Научная статья на тему 'Характеристика девиантного поведения подростков в российской империи второй половины XIX начала XX века'

Характеристика девиантного поведения подростков в российской империи второй половины XIX начала XX века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1086
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гомозов Николай Михайлович

В статье речь идет о преступности несовершеннолетних в России второй половины XIX начала XX столетия. Выявляются причины, приведшие к девиантному поведению подростков и анализируются взгляды ученых-современников на эту проблему и способы ее разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of juvenile deviant behavior in the Russian Empire in the late XIX and early XX centuries

The paper deals with the juvenile delinquency in Russia in the late XIX and the early XX century. The causes of the juvenile deviant behavior are identified. The opinions of contemporary scientists regarding this problem and possible solutions are analyzed

Текст научной работы на тему «Характеристика девиантного поведения подростков в российской империи второй половины XIX начала XX века»

H.M. Гомозов

Гомозов Николай Михайлович — старший преподаватель кафедры специально-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России

E-mail: gomozov_nikolai@inbox.ru

Характеристика девиантного поведения подростков в Российской империи второй половины XIX — начала ХХ века

В статье речь идет о преступности несовершеннолетних в России второй половины XIX — начала XX столетия. Выявляются причины, приведшие к девиантному поведению подростков и анализируются взгляды ученых-современников на эту проблему и способы ее разрешения.

The paper deals with the juvenile delinquency in Russia in the late XIX and the early XX century. The causes of the juvenile deviant behavior are identified. The opinions of contemporary scientists regarding this problem and possible solutions are analyzed.

Отечественные дореволюционные криминалисты, изучая детскую преступность, прежде всего пристальное внимание уделяли самому субъекту преступления — несовершеннолетнему с учетом соци-альныхусловий его бытия. Известный исследователь детской преступности М.Н. Гернет говорил: «Трудно найти... о преступности малолетних такие труды, где не было бы уделено значительного или даже преимущественного внимания наблюдению над личностью малолетнего преступника, изображению язвтой семейной обстановки... заброшенный родителями, предоставленный надзору улицы»1.

Таким образом, рассматривая детскую преступность, необходимо говорить о неразрывной связи ребенка как субъекта преступления и той социальной среды, в которой он рос и жил, как условий, способствовавших совершению преступлений.

Некоторые из дореволюционных криминалистов порой недооценивали значение социальных и, наоборот, переоценивали значимость антропологических факторов, говоря, что любой субъект преступного поведения обладает явными дефектами физической и психической организации, что и является основополагающим фактором преступности.

Говоря о подростке как о субъекте преступления, мы всегда должны учитывать, что перед нами стоит человек с далеко не окрепшей не только физической, но и психической организацией. Потому следует помнить, что значительная часть взрослых преступников впервые совершала преступления именно в детском возрасте. «За очень, очень малыми исключениями преступник приносит с собой в жизнь зачатки преступности из периода детства», — писал 1_. Регпаш2. Аналогичных взглядов придерживается и Э. Ферри: «Ранняя преступность и рецидив являются. социологическими свойствами привычных преступников. эти свойства наблюдаются также, по совершенно другим причинам, и у прирожденных преступников»3.

Среда, в которой проживает ребенок, определяет в дальнейшем и его поведение в обществе. Если окружающая среда характеризуется пьянством, развратом, нуждою и голодом, то это практически всегда прямой путь к совершению преступлений, потому что такие условия жизни даже нормального ребенка способны свернуть с пути истинного. Данная ситуация усугубляется дурной наследственностью, когда родители детей сами являлись преступниками. Преступность, пьянство, разврат — все это «падает на благоприятную почву наследственного предрасположения ко всякого рода ненормальностям, всей тяжестью обрушивается на слабый в физическом отношении организм, на дряблую, истощенную нервную систему, когда детский организм находится еще в процессе интенсивного роста, когда только начинает слагаться их внутренняя, душевная жизнь», — констатировал дореволюционный исследовательА. Зак4. Вторил ему и профессор А. Ашаффенбург: «Юность подобна чувствительному инструменту, функции которого приходят в расстройство от малейшего внешнего толчка»5.

