Научная статья на тему 'ХАНТЫЙСКИЙ КНЯЗЬ ТАЙШИН И ЕГО КОСТЮМ'

ХАНТЫЙСКИЙ КНЯЗЬ ТАЙШИН И ЕГО КОСТЮМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ханты / князь / Тайшин / княжеский костюм / традиционная одежда / кафтан / шапка / воротник / Khanty / prince / Taishin / princely costume / folk costume / kaftan / cap / neckpiece

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богордаева Аксана Александровна

Статья посвящена изучению княжеского костюма хантов с целью определения характерных признаков и отличий от традиционной одежды. Анализ проводится на основе сравнительно-типологического и исторического методов изучения письменных и изобразительных источников XIX в., а также сведений, полученных в ходе этнографических экспедиций. Исследование показало, что в XIX в. княжеский наряд составляли кафтан и шапка из бархата или сукна, преимущественно красного цвета. Установлено, что крой княжеских кафтанов находит аналоги в мужских обрядовых халатах, а украшения во многом совпадают с оформлением полочек традиционной женской одежды, что свидетельствуют о единой традиции их изготовления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KHANTY PRINCE TAISHIN AND HIS COSTUME

The article studies the princely costume of the Khanty and determines its characteristic features, which distinguish it from the folk costume. The author applies comparative typological and historical methods of analysis of written and visual sources of the 19th century, as well as data obtained during ethnographic expeditions. The study showed that the princely outfit of the 19th century consisted of a kaftan and a cap made of velvet or thick cloth, mainly red in color. Princely caftans were distinguished by a relaxed fit, a wide turn-down collar, and a certain architectonics of the front decor. It has been found out that the cut of princely kaftans has parallels with men's ceremonial robes, the architectonics of the decoration of princely kaftans coincides with the decorative design of the foreparts of traditional women's clothes, which indicates a single tradition of their manufacture.

Текст научной работы на тему «ХАНТЫЙСКИЙ КНЯЗЬ ТАЙШИН И ЕГО КОСТЮМ»

29. Волдина Т.В. Реинкарнация в автохтонных культурах Югры и Северной Америки // Вестник угроведения. - 2022. - Т. 12. -№ 4 (51). - С. 764-773.

30. Matlock J., Mills A. А Trait Index to North American Indian and Inuit Reincarnation // Amerindian Rebirth: Reincarnation Belief among North American Indians and Inuit / Ed. A. Mills and R. Slobodin. Toronto: University of Toronto Press, 1994. Рр. 299-356.

31. Mills А. Cultural contrast: The British Columbia Court's evaluation of the Gitksan-Wet' suwet' en and their own sense of self-worth as revealed in cases of reported reincarnation // BC Studies. 1994. № 104. Рр. 149-172.

References and Sources

1. Antropologiya snovideniya v istoricheskoj perspektive. Sb. nauch. st. - M.: RGGU, 2021. - 295 s.

2. Sheriff T. The anthropology of dreaming in historical perspective // Mageo J., Sheriff R. E. (ed.). New directions in the anthropology of dreaming. -New York: Routledge, 2021. - Pr. 23-51.

3. Haritonova V.I. Medicinskaya antropologiya na Zapade i v Rossii // Etnograficheskoe obozrenie. - 2011. - № 3.

4. Beskova I.A. Evolyuciya i soznanie: novyj vzglyad. - M.: Indrik, 2002.

5. Lazareva A.A. Tolkovanie snovidenij v narodnoj kul'ture. M.: RNNU, 2020.

6. Bat'yanova E.P. O snah shamanistov (po materialam 1970-2000-h gg.) // Etnograficheskoe obozrenie. - 2006. - № 6. - S. 53-61.

7. Kar'yalajnen K.F. Religiya yugorskih narodov / Perevod s nem. N. V. Lukinoj. T. 3. - Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 1996. - 247 s.

