Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ТОВАРНОЙ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ФРАНЦИИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ТОВАРНОЙ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ФРАНЦИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ПРОЦЕССЫ ФРАНЦИИ / ИХ ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ / GEOGRAPHICAL DISTRIBUTION AND COMMODITY STRUCTURE OF FOREIGN TRADE OF FRANCE AT THE MOMENT / EXPORT AND IMPORT PROCESSES FRANCE / THEIR CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викуленко А.Е., Карева А.О.

В статье раскрывается характеристика и даётся анализ географического распределения и товарной структуры внешней торговли Франции - одной из наиболее развитых стран Европы, переживающей сегодня не лучшие времена из-за влияния кризиса Еврозоны и внешнеполитической ситуации. Раскрываются экспортно-импортные процессы Франции, оказывающие влияние на всю европейскую и мировую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION AND ANALYSIS GEOGRAPHICAL DISTRIBUTION AND COMMODITY STRUCTURE OF FOREIGN TRADE OF FRANCE

The economy of France is one of the most developed in Europe but nowadays it faces difficulties due to the crisis in the euro area and the unstable political situation. Economic and social movements that take place in France influence the whole European and world economy. That is why it is of great interest to study the current state of the French economy and analyze possible trends.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ТОВАРНОЙ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ФРАНЦИИ»

IV. ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ЭКОНОМИКА

ТРУДА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ И РЕГИОНАЛИСТИКИ

УДК 339.56.055

A.E. Vikulenko, A.O. Kareva

DESCRIPTION AND ANALYSIS GEOGRAPHICAL DISTRIBUTION AND COMMODITY STRUCTURE OF FOREIGN TRADE OF FRANCE

The economy of France is one of the most developed in Europe but nowadays it faces difficulties due to the crisis in the euro area and the unstable political situation. Economic and social movements that take place in France influence the whole European and world economy. That is why it is of great interest to study the current state of the French economy and analyze possible trends.

Keywords: geographical distribution and commodity structure of foreign trade of France at the moment; export and import processes France, their current status and development.

А.Е. Викуленко1, А.О. Карева2

ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ТОВАРНОЙ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ФРАНЦИИ

В статье раскрывается характеристика и даётся анализ географического распределения и товарной структуры внешней торговли Франции - одной из наиболее развитых стран Европы, переживающей сегодня не лучшие времена из-за влияния кризиса Еврозоны и внешнеполитической ситуации. Раскрываются экспортно-импортные процессы Франции, оказывающие влияние на всю европейскую и мировую экономику.

Ключевые слова: географическое распределение и товарная структура внешней торговли Франции в настоящее время; экспортно-импортные процессы Франции, их текущее состояние и развитие.

Рассмотрим географическое распределение экспорта Франции и проанализируем основные изменения, произошедшие за период с 2008 по 2015 гг. (табл. 1).

Таблица 1 - Географическое распределение экспорта Франции в 2008 и 2015 гг.

Страны-контрагенты 2008 2015

Стоимость в млн долл. США % к итогу Стоимость в млн долл. США % к итогу

Всего по экспорту, в т.ч.: 594505,0 100 573055,5 100

1. Германия 86841,5 14,61 79573,6 13,8

2. Италия 52393,5 8,81 35422,6 6,18

3. Испания 49916,9 8,40 36371,5 6,34

4. Великобритания 46710,2 7,86 35591,5 6,21

5. Бельгия 45318,0 7,62 33695,9 5,88

6. США 35110,1 5,91 47959,3 8,36

7. Нидерланды 25132,6 4,23 19292,4 3,36

8. Швейцария 17686,1 2,97 23938,3 4,17

9. Китай 13285,3 2,23 21597,3 3,76

10. РФ 10364,3 1,74 7448,1 1,29

Источник: составлено и рассчитано на основании данных UN Comtrade Database. Электронный ресурс: http://comtrade.un.org/data/ (дата обращения 25.09.2016).

