ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 159.9:378
Черных Лариса Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрены понятия гуманизма и гуманизации, обозначена их важность для образовательного процесса высшей школы. Выявлена роль гуманизации образования, и высшего образования в частности, для духовного развития личности. Подчеркивается роль субъект-субъектного общения в системе «преподаватель-студент» для формирования коммуникативной культуры студента как составляющей профессионализма, выделена ее структура и дано авторское понятие феномена «коммуникативная культура». В статье приведены тезисы в доказательство того, что в условиях гуманизации оптимально происходит формирование коммуникативной культуры студента. Была показана ведущая роль личностно ориентированного обучения, а также эффективность таких форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают развитие индивидуальности студента, его познавательных интересов, личностных качеств, таких условий, при которых он может и хочет учиться, лично заинтересован в том, чтобы воспринимать учебные и воспитательные влияния. В статье подчеркнуто, что основной функцией обучения при этом становится не столько формирование высокого интеллекта, сколько формирование развитой личности с высокими целями и идеалами. Для достижения этих целей выделены условия гуманизации, в которых наиболее успешно будет происходить всестороннее развитие личности студента и формирование его коммуникативной культуры как будущего профессионала.
Ключевые слова: гуманизм, гуманизация, гуманизация образования, коммуникативная культура будущего профессионала, структура коммуникативной культуры, субъект-субъектный учебный процесс, личностно-ориентиро-ванное обучение, условия гуманизации образования.
В последнее время в современном обществе наблюдается тенденция усиления внимания к человеку, к формированию его новых, гуманистически ориентированных ценностей. Влияние этой тенденции отражается в изменении таких структурных компонентов системы образования, как: цель, содержание, формы и средства образовательно-воспитательной деятельности. В более развернутом варианте анализируемая тенденция содержит такие составляющие, как: национальная направленность образования, открытость системы образования, перенесение акцента с учебной деятельности преподавателя на деятельность студента, переход от репродуктивного обучения к продуктивному, самоутверждение личности при условии педагогической поддержки, преобразование позиций педагога и студента в личностно равноправные, а также творческая направленность учебного процесса, переход от регламентировано-контролируемых способов организации учебного процесса к активно-развивающим, преемственность и непрерывность образования.
Таким образом, гуманизация предусматривает отношение к человеку как к субъекту, признание его прав на уникальность. Концепция гуманного образования отдает предпочтение субъект-субъектному учебному процессу, где учащийся является активным, инициативным, готовым к коллективной интеллектуальной деятельности, которая может быть достигнута, в частности, с помощью проблемно-диалогового обучения. Активность достигается через чувство внутренней свободы, через признание права на выбор, например, право
на определение собственного темпа обучения для студента.
Цель статьи - показать, что оптимальными для формирования коммуникативной культуры студента являются условия гуманизации высшей школы.
Рассмотрим понятие гуманизма и гуманизации образования подробнее.
Гуманизация - это распространение и утверждение гуманистических принципов в какой-либо сфере общественной жизни [11, с. 24], процесс создания атмосферы, в которой делается акцент на важности отдельной личности, и преодолевается расстояние за счет достижения группового взаимопонимания. Отсюда гуманизация может трактоваться в двух значениях. В широком значении - это система взглядов, которая признает ценность человека как личности, его права на свободу, развитие и проявление своих способностей, права на счастье. В узком значении -это возрождение духовности в обществе, национальной культуры, признание того, что человек -абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей», и невозможно относиться к человеку как к средству достижения своей цели.
Смысл гуманизации определяется основными направлениями, блоками, а именно: гуманизация и демократизация как главные процессы возрождения духовности; возрождение и новое осмысление свободы личности; необходимость подъема человека на новую ступень гуманности, ума, интеллекта; выдвижение человека в ранг высшей ценности [10, с. 12].
Гуманизация - это два взаимосвязанных процесса, один из них - освобождение сознания от
догм, стереотипов тоталитарного, авторитарного мышления, от его ужасов и общих запретов, другой - утверждение системы гуманистических ценностей, стимулов и мотивов в культуре сознания и поведения личности. Отсюда гуманизм - это выражение человечности во всех разнообразных проявлениях человеческого поведения. Он является выборочным отношением к миру, которое основывается на признании ценности жизни и восприятия мира в глубоких взаимосвязях.
