Научная статья на тему 'Характер и характерность в контексте методики обучения актерскому мастерству студентов театральных вузов'

Характер и характерность в контексте методики обучения актерскому мастерству студентов театральных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1152
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕР / ВОЖАШИНОСB / АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМНОСТЬ / ВО[ИД[ОИ XУФТ / МАЛАКААНДEЗB / CHARACTER / PROFESSIONAL TRAINING / SYSTEMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калужских Е. В.

В рамках методики преподавания дисциплины «Мастерство артиста» рассматривается важность понятий характер и характерность, анализируется опыт работы над характерностью М.А. Чехова, повышающий эффективность и качество обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTER AND THE SPECIFITY IN THE MOVEMENT OF METHODOLOGY OF TEACHING THE ART MASTERY TO THE STUDENTS OF THEATRICAL UNIVERSITIES

Within limits of the methodology of teaching the discipline "mastery of artist" the importance of such notions as "character" and "specifity" is being considered, the experience in the field of specifity of M. A. Chekhov, which increases the efficiency and the quality of teaching is being analysed.

Текст научной работы на тему «Характер и характерность в контексте методики обучения актерскому мастерству студентов театральных вузов»

большой коллекции керамики, собранной сотрудниками санатория, определена вероятная дата поселения — эпоха раннего средневековья. В 2007 г. открыт и активно функционирует музей под открытым небом «Стоянка древнего человека».

2. На «Серебряный ключ». Основные методики лечебной работы санатория «Рассветы над Бией» базируются на эксплуатации Бехтемирского месторождения минеральных серебросодержащих вод.

3. Однодневные экскурсии по Горному Алтаю.

4. Терренкуры на различные расстояния для того, чтобы увеличить двигательную активность отдыхающих.

Все походы и экскурсии сопровождаются беседами, ответами на вопросы отдыхающих. Система проведения досуговых мероприятий включает элементы бесед-диспутов, обсуждения прочитанной художественной литературы организуются, встречи с интересными людьми, которых, впрочем, можно выявить и среди отдыхающих.

Проводимые мероприятия стимулируют познавательные интересы каждой отдельно взятой личности, и охватывают широкий круг лиц, объединяемых во временном коллективе, сближают людей по интересам, даже не обязательно хорошо знакомых друг с другом, способствуют расширению культурного кругозора, воспитанию коммуникабельных и этических свойств личности.

Библиографический список

1. Здоровье сибиряков: физический, нравственный и социальный аспекты: Мат-лы к докладам на 2-ом съезде общественного движения «Сибирский народный собор». — Красноярск, 2003.

2. Борис, А. Г. Вопросы организации и государственной поддержки санаторно-курортного комплекса северо-запада России /

А.Г. Борис // Курортные ведомости. — 2004 г. — № 4-5 (25-26).

3. Аллаяров, Х.А. Терапевтические возможности комплексного воздействия искусств: монография /А.Х. Аллаяров, Г. Д. Семенова (Петракова). — М.: НПО «Союзмединформ».

4. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — М.: «Педагогика», 1987.

5. Шаталова, Г.С. Философия здоровья / Г.С. Шаталова. — М.: «Елен и К», 1997.

6. Шевченко, Ю.С. Музыкотерапия в комплексном лечении нервнопсихических расстройств у детей и подростков / Ю.С. Шевченко / / Социальная и клиническая психиатрия. — 1992. — № 2.

7. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В.П. Морозов. — М., 2002.

8. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Петру-

шин.— М.: ВЛАДОС, 2000.

Статья поступила в редакцию 3.09.08.

Таким образом, квалифицированно построенные досуговые программы содержат комплекс художественных и этических ценностей, которые раздвигают границы культурного мира индивидуума. На этой основе в дальнейшем расширяются как дружеские и социальные связи людей, так и сферы культурного общения.

На наш взгляд, в организации мероприятий по осуществлению программ культурного досуга приоритет принадлежит задаче расширения сферы познавательной деятельности, которая принадлежит к основным сферам социально-культурной деятельности, играющей решающую роль в становлении личности, которую можно назвать социализацией человека, а культработника — социальным терапевтом. Таким образом, хочется надеяться, что разработанная нами и используемая в санатории «Рассветы над Бией» технология здоровьес-бережения на основе социально-культурной деятельности, арттерапии, познавательной и творчески активной развлекательной деятельности создает необходимые условия для формирования и развития психического, физического и социального здоровья. Данная технология проста в обращении, не требует особенных материальнокадровых затрат и может с успехом применятся как в санаториях, так и в домах отдыха, во Дворцах культуры, в различных учебных заведениях.