Значительная часть детей, склонных к совершению преступления, вставала на путь преступности в очень раннем возрасте — в 12, в 10 и даже в 8 лет, а ведь это тот возраст, когда ребенок подобен губке, которая впитывает в себя влагу с ее содержимым. Ребенок, который вокруг себя не видел ничего, кроме зла и жестокости, только за редким исключением будетжить нормальной жизнью. Ведь даже взрослый, окрепший не только физически, но и морально, попав в атмосферу преступности и безысходности, поневоле встанет на путь нарушения закона. Что же в этом случае говорить о детях, которые, как правило, были брошены на произвол судьбы.

Уголовная статистика дореволюционной России свидетельствует почти о повсеместном росте

Гомозов Н.М. Характеристика девиантного поведения подростков в Российской империи второй половины XIX — начала XX века

Гомозов Н.М. Характеристика девиантного поведения подростков в Российской империи второй половины XIX — начала XX века

именно детской преступности. «Развитие детской преступности вXIX столетии является вполне установленным фактом; она возросла и по отношению к самой себе, и по сравнению с преступностью общей, которая в этом отношении является не столь угрожающей. Это явление общее для всех народов, несмотря на их политические и религиозные различия», —свидетельствовал Я.П. Борткевич6.

В концеXIXстолетия Е.Н. Тарновский проанализировал преступность малолетних и проследил движение детской преступности за целое десятилетие (1884 — 1895 гг.) и пришел к выводу о том, что за этот период она возросла вдвое по сравнению с преступностью взрослых. По его мнению, рост детской преступности нельзя считать явлением «общим для всех народов, несмотря на их политические и религиозные различия», хотя бы по той причине, что, например, в Англии в указанный период такая преступность уменьшилась, несмотря на абсолютный и относительный рост детской преступности в странах континентальной Европы и России.

Во Франции за 1830—1880 годы, то естьза пятьдесят лет, количество обвиняемых подростков моложе шестнадцати лет возросло на 140%, а юношей от шестнадцати до двадцати одного года — увеличилось на 247%. Число же обвиняемых в возрасте старше двадцати одного года увеличилось всего на 127%7.

Аналогичные данные были установлены в то время и в Германии — увеличение преступности шло за счет правонарушений несовершеннолетних. Примечательно, что рост преступности в Германии превышал рост населения: за четырнадцать исследуемых статистиками лет население возросло на 15%, а преступность возросла более чем на 38%. Что же касается преступности малолетних и несовершеннолетних в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет, то она увеличилась на 47%, а взрослых — на 38%.

В Италии за 1891—1900 годы также наблюдалась определенная тенденция к повышению преступности малолетних и несовершеннолетних детей. Статистические данные о такой преступности в Австрии наглядно свидетельствуют о непрерывном ее росте: преступность малолетних (11—14 лет) увеличиласьна 201%, а несовершеннолетних(14— 20 лет) — всего на 25%8.

Приведенные статистические данные свидетельствуют, что в Англии детская преступность была значительно ниже, чем в ведущих странах континентальной Европы и в России. Исследователи того времени называли ее «счастливым исключением». Причину такого феномена с детской преступностью они связывали с демократизационными процессами в общественных отношениях этой страны: проведение значительных политических и социальных реформ, широкое развитие децентрализации с сильными и свободными органами местного самоуправления. При всем этом ни государство, ни органы местного самоуправления не скупились на расходы на культурное развитие граждан и на воспитание

беспризорных детей. Кроме того, дореволюционный российский исследователь Ф. Малинин, отмечая заботу англичан о подрастающем беспризорном населении, писал, что любой гражданин мог привести малолетнего бродягу или нищего к судье, который и направлял его в ремесленную школу или определял в школу для бродяг. По мнению автора, именно поэтому в стране значительно уменьшилось бродяжничество и, как следствие, понизилась детская преступность9, чего мы, к сожалению, не наблюдали в Российской империи.