1 Викуленко А.Е., заведующий кафедрой финансов и статистики, доктор экономических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург

Vikulenko A.E., Head of the Department of Finance and Statistics, Doctor of Economics, Professor; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg E-mail: Viku20078@rambler.ru

2 Карева А.О., студентка 3 курса факультета Международных экономических отношений Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России

Kareva A.O., third-year student at the School of international economic relations, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO-University)

Основные торговые партнёры Франции по экспорту - это Германия, Италия, Испания, Великобритания, Бельгия, США, Нидерланды, Швейцария, Китай и Россия (диаграмма 1). Главными потребителями французских товаров являются европейские страны, США, Китай и Россия. Страны-члены Евросоюза традиционно являются партнёрами Франции по торговле, но в последнее время всё большую роль играют страны Азии и США [1], [2].

Франция является открытой экономикой и активно участвует в международном разделении труда. В результате развития специализации Франция выбрала основные товары и услуги, которые выгодно производить внутри страны. Во-первых, это товары, стоимость затрат на единицу которых минимальна (теория сравнительных преимуществ), например, сельскохозяйственная продукция в Европе. Франция имеет естественные преимущества, которые проявляются в виде благоприятного климата. Во-вторых, Франция использует приобретённые преимущества, т.е. высококвалифицированную рабочую силу и хорошо развитые технологии для производства товаров на экспорт.

Анализируя табл. 1, можно отметить, что стоимость экспорта в 2015 г. упала в абсолютных величинах по сравнению с 2008 г. Коэффициент роста составил 0,9639, темп прироста - 3,61 %. С 2008 по 2015 гг. основные партнёры Франции по экспорту не изменились. Немного изменились их доли в общем объёме экспорта Франции [6], [7].

В 2008 г. на втором месте по объёму экспорта Франции стояла Италия, в 2015 г. её место заняли США, поднявшись на четыре позиции за этот период.

В 2015 г. по сравнению с 2008 г. уменьшилась стоимость экспорта в Германию (на 7267,9 млн долл. США), а в США - увеличилась на 12849,2 млн долл. Кроме того, значительно увеличился экспорт в Китай и Швейцарию, стоимость вывезенных товаров в другие страны из первой десятки уменьшилась (диаграмма 1).

Рис. 1 - Географичское распределение экспорта во Франции в 2008 и 2015 гг.,

млн.долл. США

Источник: составлена автором на основе данных из табл. 1.

В 2015 г. значительно увеличился объём экспорта в Китай. Темп прироста стоимости экспортируемых товаров в Китай составил 62,56 %. В основном это сельскохозяйственная продукция, например ячмень. Особенностью Франции является очень высокая доля урожая зерна, идущая на экспорт. Благодаря снижению затрат на морские перевоз-

ки французский ячмень стал более конкурентоспособным на мировом и в особенности на китайском рынке.

Россия в экспорте Франции в 2008 г. составляла всего 1,74 %, в 2015 г. доля России ещё снизилась до 1,29 %. Такую динамику можно объяснить введением санкций против России, из-за чего импорт в Россию из стран Европы заметно снизился. Основными товарами, ввозимыми в Россию из Франции, являются машины, оборудование и транспортные средства, в том числе: космические аппараты и спутники, авиационные двигатели, газовые турбины, двигатели внутреннего сгорания, комплектующие для авиационной и космической промышленности.

Для наиболее полной характеристики внешней торговли Франции также необходимо рассмотреть основных партнёров страны по импорту (табл. 2).

Таблица 2 - Географическое распределение импорта страны в 2008 и 2015 гг.

Страны-контрагенты 2008 2015

Стоимость в млн долл. США % к итогу Стоимость в млн долл. США % к итогу

Всего по импорту, в т.ч.: 695004,3 100 651495,6 100

1. Германия 113901,6 16,39 96879,9 14,87

2. Бельгия 59139,9 8,51 40697,8 6,24

3. Италия 56494,2 8,13 41823,3 6,41

4. Китай 45461,9 6,54 52853,5 8,11

5. Испания 45316,8 6,52 34964,8 5,36

6. США 38295,7 5,51 58080,5 8,91

7. Великобритания 33670,7 4,84 21839,3 3,35

8. Нидерланды 28179,7 4,05 23906,3 3,66

9. Российская Федерация 20159,6 2,90 10625,8 1,63

10. Швейцария 15700,0 2,26 21983,5 3,37

Источник: составлено и рассчитано автором на основании данных UN Comtrade Database. Электронный ресурс: http://comtrade.un.org/data/ (дата обращения 25.09.2016).