8. Chernecov V.N. Predstavleniya o dushe u obskih ugrov // Issledovaniya i materialy po voprosam pervobytnyh religioznyh verovanij. Trudy Instituta etnografii AN SSSR. T. 51. - M.: IE AN SSSR, 1959. - S. 114-156.

9. Kulemzin V.M. Shamanstvo vasyugansko-vahovskih hantov v konce XIX - nachale XX v. // Iz istorii shamanstva. - Tomsk: Izd-vo Tomskogo unta, 1976. - S. 3-154.

10. Hristoforova O.B. Simvolika snovidenij v hantyjskoj kul'ture // Obskie ugry. Materialy II-go Sibirskogo simpoziuma «Kul'turnoe nasledie narodov Zapadnoj Sibiri» (12-16 dekabrya 1999 g., Tobol'sk). - Tobol'sk; Omsk: OmGPU, 1999. - S. 209-211.

11. Moldanova T.A. Arhetipy v mire snovidenij hantov. - Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2001. - 354 s.

12. Kar'yalajnen K.F. Religiya yugorskih narodov / Per. s nem. N. V. Lukinoj. T. 3. - Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 1996.

13. Kulemzin V.M. O hantyjskih shamanah. - Tartu: Estonskij literaturnyj muzej, 2004.

14. Spodina V.I. Etnicheskie obyazannosti shamana // Sorodichi, ya ne tayu prekrasnoe ot vashih vzorov... Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchyonnoj yubileyu M. K. Vagatovoj (Voldinoj). - Hanty-Mansijsk: Inf.-izd. centr, 2009.

15. Polevye materialy avtora. Ekspediciya v p. Nyaksimvol' Beryozovskogo rajona, sentyabr' 2019 g. (Informant: N.K. Tasmanova, sos'v. mans., 1961 g.r0.

16. Chernecov V.N. Predstavleniya o dushe u obskih ugrov // Issledovaniya i materialy po voprosam pervobytnyh religioznyh verovanij. Trudy Instituta etnografii AN SSSR. - M.: IE AN SSSR, 1959. T. 51.

17. Moldanova T.A. Snovideniya v kul'ture naroda hanty // Moldanov T., Moldanova T. Ocherki tradicionnoj kul'tury hantov: izbrannoe. - Hanty-Mansijsk: Pechatnoe delo, 2010.

18. Hristoforova O.B. Simvolika snovidenij v hantyjskoj kul'ture // Obskie ugry. Materialy II-go Sibirskogo simpoziuma «Kul'turnoe nasledie narodov Zapadnoj Sibiri» (12-16 dekabrya 1999 g., Tobol'sk). - Tobol'sk; Omsk: OmGPU, 1999. - S. 209-211.

19. Slepenkova R.K. Tradicionnye obychai, svyazannye s rozhdeniem rebyonka, u ust'-kazymskih hantov // Sohranenie narodnyh tradicij. - Hanty-Mansijsk: Inf.-izd. centr, 2008.

20. Polevye materialy avtora. Hanty-Mansijsk, 1990-2020-h gg. (Informant: M.K. Voldina, kazym. hant., 1936 g.r.).

21. Voldina T.V. «Dolgoj zhizni vekovechnyj tanec»: reinkarnaciya v kontekste miforitual'nyh tradicij obskih ugrov. Ch. 1. - Tyumen', 2016.

22. Polevye materialy avtora. Hanty-Mansijsk, 1990-2020-h gg. (Informant: M.K. Voldina, kazym. hant., 1936 g.r.).

23. Polevye materialy avtora. Ekspedicii v g. Beloyarskij, p. Kazym Beloyarskogo rajona, dekabr' 2017 g. (Informanty: E.P. Vagatova, kazym. hant., 1951 g.r.; S.I. Randymova, kazym. hant., 1979 g.r.); v p. Ugut Surgutskogo rajona, noyabr' 2017 g. (Informanty: P.G. Morozova, yugan. hant., 1960 g.r.; A.L. Yarsomova, yugan. hant., 1965 g.r.).

