УДК 94: 342.56 (571.122) "1930/1945" ББК Х71 - 1 (2 Рос. - 6 Хан) 6
А.А. КАБУРКИН, В.И. СОКОЛОВА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ И СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Ключевые слова: Остяко-Вогульский национальный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, суд, судебная система, судебные органы, коренное население, ХМАО, Великая Отечественная война.
В статье рассмотрены особенности формирования административно-территориального устройства Остяко-Вогульского, а в последующем Ханты-Мансийского национального округа - Югры, а также становления и деятельности судебных органов округа накануне и в годы Великой Отечественной войны. Показаны успехи и неудачи органов и институтов советской власти, включая судебные, в социально-экономическом, общественно-политическом и культурном развитии округа, роль и значение судебной системы в вопросе становления и укрепления законности и правопорядка на территории Ханты-Мансийского автономного округа, влияние деятельности судов на мировоззрение коренного населения. Отражены проблемы и недостатки в деятельности советской судебной системы на территории округа. Отмечено, что сотрудники судебной системы внесли существенный вклад в победу над фашистской Германией. Кроме того, в статье приведены исторические сведения о Ханты-Мансийском автономном округе, его территории и населении, изменениях административно-территориальной структуры, экономическом состоянии округа и особенностях его хозяйственного уклада, быта и культуры, а также об отношении жителей региона к советской власти.
Великая Отечественная война в истории нашей Родины, а также в жизни советского народа характеризуется тяжелым и драматическим периодом. Эта война отразилась на жизни и быте абсолютно всех народов, проживавших на огромной территории Союза Советских Социалистических Республик. Ужасы, тяготы, лишения войны и военного времени отразились также и на хозяйственном укладе жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Великая Отечественная война вписала свою трагическую страницу в историю региона. Исследователи отмечают следующее: «Несмотря на то, что округ располагался в глубоком тылу, его жители, как и все советские люди,
в полной мере испытали на себе тяготы военного времени: горечь утрат, связанных с гибелью родных и друзей на фронте, недоедание, труд на пределе человеческих сил, изматывающее ожидание известий с передовой. Но ханты-мансийцы, как и весь советский народ, не теряли надежду, верили в справедливость своей борьбы и отдавали все силы, чтобы приблизить победу» [6. С. 133; 8. С. 198-199].
Примечателен тот факт, что округ как административно-территориальная единица в составе РСФСР был образован незадолго до начала войны, а свое название, содержащее указание на населяющие его этносы, получил буквально накануне Великой Отечественной войны, при этом формирование советской власти на территории округа имело свои характерные особенности.
В связи с этим необходимо сделать небольшой экскурс в историю Ханты-Мансийского автономного округа, который сегодня является экономически самодостаточным регионом-донором в составе Тюменской области Российской Федерации, основным нефтегазоносным районом страны и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, занимая 3-е место в рейтинге социаль-
но-экономического развития регионов России. Наименование округа связано с самоназванием двух основных народов - хантов и манси. Однако здесь проживают также некоторые группы других малочисленных народов Крайнего Севера и Среднего Приобья. Словом Югра в средние века в России называли народы и территории за Северным Уралом, в связи с чем в 2003 г. историческое наименование Югра было присовокуплено дополнительно [11. С. 2-3].
Говоря о национальном составе округа, надо отметить, что согласно Всесоюзной переписи 1939 г., население региона было весьма малочисленным. Здесь наиболее многочисленные этносы были представлены следующим образом: русские - 72,5%, ханты - 13,1%, манси - 6,2%, коми - 2,6%, татары - 2,4%, украинцы - 1,2%, ненцы - 1,0% и т.д. Всего на территории округа тогда проживали 92 932 человека. Сравним сведения 1939 г. с данными Всероссийской переписи населения, проведенной в 2010 г. Информационные материалы итогов этой переписи показывают, как изменился национальный состав населения округа. В 2010 г. картина выглядела следующим образом: русские - 68,1%, татары - 7,1%, украинцы - 6,0%, башкиры - 2,3%, азербайджанцы - 1,7%, ханты - 1,2%, белорусы - 1,0%, кумыки - 0,9%, чуваши -0,9%, манси 0,7%. Всего на территории округа в 2010 г. проживало 1 532 243 человека. Анализ итогов переписей показывает увеличение численности народонаселения в ХМАО - Югра за указанный период в 16,5 раза [11. С. 2-5].
