Научная статья на тему 'Ханс Бельтинг: историк и теоретик искусства'

Ханс Бельтинг: историк и теоретик искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1274
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНС БЕЛЬТИНГ / "КОНЕЦ ИСТОРИИ ИСКУССТВА" / CONTEMPORARY ART / ТЕОРИЯ ИСКУССТВА / КРИЗИС ИСТОРИИ ИСКУССТВА / HANS BELTING / "THE END OF THE HISTORY OF ART" / THEORY OF ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яковлева Ольга Ильинична

В статье представлена краткая биография известного немецкого историка искусства Ханса Бельтинга. Дан обзор его научных работ, посвящённых искусству Средневековья и современной истории искусства. На их примере показывается, как в современном западном искусствознании идёт процесс пересмотра основных норм и принципов классической истории искусства. Актуальность данной темы обусловлена возросшим интересом к исследованию проблем кризиса в гуманитарных науках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hans Belting: Art Historian and Theorist of Art

The article is presented a summary biography of the famous German art historian Hans Belting. The review of his scientific works is given to the devoted art of the Middle Ages and contemporary history of art. On their example is shown how in contemporary western art criticism there is a process of revision of the main norms and principles of classical history of art. Relevance of this subject is caused by the increased interest to researching into the problem of crisis in the humanities.

Текст научной работы на тему «Ханс Бельтинг: историк и теоретик искусства»

ХАНС БЕЛЬТИНГ: ИСТОРИК И ТЕОРЕТИК ИСКУССТВА

Ольга Ильинична ЯКОВЛЕВА,

соискатель кафедры теории культуры, этики и эстетики социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, г. Москва e-mail: [email protected]

В статье представлена краткая биография известного немецкого историка искусства Ханса Бельтинга. Дан обзор его научных работ, посвященных искусству Средневековья и современной истории искусства. На их примере показывается, как в современном западном искусствознании идёт процесс пересмотра основных норм и принципов классической истории искусства. Актуальность данной темы обусловлена возросшим интересом к исследованию проблем кризиса в гуманитарных науках.

Ключевые слова: Ханс Бельтинг, «конец истории искусства», contemporary art, теория искусства, кризис истории искусства.

HANS BELTING: ART HISTORIAN AND THEORIST OF ART

O. I. Yakovleva, doctoral student of Department of the theory of culture, ethics and aesthetics, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture e-mail: [email protected]

The article is presented a summary biography of the famous German art historian Hans Belting. The review of his scientific works is given to the devoted art of the Middle Ages and contemporary history of art. On their example is shown how in contemporary western art criticism there is a process of revision of the main norms and principles of classical history of art. Relevance of this subject is caused by the increased interest to researching into the problem of crisis in the humanities.

Key words: Hans Belting, "the end of the history of art", contemporary art, theory of art.

Одним из параметров социокультурной динамики является, как нам известно, обновление языков искусства и, соответственно, сферы искусствоведческого знания [8]. По справедливому суждению Л. Ю. Лиманской, «история искусства создавалась и создаётся художниками, описывалась и описывается историками. Независимо от эпохи, это всегда форма поиска и способ обретения духовных смыслов. Объединяясь в большие стили, распадаясь на отдельные направления, искусство живёт в подвижном взаимодействии рациональных и чувственных оснований, питающих его истоки. Образный смысл произведения пересекается с индивидуальным опытом, в процессе восприятия прошлое оживает в настоящем» [7, с. 9].

Процессы инновационного характера, включая и движение художественно-эстетического характера, в немалой степени связаны с субъективным фактом,

с индивидуально-личностным вкладом деятелей культуры - от учёных до художников [9]. К разряду таких ярких личностей относится и Ханс Бельтинг, выдающийся историк искусства, один из самых влиятельных исследователей последних двадцати лет, создатель ярких и оригинальных теорий о природе искусства, в которых философские, эстетические и социально-политические идеи перекликаются с европейской культурной традицией.