Основными партнёрами Франции по импорту являются те же страны, что лидировали по экспорту (Германия, Бельгия, Италия, Китай, Испания, США, Великобритания, Нидерланды, Россия и Швейцария), но их соотношение значительно отличается (диаграмма 2). Основные импортёры: США, страны ЕС и Китай.

Рис. 2 - Географическое распределение импорта во Франции в 2015 г., % в общей

стоимости импорта

Источник: составлена автором на основании данных табл. 1.

Германия является как главным импортёром товаров из Франции, так и экспортёром товаров в неё. По стоимости товаров импорт во Францию из Германии превышает экспорт французских товаров. В 2015 г. по сравнению с 2008 г. стоимость ввезённых во Францию из Германии товаров снизилась, доля Германии в импорте в страну также уменьшилась. Из Германии импортируется сырьё, промышленное оборудование, автомобили, химические товары.

Особенно хотелось бы отметить динамику показателей быстро развивающегося Китая. Импорт товаров во Францию с 2008 г. за 7 лет вырос на 7391,6 млн долл. США. Коэффициент роста стоимости импорта товаров из Китая в 2015 г. по сравнению с 2008 г. составил 1,163 %, темп прироста равняется 16,3 %. Среднегодовой абсолютный прирост составил 1055,9 млн долл. США.

Товарная структура внешней торговли Франции отражает структуру экономики страны. Каждая страна специализируется на производстве товаров и услуг, производство которых наиболее выгодно и приносит наибольший доход. Товарная структура стран складывается в ходе исторического развития, а иногда развитие новых отраслей играет ведущую роль в экономике.

Для того чтобы проанализировать структуру экспорта и импорта Франции, нужно рассмотреть данные табл. 3.

Таблица 3 - Товарная структура импорта Франции в 2008 и 2015 гг.

Разделы СМТК 2008 2015

Стоимость (млн долл. США) % к итогу Стоимость (млн долл. США) % к итогу

Всего, в т.ч. 695004,3 100,0 651495,6 100,0

0+1. Продовольственные то-

вары и живые животные + Напитки и табак 51232,9 7,4 52673,7 8,1

2+4. Сырьё непродовольственное (кроме топлива) + Жи-

ры, масла и воски животного и

растительного происхождения 20467,4 2,9 14495,4 2,2

3. Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы 117428,8 16,9 68065,9 10,4

5. Химические продукты 88997,8 12,8 80749,1 12,4

6. Обработанные изделия, классифицированные по материалам 96881,2 13,9 70555,5 10,8

7. Машины, оборудование и транспортные средства 229105,2 33,0 249464,2 38,3

8. Разные обработанные (готовые) изделия 90196,0 13,0 114394,8 17,6

9. Товары и сделки, не вклю-

чённые в соответствующие разделы СМТК 694,9 0,1 1097,1 0,2

Источник: International Trade Statistics Yearbook, Vol. I, 2008, 2015. France including Monaco. Электронный ресурс: http://comtrade.un.org/pb/CountryPagesNew.aspx?y=2015 (дата обращения: 25.09.2016).

Как уже было отмечено, Франция достаточно сильно зависима от импорта сырья и ресурсов. Почти все месторождения нефти и угля внутри страны уже истощены, поэтому возникает сильная необходимость в импорте нефти. В 2008 г. "Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы" составляли в импорте Франции 16,9 %, в 2015 г. доля уменьшилась до 10,4 %. В абсолютных величинах стоимость импорта продукции этого раздела снизилась с 2008 по 2015 гг. на 49362,9 млн долл. США, что может свидетельствовать об эффективном внедрении ресурсосберегающих технологий. Также это говорит о деиндустриализации экономики, так как многие предприятия вывозятся за рубеж для экономии издержек.