10 декабря 1930 г. Постановлением Президиума ВЦИК «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера» в составе Уральской области были образованы национальные административные объединения, в том числе Остяко-Вогульский национальный округ с окружным центром в селе Самарово, куда вошли районы: Березовский (центр - Березово), Кондинский (центр - Нахрачи), Лариакский (центр - Ла-риак), Самаровский (центр - Самарово), Сургутский (центр - Сургут), Шурыш-карский (центр - Шурышкары) [2. С. 24; 10. С. 180; 12. С. 12, 29]. До этого названные территории входили в Уральскую область и Западно-Сибирский край. Население огромной территории на тот момент составляло 77 000 человек. Основной отраслью хозяйства являлось оленеводство [2. С. 25].
Рядом общественных деятелей, историков, экономистов, краеведов и иных исследователей Севера отмечено, что «...Важнейший законодательный акт, призванный в корне изменить судьбу народов Севера, был принят без их ведома и согласия.» [5. С. 70].
25 июня 1931 г. образован суд Остяко-Вогульского округа (2. С. 27). Приказ суда № 1 от 2 июля 1931 г. гласил: «Вновь организованный суд Остяко-Вогульского округа считать развернувшим свою деятельность в с. Самарово с 25.06.1931 г. в составе.» [2. С. 27]. В округе образованы районные суды: Самаровский, Сургутский, Березовский, Шурышкарский [2. С. 27].
В течение двух лет (1931-1932 гг.) на территории нынешнего Ханты-Мансийского автономного округа - Югры продолжалось формирование государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, системы управления и самоуправления [5. С. 71].
7 января 1932 г. Президиум ВЦИК упразднил Тобольский округ и определил территории, границы и административное деление новых округов [2. С. 30; 5. С. 70]. В 1932 г. в период с 25 февраля по 3 марта в Остяко-Вогульске (ныне Ханты-Мансийск) в Доме туземца (административный ком-
плекс для проведения общественных мероприятий и гостиница для расселения приезжих) состоялся I Окружной съезд советов, который сформировал Окружной исполнительный комитет. Так завершилась работа по организации национального округа [2. С. 31].
17 января 1934 г. в связи с разукрупнением Уральской области создана Обь-Иртышская область с центром в г. Тюмень. В соответствии с Постановлением ВЦИК Остяко-Вогульский национальный округ вошел во вновь созданную Обь-Иртышскую область [2. С. 37; 1. С. 34], которая просуществовала недолго и в составе которой округ находился до 1 января 1935 г., после чего вошел в состав Омской области [1. С. 34].
В итоге названных преобразований 23 октября 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Остяко-Вогульский национальный округ и поселок Остяко-Вогульск, соответственно, переименованы в Ханты-Мансийский национальный округ и рабочий поселок Ханты-Мансийск [2. С. 71; 10. С. 306].
Здесь также стоит отметить, что прецедент образования национальных округов получил неоднозначную интерпретацию в научной, научно-популярной, художественной литературе. По оценкам ученых, краеведов, знатоков местной истории, народы Севера перешли «от самоуправления патриархально-родового общества к социалистической государственности, минуя все промежуточные стадии развития» [5. С. 71]. С их мнением можно согласиться, так как большинство исследователей истории Ханты-Мансийского автономного округа указывают на правильность такого вывода.
14 августа 1944 г. образована Тюменская область, и Указом Президиума Верховного Совета СССР Ханты-Мансийский национальный округ включен в состав Тюменской области [2. С. 87].
Объединение народов Севера на основе их этнической, экономической, территориальной и культурной общности обеспечивало консолидацию и всестороннее развитие родственных народов, их единение с русскими и другими народами страны. В то же время, как отмечено некоторыми исследователями истории Севера, фактически национальные округа с момента их создания были низведены до уровня второстепенных административных единиц, подчиненных областным (краевым), республиканским и союзным властным структурам.
