Научная статья на тему 'Характеристика факторов, формирующих уровень устойчивого развития промышленных предприятий'

Характеристика факторов, формирующих уровень устойчивого развития промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РОСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пряничников Сергей Борисович

В статье дается характеристика основных факторов, определяющих устойчивого развития предприятия на основе разработки модели устойчивого роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика факторов, формирующих уровень устойчивого развития промышленных предприятий»

Характеристика факторов, формирующих уровень устойчивого развития

промышленных предприятий

Characteristic of the factors, which form the level of the steady development of

the industrial enterprises

Пряничников Сергей Борисович

Кандидат экономических наук, доцент Доцент кафедры «Менеджмента и финансов» Нижегородского филиала гуманитарного института (г. Москва)

Praynichnikovsb@rambler.ru

Pryanichnikov Sergey Borisovich Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Docent of "Management and Finance" department Nizhny Novgorod branch of the Institute of Humanities (Moscow)

Praynichnikovsb@rambler.ru

Аннотация: В статье дается характеристика основных факторов,

определяющих устойчивого развития предприятия на основе разработки модели устойчивого роста.

Ключевые слова: промышленные предприятия, устойчивое развитие, модель устойчивого роста.

The annotation: In the article the characteristic of the basic factors, which determine of the steady development of enterprise is given on the basis of the development of the model of steady increase.

The keywords: industrial enterprises, steady development, the model of steady increase.

Введение

Разработка механизма устойчивого развития промышленных предприятия -достаточно сложная задача, поскольку исходя из воздействия факторов внешней и внутренней среды, выбранной стратегии развития и индивидуальных особенностей предприятия, механизм устойчивого развития может включать достаточно большое число элементов, в том числе

технологических, организационных, управленческих, финансовых, маркетинговых, и т.д.

Для того чтобы разделить качественно различные типы экономического роста, принято использовать такую категорию, как равновесный или устойчивый экономический рост, при этом устойчивый экономический рост отдельные экономисты определяют [3] как долгосрочный рост, характеризующийся неизменными пропорциями между основными параметрами, определяющими внутреннюю структуру системы. Для предприятия такими пропорциями являются структура капитала, структура активов и т.д. Вместе с тем такое определение не всегда выполняет своего функционального назначения, поскольку сохранять экономическую стабильность и обеспечить экономический рост в быстро меняющихся внешних условиях в ситуации неопределенности и риска на финансовых рынках можно только на основе гибкой экономической политики, оптимального изменения структуры капитала, активов и других структурных параметров.

Классификация факторов экономического роста

В процессе исследования проблемы устойчивого экономического роста следует использовать концепцию экономической устойчивости, которая заключается в том, что если система устойчива, то незначительные изменения в начальных условиях и флуктуации во внешних воздействиях не могут вызвать разрушения и сильных отклонений от целевой траектории движения (развития) системы, при этом факторы внутренней среды могут изменять траекторию движения (цель развития), однако сама система остается устойчивой. Исходя из этого, устойчивый экономический рост предприятия можно определить как сбалансированный рост долгосрочного характера, т.е. динамический процесс, направленный на достижение максимума целевой функции предприятия. При этом основные факторы, определяющие уровень экономического роста можно классифицировать следующим образом (табл. 1).

Таблица 1.

Классификация факторов, определяющих уровень экономического

роста предприятий

Г руппы факторов, определяющих экономический рост Виды факторов экономического роста

1. Макроэкономические 1) уровень инфляции; 2) изменение курса валют; 3) государственное регулирование деятельности предприятий;

2. Организационные 1) повышение уровня квалификации; 2) улучшение условий труда; 3)повышение эффективности деятельности;

3. Производственные 1) диверсификация производственной деятельности; 2) повышение качества продукции; 3) загрузка производственных мощностей;

4. Маркетинговые 1) расширение рынков сбыта; 2) расширение ассортимента продукции; 3) совершенствование ценовой политики;

5. Финансовые 1)увеличение прибыли; 2) увеличение инвестиций; 3) рост капитализации;

6. Технологические 1)внедрение ресурсосберегающих технологий; 2) повышение степени автоматизации производства;

3) внедрение инноваций;

7. Социальные 1) рост уровня доходов персонала; 2) улучшение условий отдыха работников; 3) повышение человеческого капитала.

