Научная статья на тему 'Гуманизм педагогических идей И. М. Радецкого'

Гуманизм педагогических идей И. М. Радецкого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ / HUMANISTIC IDEAS / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ / HUMANISTIC TENDENCY / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / HUMANISTIC PEDAGOGY / ПЕДАГОГ-ГУМАНИСТ / ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIХ В / SECOND HALF OF THE XIX CENTURY / HUMANIST TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дергаева Светлана Сергеевна

Определены и выявлены педагогические идеи известного отечественного педагога и общественного деятеля второй половины XIX в. И.М. Радецкого: охрана жизни и здоровья детей, забота об их воспитании и образовании, улучшение материального положения учителя, увеличение числа учебных заведений, педагогических изданий, библиотек, пожертвований в пользу образования, рост численности учащихся, уровня грамотности и др. Обоснована гуманистическая направленность педагогических идей И.М. Радецкого, что вносит вклад в развитие гуманистической педагогики, педагогики ненасилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are determined and revealed the pedagogic ideas of a famous domestic pedagogue and public man of the second half of the XIX century I.M. Radetsky: protection of children’s life and health, care for their education and training, improvement of teacher’s financial state, increase in the number of educational institution, pedagogical editions, libraries, donations to education, increase in students number, competence level etc. There is substantiated the humanistic orientation of the ideas by I.M. Radetsky, which makes a contribution to the development of the humanistic pedagogy, non-violence pedagogy.

Текст научной работы на тему «Гуманизм педагогических идей И. М. Радецкого»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

С.С. ДЕРГАЕВА (Архангельск)

ГУМАНИЗМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И.М. РАДЕЦКОГО

Определены педагогические идеи известного отечественного педагога и общественного деятеля второй половины XIX в. И.М. Ра-децкого: охрана жизни и здоровья детей, забота об их воспитании и образовании, улучшение материального положения учителя, увеличение числа учебных заведений, педагогических изданий, библиотек, пожертвований в пользу образования, рост численности учащихся, уровня грамотности и др. Обоснована гуманистическая направленность его педагогических идей, что вносит вклад в развитие гуманистической педагогики, педагогики ненасилия.

Ключевые слова: гуманизм, гуманистические идеи, гуманистическая тенденция, вторая половина XIX в., гуманистическая педагогика, педагог-гуманист.

В начале XXI в. в условиях глобализации, интеграции, модернизации образования, реформирования всех сфер жизни общества центральной проблемой педагогической науки становится изучение самого человека. Гуманизация и демократизация российского общества предполагают изменение отношения к личности, признание её высшей ценностью. В контексте реализации гуманистической тенденции в социальной действительности особое звучание приобретает обращение к отечественному педагогическому наследию, содержательный потенциал которого может составить ценную основу для развития нестандартных подходов в решении задач сегодняшнего дня.

В этом смысле научный интерес представляют педагогические идеи известного педагога и общественного деятеля второй половины XIX в. Ивана Марковича Радецкого, имя которого в своё время знали по всей Российской империи, поскольку он являлся инициатором и организатором обществ содействия воспитанию и защиты детей. За время своей деятельности (более 40 лет) он основал 117 обществ в разных городах государства: Одессе, Петербурге, Москве, Херсоне, Орле, Курске, Полтаве, Кременчуге, Елизаветграде, Кишинёве, Аккермане, Ялте, Николаеве, Севастополе и др.

Как истинный гуманист, И.М. Радецкий утверждал, что человечество может совершенствоваться только посредством «разумного воспитания молодого поколения». Он не мог оставаться равнодушным к массе «несчастных остающихся без призора детей, брошенных на произвол судьбы в больших городах, которые шатаются по улицам и трущобам, развращаются и гибнут на глазах целого общества».

У педагога сжималось сердце при виде тысяч «безвинных жертв, страдающих от недостатка призрения, защиты и воспитания» (Воззвание, с. 1)*. Поэтому И.М. Радецкий выступал с публичными лекциями и пропагандировал меры оздоровления и защиты, предлагал устраивать детские сады на открытом воздухе, дневные приюты, ясли, ремесленные колонии для бедных и беспризорных детей, летние колонии для оздоровления детей и тому подобные воспитательные заведения, живым словом и делом привлекая к участию выдающихся общественных деятелей, врачей, педагогов, профессоров.

