Научная статья на тему 'Характер и Актуальные проблемы квалификации терроризма'

Характер и Актуальные проблемы квалификации терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
735
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЖИЗНЬ / ГРУППА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гитинова Мадина Махмудовна

Терроризм сегодня - одно из самых расхожих понятий. Масштабы терроризма в мире возрастают, и большинство стран ищут новые средства, позволяющие эффективно ему противодействовать. О нем можно услышать с телеэкранов, из печатных СМИ, Интернета. Законодатели зарубежных государств основное внимание уделяют вопросам совершенствования правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за терроризм и иные террористические действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terrorism today is one of the most popular concepts. The magnitude of the increase terrorism in the world, and most countries are looking for new tools effectively to counteract. About him can be heard on television, from print media, the Internet. Legislators of foreign countries are focusing on the issues of improvement of legal norms that criminalize terrorism and other terrorist activities.

Текст научной работы на тему «Характер и Актуальные проблемы квалификации терроризма»

ХАРАКТЕР И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ

ТЕРРОРИЗМА

М.М. Гитинова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Института (филиала) ФГБОУВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» в г.Махачкале

Терроризм сегодня - одно из самых расхожих понятий. Масштабы терроризма в мире возрастают, и большинство стран ищут новые средства, позволяющие эффективно ему противодействовать. О нем можно услышать с телеэкранов, из печатных СМИ, Интернета. Законодатели зарубежных государств основное внимание уделяют вопросам совершенствования правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за терроризм и иные террористические действия.

Отечественная наука не остается в стороне от насущных запросов общества: тема «безопасность и противодействие терроризму» названа номером один в списке приоритетных направлений развития науки, технологии и техники1. К сожалению, Россия и наш регион продолжают сталкиваться с массированным напором международных террористических организаций.

Терроризм нас, прежде всего, интересует с точки зрения уголовного права, то есть конкретно в рамках терминологии уголовного права, которые конкретизированы и предельно очерчены. Этот уголовно-правовой феномен воспринимается как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.

Понятие террористическая деятельность включает в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения

1 Варфоломеев А.А. Пределы квалификации террористических преступлений на международном и национальном уровне // Государство и право. Сентябрь. 2012. С.79-80.

значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Несмотря на исчерпывающий перечень действий, описанных в федеральном законе от 06.03.2006 № 35-фз (ред. от 28.12.2010) "О противодействии терроризму" как террористических, проблема квалификации терроризма стоит достаточно остро.

Терроризм - это отрицание самой ценности государственного устройства в его нынешнем виде, волевое желание создать систему, в принципе альтернативную современной системе сосуществования и взаимодействия государств и международных организаций. Именно поэтому противодействие террористическим организациям становится, как таковое, фактом поступательного развития мирового сообщества, а террористическая деятельность во всех ее формах и проявлениях криминализируется как на национальных, так и международных уровнях1.

На международном уровне должно прийти понимание того, что необходимо отречься от политической подоплеки террористических преступлений. В международных документах указывается, что терроризм ни при каких обстоятельствах не может быть оправдан соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного характера, а лица, виновные в совершении актов терроризма и других предусмотренных указанными конвенциями преступлений, должны привлекаться к ответственности в соответствии с законом и им следует назначать наказание с учетом тяжести совершенных преступлений.

Для квалификации преступлений террористической направленности большое значение имеет наличие террористических целей, например устрашение населения, наведение ужаса, запугивание, применение психического или физического насилия или угрозы его применения в отношении невинных жертв ради принуждения других субъектов совершению определенных действий. Адресатами требований террористов могут выступать не только органы государственной власти, но и международные организации, политические партии, общественные объединения, в том числе коммерческие структуры и должностные лица2.

Постановление пленума Верховного суда РФ № 1 от 9 февраля 2012 г. «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» рекомендует «обратить внимание судов на то, что совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, а равно угроза совершения указанных действий квалифицируются как террористический акт (статья 205 УК РФ) только при наличии у лица цели воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями. Следует иметь в виду, что указанное воздействие может выражаться в побуждении соответствующих субъектов к совершению определенных действий либо к воздержанию от их совершения

1 Варфоломеев А.А. Пределы квалификации террористических преступлений на международном и национальном уровне. // Государство и право. Сентябрь. 2012. С.82.

2 Криминология: учебник/ под общ.ред. А.И. Долговой.- М.: Норма, 2008. С.557-558.

(например, в требовании освободить участников террористической организации, содержащихся в исправительных учреждениях)»1.

При рассмотрении уголовных дел о преступлениях террористической направленности судам следует выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению указанных преступлений, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом.

Примером может служить следующее уголовное дело рассмотренной Верховным судом РФ.