Ханс Бельтинг родился 7 июля 1935 года в г. Андернах (Германия). Изучал археологию и историю искусства в университете г. Майнц. С самого начала обучения проявил интерес к истории средневекового искусства. Наряду с учёбой в университете, с целью расширения научного кругозора, проводил исследовательскую работу в Институте истории искусств общества Макса Планка (Bibliotheca Hertziana) в Риме. В 1959 году получил учёную степень по специальности история искусства и в этом же году продолжил образование и научные исследования в Гарвардском университете США. Он занимался в одном из крупнейших центров американской и мировой византинистики в Думбартон-Оксе в пригороде Вашингтона. Там он познакомился с такими крупными учёными, как Отто Демус, Андре Грабар, Дэвид Фридберг, Эрнст Канторович и Вернер Йегер. Как позже отмечал Бельтинг, в большинстве своём они были не столько историками искусства, сколько философами, филологами, теологами. Становление Бельтинга как учёного прошло под влиянием Эрнста Китцингера (Ernst Kitzinger), немецко-американского историка поздней Античности, раннего Средневековья и византийского искусства. Свою докторскую диссертацию он написал под его руководством. По результатам этого исследования в 1962 году была выпущена монография [11].

Наряду с академической, важной для Ханса Бельтинга являлась и педагогическая деятельность. В 1966 году он вернулся в Германию и начал преподавать в качестве ассистента профессора в Университете города Гамбург. В 1968 году, став преподавателем в этом же университете, он посвятил себя главным образом византийскому искусству и вопросу изучения средневекового искусства. Его лекции были живы и привлекали слушателей эрудицией и новизной. Здесь Бельтинг впервые отметил противоречия в подходах к изучению истории искусства, вследствие чего сложилось два направления его исследовательской деятельности на долгие годы: с одной стороны, традиционная история искусства, с другой - он предложил реорганизацию и пересмотр этой дисциплины.

В 1970 году Ханс Бельтинг получил звание профессора и до 1980 года преподавал в должности ординарного профессора истории искусства в Гейдельбергском университете. А в 1980 году он принял приглашение от университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене, где служил до 1992 года. 1980-1983 года были важным периодом в научной деятельности Бельтинга. Он возглавлял кафедру истории искусства этого знаменитого учебного заведения, которой ранее заведовал Генрих Вёльфлин, Вильгельм Пиндер, Ханс Янтцен, Ганс Зедльмайр и Штефан Браун-фельс. Ханс Бельтинг был шестым в череде этих блистательных имён.

В 1992 году, совместно с Центром искусства и медиатехнологий (ZKM), Ханс Бельтинг стал одним из создателей Высшей школы современного искусства и теории медиа (Hochschule für Gestaltung) в Карлсруэ, где преподавал до своего выхода на пенсию в 2002 году. Этот новаторский центр исследования современного искусства отличает широкий спектр изучаемых дисциплин. Здесь преподают

не только немецкие историки искусства, но и специалисты, приглашённые из других европейских стран: Швейцарии, Голландии, Франции, Англии, а также из Японии и Америки. В 2000 году там же Бельтинг основал Высший междисциплинарный курс и руководил им до 2003 года. На курс принимали исследователей из различных научных сфер: истории искусства, истории литературы, истории науки, философии, психологии.

С 2002 по 2003 год Ханс Бельтинг возглавлял кафедру европейского искусства Коллежа де Франс в Париже, где читал курс лекций по истории и теории искусства. В 2003 году он первым получил почётную степень доктора филологических наук в Институте искусства Курто в Лондоне. В 2003-2004 годах Бельтинг был приглашён на должность профессора Северо-западного университета в Чикаго. С октября 2004 года до конца 2007 года он возглавлял Дирекцию Международного научно-исследовательского центра культурных исследований в Вене, в качестве приглашённого профессора преподавал в Гарварде, Колумбийском университете, Школе высших исследований в Париже, Институте перспективных исследований в Берлине.

Ханс Бельтинг является членом ряда международных научных обществ, включая Американское философское общество, Американскую академию искусств и наук, Академию средневековой Америки, Институт перспективных исследований в Берлине. Он также член Гейдельбергской академии наук, Научной коллегии в Берлине, почётный член Академии наук Венгрии. Ханс Бельтинг является обладателем почётной степени Лондонского университета, членом Попечительского совета Музея современного искусства фонда Людвига в Вене (МиМ0К), кавалером ордена «За заслуги в науке и искусстве». В 2013 году он получил премию Агнесс и Элизабет Монган Центра исследований итальянского Возрождения Гарвардского университета во Флоренции. В 2015 году Бельтинг был удостоен Премии Бальзана за исследование европейского искусства (1300-1700 годов).