Несмотря на крайний скептицизм, с которым была встречена в самом начале его деятельность, невзирая на все препятствия, невзгоды и лишения, И.М. Радецкому удалось многое осуществить на практике. Для этого педагогу пришлось употребить массу энергии, труда и времени. Невзирая на глумления,

* Здесь и далее в круглых скобках приводится название статьи И.М. Радецкого и страницы из сборника [2].

О Дергаева С.С., 2015

- общие вопро

насмешки и даже доносы, он неустанно продолжал действовать, с глубоким убеждением шёл вперёд к намеченной цели, призывая общество к самодеятельности в «великом деле воспитания и защиты подрастающего поколения».

Гуманизм педагогических идей И.М. Ра-децкого заключается в его стремлении «всеми мерами обеспечить, чтобы воспитание детей составляло главную задачу общества и государства, чтобы все дети были выведены из смрадной атмосферы замкнутых помещений на лоно природы» (Воззвание, с. 1). «В детях -будущее человечество!» - вот девиз И.М. Ра-децкого, и этим объясняется вся его неутомимая общественная и литературная деятельность.

Наряду с пропагандой педагогических идей И.М. Радецкий призывал общество к защите несчастных и обездоленных детей. Об этом свидетельствуют и названия его публикаций: «Мученики тёмного царства», «Брошенные дети», «Бедные дети», «Пьянство детей», «Подумаем о детях», «Детское дело» и др.

Сам педагог сознавал всю сложность и важность своей деятельности, о чём свидетельствуют его высказывания: «Я решил посвятить себя защите детской личности, хотя заранее осознавал всю трудность задачи. Я знал, что, выступая в борьбу за права маленького беззащитного человека, мне придётся вооружить против себя многих и быть гонимым, но решение моё вытекало из глубокаго убеждения, что детская личность подавлена и заброшена, что этого не должно быть в христианских обществах, и не мог изменить своему решению» (Там же, с. 8).

Гуманизм педагогических идей И.М. Ра-децкого заключается в его глубоком убеждении, что в несчастиях и страданиях детей виноваты не только случайные обстоятельства, но всё общество, весь уклад общественной жизни: «Легко наказать провинившагося и обвинить беззащитнаго, - но кто виноват в несчастии обездоленных и где причины зла? - Кто посмеет обвинять тёмнаго за падение в яму и безногаго, что он не подвигается вперёд, когда зрячие сознательно роют эти ямы на каждом шагу, а здоровые и могущие ходить и работать - сидят сложа руки?» - отмечал педагог [1, с. 9].

Важной гуманистической идеей И.М. Ра-децкого является идея охраны жизни и здоровья детей: «Прежде всего мы должны поставить детей в надлежащия гигиеническия условия. ...Движение - элемент физической жиз-

i педагогики -

ни, одно из основных условий здоровья и нормального развития» (Проект устава общества физического воспитания детей, с. 480). «Для того чтобы дети наши не выходили психопатами, не умирали от чахотки, как мухи, не прибегали к самоубийству, нам серьёзно нужно подумать об их правильном физическом и духовном воспитании, ибо для того, чтобы вышел человек, необходимо гармоническое развитие тела, ума и нравственных чувств» (О самоубийстве детей, с. 45).

«Противно тело без души» (Воззвание, с. 4), - утверждал И.М. Радецкий, и это замечание свидетельствует также о том, что педагога волновал не только вопрос физического воспитания, но и более глубокие задачи и общественные идеи. «Обществу и государству нужны здоровые телом и духом граждане, а этого можно достигнуть только посредством гармонического развития тела и духа, - разумного воспитания подрастающего поколения», - писал он (Там же, с. 6).

Воспитание детей И.М. Радецкий рассматривал с гуманистических позиций: «Поскольку всё несчастие людей в большинстве есть следствие отсутствия воспитания с детства, материальной и духовной нищеты, то главною задачею общества и государства должно быть разумное воспитание подрастающих поколений». Развивая эту мысль, педагог подчёркивал: «Как обвинять человека в телесной и духовной немощи, когда со дня появления на свет его морили голодом, изнуряли, в то время как ему нужно было хорошее питание и здоровая обстановка, когда вместо развития и просветления души его всячески уродовали и превращали в калеку?».

