Научная статья на тему 'Ханский дворец в Бахчисарае: основные строительные периоды'

Ханский дворец в Бахчисарае: основные строительные периоды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
570
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ / KHAN''S PALACE / ДВОРЦОВЫЙ КОМПЛЕКС / PALACE COMPLEX / ПЛАНИРОВКА / PLANNING / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ / CONSTRUCTION PERIODS / ПАМЯТНИКИ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ / MONUMENTS OF RELIGIOUS ARCHITECTURE / РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ / REPAIR WORKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Османов Эльвиз Эдемович

В данной статье рассмотрены основные этапы строительства Бахчисарайского Ханского дворца как памятника дворцовой и садово-парковой архитектуры. В основе предложенной периодизации лежат имена крымских ханов, в правлении которых проводились наиболее обширные строительные работы во дворце. К одной из ранних построек Ханского дворца принадлежит мечеть Биюк Хан-Джами, которая занимает особое положение в истории мусульманских культовых сооружений Крыма. Уникальным памятником мусульманской культовой архитектуры является ханское кладбище, где погребены лица ханского рода, наиболее значительные мурзы и духовенство. На кладбище выстроены два мавзолея-дюрбе: северное Дюрбе Девлета I Герая ХVI в. с шестью захоронениями и южное Дюрбе Исляма III Герая ХVII в. с девятью захоронениями. Наиболее продолжительный по времени период строительства дворца относится к ХVII в. до пожара 1736 г. В этот период был построен один из старейших и парадных помещений дворца Зал Дивана (Совета и Суда), в интерьерах которого можно обнаружить следы росписей, относящиеся к ханскому времени. Очередной период строительства начинается после пожара 1736 г. во время правления Селямет-Герай-хана (1740-1743 гг.). Возможно, именно при этом правителе Портал Алевиза был перенесен во дворец из разрушенной резиденции Менгли-Герая в Салачике. Следующий период строительства определяется правлением Крым-Герай-хана (1758-1764, 1768-1769 гг.). В это время появляются росписи на западном фасаде Хан-Джами, строится Золотой кабинет, перестраивается Летняя беседка, строится дюрбе Диляры Бикеч. Фонтаны и сады составляют неотъемлемую часть дворцового ансамбля. Хансарай был построен как родовая резиденция династии Гераев, правителей Крымского ханства, и являлся жилищем правителя на срок исполнения им своих обязанностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Khan''s Palace in Bakhchisaray: the basic building periods

This article describes the main construction stages of the Bakhchisaray Khan's palace as a monument of palace and landscape architecture. In the reign period of the Crimean Khans were done the most extensive construction works in the palace, which served as the basis of a proposal of periodization. The compositional center, one of the earliest and the most magnificent building of the palace, is the Big Khan Mosque. The Cemetery is also the unique place where 16 Khans, their relatives and confidants are buried. Two durbes have preserved there. One of them is the Durbe of Devlet I Geray and dates back to the ХVI century and refers to the second construction period. The next period takes the longest time, it will be determined in part from the seventeenth century before the fire of the 1736. The oldest structure of the ХVII century is the Divan Hall (the Hall of Council and Court), one of the ceremonial rooms where there are the traces of paintings belonging to the Khanate period. The fourth period begins right after a fire of 1736, during the reign of Selyamet-Giray Khan (1740-1743). Perhaps the Aleviz Portal (Demir Qapi) was removed to the palace of the destroyed residence of Mengli Giray Khan in Salachik. The next period is determined by the board of the Crimean Giray Khan (1758-1764, 1768-1769). At that time, there are still kept the paintings on the west facade of the Big Khan Mosque, was also built the Golden Cabinet, rebuilt Summer Arbour, built the mausoleum of Dilyara Biketch. The fountains and gardens formed an integral part of the ensemble. The Khan Palace was built as the residence of tribal dynasty of Girays the rulers of the Crimean Khanate and was the dwelling of the ruler for a period of his execution of the duties

Текст научной работы на тему «Ханский дворец в Бахчисарае: основные строительные периоды»

УДК 904:72(477.75)"15/17"

Ханский дворец в Бахчисарае: основные строительные периоды

Эльвиз Османов

(Крымский инженерно-педагогический университет)

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные этапы строительства Бахчисарайского Ханского дворца как памятника дворцовой и садово-парковой архитектуры. В основе предложенной периодизации лежат имена крымских ханов, в правлении которых проводились наиболее обширные строительные работы во дворце.

