ГП ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
УДК 37.034
Габбасов Николай Наилевич
адъюнкт
Пермский военный институт войск Национальной гвардии Российской
Федерации, Пермь, Россия 614112, Пермь, Гремячий Лог, 1, + 7 (342) 270-39-84 e-mail: [email protected]
ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ - ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА
Nikolay N. Gabbasov
Adjunct
Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation
1, Gremyachy Log, 614112, Perm, Russia e-mail: [email protected]
HUMANE TREATMENT OF PERSON - THE BASIS OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL OFFICER
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с воспитанием у будущего офицера гуманного отношения к человеку, в частности, к личному составу. Представлены результаты анкетирования, из системы методов воспитания выделен метод примера как приоритетный, а также показана роль педагогического общения в системе воспитания данного личностного образования.
Ключевые слова: гуманное отношение к человеку, курсант военного вуза, метод примера, педагогическое общение, будущий офицер, духовно-нравственное развитие.
Abstract. The article considers the issues related to the education of the future officers of the humane relation to the person, in particular, to personnel. Presents the results of the questionnaires as well as from the system of educational methods selected from the method of the example as a priority, as well as the role of pedagogical communication in the system of education of the given personal formation.
Key words: humane treatment of person, cadet of the military University, the method of example, pedagogical communication, future officer, spiritual and moral development.
© Габбасов Н.Н., 2017
Социально-политические, производственно-экономические,
межнациональные и межличностные отношения, возникающие в процессе развития общества, требуют их формирования на принципах гуманизма. Эта проблема приковывает к себе пристальное внимание общества, средств массовой информации, вызывает отклики и большой интерес у людей. В условиях, когда потеряны многие прежние идеалы, проблемы воспитания гуманного отношения к человеку остро ставятся на повестку дня. Объективные трудности в решении военно-профессиональных задач предполагают их преодоление в первую очередь за счет повышения роли человеческого фактора. Это ужесточает требования к подготовленности офицеров по решению гуманистических задач в военно-профессиональной деятельности. Комплексная подготовка будущих офицеров к решению этих задач может быть достигнута посредством эффективной реализации различных функций образования: обучения, воспитания и развития.
Анализ отзывов из войск на выпускников военных вузов показывает, что их подготовленность недостаточно соответствует потребностям войск: не сформирована осознанная ценностная ориентация, невысок уровень развития нравственных качеств личности, четко проявляется склонность к командно-административному стилю взаимоотношений с подчиненными, недостаточны практические умения и навыки работы с людьми с позиции гуманизма.
Готовность будущего офицера к взаимодействию с личным составом на основе гуманного отношения к человеку имеет важнейшее значение, ибо каждый человек - это самостоятельная личность, высшая ценность государства и общества, мерило общественного прогресса.
Под «гуманным отношением к человеку» офицера мы понимаем интегративное личностное образование, составляющими которого являются: когнитивный компонент, отражающий понимание человека как высшей ценности; эмоциональный компонент, характеризующийся неравнодушием к переживаниям, проблемам другого; поведенческий компонент, означающий оказание необходимой помощи военнослужащему.
В формировании гуманных взаимоотношений в армейском коллективе, существует ряд противоречий, которые необходимо преодолевать в процессе развития личности военнослужащего, а именно:
- между потребностью силовых структур государства, в том числе и войск Национальной гвардии Российской Федерации, в офицерах, у которых сформирована готовность к гуманному взаимодействию с подчиненными и неразработанностью научных основ формирования у будущих офицеров к взаимодействию с личным составом, на основе нравственной ориентации на человека;
- между существующими благоприятными условиями для формирования у курсантов военного образовательного учреждения высшего профессионального образования готовности к гуманному взаимодействию
Гп ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
с подчиненными и недостаточной реализацией этих возможностей в образовательном процессе.
Организуя исследование в области формирования у будущих офицеров готовности к взаимодействию с личным составом на основе гуманного отношения к человеку, нам необходимо было оценить состояние взаимоотношений в воинском коллективе в системах «курсант - курсант», «командир - подчиненный».
Была разработана анкета, содержание которой включало вопросы, направленные на изучение уровня данного личностного образования, а также вопросы, выявляющие характер взаимоотношений в коллективе военнослужащих. Исследовались отношения в системе «командир-подчиненный». Результаты анкетирования 147 человек на факультете автоматизированных систем управления Пермского военного института войск Национальной гвардии Российской Федерации по проблеме гуманного отношения военнослужащих показали, что 81 % офицеров командного звена отмечают необходимость изменений в системе взаимоотношений «командир -подчиненный». 89,4 % курсантов считают стиль общения в данной системе авторитарным.
Будущий офицер должен владеть социально-психологическими знаниями о сущности, содержании и структуре понятия «гуманное отношение к человеку, осмысливать гуманистические идеи, иметь представления об универсальных гуманистических ценностях.
Представление курсанта о гуманном отношении к человеку формируется в первую очередь под влиянием личности офицера, являющегося командиром подчиненного. Метод примера как метод формирования сознания и поведения личности является приоритетным в формировании гуманности как качества личности курсанта военного вуза.
Пример военного наставника, офицера, является стержневым фактором процесса воспитания у курсанта гуманного отношения к человеку. Важно, чтобы авторитет командира способствовал установлению доверительных и участливых отношений с подчиненными, которые способствуют развитию их духовно-эмоциональной сферы личности. В обязанности офицера входит педагогическая поддержка как деятельность конкретного наставника с конкретным обучающимся.
В процессе формирования у курсантов военного вуза гуманного отношения к человеку важны не столько методы и приемы воздействия на них, сколько внутренние ценности, позиции, которые освещают труд офицера-наставника, делают общение с ним значимым и развивающим для будущих офицеров. И здесь важно все: на что устремлен командир в своем труде; какова его педагогическая направленность, главное в которой - действенная ориентация на развитие личности курсанта; развиты ли у него перцептивно-рефлексивные способности, определяющие возможность проникновения в индивидуальное своеобразие личности будущего офицера; каковы
управленческие педагогические способности, которые обеспечивают влияние на отдельные поступки курсанта и его поведение в целом; каково профессиональное самосознание командира, ибо из осознания норм, правил, моделей своей профессии складывается профессиональное кредо, личная концепция труда наставника.
Совокупность использования методов и форм воспитания, направленных на гуманизацию взаимоотношений между курсантами, а также между командирами и подчиненными, позволит качественно повысить подготовку будущих офицеров по данному направлению, в частности, обратить внимание на гуманизацию воспитывающей среды, организацию воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей военнослужащего. Педагогическое общение позволяет освоить новые грани гуманистической позиции, способствует становлению педагогического такта, педагогической эмпатии, педагогической этики.
Таким образом, проблема воспитания у курсантов военного вуза гуманного отношения к человеку является актуальной проблемой современности, ибо данное отношение - это основа духовно-нравственного воспитания будущего офицера.