Что касается России, то ситуация выглядит следующим образом: по данным Главного тюремного управления, не менее половины всех детей, поступивших в исправительные колонии или тюрьмы, были сиротами, полусиротами или внебрачными детьми. Так, за 1911 —1915 годы 55% заключенных преступников до 17 лет являлись именно таковыми10.

Показательны данные о профессии родителей осужденных11:

1912 год 1915 год

Жили собственными средствами 2 5

Земледельцы 17 26

Рабочие, ремесленники, были в услужении 46 49

Другие занятия 11 10

Нищие, бродяги 3 4

Неизвестно 21 6

Итого 100 100

Как видим, почти половина родителей несовершеннолетних преступников были рабочими или прислугой, вынужденными оставлять детей, нуждающихся в самом необходимом, без присмотра. На втором месте стояли разоренные, голодающие крестьяне.

Говоря о причинах преступности, следует помнить, что практически в каждом преступлении можно различить его юридическую и бытовую стороны. Юридическая сторона преступления, или его квалификация, а следовательно, и размер наказания, для следователей и судей, как правило, не представляли и не представляют особых трудностей. Бытоваяже сторона преступления всегда имела определенную сложность. Дело втом, что в производстве следователей и судий зачастую находилось значительное количество уголовных дел, в связи с чем не всегда удавалось в должной мере ознакомиться с условиями жизни малолетнего преступника, то есть надлежащим образом изучитьбы-товые причины, толкнувшие его к совершению

преступления. Среди несовершеннолетних преступников можно различить такие же категории, как и среди взрослых. Разница определяется только в процентном отношении между этими группами.

Имея наглядный пример Англии, дореволюционные исследователи детской преступности практически единодушно пришли к выводу, что с такой преступностью следует бороться путем последовательного оздоровления социальных отношений и проведения целого ряда глубоких и важных политических и социальных реформ, так как иные методы борьбы, испробованные уже тогда (ужесточение уголовного наказания), могут оказаться абсолютно неэффективными. По утверждению Д.А. Дриля, «за виновным, которого запрут в одиночную камеру, сошлют в отдаленные страны или уничтожат посредством смертной казни, явятся другие в сомкнутых батальонах, и так будет до тех пор, пока преступление будет находить в наших общественных отношениях благоприятные условия для своего развития»12.

Применительно кличности малолетних преступников, исследователи-современники приходили к выводу о том, что среди таких правонарушителей встречаются те же категории, что и среди взрослых преступников:

— «прирожденные» преступники с дурной наследственностью и психически нездоровые;

— дети с крайними проявлениями ранней развращенности;

— преступники, абсолютно здоровые в физическом и нравственном плане, но втянувшиеся в стихию преступныхдеяний;

— «случайные» преступники.

Говоря о последнем случае, они отмечали, что такие преступники среди детей встречаются гораздо чаще, чем среди взрослых, так как ребенок, с одной стороны, может быть незнаком с существующим правом, легко нарушая его, а с другой — он легче, чем взрослый индивид, поддается искушению, соблазну и просто случайному впечатлению, так как «импульсивность, стремительность, желание как можно ярче проявить себя — вот что во многих случаях руководит таким подростком»13.

Конечно же, среди детей «случайных» преступников встречается гораздо больше, чем среди взрослых. Объяснение тому видится в том, что ребенок ввиду своего умственного развития далеко не всегда отдает отчет своим поступкам. И дело здесь даже не в незнании закона, а в том, что он легче, чем взрослый поддается искушению.

К категории «случайных» преступников ученые относили детей здоровых в физическом и нравственном отношении, считая, что у них отсутствует оценка совершенного деяния и обращает на себя внимание полная детская незрелость мотива, а в их правонарушениях зачастую много специфически детского с элементами шалости, необдуманности порывов и чисто детских увлечений.

