Научная статья на тему 'ХАРАКИРИ (СЭППУКУ) И ФЕНОМЕН «ИСПАРЯЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ» В ЯПОНИИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ УХОДА В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ'

ХАРАКИРИ (СЭППУКУ) И ФЕНОМЕН «ИСПАРЯЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ» В ЯПОНИИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ УХОДА В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
353
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ТАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ УХОДА / ХАРАКИРИ (СЭППУКУ) / ФЕНОМЕН «ИСПАРЯЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горшунова Елизавета Евгеньевна

В статье анализируется одна из стратегий поведения в межличностном конфликте в разрезе японских традиций. Стратегия ухода (избегания) обрела свою популярность в японском обществе. Подтверждением тому служит обряд харакири (сэппуку), который позже сменился не менее интересным феноменом «испаряющихся людей». Это говорит о том, что адикальные меры японцев по отношению к самому себе постепенно уходят из их жизни, уступая место более гуманным. Однако способ разрешения противоречий, способных возникнуть как в самих людях, так и между ними, остается тем же и характеризуется неклассическим проявлением стратегии ухода в межличностном конфликте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКИРИ (СЭППУКУ) И ФЕНОМЕН «ИСПАРЯЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ» В ЯПОНИИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ УХОДА В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ХАРАКИРИ (СЭППУКУ) И ФЕНОМЕН «ИСПАРЯЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ» В ЯПОНИИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ УХОДА В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Горшунова Е.Е.

Горшунова Елизавета Евгеньевна - магистрант, кафедра эмпирической социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Аннотация: в статье анализируется одна из стратегий поведения в межличностном конфликте в разрезе японских традиций. Стратегия ухода (избегания) обрела свою популярность в японском обществе. Подтверждением тому служит обряд харакири (сэппуку), который позже сменился не менее интересным феноменом «испаряющихся людей». Это говорит о том, что адикальные меры японцев по отношению к самому себе постепенно уходят из их жизни, уступая место более гуманным. Однако способ разрешения противоречий, способных возникнуть как в самих людях, так и между ними, остается тем же и характеризуется неклассическим проявлением стратегии ухода в межличностном конфликте.

Ключевые слова: межличностный конфликт, тактика поведения, стратегия ухода, харакири (сэппуку), феномен «испаряющихся людей».

Жизнь любого человека невозможно представить без конфликтов. Каждый из нас ежедневно сталкивается с разногласиями, недопониманием, вольно или невольно становясь одним из участников противоречия. И, как правило, все мы привыкли выделять в конфликтах преимущественно негативный характер, отрицательно влияющий на наши социальные взаимоотношения. Ввиду этого люди стараются различными способами прекратить конфликтное взаимодействие и снизить напряжение посредством применения стратегий разрешения конфликтов. Даже до конца не осознавая, какими тактиками поведения каждый из нас руководствуется в сложившейся конфликтной ситуации, тем не менее, мы делаем выбор в пользу одной из пяти существующих стратегий: сотрудничество, компромисс, соперничество, приспособление и избегание. В данной статье хотелось бы более подробно остановиться именно на последней модели поведения.

Стратегия ухода (избегания) характеризуется отсутствием желания и стремления человека, оказавшегося в конфликтной ситуации, как пойти навстречу своему оппоненту, так и осуществить собственные интересы [2]. Это весьма популярный способ поведения в конфликтной ситуации. Люди, обращающиеся к данной стратегии, осознанно уходят от прямого столкновения. Разумеется, за этим стоит множество причин, обусловливающих выбор именно этой тактики поведения, но мы остановимся на той, что является для нас наиболее интересной в рамках данной темы: она заключается в том, что для участников конфликта обнаруживается возможность достичь собственных целей иным, неконфликтным путем [3]. Руководствуясь именно этой причиной, зачастую участники противоречия и прибегают к стратегии ухода, и, таким образом, стараются сохранить отношения с оппонентом или, по крайней мере, не ухудшить их.

«Уход», как вариант исхода конфликта, более всего свойственен для «мыслителя», который не готов к разрешению сложной ситуации. Для него уход - это своего рода бегство, являющееся способом перекладывания ответственности, избавления себя от

каких-либо обязательств перед оппонентом [5]. Примером такого поведения может послужить традиция самоубийства в Японии, известная как харакири или сэппуку.

Обряд харакири предстал перед японцами как часть морали сословия воинов. Самураи или другие представители высших слоёв японского общества совершали самоубийство в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка (позорящего имя воина). Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчёркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость - одно из наиболее чувствительных мест тела человека. Именно поэтому самураи, считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти [1]. Однако вряд ли кто-то из них видел этот обряд как простой способ уйти от позорящего поступка. Ведь японцы, угнетаемые неудачами, а также мучениями о признании в поражениях, подобными ритуалами «спасали» свои честь и достоинство, избегая конфликта как с самим собой, так и с другими.

Человек так создан, что жить с деформированным чувством собственного достоинства или же в конфликте с самим собой он не может - требуется восстановление психологического баланса. Например, возможно наказать виновника, который обесчестил страдающее достоинство. А так как виновником подобного поведения выступает сам человек, то и меру наказания назначает сам себе [ 1]. Чтобы более детально углубиться в существовавшую проблему японского общества, будет целесообразно затронуть некоторые страницы истории появления сэппуку.