К одной из ранних построек Ханского дворца принадлежит мечеть Биюк Хан-Джами, которая занимает особое положение в истории мусульманских культовых сооружений Крыма. Уникальным памятником мусульманской культовой архитектуры является ханское кладбище, где погребены лица ханского рода, наиболее значительные мурзы и духовенство. На кладбище выстроены два мавзолея-дюрбе: северное - Дюр-бе Девлета I Герая ХУГ в. с шестью захоронениями и южное - Дюрбе Исляма III Герая ХУЛ в. с девятью захоронениями. Наиболее продолжительный по времени период строительства дворца относится к ХУЛ в. - до пожара 1736 г. В этот период был построен один из старейших и парадных помещений дворца - Зал Дивана (Совета и Суда), в интерьерах которого можно обнаружить следы росписей, относящиеся к ханскому времени. Очередной период строительства начинается после пожара 1736 г. во время правления Селямет-Герай-хана (1740-1743 гг.). Возможно, именно при этом правителе Портал Алевиза был перенесен во дворец из разрушенной резиденции Менгли-Герая в Салачике. Следующий период строительства определяется правлением Крым-Герай-хана (1758-1764, 1768-1769 гг.). В это время появляются росписи на западном фасаде Хан-Джами, строится Золотой кабинет, перестраивается Летняя беседка, строится дюрбе Диляры Бикеч. Фонтаны и сады составляют неотъемлемую часть дворцового ансамбля. Хансарай был построен как родовая резиденция династии Гераев, правителей Крымского ханства, и являлся жилищем правителя на срок исполнения им своих обязанностей.

Ключевые слова: Ханский дворец, дворцовый комплекс, планировка, строительные периоды, памятники культовой архитектуры, ремонтные работы.

Ханский Дворец является главной исторической достопримечательностью Бахчисарая. Хансарай был построен как родовая резиденция династии Гераев - правителей Крымского ханства и являлся жилищем правителя на срок исполнения им своих обязанностей. На протяжении почти трех столетий Бахчисарайский дворец служил центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар.

Дворец строился не как неприступная твердыня, а как своего рода земное воплощение райского сада. Отсюда обилие обнесенных стенами внутренних двориков, наполненных зеленью, цветами и многочисленными фонтанами. Да и название города переводится - «Садовый Дворец».

В стилевом разнообразии бахчисарайского дворца трудно выделить основное здание. В 1769 г. барон де Тотт писал в своих мемуарах: «Дворец, построенный некогда целиком, но возобновленный, еще хранит красоту своей первоначальной конструкции» [2, с. 148].

Застройка велась в течение долгого времени без всякого плана, множество сооружений разного назначения возводились по мере надобности. «В старейших его частях встречаются следы арабо-персидского и турецкого стилей с одной стороны и ренессанса с другой» [11, с. 387]. Разорение Бахчисарая войсками Ми-ниха в 1736 г., а также зависимость крымских ханов от Османской империи отразились и на реставрации отдельных его частей. На них лежит печать турецкой архитектуры преимущественно позднего времени, «когда чистота восточного стиля уже нарушается влиянием барокко, царившего в то время в Европе» [10, с. 2].

В истории Ханского дворца можно выделить несколько фиксированных строительных периодов. При этом необходимо учитывать, что датировка каждого из них не абсолютная, а относительная. Долгое время выделяли два строительных этапа: до пожара 1736 г. и после. По мнению археолога А.М. Ибрагимовой, необходимо создать более подробную строительную периодизацию. В основе предложенной ею периодизации, которую она из-

ложила в своем диссертационном исследовании, лежат имена крымских ханов, при правлении которых проводились наиболее обширные строительные работы во дворце. Именно они превратили Ханский дворец из места проживания хана в представительский политико-административный центр крымскотатарского государства [9, с. 7].

Действительно, крымские ханы оставили после себя памятники на века в виде дворцовых построек, ряд которых можно видеть в Бахчисарае и поныне. А.М. Ибрагимова выделяет 8 периодов в истории строительства дворца, мы же предлагаем 5 основных этапов.

Первый период - 1532-1551 гг. - охватывает время правления хана Сахиб-Герая, основателя дворцового комплекса в Бахчисарае. К этому этапу относится строительство общегородской площади с дворцовыми объектами: Соборная мечеть Сахиб-Герай-хана, баня Сары-Гузель, Малая дворцовая мечеть, жилые покои в Старом дворце.

Двор, если провести линию вдоль всех дворцовых зданий, составляет почти правильный параллелограмм. Ханские покои расположены направо от входа. Первые - налево от ворот - комнаты, которых после ремонта 1861 года стало восемь, предназначались для дворцовой стражи или капыкулу, а также для иностранных послов и гонцов [8, с. 16].