УДК 378+792.2

Е.В. Калужских, проф. ЧГАКИ, г. Челябинск

ХАРАКТЕР И ХАРАКТЕРНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ АКТЁРСКОМУ МАСТЕРСТВУ СТУДЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНЫХ ВУЗОВ

В рамках методики преподавания дисциплины «Мастерство артиста» рассматривается важность понятий характер и характерность, анализируется опыт работы над характерностью М.А. Чехова, повышающий эффективность и

качество обучения.

Ключевые слова: характер, подготовка, системность.

Для современного этапа развития нашей системы образования характерной является тенденция творческих поисков участников образовательной системы, направленных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса, на совершенствование содержания, методов и организационных форм обучения.

Прежде чем говорить о технологии профессиональной подготовки студентов театральных факультетов, необходимо четко уяснить содержание понятий «характер» и «характерность».

Театральное представление — есть представление актером «характера», «лица», «маски». Актер есть ли-

характерность, актерское мастерство, профессиональная

цедей; когда он выступает на сцене, он воспринимается нами, как некоторое олицетворение. Актер творит из себя в двояком смысле (проявляя при этом свою характерность):

1. Как всякий художник, из своего воображения.

2. Специфически, имея в своем собственном лице материал, из которого создается художественный образ.

Свой материал актер подвергает творческому формированию, когда он обращается к своему голосу, интонации, декламации, жесту, мимике, фигуре. Именно этими свойствами предопределяется весь способ поведения

актера на сцене. Актер передает характер и характерность, изображаемого им лица. Характер и характерность являются содержанием и формой его роли. При подготовке будущих актеров на все вышесказанное следует обратить особое внимание.

Актер в процессе своей профессиональной деятельности приобретает новые объективные качества: своеобразную «актерскую психологию», мимику, жестикуляцию, манеру поведения, композиционное отношение формы чувственного образа на сцене и идеи изображаемого персонажа. Художественная задача театра не реализация личности актера и не оживление литературного образа, а чувственное воплощение идеи в создаваемый творчеством актера характер. Это, к сожалению, не всегда учитывается при профессиональной подготовке будущего актера.

Таким образом, характер и характерность является ключевым разделом в процессе профессиональной подготовки будущих актеров.

Без характера не может быть характерности, а без характерности не существует характера. Эти две категории неразделимы.

Для успешного и эффективного освоения будущими актерами профессии необходим ряд условий:

- знание педагогом современного содержания формируемых профессиональных понятий («характер», «характер сценический», «характерность», «действенный анализ») на основе работы с научной литературой, анализа определения понятий, их интерпретации в различных театральных системах;

- знание возможных источников образования современных театральных понятий и их влияния на качество усвоения формируемых понятий;

- реализация полученных теоретических знаний студента в самостоятельной практической работе;

- организация активной познавательной деятельности будущих актеров на всех этапах профессионального обучения, включая научно-исследовательскую деятельность студента в области формирования новых театральных понятий;

- оперативный контроль за качеством освоения профессиональных понятий с помощью специально разработанных тестов, с учетом того, что чем раньше обнаруживается ошибка в усвоении понятия, тем легче ее преодолеть;

- мотивированное введение каждого нового театрального понятия, раскрытия перед будущими актерами его значения и места в системе научных понятий и в практике. Зачастую, этого в большинстве случаев не происходит.

Метод обучения будущих актеров должен быть направлен на формирование у студентов системы профессиональных знаний, умение самостоятельно расширять кругозор знаний и применять их на практике Под влиянием запросов практики профессионального театра претерпевают изменения все его компоненты профессионального процесса обучения: задачи обучения, содержание, методы и организационные формы обучения. Необходимо помнить, что в сознании будущих актеров истинно, объективно то, что прямо или косвенно подтверждается на практике. Таким образом, логический критерий построения методики освоения профессии будущих актеров через «характер и характерность в методологии действенного анализа» является производным от практического.

Теория дисциплины «Мастерство артиста» является результатом анализа новых научных фактов в области театральной педагогики, выяснения их сущности. Применение теории требует опоры на «живое созерцание» объекта, использование практического опыта, способности, творческого воображения будущих актеров. Задача

театральной педагогики перевести способ мышления будущих актеров от эмпирической стадии науки к теоретической стадии, когда появляются и развиваются теории в собственном смысле, осуществляется переход через ряд промежуточных форм теоретизации, в рамках которых формируется первичные теоретические конструкции (Соединение терминов «характер» — «характер сценический» — «характерность» — «действие» — «действенный анализ»). Сами эти конструкции еще не образуют теории: ее возникновение связано с возможностью построения многоуровневых конструкций, которые развиваются, конкретизируются и внутренне дифференцируются в процессе деятельности теоретического мышления будущих актеров, отправляющегося от некоторой совокупности теоретических принципов.

