УДК 656.614.35
D.Y. Salko, V.M. Aristov
CHARACTERISTICS AND ANALYSIS OF CARGO TURNOVER OF SEA PORTS OF
THE AZOV-BLACK SEA BASIN AS A COMPONENT OF CARGO BASE OF SEA PORTS OF RUSSIA
The article gives a brief description of the sea ports of the Azov-Black sea basin, considered their importance for the Russian economy. The cargo turnover as a component of the cargo base for several years is analyzed; the main trends and causes of change are revealed.
Keywords: cargo turnover, cargo base, seaport, economy of Russia, Azov-Black sea basin.
Д.Ю. Салько1, В.М. Аристов2
ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ГРУЗООБОРОТА МОРСКИХ ПОРТОВ АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОГО БАССЕЙНА КАК СОСТАВНОГО ЭЛЕМЕНТА ГРУЗОВОЙ БАЗЫ МОРСКИХ ПОРТОВ РОССИИ
В статье дана краткая характеристика морских портов Азово-Черноморского бассейна, рассмотрена их важность для экономики России. Проанализирован грузооборот как составной элемент грузовой базы за несколько лет, выявлены основные тенденции и причины изменения.
Ключевые слова: грузооборот, грузовая база, морской порт, экономика России, Азово-Черноморский бассейн.
DOI: 10.36807/2411 -7269-2020-1-20-34-37
Большое значение для экономики России играет Азово-Черноморский бассейн. Морской транспорт данного бассейна в силу своего географического положения представлен широко. Основными составляющими единицами являются порты с их территорией и акваторией, морские, речные суда, судоходные компании [1].
С черноморским бассейном связаны перспективы транспортировки нефти и газа с каспийских и среднеазиатских месторождений на мировые рынки. Основным аспектом при рассмотрении и реализации многочисленных проектов, связанных с транспортировкой грузов через регион, является наличие развитой транспортной инфраструктуры, и в частности такой её составляющей как современные портовые комплексы. Одним из крупнейших владельцев портовых мощностей на Чёрном море является Россия, которая наряду с обеспечением собственной внешнеэкономической деятельности, активно использует морскую транспортную инфраструктуру Кавказского побережья для обеспечения грузовых транзитных перевозок. Тем не менее, по оценке российских специалистов, имеющаяся портовая инфраструктура Кавказского побережья РФ не в состоянии справиться с растущими объёмами перевалки как транзитных, так и экспортно-импортных грузов.
Динамика объёма перевалки грузов в российских портах Азово-Черноморского бассейна приведена в таблице. Поскольку нет единой базы, в которой могла бы быть достоверная и актуальная информация об основных показателях работы морских портов (а именно грузообороте), ввиду отсутствия финансирования, материал по динамике грузооборота был собран на основании сайтов аналитических агентств, сайтов стивидорных компаний и других источников.
1 Салько Д.Ю., доцент кафедры менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург
Salko D.Y., Associate Professor of the Department of Management and Marketing, PhD in Economics, Associate Professor; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St-Petersburg
E-mail: [email protected]
2 Аристов В.М., доцент кафедры менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург
Aristov V.M., Associate Professor of the Department of Management and Marketing, PhD in Economics; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg
E-mail: [email protected]
Таблица - Динамика суммарного грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна за 2014-2018 гг., млн т [2]-[5]
Порт 2014 2015 2016 2017 2018 Абсолютное отклонение 2018-2017, т Темп роста 2018/2017, %
Азов 6,30 7,10 6,61 7,97 12,91 4,94 61,98
Кавказ 10,20 30,50 33,24 35,37 30,10 -5,27 -14,90
Новороссийск 121,50 127,10 131,39 147,52 154,90 7,38 5,00
Туапсе 22,10 25,20 25,20 26,61 25,63 -0,98 -3,68
Ростов 10,40 11,60 12,94 15,00 16,72 1,72 11,47
Тамань 10,20 12,30 13,49 15,00 14,10 -0,90 -6,00
Остальные порты 13,80 19,10 21,20 22,26 17,80 -4,46 -20,04
Итого: 194,50 232,90 244,07 269,73 272,16 2,43 0,90
Наиболее наглядно динамика грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна представлена на Рис. 1.
