Научная статья на тему 'Хабаровский край в свете экологических проблем'

Хабаровский край в свете экологических проблем Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4775
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хабаровский край в свете экологических проблем»

Передовые статьи

УДК 577.4 (571.62) H.H. Ефимов

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ В СВЕТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Министерство природных ресурсов правительства Хабаровского края

Чтобы отчетливо представлять себе современное состояние окружающей среды в крае, главные экологические проблемы и возможные пути их решения, важно представить положение края в составе России и Дальневосточного региона. От территории региона его доля составляет 12,7%, от населения — 21,2%. Плотность населения края 1,9 чел./км2, что в 1,6 раза выше, чем в регионе, но в 4,5 раза ниже среднероссийской.

О том, насколько напряженной является экологическая ситуация в крае, свидетельствуют результаты проведенного нами сравнительного анализа. По суммарному объему выбросов и сбросов загрязняющих веществ в воздух и водные объекты, а также отходов производства и потребления экологическая нагрузка в Хабаровском крае составляет 296 т/км2, в то время как в Приморье — 2800 т/км2, на Сахалине — 817, в Еврейской автономной области — 327. По показателю удельной нагрузки на одного жителя лидирует также Приморский край — 214 т/чел., Магаданская область — 200 т/чел. Хабаровский край занимает третье по региону место —155 т/чел. Благополучнее всего ситуация обстоит в Еврейской автономной области и на Камчатке.

Отмечаемая в последние годы тенденция к росту объемов промышленного производства в регионе имеет следствием усиление экологической нагрузки в виде возрастания объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Единственно возможным способом снизить остроту ситуации является экологизация промышленного производства как главного фактора ухудшения качества среды. Реально уровень отношения органов государственного управления и хозяйствующих субъектов к охране природы определяется объемом инвестиций, направляемых на природоохран-

ные мероприятия с целью обеспечить соответствие производства нормам законодательства об охране природы. С учетом того, что природоохранные инвестиции включаются в состав производственных затрат, представляется показательным сравнить субъекты ДВ-региона по удельному весу природоохранных затрат в объеме производства промышленной продукции.

На начало 2000 г. Хабаровский край выгодно отличался по данному показателю от своих дальневосточных соседей. При изменении среднере-гионального значения от 0,4 до 1,0% удельный вес природоохранных затрат в общем объеме продукции промышленного производства в Хабаровском крае составляет 1,8%. В пересчете на одного жителя в крае приходится 304 руб. природоохранных инвестиций, по остальным территориям — от 53 руб. (Амурская область) до 285 руб. (Сахалин). Данная закономерность сохраняется и в сравнении с объемом валового регионального продукта (ВРП): край имеет 0,9% против 0,2—0,6% по другим субъектам Дальнего Востока.

На примере края отчетливо проявляется тесная связь между экологией и экономикой. Динамика изменения объемов промышленного производства и природоохранных инвестиций, начиная с 1995 г., свидетельствует, что решение экологических проблем напрямую зависит от уровня экономического развития территории. Иными словами, чем более эффективной является экономика, тем большее внимание уделяется решению экологических проблем, тем ближе цель экологизации производства.

Это важно для понимания истинного характера взаимоотношений, существующих между экологией и экономикой, в противовес расхожему мнению о существовании между ними непреодолимых противоречий. Да, в основе взаимоотно-

шений природы и современного человека лежит противоречие, если только человек осознанно не обрекает себя на примитивное существование, исповедуя философию "Назад, к природе!". Это противоречие связано с необходимостью брать у природы воду, лес, другие ресурсы для поступательного развития общества.

Даже вступив в третье тысячелетие, человечество не настолько преуспело в научно-техническом развитии, чтобы закрывать свои потребности в жизнеобеспечении за счет альтернативных природных источников. Пределов совершенствованию, как известно, нет, и такое время, вероятно, настанет, однако сегодня целесообразна более прагматичная постановка вопроса: не о преодолении объективно существующего противоречия между человеком и природой, а о большем, чем раньше, учете состояния окружающей среды и ее компонентов в ходе развития общества, о детальном прогнозировании возможных последствий нашей деятельности. При этом в ряду приоритетных ценностей главное место должна занять сама жизнь, а здоровье людей — стать показателем качества жизни и качества окружающей среды. Тезис об экологизации производства должен быть расширен до экологизации всех сфер нашей жизни, включая культуру и сознание. Однако это — тема философского исследования, которая требует особого разговора.

