Научная статья на тему 'Халяль покоряет исламскую умму Индонезии'

Халяль покоряет исламскую умму Индонезии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДОНЕЗИЯ / ХАЛЯЛЬ / ТУРИЗМ / МЕДИЦИНА / КОСМЕТИКА / МОДА / INDONESIA / HALAL / TOURISM / MEDICINE / COSMETICS / FASHION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Лариса Михайловна

В статье показаны распространение принципа халяль в современной Индонезии практически на все сферы жизни мусульман, достижения индонезийской промышленности, туризма, финансов и других отраслей хозяйства в этой сфере. Подчёркивается, что принцип халяль используется властями для контроля за мусульманской общиной и исламскими организациями, а также для борьбы за лидерство Индонезии в мировой умме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Halal conquers the Islamic Ummah of Indonesia

The article shows the spread of the halal principle in Indonesia to almost all areas of Muslims’ life, the achievements of Indonesian industry, tourism, finance and other sectors of the economy in this area. It is emphasized that the principle of halal is used by the authorities to control the Muslim community and Islamic organizations, as well as to aspire to Indonesia’s leadership in the world Ummah.

Текст научной работы на тему «Халяль покоряет исламскую умму Индонезии»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 2 (43), 2019_

© Ефимова Л.М.

МГИМО (У) МИД РФ

ХАЛЯЛЬ ПОКОРЯЕТ ИСЛАМСКУЮ УММУ ИНДОНЕЗИИ

Халяль - продукция - это то, что разрешено к использованию в исламе. Эти продукты не должны содержать веществ, которые считаются нечистыми согласно канонам Ислама (наджаса), Они должны быть приготовлены и обработаны с использованием оборудования или посуды, которые не содержат наджаса, в стадии подготовки, обработки или хранения не вступают в контакт и (или) не хранятся вблизи любого вида нехаляльной продукции. Подразумевается, что это экологически чистый продукт, полезный для человека.

Халяльная индустрия теперь расширилась за пределы пищевой промышленности, включая фармацевтические препараты, косметику, товары для здоровья, туалетные принадлежности и медицинские устройства, а также сектор услуг, такие как логистика, маркетинг, печатные и электронные СМИ, упаковка, брендинг и финансирование». Многие мейнстрим-бренды либо имеют халяль-ную сертификацию, либо планируют ее получить, потому что ха-ляль стал модной тенденцией.

Производство продукции халяль в последнее время превращается в большой и высокодоходный бизнес в мировом масштабе. Расходы только на пищевые продукты халяль составили в 2017 г. 1,4 трлн долл. США и могут достичь в 2023 г. суммы 2,6 трлн, возрастая в год на 11%. Ожидается, что к 2022 г. эта сумма вырастет до 1,9 трлн. Расширение рынка продукции халяль обеспечивается неуклонным ростом в мире исламского населения. На первом месте среди исламских потребителей стоят индонезийцы (169,7 млрд долл. США)1.

Однако главными производителями и поставщиками на мировой рынок продукции халяль являются немусульманские страны, такие как Бразилия, Австралия, Франция . В сертификации халяль-продукции лидирует малайзийская организация JAKIM Департамента исламского развития Малайзии, которая считается одной из самых влиятельных в мире в этом вопросе. Однако в последнее время Индонезия как страна с самым большим и постоянно возрастающим мусульманским населением выдвигает претензии на ли-

дерство в мировой исламской умме и предпринимает усилия для превращения в мировой центр халяля.

Сертификация продукции халяль в Индонезии началась в 1989 г. и осуществлялась созданным в 1975 г. Индонезийским советом улемов (ИСУ), который практически монополизировал эту деятельность. Сертификация халяль постепенно превратилась в важнейший инструмент исламизации страны, обеспечения финансовой независимости ИСУ, повышения его политической и социальной роли внутри Индонезии. Совет постоянно расширял номенклатуру товаров, подлежащих сертификации, и распространял это требование на самые отдалённые районы страны. ИСУ стремился приобрести международное признание в качестве авторитетной организации - специалиста по халялю.

