Научная статья на тему 'Характеристика и объем основных трудовых ресурсов системы здравоохранения'

Характеристика и объем основных трудовых ресурсов системы здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ СОСТАВ. / ШТАТНЫЕ ДОЛЖНОСТИ. / ЗАНЯТЫЕ ДОЛЖНОСТИ. / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА. / ВРАЧИ. / СРЕДНИЙ И МЛАДШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ. / РУКОВОДИТЕЛИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. / СПЕЦИАЛИСТЫ С ВЫСШИМ НЕМЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ. / ПРОЧИЙ ПЕРСОНАЛ. / STAFF CONTENT. / POSTS OF STAFF LISTS. / OCCUPIED POSTS. / PUBLIC SERVANTS WITH HIGHER EDUCATION. / NON-MEDICAL HIGHER EDUCATION. / PHARMACEUTICAL HIGHER EDUCATION. / OTHER PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сон Ирина Михайловна, Леонов Сергей Алексеевич, Данилова Нина Всеволодовна, Мирсков Юрий Алексеевич

В статье представлен анализ кадрового состава работников, характеризующий профессиональные и немедицинские группы трудовых ресурсов системы здравоохранения Российской Федерации. Результирующая оценка получена на основе данных статистики кадров (2010 год) по России в целом, ее федеральным округам и административным субъектам. Рассмотрены и сопоставлены показатели численности штатных, занятых должностей и физических лиц работников, структуры и укомплектованности учреждений здравоохранения профильными кадрами. Проведена классификация территорий по дефициту или избыточности кадров по отношению к обобщенным российским показателям. Результаты обработаны на основе построения картограмм (по точкам деления исходных данных). В структуре штатных должностей основных групп работников средние и младшие медицинские кадры составили 39,93 и 21,21%, врачи 19,00, прочий персонал 18,65, работники с высшим немедицинским образованием 0,76, фармацевтические кадры 0,45%. Разнообразие объемов по должностям и физическим лицам выявлялось, как правило, на уровне субъектов Российской Федерации. Количество штатных и занятых должностей не всегда определялось численностью территориального населения, занятые должности не были сопряжены с типовыми штатами. Укомплектованность кадрового состава физическими лицами было заметно ниже (67,2%), чем занятыми должностями (94,3%). Более высокая укомплектованность отмечена в группе руководителей медицинских организаций, среднего медицинского и прочего персонала, низкая среди врачей и младших медицинских работников. Доля прочего персонала от числа врачебных и сестринских кадров по Российской Федерации составила 30,9%, при наибольшей ее величине в Дальневосточном, Сибирском, Южном и Уральском регионах и минимальном показателе в Центральном округе. Расчеты показали, что кадровый состав и финансовое обеспечение учреждений здравоохранения Российской Федерации, требуют оптимизации. Для устранения дипропорций следует ориентироваться на характер инфраструктуры, планировку зданий и сооружений учреждений здравоохранения, возможности аутсорсинга в региональных и местных условиях. Использование коэффициента, сглаживающего особенности состояния и дислокации основных материальных фондов позволит дифференцировать состав и структуру трудовых ресурсов на местах, условия сопоставимости российских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сон Ирина Михайловна, Леонов Сергей Алексеевич, Данилова Нина Всеволодовна, Мирсков Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL FEATURES AND AMOUNT OF STAFF RESOURCE OF THE RUSSIAN PUBLIC HEALTH

Materials and Methods: Staff content was studied along medical professional groups and non-medical interspersed groups in the existing manpower resource of Russian public health. Overall values of medical resource was derived from the official statistical data for 2010 concerning Russia as a whole, its Federal Districs and Constituent Territories. Ideal number of public health abstract servants on the staff lists, factual number of occupied posts within these lists, and general amount of public servants factually involved in public health were compared to; a structure of the content of the personnel of main specialties, as well as completed/incompleted staffing of it were derived from these comparisons. Constituent Territories of Russia were ranged along rates of staff deficiency or its abundancy determined through the juxtaposition to generalized all-Russian indications. Chart-map along the points of various variables was constructed to process the values obtained. Results: Factual number of medium qualified and lower qualified medical personnel accounted for 39.93% and 21.21% of the total number of personnel on the staff lists, accordingly, qualified physicians for 19.00%, other personnel for 18.65%, servants with non-medical higher education for 0.76%, and qualified phramacists for 0.45%. A certain variability between Constituent Territories for the ratio of factually occupied posts to listed ones was noted in this study. Moreover, the listed number of posts, as well as number of factually occupied posts were not rationally related to the amount of local population. Numbers of factually occupied posts often did not correlate with standardized staff lists. Staffing for individually listed posts was rather low and accounted for mean 67.2%, while factually occupied posts reached 94.3% of the total amount of required posts on the lists. More complete staffing was noted among executive senior staff, among medium qualified staff, among "other personnel". Rather incomplete staffing existed among qualified physicians and also among lower qualified medical personnel. The ratio of "other personnel" to physicans+nurses accounted for 30.9%, and this ratio was most prominent in Far Eastern, Siberian, Southern, and Urals' Federal Districts being rather less pronounced in the Central FD. Conclusions: Staff content (abstract, as well as factual) of medical facilities in the Russian Federation need to be properly adjusted, as well as funding for it. Correction of unbalanced staffing in every medical facility should be paralleled by more effective usage of already existing medical infrastructure and by benefitting from creative changes in the inner lay-out of these public buildings. Additional funding sources (apart from customary state funding) should be also identified and mobilized to this end. It would be expedient to introduce a coefficient levelling various physical conditions and locally peculiar distribution of logistics funds of medical facilities for better differentiating and structuring of the content of staff resource in public health in every locality. This will also make Constituent Territories more readily compared to for medical staff affairs.

Текст научной работы на тему «Характеристика и объем основных трудовых ресурсов системы здравоохранения»

- - ISSN 2071-5021

Электронный научный журнал Эл №ФС77-28654

«Социальные аспекты здоровья населения» ш^д/е^.те^.ги

03.07.2012 г.

И.М. Сон, С.А. Леонов, Н.В. Данилова, Ю.А. Мирсков

Характеристика и объем основных трудовых ресурсов системы здравоохранения

ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздравсоцразвития России, Москва

I.M. Son, S.A. Leonov, N.V. Danilova, Yu.A. Mirskov

Structural features and amount of staff resource of the Russian public health

Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Moscow

Резюме. В статье представлен анализ кадрового состава работников, характеризующий профессиональные и немедицинские группы трудовых ресурсов системы здравоохранения Российской Федерации. Результирующая оценка получена на основе данных статистики кадров (2010 год) по России в целом, ее федеральным округам и административным субъектам.