Данный подход позволяет определить экономическую устойчивость предприятия как его способность в процессе развития достигать стратегических целей для укрепления конкурентных преимуществ, в условиях, когда факторы предпринимательского риска и изменяющейся бизнес-среды не оказывают существенного воздействия на состояние ресурсного равновесия (потребления и генерирования ресурсов) и направлений достижения максимума целевой функции.

Экономическая теория рассматривает рост как общественную цель и движущую силу для повышения жизненного стандарта, т.е. корпоративный рост обеспечивает получение большего объема прибыли, повышение занятости и, в конечном счете, достижение более высокого качества жизни.

Экономический рост необходим организации для повышения конкурентоспособности в условиях изменяющейся внешней среды. Вместе с тем основным риском быстрого роста может стать неспособность предприятия эффективно обращать реализованные товары и услуги в денежную наличность. Предприятие должно уметь трансформировать этот риск в фактор своей конкурентоспособности, фокусируя внимание на таких показателях как неоплаченные дни продаж, дни продаж в товарно-материальных запасах и дни неоплаченных платежей. Таким образом, с помощью цикла свободного оборота наличности более низкого уровня, чем у своих конкурентов, организация получает важное преимущество на рынке.

Первой разработкой концептуального аппарата в этой области стал «поддерживаемый рост» М. К. Кизора, [2] который объединил формулу Du Pont с современной финансовой теорией в модель, разработанную с целью

прогнозирования максимальной величины роста, которую могла бы позволить себе организация для сохранения внешнего долга или финансирования собственного капитала.

Многотоварные и многорыночные предприятия сталкиваются с необходимостью инвестирования, превышающий их потенциальные ресурсные возможности, вместе с тем анализ устойчивого роста обеспечивает достаточно надежный метод для определения порога, до которого следует контролировать рост в рамках внутреннего финансирования.

Уровень роста предприятия является устойчивым, когда входящий поток наличности равен или превышает исходящий, т.е. когда полученная прибыль, от прошлых и текущих инвестиций, обеспечивает требуемые инвестиционные фонды для поддержания стратегии организации. Причем если этого не происходит, то организации необходимо менять финансовую политику с целью избежания серьезных последствий. Анализ уровня устойчивого роста является эффективным инструментом для нахождения возможных методов решения данной проблемы, при этом понимание факторов, оказывающих воздействие на входящие и исходящие потоки наличности, выступает важным условием для понимания анализа уровня устойчивого роста.

Для достижения устойчивого роста необходимым условием является равенство исходящего потока наличности входящему. Посредством сохранения постоянным входящих денежных потоков наличности, т.е. если не принимать во внимание дополнительную задолженность или собственный капитал, менеджер может определить максимальное увеличение в продажах, которое предприятие способно поддерживать. На данном уровне роста, внутренние фонды и имеющаяся задолженность достаточны для финансирования оборотного капитала, а также поддержки необходимой величины капитальных активов для обеспечения прогнозируемого уровня продаж. При этом если денежный поток находится в точке равновесия, то достигнут уровень устойчивого роста.

Если обеспечивается рост выше данного уровня, то происходит нарушение равновесия в балансе финансовых источников и сферах их применения, поэтому возможны два варианта принятия управленческих решений:

1. Сохранение роста, посредством снижения инвестирования в отдельные проекты;

2. Работа с компонентами, определяющими входящие и исходящие денежные потоки наличности.

Экономический рост необходим предприятию для повышения конкурентоспособности в условиях изменяющейся внешней среды. Вместе с тем основным риском быстрого роста может стать неспособность предприятия эффективно обращать реализованные товары и услуги в денежную наличность. Предприятие должно уметь трансформировать этот риск в фактор своей конкурентоспособности, фокусируя внимание на таких показателях как неоплаченные дни продаж, дни продаж в товарно-материальных запасах и дни неоплаченных платежей. Таким образом, с помощью цикла свободного оборота наличности более низкого уровня, чем у своих конкурентов, предприятие получает важное преимущество на рынке.

Модель определения уровня устойчивого роста предприятия Методика, формализующая модель определения уровня устойчивого роста организации может быть представлена следующим алгоритмом: [5]

1). Для увеличения объема продаж необходимы новые активы и, следовательно, дополнительное финансирование, при этом:

дополнительные активы (Ад) = дополнительное финансирование (Фд). (1).

