ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2013. № 2
СЛОВО МОЛОДОМУ УЧЕНОМУ
Ю.А. Иванова, асп. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
ГУМАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО И ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ДЕМИСТИФИКАЦИЯ "ЖЕНСТВЕННОСТИ" В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ
В статье рассматриваются понятие "идентичность", актуальность темы, экзистенциальный феминизм, представители экзистенциализма.
Ключевые слова: идентичность, экзистенция, постмодерн, глобализация.
In article are considered the concept of "identity", the relevance of topics in the world today, existential feminism, representatives of existentialism.
Key words: identity, еxistence, postmodernism, globalization.
Судьбы феминизма сегодня обусловлены процессами гуманизации, экологизации, информатизации культуры. С этими процессами связаны переосмысление основ и целей науки, новая постановка проблем. Несмотря на то что многие требования феминисток прошлого (избирательное право, право на образование, развод, охрана материнства и детства, моральное уважение к женщине, возможность для нее занимать высшие государственные должности и т.п.) в демократических странах большей частью удовлетворены, проблематика, поставленная феминистами, и в частности такие понятия, как "гендерные проблемы", "женская культура", "мужская культура", "женская личность", "патриархальная картина мира" и др. не сходят со страниц журналов.
Наиболее важным является переосмысление женской проблематики в экзистенциализме. Подобно феминизму и психоанализу экзистенциализм не является наукой в традиционном смысле слова. Это — мировоззрение, стиль жизни и мышления, духовное течение в культуре. Главные темы экзистенциализма — человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, поиск "подлинного" бытия каждым человеком и др.
З. Фрейду не раз адресовали упрек в "пансексуализме", поскольку он возвысил сексуальность, либидо до универсальности, "жизненной силы", и пытался всю культуру объяснить "репрессией сексуальности". Между тем реальная сфера проявления сексуаль-
* Иванова Юлия Александровна, e-mail: [email protected]
ности в социокультурной сфере ничтожно мала. Главные проблемы в жизни часто не связаны с полом. Гипертрофия сексуальности, а также и феминистской проблематики обусловлена кризисом викторианской морали конца XIX в. Феминистские идеи чужды всем восточным культурам — китайской, японской, индийской. Даже в России они звучат совершенно иначе, нежели в Европе. Экзистенциализм первым почувствовал фальшь в самой категории сексуальности, возводимой в ранг философских или общекультурных понятий.
Однако суть экзистенциализма — не в отказе от феминистской проблематики, а в призыве, обращенном как к женщинам, так и к мужчинам, осознать свою личную идентичность и строить свою жизнь не в зависимости от национальной, классовой или половой принадлежности, а на основе полной "открытости" миру, осознания своей личной свободы и ответственности, которые не могут быть сведены к какой-то биологической или социальной функции. Всякую попытку опираться при решении смысложизненных проблем на внешние "данности", "догматы", "обычаи", "инстинкты" экзистенциализм рассматривает как "увертку" разума, "бегство от свободы", уход от ответственности. Логика, опирающаяся на интересы пола, класса, нации, является фальшивой. Человеческое существование — это осознанная и безусловная свобода, которая не основана ни на каких "предзаданных" нормах и ценностях. Человек свободен и поэтому должен выбирать не только цель, ценность, смысл, но и самого себя. Так что "быть мужчиной" или "быть женщиной" — это уже нечто производное от "быть человеком". Человек, изначально опирающийся на свой инстинкт, сексуальный или иной, — это еще не человек, а животное, и от него нельзя ждать серьезной философии.
Родоначальниками экзистенциализма считаются, С. Кьеркегор, Б. Паскаль, Ф. Ницше и Ф.М. Достоевский. Кьеркегор сформулировал свои "три закона" экзистенциальной диалектики, противопоставляя их диалектической логике Г.В.Ф. Гегеля, которую считал "плоской" и рассудочной. Согласно Кьеркегору, каждый человек, "возвышаясь" от животного, инстинктивного бытия к человеческому, проходит три ступени. На первой он ориентирован чем-то внешним, инстинктивно стремится к наслаждению. На второй руководствуется моральным долгом, этическим законом, которые выводятся из человеческого разума. И на третьей он живет и поступает в соответствии со своей верой и вместе с тем спонтанно, так что в каждом сколько-нибудь важном для него действии его вера, разум, инстинкт, долг и совесть слиты воедино. Кьеркегор считал, что только перед лицом Бога и на пути к нему человек яв-
ляется личностью. Позже эту мысль поддержал Н. Бердяев, заметив, что "личности нет, если нет бытия, выше ее стоящего". Если не существует "сверхличного бытия", то человек есть только часть природы, он подчинен роду и обществу. Но что такое "сверхличное бытие"? Для Кьеркегора это был Бог. Поздние экзистенциалисты жили уже под влиянием Ницше, сказавшего "Бог умер", но верили, что вся человеческая жизнь, творчество, история, созидание культуры есть не что иное, как стремление человека к Богу, или Абсолюту, которое никогда не завершается, так как Бог непостижим.
Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, С. де Бовуар называли "подлинное" бытие человека "экзистенцией", отличая его от инстинктивного, рассудочного или социально заданного бытия. "Экзистенция" открыта, свободна, "интенциональна", направлена на что-то и вместе с тем самосознательна. Подлинное бытие человека — не только вера, но и всякий акт, в котором человек абсолютно честен и отдает делу или мысли всего себя. В отличие от природного, социального и духовного бытия "экзистенция" не поддается научному познанию и может быть лишь "прояснена" и освещена философией и внутренними усилиями личности. Человек, в критические моменты жизни вырабатывая общую жизненную стратегию, стремится понять: в чем его долг? свобода? ответственность? главная задача? надежда? вера? любовь? В чем его страх и его решимость? Может ли он жить или предпочитает уйти из жизни?
Ж.П. Сартр — французский писатель, философ, один из самых авторитетных представителей экзистенциализма — в программной статье "Экзистенциализм — это гуманизм" говорит о том, что всякий человек начинает свое развитие с "принципиальной неполноты" и выбирает способ бытия, исходя из своей абсолютной свободы и на фоне абсолютной случайности. Человек должен постоянно "изобретать себя", "строить себя", "вплоть до мельчайших деталей". Человек ничего не "претерпевает", любой, даже самый пассивный, страдательный вариант поведения выбран им, как "проект бытия". Человеку ничто "не дано" и в нем самом. Всякое "данное" раскрывается только внутри ситуации и интерпретируется самим человеком.
У человека нет "алиби": вся жизнь его есть "индивидуальное предприятие". Можно, конечно, "выбрать" более спокойный и безопасный вариант жизни, принимая на веру уже существующие обычаи, заполняя время привычной рутиной, следуя сложившимся стереотипам мужского и женского поведения. Однако это будет означать выбор "дочеловеческого", "ложного" бытия. Аутентичность существования определяется как "неустранимое участие" в жизни, полная "безосновность" своего проекта бытия, который в любую минуту может быть поставлен под вопрос.
В биопсихологическом смысле Сартр считал мужчин и женщин принципиально равноправными существами, а на уровне социокультурном не видел оснований для разделения социокультурных ролей по половому признаку. Представление о том, что у мужчины и женщины есть какое-то свое особенное "социальное предназначение", он рассматривал как разновидность "дурной веры", т.е. самооправдание лени, безответственности, нежелания думать и т.п. В то же время отношения между мужчиной и женщиной при столкновении их любовных проектов являются самыми значимыми для достижения "аутентичного бытия". "Аутентичное бытие" не является, строго говоря, ни мужским, ни женским. В любви человек хочет "пленить другого", отнять у него свободу. Такова природа "собственнической", "садистской" любви. Другой вид любви, желание "быть любимым" в крайнем своем проявлении, выливается в мазохистскую попытку "отрицания себя", своей свободы. Однако ни то ни другое невозможно. Поэтому всякий любовный проект обречен на провал, а если это так, то "аутентичное бытие" недостижимо1. Садизм и мазохизм, рассматриваемые Сартром как наиболее существенные ориентации любви в "чистом виде", в "нормальных" человеческих отношениях не наблюдаются. Никто не может ни полностью "отнять" свободу у другого, ни полностью "отдать" свою свободу. Поэтому иррациональная цель любви недостижима. Тем не менее "опыт любви" чрезвычайно важен. Он ввергает нас в "пограничные ситуации", когда "все ставится на карту" и мы вынуждены делать выбор. Борьбу за женское равноправие и признание свободы женщины Сартр считал важным направлением демократического развития, но отрицал существование отличных друг от друга мужской и женской "самости". Свобода, самопознание, аутентичность личности реализуются в языке, который есть общечеловеческое достояние. Во всяком случае, "пользование языком" (понимаемым как совокупность всех выразительных возможностей) равнодоступно мужчине и женщине. Развивать индивидуализированный язык и тем самым расширять пространство "личной свободы" может каждый. Но странно было бы специально развивать особый "мужской" и "женский" языки. Они были бы искусственными и противоречили бы главной функции языка — осуществлению коммуникации, достижению взаимопонимания, согласия, ясности во взаимоотношениях.