Рис. 1 - Динамика суммарного грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна за 2014-2018 гг., млн т [2]-[5]
Из таблицы и Рис. 1 видно, что суммарный грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна с каждым годом растёт, в 2014 г. составлял 194,5 млн т, тогда как в 2018 г. уже составил 272,16 млн т, т.е. за 5 лет вырос на 40 %, что является положительной тенденцией для отрасли, и если такой рост сохранится, то уже к концу 2023 г. может достигнуть более 400 млн т. Грузооборот порта Новороссийск составил в 2018 г. 154,9 млн т, что на 5 % выше показателя в 2017 г.
По отношению к 2017 г. в 2018 г. суммарный грузооборот увеличился на 0,9 % или на 2,43 млн т. Грузооборот порта Азов в 2018 г. составил 12,91 млн т, что на 61,98 % выше показателя 2017 г., это самый высокий темп роста. Грузооборот порта Кавказ напротив снизился на 14,9 % и составил 30,1 млн т. Грузооборот порта Туапсе в анализируемом году составил 25,63 млн т, что на 3,68 % ниже показателя прошлого года. Грузообо-
рот порта Ростов увеличился на 11,47 %. По порту Тамань наблюдается снижение грузооборота на 6 %. По остальным портам суммарный грузооборот снизился на 20,04 %.
Наибольшую долю (57 %) в структуре грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна занимает порт Новороссийск с грузооборотом в 2018 г. 154,9 млн т. Второе место занимает порт Кавказ (11 %), далее следуют порты Туапсе, Ростов, Тамань и Азов, соответственно их доли составляют 9, 6, 5 и 5 %. Доля остальных портов составляет 7 % (Рис. 2).
Рис. 2 - Доля портов Азово-Черноморского бассейна в общей структуре грузооборота в 2018 г., %
Каждый из рассматриваемых портов специализируется на довольно широкой номенклатуре грузов. Анализируя структуру грузооборота по портам, следует отметить, что большая часть приходится на нефть и нефтепродукты, более 90 % из всего перегруженного груза это экспорт и только 5-8 % составляет импортный груз и транзит.
Экспортные грузы российских портов Азово-Черноморского бассейна разбиваются на грузопотоки по направлениям: Турция, Грузия, Румыния, Болгария, Сирия, Ливан, Израиль, Кипр, Ливия, Тунис, Италия, Испания, Франция.
Импортные грузы российских портов Азово-Черноморского бассейна разбиваются на грузопотоки по направлениям из портов следующих стран: Турция, Грузия, Румыния, Болгария, Италия, Греция, Марокко, Израиль, Алжир.
Основную долю ввозимых грузов составляют контейнерные перевозки.
Таким образом, выполнен анализ грузооборота морских портов Азово-Черноморского бассейна, как составного элемента грузовой базы морских портов России. Следует отметить, что темпы роста грузовой базы напрямую зависят от темпов роста мировой экономики, увеличение потребления различных ресурсов приводит к росту объёмов перевозок и перегрузки грузов в портах.
Список использованных источников
1. Салько Д.Ю. Научно-исследовательская работа "Повышение конкурентоспособности российских портов Азово-Черноморского бассейна", Интернет-ресурс: http://www.nsma.ru/arch/SDU.pdf, дата обращения 25.01.2019.
2. Информационный портал исследовательского агентства InfraNews. Интернет-ресурс: http://infranews.ru/logistika/more/53533-gruzooborot-rossijskix-portov-azovo-chemomorskogo-bassejna-v-2018-godu-sostavN-2722-mln-t/. Дата обращения 25.01.19.
3. Информационное агентство "РБК". Интернет-ресурс: https://www.rbc.ru/krasnodar/freenews/5c3c40b99a7947173d40bfa7. Дата обращения 25.01.19.
4. Статья "Грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна России в январе-августе 2018 года вырос на 5,3 %". Интернет-ресурс: https://www.korabel.ru/news/comments/gruzooborot_portov_azovo-
chernomorskogo_basseyna_rossii_v_yanvare-avguste_2018_goda_vyros_na_5_3.html, дата обращения 25.01.2019.
5. Об основных итогах деятельности морского и внутреннего водного транспорта в 2017 году, задачах на 2018 год и среднесрочную перспективу до 2020 года. Информационно-аналитические материалы к расширенному заседанию Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта 27 марта 2018 года. Интернет-ресурс: http://csef.ru/media/articles/8375/10352.pdf, дата обращения 25.01.19.
6. Ассоциация морских торговых портов России. Интернет-ресурс http://www.morport.com/rus/content/statistika, дата обращения 25.01.19.