Научная статья на тему 'Характеристика дорожных ландшафтов и автотранспортных потоков г. Ставрополя'

Характеристика дорожных ландшафтов и автотранспортных потоков г. Ставрополя Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ГОРОДА / АВТОТРАНСПОРТНАЯ НАГРУЗКА / ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ / МОНИТОРИНГ / ДОРОЖНЫЕ ЛАНДШАФТЫ / FUNCTIONAL ZONES OF THE CITY / MOTOR TRANSPORT LOAD / TRANSPORT STREAMS / MONITORING / ROAD LANDSCAPES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Поспелова Оксана Анатольевна

Рассмотрена динамика и структура автотранспортных потоков в функциональных зонах города в зависимости от времени суток и сезона. Оценена автотранспортная нагруз- ка на дорогах различного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Поспелова Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика дорожных ландшафтов и автотранспортных потоков г. Ставрополя»

Жквар™ь™ї„„...-. К естеик АПК

О Ставрополья

научно-практическии журнал

УДК 005.585.1:574(1-21)(470.630)

Поспелова О. А.

Pospelova O. A.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНЫХ ЛАНДШАФТОВ И АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ Г. СТАВРОПОЛЯ

CHARACTERISTICS OF STAVROPOL CITY ROAD LANDSCAPES AND MOTOR TRANSPORT STREAMS

Рассмотрена динамика и структура автотранспортных потоков в функциональных зонах города в зависимости от времени суток и сезона. Оценена автотранспортная нагрузка на дорогах различного типа.

Ключевые слова: функциональные зоны города, автотранспортная нагрузка, транспортные потоки, мониторинг дорожные ландшафты.

Поспелова Оксана Анатольевна - Pospelova Oksana Anatolievna -

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Ph.D. in Agriculture, Docent

кафедры экологии и ландшафтного строительства of Department of Ecology and Landscape Design

Ставропольский государственный Stavropol State Agrarian University

аграрный университет Tel. (8652) 71-72-50

Тел. (8652) 71-72-50 E-mail: eco-agro@mail.ru

E-mail:eco-agro@mail.ru

Dynamics and structure of motor transport streams in the functional zones of the city depending on the season and time was considered. Motor transport load on differennt types of roads was assessed.

Key terms: functional zones of the city, motor transport load, transport streams, monitoring, road landscapes.

Автотранспорт является одним из основных источников поступления тяжелых металлов в окружающую среду [1]. Вклад передвижных (нестационарных) источников выбросов в общее загрязнение города составляет более 80 %, что приводит к загрязнению почв [2], деградации растительного покрова [3; 4] и ухудшению здоровья горожан. Загрязнение почвенного покрова города напрямую зависит от технического состояния автотранспорта. Существующая система контроля за техническим состоянием автотранспорта ограничивается проведением технического осмотра. Фактический пробег большинства автомашин составляет 50-150 тыс. км в год, следовательно, они должны проходить 5-15 технических обслуживаний в год, что практически не выполняется. Следует также отметить, что основная часть автомобилей, находящихся в личной собственности, - это подержанные автомашины, характеризующиеся большим пробегом, повышенным расходом горючего и не оборудованные катализаторами. Техническое состояние таких автомобилей оставляет желать лучшего, а отрицательное влияние на воздушный бассейн города очевидно.

Настоящая работа выполнена по результатам ежегодного мониторинга автотранспортной нагрузки в дорожных ландшафтах г. Ставрополя. Для удобства проведения исследований, получения более достоверной информации и интерпретации полученных результатов все учеты проводили отдельно для каждого района

г. Ставрополя: Промышленного, Октябрьского и Ленинского.

В пределах каждого района определяли протяженность дорожных ландшафтов с разделением их согласно классификации на федеральные, автомагистрали, главные, второстепенные. По дорожному покрытию выделяли ландшафты с асфальтированным покрытием и грунтовые (полевые) дороги.

Учет автотранспортной нагрузки проводили на стационарных постах в пределах всех выделенных дорожных ландшафтов. Транспортный поток разделяли по видам автомобилей, работающих на определенном топливе: бензин, дизельное топливо, сжиженный газ. Интенсивность транспортных потоков учитывали в течение дня (обычное время, «часы-пик») и по сезонам года (зима, весна, лето, осень). Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, оценивали расчетным методом, исходя из количества единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по выделенному участку автотрассы в единицу времени, и норм расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города.

Обобщенный анализ транспортных потоков в административных районах города показал, что интенсивность транспортных потоков изменяется весьма закономерно.

