новые технологии производства рентабельны, а последствия их использования негативно сказываются на состоянии окружающей среды, и когда система фильтров не справляется по старости с объемами отходов производства, по мнению студентов, необходимо снизить производство и частично заменить фильтры, при этом, чтобы экономическая выгода сильно не пострадала.

И только 16,39% студентов ЭГ и 17,86% студентов КГ в ситуации, когда видят, что

человек мусорит, не побоятся сделать замечание и заставить убрать за собой. Когда не экономят воду, студенты этого уровня сделают замечание независимо от формы оплаты коммунальных услуг, потому что природные ресурсы по возможности необходимо беречь. В ситуации, когда необходимо сделать выбор между экономической выгодой и экологической безопасностью, отдадут предпочтение последней, потому что экологическое состояние природы важнее.

Такое небольшое количество студентов, находящихся на экоцентрическом уровне, является закономерным явлением. Поведение складывается из поступков, а поступки являются следствием отношений. Так как большинство студентов ЭГ по показателю -проявление экологического отношения к природе - находится на эгоцентрическом уровне, поэтому и преобладающей части испытуемых той же группы по показателю -экологическая регуляция поведения - присущ тот же эгоцентрический уровень.

Графическая интерпретация полученных данных по показателям сформированности экологических представлений студентов представлена на диаграмме 1.

Так как все показатели равнозначны и улучшение степени выраженности каждого показателя приводит к улучшению развития экологических представлений студентов в целом, то для определения уровня сформи-рованности экологических представлений мы использовали среднюю арифметическую. Используя данный тип нахождения средних величин, мы получили процентные показатели по исходному уровню сформированности экологических представлений студентов (таблица 1; ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа).

Таблица 1

Исходный уровень сформированности экологических представлений студентов,

в %

Показатель Уровни

Эгоцент] эический Антропоцентрический Экоцент рический

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

наличие ценностных ориентаций экологической направленности 32,79 35,71 40,98 33,93 26,23 30,36

умение осмысливать общественный и индивидуальный экологический 50,82 51,79 26,23 32,14 22,95 16,07

контекст ценностных ориентаций

умение трансформировать ценностные ориентации экологической направленности в экологическое поведение 68,85 71,43 22,95 17,86 8,20 10,71

наличие идеального образца отношений человека к природе 54,10 35,71 29,51 50,00 16,39 14,29

позитивное отношение к формируемым экологическим представлениям 22,95 8,93 50,82 26,78 26,23 64,29

проявление экологического отношения к природе 65,57 62,50 22,95 28,57 11,48 8,93

умение регулировать свои потребности в соответствии с возможностями природы в их обеспечении 47,54 30,36 36,07 21,43 16,39 48,21

оценка поступков в контексте формируемых экологических представлений 60,66 64,29 21,31 23,21 18,03 12,50

экологическая регуляция поведения 54,10 53,57 29,51 28,57 16,39 17,86

Экологические представления студентов 50,82 46,03 31,15 29,17 18,03 24,80

Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, в ходе которого было проведено диагностическое исследование начального уровня сформиро-ванности показателей экологических пред-

ставлений, показал, что большинству студен тов присущ эгоцентрический уровень сфор-мированности.

■ Экспериментальная

70,00 --Л---- группа

Диаграмма 1 Сравнение полученных результатов

сформированности исходного уровня экологических представлений будущих специалистов экспериментальной и контроль-

ной групп позволяет сделать следующие выводы:

- во-первых, малое число студентов находится на экоцентрическом уровне сформированности экологических представлений;

- во-вторых, по некоторым показателям количественные характеристики, которые соответствуют экоцентрическому уровню сформированности, студентов ЭГ в несколько раз ниже, чем у студентов КГ.

Для выявления педагогических условий эффективного развития экологических представлений студентов мы проанализировали

взаимосвязь показателей исследуемого феномена.

Используя формулу Пирсона:

Е(X. - х) • ( у. - у)

, _ 1— и встроенный па-

хУ VZ(xi- х)2 •(у.- у)2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кет статистического анализа Microsoft Excel 2003, мы вычислили коэффициенты корреляции показателей экологических представлений студентов экспериментальной и контрольной групп, и построили для них корреляционные матрицы (табл. 2, 3).

