The determination of the possibility of the appearance of crisis periods in the activity of enterprise is analyzed with the key characteristic of development (crisis). The interrelations of the type of financial stability, crisis and bankruptcy are investigated with the development of laws governing the appearance of bankruptcy.
Key words: crisis, bankruptcy, the stage of the crisis of enterprise, the financial analysis, the types offinancial stability, characteristic of the crisis of an enterprise.
Romanova Lyudmila Efimovna, doctor of econ. Sciences, Prof., Prof. department FiM, milarom12@yandex.ru, Russia, Tula, Tula state university,
Korshunova Dariya Mikhaylovna, masters degree candidate, tula007@,mail.ru, Russia, Tula, Tula state university.
УДК 338.583
ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Э.В. Хлынин, О.В. Сорвина
Рассмотрены особенности концепции стратегического управления производственными затратами предприятия, которая представляет собой совокупность знаний о достижении конкурентных преимуществ хозяйствующего субъекта в результате управления издержками производства в долгосрочном периоде на основе предвидения возможных изменений внешней среды, и организационного потенциала, зависящего от находящихся в распоряжении предприятия ресурсов.
Ключевые слова: концепция, стратегическое управление, производственные затраты, интенсивность развития товарного рынка, вариация уровня производственных затрат, видовая структура издержек производства, тип конкурентного преимущества предприятия.
Проблема управления производственными затратами предприятия стала насущной для хозяйствующих субъектов России только после перехода экономики страны на рыночные принципы ведения бизнеса. Действительно в условиях командно-административной системы хозяйствования ценообразование являлось прерогативой государственных органов власти, министерств и ведомств и основывалось на реализации затратного подхода, предусматривающего включение в стоимость продукции полной величины понесенных затрат на ее производство и реализацию. Поэтому централизованное управление экономикой исключало реальную возможность управления производственными затратами, так как у руководства предприятий и организаций не было существенных стимулов для снижения из-
держек производства. По сути дела руководство предприятия мало интересовал процесс управления производственными затратами. Ему отводилась второстепенная вспомогательная роль в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. В этот период управление производственными затратами сводилось к недопущению возникновения необоснованных издержек производства на предприятии.
В современных условиях развития экономики цена на продукцию определяется не централизованно, а исходя из действующего рыночного закона спроса и предложения с учетом реально сложившихся условий хозяйствования. Поэтому для осуществления эффективной производственной деятельности необходимым является постоянный контроль за уровнем производственных затрат и реализация возможности снижения издержек производства. Для этого на предприятиях следует организовать эффективный процесс управления производственными затратами на основе использования существующей системы знаний в этой области экономики.
Основой для формирования концепции управления производственными затратами предприятия является появление возможности получения принципиально новых знаний, обеспечивающих существенное развитие теории или ее выход на качественно новый уровень, в результате использования соответствующих приемов, способов и методов управления производственными затратами предприятия. Каждая концепция управления производственными затратами предприятия предусматривает реализацию определенной методологической базы. «Ключевым элементом ... методологии являются ... методологические принципы, к которым относятся: принцип классификации и группировки; принцип целостности; принцип системности или ... взаимосвязанности и взаимодействия; принцип комплексности; принцип аналитичности; принцип сбалансированности; принцип экономической эффективности; принцип инновационного развития» [1]. Для определения концепций управления производственными затратами, по нашему мнению, необходимо принимать во внимание эволюционные этапы совершенствования процесса управления издержками производства на предприятии. Учитывая это, к основным концепциям управления производственными затратами предприятия следует отнести следующие:
- концепция учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции;
- концепция нормирования производственных затрат;
- концепция планирования производственных затрат;
- концепция стратегического управления производственными затратами.