2). Дополнительные средства могут быть сформированы за счет прироста собственного капитала или увеличения задолженности, т.е.:

дополнительное = дополнительный + дополнительная

финансирование собственный капитал (СКд) задолженность (Зд) (2)

3). В случае если организация увеличивает собственный капитал не за счет

внешних источников, он должен возрасти за счет собственных внутренних источников, т.е.:

дополнительный дополнительно коэффициент удержания

собственный = получаемый х (коэффициент = (чистый доход)х(1 -д) (3)

капитал доход (ПДц) рефинансирования)

где д- коэффициент выплаты дивидендов.

4). Для сохранения стабильной структуры капитала, увеличение задолженности должно быть пропорционально величине дополнительного собственного капитала, т.е.:

увеличение = дополнительный х коэффициент отношения задолженности задолженности собственный капитал к собственному капиталу (4)

5). Подстановка значений из уравнений 3 и 4 в уравнения 1 и 2 дает следующее равенство:

дополнительные = (чистый доход) х (1 - д) х (коэффициент отношения долга к

активы собственному капиталу). (5)

6). Объем необходимых новых активов, также можно выразить изменением

активов на рубль продаж, т.е.:

новые активы = А Пх(А/П), (6) где АП - изменение объема продаж;

А - общая сумма активов;

П - общая сумма продаж.

7). Выражение уравнения 6 можно подставить в уравнение 5 для определения роста как отношения изменения продаж к объему продаж, т.е.:

Ур = (А П/П) х (ЧД) х (1/А) х (1-д) х (1+Д/СК). (7)

8). Умножив числитель и знаменатель уравнения 7 на объем продаж получим

математическое выражение модели уровня устойчивого роста, т.е.:

Ур = (ЧД/П) х (П/А) х (1-д) х (1+ЗК/СК), (8)

где Ур - уровень устойчивого роста (в десятичных дробях);

ЧД - величина чистого дохода (в денежных единицах);

П - объем продаж (в денежных единицах);

А - общая величина активов (в денежных единицах);

д - коэффициент выплаты дивидендов (в десятичных дробях);

ЗК - сумма заемного капитала (в денежных единицах);

СК - сумма собственного капитала (в денежных единицах).

Реализация механизма модели устойчивого роста предполагает использование рычагов, и, прежде всего тех, которые определяют изменение денежных потоков, при этом рычагами, направленными на изменение входящих денежных потоков наличности выступают следующие:

1). Сумма доходов до выплаты процентов и налогов, увеличение которой может быть осуществлено за счет:

а) сокращение издержек и принятие управленческих решений приводящих к уменьшению бизнес - издержек;

б) проведение эффективных операций на основе анализа взаимосвязи «объема производства - затрат - прибыли», поскольку одним из основных управленческих решений является расчет необходимого объема производства и реализации продукции при заданных объемах получения прибыли, для чего определяется:

- безубыточный объем продаж, т.е. такой объем реализации, при котором затраты равны выручке, т.е. прибыль равна нулю;

- объем продаж, гарантирующий определенную сумму прибыли, т.е. соответствующий объем реализации, при котором выручка превышает сумму затрат на установленную величину денежных средств;

- запас финансовой прочности, составляющий разницу между фактическим и безубыточным объемом продаж.

2). Цикл денежного оборота, сокращение которого приводит к высвобождению дополнительных денежных ресурсов и может быть осуществлено за счет:

а) сокращения периода оборота товарно-материальных запасов;

б) увеличения периода кредиторской задолженности, в пределах возможно допустимых сроков, не отражающихся на финансовых результатах и имидже организации;

в) сокращения периода дебиторской задолженности.

3). Сумма издержек, направляемых на погашение текущей задолженности, поскольку снижение расходов на выплату процентов (пропорционально объему

продаж) может быть обеспечено на основе улучшения условий финансирования или снижения стоимости заемных средств.

4). Осуществление эффективного налогового планирования, т.е. проведение мероприятий по оптимизации налогообложения различными законными методами.

5). Политика выплаты дивидендов, т.е. выбор определенного типа дивидендной политики может уменьшить сумму выплачиваемых собственникам дивидендов, не вызывая негативных эффектов для рыночной стоимости организации.