Практическое достижение указанных целей возможно только на основе сочетания политики жесткого экологического нормирования и санкций к "загрязнителям", стимулирования экологизации производственных процессов и разветвленной системы контроля. Приведенные сравнительные данные позволяют считать, что экологическая обстановка в Хабаровском крае не является катастрофичной по своей остроте, у наших ближайших соседей ситуация более напряженная.

По некоторым позициям край даже добился определенных успехов:

— наметился прогресс в деле экономии воды за счет использования оборотных систем (83% против 77 в среднем по России);

— показатель улова загрязняющих веществ в отходящих газах также выше среднероссийского (85% против 77);

— имея самый высокий в регионе показатель прироста производства промышленной продукции и занимая третье место по объему ВРП, край обеспечил самый высокий в регионе объем природоохранных инвестиций.

Это свидетельствовало о достаточно эффективных методах работы и системе государственного управления охраной природы в целом, однако...

Об экологических проблемах Хабаровского края

Отходы. Анализ тенденций изменения экологической ситуации показывает, что по количеству отходов производства и потребления Хабаровский край занимает второе место среди субъектов Дальневосточного региона после Приморья и третье место в регионе по объемам их образования. Еже-

годно в крае образуется свыше 1900 тыс. т отходов различного состава. Площадь земель, занятых свалками, составляет свыше 1,5 тыс. га. Особую опасность представляют токсичные отходы, объем ежегодного образования которых также увеличивается: в 1998 г. — 223 тыс. т, в 1999 г. — 652 тыс. т, в 2000 г. — 1975,8 тыс. т. Из-за отсутствия специализированных полигонов для складирования или захоронения отходы накапливаются на территориях предприятий, вывозятся на городские свалки.

В то же время объем утилизации и использования отходов остается низким — около 16%. При этом в повторный производственный цикл вовлекается лишь около 7% отходов. Это отработанные нефтепродукты, свинец аккумуляторных батарей, карбидный ил, формовочная смесь и т.д. По сравнению с 1990 г. заготовка вторичного сырья уменьшилась в 3 раза. Ею занимаются около 10 предприятий и организаций, которые либо продают вторсырье в Китай и Приморье, либо (в меньшей степени) используют.

Для расширения использования отходов предпринимаются определенные меры. В горнодобывающей промышленности силами предприятия "Дальолово" успешно осуществляется переработка хвостов обогащения руд на Солнечном ГОКе (в 2000 г. добыто 140 т олова, дополнительно создано 150 рабочих мест), разработаны направления извлечения из отвалов золота. Созданное с участием краевой собственности ООО "Рецедем" (Региональный центр демеркуризации) активно разворачивает работу по утилизации ртутьсодержащих отходов I класса опасности. Предприятие имеет филиалы в Комсомольске, Благовещенске, Петропавловске- Камчатском, Владивостоке.

На опыте сортировки бытовых отходов, выполняемой фирмой "Сталкер" в г. Комсомольске-на-Амуре, а также пилотных проектов с иностранными инвестициями, реализуемых общественными организациями в г. Хабаровске, разрабатываются предложения по внедрению раздельного сбора твердых бытовых отходов.

Задача управления отходами неразрывно связана с созданием механизма благоприятствования разворачиванию их "рынка" прежде всего методами экономического стимулирования. В условиях избытка некоторых видов сырья, например пластика, у предприятий нет оборотных средств для увеличения мощностей производства.

В сфере управления отходами стоят следующие задачи:

1. Создание ассоциации переработчиков отходов. Такая ассоциация способна обеспечить маркетинговые исследования, формирование базы данных о передовых технологиях, установление контактов с партнерами и инвесторами, участвовать в совершенствовании правовой основы обращения с отходами.

2. Разработка и внедрение механизма стимулирования переработки отходов, который, с одной стороны, должен включать предоставление кредитов и определенных льгот в части уплаты нало-

гов и, с другой, — усиление экологических требований к предприятиям, производящим отходы.

3. Внедрение системы раздельного сбора твердых бытовых отходов в городах края по опыту г. Комсомольска-на-Амуре.

4. Проведение образовательных и пропагандистских мероприятий среди населения — выпуск теле- и радиопередач.

Природные воды. За период с 1996 по 2000 г. объем забора свежей воды из природных объектов сократился с 580,7 до 545, 4 млн. м3 (на 6%). Основные потребители воды — промышленность (45% против 61,5 в 1996 г.), жилищно-коммунальное хозяйство (51% против 33 в 1996 г.). Объем водопот-ребления в бассейне Амура сократился на 6% за счет свертывания промышленных водоемких производств.