Мечеть Биюк Хан-Джами принадлежит к одной из ранних построек Ханского дворца. Композиция мечети соответствует раннесредневековому типу базилики: просторное трехнефное помещение, разделенное двумя аркадами. С запада и востока к стенам примыкают галереи со стрельчатыми арками, которые опираются на тонкие восьмигранные колонны. Над дверью главного входа слева имеется надпись, которая гласит, что мечеть была построена (перестроена) Селямет-Герай ханом в 1740 г. (1153 г.х.). Речь шла, по-видимому, о восстановлении и ремонте ранее существующего здания мечети после пожара 1736 г., когда русские войска под командованием фельдмаршала Миниха овладели Бахчисараем.

Посол польского короля Стефана Батория Мартин Бронев-ский, посетивший Бахчисарай в 1578 г., видел «возле города построенные каменную мечеть и гробницы ханов из развалин хри-

стианских» [6, с. 343]. Турецкий путешественник Эвлия Челеби в середине ХУ11 в. именовал ее как соборную мечеть Сахиб-Герай-хана. Он отмечал, что «ее стены прочно сложены из камня. Это старой конструкции дом Божий с куполом ...» [16, с. 105]. Во время реставрационных работ в 1960 гг. на южной и западной стенах мечети, а также в михрабе были обнаружены остатки росписи ХУ1-ХУ11 вв. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что Биюк Хан-Джами принадлежит к одной из ранних построек Ханского дворца.

Составной частью мечети и ее главной особенностью является ханская ложа, которая была возведена одновременно с молитвенным, и наглядным доказательством этому является общая с мечетью южная стена, выложенная квадратными майоликовыми плитками с растительным орнаментом. Ханская ложа отделана росписью и фаянсовыми плитками, вход в нее - с крутой наружной лестницы. Деревянный плафон ложи богато декорирован и расписан. Путешественники, посещавшие дворец в Х1Х в., неоднократно упоминали ложу в своих воспоминаниях (записках). [13, с. 316; 3, с. 26; 7, с. 348]. Вышеуказанные авторы указывали только одну комнату в ложе, на данный момент их - две. Ханская ложа была построена и уже существовала в ХУ1 в., но значительно перестроена после пожара 1736 г.

С восточной стороны религиозного здания был возведен банный комплекс - Хамам «Сары-Гузель» («Желтая красавица»), самая древняя датированная постройка Ханского дворца, наряду с Хан-Джами. Эвлия Челеби именует ее баней Сахиб-Герай хана. Над ее дверью сделана следующая надпись (тарих): «На этом высоком месте баню построил справедливый султан Сахиб-Герай-хан, сын Менгли-Герай-хана, сына Хаджи-Герай-хана. Год 939 Хиджры» (1532 от Р.Х.) [16, с. 47].

Огромное количество описаний Бахчисарая посетивших его исследователей, путешественников, историков практически не коснулось бань, несмотря на их древность. Такое могло произойти по двум причинам. Первая - бани вообще не входили в комплекс сооружений дворца и служили городу, бахчисарайской знати, поскольку находилось вблизи дворца, в окружении домов. Вторая - бани, находясь в составе дворцовых сооружений и бу-

дучи постоянно действующими, рассматривались исследователями как атрибут бытовой жизни.

С 1847 г. бани принадлежали частному лицу и функционировали до 1924 г., после чего постепенно пришли в негодность [14, с. 12-15].

Западным фасадом Хан-Джами выходит на площадь, пространство которой является композиционным центром ханского дворца. Во времена Крымского ханства площадь служила местом проведения различных торжественных церемоний. Напротив Хан-Джами возводится административный корпус. К одной из самых ранних построек принадлежит Малая дворцовая мечеть, которая перекрывалась куполом и датируется XVI в. Древнее строение сгорело в 1736 г. Спустя несколько лет, а именно в 1741 г., на ее месте возникла новая мечеть, построенная по приказу хана Селямета-Герая. Имя хана и дата окончания строительства высечены на мраморной доске над входом. Стены мечети были украшены росписью. Это мотив прямых широких линий светло-серых, черно-серых и зеленых тонов. Стена разбита на большие квадраты, которые и заполнены подобным мотивом линий, идущих вертикально или вкосую. Эта роспись сохранилась только на южной стене и фрагментарно на западной.

Второй период строительства хронологически охватывает вторую половину XVI в. Этот период непродолжительный по времени, к нему относится лишь появление на ханском кладбище мавзолея Девлета I Герая.

Мезарлык - ханское кладбище - является уникальным памятником мусульманской культовой архитектуры. На нем погребены лица ханского рода, наиболее значительные мурзы и духовенство. Самая древняя царская могила относится к 1592 г., то есть кладбище начало заселяться владыками почти через столетие после основания Бахчисарая. Над их могилами возвышаются надмогильные камни - башташ.