Поражает круг научных интересов Ханса Бельтинга. Основные направления его исследований - это искусство Византии, Средневековья, Возрождения, Нового времени, теория искусства, музеи и галереи в современном мире, искусство фотографии. Стремление учёного к объединению знаний из различных гуманитарных областей, одновременно с их глубоким изучением, стало основой его работ. Он - автор большого количества монографий по антропологии, эстетике, теории и истории искусства.

Есть все основания утверждать, что монографические работы Ханса Бельтин-га соответствуют потребностям в осмыслении современными учёными как диалектики традиций и инноваций в различных видах искусства в ситуациях смены культурно-исторических эпох [1; 6], так и сущности и последствий «эстетического поворота» на рубеже ХХ-ХХ1 веков [4; 5].

Помимо вклада Бельтинга в теоретико-историческую проблематику искусствознания, стоит отметить и ряд его исследований, посвящённых творчеству выдающихся западноевропейских художников прошлого и настоящего. Среди них: Дж. Беллини, Босх, Ян ван Эйк, Макс Бекман, Томас Струт, Билл Виола, Питер Гринуэй и Алекс Кац. Его книги переведены на десятки европейских и японский языки и изданы во многих странах мира. В нашей стране изучающие историю искусства до сих пор знакомятся с трудами Ханса Бельтинга в лучшем случае

по фрагментам переведённых текстов, а зачастую попросту в пересказе. На русский язык переведена только одна его работа [3].

Многочисленные публикации исследований Ханса Бельтинга способствовали расширению дискурса об истории искусства. В течение шестидесятых и семидесятых годов в своих работах он обращался главным образом к искусству Средних веков, прежде всего к искусству Средиземноморья - от раннехристианского до позднего Средневековья. Работа «Образ и культ. История образа до эпохи искусства» - главный труд Ханса Бельтинга об этом периоде. Основа исследования выражена в подзаголовке: «... История образа до эпохи искусства». Изучение византийского искусства, главным образом икон и фресок, позволило Бельтингу глубже исследовать отношения между образом и факторами, которые обусловливают эту связь. В этой работе он доказал, что между образом и произведением искусства существует фундаментальное базовое различие, и сделал этот аргумент краеугольным камнем своего исследования.

Цель Бельтинга в этой книге - попытка исследовать истинную функцию памятников Средневековья. Автор показал, как культ образов проник в христианство, какие иконографические формы были приняты, как они были преобразованы и как возникали споры вокруг интерпретации образов. Немецкий искусствовед обращается к образу как уникальному явлению человеческой практики, а не как к художественно-эстетическому предмету. Основное внимание автор сосредоточил не на историческом, формальном и сюжетном критериях, а на культурологическом аспекте в самом широком смысле. Нарушая границы исследования памятников культа, он уделил большое внимание их функционированию в общественной среде. «В этой монографии Бельтинг подробно изучает исторические и культурные обстоятельства генезиса иконы. Он прослеживает связи между христианским иконопочитанием и языческими традициями поклонения императорским изображениям, изготовления погребальных портретов и вотивных изображений. Обстоятельно рассматривая конкретные обрядовые стороны иконопочитания, Ханс Бельтинг тем не менее изучает понятие "образ" не только и даже не столько как художественную категорию, но как понятие философской антропологии, возникновение которого объясняется устройством человеческой психики, а эволюция объясняется историей традиции, этноса, социальным аспектом» [2, с. 5].

В целом исследования Бельтинга имеют скорее философский и культурологический характер, нежели искусствоведческий. Поэтому становление образа и его сущность, от поздней Античности до Средневековья, описаны в пределах общественного, политического и религиозного контекста образа. Этот методологический приём предполагает отказ от изучения памятников искусства исключительно как автономного явления и отказ от классического искусствознания, где искусство рассматривается как результат исторического прогресса. Религиозные образы рассматриваются им не как эстетические объекты, а как сущностные и реальные события жизни того времени. Поэтому с этой точки зрения искусство, как мы понимаем его сейчас, это следствие кризиса древнего образа, переоценка самого образа и в результате становление его как произведения искусства в эпоху Возрождения. Следовательно, история искусства и коллекционирование, возникшие в эпоху Возрождения, дали образу и его изображению другой смысл и значение. Став эстетическим объектом, образ утратил своё огромное значение и общественно-социальную ёмкость.