Анализируя табл. 3 можно увидеть, что в 2015 г. наибольшую долю в импорте составляют машины, оборудование и транспортные средства (38,3 %), затем располагаются разные обработанные (готовые) изделия (17,6 %), химические продукты (12,4 %), минеральное топливо, смазки и подобные им материалы (10,4 %).

По сравнению с 2008 г. увеличилось количество закупаемых за рубежом продовольственных товаров, живых животных, напитков и табака. В абсолютных значениях прирост составил 1440,8 млн долл. США, доля в общем импорте также увеличилась с 7,4 % до 8,1 %. Этот рост свидетельствует о том, что Франция ориентирует свою экономику на более наукоёмкие отрасли и предпочитает закупать определённую часть продовольствия за рубежом.

Значительно сократилась с 2008 по 2015 гг. стоимость импорта минерального топлива, смазок и подобных им материалов. Абсолютный прирост составил -49362,9 млн долл. США. Доля в импорте также уменьшилась с 16,9 % до 10,4 %. Этот факт можно объяснить тем, что Франция, имея ограниченное количество ресурсов, переходит к ресурсосберегающим технологиям, тем самым снижая свою зависимость от импортных ресурсов (диаграмма 3 "Структура импорта Франции в 2015 г.").

Из данных диаграммы 3 видно, что по сравнению с 2008 г. увеличилось количество закупаемых за рубежом продовольственных товаров, живых животных, напитков и табака. В абсолютных значениях прирост составил 1440,8 млн долл. США, доля в общем импорте также увеличилась с 7,4 % до 8,1 %.

■ Продовольственные товары и живые животные -Налитки и табак

■ Сырье непродовольственное (кроме топлива) - Жиры, масла и воски животного и растительного происхождения

■ Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы

■ Химические продукты

■ Обработанные изделия, классифицированные по материалам ■Машины, оборудование и транспортные средства

Разные обработанные (готовые)изделия

■ Товары и сделки, не включенные в соответствующие раздели СМ ГК

Рис. 3 - Структура импорта Франции в 2015 г.

Источник: составлена на основании данных из табл. 3.

Машины, оборудование и транспортные средства занимают большую долю в импорте Франции как в 2008 (33,0 %), так и в 2015 гг. (38,3 %).

Основными составляющими импорта в 2015 г. были нефть, нефтяной смазочный материал, автомобили и другие транспортные средства, медикаменты, продукция авиационной промышленности, машины для обработки данных [5].

Рассмотрим структуру экспорта Франции, чтобы понять, на каких товарах и услугах специализируется эта страна, за счёт каких отраслей получает наибольшие доходы (табл. 4).

Таблица 4 - Товарная структура экспорта Франции в 2008 и 2015 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разделы СМТК 2008 2015

Стоимость (млн долл. США) % к итогу Стоимость (млн долл. США) % к итогу

Всего, в т.ч. 594505,0 100,0 573055,5 100,0

0+1. Продовольственные товары и живые животные + Напитки и табак 65386,6 11,0 61725,2 10,8

2+4. Сырьё непродовольственное (кроме топлива) + Жиры, масла и воски животного и растительного происхождения 15360,0 2,6 12247,9 2,1

3. Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы 30139,0 5,1 19760,4 3,4

5. Химические продукты 99984,2 16,8 94298,4 16,5

6. Обработанные изделия, классифицированные по материалам 79674,7 13,4 56697,9 9,9

7. Машины, оборудование и транспортные средства 227846,1 38,3 239121,2 41,7

8. Разные обработанные (готовые) изделия 61746,8 10,4 83079,6 14,5

9. Товары и сделки, не включенные в соответствующие раздели СМТК 14367,6 2,4 6125,1 1,1

Источник: International Trade Statistics Yearbook, Vol. I, 2008, 2015. France including Monaco. Электронный ресурс: http://comtrade.un.org/pb/CountryPagesNew.aspx?y=2015 (дата обращения: 25.09.2016).