На кладбище выстроены два мавзолея-дюрбе: северное -Дюрбе Девлета I Герая XVI в. с шестью захоронениями и южное - Дюрбе Исляма III Герая XVII в. с девятью захоронениями. Северное дюрбе - монументальное каменное восьмигранное сооружение, место захоронения ханских династий, воздвигнуто в XVI в. По архитектуре оно отвечает типичной архитектуре по-

гребальных памятников того времени. Внешней отделки дюрбе практически не имеет. Это единственный в Крыму пример «перехода» от архаичных дюрбе конца Х1У - начала ХУ1 вв. с михра-бами во входных порталах к беспортальным и безмихрабным мавзолеям ХУ11 и ХУШ столетий. К последним относятся южное дюрбе Исляма Герая и дюрбе Диляры Бикеч.

Следующий период строительства, наиболее продолжительный по времени, и определен в рамках с ХУ11 в. - до пожара 1736 г. Это период наивысшего расцвета Крымского ханства и архитектурного облика Ханского дворца. На протяжении этого времени появились Зал Совета и Суда, датируемый первой половиной ХУ11 в., возможно, во время правления Бехадыр Герай-хана (1637-1641 гг.) или Ислам III Герай-хана (1644-1654 гг.), при правлении которого на ханском кладбище появляется Южное дюрбе, за исключением отдельных деталей, внешне практически тождественное Северному.

Одно из подробных описаний Зала Совета и Суда мы находим у Г. Манштейна, адъютанта фельдмаршала Миниха, войска которого взяли Бахчисарай в 1736 г. Он был представлен ему как «приемная зала старого дворца» [12, с. 64].

Вследствие реставрационных работ первой трети XIX в. интерьеры этого Зала претерпели довольно сильные изменения. Особенно пострадали потолок и росписи стен. Исчез мраморный фонтан в центре Зала, который еще упоминали адъютант Ман-штейн и французский посланник при дворе крымских ханов барон де Тотт. Подлинные архитектурные детали, сохранившиеся с ханских времен, - это цветные оконные витражи верхнего ряда восточной стены, центр потолка в виде красно-черного паркета, а также фрагмент орнамента под «мрамор» и «гроздья» в левой части стены. Они были вскрыты киевскими реставраторами в результате зондажа в 60-е годы XX века.

К стене ограждения со стороны Дворцовой площади пристраивается Летняя беседка - открытая беседка с арками, с низкими диванами и бассейном посередине. Вначале беседку окружали только колонны, но позже ее перестроил придворный живописец Омер.

Одним из самых парадных помещений, где сохранились следы росписей, относящихся к середине ХУШ в., является так на-

зываемый Посольский зал. Манштейн писал, что он имел два ряда окон, пол был мраморный [12, с. 67]. Два ремонта - потемкинский в 1783-1787 гг. и колодинский в 1820-1822 гг. - окончательно исказили его интерьер. До наших дней отделка почти не сохранилась, за исключением некоторых фрагментов. Среди них - роспись восточной стены зала, представляющая собой имитацию облицовки под мрамор; под трафаретной отделкой роспись на стенах «галереи», представляющая собой филенчатую разбивку с растительным орнаментом такого же типа, как орнаментальная роспись на стенах Зала Совета.

При правлении Каплан-Герай-хана у Малой мечети был установлен Золотой фонтан. На мраморной облицовке - рельефные надписи золотом, выполненные арабской вязью, и растительный орнамент. На фонтане следующая надпись: «Каплан-Герай-хан, сын Хаджи-Селим-Герай хана, да помилует Бог его и родителей его 1146 г. х.» (1733 г.) [5, с. 511]. Орнаменты, высеченные на мраморной плите фонтана, местами покрыты красками нежных тонов, местами - очень яркими, например, цветы и плоды в нижней части. Судя по тому, что Золотой фонтан располагается рядом с Малой мечетью, он служил для ритуальных целей. Согласно нормам и правилам ислама, прежде чем совершить молитву, каждый верующий должен совершить ритуальное омовение, вода в обязательном порядке должна быть не только чистой, но и проточной.

Четвертый период строительства начинается после пожара 1736 г. во время правления Селямет-Герай-хана (1740-1743 гг.). В этот период перестраивается мечеть Хан-Джами (закладная плита 1740 г. над северным входом), реставрируется парадная часть дворца - южная часть Главного корпуса, возникает Фонтанный дворик. Возможно, именно при этом правителе Портал Алевиза был перенесен во дворец из разрушенной резиденции Менгли-Герая в Салачике, появляется Соколиная башня, которая не упоминается в воспоминаниях Манштейна.

Портал Алевиза, исходя из надписи под фризом датирующийся 1503 г., как архитектурный элемент отнесен нами к четвертому периоду строительства по времени его установки в комплексе Бахчисарайского дворца. По мнению академика Г.И. Ко-това, железные двери портала были перенесены во дворец из другого места, «иначе - пишет он - трудно было бы объяснить при

столь высоком художественном исполнении неправильность постановки пилястр вровень с наличниками» [10, с. 4].