С. де Бовуар, французская писательница и философ, будучи женой и подругой Сартра, много размышляла о женских проблемах. В своей книге "Второй пол", которая до сих пор является одной из
1 Сартр Ж.П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 31.
самых известных работ в феминистской литературе, она пишет о том, как "становятся женщиной". Этот вопрос рассматривается ею на историческом и индивидуальном уровнях. Она соглашается с Ф. Энгельсом в том, что разделение труда, роль в экономической системе предопределили социальное и духовное бытие женщины, но ни экономика, ни политика, ни религия не могут и не должны определять женскую и мужскую "экзистенцию".
Аутентичное взаимоотношение мужчины и женщины — любовь. Однако и в этом самом, казалось бы, естественном и свободном взаимоотношении людей два человека не только стремятся к близости, взаимопониманию и служению друг другу, но и ведут отчаянную борьбу за господство и лидерство. Почему? Потому, считает де Бовуар вслед за Сартром, что "человеческое сознание империалистично". В любви наряду с "проблесками" внешнего бытия всегда много фальши, капризности, насилия и невротического фанатизма. Один человек воздействует на другого не только экзистенциально, но и социально, через свою роль в обществе, которая никак не может соответствовать экзистенциальным устремлениям другого человека. Поэтому для самой де Бовуар традиционный брак представляется опасным, в нем женщина теряет свое лицо.
Де Бовуар во многих своих романах развивает мысль о том, что женщина должна пересмотреть свою роль в любовных отношениях с мужчиной. Она не должна "растворяться" в личности любимого человека, а тем более в хозяйственной суете, детях, семье. Чтобы поддерживать дружбу с любимым человеком, нельзя от него зависеть.
Экзистенциалистская этика ситуационна. Каждый человек, принимая важное решение, должен трезво и мужественно оценить ситуацию, посмотреть жизни в глаза. Человек должен "прислушаться" к бытию и к голосу своей совести. Но "жить по совести" для экзистенциалистов не значит быть добрым и избегать зла, а значит, "быть самим собой", а не "другим", не "посторонним", мыслить и чувствовать "из центра своей души", а не так, как мыслят и чувствуют "все".
Между тем историческая трагедия женщины как раз в том и состоит, что в жизни она часто играет роль "другого" не только для мужчины, но и для самой себя, часто оказывается представителем "другого пола". Вся книга "Второй пол" — это основанное на данных психологии, социологии, статистики, произведениях искусства (от мифов древности до современных романов) исследование женской судьбы. Главная мысль де Бовуар состоит в том, что мужчина, являясь главным творцом культуры — языка, логики, философии, правовой системы, — посчитал свое бытие основным, а бытие женщины второстепенным, определил женщину как Другого. Женщина — это просто "не мужчина". И женщина, пользуясь
логикой и языком мужчины, тоже определяет себя как Другого. Она существует для мужчины, но не существует для себя. Нет никакой "женской природы". Это просто социальный миф. «Женщиной не рождаются, — утверждает де Бовуар, —"ею становятся", и это "становление женщины" на практике в огромном большинстве случаев означает последовательный "отказ от свободы", непрерывное отступление»2.
Причина слабости женщины во многом определена биологическими факторами, которые в древности играли первостепенную роль в распределении социальных функций. Однако в современной цивилизации они не должны определять статус женщины. Тем не менее сложившаяся в течение многих столетий инерционная "мужская культура" по-прежнему мешает женщине стать полноценной личностью. Это удается ей лишь в той степени, в какой она сможет игнорировать свои биологические половые различия и связанные с ними социальные функции.
