Вестник ТГАСУ №3, 2007
75
town is under consideration in this article. Panoramic views as well as certain architectural objects and planning elements are of great importance in creation of aesthetic image of urban environment. The development of urban silhouette is studied in the context of evolution of urban environment during different historical periods.
УДК 725.381
Е.А. ГОЛУБЕВА,
УрГАХА, Екатеринбург
ГУМАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ПАРКИНГОВ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА
Рассматривается необходимость гуманизации архитектурной среды паркингов, размещенных в городской среде. Уделяется внимание вопросам гуманистического развития и формирования архитектурной среды исследуемых объектов. В статье раскрывается значимость экологического аспекта в формировании архитектурной среды сооружений паркования. На основе традиций и тенденций развития научно-технического прогресса раскрываются специфические особенности подходов к формированию архитектурной среды паркингов и описываются современные приемы применения форм живой и неживой природы, элементов городского дизайна при ее формировании. При написании статьи широко использовался аналитический и иллюстративный материал.
Трансформация социально-экономических условий приводит к изменению роли и места человека в современном мире. Разнообразие и быстрая смена потребностей различных социальных групп населения в организации материально-пространственного окружения становятся основополагающими причинами в современном формировании архитектурной среды объектов гражданского назначения. Все это определяет необходимость пересмотра существующих подходов к архитектурно-пространственной организации среды города.
К сожалению, на сегодняшний день очень мало внимания обращается на гуманистический и художественный аспект формирования материальнопространственного окружения современного человека, включающего объекты транспортной и инженерной инфраструктуры города. Хотя с этими объектами и проблемами формирования архитектурной среды, их включающими, горожанин сталкивается ежедневно [3].
Новые и достаточно сложные проблемы, вызванные действием научнотехнического прогресса и развитием автомобилизации населения, сформулированные как «транспорт и город», «автомобиль и город», «архитектура и транспорт», приобретают все большее и большее значение.
Общая численность парка легковых автомобилей имеет тенденцию к значительному росту. Массовая автомобилизация порождает огромное число взаимосвязанных между собой проблем: социальных, экономических, экологических, санитарно-гигиенических и др., однако проблемы гуманистического характера, апеллирующие к художественно-эстетическим и психологическим
© Е.А. Голубева, 2007
качествам архитектурной среды, включающей объекты транспортной инфраструктуры, практически не решаются в современной отечественной архитектурно-градостроительной практике [1].
Крупные и крупнейшие города, застройка которых велась в начале и середине ХХ века в расчете на развитие, главным образом, общественного транспорта для обслуживания пассажиров, не рассчитаны на увеличение роста парка индивидуальных транспортных средств. Индивидуальный автотранспорт все чаще поглощает открытые пространства города, осложняя контакт человека с природным окружением. На сегодняшний момент автомобили хранятся в самых неподходящих местах: тротуарах, газонах и даже на детских площадках. Население городов все более ощущает кризисное состояние городской среды, включающей места постоянного хранения автомобилей. Неудобство пользования сооружениями для постоянного хранения автотранспорта, постоянные конфликты движущегося и неподвижного автотранспорта, уличный травматизм - последствия непродуманной организации развития городской среды. Воздействия транспортных средств, в том числе и в местах их паркования, зачастую приводит к дегуманизации городских пространств, дискомфорту и экологическому кризису городской среды. Основным местом постоянного и временного хранения автотранспорта становится паркинг, включающий в себя такие характеристики, как здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для постоянного и временного хранения (стоянки) автомобилей.
Появление массовой автомобилизации населения привело к тому, что недостаточная емкость существующих сооружений для постоянного хранения индивидуальных автотранспортных средств частично компенсируется размещением автотранспорта на открытых стоянках, которая также не покрывает всех потребностей во временном и постоянном хранении индивидуального автотранспорта. Появившаяся тенденция хранения автомобилей на несанкционированных открытых автостоянках во дворах, на междворовых территориях, без соблюдения экологической безопасности, приводит к ухудшению экологической обстановки городской среды. Крайне остро назрела проблема организованного, управляемого городской администрацией, хранения автотранспортных средств. И решение этой проблемы, очевидно, не может быть исчерпано только объемно-планировочными и инженерными средствами, здесь важен учет средовой составляющей, раскрывающей разностороннее взаимодействие человека с его материально-пространственным окружением.
Управляемая и продуманная в свете новейших тенденций роста автомобилизации организация архитектурной среды мест паркования автомобилей должна создать возможность обеспечения населения стоянками с соблюдением как необходимых градостроительных и санитарно-гигиенических условий, так и экологического и психологического комфорта активного (автомобилисты) и пассивного (жильцы прилегающих территорий, посетители объектов общественного назначения) пользования такого рода объектами [4].