Таблица 2

Корреляционная матрица показателей экологических представлений студентов

контрольной группы

Y I II III IV V VI VII VIII IX

Y 1,00

I 0,63 1,00

II 0,95 0,84 1,00

III 1,00 0,59 0,94 1,00

IV 0,27 0,92 0,55 0,22 1,00

V -0,84 -0,95 -0,97 -0,82 -0,75 1,00

VI 0,98 0,78 1,00 0,97 0,47 -0,94 1,00

VII -0,34 -0,94 -0,61 -0,29 -1,00 0,79 -0,53 1,00

VIII 1,00 0,66 0,96 1,00 0,31 -0,86 0,98 -0,38 1,00

IX 0,99 0,74 0,99 0,98 0,42 -0,92 1,00 -0,49 0,99 1,00

Таблица 3

Корреляционная матрица показателей экологических представлений студентов

экспериментальной группы

Y I II III IV V VI VII VIII IX

Y 1,00

I 0,34 1,00

II 0,96 0,59 1,00

III 0,99 0,22 0,92 1,00

IV 0,29 1,00 0,55 0,17 1,00

V -0,88 -0,74 -0,98 -0,82 -0,71 1,00

VI 0,99 0,49 0,99 0,96 0,44 -0,95 1,00

VII -0,55 -0,97 -0,77 -0,44 -0,96 0,88 -0,68 1,00

VIII 1,00 0,32 0,95 0,99 0,27 -0,87 0,98 -0,53 1,00

IX 0,99 0,45 0,99 0,97 0,40 -0,93 1,00 -0,65 0,99 1,00

Цифрами обозначены показатели: I -наличие ценностных ориентаций экологической направленности, II - умение осмысливать общественный и индивидуальный экологический контекст ценностных ориентаций, III - умение трансформировать ценностные ориентации экологической направленности в экологическое поведение, IV - наличие идеального образца отношений человека

к природе, V - позитивное отношение к формируемым экологическим представлениям, VI - проявление экологического отношения к природе, VII - умение регулировать свои потребности в соответствии с возможностями природы в их обеспечении, VIII -оценка поступков в контексте формируемых экологических представлений, IX - экологическая регуляция поведения.

На основе данных матриц мы построили сти 0,4 (рис 1, 2). корреляционные плеяды на уровне значимо-

Рис. 1. Корреляционная плеяда исходного состояния показателей экологических представлений студентов контрольной группы на уровне значимости 0,4

Рис. 2. Корреляционная плеяда исходного состояния показателей экологических представлений студентов экспериментальной группы на уровне значимости 0,4

На данном уровне связности (г=0,4) корреляционная плеяда КГ имеет 26 связей, плеяда ЭГ - 23. Обе корреляционные плеяды относительно целостны, не имеют полностью автономных показателей.

Анализ полученных корреляционных матриц и плеяд приводит нас к следующим выводам:

- исходная корреляционная плеяда студентов КГ содержит на три связи больше (26 к 23), в отличие от плеяды студентов ЭГ;

- наиболее тесные корреляционные связи показателей студентов экспериментальной и контрольной групп обнаруживаются между: умением осмысливать общественный и индивидуальный экологический контекст ценностных ориентаций и экологическими представлениями студентов (ЭГ г=0,96, КГ г=0,95); умением трансформировать ценностные ориентации экологической направленности в экологическое поведение и экологическими представлениями студентов (ЭГ г=0,99, КГ г=0,1); проявлением экологического отношения к природе и экологическими представлениями студентов (ЭГ г=0,99, КГ г=0,98); оценкой поступков в контексте формируемых экологических представлений и экологическими представлениями студентов (ЭГ и КГ г=0,1); экологической регуляцией поведения и экологическими представлениями студентов (ЭГ и КГ г=0,99); наличием ценностных ориентаций экологической направленности и наличием идеального образца отношений человека к природе (ЭГ г=0,1, КГ г=0,92); умением осмысливать общественный и индивидуальный экологический контекст ценностных ориентаций и умением трансформировать ценностные ориентации экологической направленности в экологическое поведение (ЭГ г=0,92, КГ г=0,94); умением осмысливать общественный и индивидуальный экологический контекст ценностных ориентаций и проявлением экологического отношения к природе (ЭГ г=0,99, КГ г=0,1); умением осмысливать общественный и индивидуальный экологический контекст ценностных ориентаций и оценкой поступков в контексте формируемых экологических представлений (ЭГ г=0,95, КГ г=0,96); умением осмысливать общественный и индивидуальный экологический контекст ценностных ориентаций и экологической регуляцией поведения (ЭГ и КГ г=0,99); умением трансформировать ценностные ориентации экологической направленности в экологическое поведение и проявлением экологического отношения к природе (ЭГ г=0,96, КГ г=0,97); умением трансформировать ценностные ориентации экологической направленности в экологическое поведение и оценкой поступков в контексте формируемых экологических представлений (ЭГ г=0,99, КГ г=0,1); умением трансформировать цен-