Максимальные нагрузки во всех районах города приходятся на его границы (въезд-выезд) с северо-запада, юго-запада и восточной части. Так, на пр. Кулакова зарегистрировано 3560 авт/ час, ул. Доваторцев 1551 авт/час, Чапаевский проезд - 1548 авт/час, ул. Объездная - Старо-марьевское шоссе - 2016 авт/час.

Вестник АПК

Ставрополья _________ ~ -----№ 1(5), 2012 =

В пределах города нарастание автотранспортной нагрузки происходит на границах Промышленного района. В Октябрьском районе (ул. Октябрьская, Руставели) - 1156-1244 авт/ час. В Ленинском районе по ул. Серова транспортная нагрузка нарастает от ее пересечения с пер. Кавказским (814 авт/час) к пересечению с ул. Льва Толстого (1209 авт/час), увеличиваясь, таким образом, на 33 %. Такая же закономерность отмечена для улицы Ленина: Ленина - Чкалова - 1087 авт/час, Ленина - Ломоносова - 1273 авт/час. Для ул. Лермонтова поток увеличивается практически в два раза от нижней ее части (пересечение с ул. Р. Люксембург) - 1270 авт/час к верхней (пересечение с ул. Льва Толстого) - 2298 авт/час.

Кроме того, интенсивность транспортных потоков изменялась в зависимости от вида дорожного ландшафта (табл. 1).

Таблица 1 Интенсивность транспортных потоков в районах г Ставрополя,авт/час

Все дороги Промыш- ленный р-н Октябрьский р-н Ленинский р-н Среднее

Федеральные 349 - - 349

Автомагистрали 2354 - - 2354

АД главные 916 990 1259 1055

АД второстепенные 282 35 72 129

Как видно из таблицы, интенсивность нагрузки планомерно снижается от автомагистралей к главным дорогам (на 55 %) и от главных к второстепенным дорогам (на 88 %). Эта тенденция характерна для всех районов города.

Санитарная норма (200 авт/час) выполнена только для второстепенных дорог. Для главных она превышена в 5,3 раза, автомагистралей -11,8, федеральных - 1,8 раза.

Динамика транспортных потоков во времени относительно четко прослеживается в Октябрьском и Ленинском районах города и только при осреднении данных. Максимальные нагрузки отмечаются в утренние и вечерние «часы-пик» (соответственно в 8-10 и 17-18 часов). В середине дня (14-16 часов) наблюдается снижение числа автомобилей в транспортном потоке. Наиболее заметно это для второстепенных дорог, где оно может составлять 30-60 %. Для главных дорог разница между «часами-пик» и обычными периодами составляет всего 9-17 % и по отдельным постам наблюдения редко превышает 30 %. Кроме того, на некоторых дорогах наблюдается увеличение числа автомобилей в дневные часы.

Изучение динамики транспортных потоков по сезонам года показало, что максимальные средние нагрузки характерны в весенний и осенний периоды года. Эта тенденция отмечена для всех районов города и для всех видов дорог. Наибольшее число автомобилей в транспортном потоке характерно в весенний период.

Наукиоземле

Сокращение транспортного потока происходит в основном за счет легковых автомобилей, доля общественного транспорта остается практически неизменной.

К середине лета число автомобилей уменьшается и абсолютное их количество приближается к зимним показателям (рис.). К осеннему периоду происходит увеличение числа автомобилей в транспортном потоке, а к зимнему периоду снижение. Такая закономерность характерна для всех видов дорог за исключением второстепенных автодорог в Октябрьском и Ленинском районах, где среднегодовая интенсивность движения невелика (35-72 авт/час) и в течение года практически не меняется. На второстепенных дорогах в Промышленном районе разница между верхним и нижним уровнем автотранспортной нагрузки в течение года составляет 50-56 %.

Изучение структуры транспортных потоков города показало, что независимо от интенсивности потоков и их динамики во времени в них преобладают автомобили с бензиновыми двигателями (табл. 2). На их долю приходится 76-85 % транспортного потока. На автомобили с дизельным топливом всего 5-12 %, доля автомобилей, использующих сжиженный газ составляет 10-16 %. Принимая во внимание тот факт, что 70 % дорожной сети города расположено в селитебных смешанных и 14 % в селитебных многоэтажных зонах, такое большое количество автомобилей с бензиновыми двигателями создает опасность интенсивного загрязнения придорожных ландшафтов и может оказывать негативное воздействие на здоровье населения.