Обострение экологической ситуации в городском пространстве стало очевидным результатом того, что предпринимавшиеся ранее градостроительные меры с жесткими схемами развития улично-дорожной сети с преоблада-
нием типового благоустройства фактически привели к нивелированию самой природы в городе, лишив ее возможности поддерживать благоприятные параметры жизнедеятельности человека (рис. 1, 2).
Рис. 1. Несанкционированная автостоянка, Екатеринбург
Рис. 2. Расположение подземного паркинга во дворе жилого дома, Екатеринбург
Акцентируя вопросы формирования архитектурной среды паркингов, мы обращаемся к проблемам жизнедеятельности человека и его предметнопространственного окружения, так как проблемы среды - это проблемы человеческие. Среда во многом определяет поведение человека, материально закрепляя ценностные установки общества. Игнорирование этого аспекта в современной архитектурно-строительной практике по отношению к местам паркования в результате приводит к деградации городской среды в целом [5]. Ее экстенсивное развитие привело к возникновению острой проблемы «человек -транспорт - архитектурная среда города», требующей особенного рассмотрения. Проблема гуманизации архитектурной среды паркингов, исходя из определения понятия «гуманизм», непосредственно связана как с вопросами самореализации и удовлетворения потребностей как активных, так и пассивных (вынужденных) пользователей такого рода объектов, так и с вопросами экологическими - сбережения природных систем в структуре города.
К какому бы подходу гуманизации архитектурной среды автостоянки мы ни обратились, с какой бы позиции ни рассматривали, она должна соответствовать современным эстетическим требованиям, должна способствовать расширению представлений современного человека о комфортной среде обитания.
Специфика формообразования паркингов (плоскостные наземные и надземные; объемные наземные, подземные и полуподземные), а также структура их размещения в городской среде особенно влияют на формирование архитектурной среды паркингов.
Выделяются три основных принципа, способствующих гуманизации паркингов и прилегающих к ним территорий:
- компенсации неблагоприятных техногенных воздействий;
- создания экологической защиты прилегающих к объектам паркования территорий;
- визуальной упорядоченности архитектурной среды объектов паркования.
Формирование архитектурной среды паркингов с точки зрения компенсации техногенных воздействий, создания экологической защиты и визуальной упорядоченности позволяет создать архитектурно-планировочную среду, отвечающую всем требованиям потребителей как представителей различных социальных групп.
Экологический аспект в гуманизации архитектурной среды паркингов играет одну из ключевых ролей [2]. В этом аспекте следует выделить два наиболее перспективных направления, которые до сих пор не получили достаточного внедрения в отечественную архитектурную практику. Обозначим их как ландшафтно-экологическое и визуально-экологическое направления.
Ландшафтно-экологическое направление ориентировано на частичное восполнение естественного потенциала территории путем соотношения искусственных и естественных компонентов городской среды, что позволит снизить неблагоприятные техногенные воздействия, применительно к паркингам [6]. Элементам живой природы присуща изменчивость не только в определенные временные сезоны, но и саморегуляция, которая обеспечивает городскому пространству возможность экологического восстановления. Изменение экологических качеств архитектурной среды таких утилитарных
объектов транспортно-инженерной структуры города, как паркинг, предполагает создание экологического равновесия между объектами, включенными в структуру городской среды.
Здесь уместно вспомнить о разнообразии растительных форм как природных компонентов. Немаловажно, что новейшие тенденции в формировании архитектурного пространства, в том числе сооружений для постоянного хранения автотранспорта, ориентируются на особый подход к ландшафтноэкологическим средствам выразительности, переосмысливая, например, роль рельефа и материалов мощения, спектр которых в последние годы невероятно расширился.
Зачастую главный акцент в решении заключается в вертикальном озеленении, которое обеспечивает облику паркинга сезонные трансформации по аналогии с изменениями, происходящими с деревьями при смене времен года. Помимо эстетических функций озеленение осуществляет функции естественной климатической установки, сообщая зданиям не только внешнюю, но и внутреннюю экологичность. Кроме того, элементы ландшафта (газоны, цветники, водоемы) объединяют различные по функциональности элементы пространства - плоскостные сооружения (детские площадки, тротуары, проезды и др.) [4].
Элементы «зеленого» благоустройства и объекты благоустройства (мощение, подпорные стенки, ограды, парапеты) позволяют ориентироваться и дают направления поиска объектов транспортной инфраструктуры города -парковки. Все это создает совершенно новые возможности формирования облика и гуманизации окружающего нас мира. Рис. 3, 4, 5, 6, 7 - примеры применения ландшафтно-экологических средств.