В древности среди военного сословия Японии встречались разнообразные способы самоубийства. Первый из исторически подтверждённых случаев совершения воином сэппуку произошёл лишь в XII веке. В 1170 году даймё из рода Минамото совершает первое в истории сэппуку. Во вспыхнувшей войне между Минамото и Тайра род Минамото потерпел поражение, Минамото но-Тамэтомо был окружен войнами Тайра на небольшом острове, где и покончил с собой во избежание позора плена [4].

Обряд сэппуку представлен в глазах японцев как способ сохранить свою честь, очистить душу, это было свидетельством чистоты его помыслов и желаний. Совершая сэппуку, воин не только с почётом уходил из жизни, но и отчищался перед смертью. Однако нельзя не увидеть за этим «явным» благородством и желание уйти храброго, сильного воина от своих поражений и неудач. Действительно, душа самурая таким образом подвластна очищению от позора в обществе и будущего внутриличностного противоречия, которое так или иначе даст о себе знать. Это ли не тот самый уход от конфликта?

Не менее интересен и тот факт, что даже сейчас в современном японском обществе нашлось место для подобного массового «ухода» от проблем. Конечно, обряд харакири уже не имеет той популярности, что была ему присуща раньше, однако эта традиция не только продолжает существовать, но и подвергается изменениям, характерным для данного времени. Речь идет о феномене «испаряющихся людей» в Японии. Об этом интересном феномене стало известно лишь в 2008 году благодаря одной французской журналистке, которая и пролила свет на данную проблему японского общества [5].

Суть этого феномена заключается в том, что японцы изгоняют себя из общества из-за пережитых унижений разного масштаба: развода, долга, увольнения с работы, проваленного экзамена. Они, будучи не в состоянии принимать действительность той, какой она может предстать перед ними, решают свои проблемы уходом из жизни своих близких.

Эти люди селятся в трущобах на окраинах города, не оповестив об этом никого из семьи или друзей. Они и в самом деле просто исчезают. Такое поведение можно

свести к нежеланию японцев нести ответственность перед близкими за свои неудачи. Это ведь своего рода и есть уход от того конфликта, который, собственно, может произойти в будущем, если подверженный неудачам и унижениям японец сознается в них близким. Предвидя будущее неизбежное нарастание напряжения в семье, на работе и т.д. японцы предпочитают вычеркнуть себя из жизни этих людей, думая, что этим поступком они решат свои проблемы. Но так ли это на самом деле?

Как правило, японцы, выбравшие данную тактику поведения, уже не возвращаются обратно в семьи, а продолжают вести бродяжнический образ жизни, будучи гонимыми страхами о возврате. Однако есть и те, кто находит в себе силы после долгих месяцев, лет исчезновения вновь появиться на пороге дома. В данном случае такой уход от конфликта способствует его «затуханию», так как основной предмет конфликта становится несущественным, он теряет свою актуальность по прошествии времени.

Примечательно, что больше всего случаев «испарений» в Японии было после двух ключевых событий: поражения во Второй мировой войне, когда вся страна испытывала чувство национального позора, и в период финансовых кризисов 1989 и 2008 годов [5].

Разумеется, ни обряд харакири, ни современное его видение (феномен «испаряющихся людей») не являются основополагающим примером, демонстрирующим ту или иную сторону ухода от конфликта (положительную или отрицательную). Однако сами по себе эти явления привлекают массовостью в выборе данной тактики поведения и ее необходимостью в силу полной осознанности проблем конфликтной ситуации ее участников. Японцы лишь после тщательного анализа, должного осмысления сложности возникшей ситуации решаются на подобный уход от проблем.

Таким образом, ввиду описанного выше, можно предположить, что стратегия ухода нисколько не потеряла свою популярность со временем, а японское общество, история которого была затронута нами, лишь служит этому подтверждением. Конечно, нельзя не заметить, что радикальные меры японцев по отношению к самим себе постепенно уходят из их жизни, уступая место более гуманным. Однако способы разрешения противоречий, способных возникнуть как в самих людях, так и между ними, остаются теми же. И основным способом разрешения конфликтов, как демонстрирует нам японская реальность, является непосредственно стратегия ухода.

Список литературы

1. Донника Д.Д. Конфликтология. Основы конфликтологических знаний. Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2013. 226 с.

2. ЗемедлинаЕ.А. Конфликтология. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 141 с.

3. Гурьянов Д. Психологическое харакири // Психологическая газета. [Электронный ресурс], 2013. Режим доступа: https://professionali.ru/Soobschestva/psi-faktorvzglyad/psihologicheskoe-harakiri/ (дата обращения: 20.11. 2019).

4. Овчаров З. О некоторых аспектах идеологии и практики сэппуку. [Электронный ресурс], 2015. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24660074/ (дата обращения: 12.01.2021).

5. Салютин А.К. Традиции самураев. Исчезнуть, чтобы смыть позор. По материалам New York Post. [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: http://crime-ua.com/statti/20170118/ischeznut/ (дата обращения: 12.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.