24. Polevye materialy avtora. Hanty-Mansijsk, 1990-2020-h gg. (Informant: M.K. Voldina, kazym. hant., 1936 g.r.).

25. Reshetnikova R.G. Voskreshenie dushi cheloveka // Missiya «odinokogo vengra» (Vospominaniya druzej i kolleg o Eve Shmidt). - M.: Izd-vo IKAR, 2004.

26. Polevye materialy avtora. Hanty-Mansijsk, 1990-2020-h gg. (Informant: M.K. Voldina, kazym. hant., 1936 g.r.).

27. Polevye materialy avtora. Ekspediciya v p. Ugut Surgutskogo rajona, noyabr' 2017 g. (Informanty: P.G. Morozova, yugan. hant., 1960 g.r.; A.L. Yarsomova, yugan. hant., 1965 g.r.).

28. Kashlatova L.V. Obryady sredneobskih hantov, svyazannye s rozhdeniem detej // Korennye malochislennye narody Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka: tradicii i innovacii: Mater. dist. nauchno-prakt. konf. XI Yugorskie chteniya (20 dekabrya 2012 g., g. Hanty-Mansijsk). - Hanty-Mansijsk: Tekhnopolis, 2013. S. 173-183.

29. Voldina T.V. Reinkarnaciya v avtohtonnyh kul'turah Yugry i Severnoj Ameriki // Vestnik ugrovedeniya. - 2022. - T. 12. - № 4 (51). - S. 764-773.

30. Matlock J., Mills A. A Trait Index to North American Indian and Inuit Reincarnation // Amerindian Rebirth: Reincarnation Belief among North American Indians and Inuit / Ed. A. Mills and R. Slobodin. Toronto: University of Toronto Press, 1994. Pr. 299-356.

31. Mills A. Cultural contrast: The British Columbia Court's evaluation of the Gitksan-Wet'suwet'en and their own sense of self-worth as revealed in cases of reported reincarnation // BC Studies. 1994. № 104. Pr. 149-172.

ВОЛДИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок ([email protected])

VOLDINA, TATYANA V. - Ph.D. in History, Leading Researcher, Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development ([email protected])

УДК 39(391):(=511.142) Б01: 10.24412/2308-264Х-2023-6-320-325

БОГОРДАЕВА А.А. ХАНТЫЙСКИЙ КНЯЗЬ ТАЙШИН И ЕГО КОСТЮМ6

Ключевые слова: ханты, князь, Тайшин, княжеский костюм, традиционная одежда, кафтан, шапка, воротник

Статья посвящена изучению княжеского костюма хантов с целью определения характерных признаков и отличий от традиционной одежды. Анализ проводится на основе сравнительно-типологического и исторического методов изучения письменных и изобразительных источников XIX в., а также сведений, полученных в ходе этнографических экспедиций. Исследование показало, что в XIX в. княжеский наряд составляли кафтан и шапка из бархата или сукна, преимущественно

6 Статья выполнена в рамках государственного задания № 121041600045-8.

красного цвета. Установлено, что крой княжеских кафтанов находит аналоги в мужских обрядовых халатах, а украшения во многом совпадают с оформлением полочек традиционной женской одежды, что свидетельствуют о единой традиции их изготовления.

BOGORDAYEVA, A.A.

KHANTY PRINCE TAISHIN AND HIS COSTUME

Key words: Khanty, prince, Taishin, princely costume, folk costume, kaftan, cap, neckpiece

The article studies the princely costume of the Khanty and determines its characteristic features, which distinguish it from the folk costume. The author applies comparative typological and historical methods of analysis of written and visual sources of the 19th century, as well as data obtained during ethnographic expeditions. The study showed that the princely outfit of the 19th century consisted of a kaftan and a cap made of velvet or thick cloth, mainly red in color. Princely caftans were distinguished by a relaxed fit, a wide turn-down collar, and a certain architectonics of the front decor. It has been found out that the cut of princely kaftans has parallels with men's ceremonial robes, the architectonics of the decoration of princely kaftans coincides with the decorative design of the foreparts of traditional women's clothes, which indicates a single tradition of their manufacture.

