УДК 31.311.2
JEL J61
DOI 10.26425/1816-4277-2019-1-128-131
Кованова Екатерина Сергеевна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова», г. Элиста e-mail: [email protected]
Тенетова Евгения Павловна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва e-mail: [email protected]
Эльдяева Нина Александровна
д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва e-mail: [email protected]
Kovanova Ekaterina
Candidate of Economic Sciences, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov, Elista e-mail: [email protected]
Tenetova Evgeniya
Candidate of Economic Sciences, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow e-mail: [email protected]
Eldyaeva Nina
Doctor of Economic Sciences, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow e-mail: [email protected]
ХАРАКТЕР, СТРУКТУРА МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ФЕМИНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Аннотация. Исследованы гендерные особенности миграционных процессов в депрессивном российском регионе - Республика Калмыкия. На основе проведенного анализа статистических данных за продолжительный период и специально организованного выборочного обследования выявлено, что женское население стало активнее участвовать в миграционных процессах и прежде всего в длительной трудовой миграции. Изучено участие женщин в миграции в наименее изученной и мало охватываемой официальной статистикой - в трудовой миграции. Сделан вывод о тесной связи между женской миграцией и демографическим развитием. В ходе анализа выявлено, что распределение численности занятых мигрантов обоих полов по видам экономической деятельности является неоднородным, что свидетельствует о существовании определенной гендерной специфики.
Ключевые слова: женская миграция, внутренняя трудовая миграция, выборочное наблюдение, депрессивный регион, причины и последствия миграции.
CHARACTER, STRUCTURE OF MIGRATION PROCESSES AND FEMINIZATION OF LABOR MIGRATION
Abstract. The gender characteristics of migration processes in the depressed Russian region - the Republic of Kalmykia - have been examined. Based on the analysis of statistical data for a long period and a specially organized sample survey, it has been revealed that the female population became more actively involved in migration processes and, above all, in long-term labor migration. The participation of women in the least studied and little covered by official statistics (in labor migration) has been determined. The conclusion has been made, that there is a close relationship between female migration and demographic development. The analysis revealed that the distribution of the number of employed migrants of both sexes by economic activity is heterogeneous, which indicates the existence of a specific gender specificity.
Keywords: female migration, internal labor migration, selective observation, depressed region, causes and consequences of migration.
Значимость женщин в развитии миграционных процессов во многих случаях считают второстепенной. Гендерная проблематика: изучение миграции женского населения и ее социально-экономических эффектов представляет большой интерес в современных условиях кризисного развития экономики региона. Точное выявление масштабов явления и его важнейших структурных характеристик необходимо для выработки управленческих решений региональной власти по вопросам миграции населения.
Выборочные исследования занимают особое место в формировании информационной базы по миграции населения. Основные его преимущества: снижение трудовых затрат, материальных и финансовых ресурсов; возможность глубинной и детальной проработки многих важных вопросов; снижение числа ошибок регистрации, а также более тщательный контроль качества обследования; оперативное получение результатов исследования.
Одной из основных проблем депрессивного региона является увеличение масштабов межрегиональной миграции населения, в результате чего происходит отток рабочей силы. Если учитывать длительность кризисных явлений в экономике и социальной сфере, то роль экономических факторов в проявлении масштабных миграционных процессов очевидна. Однако такая миграция имеет глубокие социальные последствия,
© Кованова Е.С., Тенетова Е,П., Эльдяева Н.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2018. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
поскольку мигрируют в большинстве своем женщины трудоспособного, а самое главное, фертильного возраста. Такая миграция негативно влияет на возрастную структуру населения и имеет двойной отрицательный эффект: влияние на старение населения и уменьшение рождаемости в перспективе.
Для изучения проблемы женской миграции в Республике Калмыкия в первую очередь проанализированы официальные статистические данные, которые носят агрегированный характер и не позволяют в полном объеме изучить гендерный аспект миграционной ситуации. С учетом неполноты информации проведено специально организованное наблюдение в виде выборочного обследования населения по широкому кругу показателей, что позволило обеспечить более полную и качественную информационную базу для исследования характера и структуры миграции, выявления активности женщин в миграционных потоках.
Отметим основные преимущества использованного метода выборочного обследования: снижение трудовых затрат, материальных и финансовых ресурсов; возможность глубинной и детальной проработки многих важных вопросов; снижение числа ошибок регистрации, а также более тщательный контроль качества обследования; оперативное получение результатов исследования.
В обследовании учитывались направления миграционных потоков. Для этого были разработаны две анкеты: для прибывших из трудовой миграции и выбывших в трудовую миграцию. В рамках исследования 1 830 домохозяйств выступили в качестве респондентов, из них городских 801 домохозяйство и сельских 1 029 домохозяйств. Необходимо отметить, что преобладающая часть населения республики проживает в сельской местности. В последние десятилетия регион характеризуется интенсивными межрегиональными миграционными потоками и, как следствие, сокращением трудовых ресурсов в республике. Принимая во внимание, продолжительность финансовых кризисов в региональной экономике, необходимо отметить, существенное влияние экономических факторов на объемы миграционных процессов. Результаты выборочного обследования подтвердили это положение.