Индонезия добилась больших успехов в производстве продуктов халяль. В секторе туризма халяль она занимает пятое место в мир, в сфере халяль медицины и косметики - 6-е место, а в сфере исламских финансов - 10-е. Правительство прикладывает все силы, чтобы Индонезия входила в десятку крупнейших мировых производителей халяль продукции.

Халяль туризм. В туристической индустрии мусульманских путешественников считают следующим «миллиардным рынком» после Индии и Китая, ведь шестая часть населения мира - мусульмане.

Термин «халяльный туризм» вошёл в моду около десяти лет назад. Он стал новым направлением в турбизнесе. Это не просто размещение мусульман в отеле, но и активное обслуживание их религиозных потребностей. Главные требования к таким отелям включают их нахождение в пригодных для семейного отдыха местах вдали от ночных клубов и казино, отсутствие музыки и алкоголя на его территории, халяльное меню, наличие удобств для совершения пяти ежедневных молитв, расписания намазов и объявления о времени молитв, ковриков для молитв в отельных номерах и специальных молельных комнат; ванные комнаты с биде или ручным душем и специальные краны для ритуального омовения перед молитвой3. Гостям предлагают специальные экскурсионные программы по местам, связанным с историей ислама. Вечерний досуг также организуют в рамках мусульманских традиций.

Но первое правило таких курортных гостиниц — раздельные пляжи и бассейны и спа-центры для женщин и мужчин. В большинстве из них постояльцы разных полов вообще встречаются только

за завтраком, обедом или ужином, если, конечно, они не приехали на отдых вместе. Поскольку рост женского мусульманского туризма стал одним из главных трендов 2018 г., среди дополнительных опций предлагаются закрытые кабинки на пляжах, где женщины могут загорать не только в купальниках, но и топлес.

В ОАЭ на церемонии World Halal Tourism Award 2016 Индонезия признана лучшим местом для халяль-туризма. Стране достались 12 из 16 призов в представленных номинациях. Индонезийская провинция Западная Суматра была объявлена лучшим гастрономическим направлением, для культурно-исторического туризма выбрана провинция Аче, долина Сембалун на острове Ломбок названа как лучшее место для медового месяца. На Ломбоке гиды в любой сфере деятельности — от трекинга по вулкану Ринджани до дай-винга с морскими черепахами — учитывают все тонкости религиозного образа жизни. Некоторые туроператоры в Ломбоке уже создали оживленный бизнес по организации экскурсий для улемов или мусульманских ученых. Джакарта также заинтересована в развитии «шариатской туристической зоны» и планирует строить «шариатские отели».

Лучшим авиаперевозчиком для халяль-туризма признана индонезийская компания «Гаруда Индонезия» (Garuda Indonesia). Аэропорт имени султана Искандара Муда в городе Банда-Ачех стал лучшим халяль-аэропортом. Лучшим семейным отелем для путешественников-мусульман стала гостиница The Rhadana Kuta на Ба-

4

ли .

Халяль медицина. Халяльные фармацевтические препараты — это те лекарства, которые строго соответствуют исламу и не должны содержать тканей животных, насекомых, алкоголя и других веществ, запрещённых по законам шариата. Халяль медицина включает также требования к помещению (изолированность и наличие мест для совершения пятикратной молитвы), к внешнему облику персонала (для женщин - наличие хиджаба и скромной одежды), питанию. Немаловажным моментом стало обеспечение возможности пациента обратиться к врачу своего пола.

Основным регионом, занимающимся разработкой и освоением халяльных лекарств, являются Малайзия, Индонезия и Бруней. В настоящее время халяльные лекарства, по оценкам, составляют около одной трети общего дохода от глобального рынка халяль, при этом спрос значительно опережает предложение. Пока ключевыми игроками на этом рынке являются фирмы Малайзии.