Гуманизм как идейная направленность общественного сознания, как сформированное общественное движение и как философское направление пережило многочисленные метаморфозы в разных социально-исторических условиях в определенные культурно-исторические эпохи. Во все времена гуманизм связывался, прежде всего, с образованием как главным средством его укоренения и углубления. С развитием гуманизма, соответственно, изменялось представление о гуманизации образования как основного пути реализации идей гуманизма.
Гуманизация образования - и как процесс, и как конкретика обучения и воспитания - существовала всегда, со времени появления человеческого общества. На каждом этапе истории можно найти признаки этого процесса - положительные изменения в обществе, которые происходили в тот или иной исторический период. Эпохи Античности, Возрождения, Просвещения определяются, в целом, как периоды утверждения гуманистических образовательных идеалов. В частности, эпоха Возрождения провозгласила величие человеческой личности, обосновала отношение к человеку как к высшей ценности, утверждала веру в его неограниченные возможности, силу и красоту, систематизировала разрозненные гуманистические идеи и традиции. Их основателями были выдающиеся мыслители, ученые, просветители многих стран, в центре взглядов которых была человеческая личность [3, с. 3].
Характеризуя отечественное образование как со структурно-функциональной, так и с целостно-ори-ентационной стороны, можно выделить несколько фундаментальных особенностей, которые мешают полноценной реализации истинно гуманистических образовательных идеалов. Как отмечает академик И.А. Зязюн, на протяжении последних столетий в науке превалирует система мышления, основанием которой являются работы британского естествоиспытателя Исаака Ньютона и французского философа Рене Декарта. Согласно этой системе считается, что наука является объективной, а, следовательно, истинной и наиболее значимой для общества лишь тогда, когда она лишена связи с субъектами, индивидуумами. Это касается всех без исключения гуманитарных наук. Таким образом, традиционная система обучения была безличностной, «бездетной» [4, с. 18]. Вследствие такого подхода студент
высшей школы оставался объектом, а не субъектом учебно-воспитательных влияний.
Гуманизация образования предусматривает формулу: личность для учебного процесса, а не учебный процесс для развития личности, а также использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности студента, его познавательных интересов, личностных качеств, таких условий, при которых он может и хочет учиться, лично заинтересован в том, чтобы воспринимать учебные и воспитательные влияния. Основной функцией обучения при этом становится не столько формирование высокого интеллекта, сколько формирование развитой личности с высокими целями и идеалами [8, с. 126].
Российские и украинские исследователи гуманизации высшего образования Г.А. Балл, Р.А. Бе-ланова, С.У Гончаренко, Е.Г. Злобина, И.А. Зязюн, П.П. Кононенко, В.И. Луговой, Ю.И. Малеванный, А.М. Пехота, В.В. Рыбак, М.И. Романенко, О.П. Рудницкая, В.А. Семиченко, Б.Г. Чижевский и др., отстаивая разные концепции гуманного образования, едины в одном: эволюция человека, его развитие - это и есть прогресс гуманизма, безальтернативный путь развития высшего образования.
В частности, Е.Г. Злобина рассматривает гуманизм как производную категорию для характеристики понятия «гуманизация воспитания», определения сущности, содержания и организации целенаправленной воспитательной работы по гуманизации отношений. Исследователь определяет, что через понятие «гуманизация» утверждается главная задача перестройки воспитательной системы высшей школы: ее последовательная ориентация на личность студента, на формирование его индивидуальности, творческих возможностей и способностей, духовных потребностей и интересов, реальных оптимистичных жизненных планов, готовности сознательно и аргументированно выбирать эти планы, способность согласно гуманистическим задачам социального процесса строить окружающий мир и себя [6, с. 54].
Б.Г. Чижевский констатирует, что для народов России и Украины всегда было характерным утверждение и соблюдение основ гуманизма, связи с природой и стремление к образованию, образованности, профессионализму [8, с. 17].