«История образа есть нечто иное, чем история искусства ... Понятие "искусство", как хотел бы здесь толковать его автор, предполагает кризис древнего образа и его новую оценку как произведения искусства в эпоху Возрождения. Эта оценка связана с представлением о самостоятельном художнике и с дискуссией о художественной природе его творения. В тот период, когда образы древних типов уничтожаются иконоборцами, появляются образы иного рода для собраний произведений искусства. Теперь можно уже говорить об эпохе искусства, продолжающейся доныне. Ей предшествовала эпоха образа, которую автор впервые пытается описать в её единстве» [3, с. 11].

Особое место в исследованиях Ханса Бельтинга занимают вопросы теории и методологии истории искусства. В течение двух десятилетий (1983-2003) он разрабатывал тему конца истории искусства. Актуальные направления научных исследований в этой области впервые Бельтинг изложил в монографии «Конец истории искусства?», которая увидела свет в 1983 году [12]. В основу монографии легла речь, которую Бельтинг произнёс при вступлении на должность руководителя кафедры истории искусств Мюнхенского университета имени Людвига-Максимилиана. В этом выступлении он отметил, что интерес от художественного произведения и художественных практик смещается к дисциплине, которая их изучает,- истории искусства. В 1984 году вышло второе издание книги «Конец истории искусства?» [13]. В 1985 году Ханс Бельтинг публикует краткий очерк, сокращённую версию основных идей книги «Конец истории искусства?», во французском научном журнале "La Revue de l'Art" [14]. В 1987 году в издательстве Чикагского университета вышел перевод этого очерка, выполненный Кристофером Вудом, на английском языке с предисловием Ханса Бельтинга [15]. В 1989 году вышел перевод на французском языке [16].

В предисловии к американскому изданию Бельтинг даёт пояснение по поводу раздражения и недоумения, которое вызвало (и продолжает вызывать.- О. Я.) заглавие его работы. «Казавшаяся, на протяжении долгого времени, очевидной приверженность к идее всеобъемлющей, универсальной "истории" искусства -внезапно рассыпалась. Но размышления по поводу смерти истории искусства, конечно, не предсказывают конец истории искусства как научной дисциплины. Наш вопрос, скорее, освобождение от общепринятых моделей исторического изложения искусства, освобождение, часто осуществлённое на практике, но редко серьёзно и глубоко осмысленное» [15, p. IX]. Такое пояснение автора концепции «конца истории искусства» имеет немаловажное значение не только для современных искусствоведов, но и для субъектов художественного образования [10].

Симптоматично, что и спустя несколько лет, в период между 1994 и 1995 годами, инициированная Бельтингом тема нашла продолжение в книге «Конец истории искусства: пересмотр, десять лет спустя» [17]. Вопросительный знак первого издания был удалён, так как это уже не был вопрос для дискуссии, а - утверждение того, что классическая история искусства достигла своего конца.

В 2003 году в издательстве Университета Чикаго на английском языке была опубликована «История искусства после модернизма» [18]. «"История искусства после модернизма" означает не только то, что сегодня искусство отличается от предыдущего, но и то, что наш дискурс о нём принял другое направление» [18, p. VII]. В это исследование Бельтинг добавил главы, посвящённые вопросам

глобализации искусства, появлению новых видов искусства, роли и значению художественных музеев в современном мире, исчезновению границ между высоким и низким искусством и т.д.

На протяжении трёх десятилетий Ханс Бельтинг определял основные темы для теоретических исследований, которые получили развитие в работах последующего поколения историков искусства. Его работы оказались новаторскими по своему характеру. В них он показал, что в современном европейском искусствознании идёт процесс пересмотра основных норм и принципов классической истории искусства. «В настоящее время состояние истории искусства как науки и самого искусства переживает не лучшие времена. Инициирование дискуссии об этих проблемах кажется более необходимым, чем предложение какой-либо программы действия. В самом деле, я избегаю строить какие-то "методы" истории искусства. Наоборот, я убеждён, что сегодня возможны только временные, условные или даже фрагментарные суждения и высказывания» [15, р. XII].

