Научная статья на тему 'Гуманитарный проект УГТУ: созвездие умных клубов'

Гуманитарный проект УГТУ: созвездие умных клубов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ВУЗА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ДОСУГ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL FUNCTION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ORGANIZATIONAL CULTURE / PROFESSIONAL SKILLS / EDUCATION / SCIENCE / LEISURE / INTELLECTUAL CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безгодов Д. Н.

В статье описана система интеллектуальных клубов УГТУ. Представлена модель интеллектуального клуба на примере философского клуба. Выделены универсальные функции вузовских клубов: работа с талантливой молодежью, развитие оргкультуры, содействие НИРС, гуманитаризация образования и т. п. Предложен контур концептуального обоснования деятельности подобных клубов в контексте основных вузовских ценностей: наука, образование, профессионализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian project of ustu: constellation of clever clubs

The author describes the system of USTU intellectual clubs and the model of intellectual club by the example of USTU philosophic club. The universal functions of the college clubs such as the work with the talented youth, development of organizational culture, assistance in research engineering, humanitarization have been considered.

Текст научной работы на тему «Гуманитарный проект УГТУ: созвездие умных клубов»

CHUPRAKOVA.M., BELYAEVA O.I. USTU TRADE UNION ORGANIZATION AS A GUARANTOR OF UKHTA SOCIAL STABILITY

The principles, directions and basic results of Ukhta State Technical University trade union organization activity are considered in the article. The description of the exclusive advantages of collective agreement which exists in USTU is given. University trade union activity is shown as an essential component of the 'Ukhta - a university town' concept.

Keywords: oil, gas and construction workers' Union, collective agreement, social partnership, social protectability, remuneration of labour, social payment.

Гуманитарный проект

д.н. безгодов, доцент УГТУ: созвездие

умных клубов

В статье описана система интеллектуальных клубов УГТУ. Представлена модель интеллектуального клуба на примере философского клуба. Выделены универсальные функции вузовских клубов: работа с талантливой молодежью, развитие орг-культуры, содействие НИРС, гуманитаризация образования и т. п. Предложен контур концептуального обоснования деятельности подобных клубов в контексте основных вузовских ценностей: наука, образование, профессионализм.

Ключевые слова: воспитательная функция вуза, организационная культура, профессионализм, образование, наука, досуг, интеллектуальный клуб, гуманитаризация образования.

Глубинный мотив разработки и реали- и наличием благородного досуга, а в еще зации проекта проистекает из интуиции более радикальной, хоть и не столь явной сверхценности досуга, каковая выражена форме - блаженным Августином. Августин уже Аристотелем в утверждаемой им свя- полагал, что ярчайший симптом греховно-зи между занятием науками и философией сти человеческой природы состоит в диа-

80

Высшее образование в России • № 8, 2009

метральной перемене целей применения способностей, приносящих пользу, и способностей, доставляющих наслаждение. Он сетует, что то, чем надлежит пользоваться, - формы телесности - человек употребляет для наслаждения, а из того, чем следует наслаждаться, - прежде всего из ума - человек пытается извлекать примитивную пользу. Эта формула, на первый взгляд чрезвычайно абстрактная, может служить принципом организации воспитательной работы в вузе, а также принципом реализации культурно-просветительской миссии вуза. Ее интерпретация в приложении к вузовской действительности выглядит следующим образом.

Один из общеизвестных признаков вузовского образования - фундированность наукой. И преподаватели, и студенты в вузе должны заниматься наукой. Выполнение многих учебных заданий в высшей школе имеет форму научныхисследований. Поощряется участие студентов в научных конференциях, их привлечение к работе научных творческих коллективов, научных кружков при кафедрах. Можно задать вопрос, хоть он и кажется совершенно риторическим: зачем заниматься наукой в вузе, ведь непосредственная цель обучения состоит в передаче уже готовых знаний? Ответочевиден. В европейской педагогической традиции все-таки доминирует идущий от Сократа принцип майевтики: знание невозможно пересадить из одной головы в другую, оно может быть усвоено субъектом обучения только самостоятельно. То есть в идеале каждый студент в сокращенной, интенсифицированной форме как бы заново проделывает исследовательскую работу, в результате которой появилась сумма знаний, предлагаемая ему в вузовских учебниках. Во всяком случае, опыт такой работы, пусть по ограниченному числу тем и дисциплин, формирует наилучший тип профессионального мышления - исследовательский, значит, новаторский. Короче говоря, наука в вузе нужна для реализации целей собственно профессионального образования.