Князь Тайшин - представитель ханты (остяки) - коренного народа Западной Сибири. В XIX в. ханты (остяки) занимали обширные территории, входившие большей частью в состав Тобольской губернии. Еще в XV-XVII вв. здесь существовали остяцкие и вогульские княжества, часто смешанные по составу, которые постепенно были преобразованы в волости. На севере Тобольской губернии до конца XIX в. князь наследовал свое звание от отца и продолжал осуществлять административно-судебные функции. Многие княжеские линии прервались к XIX в. в связи с прекращением рода (смертью последнего князя). В середине XIX в. особое место занимали князья Тайшины, которые имели жалованные грамоты на дворянство с правом управления подведомственными им остяками и самоедами. Вместе с жалованными грамотами князья получали особый княжеский костюм или ткань для его изготовления. Как выглядел этот костюм, из каких частей он состоял и как он соотносился с традиционной одеждой не установлено.

Княжеский костюм в традиционной культуре наделялся большим количеством символов. Зачастую он отличался от традиционной одежды, материал, крой и украшения которой обусловлены традиционными хозяйственной деятельностью и культурой. Облачение князя, как всякого правителя, имеет отношение к другой сфере культуры - элитарной. Символы, заключенные в этом костюме, и сам костюм как символ соответствуют исторической эпохе, в которой они существуют, отражают ее исторические условия, особенности, влияния.

Целью статьи является определение особенностей хантыйского княжеского костюма в XIX в., на примере одежды князя И. Тайшина. На основе сравнительно-типологического метода проанализируем состав и предметы княжеского костюма по письменным и изобразительным источниками, и на базе исторического метода сравним княжеский костюм с традиционной одеждой XIX в. по данным этнографической литературы и экспедиционных материалов автора. Полевые исследования проводились среди северных хантов в Березовском, Белоярском, Октябрьском районах Ханты-Манситйского округа - Югры и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа - Ямала в 2005-2010 гг. Определение признаков традиционной одежды хантов XIX в. опирается на работы Н.Ф. Прытковой, Н.В. Лукиной, Ф.Р. Мартина, в которых приводятся ее описания, рисунки и фотографии. Хронологические комплексы традиционной одежды хантов (и манси), особенности их обрядовой одежды и облачения духов-покровителей были определены в исследованиях автора.

Данные этнографической литературы о князьях немногочисленны. Князья упоминаются в описании Березовского края Н.А. Абрамова, дневниковых записях О. Финша, Ю.И. Кушелевского, в этнографических записках Ф. Белявского, М.А. Кастрена, С. Соммье и др. Однако не все из них содержат данные о княжеском костюме; большинство из них приводят лишь сведения о князьях.

Впервые княжеский костюм обских угров был представлен в работе Е.В. Переваловой, посвященной визуальным образам «туземной элиты» XVIII - начала XX в. (позднее статья вошла в монографию) [1, 2]. Она отмечает, что в «XVII-XIX вв. парадные одежды составляли главные монаршие дары туземной элите за усердную службу государям». Соответственно, наличие такой одежды и других царских даров «подчеркивало особое положение «князцов» и старшин», а их изображение в парадной одежде стало своеобразным каноном [1, с. 163]. Е.В. Перевалова отмечает, что княжеский костюм являлся важным элементом, подтверждающим статус своего владельца, дополнением к официальным документам, символом власти. Однако за рамками ее

анализа остались особые признаки одежды князей: ее виды и типы, состав, украшения и соответствие традиционному костюму.