В 1935 г., без видимых на то оснований, был ликвидирован Комитет Севера ВЦИК, созданный 2 февраля 1925 г. согласно Положению о Комитете Севера при Президиуме ВЦИК и утвержденному Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР [8. С. 191]. Упразднение Комитета Севера ВЦИК прервало его законотворческую деятельность, в связи с чем в течение многих десятилетий оставались невостребованными законопроекты, определяющие и регламентирующие правовой статус, полномочия и функции национальных автономий, обеспечивающие социальную защиту коренных жителей Севера [5. С. 71].
Тем не менее осуществленные до начала Великой Отечественной войны реформы административно-территориального устройства Севера обеспечили его включение в единую централизованную систему советской государственности, стимулировали определенный рост правосознания, политической активности, социального творчества граждан коренных этносов как субъектов общественного самоуправления [5. С. 73].
Именно благодаря этому, а также такому достижению технического прогресса, как появлению на территории округа накануне войны отлаженной сис-
темы почты, телеграфной, телефонной и радиосвязи (для руководства 16 июня 1931 г. на территории округа создана Остяко-Вогульская окружная контора связи) [2. С. 27], жители Ханты-Мансийского национального округа уже 22 июня 1941 г. узнали о вторжении немецко-фашистских войск на территорию СССР, а в 14 часов дня новость была объявлена по местному радио [7. С. 10]. Реакция на это событие отдельных жителей Ханты-Мансийского национального округа, а также трудовых коллективов пронизана патриотизмом, любовью к Родине, при этом население округа однозначно воспринимало себя как часть огромной страны.
К примеру, уже 22 июня 1941 г. рабочие и служащие Самаровского рыбоконсервного завода взяли на себя обязательство выработать не менее 45 тысяч банок консервов за смену [8. С. 199; 12. С. 89]. Работники окружной конторы связи направили в редакцию газеты письмо, в котором обещали работать в тылу не щадя сил и драться с врагом на фронте до последнего дыхания [8. С. 201]. И таких примеров можно привести множество. Надо отметить, что с первых месяцев войны все людские, природные и производственные ресурсы округа начали работать на оборону [6. С. 133; 12. С. 88].
Всесторонняя помощь фронту выражалась не только в производительном труде жителей, но в сборе теплой одежды и обуви, отправках посылок и подарков для бойцов, подписке на военный заем, сборе денег на строительство танков и самолетов. Одновременно в тылу шла начальная военная подготовка молодых бойцов, устраивались лыжные пробеги, походы, другие военизированные соревнования, население обучалось мерам защиты и оказания первой медицинской помощи.
Действия жителей округа, трудившихся в тылу (не говоря о тех, кто ушел на фронт), в период Великой Отечественной войны отмечены руководством страны. К примеру, в 1944 г. Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин направил в адрес секретаря Самаровского райкома партии и председателя райисполкома телеграмму следующего содержания: «Передайте трудящимся Самаровского района, собравшим 1 153 350 рублей на строительство эскадрильи боевых самолетов «Самаровский колхозник», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин» [2. С. 85; 12. С. 98].
Судебные органы Остяко-Вогульского, а в последующем, как было отмечено выше, Ханты-Мансийского округа, внесли существенный вклад как в становление советской государственности на территории округа, так и в достижение победы в Великой Отечественной войне.
Здесь необходимо отметить, что в правовом отношении судоустройство накануне Великой Отечественной войны было организовано в соответствии с требованиями положений Конституции СССР от 5 декабря 1936 г. и Законом о судоустройстве СССР от 16 августа 1938 г.