Рассмотрены и сопоставлены показатели численности штатных, занятых должностей и физических лиц работников, структуры и укомплектованности учреждений здравоохранения профильными кадрами. Проведена классификация территорий по дефициту или избыточности кадров по отношению к обобщенным российским показателям. Результаты обработаны на основе построения картограмм (по точкам деления исходных данных). В структуре штатных должностей основных групп работников средние и младшие медицинские кадры составили 39,93 и 21,21%, врачи - 19,00, прочий персонал - 18,65, работники с высшим немедицинским образованием - 0,76, фармацевтические кадры - 0,45%. Разнообразие объемов по должностям и физическим лицам выявлялось, как правило, на уровне субъектов Российской Федерации. Количество штатных и занятых должностей не всегда определялось численностью территориального населения, занятые должности не были сопряжены с типовыми штатами. Укомплектованность кадрового состава физическими лицами было заметно ниже (67,2%), чем занятыми должностями (94,3%). Более высокая укомплектованность отмечена в группе руководителей медицинских организаций, среднего медицинского и прочего персонала, низкая - среди врачей и младших медицинских работников. Доля прочего персонала от числа врачебных и сестринских кадров по Российской Федерации составила 30,9%, при наибольшей ее величине - в Дальневосточном, Сибирском, Южном и Уральском регионах и минимальном показателе - в Центральном округе. Расчеты показали, что кадровый состав и финансовое обеспечение учреждений здравоохранения Российской Федерации, требуют оптимизации. Для устранения диспропорций следует ориентироваться на характер инфраструктуры, планировку зданий и сооружений учреждений здравоохранения, возможности аутсорсинга в региональных и местных условиях. Использование коэффициента, сглаживающего особенности состояния и дислокации основных материальных фондов позволит дифференцировать состав и структуру трудовых ресурсов на местах, условия сопоставимости российских территорий.

Ключевые слова. Кадровый состав, штатные должности, занятые должности, физические лица, врачи, средний и младший медицинский персонал, руководители

учреждений здравоохранения, специалисты с высшим немедицинским и фармацевтическим образованием, прочий персонал.

Summary. Materials and Methods: Staff content was studied along medical professional groups and non-medical interspersed groups in the existing manpower resource of Russian public health. Overall values of medical resource was derived from the official statistical data for 2010 concerning Russia as a whole, its Federal Districs and Constituent Territories. Ideal number of public health abstract servants on the staff lists, factual number of occupied posts within these lists, and general amount of public servants factually involved in public health were compared to; a structure of the content of the personnel of main specialties, as well as completed/incompleted staffing of it were derived from these comparisons. Constituent Territories of Russia were ranged along rates of staff deficiency or its abundancy determined through the juxtaposition to generalized all-Russian indications. Chart-map along the points of various variables was constructed to process the values obtained.

Results: Factual number of medium qualified and lower qualified medical personnel accounted for 39.93% and 21.21% of the total number of personnel on the staff lists, accordingly, qualified physicians for 19.00%, other personnel for 18.65%, servants with non-medical higher education for 0.76%, and qualified phramacists for 0.45%. A certain variability between Constituent Territories for the ratio of factually occupied posts to listed ones was noted in this study. Moreover, the listed number of posts, as well as number of factually occupied posts were not rationally related to the amount of local population. Numbers of factually occupied posts often did not correlate with standardized staff lists. Staffing for individually listed posts was rather low and accounted for mean 67.2%, while factually occupied posts reached 94.3% of the total amount of required posts on the lists. More complete staffing was noted among executive senior staff, among medium qualified staff, among "other personnel". Rather incomplete staffing existed among qualified physicians and also among lower qualified medical personnel. The ratio of "other personnel" to physicans+nurses accounted for 30.9%, and this ratio was most prominent in Far Eastern, Siberian, Southern, and Urals' Federal Districts being rather less pronounced in the Central FD.

Conclusions: Staff content (abstract, as well as factual) of medical facilities in the Russian Federation need to be properly adjusted, as well as funding for it. Correction of unbalanced staffing in every medical facility should be paralleled by more effective usage of already existing medical infrastructure and by benefitting from creative changes in the inner lay-out of these public buildings. Additional funding sources (apart from customary state funding) should be also identified and mobilized to this end. It would be expedient to introduce a coefficient levelling various physical conditions and locally peculiar distribution of logistics funds of medical facilities

- for better differentiating and structuring of the content of staff resource in public health in every locality. This will also make Constituent Territories more readily compared to for medical staff affairs.

Keywords. Staff content; posts of staff lists; occupied posts; public servants with higher education; non-medical higher education; pharmaceutical higher education; other personnel.

Трудовые ресурсы системы здравоохранения представляют собой обученный кадровый персонал, владеющий специальными профильными знаниями и навыками, обладающий физическими и интеллектуальными способностями к профессиональной деятельности по обеспечению оказания медицинской помощи населению. На современном этапе при относительном расширении региональных прав и полномочий утверждается не только возможность, но и обязанность регионов и административно-территориальных субъектов, начиная с 2012 года, выполнять ряд функций (включая прогностическую) по управлению трудовым потенциалом [3]. Это, в свою очередь, диктует необходимость осуществления анализа, обобщения и мониторинга данных о составе и структуре кадров, работающих в здравоохранении.

В соответствии с данными официальной статистической информации (отчетная форма ФСН № 30) в 2010 году в учреждениях здравоохранения системы Минздравсоцразвития

России насчитывалось 757 064,05 штатных должностей врачебного персонала, или 19,0% от штатной структуры в целом. В разрезе федеральных округов (ФО) наибольший объем штатных врачебных должностей зарегистрирован в Центральном (27,6%), Приволжском (20,3%) и Сибирском (14,1%), наименьший - Северо-Кавказском (5,2%) и Дальневосточном (5,0%) ФО. Долевое распределение полностью соответствует численности постоянного населения, проживающего в этих регионах по оценке Росстата. Лишь в Южном ФО, где, в отличие от Северо-Западного региона, численность населения (преимущественно сельского)

- выше, число штатных должностей - на 11,3% меньше (Рисунок 1).

Рис. 1. Результаты распределения субъектов РФ по штатным врачебным должностям

(абс. числа)

В структуре штатных должностей наиболее высокая доля врачей (свыше 20,00%) - в Ингушской республике (22,73%), Северной Осетии-Алании (22,32%), Дагестане (21,86%), Саратовской (21,12%), Ленинградской (20,52%), Омской областях (20,33%), Пермском крае (20,18%), а также в гг. Санкт-Петербурге (22,35%) и Москве (22,12%). Более низкие величины (от 17,00 до 14,00%) характеризуют Пензенскую (16,93%), Архангельскую (16,90%), Свердловскую (16,83) области, республики Тыва ((16,89%) и Алтай (16,69%), а также Вологодскую (15,20%), Курганскую (14,96%) области и Ненецкий АО (14,03%).

В среднем по России в структуре врачей доля руководителей и их заместителей составляет 0,79%, при диапазоне от 0,98 - 0,92% - в Северо-Кавказском и Дальневосточном регионе до 0,74 - 0,72% - в Центральном и Уральском ФО. В разрезе субъектов Российской Федерации этот показатель характеризуется более заметными различиями. Его размеры колеблются от 0,34 (Пензенская область) до 1,00% и выше в Ненецком (1,57%), Чукотском АО (1,49%), республиках Ингушетия и Хакасия (1,33%), Калининградской (1,26%), Магаданской (1,20%) областях, Забайкальском крае (1,21%), республиках Карачаево-Черкесия, Саха-Якутия (1,14%) и Еврейском АО (1,13%%). В Камчатской области, республиках Калмыкия, Дагестан и Чеченской, Саратовской области доля руководителей составляла 1,09 - 1,02% от общего числа врачебных должностей. (Рисунок 2)

Рис. 2. Результаты распределения субъектов РФ по штатным должностям руководителей учреждений здравоохранения (абс. числа)

Преобладающим в штатном составе учреждений здравоохранения является число должностей среднего медицинского персонала (1 590 738,75 ставок). В общей структуре их доля составила в среднем по Российской Федерации - 39,93%. Выше средних по РФ параметров (более 41-43%) удельный вес был зарегистрирован в Хакасии, Карачаево-Черкесии, Мордовии, г. Москве, Ульяновской, Пензенской, Архангельской, Омской, Тюменской, Кировской областях, Башкортостане, Марий-Эл, Татарстане, Пермском крае, Ханты-Мансийском АО и Дагестане. Ниже 38,00% составила доля среднего медперсонала в Ленинградской (37,70), Магаданской (37,15) областях и в Еврейской автономной области (36,02%)) (Рисунок 3).

