Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

607
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / занятость / государственное регулирование / политика занятости. / labor market / employment / government regulation / employment policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапова Анастасия Владимировна

В данной статье проанализированы основные приоритеты экономического развития государства с целью реализации эффективной государственной политики в области содействия занятости населения. Представлена динамика размера пособия по безработице в 2010-2020 гг., а также рассмотрен объем государственных услуг в области содействия занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF STATE REGULATION OF EMPLOYMENT

This article analyzes the main priorities of the state's economic development in order to implement an effective state policy in the field of employment promotion. The article presents the dynamics of the amount of unemployment benefits in 2010-2020, as well as the volume of public services in the field of employment promotion.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

VМеждународная научно-практическая конференция

2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 20.09.2020).

4. Винограй, Э.Г. Системно-диалектический подход: теория и методология: монография / Э.Г. Винограй. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2014.

5. Ильин, П.В. Зарубежный опыт трансфера технологий в российскую практику //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2013. №1 (25)-С. 206-213.

6. Дежина, И.Г., Медовников, Д.С. Розмирович, С.Д. Оценки спроса российского среднего технологического бизнеса на сотрудничество с вузами. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.econorus.org/repec/journl/2017-36-81-105r.pdf (дата обращения: 20.09.2020).

© Е.А. Плосконосова, 2020

УДК 33

Потапова Анастасия Владимировна Potapova Anastasia Vladimirovna

Студент Student

Филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Россия, г. Тихорецк Branch of Kuban state University Russia, Tikhoretsk

ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

CHARACTERISTICS OF STATE REGULATION OF EMPLOYMENT

Аннотация. В данной статье проанализированы основные приоритеты экономического развития государства с целью реализации эффективной государственной политики в области содействия занятости населения. Представлена динамика размера пособия по безработице в 2010-2020 гг., а также рассмотрен объем государственных услуг в области содействия занятости населения.

Annotation. This article analyzes the main priorities of the state's economic development in order to implement an effective state policy in the field of employment promotion. The article presents the dynamics of the amount of unemployment benefits in 2010-2020, as well as the volume of public services in the field of employment promotion.

Ключевые слова: рынок труда, занятость, государственное регулирование, политика занятости.

Key words: labor market, employment, government regulation, employment policy.

Научные междисциплинарные исследования

Современные условия развития рынка труда требуют активного государственного вмешательства, так как в условиях обострения мировых финансовых кризисов, а также противоречий глобальной экономики возникает необходимость создания факторов, обеспечивающих эффективное развитие. Процесс регулирования рынка труда представляет собой неотъемлемую составную часть одновременно сложную подсистему рыночной экономики.

Занятость населения является важнейшим направлением социально-экономического развития общества, объединяющим в себе социальные и экономические результаты функционирования всей экономической системы.

В условиях кризиса, занятость населения является приоритетом государственного регулирования. В данных условиях, политику занятости можно интерпретировать как совокупность мер, нацеленных на улучшение социальной защищенности в области занятости каждого человека при помощи прямого и косвенного воздействия на рынок труда [1, с. 131].

В данный момент, существует два основных типа воздействия на уровень занятости: активная и пассивная государственная политика.

Активная политика занятости включает:

- обучение, переподготовку и повышение квалификации безработных,

- содействие гражданам в поиске подходящей работы,

- проведение мер по предупреждению увольнения работников,

- содействие развитию малого бизнеса и самозанятости и т.д. [2, с. 97].

Вследствие нехватки квалифицированного персонала образуется проблема

структурной несбалансированности рынка труда. В совокупности с проблемой неполной занятости они актуализируют потребность в оказании государственных услуг, которые связаны, в основном, с развитием профессиональной мобильности и повышением уровня квалификации граждан.

Объем государственных услуг в области содействия занятости населения в первом полугодии 2019 года (в сравнении с первым полугодием 2018 г.) представлен в таблице 1 [3].

Таблица 1. Объем государственных услуг в области содействия занятости

населения в 2018-2019 гг.

Наименование государственной услуги Численность получателей, чел. Динамика по первому полугодию 2018/2019 гг., %

в первом полугодии 2018 г. в первом полугодии 2019 г.

Содействие гражданам в поиске подходящей работы 1 846 651 1 963 454 +6,3%

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда 143 340 146 451 +2,2%

Психологическая поддержка безработных граждан 134 813 135 343 +0,4%

Организация проведения оплачиваемых общественных работ 124 413 111 604 -10,3%

VМеждународная научно-практическая конференция Продолжение таблицы 1

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан 310318 309 673 -0,2%

Содействие безработным гражданам и

членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по 152 168 +10,5%

направлению органов службы занятости

Организация профессиональной ориентации граждан 1 553 978 1 615 508 +4,0%

Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих 24 604 21 378 -13,1%

трудности в поиске работы

Организация временного трудоустройства

безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые 757 607 -19,8%

Содействие самозанятости безработных граждан 52 578 63 671 +21,1%

Содействие безработным гражданам в

переезде в другую местность для 4 122 4 142 +0,5%

трудоустройства по направлению органов

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности 99 704 98 006 -1,7%

Информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации 3 404 950 3 395 932 -0,3%

Всего государственных услуг 7 700 380 7 865 937 +2,1%

В 2018 году к профессиональному обучению или получению дополнительного профессионального образования приступили 169,7 тыс. безработных граждан (на 3,3% меньше, чем в 2017 году). По сравнению с 2017 годом численность зарегистрированных безработных граждан снизилась на 9,4%.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 19.03.2019 № 463-р «О распределении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по переобучению, повышению квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда в 2019 году» межбюджетные трансферты составили 1,525 млрд. рублей. Они были распределены 31 субъекту Российской Федерации. Господдержка позволила 18443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение, а также получить дополнительное профессиональное образование в 2019 году.

За содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости в первом полугодии 2019 года обратились 1 963,5 тыс. граждан (на 6,3% больше, чем в первом полугодии 2018 года).

Научные междисциплинарные исследования

В первом полугодии 2019 года во всех федеральных округах по сравнению с аналогичным периодом 2018 года произошло увеличение численности граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы. В Уральском (на 11,0%) и Южном (на 8,3%) федеральных округах произошло наибольшее увеличение [4].

На рисунке 1 представлена численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы [3].

Рис. 1. Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в первом полугодии 2018 и 2019 гг., тыс. человек

По регионам наблюдается существенное увеличение рассматриваемого показателя в Ямало-Ненецком автономном округе (на 50,6%), городе Севастополе (на 39,8%), Саратовской(на 26,8%), Калининградской (на 23,1%), Новгородской (на 22,2%) и т.д.

При этом, произошло снижение указанной численности по ряду регионов. В Смоленской области (на 13,5%), городе Москве (на 6,4%), Байконуре (на 6,2%) отмечается наибольшее снижение.

При содействии органов службы занятости в первом полугодии 2019 года 60,7% от численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы или 1192,2 тыс. граждан нашли работу.

Пассивная политика занятости включает:

- выплату пособий по безработице,

- выплату стипендий в период прохождения профессионального обучения,

- оказание материальной помощи безработным,

- организацию питания безработных в специальных столовых и т.д. [2, с.

101].

В Российской Федерации выплата пособия по безработице регулируется федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации». Ежегодно размер пособия утверждается правительством России. Согласно ст. 31 «Закона о занятости в РФ», общий срок выплаты пособий по безработице не должен превышать 18 месяцев. Размеры выплат пособий по безработице представлены в таблице 2 [4].

В связи с эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации, своим постановлением № 988 «О внесении изменений в постановление

VМеждународная научно-практическая конференция

Правительства РФ от 27 марта 2020 года № 347» правительство Российской Федерации на период май-август 2020 года установило минимальную величину пособия по безработице в размере 4500 рублей, а максимального пособия в размере 12130 рублей.

Таблица 2. Размеры пособия по безработице в 2010-2020 гг.

Год Минимальный размер (руб. в месяц) Максимальный размер (руб. в месяц) Документ об утверждении размера пособия

2010 850 4900 Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 № 926

2011 850 4900 Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 № 812

2012 850 4900 Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 888

2013 850 4900 Постановление Правительства РФ от 09.10.2012 № 1031

2014 850 4900 Постановление Правительства РФ от 30.10.2013 № 973

2015 850 4900 Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 № 1382

2016 850 4900 Постановление Правительства РФ от 12.11.2015 № 1223

2017 850 4900 Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1326

2018 850 4900 Постановление Правительства РФ от 24.11.2017 № 1423

2019 1500 8000 Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375

2020 1500 8000 Постановление Правительства РФ от 07.11.2019 № 1426

Механизм государственного регулирования рынка труда допускается расценивать как подсистему общего механизма регулирования экономической системы в целом. Государство, регулируя трудовые отношения, должно вести все действия прозрачно и открыто.

Министерство образования в 2020 году подняло вопрос о повышении стипендий всем студентам, которые проходят в учебных заведениях Российской Федерации. В результате проведенных дебатов представителями Минобразования России было запланировано повышение студенческих выплат на 4,0%. Это повышение действовало до конца учебного периода. В первой половине 2020 года действовала индексация за 2019 учебный год и равна она порядка 6% от уровня инфляции.

Размер стипендий для студентов в 2020-2021 учебном году представлен в таблице 3 [4].

Научные междисциплинарные исследования Таблица 3. Размер стипендий для студентов в 2020-2021 гг.

Виды стипендий Размер стипендий, руб.

Минимальная академическая стипендия в колледжах и техникумах 890

Минимальная академическая стипендия в институтах и университетах 1633

Социальная стипендия в колледжах и техникумах 890

Социальная стипендия в институтах и университетах 2452

Стипендия аспирантам и ординаторам 3120

Стипендия аспирантам технических и естественнонаучных направлений 7696

Таким образом, занятость становится необходимым компонентом современной жизни граждан Российской Федерации. Вместе с тем, она является своеобразным индикатором, позволяющим судить об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения и о процветании страны. Переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией остаются важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список:

1. Хетагурова Т.Г., Хетагурова И.Ю., Золоева К.Р. Государственная политика в сфере труда и занятости // Экономика и бизнес: теория и практика -2018. - № 7. - С. 129-134.

2. Татаринцев М.Е., Юрченко К.Г. Концепция государственной кадровой политики как механизм макроэкономического регулирования занятости и безработицы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология - 2018. - Том 20. - № 4. - С. 90-104.

3. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации // Электронный ресурс / http://www.rosmintrud.ru / (дата обращения 12.09.2020).

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс / http://www.gks.ru / (дата обращения 12.09.2020).

© А.В. Потапова, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.