Судебная система в округе строилась в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 марта 1933 г. «Об органах юстиции в национальных округах и районах северных окраин РСФСР». Кроме того, 10 сентября 1934 г. издано Постановление Президиума ВЦИК РСФСР «О мерах укрепления советов, органов суда и прокуратуры в кочевых районах Севера» [6. С. 235], в соответствии с которым крайисполкомам и НКЮ РСФСР предложено развернуть полностью сеть судебных органов во всех национальных округах и районах Севера, выделить органам юстиции этих округов и районов достаточные средства на административно-хозяйственные расходы и разъезды,
а также обеспечить судебных работников в культурно-бытовом отношении, обязать окружные и районные исполкомы и местные органы юстиции усилить работу по организации при кочевых советах общественных судов, по надзору и руководству за деятельностью этих судов [10. С. 235].
Несмотря на наличие вышеуказанных нормативно-правовых актов, которые должны были обеспечить бесперебойную, надежную, качественную работу судебной системы, на практике реализация их положений была далека от желаемых результатов.
Проблемы формирования и деятельности судебной ветви власти на огромной территории Остяко-Вогульского национального округа были характерными и для других территорий северных и иных отдаленных от центра частей советской страны, населенных различными этносами. И эти трудности были вызваны объективными причинами: Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Гражданская война и разруха самым негативным образом сказались на социально-экономическом состоянии и последующем развитии молодого советского государства; необходимость восстановления разрушенного хозяйства, создания материально-технической и социально-экономической основы для утверждения советской власти требовала решения такой главной задачи внутренней политики, как создание стабильной политической системы, укрепление советского государственного строя.
Построение общественно-политического строя, приведшее к формированию тоталитарного режима в СССР, было обусловлено также тем, что судебная система, согласно Конституции СССР 1936 г., задумывалась на бумаге и формировалась как демократическая, но по сути своей превратилась в еще один карательный орган государства, полностью подчиненный партийным органам. Подобное положение дел имело место на всей территории Советского Союза. Такая ситуация наравне с политикой иных институтов советской власти не вызывала одобрения у местного населения национального округа, влекла отрицательное отношение к суду и другим государственным органам, неприятию советской линии построения государства.
Имеется множество свидетельств о недовольстве коренного населения действиями советских, в том числе судебных органов. Волна «раскулачивания», лишения гражданских, политических прав жителей региона прошла на территории округа. Необоснованные обвинения и последовавшие за ними суровые меры (высылка с прежнего места жительства, полная или частичная конфискация имущества, увольнение с работы, исключение из школы детей и т.д.) вызывали недовольство, которое граждане высказывали в своих воспоминаниях, письмах, заявлениях в различные инстанции [9. С. 6]. Так, в воспоминаниях жительницы округа А.П. Коневой указано: «Шло время, жизнь налаживалась. Но все время тяготел над людьми страх: не сказал ли я что-то лишнее. Забирали группами и поодиночке и где-то за что-то судили. Родственникам говорили: «Осужден без права переписки» [9. С. 9]. В воспоминаниях другой жительницы округа Г.И. Щепеткиной (Шевелевой) отражено следующее: «.В 1937 г. восьмерых стариков из нашей деревни, в том числе моего деда Ефима Максимовича Шевелева, забрали из поселка, увезли в Ханты-Мансийск и там расстреляли.» [9. С. 250].
Немаловажным фактором антисоветских настроений был тот факт, что в 1930-1940-е гг. округ являлся местом ссылки многих тысяч граждан, став-
ших жертвами политического произвола советского государства [9. С. 6], а перед началом Великой Отечественной войны на территорию округа были также сосланы депортированные поляки, поволжские немцы, в годы войны -калмыки [9. С. 9]. Антисоветское настроение у большей части депортированного населения также сказывалось на сознании коренного населения.
Кроме того, необходимо учесть, что самобытность народов Остяко-Вогульского национального округа, особенности ведения ими своего хозяйства, особенности их быта и культуры, род занятий не предрасполагали к созданию устойчивой системы советских органов, так как острую необходимость в них местное население не испытывало.
Присовокупив к изложенному выше положению дел в округе следующие факторы - огромную территорию, удаленность населенных пунктов от окружного центра на сотни километров, труднодоступность в течение длительного времени отдельных территорий и др. - легко можно представить, что проблемы в организации своей деятельности у суда и органов правосудия на территории округа были довольно существенными и стояли очень остро.