Рис. 3. Результаты распределения субъектов РФ по штатным должностям среднего

медицинского персонала (абс. числа)

Вместе с тем, если в восточносибирских регионах невысокой является также доля врачей (17,10-17,86%), при соотношении численности штатов среднего и врачебного состава в пределах 2,0-2,1:1, то в Ленинградской области (и в городе Санкт-Петербурге) на фоне числа штатных врачебных должностей выше 20%, данный коэффициент не превышает 1,71,9:1.

Среди штатных должностей доля специалистов с высшим немедицинским образованием в учреждениях здравоохранения составляет в среднем по России 0,76% (30 244 ставок). По регионам более высока ее величина в Северо-Западном и Уральском (1,17-1,16%), низкая - в Дальневосточном, Сибирском и Северо-Кавказском (0,49-0,38%) ФО. Различия в диапазоне показателя выражены отчетливее на субъектовом уровне. Выше почти вчетверо и более доля таких специалистов в Саратовской, Архангельской, Мурманской областях и Ненецком АО (3,12-2,44%); почти втрое и более - в Пермском крае, Свердловской области (2,37-2,10%) и почти вдвое - в Калининградской (1,48%) области.

Доля штатных должностей младшего медицинского персонала в кадровой структуре медицинских учреждений Российской Федерации сложилась на уровне 21,21% при общей численности 845 001,55 должностей в целом. Практически соответствует среднему по России этот показатель в Центральном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском (21,9021,14%) федеральных округах и ниже - в Северо- Кавказском, Северо-Западном и Дальневосточном регионах (20-34-19,40%). Самая высокая доля младшего медицинского состава в штатной структуре кадров учреждений здравоохранения - в Смоленской (24,14%) области, в пределах 23,66-23,06 % - в Сахалинской, Камчатской, Магаданской, Тульской областях, Ненецком, Ямало-Ненецком АО, республиках Тува, Хакасия. Менее всего обеспечены штатными должностями персонала по уходу за больными (11,85-17,31%) Астраханская, Вологодская области и республика Ингушетия. (Рисунок 4).

Рис. 4. Результаты распределения субъектов РФ по штатным должностям младшего

медицинского персонала (абс. числа)

Объем штатных должностей работников с фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения составляет 17 658,50, из них примерно равное количество штатных единиц с высшим фармацевтическим образованием (провизоры) - 8 688,50 (49,2%)

и средней специальной подготовкой (фармацевты) - 8 970 (50,8%). Доля всех фармацевтических работников в штатной структуре российских учреждений здравоохранения, составляет 0,45%, в т.ч. провизоры 0,22% и фармацевты - 0,23%. Доля штатных фармацевтических ставок наиболее высока в Центральном - 0,52, а наименьшая - в Дальневосточном регионе - 0,30%.

По отношению к субъектам Российской Федерации наибольшая доля штатных должностей провизоров - в Белгородской (0,60), Орловской (0,42), Томской (0,38) областях, фармацевтов - в Пензенской (0,50), Оренбургской (0,42), Нижегородской и Архангельской (0,40%) областях. Самая низкая доля штатных должностей провизоров (0,02-0,07) и фармацевтов (0,02-0,06%) зарегистрирована в Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Чеченской республике, Кировской, Сахалинской, Амурской области и Чукотском АО.

Число штатных должностей прочего персонала в 2010 году составило 743 114,40 или 18,65% от общей численности должностей по учреждениям здравоохранения в целом. По показателю более высокой долевой обеспеченности штатами прочего персонала выделяется Дальневосточный регион (22,37%). В Сибирском, Южном, Северо-Западном и Уральском ФО их доля колеблется от 20,11 до 19,79%. В пределах 17.82 - 16,90% доля прочего персонала отмечается в Приволжском, Северо-Кавказском и Центральном ФО (Рисунок 5).

Рис. 5. Результаты распределения субъектов РФ по штатным должностям прочего

персонала (абс. числа)

В субъектах РФ она превышает среднероссийский показатель более чем вдвое в Амурской области (38,39%), в 1,7 раза - в Вологодской, Астраханской областях (32,8031,56%), в 1,4- 1,2 раза - в Ненецком АО, Магаданской, Ленинградской, Курганской, Тамбовской, Томской, Ульяновской, Свердловской областях, Забайкальском крае и Чукотском АО.

В целом, доля прочего персонала в структуре штатных должностей почти в половине территорий (47,0%) выше среднего размера по РФ, в трети (34,9%) - ниже и только в каждой шестой территории (18,1%) - практически ему соответствует. Наименьшие его размеры (от

16,00 до 13,15%) зарегистрированы в Саратовской области, Пермском крае, Башкортостане, Чувашии, Дагестане и городе Москве.

В структуре прочих штатных должностей на долю социальных работников в Российской Федерации приходится 0,10% (при общей численности - 3 951,55 штатных единиц). Вдвое выше - показатель в Северо-Западном, в 2,5 раза ниже - в Северо-Кавказском ФО. Среди субъектов РФ самая высокая доля штатов работников социальной сферы (0,200,18%) - в Тамбовской, Оренбургской, Ярославской областях, г. Санкт-Петербурге (0,36%), а наименьшая (0,01- 0,04%) - в Еврейской АО, Приморском крае, Иркутской, Нижегородской, Кировской, Белгородской, Брянской областях, республиках Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Бурятия и Тыва.

Общее число штатных должностей в учреждениях здравоохранения Минздравсоцразвития России в 2010 году составило 3 983 821,25 единиц, из них в Центральном ФО - 1 064 928, Приволжском - 817 634,95, Сибирском - 579 957,70, Дальневосточном - 196 996,25 и в Северо-Кавказском регионе - 193 053,25 единиц. При ранжировании численности населения, проживающего в этих административных территориях, установлено, что объем штатного кадрового состава, за анализируемый период времени, адекватен числу постоянно проживающих жителей в 4-х регионах. Некоторые расхождения проявились в Северо-Западном (4-ый ранг по штатам, 5-ый - по численности населения), Южном (5-ый и соответственно - 4-ый), Дальневосточном (7-ой ранг по штатным должностям и 8-ой по численности населения) и Северо-Кавказском ФО (8-ой и соответственно 7-ой ранги).

В системе здравоохранения, как и в других видах экономической деятельности, численность штатов по учреждениям, их подразделениям, а также количество штатных единиц по каждой должности (профессии) регистрируется и закрепляется в унифицированной форме первичной учетной документации по учету труда и его оплаты [1]. По этой форме прослеживается организационная структура медицинской организации, система оплаты труда работников, устанавливаются объемы надбавок и осуществляется подбор персонала на вакантные места. Принятие сотрудника на работу реализуется согласно профессии (специальности) работника и в соответствии со штатным расписанием медицинской организации. Существенным условием трудового договора является трудовая функция, а именно: работа по должности согласно штатному расписанию, профессии, специальности, с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы [6].