О том, что педагога волновал вопрос воспитания детей, свидетельствуют и следующие его утверждения: «Ясно, следовательно, что всё несчастие людей в большинстве есть следствие отсутствия воспитания с детства, материальной и духовной нищеты, что главною задачею общества и государства должно быть разумное воспитание подрастающих поколений» (Там же, с. 9).

Забота о воспитании детей прослеживается и в следующих строках: «Нет на земле выше и достойнее дела, как забота о сохранении и воспитании детей, ибо человечество может достигнуть своего назначения в мире, совершенства, только через посредство детей. Будущее принадлежит детям!» (В детях - будущее человечество, с. 89).

- известия вгпу. пе,

Забота о детях, их нуждах, охране детства прослеживается и в следующих строках: «И в самом деле. Пора уже, наконец, серьёзно подумать о детях и дать им возможность быть детьми. Ведь то, что мы даём им в настоящее время - непосильную умственную работу в школе и душную, смрадную обстановку дома, - не оживляет, а напротив, убивает детей» (Проект устава ... , с. 46).

И.М. Радецкий утверждал, что, кроме незнания элементарных правил гигиены, русское крестьянство теряет массу детей по причине материальной нужды. Выход из этой ситуации он видел в создании летних детских колоний и дневных приютов для «оздоровления подрастающего поколения».

И.М. Радецкий подчёркивал важность внимания к физическому воспитанию детей. В связи с этим он придавал большое значение подвижным играм: «Игра - единственный род деятельности ребёнка и потому она является для него такою же потребностью, как творческая деятельность в более зрелом возрасте» (Скучающие дети, с. 78). Подвижные игры, кроме гигиенической пользы, по мнению И.М. Радецкого, имеют также громадное педагогическое значение: «Для детей игры - это не просто забава, а здоровое полезное занятие, в которое они полагают свою душу. Посредством игр, т.е. удовлетворения первейшей потребности детей, легко расположить их к себе и благотворно влиять на них. Посредством игр легко бороться также и с теми страшными пороками, которые вызываются ненормальным развитием организма. Необходимо только организовывать игры таким образом, чтобы они были разнообразны и привлекали детей» (Проект устава общества ..., с. 69).

Анализ педагогических трудов И.М. Радецкого показал, что красной нитью через всё его творчество проходит идея любви к детям: «Человеку не достаточно одной инстинктивной любви к детям - он должен уметь любить детей. Именно глубокая сознательная любовь может подвигнуть человека на трудное, хотя и благое дело - попечения и защиты обездо-леннаго, страждущаго детства» (Дикие нравы, с. 86).

Современники удивлялись настойчивости И.М. Радецкого, тому, как неутомимо он посвящал всего себя любимому делу, и на вопрос, что заставляло его напрягать свои силы, часто не встречая в обществе должного сочувствия и содействия, он настойчиво отвечал: «Так нужно! Нужно работать и доводить об-

гогические науки -

щество до сознания необходимости заботиться самому о воспитании молодого поколения, а там, сколько явится активных деятелей и продолжателей дела, - это вопрос будущего» (В детях - будущее человечество, с. 90).

Свою задачу педагог видел в том, чтобы в каждом городе организовались общества содействия воспитанию и защиты детей, чтобы осуществлялись «меры оздоровления и борьбы с переутомлением, измождением и вырождением. А там время и наука сделают своё дело».

С позиции гуманизма И.М. Радецкий рассматривал назначение человека и общества: «Бог дал человеку силы для того, чтобы он тратил их на пользу общества, а сильным и просвещённым может быть названо такое общество, в котором заботы о подрастающем поколении занимают видное место, детская личность не страдает, а гармонически развивается духовно и телесно» (Там же, с. 89).

Таким образом, по меткому замечанию своего современника И.Н. Обнинского, известного писателя, прокурора Московского окружного суда, И.М. Радецкий был одним из тех деятелей, которые составляют «соль земли и миссия которых - глаголом жечь сердца людей». Он был весь проникнут животворящей идеей защиты страждущего детства. «Его непоколебимая вера в успех своего дела, в свои силы, его рыцарская отвага в достижении намеченных целей действовали просто заразительно. Глядя на таких людей, слушая их огненную, дышащую умом и любовью речь, веришь, что не замрёт на Руси святое дело охраны ея будущих производительных сил» (1, с. 57).