В Индонезии идут дебаты о халяль лекарствах между палатой врачей Индонезии и ИСУ. Улемы утверждают, что лекарства должны производиться только фирмами, которые получили халяль сертификат, врачи же выступили против этого. Медицинская палата замечает, что врачи время от времени сталкиваются с просьбами больных давать им только халяль лекарства, пациенты в критическом состоянии не хотят принимать препараты, содержащие в себе продукты свиного происхождения, подвергая свои жизни опасности. Поэтому для мусульманских пациентов, жизнь которых подвергается угрозе, необходимо дать разрешение на применение препаратов, пусть даже на нехаляльной основе. Напротив, ИСУ настаивает на том, чтобы были соблюдены все стандарты производства халяль-содержащих лекарств, а фирмы-производители имели соответствующий сертификат. Кроме того, улемы подчеркивают, что Аллах в Коране велит использовать лишь дозволенное, и кроме критических ситуаций необходимо соблюдать закон Аллаха, а лекарства не являются единственным средством лечения. В опубликованном ИСУ докладе говорится, что среди 22 фармацевтических компаний, только 5 получили сертификат халяль и необходимо увеличить это число5.

В стране остро стоит проблема иммунизации. Многие родители отказываются прививать детей по религиозным соображениям. При производстве вакцины применяется желатин, для изготовления которого используется продукция свиноводства, что запрещено религией. Уже одно только заявление о том, что вакцина является «нечистой», может послужить для ультраконсервативных последователей ислама сигналом для отказа от иммунизации. В Индонезии приступили к разработке первой халяльной вакцины против кори и краснухи. Индонезийская государственная фармацевтическая компания Bio Farma заявила о начале разработки вакцины-халяль после того, как ИСУ официально объявил харам (запрет) на иммунизацию существующей вакциной. Но все же улемы поспешили объяснить, что ввиду угрозы распространения кори и краснухи в регионе мусульмане могут прививаться имеющейся вакциной до появления халяльной альтернативы6.

Халяль косметика. Косметические халяль продукты стали востребованы в связи с ростом покупательной способности мусульманских потребителей и увеличением спроса на продукты личной гигиены, которые отвечают исламским нормам. Ожидается, что глобальный рынок косметики халяль достигнет 54, 164 млн долл.

США к 2022 г., со среднегодовым темпом роста 15,2%. Продукты, сертифицированные авторитетными органами, повышают доверие потребителей и еще больше ускоряют рост рынка халяль косметики. Сегмент продуктов личной гигиены, таких как средства по уходу за лицом, волосами, телом и т.п., пользуются большим спросом и занимают 38,5% на мировом рынке косметики халяль .

С точки зрения шариата использование косметики женщинами не запрещено. Лечебно-профилактические и гигиенические средства по уходу за кожей лица и тела, волосами использоваться могут, если их состав не содержит запрещённых ингредиентов. А вот о спиртосодержащих косметических продуктах мнения улемов разошлись. По мнению всех учёных, вино относится к наджасу (нечистотам), однако насчёт чистоты этилового спирта возникли споры.

В ханафитском мазхабе, последователей которого много в Индонезии, всё, кроме вина, не считается наджасой (нечистотой), и если что-то из этого попадёт на одежду или молитвенное место, то не повредит. По мнению имама Шафии, школа которого доминирует среди индонезийских мусульман, любой имеющий в своём составе алкоголь продукт запрещён не только к употреблению в пищу, но и в других целях. Нанесение средств для красоты и духов с содержанием спирта загрязняет тело и является грехом. Однако многие современные богословы разрешают мусульманам спиртосодержащую косметику, поскольку она используется для наружного применения, а не для внутреннего.

Относительно макияжа существуют разные фетвы. Некоторые учёные разрешают использование декоративной косметики в умеренном количестве и разрешают исламским женщинам наряжаться и краситься. Другие улемы ограничивают обозначенные в Священном Коране «внешние украшения» лишь сурьмой для век. Есть и третья категория богословов, которые считают недозволенным женщинам выходить на улицу с накрашенным лицом8.