Одно из первых изображений князя Ивана Тайшина и описание его костюма содержатся в изданной в 1833 г. книге Ф. Белявского, совершившего свое путешествие в 1830-е гг. в г. Обдорск (г. Салехард). Автор дает подробное описание костюма князя, которое сопровождает цветное изображение его поясного портрета [1, с. 166]. На портрете представлен молодой мужчина в кафтане из красного бархата, края которого обшиты золотым позументом (рис. 1, а). Под кафтаном видны камзол, отложной воротник белой рубашки и голубой галстук. Поверх камзола повязан широкий пояс, из-за которого выглядывает рукоять кортика с головой орла. На голове князя -красная бархатная шапка-конфедератка, край тульи которой обшит золотым позументом. Этот портрет соответствует приведенному в тексте описанию. Из описания также становится ясно, что нижняя рубаха была из тонкого полотна, а камзол - из белого атласа с вышивкой блестками и золотой нитью [3, с. 83-84]. Наряд дополняли красные шитые золотом сафьяновые сапоги. Этот костюм достался князю по наследству от деда, которому он был подарен императрицей Екатериной II. Князь надевал костюм при сборе ясака, проходившем во время Обдорской ярмарки (декабрь-январь), на которую съезжались остяки (ханты) и самоеды (ненцы) из мест своих кочевий. В остальное время, по свидетельству Ф. Белявского, князь носил обычную традиционную одежду [3, с. 84].

Рис. 1. Князь Иван Тайшин: а - первая половина XIX в., по Ф.М. Белявскому [3]; б - середина XIX в., по М.А. Кастрену [4].

В вышедшей в 1856 г. на немецком языке книге финского исследователя М.А. Кастрена, совершившего ряд экспедиций в Тобольскую губернию в середине XIX в., содержится черно-белая литография портрета, сидящего в кресле остяцкого князя Ивана Тайшина в парадном костюме без головного убора [4, с. 85]. Судя по виду явно возмужавшего князя, этот портрет является более поздним по отношению к предыдущему (рис. 1, б).

Здесь его костюм несколько отличается. Князь изображен в темном кафтане с большим отложным воротником. Полочки кафтана расшиты широкими светлыми полосами, которые проходят вдоль края и пересекаются с четырьмя такими же горизонтальными полосами. Такие же светлые полосы нашиты вдоль края рукавов. Под кафтаном виден камзол и широкий пояс. Темные штаны заправлены в обувь.

Это изображение соответствует цветному рисунку из коллекции Кунсткамеры, опубликованному в книге Е.В. Переваловой, где князь изображен в красном бархатном кафтане, обшитом золотым позументом по краям полочек, подола, рукавов, в красных бархатных штанах, камзоле из серебристо-голубой парчи и высоких кожаных сапогах коричневого цвета [2, Рис. 29:3].

'ЩШМ!И

Н СШЫМ

а б

Рисунок 2. Рисунки М.С. Знаменского в книге «От Тобольска до Обдорска» [5]: а - «На Обдорской ярмарке»; б -

«Остяки и самоеды».

На многочисленных рисунках тобольского художника М.С. Знаменского (1833-1892 гг.), создавшего целую коллекцию акварельных портретов и бытовых зарисовок XIX в., князь Иван Тайшин представлен уже седым в одном и том же костюме - длиннополом красном бархатном кафтане и красной бархатной шапке (рис. 2) [5]. И шапка, и кафтан расшиты позументом: кафтан - по краям полочек, подола, воротнику и обшлагов; шапка - по краю тульи (рис. 3). Четкая прорисовка деталей показывает очевидное сходство воротника и украшений этого кафтана с кафтаном на рисунке из книги М.А. Кастрена.

Рисунок 3. Князь Тайшин на рисунках М.С. Знаменского [5]: а - фрагмент рисунка «На Обдорской ярмарке»; б -

фрагмент рисунка «Остяки и самоеды».