Известно, что обязанность работодателя по оформлению штатного расписания нормативно не закреплена. Однако на необходимость наличия такого планового документа в учреждении и организации указывают Федеральный Фонд социального страхования (ФФСС), Пенсионный фонд, контрольно-проверяющие (ревизионные, аудиторские) органы и службы. Кроме того, сведения о численности штатных должностей в системе здравоохранения, на разных уровнях ее функционирования, в сопоставлении с числом фактически занятых должностей позволяют рассчитать индикативный показатель, характеризующий укомплектованность медицинских учреждений кадровым персоналом любого профиля деятельности и различного образовательного уровня.

В медицинских организациях, подведомственных Минздравсоцразвития России, в 2010 году численность всех занятых должностей составила 3 756 784,47 и была на 5,7% меньше штатного их числа. Число занятых врачебных должностей было на 7,8% меньше численности соответствующих штатных должностей, составив 698 400,23 единиц. В общей структуре занятых должностей их доля составляла 18,59%.

Распределение по занятым должностям было практически идентичным в Южном, Приволжском и Дальневосточном (18,35-18,59%), более низким в Уральском и Сибирском

(17,08-18,01%) и более высоким в Центральном, Северо-Кавказском и Северо-Западном (19,00-19,48%) федеральных округах. (Рисунок 6).

На субъектовом уровне доля занятых должностей выше 20,00% отмечена в республиках Северная Осетия-Алания (22,07%), Ингушетия (21,03%) и Дагестан (20,27%), в Саратовской (20,78%) и Омской (20,12%) областях и в гг. Санкт-Петербурге (22,77%) и Москве (22,47%).

игм-ж: Мв#|. ми

і іапм. Ю1 м

Рис. 6. Результаты распределения субъектов РФ по занятым врачебным должностям

(абс. числа)

В диапазоне от 17,00 до 14,00% составила доля занятых врачебных должностей в Курской, Тульской, Тамбовской, Костромской, Архангельской, Вологодской, Псковской, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Ульяновской, Свердловской, Магаданской областях, республиках Тува, Алтай, Чеченская, Марий-Эл, а также в Еврейском и Чукотском АО. Самая малая доля должностей, занятых врачами, в Курганской области (14,02%) и Ненецком АО (13,84%). Это говорит о том, что почти в трети субъектов РФ отмечается недостаточная укомплектованность врачебными кадрами.

Численность должностей, занятых руководителями учреждений и их заместителями, составила в Российской Федерации 30 018,6 (на 4,3% меньше числа штатных) или 0,80% в структуре должностей, занятых лицами с высшим медицинским образованием. Более высоким данный показатель был в Северо-Кавказском (1,02%), Дальневосточном (0,93%), Южном (0,89%) и несколько ниже в Приволжском (0,78%), Центральном, Северо-Западном (0,77%) и Уральском (0,72%) ФО.

В каждом четвертом субъекте РФ (24,0%) размерность этого показателя колеблется от

1,00 до 1,67%. К ним относятся Калининградская, Волгоградская, Саратовская, Камчатская, Магаданская области, Забайкальский край, республики - Хакасия, Алтай, Карачаево-Черкессия, Чеченская, Кабардино-Балкарская, Ингушетия, Калмыкия, Мордовия, Тыва, Саха (Якутия), а также Еврейская АО, Чукотский и Ненецкий АО. В каждом пятом регионе (20,5%) их доля составляет от 0,70 до 0,80%. Доля руководителей учреждений здравоохранения менее 0,70% (0,69-0,59%) зарегистрирована в единичных российских

территориях (г. Санкт-Петербург, Самарская, Ульяновская, Тюменская, Кемеровская и Новосибирская области). (Рисунок 7).

Рис. 7. Результаты распределения субъектов РФ по занятым руководителями учреждений здравоохранения должностям, (абс. числа)

Численность занятых должностей специалистами с высшим немедицинским образованием составляет в Российской Федерации 28 082,75 единиц или 0,75% в общей структуре занятых в целом. В сравнении со средней российской величиной данный показатель выше в Северо-Западном (1,18%), Уральском (1,13%), Приволжском (0,89%) ФО, ниже - в Южном (0,51%), Дальневосточном (0,49%), Сибирском (0,41%), Северо-Кавказском (0,37%) регионе.

В разрезе отдельных субъектов РФ отмечается более значительный разброс показателей. Более чем в 4 раза она выше средней по России в Мурманской (3,22%) и Архангельской (3,19%) областях, втрое - в Ивановской области (2,64%), Ненецком АО (2,50%) и Пермском крае (2,41%), в 2 раза и более в Свердловской (2,04%) и Калининградской (1,52%) областях.

Самые низкие доли занятых должностей специалистами с высшим немедицинским образованием зарегистрированы в Нижегородской (0,31%), Ленинградской (0,29%), Волгоградской, Оренбургской областях, Забайкальском крае (0,38%), Иркутской (0,35%), Новосибирской области (0,23%), республиках: Калмыкия (0,39%), Бурятия (0,34%), Чеченская (0,31%), Тыва (0,27%), Алтай (0,24%), Хакасия (0,19%).

В 2010 году в Российской Федерации средним медицинским персоналом было занято 1 510 946,36 должностей, что на 5,0% меньше штатной их численности. В структуре занятых должностей доля среднего медицинского персонала - наибольшая и несколько выше, чем в штатной структуре (40,22%). В Центральном (40,62%) и Уральском (40,12%) ФО она практически не отличается от среднего показателя по РФ. Ее превышение имеется в СевероКавказском (41,71%) и Приволжском (41,21%) ФО. Несколько ниже удельный вес в Северо-

Западном (39,90%), Южном (39,55%), Сибирском (39,03%) и Дальневосточном (38,23%) округах. Из субъектов РФ наиболее низкая доля занятых сестринскими кадрами должностей отмечается в Ненецком АО (33,67%), Томской (35,96%), Астраханской (36,84%) областях, Приморском крае (36,30%) и Еврейской АО (36,22%), что создает условия для неполной укомплектованности учреждений здравоохранения медицинскими кадрами среднего звена. В общей структуре наибольшая (от 44,00 до 42,00%) доля занятых средним медперсоналом должностей отмечается в республиках Дагестан (44,46%), Башкортостан (43,15%) и Марий-Эл (42,65%), Пермском крае (42,68%), республиках Алтай (42,57%), Татарстан (42,55%), Карачаево-Черкессия (42,33%), Чувашия (42,32%), Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком (42,23-42,17%) автономных округах, а также в Кировской (42,35%), Рязанской (42,21%) и Пензенской (42,19%) областях. (Рисунок 8).

Рис. 8. Результаты распределения субъектов РФ по занятым средним медицинским

персоналом должностям (абс. числа)

Численность должностей, занятых младшим медицинским персоналом составила в Российской Федерации 799 155.6 единиц и была меньше общего числа штатных должностей на 5,4%. Их доля в общей структуре по величине почти идентична штатному составу (21,27%). В разрезе федеральных округов региональные различия, в числе занятых младшим медперсоналом должностей, незначительны. Соответствуют средним по России показатели в Сибирском (21,87%), Центральном (21,84%), Уральском (21,46%), Южном (21,25%) и Приволжском (21,28%), ниже средних - в Северо-Кавказском, Северо-Западном и Дальневосточном (20,43-19,70%) округах. Среди федеральных субъектов самые высокие показатели (22% и выше) отмечены более чем в трети российских территорий, значительная часть которых расположена в Дальневосточном, Приволжском и Центральном регионе. Самые низкие параметры зарегистрированы в Ингушетии (17,81%), Ленинградской (12,93%) и Астраханской (12,44%) областях. (Рисунок 9).