Ускорение темпов развития экономических процессов, рост конкуренции в различных отраслях экономики предъявляют все новые требования к управлению производственными затратами предприятия. В сложившихся условиях не актуальной для управления становится информация об
уровнях издержек производства в предыдущих периодах. Устанавливаемые для целей оперативного планирования темпы роста производственных затрат и тенденции их изменения в краткосрочном периоде также не обеспечивают осуществление качественного процесса управления. Успешное управление производственными затратами предприятия, по нашему мнению, возможно только в том случае, если система управления ориентирована не на ближайшую перспективу, а на долгосрочный период, обеспечивает учет влияния не только внутренних факторов, но и внешнего окружения, т.е. является открытой системой. Для этого следует реализовы-вать стратегический подход в управлении производственными затратами предприятия. Формируемая на этой основе концепция стратегического управления производственными затратами предприятия является концепцией высшего уровня в организационной структуре теории управления производственными затратами предприятия.
Концепцию стратегического управления производственными затратами предприятия можно сформулировать следующим образом: обеспечение конкурентного преимущества хозяйствующего субъекта в результате управления издержками производства в долгосрочном периоде на основе предвидения возможных изменений внешней среды, и организационного потенциала, зависящего от находящихся в распоряжении предприятия ресурсов.
Концепция стратегического управления производственными затратами предприятия предусматривает осуществление стратегического контроля за уровнем различных видов издержек производства, организуемого на основе стратегического анализа и планирования. Важным отличием концепции стратегического управления производственными затратами предприятия является то, что механизм обратной связи в системе управления реализуется на принципах сравнения настоящего с отдаленным будущим.
Принципиальная схема организации процесса управления, осуществляемого на основе концепции стратегического управления производственными затратами предприятия, представленная на рис.1, включает систему управления, функционирующую в результате реализации стратегического контроля за уровнем издержек производства. Стратегический контроль за уровнем издержек производства осуществляется в соответствии с требованиями реализации функциональной стратегии управления производственными затратами предприятия. Функциональная стратегия управления производственными затратами разрабатывается в подсистеме стратегического анализа и планирования производственных затрат в результате сформулированных долгосрочных целей и задач. Следует также указать на то, что функциональная стратегия управления производственными затратами формируется в рамках корпоративной стратегии развития предприятия и обеспечивает достижение стратегического видения хозяйствующего субъекта.
Рис.1. Принципиальная схема организации процесса управления, осуществляемого на основе концепции стратегического управления производственными затратами предприятия
Анализируя экономическую литературу, в которой описываются основные подходы для формирования стратегического управления производственными затратами предприятия, необходимо обратить внимание на то, что их выбор зависит от существенных особенностей, присущих реализуемой функциональной стратегии. Для этого, как правило, рассматриваются две альтернативные стратегии, одна из которых предусматривает осуществление жесткого контроля за уровнем всех без исключения видов производственных затрат и, тем самым, обеспечивает минимазацию издержек производства предприятия, а другая, наоборот, допускает возможность превышения некоторых видов производственных затрат с целью придания продукции отличительных особенностей, например, надежности, простоты использования, хороших функциональных характеристик и т.п., делающих ее привлекательной для покупателей.
Следует обратить внимание на то, что, по мнению многих экономистов, выбор той или иной функциональной стратегии зависит от конкурентных преимуществ, которыми располагает предприятие [2]. М. Портер, рассматривая возможность достижения предприятием конкурентных преимуществ [3], указывал, что стратегическое управление производственными затратами может быть реализовано на основе одной из двух возможных стратегических альтернатив: получения лидерства по затратам или дифференциации продукции.
Стратегическое управление производственными затратами, основанное на достижении лидерства по затратам, предусматривает постановку долгосрочных целей и решение долгосрочных задач, связанных с сокращением издержек производства в результате сбалансированного использования различных видов экономических ресурсов, жесткого контроля за производственными затратами, сокращения расходов на исследования, разработки, рекламу и другие непроизводственные цели. Лидерство по затратам предоставляет предприятию существенное конкурентное преимущество, позволяющее хозяйствующему субъекту не только выживать в условиях высокой конкуренции в отрасли, но и обеспечивает формирование организационного потенциала для развития производства. Поэтому, реализуя в качестве конкурентного преимущества лидерство по затратам, важным является осуществление стратегического контроля за уровнем издержек производства, предусматривающего не столько получение минимума производственных затрат в тот или иной момент времени, сколько достижение долгосрочной их минимизации.