Индонезия находится на восьмом месте по производству лекарственных и косметических халяльных товаров, отставая от Малайзии (третье место) и Сингапура (второе место). Первое место у ОАЭ9. Эта

отрасль в Индонезии находилась в состоянии застоя . Однако в последнее время она стала развиваться, достигнув следующих показателей: к 2016 г. имелось уже 48 предприятий, производивших совокупно 5254 видов косметики халяль, в 2017 году - 64 предприятия, выпускавших 3219 типов продукции. В начале 2018 г.

число предприятий сократилось до 41, а видов продукции, сертифицированной как халяль, до 211511.

Халяль логистика. Рост халяльных товаров вызвал спрос на халяльную логистику - хранение, транспортировку и доставку до потребителя. Это требует специальных складов, хранилищ, транспортных средств, тары, разветвлённой организационной сети12.

В Индонезии эта система только создаётся, что препятствует развитию экспорта и импорта продуктов халяль. Одновременно возникает потребности в новых видах сервиса. Если грузовик использовался для перевозки нехаляльных товаров, то прежде чем его можно будет использовать для халяльной продукции, его следует «ритуально очистить с применением земли» семь раз. Тара с продукцией халяль не должна соприкасаться с тарой продукции неха-ляль13.

Исламская мода. Мусульманский стиль начинает занимать все более значительное место в мировой индустрии моды, тенденции нацелены на скромность и сдержанность. Индонезия - законодатель мод в мусульманском мире, за ней следует Малайзия и другие страны. Индонезия надеется стать Парижем мусульманской моды к 2020 г. благодаря смелому дизайну и современному креативному покрыванию головы.

В Индонезии считают, что мусульманская мода не должна ассоциироваться только с длинными черными одеяниями и что женщины-мусульманки могут появляться на публике в красивой, модной, современной одежде. Дизайнеры стремятся сохранить исламскую скромность, при этом не забывая о последних тенденциях моды, тем самым показывая, что женщина может быть красивой и современной и в закрытой одежде. Недопустимы прозрачные одеяния, голые животы или короткие юбки. Предлагаемая одежда покрывает женщину с ног до головы свободными струящимися тканями различных текстур и цветов. Предлагаются также яркие платки вместе с фирменными джинсами и рубашки с длинными рукава-

14

ми .

Для одеяний мусульманок рекомендуют использовать индонезийский батик, украшенные бисером шелковые блузы в сочетании с длинными струящимися шифоновыми юбками и цветастые туники с длинными рукавами и перьями, а также традиционные платья с шелковой вышивкой и шелковые шаровары. Настоящее царство бисера, кружев и ярких красок - такой видят современную мусульманскую моду в Индонезии15.

С каждым годом появляется все больше дизайнеров, которые создают настоящие модные шедевры для мусульманок. Их работы восхищают не только девушек ислама, но и тех, кто любит восточную эстетику и интересуется культурой Востока16.

Исламский банкинг. Первый исламский банк Муамалат был создан по инициативе президента Сухарто в 1991 г., и рост числа исламских банков начался в период реформ. Этому способствовал финансовый кризис 1997-1998 гг., когда рухнули многие обычные банки. К распространению исламского банкинга подключился ИСУ, выпустив в 2003 г. фетву о запретности обычных банков для мусульман. Чтобы не потерять клиентуру, обычные банки стали открывать исламские окна или отделения и приглашать в качестве консультантов-гарантов халяльности членов ИСУ. Совет стал выпускать фетвы по вопросам исламских финансов, страхования и других финансовых продуктов в таком количестве, что с ними приходилось считаться центральному государственному Банку Индонезии и министерству финансов. Государственные органы не могли выдавать лицензии на деятельность исламских банков без соответствующего сертификата ИСУ. Клиенты начали придавать большое

значение фетвам ИСУ в финансовой сфере.17

* * *

Принцип халяль - это не только религиозный, но и серьёзный экономический фактор. Как уже говорилось, рынок халяль быстро увеличивается в масштабах не только в Индонезии, но и в исламском мире в целом. Это открывает широкие возможности для экспорта валяльной продукции индонезийских производителей. Президент Юдойоно особо подчеркнул важность освоения этого рынка. Являясь страной с самым большим мусульманским населением в мире, Индонезия является одним из важнейших рынков для халяль-ной продукции. Многие международные компании уже отметили этот факт и наладили процесс сбыта своей продукции в этой стране. С учетом значимости халяльного рынка власти сделали контроль над ним государственной прерогативой.