В.И. Луговой под гуманизацией образования понимает приведение образования к такому состоянию, которое бы дало возможность полноценно формировать человеческую личность. При этом необходимо предотвратить суженное понимание образовательного гуманизма, отождествление его лишь с педагогикой сотрудничества, равноправием участников образования, свободой, самоценностью индивидуальности. Все это не отражает целостного, полноценного человеческого развития,
108
Вестник КГУ _J 2017
которое и является главным родовым признаком гуманизма образования [6, с. 57].
Такие исследователи, как В.С. Библер, В.Г. Кремень, В.Ф. Литовский, Ю.М. Устюшкин, отмечают, что процесс гуманизации образования неразрывно связан с развитием культуры личности современного студента с помощью диалогового обучения [1; 7; 12].
Гуманизация образования исходит из того, что человек только тогда может развить свои способности и реализовать свой потенциал, когда будут удовлетворены его потребности безопасности, уважения, принадлежности к определенному кругу. Развитие студента будет эффективным лишь в том случае, когда обучение и воспитание связано с положительными эмоциями, когда он ощущает, что к нему относятся доброжелательно, с симпатией и вниманием, независимо от результатов учебной деятельности, тогда общество получит культурную личность, способную адекватно воспринимать действительность и эффективно общаться, понимать окружающих, иметь высокий уровень коммуникативной культуры, которая является ведущим фактором профессионализма.
Речь идет, в частности, об осознании себя свободным, независимым, самоценным специалистом, который опирается на собственные силы и возможности, стремится к самореализации. Такая ситуация должна способствовать развитию в сознании каждого человека психологической готовности к восприятию и пониманию других людей как высочайшей ценности; воспитанию гуманного отношения к каждому человеку, гуманизации общения и межличностных отношений [2, с. 76].
Как известно, формирование гуманности в онтогенезе связано с развитием самосознания человека, с процессом общения, с выделением себя из социального окружения. Общение лежит в основе становления личности. Коммуникативные средства, способы общения и морального поведения студент в процессе обучения в высшей школе усваивает из окружающей социальной среды под влиянием межличностного взаимодействия, закрепляя их в структурах своей психики.
В период обучения в высшем учебном заведении общая деятельность, которая предусматривает сотрудничество студентов между собой и с преподавателями и осуществляется в форме общения, создает общность интересов, эмоциональных переживаний по поводу поставленных учебных целей. В результате эмоционального переживания успехов и неудач, усвоения будущими профессионалами образцов морального соучастия в общей учебной деятельности у них формируется гуманное отношение к другим людям, гуманный характер чувств и поступков. При этом межличностное взаимодействие выступает тем каналом, которым коммуникативные влияния и моральные нормы
социальной среды наиболее точно усваиваются студентом, происходит постоянная трансформация социальных требований в моральные устои, этико-коммуникативные свойства и умения эффективного взаимодействия, к переходу эмоционально насыщенных внутренних убеждений в поведение, тем самым обеспечивая культуру его коммуникативной деятельности.
Таким образом, важно воспитывать у студента не только потенциальную психологическую готовность, т.е. настрой на гуманистическую ориентированность в общении с другими людьми, но и способность реализовать эту потенциальную возможность в межличностных отношениях. Общение с позиций гуманизма предусматривает усвоение его участниками норм общечеловеческой морали на уровне осознания и понимания ценности человека, его культурных достояний, в том числе культуры межличностных отношений. Заметим, что технология обеспечения успешного общения неотделима от знания и учета в коммуникативной практике закономерностей и психологических предпосылок общения. Одной из важнейших предпосылок этого является наличие характеристик гуманной по своему характеру личности: это, в частности, владение такими перцептивными умениями, как интерес к собеседнику, способность стать на его позицию, сопереживать ему, ориентироваться на лучшие, наиболее сильные стороны его личности [5, с. 88], на формирование которых большое влияние оказывает мастерство преподавателя.
От мастерства педагога на современном этапе развития общества в большой мере зависит качество образования и профессионализм будущих специалистов, от сформированности коммуникативной культуры преподавателя зависит формирование коммуникативной культуры студента, их взаимодействие и взаимопонимание.