Стратегическое управление производственными затратами, основанное на дифференциации продукции, предполагает выход на рынок с товаром, принципиально отличающимся от товаров конкурентов, как по техническим, так и качественным параметрам. Для достижения конкурентного преимущества за счет дифференциации продукции необходимо осуществлять дополнительные расходы на исследования, разработки, рекламу и другие непроизводственные цели, обеспечивающие получение уникальности предлагаемого товара. При этом жесткий контроль за производственными затратами не является актуальным для предприятия, реализующего стратегию дифференциации продукции [4].
Таким образом, важной составляющей концепции стратегического управления производственными затратами предприятия являются существующие особенности стратегического контроля за уровнем различных видов издержек производства в зависимости от конкурентного преимущества предприятия, находящего свое выражение в разрабатываемой и реализуемой функциональной стратегии. Однако, по нашему мнению, предлагаемая зависимость может обеспечивать определение отдельных видов производственных затрат, имеющих возможность вариации своего уровня, но не позволяет установить диапазон такой вариации. Действительно, конкурентное преимущество как показатель достигнутых возможностей предприятия, безусловно, зависит от конкретных внешних условий хозяйствования, однако должен основываться на особенностях внутренней среды функционирования субъекта.
Для определения диапазона вариации отдельных видов производственных затрат, по нашему мнению, следует использовать показатель, характеризующий динамику изменения внешних условий хозяйствования предприятия. Таковым, например, является показатель интенсивность раз-
вития товарного рынка. Интенсивность развития товарного рынка можно определить, как относительный показатель, характеризующий темп замещения продукции на товарном рынке, которая имеет одно и того же назначение, но обладает отличительными особенностями по сравнению с предыдущим аналогом. В качестве аналитического выражения для количественного определения показателя интенсивности развития товарного рынка можно предложить следующее:
т _ 100 1тг.р - Т
1 ж.ц
где 1т.р. - интенсивность развития товарного рынка, %; Тжц. - средняя продолжительность жизненного цикла товара, лет.
Анализируя структуру формулы, можно констатировать, что чем меньше средняя продолжительность жизненного цикла товара, тем выше темп замещения продукции на товарном рынке, а, следовательно, интенсивнее его развитие и, наоборот. Например, на быстро развивающемся рынке компьютерной техники со средней продолжительностью жизненного цикла продукции, не превышающей 5 лет, интенсивность развития товарного рынка следует оценивать на уровне 20 %, а для менее динамичного рынка металлорежущего оборудования интенсивность развития составляет 5 %, что соответствует двадцатилетней средней продолжительности жизненного цикла товара.
Следует обратить внимание на то, что низкая интенсивность развития товарного рынка предусматривает несущественную вариацию всех видов издержек производства предприятия и осуществление жесткого контроля за их уровнем, а также обосновывает стратегическое управление производственными затратами, основанное на достижении лидерства по затратам. В условиях интенсивного развития товарного рынка, требующего не только постоянного изменения характеристик выпускаемой продукции, но и производства новых аналогов, предприятие практически не имеет возможности реализовывать функциональную стратегию, основанную на лидерстве по затратам. Жесткий контроль за уровнем отдельных видов издержек производства отходит на второй план, а стратегическое управление производственными затратами предприятия должно предусматривать дифференциацию продукции.
Оценивая влияние темпа роста товарного рынка на осуществление стратегического контроля за уровнем отдельных видов издержек производства, необходимо установить зависимость между интенсивностью развития товарного рынка и вариацией уровня производственных затрат предприятия (рис.2).