В 2014 г. Юдойоно подписал закон № 33 о гарантиях халяльности продукции. Согласно этому закону, производители должны будут получать сертификаты халяль не только на конечную продукцию, но также на все виды сырья и оборудования, применяемые в производстве. Полномочия выдачи сертификатов халяль переходили от ИСУ к государству. Согласно закону, все продукты в Индонезии должны быть сертифицированы по стандарту «Халяль» как

внутри страны, так и за рубежом. Министерство религий учредило в 2018 г. Агентство по гарантии качества продукции халяль (BPJPH), что, как ожидается, станет стимулом для развития халяль-ной промышленности в стране. BPJPH консолидирует обязанности и функции в отношении как институциональных инструментов, регулирующей инфраструктуры, рабочих процедур, сертификационных услуг, систем мониторинга, так и аспектов развития внутрен-

18

него и глобального сотрудничества . При этом подчёркивалось, что ИСУ не исключается из этой процедуры, он будет давать заключение о халяльности продукта, а государство будет выдавать официальный сертификат. Цель индонезийских властей - превратить Индонезию в «Мекку» на мировом рынке халяльных товаров и

19

услуг .

1 Sheith Khidhir «Halal Indonesia: A booming industry» The ASEAN post, https://theaseanpost.com/article/halal-indonesia-booming-industry, accessed on 1 November 2018

2 Ibid.

http://islamosfera.ru/indoneziya-novyj-raj-dlya-musulmanskix-turistov/

4 https://golosislama.com/news.php?id=30759

5 https://islam-today.ru/zhenshhina_v_islame/krasota-i-zdorove/v-indonezii-idut-debaty-o-halal-lekarstvah/

6 https://pharmvestnik.ru/content/news/V-Indonezii-pristupili-k-razrabotke-pervoi-halyalnoi-vakciny-protiv-kori-i-krasnuhi.html

7

http://rus sianhalalexpo.ru/novosti/112-rynok-khalyal-kosmetiki-budet-rasti-na-15 -

2-v-god

8

https://islam.global/semya/musulmanka/pravila-vybora-kosmetiki-dlya-musulmanok/

9 https://sharianews.com/posts/4-alasan-industri-farmasi-dan-kosmetik-halal-indonesia-masih-tertinggal

10 https://tirto.id/saat-kosmetik-halal-memimpin-pasar-bP4r

11 https://www.cnnindonesia.com/gaya-hidup/20180329232035-277-

287005/mengenal-ketentuan-kosmetik-berlabel-halal-dari-lppom-mui

12

http://supplychainindonesia.com/new/jalan-panjang-logistik-halal-di-indonesia/

13

https://ppm-manajemen.ac.id/blog/artikel-manajemen-18/post/logistik-halal-peluang-yang-terlepas-1499

14 https://islam-

today.ru/obsestvo/indoneziya_namerena_stat_milanom_islamskoj_mody/

15 https://www.islamnews.ru/news-musul-manskaya-odezhda-mozhet-by-t-modn/

16 https://mylitta.ru/3657-vivi-zubedi.html

17

Ichwan Nur. Moch.Towards a Puritanical Moderate Islam: The Majelis Ulama Indonesia and the Politics of Religious Orthodoxy. p. 71-74.

https://www.researchgate.net/publication/323714563_3_Towards_a_Puritanical_M oder-

ate_Islam_The_Majelis_Ulama_Indonesia_and_the_Politics_of_Religious_Orthodo

xy_Explaining_the_Conservative_Turn

18

http://russianhalalexpo.ru/novosti/100-indoneziya-vkhodit-v-top- 10-mirovykh-potrebitelej -khalyal

19 http://umma.news/indoneziya-stremitsya-k-lidiruyushhim-pozitsiyam-na-mirovom-rynke-halyal/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.