Рисунки М.С. Знаменского были популярны и использовались многими авторами XIX в. в качестве иллюстраций. Они встречаются у Ю.И. Кушелевского [9] и С. Соммье [7, с. 303]. Некоторые рисунки были выполнены М.С. Знаменским по фотографиям. Так, для рисунка «Остяки и самоеды» использованы фотографии И.С. Полякова, сделавшего целую серию

фотографий во время своей экспедиции в 1876 г. по Нижней Оби (рис. 2: б). Среди других фотографий И.С. Полякова, представленных в монографии Е.В. Переваловой из фондов Кунсткамеры, отметим фотографии князя Тайшина (Тапшина) [2, Рис. 28:3, 31:3, 32:1]. Костюм сидящего князя Тайшина все тот же - бархатные кафтан и шапка, обшитые позументом. Эти фотографии в настоящее время хранятся в фондах Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.

Рассматривая опубликованные источники XIX в. в целом, отметим, что они в основном содержат информацию по княжескому костюму северных хантов и, прежде всего, князя Тайшина, который до конца XIX в. сохранял свой официальный статус, подтвержденный жалованными грамотами и особым костюмом. Источники свидетельствуют, что в XIX в. местные князья получали в дар жалованную одежду или ткань для ее изготовления. Так, князья и старшины были жалованы кафтанами в 1837 г., 1852 г. [8, с. 338; 2, с. 100]. Обычно этот наряд надевали на региональные ярмарки, во время которых местные жители сдавали подати, решали межродовые и межволостные дела и пр. [3, с. 84].

Костюм князя Тайшина включал главным образом плечевую одежду (кафтан) и головной убор (конусообразные шапки, шапки-конфедератки и др.), а также иногда - камзол, галстук, штаны, сапоги. Кафтан был длиннополым, имел свободный крой, длинные рукава, полочки одинаковой ширины, которые соединялись стыкованием, и широкий отложной воротник. Воротник, края полочек, подола и обшлага рукавов украшались широкой лентой позумента. Кроме того, короткие полоски позумента, очевидно, имитирующие застежку (петлицы), были нашиты параллельными рядами вдоль края полочек. Наряд князя дополнялся сшитой из четырех клиньев шапкой, как правило, полусферической формы, обшитой по краю тульи позументом. Кроме того, упоминаются шапки (конфедератки) с четырехугольной тульей, которые, судя по изображениям, также сшивались из четырех клиньев, и украшались по краям и швам галуном (позументом).

Княжеский костюм отличался от той традиционной одежды, которую носили северные группы хантов, проживавшие на этой территории в XIX в. Мужская верхняя одежда в это время состояла в основном из меховой одежда глухого покроя, сшитой из оленьих шкур: малицы, кумыша (или гуся, совика), парки [9]. В летний период носили кумыш из сукна или старую малицу с вытертым ворсом [9, с. 157]. Обувь обычно была меховой или ровдужной (из замши, выделанной из оленьей шкуры) [9, с. 160]. В традиционной одежде запечатлены князь Тайшин вне исполнения своих административных функций [2, с. Рис. 30:1, 33:1]. Доктор О. Финш, описывая внешний вид остяцкого князя Ивана Матвеевича Тайшина, отмечает, что его костюм ничем не отличался от одежды «простых Остяков» [10, с. 352-353].

В то же время изготовление распашной одежды и сама распашная одежда являются традиционными для хантов. Женская распашная одежда у северных хантов сохраняется и в настоящее время, а мужская - известна в виде обрядовых халатов. Крой (трапециевидный силуэт, стыкующиеся полочки одинаковой ширины, длинные рукава), украшения (позумент) и способ ношения (без пояса) обрядовых халатов указывают на их сходство с княжескими кафтанами [11]. К числу отличий относятся ткань (шелк, хлопчатобумажные ткани, сукно), из которой сшиты обрядовые халаты, а также - воротник-стойка, соединение полочек при помощи завязок, пришитых к краям пол и декор полочек. Такие халаты, как правило, надевают во время медвежьего праздника мужчины-актеры, представляющие духов-покровителей.