6). Использование эффекта финансового рычага, т.е. финансовый рычаг, характеризует использование организацией заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различном удельном весе заемных средств, называется эффектом финансового рычага и рассчитывается следующим образом:

ЗК

ЭФР = (1 - СНП ) X (КВРа - ПК) х —, (9)

СК

где ЭФР - эффект финансового рычага (в процентах);

СНП - ставка налога на прибыль (выражаемая десятичной дробью);

КВРа - коэффициент валовой рентабельности активов, как отношение валовой прибыли к средней стоимости активов, %;

ЗК - заемный капитал (средняя сумма);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СК - собственный капитал (средняя сумма);

ПК - средний размер процентов за кредит, уплачиваемых организацией за использование заемного капитала, %.

Несмотря на увеличение риска, эффект финансового рычага вызывает ряд

положительных эффектов в деятельности организации, в т.ч.:

а) рост денежного потока для поддержания экономического роста;

6) увеличение прибыли на собственный капитал в результате обеспечения более высокого уровня финансового рычага;

в) повышение величины рентабельности собственного капитала обеспечивает более высокую конкурентоспособность, а также возможность снижения цен и в соответствии с этим повышение конкурентоспособности.

7). Дополнительная эмиссия акций, которая обеспечивает дополнительный приток денежных средств, но приводит к снижению уровня рентабельности собственного капитала.

Эмиссионная политика представляет собой составную часть политики формирования собственных финансовых ресурсов путем выпуска и размещения акций на фондовом рынке и реализуется в следующей последовательности:

а) анализ возможностей эффективного размещения прогнозируемого объема эмиссии акций, который предполагает характеристику состояния спроса и предложения на акции, динамику уровня цен, объем продаж акций новых эмиссий и др., т.е. результатом данного этапа является определение возможности эмиссии новых акций и чувствительности рынка к их появлению;

б) определение целей эмиссии, основными из которых могут быть:

- реальное инвестирование, определяемое отраслевой и региональной диверсификацией хозяйственной деятельности;

- улучшение структуры используемого капитала;

- угроза поглощения организации и другие цели.

в) определение необходимого объема эмиссии, который рассчитывается исходя из потребности в собственных финансовых ресурсах, привлекаемых за счет внешних источников.

г) определение номинала, видов и количества эмитируемых акций, при этом номинал определяется с учетом категории потенциальных инвесторов, вид -пределами соотношения простых и привилегированных акций, количество -необходимыми объемами привлечения капитала.

д) оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала, которая осуществляется по двум параметрам:

- предполагаемому уровню дивидендов;

- затратам по выпуску акций и размещению эмиссии.

После определения она сопоставляется со средневзвешенной стоимостью капитала и уровнем ставки ссудного процента.

е) определение форм андеррайтинга для обеспечения эффективности эмиссии акций.

Рычагами, направленными на изменение исходящих денежных потоков наличности, выступают следующие:

1). Снижение суммы инвестиций в оборотный капитал, приводящее к ускорению оборачиваемости, и которое, может быть осуществлено за счет:

а) сокращение величины запасов;

б) снижения дебиторской задолженности;

в) увеличение кредиторской задолженности до приемлемой, с финансовой точки зрения, величины.

2). Сокращение инвестиций направляемые на расширение и поддержку внеоборотных активов, что приводит к высвобождению наличных средств, но ухудшает стратегическое положение организации и повышает конкурентную уязвимость.

Большинство переменных в модели устойчивого экономического роста являются взаимозависимыми, поэтому анализ чувствительности данных рычагов позволяет определить варианты стратегического позиционирования организации. При этом В. Говиндараян и Д. Шэнк [1] считают, что наиболее ценными для определения чувствительности уровня устойчивого роста является применение факторного анализа.

Модель устойчивого роста обеспечивает понимание структуры бизнес -модели организации, т.е. это своеобразный фильтр осуществимости возможных стратегий с целью оценки воздействия роста будущих продаж на финансовую ликвидность организации.

Другим аспектом анализа устойчивого роста выступает его применение к получению конкурентной информации, т.е. оценка уровня устойчивого роста конкурентов позволит охарактеризовать угрозы и возможности предприятия. Поскольку ограниченная финансовая возможность конкурента может предоставлять стратегические окна, с помощью которых можно осуществить стратегическую экспансию, и наоборот, если конкуренты рассматриваются как

обладающие возможность роста, то предприятие должно тщательно рассмотреть данный источник конкуренции. Кроме того, большинство вариантов стратегий конкурентов, можно проанализировать посредством изучения потенциальных рычагов, которые доступны им для финансирования возможного роста, поскольку анализ уровня устойчивого роста является относительно простым и быстрым способом подкрепления конкурентной информации, а большая часть требуемой информации свободно могут быть получены из публично доступных финансовых отчетов.