Товары французского производства обладают высоким качеством, но они слишком дорогие, следовательно, им сложно конкурировать с недорогими аналогами. Из-за этого снижается экспорт товаров и услуг из Франции. Как уже было отмечено, сальдо торгового баланса отрицательное [5], за период 2010-2015 гг. доля французского экспорта в мировом экспорте сократилась.

Основные товары, экспортируемые Францией, включают самолёты, космические корабли, лекарственные средства, автомобили и другие транспортные средства, детали для автомобилей, турбины, вина. В основном эти товары входят во второй и восьмой разряды Стандартной Международной Торговой Классификации ООН. Можно заметить, что основную долю в экспорте занимают высокотехнологичные наукоёмкие товары и традиционные отрасли (например, виноделие).

Во Франции хорошо развито сельское хозяйство, она практически полностью может обеспечить себя необходимым продовольствием и даже экспортирует продукцию первичного сектора. В 2015 г. по сравнению с 2008 г. стоимость экспортированных продовольственных товаров и живых животных, напитков и табака уменьшилась на 3661,4 млн долл. США. Значительно увеличилась доля обработанных (готовых) изделий в 2015 г. по сравнению с 2008 г. - на 21332,8 млн долл. США [3], [4] (диаграмма 4).

Франция мало экспортирует сырьё и топливо, так как сама нуждается в этих ресурсах. Франция импортировала минеральное топливо, смазки и подобные им материалы в 2015 г. на сумму 68065,9 млн долл. США, а стоимость экспорта соответствующего раздела составила всего 19760,4 млн долл. США (диаграмма 4 "Структура экспорта Франции в 2015 г.").

Рис. 4 - Структура экспорта Франции в 2015 г.

Источник: построена на основании данных из табл. 4.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: Франция обладает значительным потенциалом для развития внешней торговли, так как страна располагает эффективными трудовыми ресурсами, достаточным количеством капитала, государство поддерживает французское предпринимательство как внутри страны, так и за рубежом. Франция - открытая экономика и может использовать все преимущества от международного разделения труда и специализации посредством ведения международной торговли.

Рост экономики и стимулирование экспорта происходит за счёт восстановления и модернизации промышленности, так как путь деиндустриализации замедляет экономический рост, производство внутри страны сокращается, Франция стала уязвимой от внешних факторов развития экономики. Большой упор делается на инновационные отрасли, так как в них Франция может иметь конкурентные преимущества благодаря наличию квалифицированной рабочей силы.

Список использованных источников

1. Интернет-ресурс: World Trade Organization. Trade profiles. France: http://stat.wto.org/CountryProfile/WSDBCountryPFView.aspx?Language=E&Country=FR (дата обращения: 25.09.2016).

2. Электронный ресурс: Monthly Bulletin of Statistics Online URL: http://unstats.un.org/unsd/mbs/app/DataView.aspx?tid=35&cid=250&yearfrom=2000&yearto=20 15&p=Y.

3. Электронный ресурс: OECD. Country statistical profile: France 2015. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/economics/country-statistical-profile-france_20752288-table-fra.html (дата обращения: 30.12.2015).

4. Электронный ресурс: World Trade Organization. Trade Profiles. France. URL:http://stat.wto.org/CountryProfile/WSDBCountryPFView.aspx?Language=E&Country=FR.h tml (дата обращения: 30.12.2015.).

5. Электронный ресурс: The World Bank. Data. URL: http://data.worldbank.org/country/france.html (дата обращения 10.03.2016).

6. Электронный ресурс: OECD. France - Economic forecast summary (November 2015). URL: http://www.oecd.org/economy/france-economic-forecast-summary.html (дата обращения: 20.03.2015).

7. Электронный ресурс: European Commission. Autumn 2015 forecast: Moderate recovery despite challenges (10. FRANCE Economic recovery slowly gaining ground). URL: http://ec.europa.eu/economy_finance/eu/forecasts/2015_autumn/fr_en.pdf (дата обращения: 30.11.2015).

8. Публикация Национального института статистики и экономических исследований (INSEE), 31.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.