Зрелая теория театральной педагогики представляет собой не просто сумму связанных между собой знаний, но и содержит определенный механизм построения знаний, внутреннего развертывания теоретического содержания, воплощает программу обучения будущих актеров. Соотношение понятий «характер» и «характерность» в методологии действенного анализа создает целостность теории как единой системы знания будущих актеров. Понятия «характер», «характер сценический», «характерность» взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Каждое понятие находится в известном отношении, в известной связи с другими понятиями. Обучая будущих актеров необходимо учитывать индивидуальный способ мышления каждого из них, потому что конечная цель обучения не только оснастить студентов профессиональными навыками, но и воспитать личность, творческую индивидуальность. Индивидуальные особенности мышления будущих актеров проявляются в том, что по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности. К индивидуальным особенностям относятся самостоятельность, гибкость и быстрота мысли. Будущий актер — субъект учебной деятельности. В ходе обучения в результате систематической мыслительной деятельности он совершенствуется, изменяется, при этом формируется его творческое мышление. Чтобы процесс развития мышления будущих актеров был эффективным, необходимо систематически ставить студентов в условия, способствующие созданию положительной мотивации к познавательной деятельности и особенно деятельности, требующей творческого подхода, элементов исследовательской деятельности.

В процессе обучения будущий актер должен получить систематические знания. Системность — это качество некоторой совокупности знаний, которое характеризуются наличие в сознании обучаемого структурных связей, адекватных связям между знаниями внутри научной теории. Известно, что систематичность — качество знаний, характеризующее наличие в сознании обучаемого содержательно-логических связей между отдельными компонентами знаний. Проблема систематизации и обобщения знаний будущих актеров приобретает сегодня важное значение в связи с задачей повышения научного уровня студентов в целом. Усиливается роль в развитии мышления студентов и в формировании у них научного мировоззрения.

Характеризуя систему значений знаний, К.Д. Ушин-ский писал: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто. Истинная педагогика, избегая обеих крайностей, дает ученикам материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему. Чем более и разнообразнее накопляется материал, тем выше становится система и,

наконец, достигает до отвлеченности логических и философских положений» [1, с. 27]. Систематичность предполагает усвоение знаний навыков и умений в определенной логической связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет целостное образование, систему. Понятие последовательности в обучении указывает на необходимость изложения теоретического материала, когда последующее опирается на предыдущее и в свою очередь логически определяет дальнейшую ступень в познавательной деятельности будущих актеров.

Когда речь идет о системности и последовательности в обучении имеется в виду не только приобретение системы знаний, но и практическое применение их будущими актерами в самостоятельной работе. Принцип систематичности в обучении является отражением всеобщей связи явлений и процессов реальной деятельности он предполагает систематизацию знаний. Под систематизацией следует понимать мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид систематизации — классификация, то есть распределение объектов по группам установленного сходства и различий между ними, например классификация видов понятий, характера: «характер», «характер сценический», «характерный актер» и т.д. Систематизация будет успешной только при соблюдении логических правил, главной из которых — следование единому основанию.

Использование систематизаций не только упорядочивает знания будущих актеров об объектах познания, но и, в известном смысле, является источником новых знаний. Образовавшаяся система знаний, характеризующая умственное развитие студентов, определяет его возможности по преобразованию отдельных компонентов знаний, его творческие способности.

В содержание и логическую структуру учебного процесса будущих актеров входят некоторые исходные (основополагающие) понятия такие как «характер», «характерность», «действенный анализ» и другие более частные понятия «характер сценический», «событие», «предлагаемые обстоятельства». Все они направлены на повышение качества обучения и его эффективность.

Надо обратить особое внимание на проявление характера будущих актеров при наборе (эмоциональная возбудимость, быстрая реакция, точность выполнения сиюминутного задания). Далее, развивая сценический характер, будущий актер должен вначале проявить свою индивидуальность, характер («Я» в предлагаемых обстоятельствах»), пропустив через себя основополагающие термины профессии («событие», «действие», «оценка факта»), затем выявить «характерность» изображаемого персонажа. Характер и характерность персонажа трансформируется в процессе спектакля. Овладение движением, развитием и изменением характера и характерности с помощью метода действенного анализа является основой профессиональной деятельности будущих актеров.

