Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗЦА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОРМОВОЙ ДОБАВКИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ У ДИКИХ КОПЫТНЫХ ПРИ ПАРАЗИТОЗАХ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗЦА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОРМОВОЙ ДОБАВКИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ У ДИКИХ КОПЫТНЫХ ПРИ ПАРАЗИТОЗАХ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Полоз С.В., Анисимова Е.И.

The results of analysis of the functional food additive experimental sample for stress prevention in wild ungulates infected with parasites are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specification of the experimental sample of functional food additive for preventing stress in wild ungulates infected by parasites

The results of analysis of the functional food additive experimental sample for stress prevention in wild ungulates infected with parasites are presented.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗЦА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОРМОВОЙ ДОБАВКИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ У ДИКИХ КОПЫТНЫХ ПРИ ПАРАЗИТОЗАХ»

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗЦА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОРМОВОЙ ДОБАВКИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ У ДИКИХ КОПЫТНЫХ ПРИ ПАРАЗИТОЗАХ

Полоз С.В., Анисимова Е.И.

ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам»

Введение. Важным резервом сохранения биологического разнообразия и ресурсов диких копытных является профилактика возникновения и распространения паразитозов. Инвазии, в основном, встречаются и протекают в виде эколого-паразитарных комплексов - смешанных инвазий, т.е. микстинвазий [2, 3, 4]. Особое значение имеют так называемые «перекрестные» инвазии, которые совершают круговорот от различных видов диких копытных, включая домашние виды и наоборот. Такая циркуляция возбудителей болезней вызывает длительную циркуляцию в природе, что причиняет большие экологические и экономические потери тиреофауне и охотничьей деятельности.

Нарушается местообитание диких копытных, обедняется фауна, снижается продуктивность и жизнеспособность, нарушается иммуногенез, увеличиваются расходы на охранные, диагностические и профилактические мероприятия [1]. Все это диктует необходимость изучения эколого-паразитарной ситуации, что представляет важную проблему, имеющую большое биоэкологическое и хозяйственное значение.

Таким образом, пути воздействия паразитов на популяции их хозяев крайне разнообразны, но в тоже время, с их помощью возможен поиск методов ограничения численности особо патогенных паразитов. Проведение эколого-паразитологических исследований по изучению паразитофауны и механизмов влияния ее динамику численности популяций диких копытных, характер их биотопического распределения будут способствовать прогнозированию ситуации и коррекции систем контроля над распространением паразитов, что обеспечит сохранение редких и ресурсных видов диких копытных.

Материалы и методы. Конструирование экспериментального образца, стабильность, контроль качества, безвредность определяли в соответствии с требованиями, заложенными в лабораторном регламенте по изготовлению и контролю препаратов.

Сырье для конструирования экспериментального образца функциональной кормовой добавки для профилактики стрессового воздействия у диких копытных измельчалось, в необходимых количествах отвешивалось на весах, вносилось в любой последовательности поочередно в емкость, где равномерно перемешивались.

Результаты исследования. В качестве сырья использовали: кипрей узколистный, ромашка лекарственная, левзея сафлоровидная, тиабендазол, вспомогательные вещества.

При определении стабильности экспериментального образца функциональной кормовой добавки для профилактики стрессового воздействия у диких копытных при паразитозах было выяснено, что заложенный на хранение образец прошел испытания на стабильность. Испытания на стабильность показали, что образец устойчив, входящие в него компоненты сохраняют свою активность и биологические свойства в течение контрольного периода хранения (12 месяцев).

При определении острой токсичности после введения экспериментального образца вели постоянное наблюдение за животными с регистрацией времени наступления первых клинических признаков интоксикации. В независимости от динамики проявления и развития клинических признаков через 15 мин, 30 мин и 60 мин и 120 мин после введения препаратов у всех животных проводили подробный клинический осмотр с регистрацией клинических признаков интоксикации и степени их выраженности (слабая степень, средняя, сильная). При наступлении гибели животного регистрировали время наступления смерти.