К мнению Котова, в 1928 году присоединился еще один исследователь портала - Н.Л. Эрнст, но нужны были веские и существенные доказательства. В 1983 году во время реставрационных работ была осуществлена расчистка окраски портала, после удаления красочных слоев обнаружилось, что 11 блоков, из которых состоит портал, сильно повреждены. Углы многих блоков сбиты, есть и расколотые, а утраты восполнены алебастровой лепкой. Таким образом можно говорить, что портал был перенесен, поскольку такие повреждения могли появиться только при разборке и транспортировке памятника.

Что касается нынешнего местонахождения железных дверей, то оно только кажется нелепым, вполне возможно, что после пожара 1736 года Фонтанный дворик стал центральным местом, откуда можно было попасть в главные апартаменты дворца. Об этом свидетельствовала лестница, некогда начинающаяся сразу справа за железными дверями и ведущая к основным ханским апартаментам. Впоследствии, в так называемый «потемкинский ремонт» в 1786 году, она была переделана с изменением марша, выходящего напротив Фонтана Слез.

Очевидно, что после пожара, учиненного войсками фельдмаршала Миниха в 1736 году, и в результате ремонтных работ, произведенных в правление Селямет-Герай-хана, главные двери, ведущие во внутренние покои, оказались на северной стене Зала Дивана - одного из крупнейших помещений дворца. Об этом свидетельствует и надпись на мраморной плите, установленной над входом: «Двери Дивана. Селямет Герай хан, сын Хаджи Селим Герай хана 1156 г. х.» (1743 г.) [5, с. 491]. По свидетельству очевидцев, здесь располагалась ханская канцелярия, которую в своем «Описании... дворца» адъютант фельдмаршала Миниха генерал Манштейн назвал «сенями».

Связующим элементом служебных помещений первого этажа является Фонтанный дворик - ассимметричное в плане пространство, заполненное рядами деревянных колонн с орнаментально разукрашенными арками. Это место получило название Фонтанный дворик благодаря двум сооружениям, в разное время установленным по углам комнаты.

Из Фонтанного дворика по широкой деревянной лестнице можно подняться на второй этаж, который, вероятно, был перестроен после пожара 1736 г. Одним из парадных покоев второго этажа является Кофейная комната, упомянутая еще Манштейном. Согласно ему и описанию более позднего времени, на стенах этой комнаты были росписи. В настоящее время в этом помещении элементами, представляющими художественную ценность, являются плафон и витражи. Стены расписаны масляной краской по трафарету. Окна расположены в два яруса и направлены на юг и запад. На северной стене, кроме входной двери, камина, отделанного, как и стены, трафаретной росписью, и встроенного шкафа для кофейной посуды, есть неприметная дверь, откуда по узкой деревянной лестнице можно было попасть в комнату евнуха и гаремный сад.

В период существования Крымского ханства жительницы гарема располагались в 73 комнатах, куда не заходил никто, кроме повелителя, его малолетних сыновей и евнухов. По дошедшим свидетельствам, комнаты были разобраны вследствие их ветхости. Сохранившийся корпус гарема возведен после пожара 1736 г., при его сооружении были использованы старые части декора. Уцелели лишь крыльцо и наличник от древней двери с татарским резным узором в виде фигурных прорезей, ваз, растений и плодов; характерная балюстрада и столбы, по-видимому, также старинные. Внутри гарема особенно характерны обработка дверей, и валики по стенам, образовавшие нечто вроде алькова, отделяют комнаты от входной части. В четырех комнатах уцелевшего флигеля размещены вещи, которые воссоздают бытовую сторону жизни дворца.

С 1981 по 1989 гг. производилась реставрация гаремного корпуса. Полностью была заменена кровля на террасе, а также в первой и второй комнатах. Обновлена роспись фасада, а во второй комнате на дверных коробках-порталах, на полочках и других деревянных частях обнаружен орнамент XVIII в. в стиле турецкого барокко. В третьей комнате были раскрыты так называемые «зеркала» (панели), росписи на стенных шкафах, обнаружена роспись под мрамор, а на падугах потолка - арабские надписи. Расчистка орнаментов XVIII в. в интерьерах гаремного корпуса стала настоящим открытием.

С южной стороны недалеко от гарема находится Тоган кулеси - Соколиная башня. Это шестигранное сооружение, основанное на сочетании деревянных и каменных конструкций, с решетчатым верхом. Деревянный каркас башни переходил в решетку, завершавшуюся шатровой крышей. Широкая лестница плавно огибала все грани и выходила на смотровую площадку, откуда открывался восхитительный вид. По преданию, в нижней части башни, похожей на клетку, содержали соколов для ханской охоты.