Рис. 9. Результаты распределения субъектов РФ по занятым младшим медицинским

персоналом должностям (абс. числа)

Число занятых должностей прочего персонала в учреждениях здравоохранения составило в целом 704 071,78 единиц (на 5,2% меньше количества штатных должностей). Доля прочего персонала в общей кадровой структуре занятых должностей достигает 18,65%. Наиболее высокие показатели отмечены в Дальневосточном (22,70%), Сибирском (20,23%), Южном (19,85%), Уральском (19,84%) и Северо-Западном (19,36%) округах, низкие - в Приволжском (17,86%), Северо-Кавказском (17,73%) и Центральном (17,00%) ФО. По величине занятых прочим персоналом ставок на субъектовом уровне определяется отчетливый межтерриториальный дисбаланс. Так, различия со средним показателем с превышением в 2-1,7 раза, выявлено в Амурской (39,03%), Вологодской (32,35%) и Астраханской областях (31,65%). В 1.4-1,2 раза - в Ненецком АО (26,11) и Еврейской АО (22,93). В 43% субъектов РФ процентная доля занятых прочих должностей составляет 22,0019,00%, из них более половины территорий входят в состав Уральского, Сибирского и Дальневосточного ФО. В 16 субъектах (19,3%) доля занятых прочих должностей в кадровом составе составляет 18,89-18,00%, в 23 (27,7%) - от 17,90 до 15,74%. От 15,74 до 15,15% составляет доля прочего персонала в республиках Северная Осетия-Алания и Чувашия, а также в Саратовской области и Пермском крае. Наиболее низкая доля по прочему персонала отмечается в медицинских организациях города Москвы (13,07%) и республики Дагестан (14,91%).

Среди прочих работников на персонал, работающий в социальной сфере учреждений здравоохранения, приходится 3 234,5 занятых должностей (0,09%). Такое же соотношение социальных работников зарегистрировано в Приволжском, Центральном, Дальневосточном ФО, ниже (0,07-0,05%) - в Южном, Сибирском, Уральском регионе, вдвое выше - в Северо-Западном (0,18%), менее всего - Северо-Кавказском ФО (0,04%). По федеральным субъектам распределение в целом, характеризуется равномерностью. Самый низкий показатель - в Нижегородской, Иркутской (0,01%) областях, высокий - в г. Санкт-Петербурге (0,33%).

Доля занятых в учреждениях здравоохранения должностей работников фармацевтических специальностей в Российской Федерации составляет 0,43% (16 127,75

ставок). Из них - 0,21% провизоров (7 920,25 ставок) и 0,22% фармацевтов (8 207,5 ставок). Доля занятых меньше штатных ставок по фармации на 4,4%. Занятых фармацевтических должностей больше всего в Центральном ФО (0,52%), из них: в Белгородской области - 0,1 (провизоры - 0,59, фармацевты - 0,41%), Орловской - 0,73 (0,42-0,31%), Костромской - 0,65 (0,36-0,29%), Воронежской областях - 0,62% (0,30-0,31%). Дальневосточный округ отличается меньшим долевым количеством занятых фармацевтических ставок - 0,39 (провизоров - 0,14, фармацевтов - 0,15%), из них в Амурской, Магаданской областях - 0,1 (0,05-0,05%), (0,06-0,04%). В разрезе субъектов других регионов более высокая доля занятых по фармацевтическим специальностям в Томской - 0,74 (0,41-0,33%), Омской областях - 0,72 (0,25-0,47%), республике Адыгея - 0,56 (0,31-0,25%) при 0,58 (0,29-0,29%) - в г. Москве и г. Санкт-Петербурге - 0,52 (0,26-0,27%). Самая низкая доля регистрируется в Кировской области - 0,05 (0,03-0,02%), республике Мордовия -.0, 09 (0,03-0,06%), в Чувашии - 0,1% (0,06-0,05%).

Характеристики штатных и занятых должностей в регионах и субъектах Российской Федерации позволяют на основе расчета соотношения показателей определить динамическое состояние трудовых ресурсов по укомплектованности штатов кадровым персоналом различных категорий.

В Российской Федерации укомплектованность штатными должностями кадрового персонала в целом составила в 2010 году 93,40%. Укомплектованность врачами в РФ достигла 92,25%, относительно регионов тождественность выявлена в Северо-Западном, Дальневосточном округе, превышение - в Сибирском (95,17%), Уральском (95,10%), низкая укомплектованность - в Центральном (91,17%), Южном (89,12%), Северо-Кавказском ФО (86,86%). Штатная укомплектованность средним медицинским персоналом при расчете соотношения занятых и плановых ставок составила 95,04%. По регионам лучшая укомплектованность средними медицинскими кадрами в Уральском (97,55%), Приволжском (96,38%), Сибирском (97,39%), Дальневосточном (95,50%) ФО. Менее 95% составила наполненность ставок в Северо-Западном (94,81%), Северо-Кавказском (93,34%), Центральном (93,28%), Южном ФО (91,48%).

Неполная укомплектованность имеется также в отношении младшего медицинского персонала. По Российской Федерации показатель составил 94,57%. Более полная комплектация отмечена в Уральском (98,13%), Сибирском (97,91%), Дальневосточном (97,13%), Приволжском ФО (96,15%), более низкая - в Северо-Западном (93.35%), СевероКавказском (91,76%), Южном ФО (90,63%). По прочему персоналу укомплектованность учреждений здравоохранения на уровне Российской Федерации составила 94,75%. В восточных регионах России комплектация ставок прочими должностями реально выше: в Уральском (97,44%), Дальневосточном (97,06%), Сибирском ФО (97,77%). В европейских регионах России тот же показатель - более низкий: Северо-Западный ФО - 93,63, Центральный - 93,13, Северо-Кавказский - 91,18, Южный ФО - 91,01 %. На уровне субъектов Федерации, как правило, чем менее полно заняты медицинские и немедицинские ставки, тем ниже укомплектованность территориальных учреждений здравоохранения необходимыми специалистами.

Структура кадров характеризуется соотношением численности различных категорий медицинских и немедицинских работников в общей численности кадрового персонала. Доля (удельный вес) каждой профессиональной группы за отчетный период вычисляется по формуле: отношение среднесписочной численности работников определенной категории к общей среднесписочной численности кадрового персонала. Поскольку кадровый потенциал является основным фактором экономического производства (включая систему здравоохранения), для анализа и оценки работы персонала, нормирования трудовой

деятельности необходима конкретизация численности работающих (физических лиц) на микро - и на макро-уровне.

Число основных работников на занятых должностях в учреждениях здравоохранения Российской Федерации составило в 2010 году 2 677 760, или 2 665 662 физических лиц (без сотрудников МЦ управления делами Президента). Число занятых ими должностей в 1,40, штатных (плановых) ставок - в 1,49 раза выше.