Местное население относилось недоброжелательно к судебным органам. Кроме того, отсутствовало должное и необходимое взаимодействие между органами судебной системы и районными, поселковыми, сельскими советами депутатов трудящихся и сформированными ими местными исполнительными комитетами.
Представители советов и работники исполнительных комитетов порой не оказывали практическую и организационную помощь судьям и работникам судов, не выполняли поручения суда, препятствовали проведению судебных заседаний, в связи с чем не проводились вообще либо срывались некоторые судебные процессы как по причине отсутствия помещений для судебного разбирательства, неявки участников судебных процессов, так и по иным причинам.
Эти проблемы отражались в докладных записках судей районов на имя председателя Окружного суда, работников Окружного суда в вышестоящие судебные инстанции. Об этом же свидетельствует переписка Окружного суда с иными органами государственной власти. Подтверждают данные факты те из немногочисленных документов, которые сохранились с 1930-х гг. до наших дней в архивах.
Например, в 1935 г. суд Остяко-Вогульского округа направил в Президиум Окружного исполкома Остяко-Вогульского округа докладную записку, в которой изложено следующее: «Препровождая Вам копию докладной записки Нарсудьи Самаровского района гражданки Какшиной... прошу Вас о принятии немедленных мер по советской линии для исправления тех недочетов, которые имеются в районах. Причем сообщаю, что мною лично по Самаровскому району неоднократно имелись разговоры с заместителями Предриков (председателей районных исполнительных комитетов. - Авт.) Самаровского района о создании нормальных условий для работы судебных работников, но эти разговоры и их обещания, как получается на деле, остаются без внимания, даже хуже, что видно из копии актов, прилагаемых к настоящей докладной записке, по вине работников поселкового совета. Срываются судебные заседания, да еще по таким делам, где люди являются арестованными, по которым суд должен рассматривать дела не дольше 5-дневного срока.» [3. С. 1-2]. Естественно, вышеприведенные факторы однозначно затрудняли работу судебных органов в сложных климатических условиях Севера.
Одновременно с этим неудовлетворительная работа судов отмечается трудовыми коллективами учреждений и предприятий, расположенных на территории округа, а также жителями региона, о чем свидетельствуют протоколы общих собраний членов профсоюзов учреждений и организаций, в которых принимало участие местное население. В этих протоколах указываются характерные недостатки в деятельности судов: волокита, длительные сроки расследования принятых в производство дел и их накопление в большом количестве из-за неповоротливости сотрудников; низкий уровень компетенции работников судебных органов, в результате чего допускались ошибки в применении правоохранительной практики в части вынесения адекватных приговоров, о чем свидетельствует высокий процент обжалования и отмены ранее принятых приговоров и решений; слабая связь с народными заседателями, неудовлетворительная работа судебных исполнителей; удаленность судов от мест проживания населения, являющегося участником процессов, и многое другое.
Так, например, в протоколе общего собрания членов профсоюзов учреждений и организаций Саранпаульского национального совета Березовского района Омской области от 29 сентября 1937 г. отмечены недостатки в деятельности суда: «.Заслушав отчетный доклад о работе районного народного суда, общее собрание граждан отмечает следующие недостатки в его работе: работу народного суда за отчетное время признать неудовлетворительной. Основные недостатки в работе народных судов: а) волокита в осуществлении судебной процедуры (в законный срок в один месяц рассматривается только 41% дел); б) значительное количество дел остаются нерассмотренными; в) низкое качество работы суда (отмена приговоров, решений составляет до 30% к обжалованным); г) слабая работа с народными заседателями и общественными судами; д) неудовлетворительная работа судебного исполнителя.» [4. С. 2].
Однако, несмотря на тот факт, что просчёты и недостатки в функционировании судов имели место, их работа в любом случае была не только важна и необходима, но и имела положительные результаты своей деятельности. При этом пробелы в работе судов имелись и в других регионах страны, без них невозможно было обойтись, тем более что на огромной слабо освоенной территории Ханты-Мансийского автономного округа эти недочеты были вполне объяснимы и вызваны в основном объективными обстоятельствами.