Следующий период строительства определяется правлением Крым-Герай-хана (1758-1764, 1768-1769 гг.). В это время появляются росписи на западном фасаде Хан-Джами, строится Золотой кабинет, перестраивается Летняя беседка, строится дюрбе Диляры Бикеч. Декоративные оформления интерьеров и фасадов, живописные работы, эскизы витражей были выполнены иранским мастером Омером.

В 1764 г. Ханская мечеть вновь подверглась ремонту, о чем свидетельствует надпись на западной стене мечети: «Да будет благословенна починка высокого Крым-Герай хана. и означено имя живописца, писал это живописец Омер» [5, с. 497]. Несколько выше указаны имя того же мастера и его должность - главный придворный живописец. Один из исследователей крымскотатарского искусства М.Я. Гинзбург ввел в искусствоведческую науку имя иранского мастера Омера, придворного живописца и декоратора при крымских ханах Селямет-Герае и Крым-Герае. Он дал обоснованную атрибуцию и высокую оценку его произведений в ансамбле Бахчисарайского дворца (росписи Большой Ханской мечети, разрушенной ныне беседки Селямета-Герая, Золотого кабинета). Омер выполнял живописные и лепные декоративные работы, каллиграфические надписи на наружных стенах, расписывал наличники окон и дверей, принимал участие в росписи Малой ханской мечети и Фонтанного дворика. Он же выполнил зеленые фресковые вставки на западной стене Ханской мечети, в простенках между высоко расположенными окнами с решетками, где в декоративные узоры изящно вплетена арабская вязь. Абрис витража по своим пропорциям повторяет декоративный мотив, встречающийся на наружных стенах мечети Ешиль-Джами.

Структурные изменения коснулись и Летней беседки. Ее колонны стали более массивными. После завершения перестройки

беседка оставалась открытой с трех сторон, вероятно, что в этот период был установлен в центре фонтан с бассейном в стиле турецкого барокко, не исключено, что его могли перенести из Зала Дивана.

Позже, в 20-х гг. XX в., во время ремонта под руководством архитектора Колодина, беседка была застеклена. Были поставлены деревянные панели с оконными переплетами и цветными стеклами. Стены расписал клеевыми красками мастер Кладо, резной потолок с плафоном выполнил унтер-офицер Дорофеев. Во время реставрации 1960-1962 гг. были обнаружены изящные рисунки на падугах и пейзаж над входом, вероятно, принадлежащие мастеру Омеру.

Над Летней беседкой был возведен Золотой (или Фруктовый) кабинет, стены которого расписаны архитектурными деталями с позолотой и алебастровыми вставками с изображением фруктов. Потолок резной, деревянный, в центре - хрустальная люстра. Окна расположены с трех сторон в два яруса, в четвертой стене - входная дверь и высокий камин. Это единственное помещение, в котором было прорублено сразу два ряда окон. Xарак-терной особенностью почти всех помещений, в том числе и Золотого кабинета, являются камины, куда ставились мангалы. Внешним их выражением являются многочисленные фигурные трубы. Лепные и живописные работы, выполненные Омером, носят восточный характер и в то же время они проникнуты влиянием европейского искусства, которое шло на Восток через Турцию от французских мастеров, которых приглашали султаны для выполнения декоративных и строительных работ [8, с. 41].

В Фонтанном дворике появляется более изящный «Фонтан слез». Надпись над ним гласит следующее: «Там, в райском саду, праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсе-биль» [5, с. 498].

После длительных исследований, на основе воспоминаний старожилов Бахчисарая, выяснилось, что резная плита Фонтана слез находилась в мавзолее-дюрбе Диляры Бикеч и появилась во дворце к приезду Екатерины II в 1878 г.; раньше здесь была лестница, ведущая в верхние комнаты. При переделке она была заменена новой, более широкой и удобной. Возможно, следы этой

переделки представляют собой заделанные арки в павильоне около Зала Суда [10, с. 9].

Ханский некрополь у южной стены Большой Ханской мечети - не единственный погребальный комплекс в дворцовом архитектурном ансамбле. С юга к садовым террасам Ханского дворца примыкало еще одно кладбище. Но сохранилось лишь одно дюр-бе Диляры Бикеч, известное в популярной и художественной литературе как мавзолей Марии Потоцкой. Надпись на плите, ранее украшавшей вход мавзолея, а теперь хранящейся в лапидарии заповедника, приводит дату 1177 г. х. = 1764 г. Дюрбе Диляры-Бикеч относится к более поздним купольным мавзолеям [1, с. 25].