Театральные педагоги не уделяют должного внимания поэтапности преподавания дисциплины «Мастерство артиста», что снижает как эффективность, так и качество учебного процесса. При рассмотрении характера и характерности в методологии действенного анализа как основу педагогической технологии на весь период обучения, будущие актеры овладевают профессией в единой логике и последовательности. Это обеспечивает их высокий профессионализм.

Метод действенного анализа — это метод анализа событий пьесы, предлагаемых обстоятельств, характера и характерности. Анализ через события позволяет обнару-

жить смысл и реализовать его в действии. Действие, в свою очередь, определяется и организуется предлагаемыми обстоятельствами. Предлагаемые обстоятельства — это целостная система взаимоотношений человека с окружающим миром. Событие, действие, предлагаемые обстоятельства находятся в тесной взаимосвязи. Метод действенного анализа, как метод творчества в театре, охватывает весь художественно-творческий процесс, пронизывающий все его стороны и метод физических действий, как целостную систему репетиционных приемов и способов, суть которых в поисках верного, единственно возможного в каждом конкретном случае, физического действия. Он стал прочной основой профессионального воспитания актеров и режиссеров различных театральных систем. Вне понимания сущности методологических открытий К. С. Станиславского, оставленных им в наследие театральной школе, невозможно дальнейшее развитие как театра, так и театральной педагогики.

Действенный анализ помогает будущему актеру обнажить диалектику развития драматического характера и характерности, выраженную в их действиях, так как каждый поступок выявляется во взаимосвязях его причин и следствий.

Действенный анализ помогает будущему артисту органично войти в репетиционный процесс создания сценического образа. В психологическом театре действенный анализ является основой работы театрального педагога. В нем характер выступает как содержательная (внутренняя) сторона жизни драматического героя, его природа чувств, его правда жизни, система отношений. Характерность — категория физической природы, категория формообразующая, система воплощения сценического образа.

Методика обучения актёрскому мастерству включает в себя совокупность системы К.С. Станиславского и метода М.А.Чехова. Метод М.А. Чехова основан на целостной философии создания сценического характера и на синтетических подходах к нему Работая над характерностью своего будущего персонажа, будущий артист должен уметь выявить его анатомические и физиологические особенности: худой, толстый, горбатый, красивый, сильный, немощный, больной, близорукий, слепой, хромой и т.п. Эти особенности необходимо выявить из текста пьесы и в процессе «фантазирования» о роли по М.А. Чехову. Необходимо объяснить будущему актеру, что одних репетиций для этого недостаточно. Работа над характерностью образа должна проводиться постоянно, как на репетиции, так и вне ее.

Плодотворны способы работы над характерностью, предложенные М.А. Чеховым. Он предлагает на первом этапе работы над образом найти различия между актером и его героем в трех областях: ум, чувство и воля. Обнаруживая различия между собой и своим персонажем, будущий актер должен постепенно вводить их в создаваемый сценический образ. Далее, М.А.Чехов предлагает обнаружить «центр» своего персонажа, в котором сходятся все основные психологические качества и особенности. Воображение будущего артиста легко определит, где заключен такой «центр». Высокомерие и снобизм, например, внешне могут выражаться в слегка вздернутой брови, в челюсти, выдающейся вперед, в кривой ухмылке. Все эти «точки» мы можем условно назвать «центром», выражающую суть изображаемого персонажа.

Третий способ перевоплощения при создании сценического образа М.А. Чехов называет игрой с «воображаемым телом». Читая пьесу, будущий артист должен представить в своем воображении «тело» своего героя и мысленно встретиться с ним. «Воображаемое тело» должно находиться между сценическим образом и студен-

том, например, если шея персонажа длиннее и тоньше шеи артиста, он начнет ее вытягивать. Внешне будущий артист будет чувствовать себя всегда «начеку», уже в этом проявляется психологический рисунок роли.

Согласно четвертому способу перевоплощения или созданию сценического характера по М.А. Чехову, будущему артисту следует составить перечень всех сценических действий, которые должен совершить персонаж, в последовательном порядке, от начала и до самого конца его сценической жизни. Когда этот перечень будет готов, студент должен постараться выполнить все эти действия. Это поможет будущему артисту выстроить непрерывную линию своей роли.

Используя все четыре способа перевоплощения, будущий артист создаст индивидуальный и неповторимый сценический образ. «Я играю эту роль по-своему, как не сыграет ее никто другой. Я никому не подражаю, ни у кого ничего не беру. Я выражаю себя с помощью маски моего героя, перевоплощаясь в него» [2, с. 162], — утверждает М.А. Чехов.

«Маска» — характер и характерность по М.А. Чехову, в которую перевоплощается будущий артист, дает возможность выразить отношение своего «Я» к образу. С помощью «маски» будущий артист на сценической площадке выражает свои подлинные чувства, подлинное отношение своего «Я» к изображаемому персонажу.