Наибольшее число работников трудится в учреждениях здравоохранения Центрального - 675 453 (25,3%) и Приволжского ФО - 579 878 физических лиц (21,8%). В Сибирском регионе их численность составляет 387 115 (14,6%). Примерно равная численность персонала работает в сфере здравоохранения Северо-Западного (261 771 -9,8%), Южного (244 759 - 9,2%), Уральского ФО (240 247- 9,0%). В Северо-Кавказском регионе работает 146 570 (5,5%), в Дальневосточном округе - 129 868 (4,8%) физических лиц кадрового персонала.

Ранжирование регионов по численности, работающих в учреждениях здравоохранения физических лиц, показало их соответствие (в 6 из 8 ФО) рангу, занимаемому округом по численности проживающего постоянного населения. Несоответствие выявлено в отношении Южного ФО, в котором численность населения выше, чем в Северо-Западном (на 1,9%) при более низкой (на 6,5%) численности кадрового персонала, работающего в здравоохранении.

Определение взаимосвязи альтернативных признаков показало, что в Центральном ФО число всех занятых должностей по отношению к общей численности физических лиц в 1,45, штатных - в 1,58 раза выше. В Северо-Западном регионе соответствующее превышение составляет: 1,42 - 1,51; Южном - 1,41 - 1,47; Северо-Кавказском - 1,20-1,31; Приволжском -1,35 -1,40; Уральском - 1,45 - 1,50; Сибирском - 1,46 - 1,50; Дальневосточном ФО - 1,451,52.

В структуре основных работников, работающих на занятых должностях в сфере здравоохранения, доля врачебного персонала составляет в Российской Федерации 17,30%

(463 149 физических лиц). По российским регионам процентная доля врачей выше - в Центральном (19,28%), Северо-Западном (18,22%), Северо-Кавказском (18,06%), соответствует средней величине - в Дальневосточном (17,30%), ниже - в Южном (16,89%), Приволжском (16,27%), Сибирском (16,10%) и самая небольшая - в Уральском ФО (14,70%).

Среди субъектов Федерации выделяются в сторону более явного превышения доли физических лиц врачей Северная Осетия-Алания (22,41%), Ингушетия (22,01%),

Приморский край (19,84%), Ярославская (19,81%), Смоленская (18,81%), Новосибирская (18,55%), Тверская области (18,54%), Хабаровский край (18,52%), а также - гг. Москва и Санкт-Петербург (24,87%). С небольшими отклонениями усредненный структурный показатель по врачебному персоналу сохраняется только в 12% субъектов. Доля врачей от 17% и ниже определяется в более чем половине (65%%) административных территорий Российской Федерации. Среди самых низких показателей лидирует Курганская область (9,85%), Ненецкий АО (11,97%), республика Тыва (11,84%), Еврейская АО (12,19%), Марий-Эл (12,62%), Ульяновская область (12,75%), Коми (13,00%), Вологодская область (13,03%).

По числу федеральных субъектов, входящих в регион, где чаще регистрируется невысокая доля врачебных кадров, выделяется Уральский, Сибирский и Северо-Западный ФО (соответственно в 85, 75 и 62 % входящих в них территорий). Большая доля физических лиц врачей встречается преимущественно в Северо-Кавказском регионе (52% территорий).

Почти 6,0% физических лиц (27 720) из числа медицинского персонала с высшим профессиональным образованием в России составляют руководители учреждений

здравоохранения и их заместители. Доля их в общем составе региональных учреждений здравоохранения, в среднем, занимает 1,04% и варьирует с некоторыми отклонениями.(1,01-1,09%) - в Центральном, Южном, Сибирском, Северо-Западном округах. Самые высокие показатели отмечены в Дальневосточном (1,22%) и Северо-Кавказском ФО (1,16%), низкие -в Приволжском (0,98%) и Уральском ФО (0,94%). В разрезе федеральных субъектов доля физических лиц, занимающих руководящие должности, превышает усредненный экстенсивный показатель в 35 территориальных образованиях (42,2% от общего их числа). Максимальная величина превышения (в 2-1,9 раза) отмечена в Чукотском (2,06%) и Ненецком АО (2,01%), минимальные показатели - в Ульяновской (0,77%), Архангельской областях, Пермском крае (0,83%), Белгородской области, Чувашии (0,84%), Башкортостане (0,85%).

Почти во всех федеральных субъектах (кроме одного), где была выявлена наиболее высокая доля физических лиц-врачей (10,8% субъектов), отмечено соответствующее превышение относительной доли руководителей учреждений здравоохранения. Из 45 субъектов с зарегистрированной невысокой долей численности врачебного состава (17,00 -9,85%) в 22 (48,9% из них) процентная доля руководителей так же невелика (от 0,98 до

0,46%). Тем не менее, в остальных 23 территориях (51,1%) доля физических лиц руководителей и их заместителей ассиметрична численности врачебного персонала, составляя от 1,08 до 2,06%.

Специалисты с высшим немедицинским образованием в общей структуре физических лиц кадрового персонала составили 0,85%. Более всего их - в Северо-Западном ФО (в 1,7 раза), Уральском (в 1,4 раза), менее - в Северо-Кавказском (в 2,3 раза), Дальневосточном и Сибирском ФО (в 1,7 раза). Разброс диапазона показателя по отдельным субъектам составляет от 3,57 - в Архангельской, 3.53 - Саратовской областях, 2,86 - в Пермском крае, 2,45 - Ненецком АО, 2,26 - Свердловской области до 0,10 - в республике Саха (Якутия), 0,15

- Дагестан, 0,19 - Алтай, 0,34 - Бурятия, областях: 0,31 - Нижегородская, 0,37 -Оренбургская, 0,39% - Амурская. Низкие показатели по работающим физическим лицам с высшим непрофильным образованием характерны для всех территорий Северо-Кавказского ФО.

В структуре физических лиц, представляющих кадровый состав учреждений здравоохранения, наибольшая доля - 42,70% приходится на средний медицинский персонал (1 143 389 работников среднего звена). На 1 физическое лицо из сестринского персонала приходится 1,32 занятых и 1,39 штатных должности.

В 3-х регионах (Уральский, Северо-Кавказский, Центральный ФО) данный экстенсивный показатель - выше (43,15 - 43,99%), в 4-х (Дальневосточный, Сибирский, Северо-Западный ФО) - ниже (38,79 - 41,47%). Равномерно высокими показателями характеризуется Центральный (в 78% субъектов), Приволжский регионы (51%), низкими -Дальневосточный (все субъекты) и Сибирский ФО (75% территорий).

По отношению к отдельным субъектам Федерации доля среднего медицинского персонала преобладает в Карачаево-Черкессии (47,47%), Ульяновской области (46,76%), Татарстане (46,50%), Орловской (46,01%), Белгородской (45,89%), Новгородской (46,27%), Пензенской (45,87%), Владимирской областях, Башкортостане (45,44%). От 44,00 до 45,00% составляет она в Костромской, Липецкой, Тульской, Брянской, Рязанской, Кировской, Омской областях, республике Алтай и Чувашской. Самые низкие показатели доли сестринского персонала в Приморском крае (35,22%), Ненецком АО (35,37%), Астраханской (36,35%), Томской областях (37,52%), Забайкальском крае (38,24%), Чукотском АО (38,30%), республиках Коми (40,55%) и Северная Осетия-Алания (40,50%).