Рассматривая две основные характеристики стратегического управления производственными затратами предприятия, такие как интенсивность развития товарного рынка и вариация уровня производственных за-
трат, необходимо констатировать, что на рис.2 они принимают качественные значения. Интенсивность развития товарного рынка изменяется от низкой и средней до выше средней и высокой, а вариация уровня производственных затрат может отсутствовать, быть незначительной, существовать или быть значительной. При низкой интенсивности развития товарного рынка в большинстве случаев вариация уровня производственных затрат отсутствует или является незначительной. Существенная или значительная вариация уровня производственных затрат наблюдается, как правило, при высокой интенсивности развития товарного рынка.
низкая средняя выше средней высокая
Интенсивность развитая товарного рынка
Рис.2. Зависимость вариации уровня производственных затрат предприятия от интенсивности развития товарного рынка
Зависимость вариации уровня производственных затрат предприятия от интенсивности развития товарного рынка может быть описана возрастающей кривой, примеры которой представлены на графике (рис.2) в виде одной из трех линий (1), (2) или (3). Возможность описания кривой зависимости в виде одной из линий обосновывается различиями в эластичности вариации уровня производственных затрат по интенсивности развития товарного рынка на различных его участках. Так, например, для кривой зависимости, описываемой линией (1), наблюдается незначительная эластичность вариации уровня производственных затрат на участке низкой и средней интенсивности развития товарного рынка, затем она постепенно увеличивается до единицы на участке интенсивности развития, принимающей значения выше средней, а для высокой интенсивности развития эластичность вариации уровня производственных затрат значительно больше единицы. Поэтому для рассматриваемой кривой зависимости присуща воз-
растающая эластичность. Линия (2) характеризует прямолинейную зависимость вариации уровня производственных затрат предприятия от интенсивности развития товарного рынка, а, следовательно, эластичность вариации уровня производственных затрат является постоянной величиной на любом участке интенсивности развития. Линия (3) описывает кривую зависимости, для которой наблюдаются значения эластичности на каждом участке интенсивности развития товарного рынка противоположные величинам, полученным для линии (1), т.е. для рассматриваемой кривой зависимости характерна убывающая эластичность.
Зависимость вариации уровня производственных затрат предприятия от интенсивности развития товарного рынка, представленная на графике (рис.2), может быть записана в виде аналитического соотношения следующим образом:
Ц - ^ (1т.р)
?
где - диапазон вариации уровня производственных затрат предприятия 1-го вида; 1т.р. - интенсивность развития товарного рынка; £ - функция, описывающая зависимость вариации уровня производственных затрат предприятия 1-го вида от интенсивности развития товарного рынка.
Функция, описывающая зависимость вариации уровня производственных затрат предприятия от интенсивности развития товарного рынка, может, например, иметь вид прямой:
й - к1 • тт.р
или вид степенной функции:
^ - к •( 1т.р)а1,
где к1 - коэффициент пропорциональности (к > 0); а1 - показатель степенной функции (а1 > 0).
На графике (рис.2) линейная функция аналитически описывает кривую зависимости (2), имеющую постоянную эластичность, степенна функция с показателем а1 > 1 - кривую зависимости (1), имеющую возрастающую эластичность, а степенна функция с показателем 0 < а1 < 1 - кривую зависимости (3), имеющую убывающую эластичность.
В любом случае, какой бы вид не принимала кривая зависимости, должно выполняться основное условие, согласно которому с увеличением интенсивности развития товарного рынка расширяется диапазон вариации уровня производственных затрат и снижается интенсивность текущего контроля за соответствующими издержками производства. Сопоставляя интенсивность развития товарного рынка с функциональными стратегическими альтернативами управления производственными затратами, можно констатировать следующий факт. Чем выше интенсивность развития товарного рынка, тем у хозяйствующего субъекта больше склонности к осу-
ществлению стратегического управления производственными затратами, основанного на дифференциации продукции. Наоборот, у хозяйствующего субъекта появляется все большая потребность к осуществлению стратегического управления производственными затратами, основанного на достижении лидерства по затратам, при снижении интенсивности развития товарного рынка.
