Научная статья на тему 'Гюлистанский мирный договор 1813 года и Российская политика на Южном Кавказе в XIX веке'

Гюлистанский мирный договор 1813 года и Российская политика на Южном Кавказе в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2277
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЮЛИСТАНСКИЙ ДОГОВОР / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОН / РОССИЯ / ПЕРСИЯ / БУФЕРНАЯ ЗОНА / ДИПЛОМАТИЯ / ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ / МЕЖДОУСОБИЦЫ / ЗАКАВКАЗСКИЙ КРАЙ / КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИКА / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / GULISTAN TREATY / SOUTH CAUCASUS / STRATEGIC REGION / RUSSIA / PERSIA / BUFFER ZONE / DIPLOMACY / THE FEUDAL DISUNITY AND CIVIL STRIFE / THE TRANSCAUCASIAN REGION / CULTURE / ECONOMY / GEOPOLITICAL INTEREST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исмаилова Алмаз Мусаевна

Рассматривается политика Российской империи на Южном Кавказе. Значительные территории Южного Кавказа вошли в состав России во время русско-иранской войны 1804– 1813 гг., кроме того, уделяется внимание последствиям этого вхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gulistan Treaty of 1813 and the Russian policy in the South Caucasus

The article considers the policy of the Russian Empire in the South Caucasus. Considerable areas of the South Caucasus became part of Russia during the Russian – Iranian war of 1804–1813. The entry of these territories was legally formalized at the signing of the Gulistan peace treaty on 12 October 1813. The article also pays a great deal attention to the consequences of that event.

Текст научной работы на тему «Гюлистанский мирный договор 1813 года и Российская политика на Южном Кавказе в XIX веке»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 36 (327). История. Вып. 58. С. 40-43.

А. М. Исмаилова

ГЮЛИСТАНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1813 ГОДА И РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ В XIX ВЕКЕ

Рассматривается политика Российской империи на Южном Кавказе. Значительные территории Южного Кавказа вошли в состав России во время русско-иранской войны 18041813 гг., кроме того, уделяется внимание последствиям этого вхождения.

Ключевые слова: Гюлистанский договор, Южный Кавказ, стратегический регион, Россия, Персия, буферная зона, дипломатия, феодальная раздробленность, междоусобицы, Закавказский край, культура, экономика, геополитические интересы.

Кавказа в состав Российской империи откры-

Кавказ всегда являлся стратегически важным регионом, к военно-политическому и экономическому присутствию в котором стремились мировые державы. Первая треть XIX в. явилась одной из важных вех этой борьбы, которая велась не только на дипломатическом уровне, но выливалась в жесткое военное противостояние. Европейские события - войны, дипломатическая борьба - находили свое отражение в важнейших принципах политики России и Персии, которыми эти государства руководствовались при выборе для себя вариантов решения кавказской проблемы.

Нынешние события на Кавказе вызывают у многих потребность освежить в памяти историю причастности России к судьбе этого края. Южный Кавказ в начале XIX в. являлся своего рода буфером, а местные народы - заложниками геополитических и экономических интересов крупнейших держав того времени.

Кавказ - древнейший и часто использовавшийся геополитический мост из Азии в Европу и из Европы в Азию. Для кавказского менталитета уместен тезис древнейшей мудрости - «единство в многообразии», что, в отличие от концепции однополюсного мира (атлантизм), означает формирование его мно-гополюсности. Кавказ принадлежит к крупнейшим физико-географическим, богатейшим историко-культурным и этнографическим ареалам мира. Этнический и языковой состав Кавказа весьма сложен. Здесь проживает свыше 50-ти народов и народностей, которые делятся на три языковые семьи: алтайская, иберийско-кавказская, индоевропейская.

Продвижение России на Кавказ было продиктовано экономическими, геополитическими и стратегическими причинами. Включение

вало широкие перспективы для развития торговли через черноморские порты, а также через Астрахань, Дербент и Кизляр на Каспии. В будущем Кавказ мог стать источником сырья для развивавшейся российской промышленности и рынком сбыта ее товаров.

Вторая половина ХУШ - начало XIX в. -это период включения территорий Кавказа в состав Российской империи. С исторической точки зрения это объяснялось растущим экономическим аппетитом Российской империи, ее стремлением захватить новые рынки, источники сырья.

Кавказ в указанный период был сферой столкновений интересов России, Ирана и Турции, при этом в секретной дипломатии участвовали также Англия и Франция. Они стремились любой ценой и каждая, конечно, в своих интересах ослабить Россию и расширить сферы своего влияния1. В этих условиях у России, на первый взгляд, оставалось одно основное средство воздействия на ситуацию - военные действия. Однако, учитывая про-российскую ориентацию немалой части кавказских народов, нельзя утверждать, что этот метод был единственным. Отношение народов Южного Кавказа к деятельности России на их территории было неоднозначным и варьировалось от добрососедских отношений, добровольного принятия подданства до вооруженного выступления. В 1801 г. к России добровольно присоединилась основная территория Грузии (Картли и Кахети), затем Мегрелия (1803), Имерети и Гурия (1804)2.