Модель уровня устойчивого роста может быть исследована с позиции SWOT- анализа, при этом:

1). Сильными сторонами и преимуществами модели устойчивого роста выступают:

а) проверка реальности перспективных планов, т.е. анализ уровня устойчивого роста, дает возможность эффективной проверки того, насколько задачи стратегического роста могут быть решены при реализации существующей финансовой политики и, следовательно, данная модель, в отличие от других имеет четко выраженное практическое применение;

б) стратегическая направленность, т.е. наряду с определением возможности реализации будущей стратегии, модель уровня устойчивого роста позволяет определить факторы (области воздействия) оказывающие наибольшее влияние и в соответствие с этим являющиеся самыми эффективными;

в) многофункциональность применения, т.е. модель уровня устойчивого роста, является достаточно универсальной, поскольку с ее помощью можно анализировать не только текущую стратегию, но и определять возможность реализации прогнозируемой стратегии, а также выявить рычаги воздействия на возможные финансовые проблемы роста и, в конечном счете, выступает инструментом конкурентной информации;

г) эффективность, т.е. модель уровня устойчивого роста, обладает ресурсной эффективностью, поскольку методология не отличается достаточной

сложностью и необходимая информация может быть взята из финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2). Слабыми сторонами и ограничениями являются:

а) недостаточность полагания только на финансовые показатели, определяющие наивысший уровень роста, т.е. в качестве проблем обеспечения необходимого уровня роста необходимо также рассматривать факторы технологического развития (на основе осуществления инвестиций, и прежде всего в инновационные разработки), качества менеджмента, уровня риска, предпочтений собственников и т.д.;

б) необходимость обеспечения рентабельного роста, т.е. анализ уровня устойчивого роста должен быть направлен не только на обеспечение абсолютного роста без учета увеличения финансовых результативных показателей, но и достижения необходимого объема прибыли для реализации выбранной дивидендной политики направленной на увеличение богатства собственников;

в) ограничение масштабности модели, определяемое тем, что анализ уровня устойчивого роста это не столько стратегия, сколько инструмент финансового анализа, с помощью которого можно проверить эффективность реализуемой стратегии;

г) недостаточно предсказуемые последствия, т.е. количественный подход к данной модели может создать видимость отсутствия компромиссов между финансовыми переменными, имеющими перекрестную эффективность и иной более широкой стратегии организации, таким образом, определение стратегических направлений не должно только определяться манипулированием различными рычагами, которые предлагает модель уровня устойчивого роста, а должно обеспечиваться различными стратегическими прогнозами;

д) формулирование на основе анализа модели достаточно рискованных предположений, т.е. модель уровня устойчивого роста, предполагает определенный уровень рыночного роста в течение прогнозного периода, вместе

с тем, данные предположения не всегда являются единственно верными в связи с тем, что в течение прогнозного периода происходят изменения во внешней и внутренней среде, т.е. интенсивный маркетинг, повышение или снижение конкуренции могут существенно повлиять на уровень рыночного роста.

Процесс использования модели уровня устойчивого роста, основанный на расчете прироста объема реализации, осуществляется в следующей последовательности:

1). На первом этапе осуществляется сбор информации по исследуемому предприятию, на основе бухгалтерского, статистического и управленческого учета и отчетности.

2). На втором этапе производится расчет уровня устойчивого роста для каждой стратегической бизнес единицы и в целом по организации, при этом могут использоваться различные варианты модели.

3). На третьем этапе осуществляется сопоставление уровня рассчитанного устойчивого роста с фактическим и в случае если фактический рост превышает уровень устойчивого, то необходимо изменение компонентов модели для сохранения равновесия, и здесь возможны три варианта:

а) анализ различных вариантов расширения компонентов модели посредством использования формулы Du РоП;:

Ур = А/СК х П/А х ЧД/П X ку , (10)

где Ур - уровень устойчивого роста (в десятичных дробях);

ЧД - величина чистого дохода (в денежных единицах);

П - объем продаж (в денежных единицах);

А - общая величина активов (в денежных единицах);

СК - сумма собственного капитала (в денежных единицах);

Ку - коэффициент удержания (в десятичных дробях).