Таким образом, для оценки диапазона вариации производственных затрат, по нашему мнению, следует использовать показатель интенсивности развития товарного рынка. Интенсивность развития товарного рынка и вариацию уровня производственных затрат следует рассматривать в качестве основных характеристик стратегического управления производственными затратами предприятия. Однако не все виды производственных затрат могут изменять свое значение в установленном диапазоне. Анализ интенсивности развития товарного рынка не позволяет определить вид тех производственных затрат, уровень которых подлежит соответствующей вариации. Для определения видовой структуры производственных затрат, имеющих возможность вариации своего уровня, необходимо выявить, для каких видов издержек производства следует осуществлять стратегическое управление в целях достижения конкурентного преимущества предприятия. «Видовая структура производственных затрат устанавливается на основе определения типа конкурентного преимущества предприятия» [5]. Видовая структура производственных затрат и тип конкурентного преимущества предприятия также являются основными характеристиками стратегического управления производственными затратами предприятия. Между видовой структурой производственных затрат и типом конкурентного преимущества предприятия существует определенная зависимость. Установить такую зависимость можно в результате рассмотрения различных типов конкурентного преимущества предприятия.
Рассматривая различные типы конкурентного преимущества предприятия с точки зрения их влияния на уровень производственных затрат, следует указать на возможность их группировки по следующим критериям: обеспечивающие снижение себестоимости продукции; позволяющие осуществлять дифференциацию продукции; приводящие к увеличению объема продаж.
Обращая внимание на особенности различных типов конкурентных преимуществ предприятия, присущие той или иной группе, необходимо отметить, что доступность источников материальных ресурсов, высокий уровень производительности труда и доступность новых источников финансирования хозяйственной деятельности обеспечивают, в конечном итоге, снижение себестоимости продукции.
Дифференциация продукции обеспечивается наличием таких типов конкурентных преимуществ, как применение новых видов материальных
ресурсов для производства продукции, высокая квалификация персонала предприятия, использование современной технологии производства продукции, а также использование современной и высокопроизводительной техники. В отличие от конкурентных преимуществ, формирующих предыдущую группу, рассматриваемые типы ни только не позволяют снизить себестоимость, но, наоборот, приводят к росту производственных затрат.
Еще одна группа конкурентных преимуществ, принципиально отличающаяся от предыдущих, потому что приводит к увеличению объема продаж, может включать, например, такие, как наличие прямого доступа к потребителям продукции и наличие послепродажного и сервисного обслуживания.
Для установления зависимости между видовой структурой производственных затрат и типом конкурентного преимущества предприятия необходимо определить перечень издержек производства, подлежащих рассмотрению. К производственным затратам, имеющим возможность вариации своего уровня в целях достижения конкурентного преимущества предприятия, относятся следующие их виды: прямые материальные затраты; прямые затраты на оплату труда; расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; затраты на оплату труда работников, занятых обслуживанием производства; расходы на подготовку и освоение производства; административно-управленческие расходы; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных услуг; сбытовые расходы; расходы на рекламу; расходы на исследование рынка. Однако не все перечисленные виды производственных затрат варьируют свои значения для достижения того или иного конкурентного преимущества. Другими словами, существует определенная зависимость между видовой структурой производственных затрат и типом конкурентного преимущества предприятия. Например, для достижения такого типа конкурентного преимущества предприятия, как высокий уровень производительности труда, необходимо, в первую очередь, осуществлять стратегическое управление такими видами производственных затрат, как прямые затраты на оплату труда и затраты на оплату труда работников, занятых обслуживанием производства.
Таким образом, в результате проведенных исследований получены следующие основные результаты, обеспечивающие развитие концепции стратегического управления производственными затратами предприятия:
1. Установлено, что на современном этапе развития экономических отношений наиболее перспективной является концепция стратегического управления производственными затратами предприятия, которая предусматривает осуществление стратегического контроля за уровнем различных видов издержек производства, организуемого на основе стратегического анализа и планирования.
