НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Гуманитарный прорыв в будущее
А. Н. Чумаков*
Humanities Breakthrough into the Future
А. N. Chumakov
То, что еще вчера, казалось бы, отсталый Китай теперь уверенно набирает экономические обороты, уже никого не удивляет. Кто-то рассматривает это как чудо, но в основном сходятся на том, что за всем этим стоят правильно выбранные ориентиры экономической политики и эффективные технико-управленческие решения. И это действительно так, но лишь отчасти. В реальности же суть происходящего глубже и состоит она в том, что здесь умело сочетаются стратегия и тактика преобразований всей системы общественных отношений, в которых экономическая сфера, хотя и ключевая, тем не менее, не единственная и даже, как теперь все больше становится понятным, не самая главная.
Китай, который и до этого никогда не был «техногенной цивилизацией», выступил с грандиозной гуманитарной инициативой, а именно - заявлено о конституировании Мирового Культурного Форума (World Cultural Forum (Taihu, China)), который китайцы будут проводить аналогично Давосскому Мировому Экономическому Форуму с периодичностью один раз в два года. То есть, дело касается сферы, казалось бы, далекой от решения сугубо прагматических задач, как то обычно представляется на первый взгляд, когда речь идет о внушительных успехах китайских экономических реформ, равно как и о значительных преобразованиях практически по всем направлениям общественной жизни. Однако, с точки зрения перспективы и приоритета стратегического
мышления, в пику осязаемым результатам и сиюминутным тактическим выгодам, принятое решение, несомненно, знаковое, эпохальное.
Сделан уже и первый шаг принципиальной важности. 18-19 мая 2011 г. в одном из самых живописных мест Китая - Тайху (в окрестностях г. Суджоу) состоялась Первая конференция этого Форума под общим названием: «Диалог и сотрудничество в целях мировой гармонии и общего развития».
На Форум были приглашены известные ученые, общественные и политические деятели из многих стран мира, что предопределило соответствующий настрой и уровень разговора и дискуссий. Помимо высокого представительства с китайской стороны (ЦК КПК, Министерство культуры, образования и др.) и их выступлений с приветственными речами и содержательными докладами, с пленарными докладами выступили также премьер министр Пакистана Юсуф Реза Ги-лани, экс-президент Португалии Марио Со-ареш, экс-президент Индонезии Мегавати Сукарнопутри, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1999 г. проф. Роберт Манделл, Президент Будапештского клуба Эр-вин Ласло, один из ведущих китайских философов, академик Китайской академии гуманитарных наук Ру Ксин, доктор философии, бывший посол Египта в Китае Мухаммед Номан Галал, доктор философии, Президент Корейской философской ассоциации Ёсу Ким и др.
* Чумаков Александр Николаевич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: chumakov@iph.ras.ru
В известной мере Тайху замышляется в качестве гуманитарной альтернативы Давосу. Конечно, речь не идет о буквальном противопоставлении тому, что делается на «раскрученном» экономическом Форуме. Но пока Запад и другие, выстраивающиеся им в фарватер, упорно и самозабвенно анализируют экономические и финансовые проблемы, пытаясь именно здесь найти причины разразившегося мирового кризиса и на этой основе сформулировать концепцию дальнейшего социально-экономического развития, китайцы, с их умением не суетиться и смотреть на века вперед, поняли главное -дело не в экономике, а точнее, не только в ней!
Главная проблема - в человеке, его поведении, ментальности и его качествах, которые не согласуются с современным, стремительно глобализирующимся миром. Иными словами, китайцы, почувствовавшие вкус к стратегическим прорывам, по существу первыми увидели новые возможности там, где их никто еще не видит или ищет, но не там, где корень всех проблем. Они тонко уловили суть происходящих перемен и стали осваивать принципиальной важности, никем еще не занятую нишу, особенно сильно давшую о себе знать в контексте последнего мирового финансово-экономического кризиса. А он, как это уже осознают серьезные аналитики (теперь, как видим, и политическое руководство Китая1) ярко высветил не столько экономические ошибки и технические просчеты отдельных государств и соответствующих мировых структур, сколько кризис культуры и духовности, нравственной составляющей на всех уровнях общественного развития.
Все это трудно понять, если мыслить категориями сиюминутной выгоды, смотреть на короткую дистанцию и жить одним днем. Однако в контексте исторической перспективы, если не только предвидеть, но и создавать будущее, это именно так.
Делая серьезный поворот в сторону гуманитарной сферы, Китай выходит на лидирующие позиции теперь и на этом стратегически важном направлении, ибо вполне осознает, что именно здесь будет прорыв, который пока только угадывается и для многих еще не очевиден. Китайцы, в соответствии с заветами Дэн Сяопина, «хладнокровно наблюдают», «уверенно реагируют на изме-
1 Данное замечание можно отнести и к Азербайджану, о чем будет упомянуто ниже.