За период с 1990 г. доля загрязненных вод в структуре стоков практически не изменилась и остается на уровне 60%. Начиная с 1998 г., наметилась положительная тенденция к улучшению вод и доля загрязненных стоков снизилась до 57%. При этом если эффективность очистки стоков в промышленности достаточно высока (почти 72% стоков являются нормативно очищенными), то в жилищно-коммунальном хозяйстве она за десятилетие не изменилась, и сегодня весь объем стока, сбрасываемого через канализационные сети, относится к категориям "загрязненный" и "недостаточно очищенный". А это, без малого, 173 млн. м3, или 43% всех стоков края. Традиционно высоким остается уровень использования оборотных систем водоснабжения на предприятиях цветной металлургии (97%), нефтепереработки (92%).

При этом потери воды в распределительных сетях не только не снизились, но выросли за 10 лет с 17 до 37% (средний показатель потерь по России — 14%). Это связано с большой протяженностью муниципальных сетей (в целом по краю 1772,9 км), коллекторов и водоотводящих сетей канализации (1350,6 км). При этом в замене нуждаются 22—26% водопроводных сетей и 25% сетей канализации. Фактическая замена изношенных сетей на протяжении последних лет не превышает 1 % при нормативе 3—4% в год и связано с недостаточным финансированием ремонтных работ предприятий ЖКХ. В результате почти треть проб воды не отвечает химическим стандартам качества, а 13% — бактериологическим.

При суммарной мощности очистных сооружений в крае 229,9 млн м3 нормативная очистка обеспечивается за счет промышленных предприятий лишь для 10,05 млн м3. Это всего 4% от объема сбросов. На этом фоне муниципальные предприятия системы горводоканалов, принявшие на свой баланс большинство водопроводно-канализаци-онных сетей края, проводят жесткую политику по отношению к предприятиям-потребителям услуг по канализации стоков, устанавливая для них низкие нормативы допустимых сбросов в коллекторные сети. Предприятия вынуждены искать возможности либо разбавлять свои стоки, чтобы избежать штрафных санкций, либо сбрасывать их,

минуя канализационные сети. Например, Хабаровский НПЗ вынужден платить за услуги по отведению стоков свыше 12 млн руб. в год, а сбрасывая стоки, минуя горколлектор, — только 500 тыс. руб.

Создается впечатление, что горводоканалы стоят на страже чистоты Амура, штрафами предотвращая сбросы вредных веществ от предприятий. Однако эффект такой политики сомнителен: качество вод Амура на протяжении многих лет варьирует от "загрязненных" у г. Хабаровска до "очень грязных" у г. Амурска, а технологически современные очистные сооружения перегружены по гидравлике и не обеспечивают желаемой степени очистки.

Эффективность решения проблемы охраны природных вод в решающей степени определяется объемами направляемых на эти цели средств. Главным источником являются собственные средства предприятий. С 1990 по 1999 г. доля вложений в охрану вод сократилась с 90 до 14%. В 2000 г. она несколько выросла, составив 24% от всех природоохранных инвестиций. При этом средства водного налога, направляемые в распоряжение муниципальных образований, расходуются неэффективно. Так, из почти 4 млн руб., поступивших в 2000 г. в местные бюджеты на цели охраны вод от загрязнения, по целевому назначению израсходовано только 2,9 млн руб. Контроль за расходованием средств со стороны края отсутствует. В то же время хронически не хватает средств для завершения корректировки краевой программы обеспечения населения питьевой водой, для проектирования и строительства берегоукрепительных сооружений. За 10 лет из объектов противопаводковой защиты возведена только дамба в с. Дормидон-товка протяженностью 272 м, причем за деньги федерального бюджета (268 тыс. руб.). •

Важнейшей проблемой является взыскание задолженностей с плательщиков водного налога. Главными должниками выступают предприятия ЖКХ и теплоэлектроэнергетики. Возможными инструментами воздействия на должников является приостановление или прекращение права водопользования. Однако применение данных мер по отношению к социально значимым предприятиям нецелесообразно.