Рис. 3. Буферное озеленение [9]
Рис. 5 Создание ярусов измененного рельефа с закрепленной растительностью (фото В.А. Нефедова) [12]
Рис. 7. Вертикальное озеленение пристроенного наземного паркинга [14]
В ландшафтно-экологическом направлении выделяются следующие группы средств в соответствии с пятью типами сооружений для постоянного хранения автотранспорта. Для плоскостных наземных объектов паркования наиболее целесообразно применение:
- буферного озеленения;
- озеленения подпорных стенок;
- вертикального озеленения навесов;
- контейнерных посадок в сочетании с геометрией рисунка покрытия;
- различных по фактуре элементов покрытия;
- легких ограждений в сочетании с фактурой и цветом покрытия.
Для плоскостных надземных объектов:
- озеленение территории, прилегающей к зданию на кровле, у которого расположена парковка;
- акцентирование пространства вертикальной формой;
- контейнерные посадки для обозначения направления движения.
Для объемных наземных:
- создание скульптурной группы растительности;
- сочетание линейных и объемных форм растительности;
- акцентирование пространства вертикальной формой;
- применение вертикального озеленения.
Для подземных:
- создание рельефа при помощи разнообразных форм (остров, волна
и др.);
- применение модульного озеленения для разграничения территории паркования;
- геопластика;
- создание ярусов с озелененными подпорными стенками;
- рельефное профилирование с обозначением границ паркинга модулями растительности.
Для полуподземных:
- укладка элементов покрытия с разрывами для заполнения травой;
- обозначение границ паркинга модулями растительности;
- создание ярусов измененного рельефа с закрепленной растительностью;
- геопластика.
Одним из важных направлений гуманизации архитектурной среды паркингов является активное использование визуально-экологических средств, которые способствуют разнообразию облика сооружений в разное время суток. Воздействие на эмоциональное состояние человека обретает особенный смысл там, где результаты экстенсивного освоения архитектурной среды паркингов вычеркнули зримые признаки индивидуальности пространства. Устранить психологический дискомфорт, появляющийся у горожанина в процессе восприятия архитектурной среды мест постоянного хранения, возможно за счет применения светоцветовой архитектуры. Средства визуально-экологической направленности имеют сходные способы применения для разных типов объектов паркования.
Совершенствование среды жизнедеятельности, насыщенной различной информацией в современных условиях, без которой не мыслит себя современный человек, невозможно без элементов информационного дизайна, информационных устройств и световых установок, акцентирующих как природные растительные элементы, так и объекты паркования, а также без элементов, позволяющих обогатить пластику объектов архитектурной среды паркингов. Использование всех возможностей визуальной гармонизации архитектурной среды паркингов регулирует не только формы поведения горожан, но и придает пространству индивидуальность [7].
Использование линейных и локальных элементов освещения в ночные часы обогащает окружающее пространство и позволяет лучше ориентироваться в нем. Кроме того, для плоскостных и объемных сооружений паркования применение системы светоустановок, отражающих элементов и поверхностей необходимо для визуального слияния объектов паркования с окружением (рис. 8, 9, 10, 11, 12).
Рис. 8. Организация линейных и локальных светоустановок. Наземная, отдельно стоящая автостоянка [11]
Уже сейчас множество новейших достижений научно-технического прогресса находят широкое применение для создания комфортной, психологически удобной архитектурной среды. В визуально-экологическом направлении гуманизации архитектурной среды паркингов выделяются некоторые элементы, применимые для всех типов сооружений паркования:
- организация подсветки зеленых насаждений;
- организация установок светового инфодизайна,
- организация возможности проектирования изображений на ограждающие поверхности (экранирование).
Рис. 9. Организация линейных и локальных светоустановок. Плоскостная, наземная автостоянка [15]
Рис. 10. Организация установок светового инфодизайна / экранирование. Подземный паркинг [16]
Рис. 12. Применение отражающих элементов и плоскостей на ограждающих конструкциях зданий. Наземная, отдельно стоящая автопарковка [18]
Кроме того, для плоскостных и объемных сооружений паркования применяется организация линейных и локальных светоустановок и используется система отражающих элементов и поверхностей.
В результате рассмотрения примеров отечественного и зарубежного опыта формирования архитектурной среды паркингов был сделан акцент на необходимости дальнейшего развития экологического аспекта при формировании данной среды. Применение элементов ландшафтной и светоцветовой архитектуры в организации гуманистического городского пространства выступает как форма его взаимосвязи с историческим окружением, культурой, традициями, служит средством компенсации ограниченности контакта с природой.