Несмотря на созданные Россией договорные отношения с некоторыми государствами, Персия проводила свой политический курс по укреплению в регионе в основном путем

военной агрессии. В 1801 г. вместе с аннексией Восточной Грузии началась оккупация азербайджанских земель. Все эти противоречия, которые сложились между Россией и Ираном, привели к русско-персидской войне 1804-1813 гг. Война началась летом 1804 г., когда шахские войска вторглись в Северный Азербайджан3. В 1803 г. русскими войсками была оккупирована территория Джаро-Белоканских обществ (джамаатов), в 1804-м русская армия заняла г. Гянджу4.

Экономические и политические факторы, побудившие царское правительство установить свое владычество над Южным Кавказом, наиболее обстоятельно и четко были разработаны товарищем министра финансов (с 1810 г. - министр) графом Д. А. Гурьевым. В своей записке он указывал, что главной причиной застоя каспийской торговли «являются смуты в Персии». В принципе, он выступал за перенесение государственных границ Российской империи к южным «естественным пределам Кавказа»5.

Русско-иранская война 1804-1813 гг. закончилась победой Российской империи. Был подписан Гюлистанский мирный договор (перс. - договор между

Российской империей и Персией (Ираном) 12 октября 1813 г. в селении Гюлистан (Карабах)6. По условиям мирного договора за Россией закреплялась вся территория, «какая

^ 7

ныне находится в совершенной их власти»7.

Статья третья этого договора гласит: «Его шахское величество в сим торжественно признает как за себя, так и за высоких преемников персидского престола принадлежащими в собственность Российской империи ханствы Карабагское и Ганджинское, обращенное ныне в провинцию под названием Елисаветпольской; также ханствы Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и Талышенское, с теми землями сего ханства, кои ныне состоят во власти Российской империй; притом весь Дагестан, Грузию с Шурагельскою про-винциею, Имеретию, Гурию, Мингрелию и Абхазию, равным образом все владения и земли, находящиеся между поставленною ныне границею и Кавказскою линиею, с прикосновенным к сей последней и к Каспийскому морю землями и народами»8.

Согласно статье пятой договора, Персия признала за Россией исключительное право иметь военный флот на Каспийском море.

Купцы обеих сторон получали право на свободную торговлю в Иране и в России. Гюлистанский мирный договор установил правовые нормы в торговле сторон, и ожидалось, что это увеличит масштабы торговли между Россией (и в первую очередь районами Кавказа) и Ираном9.

В результате русско-иранских войн к 1830 г. Российская империя смогла достичь значительных результатов, заключавшихся в присоединении больших территорий Южного Кавказа, установлении своего влияния на Каспийском море, снижении таможенных пошлин на ввозимые в Иран товары. Деятельность России на Кавказе имела целенаправленный характер и, несмотря на ряд осложняющих внешне- и внутриполитических факторов, была достаточно успешной.

С самого раннего периода своего формирования и до настоящего времени российское государство являлось многонациональным. Процесс вхождения территорий, населенных разными народами, достиг своего пика в XIX в., когда границы Российской империи стали расширяться на западе, в Азии, на Кавказе10.

Начиная с 20-х гг. XIX столетия, начались поиски методов организации управления Закавказьем в целом. Деятельность правительственных комиссий и должностных лиц в этом направлении завершилась принятием «Учреждения для управления Закавказским краем» в 1840 г.11 Изменения в управлении Южным Кавказом могли быть проведены по одному из следующих направлений:

а) система управления и правовой статус населения Закавказья оставался без изменений;

б) Закавказье должно было приобрести статус «богатейшей колонии» России;

в) Закавказье «сливалось» с Российской империей путем введения единых органов управления с центральными губерниями12.

В итоге Южный Кавказ приобрел новый правовой статус в составе Российской империи в XIX в. Южный Кавказ стал формироваться как неотделимая часть России. Для этого необходима была реформа управления, которая была проведена в 1840 г. Ее цель -установление единой системы органов исполнительной власти, присущей всем губерниям Российской империи. Реформа 1840 г. полностью исходила из интересов русской колониальной политики и совершенно не со-

ответствовала ни социально-экономическим, ни этнокультурным потребностям народов Южного Кавказа.

Включение значительной части Южного Кавказа к России привело к определенным последствиям: социальным, политико-административным, экономическим. В частности, включение Южного Кавказа, с одной стороны, избавило народы этого края от нашествий персидских и турецких захватчиков, привело к постепенной ликвидации феодальной раздробленности, помогло поднять экономическое развитие региона на более высокий уровень; с другой стороны, между кавказскими народами и русскими властями, а также русскими переселенцами, часто возникали трения на религиозной и этнической почве, что порождало высокую нестабильность в данном регионе России.