При этом возможно:

- увеличение коэффициента оборачиваемости капитала за счет увеличения продаж при существующем объеме активов;

- увеличение коэффициента привлечения заемных средств посредством прироста задолженности;

- увеличения коэффициента чистой прибыли за счет сокращения затрат;

- увеличение коэффициента удержания посредством сокращения дивидендных выплат;

б) увеличение размера собственного капитала;

в) построение уровня роста на основе изменения программирования

стратегических фондов, которое представляет собой официальный процесс стратегического планирования, обеспечивающий связь между

формулированием и внедрением стратегии посредством определения задач, стратегий и приоритетов организации; определением сферы потенциальных стратегий, соответствующих корпоративным целям; решения задачи выбора стратегических программ; внедрения выбранных программ на основе размещения ресурсов и обязанностей через формальные механизмы экономического анализа эффективности намечаемых инвестиций и соответствующего контроля.

Данные варианты не являются взаимоисключающими и оптимальное решение, как правило, объединяет в себе их все. Математическое выражение модели, объединяющей все три варианта, Р. Хиггинс [4] представил в следующем виде:

АХ _ ^ _ Л(1 ~ )(1 +I,) - ^(кі - П1) + А^ ; (11)

X *2[(1 + к2 - П2)р2] - р2(1 - ^)(1 - L)

где рі - чистая прибыль с продаж после вычета налогов за текущий период;

р2 - чистая прибыль на новые продажи после вычета налогов за прогнозируемый период;

ґ1 - коэффициент отношения активов к продажам в текущем периоде;

ґ2 - коэффициент отношения активов к продажам в прогнозируемом периоде;

А ґ1 - изменение ґ1 за прогнозируемый период;

к1 - инвестиции, требуемые на единицу активов (в денежном

выражении) для поддержания ценности существующих активов в текущем периоде; k2 - инвестиции, требуемые на единицу активов (в денежном

выражении) для поддержания ценности существующих активов в прогнозном периоде; n] -амортизация на единицу общих активов в текущим периоде; n2 - амортизация на единицу общих активов в прогнозном периоде; d - отношение выплат целевых дивидендов;

L - отношение целевого долга к собственному капиталу;

S - продажи на начало периода;

A S - увеличение продаж в течении прогнозного периода.

Заключение

Таким образом данная формализованная модель показывает, что раннее изложенные варианты могут быть точно просчитаны, при этом подбором таких показателей, как d (отношение выплат целевых дивидендов), L (отношение целевого долга к собственному капиталу), р (чистая прибыль с продаж после вычета налогов за текущий период и чистая прибыль на новые продажи после вычета налогов за прогнозируемый период), t (коэффициент отношения активов к продажам в текущем периоде и коэффициент отношения активов к продажам в прогнозируемом периоде) можно рассчитать такой уровень устойчивого роста, который будет соответствовать параметрам программирования стратегических фондов, в соответствие с чем, важной задачей является рассмотрение методических аспектов модели программирования стратегических фондов.

Библиографический список

1. Govindarajan, V., & Shank, J. K. (1986). «Cash sufficiency: The missing link in strategic planning». The Journal of Business Strategy, 7 (1), 88-95.

2. Kisor, M.K. (1964). «The Financial Aspects of Growth» Financial Analysis Journal, 20(2), 46-51.

3. Унковская Т. Е. Финансовое равновесие предприятия. - К.: Генеза, 1997.

4. Higgins, R.S. (1977). «How much growth can a firm afford?» Financial Management,6(3), 7-16.

5. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе/ Фляйшер К., Бенсуссан Б. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Bibliography

1. Govindarajan, V., & Shank, J. K. (1986). «Cash sufficiency: The missing link in strategic planning». The Journal of Business Strategy, 7 (1), 88-95.

2. Kisor, M.K. (1964). «The Financial Aspects of Growth» Financial Analysis Journal, 20(2), 46-51.

3. Unkovskaya T. E. Financial equilibrium of enterprise. - K.: Genesis, 1997.

4. Higgins, R.S. (1977). “How of much of growth of can a of firm of afford?” Financial Of management, 6 (3), 7-16.

5. Flyaysher K. Strategic and competitory analysis. Methods and the means of competitory analysis in the business / Flyaysher K., Bensussan B. - M.: BINOMIAL. Laboratory of knowledge, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.