2. В качестве основных характеристик стратегического управления производственными затратами предприятия предложено рассматривать такие, как интенсивность развития товарного рынка, вариация уровня производственных затрат, видовая структура производственных затрат и тип конкурентного преимущества предприятия, зависящие не только от особенностей внутренней среды хозяйствующего субъекта, но и изменений, происходящих во внешнем окружении. Обоснована необходимость использования перечисленных основных характеристик в процессе стратегического контроля за уровнем производственных затрат предприятия.
3. Сформулирована гипотеза о существующей зависимости между интенсивностью развития товарного рынка и вариацией уровня производственных затрат предприятия, которая положена в основу определения диапазона изменения величины издержек производства и интенсивности проведения стратегического контроля. Предложенные экономические зависимости и аналитические соотношения позволяют получить количественные оценки диапазона вариации производственных затрат.
4. Выдвинута гипотеза о существующей зависимости между видовой структурой производственных затрат и типом конкурентного преимущества предприятия.
Список литературы
1. Хлынин Э.В. Характеристика концепции и кластерной методологии управления процессом инновационного воспроизводства основного капитала предприятия // Финансы и кредит. 2011. № 34. С. 19-26.
2. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. 253 с.
3. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 454 с.
4. Гайсин Ф.М. Стратегическое управление затратами // Экономика и управление. 2009. № 9 (58). С. 170-172.
5. Хлынин Э.В., Сорвина О.В. Разработка модели стратегического управления производственными затратами предприятия // Финансовая аналитика. 2014. № 30. С. 2-13.
Хлынин Эдуард Валентинович, д-р экон. наук, проф. hklynin@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Сорвина Ольга Владимировна, канд. техн.х наук, доц., sorv@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE CHARACTERISTIC AND FEATURES OFFORMATIONOF THE CONCEPT OF STRATEGIC MANAGEMENT OF PRODUCTION COSTS OF THE ENTERPRISE
E.V. Khlynin, O.V. Sorvina 423
Features of the concept of strategic management by production costs of the enterprise which represents set of knowledge of achievement of competitive advantages of the managing subject as a result of management of production costs in the long-term period on the basis of a prediction ofpossible changes of an environment, and the organizational potential dependent from taking place in order of the enterprise of resources are considered.
Key words: the concept, strategic management, production costs, intensity of development of the commodity market, variation of a level ofproduction costs, specific structure of production costs, type of competitive advantage of the enterprise
Khlynin Edward Valentinovich, doctor of economics, professor of chair the Economy and management, hklynin@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University
Sorvina Olga Vladimirovna, candidate of technical sciences, associate professor of chair the Finance and management, sorv@mail. ru,Russia, Tula, Tula State University
УДК 330.313
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Э.В. Хлынин, О.В. Сорвина
На основе представленной логистической системы эффективной организации снабженческо-сбытовой деятельности предприятия рассмотрены основные задачи, решаемые каждым элементом системы. В целях повышения эффективности функционирования системы исследованы основные параметры системы на основе методов матричной алгебры.
Ключевые слова: логистическая система, снабженческо-сбытовая деятельность, материальные связи, информационные связи, логистическая модель
Для эффективной организации снабженческо-сбытовой деятельности предприятия необходимо согласовать и синхронизировать функционирование служб, отвечающих за эти направления работ. Как показывает практика, при управлении материальными потоками на многих российских предприятиях не уделяется должное внимание к созданию логистической системы, что часто приводит к рассогласованию объемов и сроков поступления материальных ресурсов, выпуска и реализации продукции. Все это в конечном итоге не позволяет предприятиям в полном объеме выполнять поступившие заказы, а, следовательно, достигать максимально возможного товарооборота, увеличивая при этом размер прибыли [1].
Для налаживания снабженческо-сбытовой деятельности предприятий на основе соблюдения требований логистического подхода возникает