В подтверждение сказанного можно привести случай, описанный Н.П. Добрыниным. Так, один

десятилетний мальчик был обвинен в святотатстве, так как похитил из храма деньги для покупки бабочек; другой — двенадцатилетний — отломил кусок ризы, чтобы сделать из него кольцо; четырнадцатилетняя девочка сняла в подъезде с восьмилетней девочки верхнее платье, намереваясь продать его и на вырученные деньги пойти в любимый кинематограф. При этом на суде она заявила, что на нее сильно подействовало газетное объявление о краже такого рода и она захотела попробовать, понимая, что поступает нехорошо, но думая, что ей за это ничего не будет. Малолетний хотел выхватить уторговца игрушками воздушный шар. совершает шалость или необдуманный поступок и попадает уже на скамью подсудимых14.

В приведенных примерах обращает на себя внимание полная детская незрелость мотива и отсутствие оценки совершенного. Они наиболее ярко характеризуют преступность малолетних детей, которая фактически граничит с обычной шалостью. Эти примеры наиболее ярко отражают тот тип малолетних преступников, которые, совершая преступные деяния, не отдают отчета в своих действиях, а вернее в том, что их действия являются преступными. Зачастую подростки в этом возрасте совершают подобные деяния, поддавшись какому-то внезапно возникшему, даже не умыслу, а импульсу. Нередко, узнав от взрослых, что он совершил преступление, ребеноктутже раскаивается. Данные факты свидетельствуют именно о не умышленном совершении преступления, а совершении, пусть даже противоправного деяния, но деяния, совершенного импульсивно, поддавшисьсвоим внутренним, детским желаниям — желаниям получить то, что они не могут получить непосредственно в данный момент.

Указанная категория «случайного» преступника характеризуется во многом тем, что к ее субъекту относятся вполне здоровые в физическом, а главное, в нравственном отношении дети, чьи поступки, как правило, характеризуются не преступным умыслом, а детской шалостью и отсутствием обдуманности порыва.

Прямо противоположной категорией «случайным» детям-преступникам исследователи считали малолетних преступников «с дурной наследственностью», с прирожденными дефектами психофизической организации, с крайними проявлениями ранней развращенности. Д.А. Дриль считал, что особо тяжкие преступления совершают именно такие дети, независимо от социального положения их семьи: «происхождение преступника из честной, как кажется, семьи, не исключают возможности дурной наследственности, быть может, здесь налицо наследственное влияние кого-либо из отдаленных предков. трудно предположить, чтобы, выйдя из честной трудовой семьи, мальчик, исключительно под влиянием одних внешних условий, дошел бы до высокой степени развращенности и жестокости»15.

Возьмем пример, иллюстрирующий рассматриваемый нами тип подростка с дурной наследственностью.

Гомозов Н.М. Характеристика девиантного поведения подростков в Российской империи второй половины XIX — начала XX века

Гомозов Н.М. Xарактеристика девиантного поведения подростков в Российской империи второй половины XIX — начала XX века

«О., подросток 16 лет. В течение двух лет привлекался к судебной ответственности 4 раза, все за кражи. По показаниям отца, подсудимый получил значительное образование, отличается блестящими способностями, говорит по-немецки и по-французски. Начал крастьон с пяти лет; видимо, страдает клептоманией. Дед подсудимого по отцу был клептоманом; дядя и бабка — алкоголиками. Дома подсудимый жить не хочет, не учится и убегает на Xитров рынок. Врач-эксперт подтвердил сведения о слабом физическом и психическом здоровье подсудимого ито, что он страдает клептоманией»16.

Из приведенного факта можно сделать вывод о том, что к категории несовершеннолетних преступников «с дурной наследственностью» следует с полной уверенностью отнести подростков, страдавших психическими расстройствами, обусловленными, вероятно, в том числе, и наследственными факторами. Однако указанная категория детей-преступ-ников включала в себя не только подростков «с дурной наследственностью, с прирожденными дефектами психофизической организации», но и с «крайними проявлениями ранней развращенности», которые как раз и могли сформироваться под влиянием факторов социального характера — как социума в целом, так и микросоциального окружения в частности17.