ностные ориентации экологической направленности в экологическое поведение и экологической регуляцией поведения (ЭГ г=0,97, КГ г=0,98); позитивным отношением к формируемым экологическим представлениям и умением регулировать свои потребности в соответствии с возможностями природы в их обеспечении (ЭГ г=0,88, КГ г=0,79); проявлением экологического отношения к природе и оценкой поступков в контексте формируемых экологических представлений (ЭГ и КГ г=0,98); проявлением экологического отношения к природе и экологической регуляцией поведения (ЭГ и КГ г=0,1); оценкой поступков в контексте формируемых экологических представлений и экологической регуляцией поведения (ЭГ и КГ г=0,99).

Однако для выявления педагогических условий развития экологических представлений студентов нам интересны и самые слабые связи между отдельными показателями.

Во-первых, в корреляционной плеяде студентов ЭГ, в отличие от плеяды студентов КГ, отсутствует связь между I и У элементами матрицы (наличие ценностных ориентаций экологической направленности и экологическими представлениями студентов), между I и III элементами (наличие ценностных ориентаций экологической направленности и умение трансформировать ценностные ориентации экологической направленности в экологическое поведение), между I и VIII элементами (наличие ценностных ориентаций экологической направленности и оценкой поступков в контексте формируемых экологических представлений). Следовательно, при развитии экологических представлений студентов ЭГ необходимо уделять особое внимание формированию I, III, VIII элементов матрицы.

Во-вторых, при переходе на корреляционный уровень г=0,6 плеяда студентов КГ теряет 4 значимых связей (между I и VI, II и IV, IV и VI, IV и IX элементами матрицы), а плеяда студентов ЭГ - 6 связей (между I и II,

I и VI, I и IX, II и IV, IV и VI, IV и VIII элементами матрицы), что демонстрирует тенденцию к обособлению этих элементов. Следовательно, при развитии экологических представлений студентов необходимо уделять особое внимание формированию I, II, IV, VI, VIII, IX элементов матрицы, харак-

теризующих наличие ценностных ориентаций экологической направленности, умение осмысливать общественный и индивидуальный экологический контекст ценностных ориентаций, наличие идеального образца отношений человека к природе, проявление экологического отношения к природе, оценку поступков в контексте формируемых экологических представлений, экологическую регуляцию поведения.

В-третьих, в корреляционных плеядах студентов КГ и ЭГ V и VII элементы матрицы (позитивное отношение к формируемым экологическим представлениям и умение регулировать свои потребности в соответствии с возможностями природы в их обеспечении) имеют между собой одну существенную связь, вследствие чего являются обособленными элементами корреляционной плеяды. Исходя из чего можно вывод, что при развитии экологических представлений студентов необходимо обратить особое внимание, в том числе, на развитие позитивного отношения к формируемым экологическим представлениям и умение регулировать свои потребности в соответствии с возможностями природы в их обеспечении.

С учетом специфики учебно-профессиональной деятельности студентов в контексте экологических представлений, а также статистических данных, полученных в ходе

делены педагогические условия осуществления и повышения эффективности процесса развития экологических представлений будущих специалистов физической культуры:

1. Введение дисциплин экологической направленности в блок математических и естественнонаучных дисциплин учебных планов за счет ДПВ и НРК.

2. Акцентирование внимания в процессе усвоения студентами содержания государственного образовательного стандарта на экологических аспектах учебных дисциплин.

3. Активизация экологически ориентированной (природо-творческой) деятельности будущих специалистов и включение ее в содержание профессиональной подготовки с целью гармонизации отношения человека и объектов окружающей среды.

4. Увеличение доли творческих форм и методов обучения в процессе овладения экологическими знаниями, умениями, навыками с целью инициирования активности студентов.

5. Формирование стремления студентов к реализации экологически грамотного поведения в профессиональной деятельности во время прохождения педагогических и профессионально-ориентированных практик.

Поступила в редакцию 24.03.2008.

констатирующего эксперимента, нами опре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.