В то же время присоединение к России Южного Кавказа содействовало прекращению междоусобиц, феодальной раздробленности и работорговли, обеспечило преодоление экономической отсталости и замкнутости этого региона. Одним из важнейших последствий явилось появление здесь городов, крепостей, дорог, школ, развитие медицины, формирование интеллигенции, что предопределило возникновение таких новых условий жизни, которые разрешили ряд проблем социального развития. Достаточно отметить, что сложились те необходимые мирные условия, которые способствовали развитию экономической жизни. Безусловно, эти «мирные условия» не следует представлять себе как некий идеальный мир. Царской России была чужда идея национального самоопределения. Несмотря на колониальную политику царизма, в силу сложившейся на Кавказе в целом конкретной исторической обстановки присоединение Южного Кавказа к России объективно имело прогрессивное значение.

Появились целые районы промышленного виноградарства и виноделия, садоводства, животноводства, из которых продукция вывозилась в Россию. Дальнейшее развитие получили различные отрасли промыслов и ремесел, возникли промышленные предприятия. Рост дорожной сети способствовал созданию и расширению внутреннего рынка. Особую роль в этом отношении сыграло строительство железных дорог. 16 августа 1882 г. из Тифлиса в Баку был отправлен первый прямой поезд. Эта железная дорога соединила

Каспийское и Черное моря. В 1894 г. была построена ветвь Владикавказской железной дороги до г. Петровска. А в 1899 г. была построена дорога до Баку через Дербент. Движение по ней официально было открыто с 1 апреля 1900 г. Одним из важнейших прогрессивных последствий присоединения Южного Кавказа к России явилось открытие в крае светских школ. В развитии культуры этих народов огромную роль сыграли русский язык и русская интеллигенция. В результате присоединения к России представители кавказских народов впервые стали учиться в высших учебных заведениях России и Запада.

Во второй половине XIX в. на Южном Кавказе как части Российской империи осуществлялись преобразования, проводимые по аналогии с внутренними губерниями. На Южном Кавказе важнейшая буржуазная реформа - крестьянская - стала возможной лишь после размежевания земель в этом регионе. Размежевание оказалось трудновыполнимой задачей на Южном Кавказе ввиду малоземелья и отсутствия у многих собственников юридических оснований права собственности на землю. В целом эта задача все же была выполнена, так как без нее крестьянская реформа была бы невозможной.

В конце XIX в. имперская политика по унификации статуса Закавказья с внутренними губерниями становится особенно выразительной. Подтверждением этого стало принятие «Учреждение управления Кавказского края» 26 апреля 1883 г.12

Как ни парадоксально, но народам Кавказа этот полученный опыт их исторического развития пришлось пройти в 1990-е гг., переходя к товарно-денежным (рыночным) отношениям после распада СССР и смены общественно-экономических отношений в стране.

Будущее Кавказа в огромной степени зависит от предсказуемости политической линии федеральных властей России в изучаемом регионе, от стабильности экономической и духовно-политической жизни в крае, от сознания всех лидеров ответственности перед народами. На данный момент о реальной опасности усугубления политической и межэтнической ситуации можно говорить лишь гипотетически, поскольку, во-первых, Россия не останется здесь просто посторонней наблюдательницей, и, во-вторых, все кавказские народы кровно заинтересованы в обеспечении стабильности в регионе. Вместе

с тем Южный Кавказ в наше время переживает не самый легкий период в своей истории. Нерешенные противоречия между закавказскими республиками, а также новый этап их отношений с Россией, требуют специального изучения. Поскольку все эти проблемы имеют богатую историю, наполненную и добрыми делами, и противоречиями, уходят глубокими корнями в прошлое, то для понимания современных процессов и выхода из трудностей нельзя обойтись без основательного историко-правового анализа. Особенно это касается событий XIX в., когда шел процесс вхождения Южного Кавказа в состав России и развитие системы управления этим регионом.

Примечания

1 Балаян, Б. П. Международные отношения Ирана в 1813-1828 годах. Ереван, 1967. С. 129.

2 Акты Кавказской археографической комиссии. Т. II. Тифлис, 1868. С. 732.

3 Центральный государственный архив Грузии (ЦГИА Грузии). Ф. 2. Оп. 1. Д. 2624.

4 Ибрагимбейли, Х. М. Россия и Азербайджан в первой трети XIX века : (Из военно-политической истории). М., 1969. С. 89.

5 История войн России / авт.-сост. А. А. Спек-тор, Т. Л. Шереметьева. Минск, 2007. С. 118.

6 Полное собрание законов Российской империи. Собр. первое. Т. 32. 1812-1815. СПб., 1830. С. 208.

7 Юзефович, Т. Договоры России с Востоком. Политические и торговые. М., 2005. С. 641.

8 Полное собрание законов Российской империи. Собр. первое. Т. 32. С. 213.

9 Шюкуров, К. Современное значение Гюлистанского договора. Баку, 2006. С. 179.

10 Дегоев, В. В. Большая игра на Южном Кавказе : история и современность. М., 2001. С. 448.

11 Шишов, А. В. Схватка за Кавказ в XVI-XXI вв. М., 2007. С. 78.

12 Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Т. 30. 1881-1913. СПб., 1883.С. 208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.