Научная статья на тему 'Гуманизация образования: ценностные ориентиры'

Гуманизация образования: ценностные ориентиры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1365
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савостьянов Александр Иванович

В данной статье автор рассматривает понятие «гуманизации» применительно к образовательным процессам, раскрывая его значимость как важного фактора гармоничного развития личности и, в связи с этим, актуальность для общества на современном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизация образования: ценностные ориентиры»

лись на периферии. Возобладала ориентация на «само»: самоанализ, саморегуляция, самореализация, самостоятельность, самоконтроль, самоидентификация, самоотдача и т. д. Если продолжить этот понятийный ряд, можно прийти к самодостаточности, самонадеянности, самомнению, что уже весьма опасно.

По всей видимости, очень полезное приближение образования к личности, ее потребностям и интересам, ориентация на то, чтобы сделать человека субъектом образовательного процесса и жизненного самоопределения, должны быть сбалансированы с социальными запросами, с объективным содержанием культуры. Тогда возникает не просто личностная, а социально-личностная ориентация образования. Ее условно можно выразить как СЛОВО (вспомним «в начале было слово!») - Социально-Личностная Ориентация Воспитания и Обучения.

Личностная ориентация, предполагающая учет индивидуальных особенностей обучающихся (вос-питуемых), стремление помочь им стать субъектами собственной жизни и деятельности, т. е. сформировать умение видеть проблемы и сложности жизни, ставить цели, находить средства их реализации, регулировать и оценивать собственную деятельность, остается, но включается в широкий социокультурный контекст, в социальную ситуацию развития, осуществляемого на базе общей и профессиональной культуры. В социальном заказе общества и государства (государственный заказ должен адекватно отражать общественный заказ, но не всегда такой адекватности удается достигнуть) должны органически интегрироваться тенденции и перспективные интересы общества (социума), государства, семьи и отдельного человека.

Следует отметить и тот факт, что, согласно рекомендациям психологов и данным практики, «само» не рождается самопроизвольно, а созидается через «со» - совместное дело, общую деятельность в группе, в коллективе: сотрудничество, соучастие, сопереживание, сочувствие, сотворчество, сострадание, событие, созидание, соревнование, солидарность и т, д,

Все понимают, что в современных условиях качественное образование стало дороже. Современная техника в школе - это компьютерные классы, выход в Интернет, видеосвязь, мультимедийные электронные системы и многое другое. Это острая необходимость достойной оплаты труда педагогов и других работников образовательных учреждений, в связи с чем образовательные программы и проекты предполагают отказ от остаточного принципа финансирования образования и «вписывание» последнего в рыночные отношения. Решение экономических и финансовых проблем обеспечения требует особого внимания, однако не изменяет общей концепции образования, стратегии его развития, хотя в чем-то и определяет текущие приоритеты и границы возможного.

Непростые задачи предстоящего этапа реформирования заключаются в следующем:

• добиться реального приоритета развивающих и воспитывающих высокие нравственные и гражданские качества детей и молодежи целей образования;

• возродить высокий престиж российского образования в мировом масштабе и внутри страны, поднять на достойный уровень общественный статус работников образования;

• обеспечить достаточную финансовую поддержку образовательной сферы, используя как государственные, так и дополнительные каналы;

• интегрировать традиционные и новые подходы, методики и технологии образования;

• добиваться сочетания активной, соответствующей принятым стратегическим ориентирам политики на всех уровнях руководства образованием и творческой инициативы «снизу»;

• расширять социальное партнерство и совершенствовать государственно-общественные нормы управления образованием;

• теснее связать проектирование и планирование развития образовательных систем с развитием экономики и комплексным совершенствованием социаль-но-нравственной среды, в которой работают образовательные учреждения, растет и развивается новое поколение;

• отменить или коренным образом реструктурировать функции и методы ЕГЭ.

В последних документах, о которых уже неоднократно шла речь и которые, в отличие от практики предшествующих лет, были опубликованы для широкого обсуждения, указанные позиции нашли достаточно последовательное отражение. Необходимо всячески поддерживать творческую инициативу работников образовательной сферы, тщательно выверять стратегические ориентиры развития и реализации образовательных проектов.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (ОДВО (Официальные документы в образовании) 35/2008 г.). [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/

2. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования: проект / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. - 39 с.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Сайт Минобрнауки РФ «Национальная инициатива: проект для обсуждения». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/files/ гг^епа1з/5233/09.03.16-nns.doc

4. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики: об августовских педагогических совещаниях. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/files/ та!епа1з/4674/ауд ust08.doc

5. Загвязинский В.И. Актуальные проблемы и перспективы развития образовательной системы России // Образование и наука. Изв. УрО РАО , 2009. - № 9 (66). - С. 3-10.