Рассмотрев тип детей-преступников с ранним проявлением развращенности, можно сделать вывод, что главным критерием, который толкал их на путь преступления, являлась дурная наследственность. Психика ребенка подобна пустому сосуду, который заполнить можно чем угодно. В данном случае легче всего он наполнялся ростками преступности, которые, попав на благодатную почву, формировали мировоззрение ребенка и создавали его тип личности.

Но основной, можно сказать, третьей группой, «ядром детской преступной армии» дореволюционные исследователи считали подростков, вставших на преступный путь вследствие «ударов суровой нужды», то есть социальных факторов экономического характера. Здесь наиболее характерной причиной служил распад семьи и суровая нужда, которая зачастую и являлась причиной этого распада. Данный тип юных нарушителей закона нередко не знал детства, материнскойласки. Внравствен-ном отношенииэто были вполне нормальные дети, а потому данная ситуация выглядела еще более ужасной.

Например, С.А. Соколинская на основании анализа и обобщения собранных сведений относительно объектов хищения и мотивов краж несовершеннолетними преступниками убедительно доказала, насколько ничтожными в большинстве своем являются объекты краж и исчерпывающими мотивы этих преступлений. В основе их был голод беспризорного ребенка: «похитил пустую бутылку с воза, надеясь купить себе хлеба»18.

Несомненно, дети, которых на бродяжничество обрекла нужда, потеря семьи и другие объектив-

ные социальные трудности, могут быть отнесены к указанной категории малолетних преступников, так как совершаемые ими правонарушения зачастую вызывались лишь необходимостью своего элементарного жизнеобеспечения, считает Е.В. Васкэ19.

Подавляющая часть ученых дореволюционного периода, изучавших детскую преступность, находили основную причину ее возникновения в «трагизме» социального положения ребенка. Конечно же, немаловажная роль в воспитании и формировании личности ребенка принадлежит и педагогу, но корни воспитания закладываются в семье, потому мы здесь должны отдать ей пальму первенства. В этом случае внешней агрессивной преступной среде, которая процветает на улице, будет гораздо труднее влиять на подростка.

Э. Ферри по обозначенной проблеме говорил следующее: «Изменяя среду, можно влиять в пределах индивидуального существования на огромную массу случайных и привычных преступников, а втечение нескольких поколений, через посредство наследственности — на класс преступников и душевнобольных от рождения»20.

Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости изменения общественных отношений в обществе, а следовательно, и социальных условий существования, что позволит изменить и общий уровень преступности. Разложение семьи, которому огромное значение придавали и придают ученые и практики как в дореволюционной России, так и в современном обществе, вызывалось сложившейся несправедливостью отношений. Слишком велика разница между богатым и бедным населением страны. Изменение социального строя естественным образом изменит и отношения в обществе в целом, оздоровит семью как основную ячейку этого общества. Только тогда, когда дети будут расти в любви и ласке, они не только не будут приниматьжестокихзаконов преступного мира, но будут враждебны по отношению к ним.

Примечания

1. Гернет М. Н. Социальные факторы преступности. — М., 1905. — С. 13.

2. Цит. по: Чемберлэн. Дитя: Очерки по эволюции человека. — Б. м., 1902. — Ч. II. — С. 231.

3. Ферри Э. Уголовная социология. — М., 1908. — С. 143.

4. Зак А. Xарактеристика детской преступности // Дети-преступники: Сборник научных трудов / Под ред. М.Н. Гернета. — М., 1912. — С. 80.

5. АшаффенбургА. Преступление и борьба с ним. — Одесса., 1906. — С. 120.

6. Борткевич Я.П. Детская преступность // Тюремный вестник». — 1905. — Кн. 10. — С. 132.

7. См.: Тарновский Е.Н. Преступность малолетних в Западной Европе. — 1899. — № 7. — С. 56.

8. Васкэ Е.В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России. Психолого-правовой анализ. Генезис. — М., 2009. — С. 100—101.