Здесь следует отметить, что суды рассматривали уголовные дела, принимая окончательное решение по общественно опасным деяниям, запрещенным Уголовным законом под страхом наказания. Судебная система вносила свой вклад в построение советского государства, пропаганду социалистических ценностей. Разъяснение коренному населению положений законодательства, принципов политики советской власти являлось одной из главных задач судебных органов, с чем и были связаны показательные открытые судебные процессы, выездные судебные заседания, отчеты районных судов перед коллективами трудящихся и перед населением, проведение отдельных бесед и лекций.
Помимо этого судебные органы совместно с прокуратурой проводили обследование состояния дел на обслуживаемой территории, которые имели немаловажное значение для проведения внутренней политики, анализа состояния и развития народного хозяйства.
Здесь также необходимо отметить, что работники судебной системы фактически были вынуждены самостоятельно налаживать свой быт, досуг, отдых. Имели место такие кадровые проблемы, как нехватка квалифицированных сотрудников.
В заключение приведем пример, свидетельствующий о недостатках, имевших место в судопроизводстве округа в изучаемый период. В отчете о работе прокуратуры и суда Остяко-Вогульского национального округа за 2-й квартал 1935 г. отмечается: «.Окружной суд не имеет 2-го члена суда. Облсудом до сих пор не выделен работник на вновь открывающийся Сосьвинский участок Нарсуда, а этот участок, как чисто туземный, крайне необходим. Имеющиеся судьи по своей квалификации слабые и требуют замены более сильными: 1. Какшина - судья Самаровского участка - требует замены сильным специалистом. 3. Сухарев - Березовский судья - требует замены (сотрудник квалифицированный, но давно работает на Севере).» и т.д. Этот список, а также другие примеры, свидетельствующие о недостаточной компетентности сотрудников судебной сферы, можно продолжить и расширить [3. С. 55, 77].
Таким образом, итоги данного исследования показывают, что после принятия Конституции 1936 г. в судебной системе советского государства произошли коренные изменения. Что касается Ханты-Мансийского автономного (ранее Остяко-Вогульского национального) округа, то здесь накануне и в годы Великой Отечественной войны происходило строительство нового советского суда с участием активной правотворческой деятельности населения. Однако наличие громоздких структур, разобщенность судебных учреждений и их излишняя бюрократизация серьезно осложняли процесс поддержания правопорядка в регионе. Местный суд, как основное звено судебной системы, предназначавшийся для рассмотрения в первой инстанции подавляющего большинства уголовных и гражданских дел, зачастую не справлялся со своими должностными обязанностями.
Такая ситуация осложняла процесс принятия адекватных решений в судопроизводстве округа. Этому есть несколько важных причин: во-первых, это отсутствие в регионе профессиональных юристов и просто грамотных людей. В стране в изучаемый период интенсивно велась кампания по ликвидации безграмотности, но в эти годы еще не было подготовлено достаточного количества специалистов. Функции прокуроров, судей, следователей и иных сотрудников зачастую исполняли малограмотные люди; во-вторых, в 1930-х гг. и позже в результате проводимых репрессий многие сведущие в этой сфере специалисты по разным причинам не могли участвовать в работе судов; в-третьих, слабое знание коренным населением русского языка препятствовало привлечению в судебные органы лиц титульной нации; в-четвертых, протяженность территории Ханты-Мансийского автономного округа, удаленность населенных пунктов друг от друга, проблемы с установлением связи и иных коммуникаций между ними создавали дополнительные проблемы в работе судов.
Тем не менее по мере укрепления связи между центральными и местными органами государственной власти, становления и развития экономики, культуры и социальной сферы постепенно налаживалась работа судебных органов. По данным на начало 2020 г., территория Ханты-Мансийского автономного округа - Югры занимает 9-е место по площади (534 801 кв. км), по численности населения - 29-е место (1 674 086 чел.), по объему ВРП (валовой региональный продукт) - 4-е место (3511,1 млрд руб. - по данным
на 2017 г.) в Российской Федерации. В целом эти примеры свидетельствуют о положительной динамике в социально-экономических и общественно-политических преобразованиях автономного округа [11. С. 1].