Число физических лиц младшего медицинского персонала в 2010 году в Российской Федерации составило 543 818 (20,31%). На 1 физическое лицо приходится 1,46 должностей (занятые) и 1,55 (штатные). В разрезе округов самая представительная доля физических лиц персонала младшего звена - в Сибирском ФО (22,05%), самая малая - в Центральном ФО (18,93%). Различия в диапазоне показателя по федеральным субъектам составляют от 25,22 -25,02 (Сахалинская, Магаданская области) до 13,49 - 13,12% (Астраханская, Вологодская области). Относительно равномерно распределена доля физических лиц, работающих в младшем медицинском звене, в субъектах Дальневосточного и Сибирского ФО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Численность физических лиц прочего персонала в Российской Федерации составляет 497 013 (18,56% в общей структуре кадрового состава). Соотношение занятых должностей и физических лиц прочего персонала - 1,41:1, штатных должностей - к физическим лицам 1,50 :1. Преобладает доля физических лиц прочего персонала в Дальневосточном (23,15%), Сибирском ФО (20,31%), более низкие показатели - в Центральном (16,55%) и СевероКавказском регионе (17,50%).

При ранжировании субъектов в зависимости от величины доли физических лиц прочего персонала, превышением характеризуется Амурская (39,28%), Астраханская (31,98%), Вологодская области (29,89%), Ненецкий АО (27,60%), По более низкой величине доли прочего персонала лидируют Архангельская (15,93%), Саратовская области (15,90%), Северная Осетия-Алания (15,46%), Дагестан (15,06%), Чувашия (14,33%), г. Москва (12,75%). Дифференциация субъектов по величине доли физических лиц прочего персонала, отличающейся от усредненного параметра на ± 10%, показало, что чаще определяется увеличение объема на 10%, которое зафиксировано в 19 (22,8%) при ее уменьшении на 10% -в 13 федеральных субъектах (15,6% территорий).

Доля социальных работников среди прочего медицинского персонала составляет 0,07 (при численности 1 804 физических лиц). Превышение показателя вдвое наблюдается в Северо-Западном (0,14%), снижение более чем вдвое (0,03 %) - в Северо-Кавказском ФО, по остальным регионам величина показателя, так же как и различия между ними незначительны. На уровне федеральных субъектов численность социальных работников и их доля выше прочих - в г. Санкт-Петербурге - 0,24, Ярославской области - 0,20, Приморском крае - 0,16, Смоленской, Тверской - 0,15, Вологодской, Калининградской области - 0,14%. Ниже остальных территорий доля физических лиц, работающих в социальной сфере (0,01 -

0,02%) - в Брянской, Иркутской, Кировской, Амурской областях, Дагестане.

Численность физических лиц - специалистов с фармацевтическим образованием составила 9 845 человек при их доле - 0,36%. Из них, по числу физических лиц, фармацевтов было на 55 человек больше при равной (0,18%) доле провизоров и фармацевтов. По регионам более высокая доля лиц с фармацевтическим образованием трудится в Центральном (0,43%) и Сибирском ФО (0,40%), меньше всего специалистов этого профиля - в Северо-Кавказском и Дальневосточном регионе (0,24%). Среди российских субъектов высока доля фармацевтов -в Пензенской (0,52%), Омской областях (0,50%), Чукотском АО (0,46%), провизоров - в Чукотском АО (0,87%), Томской области (0,40%).

При изучении показателей, характеризующих состояние трудовых ресурсов, помимо укомплектованности должностями (ставками), целевое значение имеет укомплектованность физическими лицами. При ее расчете по процентному соотношению числа физических лиц соответствующей категории кадров к плановому числу должностей, установлено, что укомплектованность физическими лицами всех профильных и образовательных категорий кадров в целом составляет 67,2%. Выше укомплектованность физическими лицами руководителей учреждений здравоохранения и их заместителей - 88,3%. По среднему

медицинскому персоналу она составляет 71,9%, прочему персоналу - 66,9%, младшему медицинскому персоналу - 64,4%, врачебным кадрам - 61,2%.

Укомплектованность врачами (объемами физических лиц) возрастает от восточных к западным регионам России: Дальневосточный - 59,5, Сибирский - 59,4, Уральский ФО -56,3% при укомплектованности, составляющей в Южном ФО - 61,1%, Приволжском - 61,2, Центральном - 62,4, Северо-Западном - 62,5, Северо-Кавказском - 67,0%. Комплектация учреждений здравоохранения кадрами руководителей и их заместителей отличается более высоким и более равномерным распределением физических лиц: 89,8 - 89,7% - Центральный, Северо-Кавказский, 88,9 - 88,8 - Северо-Западный, Южный, 88,3 - Приволжский, Уральский, 86,9 - Дальневосточный, 85,0% - Сибирский ФО.

Наполнение учреждений здравоохранения объемами физических лиц среднего медицинского персонала максимально - в Северо-Кавказском (81,3) и Приволжском (76,2%) федеральных округах. В Уральском, Южном, Сибирском ФО укомплектованность колеблется от 72,4 до 70,7%. Еще ниже её размеры по Центральному (69,2%), Северо-Западному, и Дальневосточному округам (66,8%).

Укомплектованность младшим медицинским персоналом выше всего в СевероКавказском регионе (75,4%). В Приволжском, Дальневосточном, Сибирском, Южном, Уральском ФО укомплектованность физическими лицами колеблется от 70,4 до 65,9%. Ещё более низкие её размеры в Северо-Западном (62,6%) и Центральном (54,8 %) ФО.

По укомплектованности физическими лицами прочего персонала лидирует СевероКавказский регион (74,5%). В Приволжском, Южном, Дальневосточном и Сибирском ФО её размеры составляют от 69,6 до 67,4%, в Уральском и Северо-Западном округе от 66,6 до 66,2%, а в Центральном регионе ещё ниже (62,1%).

Представляет интерес рассмотрение соотношения численности физических лиц медицинских кадров (врачей и среднего медицинского персонала) и прочего трудового персонала в соответствии с целевыми требованиями к расчетам эффективности расходов на управление медицинскими кадрами (15,0% численности прочего персонала от общей численности врачебных и сестринских кадров) [2]. В 2010 году согласно этому критерию в Российской Федерации рекомендуемый показатель составил 30,9%. По регионам лидируют Дальневосточный (41,3%), Сибирский (35,4%), Южный и Уральский ФО (34,5 34,1%). Относительно равное расчетное соотношение отмечено в Северо-Западном (31,3%), Приволжском (29,1%), Северо-Кавказском ФО (28,2%), а минимальная величина этого параметра отмечена в Центральном регионе (26,1%).

Заключение. Проведенный анализ соотношения кадрового персонала в сети учреждений здравоохранения системы Минздравсоцразвития России, основанный на данных отчетной формы федерального статистического наблюдения №30, показал, что плановые нормативы работников учреждений здравоохранения (по группам медицинского, немедицинского и прочего персонала) в целом соответствуют численности постоянного населения федеральных округов. Тем не менее, объемы штатов в отдельных регионах (Северо-Западный и Южный, Дальневосточный и Северо-Кавказский) нуждаются в уточнении с учетом демографической ситуации в округах и вероятно - миграционной активности населения.