Учитывая перманентный кризис в основной сельскохозяйственной отрасли региона, следует отметить высокую миграционную подвижность молодых женщин из сельских районов. В перспективе эта тенденция имеет двойной отрицательный эффект, который проявляется в старении сельского населения и уменьшении рождаемости. С учетом возрастающего оттока населения из сельских районов необходимо принимать срочные меры по активизации региональной политики в области миграции населения.
Необходимо отметить, что 67 % женщин, находящихся в трудовой миграции, привлекают городские округа. На сегодняшний день в регионе существует большая проблема с массовым выбытием и невозвращением молодых сельских женщин. Сформировавшаяся демографическая пустота наполняется представителями из стран СНГ и КНР.
На наш взгляд, важным моментом является то, что участие женщин в миграционных процессах преимущественно носит возвратный характер. Практически 17 % прибывших — население от 55 и старше лет, отметившие свое раннее проживание на данной территории.
В связи с сегментацией рынка труда и выделением в отдельный сегмент, так называемых мигрантских ниш, значительная часть выбывших из региона трудовых мигрантов занята в добывающей промышленности, строительной сфере, транспорте, связи и сфере обслуживания (торговля, рестораны, гостиницы) [1; 5]. В ходе анализа выявлено, что распределение численности занятых мигрантов обоих полов по видам экономической деятельности является неоднородным, что свидетельствует о существовании определенной тендерной специфики. Лица мужского пола в основном задействованы, а таких сферах, как строительство, ремонт автомобилей, жилищно-коммунальное хозяйство, а также в сельском хозяйстве. В последнее десятилетие активно развивается относительно новая сфера занятости для мигрантов — охранная деятельность. Что касается лиц женского пола, то преобладающая часть задействованы в сфере услуг, торговле, здравоохранении [2; 4].
Миграция женщин негативно влияет на возрастную структуру населения региона. Отличительной чертой женщин, участвующих в миграционных процессах, является достаточно высокий уровень образования. Как показало обследование, более 72 % респондентов имеют высшее профессиональное образование. Отток высококвалифицированных специалистов чреват отдаленными и неблагоприятными последствиями, ведь регион лишается квалифицированной рабочей силы, на образование которой средства были затрачены из регионального бюджета. Невосполнимая потеря человеческого капитала в перспективе способна затормозить социально-экономическое развитие региона и снизить инвестиционный потенциал региона. Негативным явлением
трудовой миграции может стать нехватка квалифицированных кадров в определенных видах экономической деятельности, например, аграрной. Эти потери невозможно охарактеризовать в денежной оценке.
Традиционно в числе коренных причин отъезда называется бедность, ее роль относительна и неоднозначна. В проведенном исследовании к главным причинам миграции относят низкий уровень доходов населения и качества жизни. Это отметили свыше 70 % женщин. Однако большая часть обследованных женщин относится к средним социальным группам, а категории населения региона, живущие в крайней бедности, характеризуются, как правило, низкой территориальной мобильностью. Вторая причина выбытия - переезд по семейным обстоятельствам (около 20 %). В основном это связано с поступлением детей в иногородние высшие учебные заведения.
В трудовой миграции большая часть (71,5 %) обследованных женщин работали по найму. Организовали собственное дело с созданием рабочих мест не более 3 % трудовых мигрантов. Большая часть женщин не имеют легального статуса регистрации и задействованы в неформальном секторе экономики.
Одним из средств роста доходов населения региона выступает трудовая миграция женщин и этот вид миграции приобретает характер стратегии выживания в сложных экономических условиях и имеет тенденцию к росту [3]. Трудовые мигранты способствуют притоку денежных средств в республику, что выступает некоторым стимулом развития текущего потребления, торговли, сферы услуг. Свои доходы мигранты в основном вкладывают в жилищное строительство, образование детей, в развитие малого бизнеса с созданием новых рабочих мест и т. д. Но необходимо отметить, что трудовая миграция не становится кардинальным средством повышения благосостояния региональных домохозяйств. Денежные средства мигрантов в основном направлены на текущее потребление получателей. При этом они практически не оказывают влияния на рост среднедушевых денежных доходов жителей республики и не снижают имущественную дифференциацию населения. Трудовая женская миграция формирует определенный контингент населения, нацеленный на динамичное развитие.
Сложившаяся в стране в целом или отдельном регионе демографическая ситуация оказывает значительное действие на разнообразные стороны социально-экономического развития. Исследование выявило, что внутренняя трудовая миграция имеет гендерные особенности, которые предопределяют дифференцирован-ность ее воздействия. Женщины, участвующие в миграционных процессах, имеют высокий уровень образования. По данным обследования, более 72 % респондентов имеют высшее профессиональное образование. Отъезд квалифицированных специалистов может иметь отдаленные и неблагоприятные последствия, и потеря человеческого капитала в перспективе способна затормозить социально-экономическое развитие региона.