В основе формирования архитектурной среды мест паркования с позиции приоритета человека и его потребностей выделены принципы компенсации, создания экологической защиты и визуальной упорядоченности; эти принципы реализуются в ландшафтно- и визуально-экологических средствах, как общих, так и специфичных для каждого типа объекта паркования.
Библиографический список
1. Беляева, Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия / Е.Л. Беляева. - М. : Стройиздат, 1977. - 125 с.
2. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон. - М. : Прогресс, 1988. - 464 с.
3. Городская среда. Технология развития: Настольная книга / В.Л. Глазычев, М.М. Егоров, Т.В. Ильина [и др.]. - М. : Изд-во «Ладья», 1995. - 240 с.
4. Иовлев, В.И. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма / В.И. Иовлев. - Екате-ринбур г: Архитектон, 1996. - 304 с.
5. Колясников, В.А. Экологический подход к формированию композиции города: учеб. пособ. /В.А. Колясников. - Екатеринбург : УралАРХИ, 1993. - 230 с.
6. Нефедов, В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В.А. Нефедов. - СПб : Полиграфист, 2002. - 296 с.
7. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды: учеб. / В.Т. Шимко. - М. : Архитектура-С, 2006. - 384 с.
8. Янковская, Ю.С. Образ и морфология архитектурного объекта / Ю.С. Янковская. - Екатеринбург : Архитектон, 2004. - 91 с.
ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
9. Garage stair tower and bridge. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cga.ct.gov/cop/pic020.htm
10. Locations - Parking Structures. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.csun.edu/licensing/location_parking.php?pid=3&lid=2&display=img&image=B3P arkingStructure.jpg.
11. Locations - Parking Structures. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.csun.edu/licensing/location_parking.php?pid=3&lid=2&display=img&image=B3P arkingStructure_001.jpg.
12. Нефедов, В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В.А. Нефедов. - СПб : Полиграфист, 2002. - С. 186.
13. Нефедов, В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В.А. Нефедов. - СПб : Полиграфист, 2002. - С. 185.
14. Miami Beach garage. [Электронный ресурс]. - CNU NextGen Photo Gallery. - Режим доступа: http://www.cnunextgen.org/gallery/main.php?g2_itemId=863
15. Drive-in garage. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cillu.nabakaru.com/2006_06_01_archive.html.
Вестник ТГАСУ №3, 2007
87
16. Trellis above entrance to underground parking garage. [Электронный ресурс]. -WIREWALL™ HIGH SECURITY FENCING. - Режим доступа: www.wirewall.com/other.htm.
17. Pittsburgh urban parking garage. [Электронный ресурс]. - CNU NextGen Photo Gallery. -Режим доступа: http://www.cnunextgen.org/gallery/main.php?g2_itemId=162.
18. Многоэтажный гараж с автомагазином по ул. Мытная (г. Москва). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yurkevich.ru/3r11.php.
E.A. GOLUBEVA
HUMANIZATION OF PARKINGS’ ARCHITECTURAL ENVIRONMENT IN THE URBAN STRUCTURE
The article considers the importance of ecological aspect in creation of architectural environment of parking structures. The necessity of humanization of urban parking architectural environment is examined in this article. The peculiarities of parking architectural environment creation and modern techniques of involving different forms of organic and inorganic nature, elements of urban design on the basis of traditions and trends in the development of scientific and technological progress are considered. A lot of analytical materials and illustrations are used in the article.
УДК 711.424(571.61)
Н.А. ВАСИЛЬЕВА,
НГАХА, Новосибирск
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматриваются исторические предпосылки возникновения городов Амурской области, выявляются особенности формирования их архитектурно-планировочной и пространственной организации во второй половине XIX - начале XX в. Подчеркивая уникальность исторических обстоятельств, в которых на дальневосточных рубежах России возникли и развивались первые амурские города, автор определяет отличительные черты их застройки, особенности деревянного зодчества и дает оценку стилистическим особенностям каменной архитектуры г. Благовещенска.
Выявленные особенности формирования архитектурно-пространственной среды исторических городов Амурской области позволили автору сделать вывод об их значимости в современной пространственной организации рассмотренных городов.
Основы градостроительных традиций в Приамурье были заложены в ХУП-ХК веках с присоединением новых территорий к Московскому государству. Именно в этот период было образовано большое количество поселений, ставших базовыми опорными пунктами русских на обширных территориях. Исторические поселения Приамурья играли значительную роль в освоении новых районов. Они не только выполняли административные функции правительственных форпостов, но и являлись узловыми
© Н.А. Васильева, 2007