6. Загвязинский В.И. Теория обучения в актуальных вопросах и ответах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №3.

В данной статье автор рассматривает понятие «гуманизации» применительно к образовательным процессам, раскрывая его значимость как важного фактора гармоничного развития личности и, в связи с этим, актуальность для общества на современном этапе развития.

Савостьянов Александр Иванович

заслуженный деятель искусств РФ доктор педагогических наук профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Каковы ценностные ориентиры современного образования?

Ключевые слова: гуманитарная культура личности, гуманизация образования, ценности педагогической деятельности, гармоничное развитие личности, ценностные ориентиры, интериоризация педагогических ценностей

Российское общество находится на переломном этапе своего развития, который характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как главной ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для свободного развития каждого человека.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого стоит человек со всеми своими нуждами, интересами, потребностями, Сущность человека во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побуждает его к деятельности, какие он преследует цели.

Гуманизация - это производное от понятий «гуманизм», а «гуманность» выступает социально-ценностной и нравственно-психологической основой общественной жизни, отношений между людьми. В этой связи она характеризует и ценностные аспекты образования как общественного явления. Гуманизация образования, соответственно, может быть рассмотрена как важнейший социально-педагоги-ческий принцип, отражающий общественные тенденции в построении и функционировании системы образования.

По своим целевым функциям гуманизация образования является условием (фактором) гармоничного

развития личности, обогащения ее творческого потенциала, роста существующих сил и способностей. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности. Гуманизация образования составляет также важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих отношений между ними в педагогическом процессе. И, наконец, гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом данного процесса в этом случае становится развитие личности, качество и мера которого являются показателями работы системы образования.

Гуманизация образования предполагает реально функционирующую систему, которая обеспечивает единство непрерывного общекультурного, социаль-но-нравственного и профессионального развития личности, с учетом общественных потребностей и личных запросов. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования во взаимосвязи с гуманизацией жизни общества. Однако это, в свою очередь, вызывает необходимость установления причинно-следственных связей, которые, хотя и не действуют напрямую, но проявляются как доминирующие тенденции. Их соотнесение с выводами многочисленных психолого-педагогических исследований позволяет сформулировать закономерности гуманизации образования,

Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлено взаимодействием растущего человека со старшими и социальной

средой. Психические явления возникают в процессе взаимодействия человека с миром. Они включаются в это взаимодействие как необходимый компонент, и без этого компонента взаимодействие в высших формах у человека совершаться не может. Данная мысль находит подтверждение во многих психоло-го-педагогических исследованиях. Чтобы овладеть достижениями материальной и духовной культуры, чтобы сделать их своими потребностями, «органами своей индивидуальности», человек вступает в отношение к явлениям окружающего мира через других людей, т.е. в процесс отношения с ними. Этот процесс и является по своим функциям процессом воспитания,

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные при-чинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Следовательно, педагогические закономерности - это отражение причинно-следственных связей в системе отношений воспитанника с внешним миром. Однако эти отношения опосредованы взрослыми людьми, семьей, коллективом, обществом. В то же время, только анализ содержания развивающейся деятельности ребенка может объяснить ведущую роль воспитания,

В связи с этим, среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования нам необходимо выделить главную тенденцию - ориентацию на развитие личности. При этом, чем более гармоничным является общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации своей культурно-гуманистической функции. Данная закономерность позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов образования - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Ведущим он является, поскольку все остальные принципы, имея в основе эту закономерность, подчинены ему и обеспечивают внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в этом смысле гуманизация рассматривается как фактор гармоничного развития личности.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования.

Базовая гуманитарная культура личности - это некая целостность, которая содержит оптимальную совокупность ценностных ориентаций и свойств личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную и профессиональную устойчивость. В этой связи, самоопределение личности в мировой культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным общечеловеческим содержанием, а также выработка на этой основе ценностных ориента-

ций - это стержневая линия гуманизации содержания образования.

Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой -важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если активизирует личность, побуждает ее к деятельности. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукт развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода как стратегии гуманизации технологий обучения и воспитания. Он позволяет «обратить» педагогические задачи в личностный смысл деятельности личности.

Процесс общего социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения кучащемуся как к уникальному явлению, независимо от его индивидуальных особенностей. Кроме того, данный подход требует, чтобы сам воспитанник воспринимал себя именно так, и в каждом из окружающих людей видел такую же уникальную личность.