У восточных хантов в комплексе традиционной распашной мужской одежды также известны халаты с отложными воротниками, которые еще в первой половине XX в. бытовали в качестве обычной мужской традиционной одежды. В настоящее время такие халаты сохраняются у групп, ведущих традиционный образ жизни, их надевают зимой на охоту поверх другой одежды и шьют из белой ткани. Традиция использования в одежде широких отложных воротников с длинными концами в целом характерна для восточных хантов и фиксируется на мужских шубах и рубахах, на женских традиционных халатах [9, с. 146-147; 12, с. 38-45; 13, с. 17, 21, 27, 58]. Широкие отложные воротники украшали нашитыми металлическими бляхами, бисером, бусами и т.п. Н.В. Лукина относит такие воротники к числу общехантыйских признаков, отмечая, что они имеют угорское или финно-угорское происхождение [12, с. 171-172, 236-237]. Это подтверждается наличием таких воротников и в современной женской одежде северных и западных манси и

северных хантов [14, с. 158-159]. Очевидно, что широкие отложные воротники княжеской одежды и воротники на традиционной одежде, а также на обрядовой одежде относятся к одной традиции.

Еще один признак княжеского кафтана находит отражение в женской одежде отдельных групп хантов. Так, в комплексе распашной женской одежды восточных, южных и среднеобских хантов конца XIX - начала XX в. выделяются суконные кафтаны и халаты, полочки которых имеют такое же декоративное оформление, как и у княжеских кафтанов [9, с. 178-185; 14, с. 16Q-161]. Очевидное сходство в архитектонике декора женских кафтанов и халатов, с одной стороны, и княжеских кафтанов, с другой свидетельствует о единой традиции из изготовления.

Проведенное исследование показывает, что наряд князя Тайшина составляли кафтан и шапка из бархата или сукна, преимущественно, красного цвета. Кафтан представлял длинную распашную одежду свободного кроя с широким отложным воротником и был украшен позументом по краям полочек, подола, рукавов. Кафтан носили без пояса. Крой княжеского кафтана находит аналоги в мужских обрядовых халатах. Традиция использования широкого отложного воротника характерна в целом для одежды обских угров и наиболее ярко проявляется в традиционной мужской и женской одежде восточных хантов, традиционных женских халатах северных и западных манси. По архитектонике украшений княжеским кафтанам хантов близки женские суконные кафтаны южных хантов и халаты из домотканого холста среднеобских хантов. Идентичность признаков, характерных для княжеского наряда и традиционной одежды, свидетельствуют о единой традиции их изготовления.

Литература и источники

1. Перевалова Е.В. Туземная элита Березовского края в рисунках и фотографиях // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2016. - № 2 (33). - С. 162-172.

2. ПереваловаЕ.В. Обские угры и ненцы Западной Сибири: этничность и власть. - СПб.: МАЭ РАН, 2Q19. - 35Q с.

3. Белявский Ф.М. Поездка к Ледовитому морю / Предисл. А.К. Омельчука. - Тюмень: Мандр и Ка, 2QQ4.

4. Castren M.A. Reiseberichte und Briefe aus den Jahren 1845-1849. - St. Petersburg, 1856. - 527 c.

5. От Тобольска до Обдорска / рис. М. С. Знаменского. - Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2008. - 26 с.

6. Кушелевский Ю.И. Северный полюс и Земля Ямал. - СПб.: В типографии М.В.Д., 1868. - 16Q с.

7. Соммье С. Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир / Пер. с ит. А.А. Переваловой; Под ред. Я.А. Яковлева. - Томск: Изд-во ТГУ, 2Q12.

8. Абрамов Н.А. Описание Березовского края // Записки Императорского географического общества. - 1857. - Кн. XII.