Участие женского населения депрессивного региона в миграционных процессах поддерживает жизнедеятельность семей мигрантов, оставшихся на родине, но в то же время, приводит к дефициту высококвалифицированных кадров в республике.
Главными вопросами, с которыми столкнулись прибывшие мигранты - жилищные и бытовые (37,9 %), а также правовые (7,3 %). Административные барьеры и связанные с ними сложности регистрации по месту пребывания и месту фактического проживания, ущемляют права трудовых мигрантов и порождают нелегальный сектор. Это невыгодно как мигрантам, так и государству. Целесообразно упростить систему регистрации мигрантов и одновременно вырабатывать единые критерии первичного учета и методов обработки и обобщения информации по трудовой миграции.
В исследовании были определены мотивы женской миграции. Женщины в возрасте от 20 до 24 лет более склонны к участию в трудовых миграционных процессах, в силу отсутствия семьи и детей, что существенно поднимает вероятность переселения. Удельный вес населения региона с высокой вероятностью переезда сокращается с возрастом респондентов, но желание сменить место жительства не пропадает.
По итогам проведенного выборочного обследования 57 % потенциальных мигрантов составили женщины. Достаточно высокая миграционная подвижность, связана с возрастающей ролью женщин во всех сферах жизнедеятельности, в том числе трудовой.
Однако главная проблема региона заключается не столько в потенциальной высокой миграционной подвижности женщин, сколько в негативных последствиях, к которым приводит внутренняя миграция. К этим последствиям, помимо перечисленных выше региона, можно отнести колоссальные сдвиги и деформации в структуре и размещении населения, накапливаемые десятилетиями миграционного движения.
Библиографический список
1. Аганбегян, А. Г. Демографическая драма на пути перспективного развития России // Народонаселение. - 2017. - № 3 (77). - С. 4-23.
2. Егунова, Г. Ю. Особенности женской трудовой миграции в современной России [Электронный ресурс] // Философский взгляд. - Режим доступа: http://filosofika.ru/2011/05/256.html (дата обращения: 10.11.2018).
3. Тарханова, Е. С. Специфика женской трудовой миграции в России // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы. - 2015. - №1 (4). - С. 187-193.
4. Тюрюканова, Е. В. Миграция женщин из России: еще одна «стратегия успеха»? // Гендерные аспекты социальной трансформации. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. М., 1996. - С. 84-102.
5. Эльдяева, Н. А., Кованова Е. С. Современная характеристика и тенденции развития трудовой миграции в регионе // В сборнике: Реструктурирование экономики: ресурсы и механизмы Материалы Международной научно-практической конференции. Социологический институт РАН, «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов», Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат). - 2010. - С. 254.
References
1. Aganbegyan A. G. Demograficheskaya drama na puti perspektivnogo razvitiya Rossii [Demographic drama on the way to the perspective development of Russia]. Narodonaseleniye, 2017, I. 3 (77), pp. 4-23.
2. Egunova G. Yu. Osobennosti zhenskoi trudovoi migratsii v sovremennoi Rossii [Features of female labor migration in modern Russia]. Filosofskii vzglyad. Available at: http://filosofika.ru/2011/05/256.html (accessed 10.12.2018).
3. Tarkhanov E. S. Spetsifika zhenskoi trudovoi migratsii v Rossii [Specificity of female labor migration in Russia]. Grazhdanskoye obshchestvo v Rossii: sostoyaniye, tendentsii, perspektivy, 2015, I. 1 (4). pp. 187-193.
4. Tyuryukanova E. Migratsiya zhenshchin iz Rossii: yeshche odna «strategiya uspekha»? [Migration of women from Russia: another «strategy for success»?]. Gendernye aspekty sotsial'noi transformatsii. Institut sotsial'no-ekonomicheskikh problem narodonaseleniya RAN. M., 1996. pp. 84-102.
5. Eldyaeva N. A., Kovanova E. S. Sovremennaya kharakteristika i tendentsii razvitiya trudovoi sfery v regione [Modern characteristics and trends in the development of labor migration in the region]. V sbornike: Restrukturirovanie ekonomiki: resursy i mekhanizmy. Sotsiologicheskii institut RAN, Gosudarstvennyi obrazovatel'nyi institut vysshego professional'nogo obrazovaniya «Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i finansov», TerritoriaTnyi organ Federal'noi sluzhby gosudarst-vennoi statistiki po Sankt-Peterburgu i Leningradskoi oblasti (Petrostat). [In the collection: Economic Restructuring: Resources and Mechanisms Materials of the International Scientific and Practical Conference. Sociological Institute of RAS, St. Petersburg State University of Economics and Finance, Territorial body of the Federal State Statistics Service of St. Petersburg and the Leningrad Region (Petrostat)], 2010. 254 p.