Гуманными являются идеи И.М. Радец-кого об охране детства: «Нужно всегда помнить, что чувство радости имеет для ребёнка такое же значение, как свет и воздух для растений: лишите цветок воздуха и света, и он завянет, умрёт, как же нам не позаботиться прежде всего о детях, которые являются нашими заместителями на земле, которые могут составить нашу славу?» (Чего недостает детям, с. 257).

Гуманистическая идея охраны детства прослеживается и в следующих строках: «В детях - будущее человечество! - вот истина, которую не должны забывать люди ни в коем случае и всегда направлять свои помышления на заботу о детях. Сделать же для детей что-либо полезное трудно одному лицу, но если за улучшение их участи примется всё общество, то вскоре мы достигнем того, что дети не будут в таком безотрадном положении, в каком

-общие вопро

они находятся в настоящее время» (В детях -будущее человечество, с. 86).

Эту идею И.М. Радецкий развивает следующим образом: «Вопрос о детях в высшей степени серьёзный, и его следует касаться с различных сторон и на самых широких основаниях». Детское дело, по мысли И.М. Ра-децкого, не может и не должно быть делом отдельных специалистов, а должно составлять одно из важнейших дел всего общества. Ввиду этого он предлагал редакторам и сотрудникам ежедневных газет открыть в своих изданиях специальные отделы под заголовками «Детское дело», «В интересах детей», «О детях», где специалисты и родители могли бы обмениваться мнениями, обсуждать проблемы, связанные с воспитанием детей. В этом случае газеты послужат «святому делу защиты и охраны детства»и привлекут к себе симпатии общества и любовь молодого поколения.

Любовь к детям, забота об их воспитании прослеживаются в идее И.М. Радецкого о том, что детский вопрос - это дело «действительно серьёзное и святое, выше которого нет и не может быть на земле. Не то общество процветает и благоденствует, в котором много детей родится на свет, а то, в котором дорожат жизнью детей и доводят их, воспитывая, до совершеннолетия. И где из детей выходят полезные работники и деятельные граждане» (О бесприютных детях, с. 135).

На важность заботы о детях, их будущем указывают следующие строки И.М. Ра-децкого: «Нас когда-нибудь не станет, но место наше займут теперешния беспомощныя дети: так пусть же они будут знать, что мы, по силе возможности заботились о них и старались сделать их лучше нас самих, дабы и они, в свою очередь, со временем поступали так же. Ведь в сущности мы живём для потомства, но серьёзно и сознательно мало занимаемся воспитанием дорогих детей. Действительное же счастье человека заключается в разумном воспитании, в хорошо воспитанной воле, в здоро-вьи тела и духа» (Скучающие дети, с. 136).

С гуманистических позиций рассматривает И.М. Радецкий требования к учителю: «Только тот учитель, который, обладая известными знаниями, постоянно следит за прогрессом человеческой мысли посредством чтения серьёзных произведений и в особенности знакомится с педагогической литературой, только такой учитель может претендовать на звание педагога, действующего на своём попри-

i педагогики -

ще более или менее сознательно» (К школьному делу, с. 50).

Гуманными являются идеи И.М. Радецкого об улучшении материального положения учителя: «Народным учителям и учительницам нужна не только нравственная, но и материальная поддержка, ибо кому не известно их скудное материальное положение» (Там же, с. 48).

Таким образом, в результате историко-педагогического анализа трудов И.М. Радец-кого выявлены следующие гуманистические идеи: любовь к детям, охрана детства, забота о жизни и здоровье детей, их воспитании, удовлетворении их потребностей, забота о подготовке учителей, улучшение их материального положения и социального статуса, увеличение числа учебных заведений, педагогических изданий, библиотек, пожертвований в пользу образования, рост численности учащихся, уровня грамотности, защита и воспитание беспризорных.

Примечательны отзывы современников о И.М. Радецком, которые называли его «печальник о беспризорном детстве», «благотворитель, широко раскинувший свою бескорыстную деятельность, исполненную труда, борьбы и лишений», «человек идеи и человек практики в лучшем и благороднейшем смысле этих терминов, поистине цельная натура». В 1915 г. Иван Радецкий «за многолетнюю полезную для государства» деятельность удостоился высочайшей награды и благодарности.