Метод М.А. Чехова, по мнению театрального критика А.Г. Морова — это система «новой актерской игры». При профессиональной подготовки будущих актеров следует опираться на его как теоретические, так и практические разработки.

Характерность — это форма роли. Характер, не имеющий форму — не является образом. Характер и характерность, неразрывно связанные категории художественного образа роли. «Зерно роли» — понятие формы роли. «Зерно спектакля» — мысль, выраженная в образной форме. Будущему артисту необходимо помнить, что «зерно роли» находится в приспособлениях, оно обнаруживает индивидуальность, создаваемого им сценического характера. Логика действий сценического персонажа приведет студента к верной логике чувств, выразит характер в действии. Будущий артист должен знать, что «цель нашего искусства не только создание «жизни человеческого духа» роли, но так же и внешняя передача ее в художественной форме» [3, с. 127].

Немаловажное значение при работе над характерностью имеют также элементы, обусловленные костюмом персонажа. С костюмом связаны определенная пластика, манера поведения. Педагогу следует обратить особое внимание будущего актера на этот этап в подготовке роли. К числу элементов внешней характерности, которые не зависят от внутренней жизни образа, следует отнести так же и характерные черты, связанные с профессией человека. Будущему актеру необходимо наблюдать в жизни, как ведут себя люди различной профессиональной направленности.

Существенное значение при работе над внешней характерностью имеют национальные и местные особен-

ности, как в речи, так и в движениях. С целью овладения этими особенностями, будущий артист должен начинать работу с момента получения роли, так как это трудоемкий процесс. Все эти этапы подготовки роли следует отнести к самостоятельной работе студентов, с учетом замечаний преподавателя.

Создавая сценический характер, будущий актер должен понять, как данный характер будет действовать в конфликте, заложенном в пьесе. Три параметра определяют полноту характера: физический облик; психологический портрет; жизнь в социальном окружении.

Будущий актер должен уметь составить «роман жизни» своего персонажа на основе информации, заложенной в пьесе. Для этого студенту необходимо выявить все факты жизни своего персонажа из реплик других персонажей, характеристики автора, ремарок. Затем, свести эти факты во временном промежутке пьесы. Сложится единая линия жизни персонажа, его «роман», при этом студент на основе пьесы должен научиться фантазировать о том, какая жизнь у персонажа была до начала пьесы и после ее завершения. Составив полностью «роман жизни», студент научится мыслить и действовать, совершать поступки в логике своего персонажа. События, заложенные в пьесе, будущий актер должен сопоставить с событиями собственной жизни — это обогатит и углубит характер изображаемого персонажа и его характерность. Выявляя характер персонажа, будущий актер должен уметь обострять предлагаемые обстоятельства, заложенные в пьесе. Предлагаемые обстоятельства, заложенные в пьесе, должны быть близки и понятны будущему актеру, они должны пробуждать его эмоциональную природу, зарождать органическое чувство.

Чтобы сценический характер приобрел объем, будущий актер, работая над образом, должен задавать себе вопросы, касающиеся его персонажа. Начинать работу над созданием образа будущему актеру целесообразно этюдами «из прошлой жизни», стоящей за рамками непосредственного действия пьесы. Этюды помогут студенту разобраться в «сквозном действии» пьесы. В застольный период следует внести задание: проанализировать линию своей роли через всю пьесу от имени своего персонажа. Будущий актер, таким образом, должен определить все действия своего персонажа, его цели, взаимоотношения с другими действующими лицами. В процессе такого анализа будущий актер сможет выстроить основную линию роли, понять характер и характерность персонажа.

Итак, основополагающим разделом в процессе обучения будущих актеров должен являться раздел «характер и характерность».

Технология профессиональной подготовки будущих актеров в ВУЗах страны выстроена по разному. Одни театральные педагоги основывают процесс обучения будущих актеров на системе К. С. Станиславского, другие на синтезе системе К. С. Станиславского и новых поисках Е. М. Гротовского и т. д. Совокупность системы К.С. Станиславского и метода М. А.Чехова поможет не только качественно, но и более эффективно подготовить будущих актеров к их профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 2 т. / К.Д. Ушинский — М.: АПН РСФСР, 1950.

2. Чехов, М.А. Литературное наследие: в 2 т. / М.А. Чехов. — М.: Искусство, 1986.

3. Станиславский, К.С. Полное собрание сочинений: в 9 т. / К.С. Станиславский. — М.: Искусство, 1991. Статья поступила в редакцию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.