Литература
1. Алексеева Л.В. Ханты-Мансийский автономный округ в первое десятилетие (декабрь 1930 г. - июнь 1941 г.). Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. 194 с.
2. «В прошедших днях такая точность...»: Югорские хроники (1096-2000) / сост. Э.П. Сургут-скова Э.П. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 2001. 472 с.
3. Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Ф. 180. Оп. 1. Д. 1.
4. Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Фонд 180. Опись 1. Дело 4.
5. Западная Сибирь: история и современность. Краеведческие записки. Вып. I / ред. кол. Я.Г. Солодкин, Ю.В. Титов, Н.П. Смирнов. Нижневартовск: Нижневартовский гос. пед. ин-т, 1998. 188 с.
6. Западная Сибирь: история и современность. Краеведческие записки. Вып. Х111 / ред. кол. Я.Г. Солодкин, Ю.Г. Бочкова, И.С. Кабанова. Нижневартовск: Нижневартовский гос. ун-т, 2015. 408 с.
7. И помнит мир спасенный. Война и победа на страницах газеты «Новости Югры». Ханты-Мансийск: Редакция газеты «Новости Югры», 2005. 208 с.
8. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца ХХ века. Хрестоматия / сост. Н.Н. Баранов, В.К. Белобородов, С.В. Горшков. Екатеринбург: Волот, 1999. 304 с.
9. Политические репрессии 1930-1940-х годов в воспоминаниях и личных документах жителей Ханты-Мансийского автономного округа: сб. док. Вып. 1. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002. 262 с.
10. Судьбы народов Обь-Иртышского Севера (Из истории национально-государственного строительства. 1822-1941 гг.): сб. док. / ред. кол. Д.И. Копылов, Ю.М. Конев, В.П. Петрова, сост. Н.Д. Радченко, М.А. Смирнова. Тюмень: Управление по делам архивов Администрации Тюменской области, 1994. 320 с.
11. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра [Электронный ресурс]. и^: МрБ: //ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 25.03.2020).
12. Югра: Ханты-Мансийский автономный округ. 75 ступеней вверх / ред.-сост. Ю.А Дорохов. Екатеринбург: Пакрус, 2005. 336 с.
КАБУРКИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (kaa21.777@yandex.ru).
СОКОЛОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (sokolova-cheb@mail.ru).
Aleksandr A. KABURKIN, Valentina I. SOKOLOVA
THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS DISTRICT: FEATURES OF TERRITORY FORMATION AND JUDICIAL BODIES BEFORE AND DURING THE
GREAT PATRIOTIC WAR
Key words: Ostyako-Vogulsky national district, Khanty-Mansi Autonomous district - Yugra, court, judicial system, judicial bodies, indigenous population, KhMAD, the Great Patriotic war.
The article examines the features of forming the administrative-territorial structure of Ostyako-Vogulsky and later Khanty-Mansiysk national district - Yugra, as well as evolve-ment and activities of the district judicial bodies before and during the Great Patriotic war. It shows the successes and failures of Soviet authorities and institutions, including judicial ones, in the socio-economic, socio-political and cultural development of the district, the role and importance of the judicial system in forming and strengthening the law and order in the Khanty-Mansiysk national district, the influence of the courts on the worldview of indigenous population. Problems and shortcomings in the activity of the Soviet judicial system in the territory of the district are reflected. It is noted that the employees of the judicial system
made a significant contribution to the victory over the Nazi Germany. In addition, the article provides historical information about the Khanty-Mansiysk national district, its territory and population, changes in the administrative and territorial structure, the economic state of the district and the features of its the economic set-up, routine and culture, as well as the attitude of the region's residents to the Soviet government.
References
1. Alekseeva L.V. Khanty-Mansiiskiy avtonomnyi okrug v pervoe decyatiletie (dekabr' 1930- g. -iyun' 1941 g.). [Khanty-Mansi Autonomous District in the first decade (December 1930 - June 1941).]. Khanty-Mansiysk, Polygrapher Publ., 2008, 194 p.