Численность всех занятых должностей в медицинских учреждениях на 5,7% меньше зарегистрированного числа штатных единиц. Вместе с тем, численность занятых должностей в 1,4 раза превышает число фактических основных работников, а численность штатных должностей выше числа физических лиц почти в 1,5 раза.

На сегодняшний день структура основных функциональных групп работников учреждений здравоохранения Российской Федерации сложилась следующим образом (по штатам): средний медицинский персонал - 39,93%, младший медицинский персонал - 21,21, прочий персонал - 18,65, врачебный персонал - 19,00, работники с высшим немедицинским образованием - 0,76 и специалисты с фармацевтическим образованием - 0,45 процентных пункта.

По ФО и в более выраженных масштабах - по субъектам Российской Федерации, определяется как общность, так и разнообразие в объемах, отражающих характеристики кадрового потенциала (штатные, занятые ставки, физические лица работников разных групп). Различия штатной и занятой численности не всегда гармонизируют с численностью территориального населения, а занятость ставок не сопряжена с типовыми штатами. Почти в трети субъектов Федерации сложились условия недостаточной обеспеченности занятыми врачебными ставками. В 24,0% из общего числа российских субъектов отмечено превышение показателя кадровой структуры по руководящим должностям.

Анализ структурного соотношения численности кадров по физическим лицам показал, что доля врачебного персонала выше в Центральном, Северо-Западном и СевероКавказском регионе, сестринских кадров - в Уральском, Северо-Кавказском и Центральном ФО. Доля физических лиц прочего персонала (так же как и занятых должностей) преобладает в Дальневосточном и Сибирском регионе. Укомплектованность кадрового состава учреждений здравоохранения Российской Федерации физическими лицами (67,2%) заметно ниже укомплектованности занятыми ставками (94,3%). Наиболее высокая укомплектованность физическими лицами отмечается среди руководителей учреждений здравоохранения и их заместителей (88,3%), среднего медицинского (71,9%), прочего (66,9%) и наименьшая среди младшего медицинского персонала (64,4%) и врачей (61,2%).

При расчете доли прочего персонала от числа врачебных и сестринских кадров установлено, что по Российской Федерации данный показатель составил 30,9% при наибольшей его величине - в Дальневосточном, Сибирском, Южном и Уральском ФО и минимальном параметре - в Центральном регионе.

Дифференциация расчетных показателей, выявленная в ходе проведения аналитической и экспертной оценки, несомненно, обусловлена не только численностью, но и типами расселения проживающего населения, транспортной доступностью медицинских учреждений (что учитывается в методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти). Однако на уровне общей лечебной сети и профильных (специализированных) учреждений здравоохранения для внесения коррекционных поправок (в основном - временных) в численность, прежде всего медицинских кадров, дополнительно следует учитывать показатели частоты и структуры заболеваемости населения территории.

В целях исключения неэффективных расходов на кадровый персонал, необходимо уточнение материальных и технических условий его работы на муниципальном и субъектовом уровне, в частности по площади территории, занимаемой медицинской организацией, централизации или обособленности расположения зданий и сооружений, характеру инфраструктуры. Использование корректирующего коэффициента, сглаживающего особенности дислокации и технического снабжения основных фондов учреждений здравоохранения в субъектах и регионах, а также - процедуры и условий аутсорсинга позволит объективизировать оценку численности и структуры кадровых ресурсов здравоохранения (преимущественно немедицинского и прочего профиля), оптимизировать проведение расчетов для достижения более глубокой сопоставимости между различными российскими территориями.

В этих же целях при определении численности и структуры кадрового персонала учреждений здравоохранения желательно унифицировать состав прочего персонала (а возможно и расшифровать его в отчетных статистических формах) в соответствии с должностями, представленными в едином квалификационном справочнике работников в сфере здравоохранения и штатных нормативах служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения [4, 5].

Список литературы

1. Постановление Госкомстата «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» от 05.01.2004№1 //Финансовая газета от 24 марта 2004. №13. С. 12.

2. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 14.06.2011 № 470. [Internet]. URL: http://pravo.fso.gov.ru/proxy/ips/?searchres=.. (Дата обращения: 01.11.2011).

3. Постановление Правительства Российской Федерации «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов» от 03.06.2011 № 440 //Российская газета от 10 июня 2011. №125 (5501). С. 20.

4. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» от 23.07.2010 № 541н. [Internet]. URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/salary/25/ (Дата обращения 22.04.2012).

5. Приказ Минздрава РФ «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» от 09.06.2003 № 230, ред. от 19.12.2003 № 607 //Здравоохранение. 2003. №10. С. 99-123.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [Internet].

URL: http://docs.kodeks.ru/document/901807664 (Дата обращения 22.04.2012).

References

1. Postanovleniye Goskomstata «Ob utverzhdenii unifitsirovannykh form pervichnoy uchetnoy dokumentatsii po uchetu truda i ego oplaty» ot 05.01.2004 №1 [“On approving unified forms of primary accounting records for accounting labor and monetary compensation”, Regulation of Goskomstat]. Finansovaya gazeta 2004; Mar 24(13):12.

2. Postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii «O vnesenii izmeneniy v metodiku otsenki effektivnosti deyatelnosti organov ispolnitelnoy vlasti subyektov Rossiyskoy Federatsii» ot 14.06.2011 № 470 [“Amendments to the methods for assessing the efficiency of executive bodies of the subjects of the Russian Federation“, Regulation of the Government of the Russian Federation of 14.06.2011 №470]. [Internet]; [cited 2011 Nov 01]. Available from: http://pravo.fso.gov.ru/proxy/ips/?searchres=...

3. Postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii «O razrabotke prognoza balansa trudovykh resursov» ot 03.06.2011 № 440 [“On the development of the forecast balance of labor resources”, Regulation of the Government of the Russian Federation of 03.06.2011 №440]. Rossiyskaya gazeta 2011; Jun 10;125(5501):20.

4. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya RF «Ob utverzhdenii edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel «kvalifikatsionnyye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov v sfere zdravookhraneniya» ot 23.07.2010 № 541n. [“On approving a unified qualification guide for managers, specialists, and employees. Part “Qualification characteristics of healthcare providers”, the Order of the

MoH&SD of the RF of 23.07.2010 № 541н.]. [Internet]; [cited 2012 Apr 22]. Available from: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/salary/25/

5. Prikaz Minzdrava RF «Ob utverzhdenii shtatnykh normativov sluzhashchikh i rabochikh gosudarstvennykh i munitsipalnykh uchrezhdeniy zdravookhraneniya i sluzhashchikh tsentralizovannykh bukhgalteriy pri gosudarstvennykh i munitsipalnykh uchrezhdeniyakh zdravookhraneniya» ot 09.06.2003 № 230, red. ot 19.12.2003 № 607 [“On approving staff norms for employees and workers of state and municipal healthcare facilities and employees of centralized accounting offices at state and municipal healthcare facilities”, the Order of the MoH&SD of the RF of 09.06.2003 № 230, ed. of 19.12.2003 № 607]. Zdravookhraneniye 2003(10):99-123.

6. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 № 197-FZ, statya 57 (red. ot 22.11.2011, s izm. ot 15.12.2011) [The Labor Code of the Russian Federation of 30.12.2001 № 197-ФЗ, article 57 (ed. of 22.11.2011]. [Internet]; [cited 2012 Apr 22]. Available from: http://docs.kodeks.ru/document/901807664

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.