нения», «делают конкретные дела» и «укрепляют позиции», тогда как в техногенных культурно-цивилизационных системах еще не обращают должного внимания на гуманитарную сферу и по-настоящему в нее не вкладываются.
Кто окажется прав, чья позиция лучше отражает реальность, наконец, что, в конечном счете, будет более действенным: западная тактика или китайская стратегия - на все эти вопросы ответит время. Как минимум, китайцы ничего не потеряют. Но, в случае правильно выбранной стратегии и верно определенных ориентиров, борьбу за выживание и лучшие позиции в глобальном мире они выиграют. Когда? Это уже не так важно, если иметь в виду их ментальность и особое восприятие времени. Быть может, отчасти понять дух такого восприятия мира помогут слова китайского премьера Чжоу Эньлая, который на вопрос американского президента Р. Никсона, «как Великая Французская революция повлияла на развитие Западной цивилизации?», ответил: «Об этом еще рано судить».
Следует заметить, что китайцы не вдруг и не сразу пришли к своему решению. К открытию Мирового Культурного Форума они долго и основательно готовились, опираясь к тому же и на другие свои очень серьезные наработки в этой области. Достаточно сказать, что с 2004 г. на базе Пекинского университета ежегодно проходит Международный Пекинский Форум гуманитарной направленности. Последний - «XII Международный Пекинский Форум 2010» состоялся 4 -7 ноября 2010 г. и был посвящен теме: «Гармония цивилизаций и процветание для всех. Обязательства и ответственность за лучший мир». В нем принимали участие ведущие ученые практически из всех крупнейших стран развитого и развивающегося мира. Форум прошел на самом высоком уровне и оставил очень хорошее впечатление. Так, среди участников и основных докладчиков были: бывший британский премьер Тони Блэр, бывший президент Мексики Эрнесто Зедилло, бывший президент Нигерии Олусе-гум Басаньё, вице-премьер КНР Ванг Кви-шан и др. Среди тех, доклады которых вызвали наибольший интерес, хотелось бы отметить: Паоло Гуэррири - итальянского профессора экономики, вице-президента Института Международных отношений (Рим) и Грегори Чина - сотрудника Центра международного управления инновациями, профессора экономики отдела политических наук Ёрского университета (Канада).
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Идеологию, а также цель и задачи своих начинаний организаторы этой масштабной акции сформулировали предельно четко, прописав их уже в Преамбуле основных документов Форума.
«Земля - колыбель для всего живого и общий дом, в котором мы живем», - отмечают они. «Она порождала и продолжает производить многочисленные разновидности различных форм жизни и человеческих цивилизаций. Это не только обеспечивает материальные потребности нашего выживания и развития, но является также духовной гаванью, в которой мы можем укрыться, когда ищем утешение и мир.
От начала своей истории люди прошли большой путь развития человеческих цивилизаций от длительного периода темноты примитивной жизни, через ассоциирующиеся с рассветом тысячелетия развития аграрных обществ, к усиливающемуся свету промышленного прогресса в течение последних столетий; в течение этого процесса мир был свидетелем рождения и роста несметного числа человеческих цивилизаций. Однако как раз теперь, когда мы гордимся нашими достижениями в создании развитых цивилизаций на Земле, мы не можем закрывать глаза на колоссальное опустошение, которым человеческие цивилизации грозят природе, не можем не обращать внимания на негативные последствия, которые они оставляют на своем пути, равно как и не замечать того, что все это драматично опрокинуло равновесие и нарушило гармонию естественного порядка вещей. Кроме того, современные общества, находясь в ситуации острой конкурентной борьбы, преследуют собственные материальным выгоды и стремятся к беспрецедентным экономическим достижениям. Результатом всего этого является растущее социальное неравенство, ухудшение нравов, нарастание идеологического и духовного кризиса.
Наши действия сегодня, бесспорно, формируют перспективу нашего будущего. Поэтому так важно и, более того, абсолютно необходимо дать серьезный анализ сложившейся ситуации, осмыслить влияние, которое наше социальное развитие оказывает на окружающую среду и на наш внутренний духовный мир. А это означает, что мы должны заниматься вопросами, которые имеют стратегическое значение по отношению к человеческому выживанию и развитию.
Таким образом, чтобы впредь обеспечить себе лучший мир, мы должны предпринять усилия к построению социальной гармонии, посвятить себя сохранению естественной среды обитания и построению цивилизации с высоким культурным и идеологическим уровнем»2.