Наблюдение проводили в общей сложности на протяжении 14 дней. Продолжительность наблюдений не была жестко фиксирована. Она определялась токсическими реакциями, временем их наступления и продолжительностью восстановительного периода и, таким образом, может быть по необходимости увеличена. Временные точки наступления и исчезновения признаков токсичности важны, особенно если имеется тенденция к их отсрочке. Все наблюдения документировались систематически, для каждого животного велись индивидуальные записи. Следили за состоянием кожи и меха, глаз и слизистых оболочек, а так же дыхательной, кровеносной, вегетативной и центральной нервной систем, соматомоторной активностью и особенностями поведения. Особое внимание обращали на наличие тремора, конвульсий, слюноотделения, диареи, сон и кому. Учитывали принципы и критерии, собранные в Руководстве по определению критических состояний в целях гуманности (Humane Endpoints Guidance Document).

Вес каждого животного был определен непосредственно перед введением экспериментального образца и как минимум еженедельно после этого. В конце эксперимента выжившие животные взвешивались.

У половины животных, которым вводили экспериментальный образец в дозе 300 мг/кг, уже через 15 минут наблюдался тремор, снижение двигательной активности животных и реакции подошвенного рефлекса. Через 30 минут кроме признаков, наблюдавшихся ранее, отмечается круговое движение практически всех мышей в группе, а также появление тремора еще у одной мыши. У одного животного наблюдались судороги. У всех мышей была торчащая шерсть, птоз. Через 60 минут сохранялось тоже состояние животных. Спустя 120 минут происходило снижение тремора у животных в группе до одной мыши. Через 24 часа образовывались коричневые корочки вокруг глазниц. При введении экспериментального образца в дозе 300 мг/кг наблюдается схожая клиническая картина, как и после введения в дозе 320

мг/кг с той лишь разницей, что тремор начинался у животных только через час после введения и продолжался в течение 120 минут. Через 24 часа появлялось аномальное дыхание у одной мыши. Отмечалось прикрытие век, повышение саливации, у двух мышей коричневые выделения около носа/рта, торчащая шерсть. С повышением дозы до 420 мг/кг через 15 минут только у одной мыши отмечается снижение активности и тремор. Через 30 минут уже у всех животных в группе наблюдается снижение реакции на выемку из клетки, мышечного тонуса, реактивности, подошвенного рефлекса, ответа на прикосновение. У пяти животных наблюдался тремор. Через час появлялся тремор, у последнего животного в группе, который не проходил и через 120 минут. Через 24 часа к имеющимся признакам добавились выделения коричневого цвета вокруг носовых ходов и у всех животных была торчащая шерсть и затрудненное дыхание. Гибель животных регистрировалась в течение 4-х дней после введения препарата. LDso=320 мг/кг при Р=0,05.

При изучении хронической токсичности экспериментального образца функциональной кормовой добавки, которая проводилась на мышах, эффектов, подтверждающих влияния на поведение животных в сравнении с контролем не зафиксировано.

Заключение. Экспериментальный образец функциональной кормовой добавки для профилактики стрессового воздействия у диких копытных при паразитозах на основе разработанной композиции является стабильным и безвредным, по своим параметрам острой токсичности, согласно гармонизированной системе классификации опасности и маркировки химической продукции (GHS) следует отнести к 4 категории острой токсичности - умеренно опасным, и согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Классификация и общие требования безопасности» также к умеренно опасным - к III классу опасности.

Литература: 1.Кожоков, 2007. 2.Панасюк, 1984. З.Петров, 1988. 4.Рыжиков, 1974.

Specification of the experimental sample of functional food additive for preventing stress in wild ungulates infected by parasites. Poloz S.V., Anisimava A.I. Scientific and Practical Center of National Academy of Science of Belarus for Biological Resources.

Summary. The results of analysis of the functional food additive experimental sample for stress prevention in wild ungulates infected with parasites are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.