2. Surgutskova E.P., comp. "Vproshedshikh dnyakh takaya tochnost'..." Ugorskie khoniki (10962000) ["In past days such accuracy...": Ugorsky Chronicles (1096-2000)]. Tyumen, Y. Mandriki Publ., 2001, 472 p.
3. Gosudarstvennyi arkhiv Khanty-Mansyiskogo avtonomnogo okruga - Ugra. F. 180. Op. 1. D. 1 [State Archives of the Khanty-Mansi Autonomous District - Ugra. Archives 180. Anagraph 1. Document 1].
4. Gosudarstvennyi arkhiv Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Ugra. F. 180. Op. 1. D. 1 [State Archive of the Khanty-Mansi Autonomous District - Ugra. Archives 180. Anagraph 1. Document 4].
5. Solodkin Y.G., Titov Yu.V., Smirnov N.P., eds. Zapadnaya Sibir': istoriya i sovremennost'. Kraevedcheskie zapiski. Vyp. I [Vestern Siberia: history and modernity. Local history notes. Issue I]. Nizhnevartovsk, Nizhnevartovsk State Pedagogical Institute Publ., 1998, 188 p.
6. Solodkin Y.G., Bochkova Yu.G., Kabanova I.S., eds. Zapadnaya Sibir': istoriya i sovremennost'. Kraevedcheskie zapiski. Vyp. XIII [Vestern Siberia: history and modernity. Local history notes. Issue XIII]. Nizhnevartovsk, Nizhnevartovsk State University Publ., 2015, 408 p.
7. I pomnit mir spasennyi. Voina I pobeda na stranitsakx gazety "Novosti Ugry" [And remembers the world saved. War and victory on the pages of the newspaper "News of Ugra"]. Khanty-Mansiysk, 2005, 208 p.
8. Baranov N. N., Beloborodov V.K., Gorshkov S.V., comp. Istoriea Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga s drevnosti do kontsa 20-go veka. Kxrestomatiea [History of the Khanty-Mansi Autonomous District from antiquity until the end of the 20th century. Anthology]. Ekaterinburg, Volot" Publ., 1999, 304 p.
9. Politicheskie repressii 1930-1940-kx godov v vospominaniyakx i lichnykx dokumentax zhitelei Khanty-Mansyiskogo avtonomnogo okruga: sb. dok. Vyp. 1 [Political repression of 1930s-1940s in memories and personal documents of residents of Khanty-Mansi Autonomous District. Collection of documents. Issue 1]. Khanty-Mansiysk, Polygrapher Publ., 2002, 262 p.
10. Kopylov D.I., Konev Yu.M., Petrov V.P., eds.$ Radchenko N.D., Smirnova M.A., comp. Sud'by narodov Ob '-Irtyshskogo Severa (iz istorii natsiona 'lno-gosydarstvennogo stroitel'stva. 1822-1941 gg. Sbornik dokumentov (red. kol.) [The fates of the peoples of Ob'-Irtysh North (From the history of national-state construction. 1822-1941). The collection of documents]. Tyumen, 1994, 320 p.
11. Khanty-Mansiyskii avtonomnyi okrug - Ugra [Khanty-Mansi Autonomous District - Ugra]. Available at: URL: https: //ru.wikipedia.org/wiki (Accessed Date 2020, March 25).
12. Dorohov Yu.A., ed. and comp. Ugra: Khanty-Mansiyskyi avtonomnyi okrug. 75 stupenei vverkx [Ugra: Khanty-Mansi Autonomous District. 75 steps up]. Ekaterinburg, Pacrus Publ., 2005, 336 p.
ALEKSANDR A. KABURKIN - Post-Graduate Student, Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (kaa21.777@yandex.ru)
VALENTINA I. SOKOLOVA - Doctor of Historical Sciences, Professor of Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (sokolova-cheb@mail.ru).
Формат цитирования: Кабуркин А.А., Соколова В.И. Ханты-Мансийский автономный округ: особенности формирования территории и судебных органов накануне и в годы Великой Отечественной войны // Вестник Чувашского университета. - 2020. - № 2. - С. 60-69.