Основной план сооружения представлен в виде 8-гранника. Стены заканчиваются аттиком, на котором стоит 8-угольный барабан, каждая грань которого обработана четырьмя малыми декоративными арочками. На фасаде на каждой грани в виде двойного пояса идут по три арочки декоративного назначения. Купол выложен из квадратного обожженного кирпича. Внутри переходная часть от основания к верхней части обработана восемью плоскими полуциркульными арочками. Стены и купол внутри были хорошо оштукатурены и очень просто расписаны. Купол снаружи был покрыт свинцом. Памятник этот имеет большое значение в истории развития татарского монументального зодчества в Крыму [4, с. 16].

За те два с половиной столетия, которые Хансарай служил резиденцией главы Крымского государства, его внешний облик претерпел существенные изменения. Непросто будет в точности восстановить ту последовательность перемен, которые в итоге привели к формированию знакомого нам нынешнего его облика. Тот облик, который Хансарай имеет сейчас, в общих чертах сложился в ХУШ в., когда орнаментальное и строительное искусство Крымского ханства достигло высот совершенства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асеев Ю.С. Архитектура Крыма. Киев: Госстройиздат УССР, 1961. 580 с.

2. Барон де Тотт. Воспоминания о пребывании среди турков и татар. 1784. 544 с.

3. Берг Н.В. Бахчисарай: Отрывок из походных заметок // Библиотека для чтения. 1857. Кн. 2, отд.2. С. 1-30.

4. Боданинский У.А. Татарские «дюрбе» - мавзолеи в Крыму. Симферополь, 1927. 58 с.

5. Борзенко А.А. Бахчисарайские арабские и турецкие надписи // Записки одесского общества истории и древностей, Т. II, отд. 2-3. 1850. С. 489-528.

6. Броневский М. Описание Крыма // Историческое наследие Крыма. Симферополь, 2005. №10. 183 с.

7. Горчакова Е. Воспоминания о Крыме. М.: «Симферопольская городская типография», 1880. 390 с.

8. Домбровский Ф. Дворец крымских ханов в Бахчисарае. Симферополь: Таврические губернские ведомости, 1863. 76 с.

9. ¡браггмова А. М. Динашка розвитку Бахчисарайського Хансько-го палацу ХУ-ХУШ ст.: автореф. дис. ... канд. id. наук. К., 2013. 16 с.

10. Котов Г.И. Бахчисарайский дворец // Зодчий. 1896. №. 1.

11. Крым. Путеводитель под руководством К.Ю. Бумбера, А.С. Вагина. Очерки Крыма. Симферополь: Тип. Таврич. губ. земства, 1914. 686 с.

12. Манштейн Г. Записки о России генерала Манштейна 17271744. СПб.: Тип. В.С.Балашева, 1875, 399 с.

13. Муравьев-Апостол И.М. Путешествие по Тавриде в 1820 году. СПб.: тип. при канцелярии МВД, 1823. 337 с.

14. Научный архив БИКАМЗ. Ф. 3. Оп. 1. Памятник архитектуры ХУТ в. Дворцовый комплекс в Бахчисарае. Бани Сары-Гузель. Комплексные научные изыскания. Т. 2. Кн. 3. Киев, 1990. 73 л.

15. Османов Э. Э. Медресе Бахчисарая // Гасырлар авазы - Эхо веков. Казань, 2014. № 1/2 (74/75). С. 243-250.

16. Челеби Э. Книга путешествия. Крым и сопредельные области. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Симферополь: Доля, 2008. 272 с.

Сведения об авторе: Эльвиз Эдемович Османов - преподаватель кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета (295015, Учебный пер., 8, г. Симферополь, Крым, Российская Федерация); elvis_osmanov@mail.ru

Khan's Palace in Bakhchisaray:

the basic building periods

Elviz Osmanov

(Crimean Engineering and Pedagogical University)

Abstract. This article describes the main construction stages of the Bakhchisaray Khan's palace as a monument of palace and landscape architecture. In the reign period of the Crimean Khans were done the most extensive construction works in the palace, which served as the basis of a proposal of periodization.

The compositional center, one of the earliest and the most magnificent building of the palace, is the Big Khan Mosque.

The Cemetery is also the unique place where 16 Khans, their relatives and confidants are buried. Two durbes have preserved there. One of them is the Durbe of Devlet I Geray and dates back to the KYI century and refers to the second construction period.

The next period takes the longest time, it will be determined in part from the seventeenth century - before the fire of the 1736. The oldest structure of the XVII century is the Divan Hall (the Hall of Council and Court), one of the ceremonial rooms where there are the traces of paintings belonging to the Khanate period.

The fourth period begins right after a fire of 1736, during the reign of Selyamet-Giray Khan (1740-1743). Perhaps the Aleviz Portal (Demir Qapi) was removed to the palace of the destroyed residence of Mengli Giray Khan in Salachik.

