ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES) УДК 165.74
Агаркова С.В.
студент II курса филиал КузГТУ (Россия, г. Прокопьевск)
Научный руководитель: Малышева А.В.
кандидат исторических наук, доцент кафедры СГД филиала КузГТУ (Россия, г. Прокопьевск)
ГУМАНИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Аннотация: современный гуманизм приобрел свои черты с течением времени. Философы размышляли над идеей гуманизма на протяжении тысячелетий. Сегодняшние гуманисты смотрят на мир другими глазами, нежели люди прошлого. Глубинное убеждение гуманизма в том, что все имеет естественную причину, а не сверхъестественную причину, поэтому он находится под знаменем философского натурализма.
Ключевые слова: гуманизм, философия, современность, экзистенциализм, Колуччо Салютати, Франческо Петрарке, Сартр, Мануэль Хризолор, Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Стюарт Милль, Жан Жак Руссо, бог, познание, история, учение.
Гуманизм - это подход к жизни, основанный на рациональном мышлении и
включающий этику, основанную на наших общих человеческих ценностях и
человеческом сострадании. Если человек живет без религии и стремится делать добро
в обществе только ради добрых дел, то он естественный гуманист. Глубинное
убеждение гуманизма в том, что все имеет естественную причину, а не
сверхъестественную причину, поэтому он находится под знаменем философского
5
натурализма и подавляющее большинство гуманистов являются атеистами. Наука и разум продолжают оказывать существенное положительное влияние на гуманизм. Активисты-гуманисты обычно борются за права человека в светской политике.
Секуляризм пропагандируемый секуляристами это убеждение, что религия должна быть частным, личным, добровольным делом, которое не навязывается другим людям. Поэтому общество и официальные органы должны быть нейтральными в отношении религии. Светский гуманизм гарантирует, что предвзятость не существует для конкретной религии, так как гуманисты обращаются с равным уважением ко всем. Это единственный демократичный способ действовать в глобализированном мире, где население может свободно выбирать свои различные религии.
Согласно Международному гуманистическому и этическому союзу (1НЕи), современный гуманизм можно проследить до 1850 года по четырем различным философским движениям, три из которых объединились в 1НЕи в 1952 году.
Гуманизм впервые достиг публичной известности благодаря Франческо Петрарке (1304-1374), чьи достижения впечатлили его современников-гуманистов. Его непосредственными учениками были Джованни Боккаччо (1313-1375) и Колуччо Салютати (1331-1406), оба флорентийцы. Салютати с 1375 года и до своей смерти, много сделал для поощрения роста гуманизма, особенно с помощью гуманистов, таких как Мануэля Хризолора (ок. 1353-1415) приведя его во Флоренцию, где он преподавал греческий язык в течение трех лет (1397-1400).
Что же касается экзистенциализма то возможно это больше, чем любая другая философия, которую трудно определить. Называя это философией существования, мы не продвигаемся к определению, пока существование не будет определено. Более того, экзистенциализм, кажется, связан с известным именем, таким как Сартр.
Определение миниатюры, которое часто дается для экзистенциализма, состоит в том, что это философия, подчеркивающая человеческое существование, а не движения, которые погружают его в жизнь.
Это можно рассматривать как форму гуманизма, но гуманизм часто подчеркивает рациональное, научное отношение к жизни. Экзистенциализм, как это ни
парадоксально, использует разум для осуждения, как разума, так и научной деятельности, потому что он обезличивает людей.
Философы размышляли над идеей свободы на протяжении тысячелетий. От Фукидида до Томаса Гоббса, Джона Локка, Джона Стюарта Милля и Жана Жака Руссо концепция свободы постоянно рассматривалась в некоторой степени в политической мысли. Это важная концепция, потому что мы должны решить, свободны ли люди, должны ли они быть свободными, что это значит и какие институты мы должны построить вокруг этих идей.
Религии, похоже, нет места в современной цивилизации. Наука поколебала веру людей в Бога. Бог и душа - теперь устаревшие понятия. Наша цивилизация чисто материалистическая. Духовные ценности больше не управляют действиями людей. С потерей духовной веры люди также потеряли свою основную поддержку, и источник утешения в час скорби. Растет недовольство жизнью. Люди не знают для чего жить. Таким образом, в обществе преобладает общее беспокойство. Поэтому поиск постоянных идей и политических убеждений постоянно претерпевают трансформацию, основываясь на социальные институты современного общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма. Москва - 2002. [Электронная версия] http://nkozlov.ru/book/32-osnovy-sovremennogo-gumanizma.html
Г. В. Гивишвили. Философия гуманизма. Поколение. 2009 - 496с.
Кувакин. В. Современный гуманизм. [Электронный ресурс]
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-gumanizm