Список литературы

1. Иван Маркович Радецкий. Отзывы Н.Н. Об-нинскаго // За детей. Скромные труды в деле возрождения: Сборник статей и заметок по вопросам призрения, воспитания и защиты молодого поколения с приложением отзывов прессы о деятельности автора. Одесса: Экономическая типография и литография, 1896.

2. За детей. Скромные труды в деле возрождения: Сборник статей и заметок по вопросам призрения, воспитания и защиты молодого поколения с приложением отзывов прессы о деятельности автора. Одесса: Экономическая типография и литография, 1896.

* * *

1. Ivan Markovich Radeckij. Otzyvy N.N. Ob-ninskago // Za detej. Skromnye trudy v dele vozrozhdenija: Sbornik statej i zametok po voprosam prizrenija, vospitanija i zashhity molodogo pokolenija s prilozheniem otzyvov pressy o dejatel'nosti avtora.

известия вгпу. педагогические науки

Odessa: Jekonomicheskaja tipografija i litografija, 1896.

2. Za detej. Skromnye trudy v dele vozrozhdenija: Sbornik statej i zametok po voprosam prizrenija, vospitanija i zashhity molodogo pokolenija s prilozheniem otzyvov pressy o dejatel'nosti avtora. Odessa: Jekonomicheskaja tipografija i litografija, 1896.

Humanism of pedagogic ideas by I.M. Radetsky

There are determined the pedagogic ideas of a famous domestic pedagogue and public man of the second half of the XIX century I.M. Radetsky: protection of children's life and health, care for their education and training, improvement of teacher's financial state, increase in the number of educational institution, pedagogical editions, libraries, donations to education, increase in students number, competence level etc. There is substantiated the humanistic orientation of the ideas by I.M. Radetsky, which makes a contribution to the development of the humanistic pedagogy, non-violence pedagogy.

Key words: humanism, humanistic ideas, humanistic tendency, humanistic pedagogy, humanist teacher, second half of the XIX century.

(Статья поступила в редакцию 24.07.2015)

с.а. Терехова, м.с. Калинина

(волгоград)

интерпретативный анализ и типологизация стратегий в языковой педагогике

Дается теоретическое обоснование терминов «стратегия», «учебные, речевые, коммуникативные стратегии» в языковой педагогике. Приводятся классификации стратегий в методических и лингвистических исследованиях, разработанная типология контрольно-экзаменационных и коммуникативных стратегий и соответствующих им умений.

Ключевые слова: стратегия, учебные стратегии, контрольно-экзаменационные стратегии, коммуникативные стратегии.

В современной лингводидактике существует немало исследований, посвященных формированию стратегической компетенции

студентов или школьников в процессе обучения тому или иному виду речевой деятельности. За последние десять-пятнадцать лет научное знание пополнилось работами, посвященными формированию стратегической составляющей иноязычной коммуникативной компетенции применительно к разной целевой аудитории.

Вместе с тем вопрос о реализации стратегического компонента в ряде методических исследований остается открытым. Полагаем, что включение в структуру Единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) заданий устной части обусловливает актуальность исследования настоящего компонента.

В данной статье речь пойдет не столько о стратегической компетенции, сколько о теоретическом обосновании термина «стратегия» в языковой педагогике. В связи с этим считаем необходимым предложить определение исследуемого понятия в словарных источниках, а также в ряде работ по методике и лингвистике. Вместе с тем мы приведем классификации стратегий в методических и лингвистических исследованиях. Более подробно нами будут рассмотрены учебные и коммуникативные стратегии.

Отметим, что слово «стратегия» пришло в речеведение из военного дела (от греч. stratos «войско» + ago «веду»), где под стратегией понимается «наука об искусном ведущем к успеху и победе в ведении войны. Выполнение военных операций, согласно стратегическому заданию, составляет предмет тактики» [3]. Кроме основного (военного) значения, многие толковые словари дают дополнительное толкование социологического или политологического характера.

В «Словаре методических терминов» Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина термин «стратегия» рассматривается как один из способов приобретения, сохранения и использования информации, необходимой для достижения определенных целей. Стратегии овладения языком определяются тем же источником как «комбинации интеллектуальных приемов и усилий, которые применяются учащимися для понимания, запоминания и использования знаний о системе языка и речевых навыков и умений», а также как «когнитивные операции, которые учащиеся выбирают из числа возможных для решения коммуникативной задачи» [1]. Заметим, что они так-

О Терехова С.А., Калинина М.С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.