Состояние водных объектов края непосредственным образом зависит от решения этого комплекса проблем, в котором сошлись интересы предприятий, населения и экологии. Государственная и ведомственная сеть контроля качества вод представлена 67 комплексными пунктами наблюдения ДВ ГУМС, 12 створами системы Департамента природных ресурсов по ДВ-региону и 31 пунктом производственного контроля. При этом аналитические лаборатории на большинстве предприятий плохо оснащены приборами и реактивами. Рассчитываемые ими объемы и качество стоков не всегда соответствуют действительности.

В целом существующая сеть наблюдений крайне недостаточна для эффективного контроля за сбросами загрязняющих веществ и оценки реального уровня загрязнения водотоков края. В среднем

по краю на один створ наблюдений приходится 25-27 тыс. км2 территории.

Об атмосферном воздухе. Атмосферный воздух и вода - главные показатели качества окружающей среды, непосредственным образом влияющие на здоровье и комфортность жизни людей.

Необходимо признать, что за десятилетний срок край добился снижения объемов выбросов почти в 1,5 раза. Однако в связи с ростом в последние годы объемов промышленного производства и уменьшением численности населения объем выбросов на одного жителя края вырос со 191 кг в 1990 г. до 222 кг в 2000 г. При этом, если до 1997 г. доля выбросов без очистки неуклонно снижалась, то с 1998 г. наметился ее рост. Уровень утилизации уловленных загрязняющих веществ за 10 лет не изменился и остается в пределах 4%, остальные 96% — источник вторичного загрязнения почвы, воды, воздуха.

Если на уровне предприятий, имеющих стационарные источники выбросов, ситуация контролируется природоохранными органами, то с передвижными источниками выбросов ситуация сложнее.

Парк автотранспорта в настоящее время формирует почти половину объема выбросов в атмосферу (в 2000 г. - 48%). С 1994 по 1999 г. количество автомобилей выросло на 50 тыс. и достигло 243,9 тыс.

Эффективность мер по управлению выбросами от автотранспорта пока мала. Контролем выхлопных газов охватывается не более нескольких процентов автомобильного парка. Принятое в 1999 г. постановление о запрете реализации в Хабаровске этилированного бензина "работает", но эффект — снижение выбросов всего на 24 т в год.

Важнейшим на протяжении многих лет остается вопрос оценки фонового состояния атмосферного воздуха, что крайне необходимо как для расчета платы за загрязнение воздушного бассейна, так и для обоснованного нормирования выбросов в масштабах отдельного города и предоставления предприятиям соответствующих квот (разрешений). В настоящее время в г. Хабаровске имеется только 4 поста наблюдения, которые морально устарели и нуждаются в замене.

В этой связи организация эффективного управления вопросами охраны окружающей среды в настоящее время — одна из самых актуальных экологических проблем.

В соответствии с Указом президента Российской Федерации №867 от 17 мая 2000 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации" система органов управления в области охраны окружающей среды была существенным образом реформирована. В большинстве субъектов Российской Федерации были упразднены подразделения федеральных государственных специально уполномоченных органов в муниципальных образованиях. Сократилась численность работников указанных органов и на уровне субъектов Российской Федерации.

С 1993 по 2000 г. исполнение федеральных и краевых государственных, а также муниципальных

полномочий в области охраны окружающей среды осуществлялось органом федерального подчинения (крайкомэкологии) со структурными подразделениями на местах и обеспечивалось силами 238 сотрудников. Финансирование осуществлялось из федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований (ФОТ), внебюджетных экологических фондов (материальные затраты).

Деятельность действовавшей структуры управления обеспечивала эффективную координацию и экономико-правовое регулирование природопользования. Среднегодовые поступления в бюджет края от платы за загрязнение окружающей среды и экологические правонарушения составляли более 17 млн руб., размер предотвращенного экологического ущерба — более 400 млн руб., объем ежегодных природоохранных инвестиций из всех источников, включая средства хозяйствующих субъектов, — на уровне 150 млн руб.

Упразднение данной структуры существенно ослабило государственный и муниципальный экологический контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в сфере использования природных ресурсов и воздействия на состояние окружающей среды. На этом фоне действующее законодательство в области охраны окружающей среды, а также об административных правонарушениях не претерпело существенных изменений и по-прежнему предусматривает выполнение большей части полномочий по экологическому контролю, нормированию хозяйственной деятельности и привлечению виновных к ответственности должностными лицами и органами федерального уровня.

Федеральным законом №10-ФЗ от 12.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" полномочия субъектов Российской Федерации были расширены за счет предоставления права осуществления государственного экологического контроля. Однако порядок осуществления контрольных функций согласно закону устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации. По состоянию на август 2002 г. каких-либо правовых документов по данному вопросу не принято.