На индивидуальном уровне женщина формируется осознанием глубокой пропасти между человеческим бытием и бытием женским. Де Бовуар полагает, что мужчина в силу тех ролей, которые он выполняет в обществе, гораздо меньше ощущает разрыв между "подлинным человеческим" бытием и своим бытием мужчины. Для него взросление — гораздо более естественный процесс, это расширение пространства свободы, в то время как для женщины это пространство с возрастом сужается. Что такое "женский выбор"? Это такой вариант существования, при котором жизнь ограничена кухней, будуаром и почти не имеет духовного содержания. Отсюда — "экзистенциальный паралич" женщины, ее выжидающая позиция в жизни. Однако как и что нужно выбирать? Де Бо-вуар отвечает парадоксом: "Женщине следует не стать женщиной". "Это — реальный, хотя и трудный путь", по которому пошли Жорж Санд, Айседора Дункан. Феминизм для де Бовуар — это не идеология, не мировоззрение, а образ жизни. Такой жизни, которая наполнена борьбой против условностей, стереотипов, игнорированием общепринятых моделей женского поведения3.
По поводу трактовки де Бовуар подлинного выбора для женщины следует сделать ряд замечаний. Во-первых, акцентирование Другого в коммуникации характерно для французской ментальности. Во Франции и отдельные индивиды, и социальные группы формируют самоидеинтичность, ориентируясь на другого.
Во-вторых, вызывает возражение трактовка понятия "любовь". Конечно, в любви всегда возможна борьба, конфликты, соперни-
2 Beavoir S. de. The second sex. N.Y., 1953. P. 605.
3 Ibid. P. 599.
чество, и правильно, что не только чувство, но и сам "выбор", т.е. принятие решений, — очень важный компонент в развитии любовно-брачных отношений. При всем при том любовь — все же "живой организм", который рождается и живет собственной жизнью, порабощая обоих любящих — и мужчину и женщину. В принципе можно, конечно, заключить перед началом любви какой-то "договор" и на его основе определять каждый раз права и свободы каждого. Однако это будет уже не любовь, а брак, и при этом не просто брак, а "договорный брак", возможный и целесообразный в некоторых случаях, но вряд ли полноценный. Ведь в любви, да и в браке, если он не превратился еще в "пустую скорлупу", имеет место "слияние" двух личностей в одну, что глубоко соответствует смыслу любви, как он выражен в знаменитом диалоге Платона "Пир". Взаимную тягу мужчины и женщины друг к другу Платон объяснял недостаточностью каждой "половины", взятой в отдельности, и чувством, что только в совместном бытии мужчины и женщины достигается полная и подлинная человечность. Кончено, в любви есть риск "потерять себя", но, наверное, без этого риска и "без борьбы" полов ни мужчина, ни женщина не достигли бы полного ощущения своей идентичности.
Суть экзистенциалистского феминизма состоит в призыве к "подлинному бытию" мужчины и женщины, к такому "выбору", который бы никого не ущемлял и был бы основан на осознании каждым человеком как своей собственной свободы, так и свободы другого человека. Верно и то, что личность с таким осознанием своей свободы, зрелая, готовая к равноправному сотрудничеству, есть создание не природы, а культуры. В этом смысле верно, что нет мужской и женской природы, а есть потенциальные "маскулинность" и "фемининность", которые приходится наполнять содержанием, приспосабливать друг к другу, для того чтобы жить в нашем несовершенном мире. Мужчина и женщина должны воспитать в себе чувство ответственности, готовность к диалогу и компромиссу.
Экзистенциализм важен как установка на "открытость", искренность, отказ от всяких "уверток сознания".
Экзистенциальный феминизм переносит внимание на сам процесс становления человека в качестве мужчины или женщины. Становление женщиной в этом случае означает последовательный отказ от свободы. Причина этого в том, что мужчина, будучи творцом культуры — языка, логики, социальных норм, — посчитал свое бытие основным, а женщину определил как Другого. Женщина, взрослея и вовлекаясь в культуру, невольно усваивает мужской взгляд на саму себя и начинает определять себя как Другого. Рацио-
нальное зерно экзистенционального феминизма состоит в акцентировании внимания на ответственности каждого за свой жизненный выбор, в призыве к подлинному бытию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ашкинази И.Г. Женщина и человек. СПб., 1909—1929.
Бовуар С. де. Очень легкая смерть: Повести. М., 1992.
Воронина О. Женщина в мужском обществе // Социол. иссл. 1988. № 2.
Клименкова Т. Феминизм как культурная традиция // Преображение. 1995. № 1.
Милль Д.С. Порабощение женщины // Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992.
Сартр Ж.П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Силласте Г. Женщина в политической жизни // Коммунист. 1991. № 8.
Beavoir S. de. The second sex. N.Y., 1953.