9. Прыткова Н.Ф. Одежда хантов // Сборник Музея антропологии и этнографии. - 1953. - Вып. XV. - С. 15Q-156.

10. Финш О. Путешествие в Западную Сибирь доктора О. Финша и А. Брэма. - М.: Типография М.Н. Лаврова и К, 1882.

11. Богордаева A.A. Покрой и украшения обрядовых халатов северных манси // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2012. - № 1 (16).-С. 1Q2-112.

12. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа). - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1985.

13. Мартин Ф.Р. Сибирика. Некоторые сведения о первобытной истории и культуре сибирских народов/ Науч. нер. с нем. Ж.Н. Труфановой нод ред. А.Я. Труфанова. Коммент. А.С. Сопочиной и А.Я. Труфанова. - Екатеринбург-Сургут: «Уральский рабочий», 2QQ4.

14. Богордаева A.A. Традиционный костюм обских угров. - Новосибирск: Наука, 2QQ6.

References and Sources

1. Perevalova E.V. Tuzemnaya elita Berezovskogo kraya v risunkah i fotografiyah / Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. - 2016. - №2 2 (33). -S. 162-172.

2. Perevalova E.V. Obskie ugry i nency Zapadnoj Sibiri: etnichnost' i vlast'. - SPb.: MAE RAN, 2Q19. - 350 s.

3. Belyavskij F.M. Poezdka k Ledovitomu moryu / Predisl. A.K. Omel'chuka. - Tyumen': Mandr i Ka, 2QQ4.

4. Castren M.A. Reiseberichte und Briefe aus den Jahren 1845-1849. - St. Petersburg, 1856. - 527 c.

5. Ot Tobol'ska do Obdorska / ris. M. S. Znamenskogo. - Tobol'sk: Obshchestvennyj blagotvoriternyj fond «Vozrozhdenie Tobol'ska», 2QQ8. - 26 s.

6. Kushelevskij Yu.I. Severnyj polyus i Zemlya Yamal. - SPb.: V tipografii M.V.D., 1868. - 160 s.

7. Somm'e S. Leto v Sibiri sredi ostyakov, samoedov, zyryan, tatar, kirgizov i bashkir / Per. s it. A.A. Perevalovoj ; Pod red. Ya.A. Yakovleva. - Tomsk: Izd-vo TGU, 2Q12.

8. Abramov N.A. Opisanie Berezovskogo kraya / Zapiski Imperatorskogo geograficheskogo obshchestva. - 1857. - Kn. XII.

9. Prytkova N.F. Odezhda hantov / Sbornik Muzeya antropologii i etnografii. - 1953. - Vyp. XV. - S. 15Q-156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1Q. Finsh O. Puteshestvie v Zapadnuyu Sibir' doktora O. Finsha i A. Brema. - M.: Tipografiya M.N. Lavrova i K, 1882.

11. Bogordaeva A.A. Pokroj i ukrasheniya obryadovyh halatov severnyh mansi / Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. - 2012. - №2 1 (16).-S. 102-112.

12. Lukina N.V. Formirovanie material'noj kul'tury hantov (vostochnaya gruppa). - Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 1985.

13. Martin F.R. Sibirika. Nekotorye svedeniya o pervobytnoj istorii i kul'ture sibirskih narodov/ Nauch. per. s nem. Zh.N. Trufanovoj pod red. A.Ya. Trufanova. Komment. A.S. Sopochinoj i A.Ya. Trufanova. - Ekaterinburg-Surgut: «Ural'skij rabochij», 2QQ4.

14. Bogordaeva A.A. Tradicionnyj kostyum obskih ugrov. - Novosibirsk: Nauka, 2QQ6.

БОГОРДАЕВА АКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт проблем освоения Севера, Тюменский научный центр Сибирского отделения РАН ([email protected]). BOGORDAYEVA, AXANA A. - Ph.D. in History, Senior Researcher, Institute of the Problems of Northern Development, Tyumen Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.