The next period is determined by the board of the Crimean Giray Khan (1758-1764, 1768-1769). At that time, there are still kept the paintings on the west facade of the Big Khan Mosque, was also built the Golden Cabinet, rebuilt Summer Arbour, built the mausoleum of Dilyara Biketch. The fountains and gardens formed an integral part of the ensemble.

The Khan Palace was built as the residence of tribal dynasty of Girays -the rulers of the Crimean Khanate and was the dwelling of the ruler for a period of his execution of the duties.

Keywords: Khan's palace, the palace complex, planning, construction periods, monuments of religious architecture, repair works.

REFERENCES

1. Aseev Yu.S. Arkhitektura Kryma [Architecture of Crimea]. Kiev, Gosstroyizdat USSR, 1961. 580 p.

2. Baron de Tott. Vospominaniya o prebyvanii sredi turkov i tatar [Memories of the stay among the Turks and Tatars]. 1784. 544 p.

3. Berg N.V. Bakhchisaray: Otryvok iz pokhodnykh zametok [Bakh-chisaray: A passage from marching notes]. Biblioteka dlya chteniya [Library to read], 1857, book 2, part 2, p. 1-30.

4. Bodaninskiy U.A. Tatarskie «dyurbe» - mavzolei v Krymu [Tatar "dyurbe" - mausoleums in the Crimea]. Simferopol, 1927. 58 p.

5. Borzenko A.A. Bakhchisarayskie arabskie i turetskie nadpisi [Bakhchisaray Arabic and Turkish inscriptions]. Zapiski odesskogo obshchestva istorii i drevnostey [Notes of the Odessa Society of History and Antiquities], vol. II, part 2-3, 1850, p. 489-528.

6. Bronevskiy M. Opisanie Kryma [Description of the Crimea]. Istoricheskoe nasledie Kryma - Historical heritage of the Crimea. Simferopol, 2005, no. 10, 183 p.

7. Gorchakova E. Vospominaniya o Kryme [Memories of the Crimea]. Moscow, «Simferopol'skaya gorodskaya tipografiya», 1880. 390 p.

8. Dombrovskiy F. Dvorets krymskikh khanov v Bakhchisarae [The Crimean Khans Palace in Bakhchisaray]. Simferopol, Tavricheskie gubernskie vedomosti, 1863. 76 p.

9. Ibragimova A.M. Dinamika rozvitku Bakhchisarays'kogo Khans'ko-go palatsu ХVI-ХVIII st.: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidatd istoricheskikh nauk [The dynamics of the Bakhchisaray Khan's Palace in the sixteenth and eighteenth centuries]. Kiev, 2013. 16 p.

10.Kotov G.I. Bakhchisarayskiy dvorets [Bakhchisaray Palace]. Zodchiy - Architect, 1896, no. 1, p.1-5.

11.Krym. Putevoditel' pod rukovodstvom K.Yu. Bumbera, A.S. Vagina. Ocherki Kryma [The Crimea. Sketches of the Crimea]. Simferopol, Tipografiya Tavricheskogo gubernskogo zemstva, 1914. 686 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.Manshteyn G. Zapiski o Rossii generala Manshteyna 1727-1744 [Notes on the Russian General Manstein 1727-1744]. Saint Petersburg, Tip. V.S.Balasheva, 1875, 399 p.

13.Murav'ev-Apostol I.M. Puteshestviepo Tavride v 1820godu [Travel Tauris in 1820]. Saint Petersburg, tipografiya pri kantselyarii MVD, 1823. 337 p.

14.Nauchnyy arkhiv BIKAMZ (Bakhchisarayskiy istoriko-kul'turnyy i arkheologicheskiy muzey zapovednik). F. 3. Op. 1. Pamyatnik arkhitektury XVI v. Dvortsovyy kompleks v Bakhchisarae. Bani Sary-Guzel'. Komp-

leksnye nauchnye izyskaniya. Vol. 2. Book 3. [Architectural monument of the sixteenth century. The Bakhchisarai palace complex. Bani Sari-Guzel. Complex scientific research]. Kiev, 1990. 73 p.

15.Osmanov E.E. Medrese Bakhchisaraya [Madrassas of Bahchisaray].

Ekho vekov - Echo of Centuries. Kazan, 2014, no. 1/2 (74/75), p. 243-250.

16. Chelebi E. Kniga puteshestviya. Krym i sopredel'nye oblasti. (Izvlecheniya iz sochineniya turetskogo puteshestvennika XVII veka) [A book of travels. The Crimea and adjacent areas]. Simferopol, Dolya Publ., 2008. 272 p.

About the author: Elviz Edemovich Osmanov - the teacher of the Department of History, Crimean Engineering and Pedagogical University (295015, Uchebniy lane, 8, Simferopol, Crimea, Russian Federation); elv-is_osmanov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.