И далее, обосновывая необходимость уделять первостепенное внимание гуманитарной сфере в условиях глобальных изменений, китайцы особо подчеркивают: «Глобализация порождает серьезные проблемы типа глобального экологического кризиса, международного финансового кризиса, политических и военных столкновений, религиозных и национальных конфликтов, терроризма, неравенства, и т.д. При этих обстоятельствах мы должны не только анализировать эти проблемы и искать ответы с помощью науки, технологии, экономики и политики, но также должны более глубоко размышлять о перспективах веры, этики и основных ценностей. Иначе мы не будем в состоянии понять экзистенциальные доктрины друг друга, не сможем действовать на основе здравого смысла, не говоря уже о том, чтобы быть в состоянии брать на себя общую ответственность или общие действия в интересах нашего общего дома»3.
То, что китайская гуманитарная наука находится на подъеме и активно укрепляет свои позиции на мировой арене свидетельствует и большая научно-исследовательская активность китайских университетов, причем, далеко не только столичных. Об этом же говорит и множество международных конференций, регулярно организуемых различными университетами при активной и щедрой поддержке со стороны государства. Расходы иностранных участников, как правило, полностью берет на себя китайская сторона, а материалы конференций публикуются на китайском и английском языках и широко освещаются в средствах массовой информации. Что особенно бросается в глаза, так это состав участников конференций. Обычно 50-70% аудитории - это студенты и аспиранты; иностранных ученых (как правило, с солидным статусом) приглашают от десяти до тридцати человек, неизменно активно участвуют китайские политические и общественные деятели, равно как и представители культуры.
2 См.: www.beijingforum.org
3 Там же.
Примером такого рода конференций может быть Международная конференция «Традиции и современный мир: на пути к мультикультурному диалогу и коммуникациям в сфере идей и ценностей» (11-14 декабря, 2009), главным организатором которой выступил Пекинский педагогический университет. В организации и проведении конференции принимали участие также и ведущие университеты Китая (Пекинский университет, Университет Чиньхуа, Народный университет Китая и др.). Из 12 приглашенных иностранных участников 7 представляли США, 2 - Германию, 1 - Австрию, 1 - Италию и 1 - Россию.
Сказанное в отношении университетов в полной мере относится и к системе высшего образования в целом, щедро поддерживаемой правительством Китая. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить несколько китайских университетов и познакомиться с их материально-технической базой, которая постоянно и основательно обновляется. Все это, помимо качественного учебного процесса, создает хорошие возможности для сотрудничества с ведущими зарубежными университетами, стимулирует осуществление совместных научных программ и научно-исследовательских проектов, способствует взаимному посещению с лекциями ведущих ученых, обмену студентами, аспирантами и т.п.
Справедливости ради надо сказать, что в современном мире Китай не является единственной страной, где стремятся к комплексному, системному решению проблем, с серьезной опорой на гуманитарное знание. Движение в этом направлении можно видеть, например, в Азербайджане, где Министерство культуры и туризма совместно с Национальной академией наук Азербайджана заявило о регулярном проведении Всемирного Форума «Диалог культур».
Первая Международная конференция «Культурное разнообразие и философия диалога в мире», организованная в рамках этого Форума с участием первых лиц государства и большим пленарным докладом Президента страны состоялась в Баку 6-9 апреля 2011 г.4
С момента появления нового тренда прошло немного времени, но уже очевидно, что инициативы Китая и Азербайджана конституировать и регулярно проводить Всемирные гуманитарные Форумы наряду с Всемирным Экономическим Форумом в Давосе полностью себя оправдывают. Независимо друг от друга участники столь высоких собраний справедливо отмечают, что наиболее серьезные проблемы современности возникают по причине кризиса духовности и отсутствия должного взаимопонимания между народами. Поэтому так важно исследовать возможности для эффективного межкультурного диалога, и состоявшиеся встречи уже стали серьезным шагом на этом пути. Несомненны их достижения и в том, что рассмотрение теоретических общегуманитарных проблем, которые были представлены учеными с мировыми именами, проходило в тесной связи с выступлениями известных политических и общественных деятелей.
Хотелось бы надеяться, что российские лица, принимающие решения на самом высоком уровне, обратят внимание на новейшие тенденции мирового развития, адекватно оценят реакцию на них со стороны других государств и осознают, наконец, что будущее закладывается сегодня. Оно зависит от правильно выбранных приоритетов и будет определяться не денежными потоками от продажи ресурсов и брутальной мощью силовых структур, а «мягкой силой» (soft power) мудрого управления и развитостью гуманитарной сферы, то есть, в конечном счете, человеческим капиталом.
4 Активную роль в организации и проведении данной конференции сыграл Институт философии Национальной Академии наук Азербайджана, директор которого - д.ф.н., профессор И. Мамед-заде является членом Международного редакционного совета журнала «Гуманитарные науки» Финансового университета при Правительстве РФ. В рамках конференции состоялась презентация журнала, вызвавшая большой интерес и закончившаяся его вручением ведущим ученым, а также университетской и академической библиотекам.