Магомедов Р.К., Газиев Ш.Г. и Ахмедов П.М. принимали участие в устойчивой вооруженной группе (банде) и в совершаемых ею нападениях. Они же, Магомедов Р.К., Газиев Ш.Г. и Ахмедов П.М., совершили взрыв, устрашающий население, в целях воздействия на принятие решения органами власти, совершенный организованной группой, повлекший умышленное причинение смерти человеку, причинивший значительный имущественный ущерб и иные тяжкие последствия. Ими незаконно были изготовлены взрывчатые вещества и взрывное устройство в составе организованной группы.

Устойчивость банды обуславливалась наличием дружеских связей между ее участниками, близостью их мест проживания, этнической однородностью, общностью религиозных убеждений, основанных на радикальном течении Ислама, сплоченностью, строгой структурной иерархией, общими задачами, целями и стремлением к единому преступному результату, функциональным распределением ролей между участниками банды.

Магомедов Р.К. осуществлял общее руководство бандой, разрабатывал планы преступной деятельности и руководил их исполнением, проводил идеологическую работу, занимался решением вопросов расходования получаемых денежных средств, обучением участников банды тактике ведения боя, организовывал обеспечение участников банды огнестрельным оружием, боеприпасами, продуктами питания, предметами первой необходимости, транспортом и жильем.Функции между участниками банды были распределены следующим образом:

- лица, осуществляющие вербовку и вовлечение в банду других лиц, в обязанности которых входила идеологическая вербовка местного населения путем распространения радикальных исламских идей и экстремистской литературы;

- лица, осуществляющие связь между руководителями банд, в обязанности которых входило скрытое получение и передача информации в письменном виде и на электронных носителях, скрытое получение и передача денежных средств для нужд банд, организация тайных встреч и обеспечение тайного передвижения руководителей банд по территории Северо-Кавказского региона;

- лица, обеспечивающие банду оружием, продуктами питания, предметами первой необходимости и жильем, в обязанности которых входило приобретение, хранение, передача, перевозка оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; приобретение, хранение, передача продовольствия, обмундирования, лекарственных средств и иных предметов первой

1 Постановление Пленума верховного суда Российской федерации № 1. г. Москва от 9 февраля 2012 г. http://www.vsrf.ra/Show_pdf.php?Ы=7695

необходимости; приобретение, аренда жилых помещений, предоставление собственного жилья для тайного проживания участников банды; предоставление транспортных средств для тайного передвижения участников банды и тайной перевозки оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

- лица, осуществляющие вооруженную охрану лагеря банды от внезапного появления сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих федеральных сил Российской Федерации, а также участвовавшие в вооруженных нападениях - боевики, которым предписывалось беспрекословно выполнять приказы руководителя банды, непосредственно осуществлять нападения, террористические акты и другие преступления.

В указанной банде поддерживалась жесткая дисциплина, обеспечиваемая безусловным и беспрекословным подчинением приказам руководителя банды ее участников, и обеспечивалась строгая конспирация, выразившаяся в использовании участниками банды вымышленных имен и строгом запрете на обсуждение ими своих действительных имен, связей, мест проживания и прочих сведений, способных облегчить в последующем установление участников банды.

Участники банды были вооружены автоматическим огнестрельным оружием: автоматами конструкции Калашникова различных модификаций калибра 5,45 мм и 7,62 мм, пистолетами Макарова и боеприпасами к ним в неустановленном количестве.

В конце ноября 2007 г. Ахмедов П.М., желая участвовать в так называемой «освободительной войне», ложно понимая представления о борьбе за идеи религии, умышленно, осознавая общественно опасный характер своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий и желая этого добровольно вступил в устойчивую вооруженную группу (банду), созданную на территории Республики Дагестан и с этого времени участвовал в ее преступной деятельности, связанной с нападениями на граждан и организации, совершением посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих в целях воспрепятствования их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Их действия были квалифицированы следующим образом: Магомедов Р.М. обвинен в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.209, п.«б» ч.3 ст.205, ст.317, пп.«е,ж,з» ч.2 ст.105, п.«а» ч.3 ст.111, пп.«а,г» ч.2 ст.112, ч.2 ст.167, ч.3 ст.223 и ч.3 ст.222 УК РФ, Газиев Ш.Г.,обвинен в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.209, п.«б» ч.3 ст.205, ст.317, пп.«е,ж,з» ч.2 ст.105, п.«а» ч.3 ст.111, пп.«а,г» ч.2 ст.112, ч.2 ст.167, ч.3 ст.223 и ч.3 ст.222 УК РФ, Ахмедов П.М., обвинен в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.209, п.«б» ч.3 ст.205, ст.317, пп.«е,ж,з» ч.2 ст.105, п.«а» ч.3 ст.111, пп.«а,г» ч.2 ст.112, ч.2 ст.167, ч.3 ст.223, ч.3 ст.222 и ч.3 ст.222 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.