На наш взгляд, коммуникативная культура - это свойство ее носителя, которое позволяет ему воссоздавать усвоенные им знания, ценности, моральные и этические нормы, проявляя индивидуальные и личностные качества, достигать конгруэнтного общения, а именно: репрезентации собственных мыслей, эффективного восприятия, понимания партнеров по общению, их взаимодействия и взаимовлияния, используя вербальные и невербальные коммуникативные умения и навыки [9, с. 25]. Она является одной из главных составляющих профессиональной культуры, главными условиями формирования которой является понимание ее необходимости, желание всестороннего развития коммуникативного потенциала учащихся и основы гуманизации образовательного пространства высшей школы, которая может адекватно их обеспечить.
Мы считаем, что структура коммуникативной культуры будущего профессионала, независимо от
профиля подготовки, должна содержать такие составляющие:
индивидуально-личностную, компонентами которой являются индивидуальные особенности личности (темперамент, характер, способности, интеллектуально-познавательная сфера, экстра-вертированность-интровертированность и т.п.) и ее прижизненные достояния (идеалы, установки, ценности, моральные качества, этические нормы);
мотивационно-волевую, которую образуют потребностно-мотивационный компонент (потребности в познании и самопознании, в оценке других людей, в общении, в самоутверждении, самосовершенствовании, самовыражении; мотивация достижения успеха и избегания неудач; направленность личности на свое «Я», на коммуникативный контакт, на дело) и эмоционально-волевой компонент (самоконтроль, самообладание, эмоциональная стойкость, эмоциональная культура (культура проявления эмоций), умение избегать конфликта и эффективно выходить из него);
социально-коммуникативную, которая содержит социально-психологический компонент (эмпатия, восприятие себя и других, умение быть нужным, рефлексивность, осознание социальной роли и манеры поведения, согласованной с этой ролью) и индивидуально-коммуникативный компонент (взаимосвязь, взаимопонимание; умение устанавливать и поддерживать контакт, обратная связь; речевая компетентность, культура мышления и речи, речевая активность; коммуникативные знания, умения и навыки) [9, с. 58-63].
Т.е., для сокращения времени становления профессионала и достижения высокой производительности труда желательно получение вышеупомянутых составляющих коммуникативной культуры уже во время обучения в высшей школе, что с необходимостью обусловливает гуманизацию образовательной среды.
Исходя из сказанного, условиями гуманизации образовательного процесса высшей школы, которая является основным фактором формирования коммуникативной культуры будущего специалиста, считаем:
- личностно-ориентированное обучение (отношение к личности как к ценности, учет ее индивидуальности и неповторимости, мотивационных факторов);
- поощрение творческой активности и познавательного интереса в обучении и коммуникативной деятельности;
- воспитание волевого компонента поведения, эмоциональной стойкости, самоконтроля в общении;
- воспитание социально-этических норм поведения (вежливости, воспитанности, правдивости, уважения к другим, инициативности, ответственности);
- организацию межличностного диалогового аудиторного и внеаудиторного общения на занятиях в системах «студент-студент», «студент-преподаватель»;
- повышение мотивации получения коммуникативных знаний, умений и навыков;
- поощрение коммуникативной самореализации в процессе учебных бесед, дискуссий, диспутов, тренингов, ролевых игр, выступлений на конференциях, в волонтерстве (положительные взаимоотношения, взаимовосприятие, взаимовлияние);
- стимулирование развития эмпатии, рефлексивности, согласование стиля общения с социальной ролью;
- воспитание гуманного отношения к окружающим, формирование в мировоззрении будущих профессионалов позиции гуманиста-творца [9, с. 84].
Гипотезой нашего исследования явилось утверждение, что в указанных условиях гуманизации оптимально формировать основные составляющие и компоненты коммуникативной культуры студента, независимо от профиля подготовки.
Эти условия были созданы в процессе формирующего эксперимента у студентов-психологов ВНУ им. В. Даля г. Луганска. Были созданы 2 группы: экспериментальная (45 студентов, по 9 представителей с первого по пятый курсы) и контрольная (50 человек, по 10 представителей с каждого курса), сопоставимых по возрасту, полу и уровню развития коммуникативной культуры согласно результатам контрольного этапа эксперимента. У студентов экспериментальной группы были созданы вышеуказанные условия гуманизации высшего образования, которые использовались в программе оптимизации формирования составляющих и компонентов коммуникативной культуры студентов, проводившейся в течение учебного года. Программа включала систему тренинговых занятий, состоящую из бесед, коммуникативных упражнений, ролевых игр, дискуссий, работу в группах и микрогруппах. Обязательной составляющей программы формирования коммуникативной культуры студентов были элементы основных направлений психотерапии: психоанализа, телесно-ориентированной, бихевиоральной терапии, символдрамы, психодрамы, гуманистической терапии и других. Студенты контрольной группы обучались в обычных для них условиях. В процессе проведения контрольного этапа эксперимента были выделены 3 фактора, в состав каждого из которых входят компоненты коммуникативной культуры студента: индивидуально-эмоциональный, индивидуально-коммуникативный и индивидуально-личностный.