Следует отметить, что большинство работ Бельтинга написано сложным академическим языком, рассчитанным на специалистов. Будучи выдающимся исследователем, он многое сам ставит под сомнение и призывает учёных вступать в дискуссию для поиска путей преодоления кризиса современного искусствознания. Именно этим объясняется факт заслуженного признания, авторитета и растущей популярности его работ, а также то, что труды Ханса Бельтинга всё глубже изучаются, чаще публикуются и обсуждаются в различных научных изданиях.

В заключение хочется отметить, что современная наука, так же как и искусство, не терпит абсолютных истин и исчерпывающих ответов, в то же время обе эти символические формы культуры не способны существовать без понятий и определений, которым, в свою очередь, необходимы объяснения и интерпретации. Важность каждого научного исследования историка искусства, культуролога, философа, влияющего на теорию и историю искусства, сегодня сложно оценить, но именно уровень влияния каждого из них позволяет с большим трудом прокладывать путь к новому знанию, к новому пониманию искусства и истории искусства как научной дисциплины.

Литература

1. Айрапетян С. Г. Э. С. Маркарян (1929-2011) - основатель армянской культурологической и традициологической школы // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств.- 2015.- № 4 (19).-С. 13-20.

2. Беликов А. В. Эстетический смысл канона в византийском искусстве [Электронный ресурс]: дис. на соискание учёной степени кандидата философских наук : 09.00.04 - эстетика / Беликов Антон Витальевич ; Институт философии РАН.- Москва, 2014.

3. Бельтинг X. Образ и культ: История образа до эпохи искусства / пер. с нем. К. А. Пиганович.- Москва : Прогресс-Традиция, 2002.-748 с.

4. Волобуев В. А. Эстетические основы современного искусства // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств.-2015.- № 1 (16).- С. 59-61.

5. Гаврилина Л. М. Эстетический поворот конца ХХ века и проблема самоопределения эстетики: рецепция кантовских идей // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств.- 2015.- № 2 (17).-С. 78-86.

6. Зорилова Л. С. Романтизм в музыкальной культуре Западной Европы // Культура и образование.- 2014.- № 1 (12).- С. 52-56.

7. Лиманская Л. Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта: исследование по теории и методологии искусствознания / Российский государственный гуманитарный ун-т (РГГУ).-Москва : Издательский центр РГГУ, 2004.- 222, [1] с. ил.

8. Флиер А. Я. Гибкость и вариативность культурной социодинамики // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств.-2015.- № 2 (17).- С. 16-26.

9. Шибаева М. М. Человек культуры как ценностно-смысловая и творческая яв-ленность Имени // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2015.- № 6 (68).- С. 30-38.

10. Шибаева М. М. Художественное образование в универсуме культуры // Культура и образование.- 2014.- № 1 (12).- С. 10-15.

11. Belting H. Die Basilica de SS. Martiri in Cimitile und ihr frühmittelalterlicher Freskenzyklus.-Wiesbaden: Franz Steiner, 1962.- 165 p.

12. Belting H. Das Ende der Kunstgeschichte? Überlegungen zur heutigen Kunsterfahrung und historischen Kunstforschung.- München, 1983.- 91 p.

13. Belting Hans. Das Ende der Kunstgeschichte? /- 2., veränd. Aufl.- München: Deutscher Kunstverlag, 1984.- 95 S.

14. La fin d'un tradition. Revue de l'art / Ministère de l'Education Nationale, de la Recherche et de la Technologie; Centre National de la Recherche Scientifique. ... publ. sous l'égide du Comité Français d'Histoire de l'Art, avec le concours du Ministère de la Culture.- Paris: Ed. du C.N.R.S, 1985.- Heft 69, S. 4ff

15. Belting H. The End of the History of Art?- Chicago. University of Chicago Press, 1987.- 120 p.

16. Belting H. L'Histoire de l'art est-elle finie?[Texte imprime]/ trad. De l'allemand et de l'anglais par J. F. Poirier et Y. Michaud.- Nîmes: J. Chambon, 1989.- 146 p.

17. Belting H. Das Ende der Kunstgeschichte: Eine Revision nach zehn Jahren.-Munchen: Beck, 1995.- 606 p.

18. Belting H. Art History after Modernism.- Chicago, University of Chicago Press, 2003.- 226 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.