Вопрос: «Зачем нам высшее образование? » также кажется риторическим. Однако студенты дают на него разные ответы. Но все-таки преобладает действительно естественный, заведомо ожидаемый ответ: для овладения хорошей профессией на таком уровне, который позволит получить работу в хорошей организации с хорошей зарплатой, откроет перспективукарьерного роста. Таким образом, образование нужно для осуществления престижной, хорошо оплачиваемой профессиональной деятельности. А один из самых распространенных ответов на вопрос, зачем человеку осуществлять профессиональную деятельность: для обеспечения высокого качества жизни, в конечном счете - качества досуга. Как понимается этот досуг? Хороший дом, квартира, в которых после работы можно насладиться общением с семьей, друзьями, развлечься, используя современную электронную и информационную технику. Это, конечно, возможность путешествовать, отдыхать на курортах. Это доступность различных релаксационных и развлекательных заведений: парки, кино, концерты, выставки, дискоклубы, рестораны - конкретный набор у каждого свой, но тип досуга понятен. Выстраивается цепочка: наука для образования, образование для профессии, профессия для досуга, каковой наполнен массой удовольствий преимущественно чувственно-эмоционального порядка. Представляется, что именно такая соподчиненная связь между указанными ценностями интуитивно принимается большинством студентов.

Однако сама эта цепочка нам представляется в корне неверной. Исследовать тайны природы для того, чтобы с максимальным комфортом как можно больше потреблять?! Стремиться познать истину, чтобы еда была слаще, а загар ровней?! Пожалуй, в такой утрированной форме мало кто принимает такую иерархию. Но все-таки она доминирует. Хотя нормальным, по крайней мере в контексте университетских ценностей, должно быть другое: досуг, понимае-

мый как релаксация, - для профессии, профессия - для образования, образование -для науки.

В каком смысле релаксационный досуг существует для профессии, понятно. Поясним дальнейшее. В отношении самого субъекта профессиональной деятельности эта деятельность выполняет много функций. И гораздо большую ценность, чем быть средством заработка, имеет ее функция практикума в контексте постоянного самообразования человека. Работая, профессионал проверяет достоверность своих познаний, приходит к постановке новых задач, формулирует гипотезы. Все это содействует росту его образования, побуждает учиться дальше, знакомиться с новыми технологиями, и в то же время практика подтверждает уже известное ему, помогает глубже понять. А процесс образования, в свою очередь, делает богаче исследовательский инструментарий человека, что позволяет ему с большим успехом заниматься наукой, чему он и посвящает весь свой досуг, кроме той его части, когда, повинуясь природной необходимости, он просто отдыхает.

Таким образом, подлинный досуг есть время, посвященное истине: служению истине, если речь идет о религиозном культе, созерцанию истины, если речь идет об аскетическом подвиге, поиску истины, если речь идет о науке. Понятно, что университеты есть по преимуществу пространство научно-образовательной деятельности, и соответственным образом в университетах должна обустраиваться сфера досуга. Сре-

ди множества официально декларируемых направлений воспитательной работы в вузе один из главных - воспитание научного мировоззрения. Хотя, очевидно, правильнее было бы культивировать научный образ мысли, а выработку мировоззрения оставить на совести свободной, научно мыслящей личности.

Приведенные соображения - это опыт истолкования той основной интуиции, которая направляла инициаторов гуманитарного проекта Ухтинского государственного технического университета «Созвездие умных клубов».

Система интеллектуальных клубов первоначально создавалась как один из инструментов реализации концепции развития организационной культуры УГТУ [1]. Достижение основной с точки зрения развития организационной культуры цели (наполнение студенческого досуга наукой и культивирование науки в качестве интересного, доставляющего удовольствие, вдохновляющего рода деятельности) в ходе реализации проекта раскрыло его способность решать множество других общеуниверситет-скихзадач, подчас весьма прагматических: создание площадки для первичной апробации результатов НИРС, поддержание положительного имиджа университета в городе, содействие университету в привлечении талантливой молодежи и тем самым укрепление абитуриентской базы вуза. Отдельно следует отметить значение проекта для обеспечения высокого уровня гуманитарного образования. Очевидно, что именно гуманитарная составляющая в технических вузах, традиционно сильная в России, сегодня испытывает постоянный риск сокращения [2, 3]. Но, конечно, клубы - это не компенсация учебного процесса, а пространство усиления мотивации к учебе.

К настоящему времени в рамках реализации проекта действуют либо создаются восемь клубов: философский, поэтический, клуб любителей истории Отечества, шахматный, клуб ораторского искусства, пресс-клуб, киноклуб и клуб любителей

82

Высшее образование в России • № 8, 2009

иностранных языков. Количество клубов, предполагаемых проектом, заранее не ограничено.

Своеобразным катализатором и координатором проекта является философский клуб, поэтому, хотя он не был первым по времени, описание клубов УГТУ логично начать с него. Клуб, полное название которого - «Философский клуб УГТУ имени Дмитрия Прокофьевича Разумихина», выступил моделью для формирования почти всех других вышеперечисленных клубов, поэтому будет рассмотрен подробнее остальных. Он существует полтора года, и за это время в заседаниях приняли участие более 50 человек. Сложившееся ядро образуют около 20 человек - преподаватели, студенты, аспиранты, сотрудники, выпускники университета и просто ухтинцы.