Рассмотрим изменения, которые произошли в составляющих индивидуально-эмоционального фактора: снизились барьеры в общении, повысилось понимание эмоций, внутриличностный эмоциональный интеллект, способность управ-
110
Вестник КГУ ^ 2017
лять эмоциями, усилились аутосимпатия и самоуважение. Особенно значительные изменения по этим показателям произошли с первого по третий курс (р<0,05), изменения по этому фактору на четвертом и пятом курсах незначительны (р=0,45 на четвертом и р=89 на пятом курсе соответственно). В целом показатели этого фактора улучшились на 26,5% в экспериментальной группе и на 7,2% в контрольной [9, с. 194].
По индивидуально-коммуникативному фактору данные таковы: повысилась способность к идентификации себя с окружающими, перцептивно-невербальная компетентность, взаимовлияние, взаимопознание в общении, межличностный эмоциональный интеллект, усилились понимание чужих эмоций, стремление к поиску впечатлений, заинтересованность, пластичность установок, доминирование и товарищество. Показатели этого фактора улучшились на 41,4% по сравнению с прежним значением в экспериментальной группе и на 10,9% в контрольной [9, с. 195].
По индивидуально-личностному фактору усилилась теплота межличностных отношений, самоконтроль поведения, предусмотрительность в поведении, повысилась способность к сотрудничеству. В экспериментальной группе эти показатели улучшились на 26,1% по сравнению с предыдущим результатом и на 3% - в контрольной группе [9, с. 196].
Таким образом, при создании условий гуманизации образования при проведении программы оптимизации формирования коммуникативной культуры студентов уровень сформированности последней значительно повысился, что подтверждает поставленную гипотезу исследования.
Библиографический список
1. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать пер-
вый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.
2. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 74-81.
3. Гончаренко С.У., МальованийЮ.1. Гумашзащя i гумангтариза^ освгги // Шлях освгги. - 2001. -№ 2. - С. 2-6; № 3. - С. 2-8.
4. Зязюн И.А., Кривонос И.Ф., Тарасович Н.Н. Основы педагогического мастерства. - М.: Просвещение, 1989. - 301 с.
5. Корнiяка О.М. Психолопя комушкативно! культури школяра. - Ки!в: Мшешум, 2006. - 336 с.
6. Кравченко Е.В. Развитие коммуникативной культуры учащихся в условиях гуманизации образования: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2004. -183 с.
7. Кремень В.Г. Поступ до ново! фшософп освгти в Укра!н // Розвиток педагопчно! i психолопчно! наук в УкраМ: 1992-2002: Зб. наук. праць до 10^ччя АПН Укра!ни. - Харшв: «ОВС», 2002. - Ч. 1. - С. 9-23.
8. Максименко С.Д. Генезис существования личности. - Киев: Изд-во ООО «КММ», 2006. - 240 с.
9. Пономаренко (Черних) Л.А. Сощально-психолопчш особливосл формування комушкативно! культури майбутшх психолопв в умовах гумашзацп вищо! школи: дис. ... канд. психол. наук: Л.А. Пономаренко (Черних). - Лу-ганськ, 2011. - 200 с.
10. Скляр П.П. Гумашзащя освгти у життевих перспективах майбутшх iнженерiв: монографiя. -Луганськ: Вид-во СНУ iм. В. Даля, 2007. - 288 с.
11. Словник термшологп з педагопчно! майстерносп / Уклад. С.У Гончаренко. - Полтава: ПДП1, 1995. - 170 с.
12. Устюшкин Ю.М. Культура и гуманизация общества // Вестник Моск. ун-та. Философия. -1992. - № 6. - С. 19-26.