Таблица 2

Структура автотранспортных потоков в различных дорожных ландшафтах г. Ставрополя

Вид дороги Чис- ло авт/ час Вид топлива

Бензин ДТ газ

абс. % абс. % абс. %

Федеральные 349 297 85 19 5 33 10

Автомагистрали 2354 1847 78 213 9 294 13

АД главные 1055 800 76 90 8 165 16

АД второстепенные 129 97 76 16 12 16 12

Проведенные нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Максимальные автотранспортные нагрузки во всех районах города приходятся на его границы (въезд-выезд) с северо-запада, юго-запада и восточной части. Средние показатели интенсивности транспортных потоков для этих зон соответствуют 1551-3560 авт/час.

2. В пределах города нарастание автотранспортной нагрузки происходит на административных границах районов.

3. Интенсивность транспортных потоков изменяется в зависимости от вида дорожного ландшафта, снижаясь от автомагистралей к главным дорогам (на 55 %) и от главных к вто-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

еегник АПК

Ставрополья

2500

2000

ш 1500 т

Н

< 1000

500

I

1 \

гТГ , и r-,

Федеральны е Автомагистрали Главные

Вид дороги

□ Зима □ Весна □ Лето □ Осень

Рисунок - Сезонная динамика транспортных потоков на автодорогах г Ставрополя

Второстепенные

0

ростепенным дорогам (на 88 %). Эта тенденция характерна для всех районов города.

4. Санитарная норма

(200 авт/час) выполнена только для второстепенных дорог со средней интенсивностью движения 129 авт/час. Для главных она превышена в 5,3 раза, автомагистралей - 11,8,

федеральных - 1,8 раза.

5. Максимальные нагрузки отмечаются в утренние и вечерние «часы-пик»

(соответственно в 8-10 и 17-18 часов). В середине дня (14-16 часов) наблюдается снижение числа автомобилей в транспортном потоке. Наиболее заметно это для второстепенных дорог, где оно может составлять 30-60 %. Для главных дорог разница между «часами-пик» и обычными периодами составляет всего 9-17 % и по отдельным постам наблюдения редко превышает 30 %. Кроме того, на некоторых дорогах наблюдается увеличение числа автомобилей в дневные часы.

6. Изучение сезонной динамики транспортных потоков показало, что наибольшее число автомобилей в транспортном потоке характерно в весенний период. К этому периоду их количество увеличивается от 20 до 53 % по срав-

нению с зимним. Сокращение транспортного потока происходит в основном за счет легковых автомобилей, доля общественного транспорта остается практически неизменной.

К середине лета число автомобилей уменьшается, и абсолютное их количество приближается к зимним показателям. К осеннему периоду происходит увеличение числа автомобилей в транспортном потоке, а к зимнему периоду снижение. Лишь на второстепенных дорогах с небольшой интенсивностью движения сезонная динамика не выражена вообще.

Литература

1. Луканин В. Н., Буслаев А. П., Янина М. В. Автотранспортные потоки и окружающая среда-2 : учеб. пособие для вузов / под ред. В. Н. Луканина. М. : Инфра-М, 2001. С.10-12.

2. Поспелова О. А., Горбатко Л. С. Изменение фитотоксичности почв и снежного покрова в результате воздействия автомагистралей // Энтузиасты аграрной науки : тр. / Куб.ГАУ. Вып. 5. Краснодар, 2006. С. 281-285.

3. Поспелова О. А., Сосикова К. А., Масло-вец О. Б. Влияние дорожной сети на запыленность листьев березы и фитотоксичность пыли // Проблемы экологической безопасности и сохранение природноресурсного потенциала : III Междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2006. С. 313-314.

4. Поспелова О. А., Степаненко Е. Е., Еременко Р С. Влияние антропогенной нагрузки на древесную растительность г. Ставрополя // Динамиката на современ-ната наука - 2010 : материалы 6-й Междунар. науч.-практ. конф. София, 2010. С. 51-55.

References

1. Lukanin V. N., Buslaev A. P., Yanina M. V. Motor transport streams and environment-2 : Educational manual for institutes of higher education / Under the editorship of V. N. Lukanin. M. : Infra-M, 2001. P. 10-12.

2. Pospelova O. A., Gorbatko L. S. Change of soils' phytotoxicity and snow cover as a result of highways' influence // Enthusiasts of agrarian Science : Transactions / Cub. GAU. Part. 5. Krasnodar, 2006. P. 281-285.

3. Pospelova O. A., Sosikova K. A., Maslovets O. B. Road network's influence on dust content of birch's leaves and dust's phytotoxicity // Ecological problems of safety and preservation of natural and resource potential : III International scientific and practical conference. Stavropol, 2006. P. 313-314.

4. Pospelova O. A., Stepanenko E. E., Eremenko R. S. Influence of anthropogenic stress on tree vegetation in Stavropol city // Dinamic of modern science - 2010 : material adapted from the 6th International Scientific Research Conference. Sofia, 201 0. P. 51 -55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.