9. См.: Малинин Ф. Причины детской преступности // Тюремный вестник. — 1904. — № 7. — С. 56.

10. См.: Отчет по Главному тюремному управлению за 1915 г. — СПб., 1917. — Ч. 1. — С. 98.

11. См. там же. — С. 99.

12. Дриль Д.А. Явления ранней развращенности и преступности у детей и подростков, их ближайшие причины и общественное значение // Юридический вестник. — 1892. — Кн. 3. — С. 48.

13. ЗакА. Указ. соч. — С. 104.

14. См.: Добрынин Н.П. О влиянии юного возраста на преступную деятельность по данным русской уголовной статистики //Журнал Министерства юстиции. —

1898.— № 3. — С. 122; Емельянов А. Преступность несовершеннолетних по мировым участкам г. Москвы // Дети-преступники: Сборник научных трудов / Под ред. М.Н. Гернета. — М., 1912. — С. 137—138.

15. Дриль Д.А. Указ. соч. — С. 341—342.

16. Зак. А. Указ. соч. — С. 109.

17. См.: Васкэ Е.В. Указ. соч. — С. 106.

18. Соколинская С.А. Распределение детской преступности по возрастам в Москве // Дети-преступники: Сборник научных трудов / Под ред. М.Н. Гернета. — М., 1912. — С. 287.

19. См.: Васкэ Е.В. Указ. соч. — С. 108.

20. Ферри Э. Указ. соч. — С. 96.

А.А. Демичев

Демичев Алексей Андреевич — профессор кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии

МВД России, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор

E-mail: aadem@bk.ru

Правовые конфликты в российской городской среде второй половины XIX — начала XX века (по материалам исторических анекдотов)

В статье на основе изучения исторического анекдота анализируются криминальные, бытовые и производственные конфликты, имевшие место в российской городской среде второй половины XIX — начала XX века. Делается вывод, что на уровне фольклора большее отображение нашли криминальные конфликты, хотя на практике их было меньше, чем бытовых.

In article on the basis of studying of a historical anecdotes the criminal, household and industrial conflicts which were taking place in the Russian city environment of second half XIX are analyzed — beginnings XX century. Does a conclusion that at folklore level display was found by criminal conflicts though in their practice was less, than household.

Конфликтность является нормальной характеристикой человеческих отношений. Как известно, общество не может существовать без конфликтов. Нередко последние выступают двигателем социального прогресса. В силу названных обстоятельств вполне естественно, что столкновения различных интересов нашли отображение на уровне фольклора.

Одним из жанров городского фольклора второй половины XIX — начала XX века является анекдот. Данный исторический источниквуказанный период был характерен исключительно для городской среды. По этой причине на его основе могут быть реконструированы отдельные черты именно городской ментальности.

Целью данной статьи является анализ на основе исторического анекдота такой характеристики ментальности российских горожан второй половины XIX— начала XX века, как конфликтность. При этом под конфликтностью понимается не способность отдельных людей и групп вступать в противо-

борство по поводу той или иной жизненной ситуации, а общее состояние социума, его реагентность, готовность вести борьбу для достижения определенной цели.

Вообще, круг вопросов, связанных с конфликтами, изучает специальная дисциплина — конфликтология. Однако нас не интересуют исследуемые этой наукой причины конфликтов, способы их разрешения и т. д. Наша задача несколько иная — выяснить, какие виды конфликтов отобразились в сознании городского общества на уровне фольклора.

Одной из специфических черт анекдота является его неангажированность, неподцензурность, неподконтрольность власти. Тем удивительнее, что в анекдотах второй половины XIX — начала XX века не отобразился такой вид конфликта, как конфликт политический. По нашему мнению, объяснений тут может быть несколько. Возможно, революционные идеи были далеки от основной массы городского населения, являющейся средой — носителем анекдота. А может быть, наоборот, политические конф-

Демичев А.А. Правовые конфликты в российской городской среде второй половины XIX — начала XX века (по материалам исторических анекдотов)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.