Гуманистическая парадигма педагогического образования в наши дни весьма актуальна. Она задается гуманистической природой и сущностью педагогической деятельности. Гуманистические ценности этой деятельности являются «вечными» ориентирами педагога. Они выявляют его уровень осознания расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, характеризуют его готовность к преодолению этих разрывов, его гражданскую позицию, фиксируют смысложизненное самоопределение педагога,

Под ценностями педагогической деятельности мы понимаем те ее особенности, которые позволяют педагогу удовлетворять свои материальные и духовные потребности и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей. Взяв за основу характерные потребности личности применительно к социальному смыслу профессии педагога, можно предположить следующие группы ценностей педагогической деятельности:

- ценности, связанные с утверждением в обществе, ближайшей социальной среде (общественная значимость труда педагога, престиж профессиональной деятельности педагога, признание родных, близких, знакомых и др.);

- ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении (постоянная работа с учащимися, привязанность и любовь к ним, возможности общения с интересными людьми, родителями/коллегами, обмен духовными ценностями и т.д.);

- ценность, связанная с самовыражением (творческий и разнообразный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической деятельности, возможность перевоспитывать «трудных» учащихся и т.д.);

- ценности, связанные с утилитарно-прагматиче-скими запросами (возможности самоутверждения, межличностного общения, профессионального роста, продвижения по службе и пр.).

Среди ценностей педагогической деятельности по их предметному содержанию можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов,

Ценности самодостаточного типа являются ценностями - целями в себе: творческий и разнообразных характер труда педагога, престиж его профессиональной деятельности, общественная значимость труда педагога, большая ответственность перед обществом, самоутверждение в педагогическом труде, любовь к учащимся и др. Ценности этого рода находят свое выражение в целях педагогической деятельности, связанных с развитием личности учащегося, развитием личности педагога, развитием ученического и педагогического коллективов.

Ценности педагогической деятельности инструментального типа - это те, которые служат средством достижения ценностей-целей (общественное признание результатов труда, соответствие интересов и способностей личности характеру педагогической деятельности, профессиональный рост и др.). Эти ценности предусматривают овладение теорией и технологией (нормами, принципами, способами) педагогической деятельности, составляющими основу профессионального образования педагога.

Закрепленные в сознании учителя педагогические ценности образуют систему его профессиональноценностных ориентаций на общение с учащимися и взрослыми, творчество в профессиональной деятельности, развитие личности учащегося, профессиональное сотрудничество, обмен духовными ценностями и др,

Интериоризация (усвоение и принятие в качестве своих) гуманистических ценностей педагогической деятельности создает фундамент профессиональной культуры педагога. Ее основаниями являются:

- общечеловеческие:

учащийся, как главная педагогическая ценность; педагог, способный к его развитию, к со-

циальной защите и поддержке его творческой индивидуальности;

- духовные:

совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления;

- практические:

способы педагогической деятельности, педагогические технологии и проверенные практикой образовательно-воспитательные системы;

- личностные:

педагогические способности, индивидуальные характеристики как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества.

Между тем, у нас в России, как и во всем мире, происходит отчуждение педагога от ценностных свойств педагогической деятельности как особого вида духовного производства высочайшей из существующих ценностей - человека. Драматизм этой ситуации усугубляется тем, что сложившаяся система педагогического образования не блокирует этот разрушительный процесс, сохраняя безразличный характер. Вот почему стратегию современного педагогического образования составляет субъектное развитие и саморазвитие личности педагога, способного не только обслуживать имеющиеся педагогические и социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществляя инновационные процессы - процессы творчества в широком смысле.

Литература

1. Афанасьева А.П., Стрыгина М.Н. Символизм сказок -возможность познания ценностно-смысловой сферы автора// Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №3.

2. Волков П.Б. Этнокультурный компонент в формировании ценностного отношения к физической культуре воспитанников интернатного учреждения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №6.

3. Губогло З.И. Формирование культуроценностной мотивации здорового образа жизни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008. - №6.

4. Святун Л.А., Ковылева Ю.Э. Формирование нового педагогического менталитета на основе гуманистической педагогической философии // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №6.

5. Тангалычев Р.Х., Казакова И.Р. Индивидуальная образовательная инициатива «Школа гуманитарных практик» (Проект инновационного развития)// Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №4.

6. Трубицына Е.В. Инновационный педагогический опыт в условиях новых целей и ценностей образования: достижения, проблемы и перспективы // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.