Несомненно, что особую притягательность собраниям клуба придает сочетание обычных философских семинаров-диспутов с игрой. К каждому очередному семинару готовятся два доклада: один посвящен определенной персоне в истории философии, другой - любой сообща выбранной теме. Само обсуждение докладов проходит параллельно с известной ролевой игрой «мафия». Правда, сами участники клуба называют ее «игрой в Гессе». И действительно, слово «мафия» не передает ни смысла игры, ни тем более смысла тех философских диспутов, которые ведутся по ходу игры. Участники разделены на два лагеря -добропорядочных граждан и преступников. Среди честных есть обладающие особыми функциями: комиссар, помощник комиссара, судья, врач. Задача преступников, каковые могут быть разделены на группировки или быть одиночками, - уничто-

жить всех, кроме своей группировки. Задача честных - выявить и нейтрализовать преступников.

Первоначально связь игры с обсуждением докладов была формально дидактической. Участник игры не имеет права предложить кандидатуру на удаление, если не выскажется по теме или отдельным тезисам сделанного доклада. Игра к тому же придает обсуждению динамизм, формирует напряженное диалогическое поле, активизирует мышление присутствующих. Все это положительно сказывается на ходе философской беседы. Однако быстро выявилась более содержательная связь игры с философствованием в клубе.

Игра активно задействует все, если можно так выразиться, базовые гуманитарные ЗУНы (знания, умения, навыки). Задача установления фактов, их фиксации на будущее (игра, кстати, длится от трех до шести часов, кроме того, в каждой игре сохраняют актуальность события прошлых игр) апеллирует непониманию методологии истории; стремление идентифицировать подлинные роли других участников по их поведенческим реакциям предполагает некоторое знание психологии; обоснование обвинений или оправданий - логики; убедительность в обоснованиях - риторики; концептуализация подходов к решению перечисленных задач, а также обсуждение

проблемы первичных фактов - философии. Кроме того, игра связана со спецификой клуба двумя сквозными темами: темой игры и одной из наиболее интересных в философии первой половины XX в. проблем - познание чужой душевной жизни. С последним связано и название клуба. Одним из первых здесь прозвучал доклад о решении названной проблемы в романе Достоевского «Преступление и наказание ». А как раз заслуга ее постановки в пространстве романа принадлежит другу Раскольникова Дмитрию Прокофьевичу Разумихину. Кроме того, в клубе уже обсуждались теория доминанты А.А. Ухтомского, теория диалога М.М. Бахтина, гипотеза злого гения в гносеологии Декарта, вопрос об интеллектуальной интуиции, понимание времени в буддизме.

Поэтический клуб действует в УГТУ уже двенадцать лет. За это время участники клуба публиковались в городском и республиканском литературных альманахах, в журналах «Арт», «Наш современник», становились лауреатами поэтических конкурсов и фестивалей.

Киноклуб начал свою работу с ретроспективы фильмов А.А. Тарковского. Специально для школьников города подготовлен кинолекторий «Экранизация русской классики». Понятно, что даже в отсутствие необходимости писать выпускные и вступительные сочинения школьникам интересны разные интерпретации классической литературы.

Костяк пресс-клуба составляют пять членов Союза журналистов России. Клуб объединяет редакции корпоративных СМИ УГТУ (две газеты, два журнала, телевиде-

ние, пресс-центр) и открыт для всех городских СМИ и служб по связям с общественностью.

Клуб ораторского искусства также соединяет основное действо собраний с «игрой в Гессе ». Правила игры модифицированы так, что выигрывает партия, убедившая в своей правоте по дискуссионному вопросу.

Клуб любителей иностранных языков культивирует активные формы заседаний, например имитацию визитов в университет зарубежных гостей. Несколько преподавателей кафедры иностранных языков посещают какую-то другую кафедру факультета гуманитарного образования. Во время встречи ведутся беседы на общекультурные, страноведческие темы, «иностранные гости» говорят на английском, немецком или французском языках, хозяева по-русски, а студенты выступают в качестве переводчиков.

Шахматный клуб существует в УГТУ уже несколько десятилетий и работает так, как работают шахматные клубы по всей России. Клуб любителей истории Отечества (КЛИО) в УГТУ создан недавно.

Литература

1. См.: Безгодов Д. Н. Концептуальные осно-

вания организационной культуры вуза //

Высшее образование в России. 2008. № 7.

С. 125-130.

2. См.: Андреев А. Гуманитарная педагогика в

высшей школе // Высшее образование в

России. 2008. № 6. С. 119-127.

3. См.: Бажанов В. Призрак казненного ин-

женера // Высшее образование в России.

2008. № 8. С.1 50-152.

BEZGODOVD.N. HUMANITARIAN PROJECT OF USTU: CONSTELLATION OF CLEVER CLUBS

The author describes the system ofUSTU intellectual clubs and the model of intellectual club by the example ofUSTU philosophic club. The universal functions of the college clubs such as the work with the talented youth, development of organizational culture, assistance in research engineering, humanitarization have been considered.

Keywords: educational function of higher education institution, organizational culture, professional skills, education, science, leisure, intellectual club.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.