Наиболее острой является проблема отсутствия реальных контрольных полномочий у органов местного самоуправления, главным образом, по привлечению нарушителей природоохранного законодательства к ответственности. Несмотря на то, что основная часть практической работы с природополь-зователями ложится на плечи органов местного самоуправления, действующее законодательство об охране окружающей среды не определяет их прав сколько-нибудь однозначно. При этом обязанность обеспечения экологической безопасности хозяйственной деятельности на уровне муниципальных образований возлагается на местные органы.

В сложившихся условиях, пользуясь правами, предоставленными законом, Правительство края образовало собственный специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды (постановление губернатора края №272 от 23.05.2002 "О специально уполномоченном государственном органе Хабаровского

края в области охраны окружающей среды и должностных лицах в сфере организации и осуществления государственного экологического контроля"). Одновременно правовыми актами органов местного самоуправления были определены соответствующие уполномоченные органы в городах и районах края.

Данные уполномоченные органы представляют два уровня управления в сфере охраны окружающей среды на территории края: государственный и муниципальный. Несмотря на организованное между ними практическое взаимодействие, органы муниципального управления не являются структурными подразделениями государственного (краевого) специально уполномоченного органа в лице министерства природных ресурсов Хабаровского края, а их должностные лица являются муниципальными, но не государственными служащими. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством уполномоченные органы и дол-

жностные лица органов местного самоуправления не обладают совокупностью прав по государственному экологическому контролю.

Исходя из существующих правовых позиций, обеспечения эффективного экологического контроля на местном уровне возможно достичь тремя путями:

1. Восстановлением на местах ранее существовавших структурных подразделений федерального специально уполномоченного государственного органа управления (в настоящее время Департамента природных ресурсов по ДВ-региону или Главного управления природных ресурсов по Хабаровскому краю).

2. Созданием краевого специально уполномоченного государственного органа в форме государственного учреждения со структурными подразделениями на местном уровнё.

3. Посредством передачи органам местного самоуправления отдельных государственных (краевых) полномочий.

УДК 616 - 02 : 577.4 В.А. Рябкова

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИХ ИЗУЧЕНИИ

Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

Совокупность различных объектов химической, физической, биологической природы, объединенных в защитную самообеспечивающую систему, которая регулируется внутренними механизмами и внешними космическими воздействиями, называется биосферой. Сохранение и оздоровление биосферы, ее защита от антропогенного воздействия наиболее значимы ддя медицины, в задачи которой входит охрана здоровья человеческой популяции — одной из биоподсистем биосферы. Мировой опыт показывает, что третье тысячелетие существующая земная цивилизация встречает экологическим кризисом. Основные его проявления у многих на слуху. Это сокращения биоразнообразия, обезлесения, опустынивания, деградация поверхностных вод суши, наводнения, исчезновение с лица земли целых экосистем, рост концентрации углекислого газа в атмосфере, парниковый эффект, истощение озонового слоя и др.

Постепенно выходят из строя целые компоненты биосферы, например, Аральское, Балтийское, Средиземное моря со своими экосистемами, не говоря уже об экологических кризисах регионального значения, свидетелями которых стали уже и мы и которые неудержимо перерастают в экологичес-

кую катастрофу, в том числе и на территории ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Месяцами горят леса, "легкие планеты", в Дальневосточном регионе. Только в Хабаровском крае пожару подверглось до 2 млн 367 тыс. га тайги. По оценкам экологов, эти утраты не восполнятся в течение двух столетий. Если и в дальнейшем человечество будет продолжать воздействовать на биосферу теми же невиданными темпами, то это приведет к перерастанию экологического кризиса в биосферную катастрофу. Так, к примеру, если выбросы "парниковых" газов сохранятся на прежних уровнях, температура на планете поднимется через несколько десятков лет на 2-3°С, а это вызовет повышение уровня мирового океана, массовое затопление прибрежных районов от Петербурга до Токио, наступление пустынь, сокращение урожаев и многое другое.

В то же время следует признать, что глобальные последствия все еще недооцениваются большинством населения планеты, прежде всего потому, что не имеют реальной наглядности, не укладываются в сознании людей и не ассоциируются с их личной угрозой. Однако сотрясающие планету в последние годы землетрясения, смерчи, цунами, ураганы и особенно наводнения в Китае,

- И -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.