Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКТОР ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ В ПРАВЕ'

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКТОР ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ В ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / PRINCIPLES OF LAW / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ЧЕСТЬ / HONOUR / ДОСТОИНСТВО / DIGNITY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКТОР ПРАВА / HUMANITARIAN FACTOR OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Придворов Н.А.

Как нередко свидетельствует современная политико-правовая жизнь, на фоне принимаемых политических и правовых решений происходит определенное забвение фигуры человека, игнорирование его законных интересов, личностных качеств и характеристик, что порождает феномен так называемого правового отчуждения, иные негативные проявления в государственно-правовой жизни общества. В статье ставится проблема повышения роли гуманитарного фактора в политике и праве, что должно быть связано, в первую очередь, с признанием чести и достоинства личности в качестве неоспоримого ценностно-правового факта, социально-правового института, представляющего собой одно из фундаментальных оснований всей системы правового регулирования. Обращается внимание на актуальность изучения данной проблематики в ситуации обновления научной методологии правоведения. Идея чести и достоинства личности рассматривается в виде основополагающего начала в контексте всего права, в том числе всех его отраслевых направлений. Отмечается значимость всесторонней охраны и защиты чести и достоинства человека, что может выступать ключевой предпосылкой для стабилизации и устойчивого развития государственно-правовой системы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMANITARIAN FACTOR OF HONOUR AND DIGNITY OF THE PERSONALITY IN LAW

Modern political and legal life often indicates that against the backdrop of political and legal decisions there is a certain oblivion of the figure of a person, ignoring his legitimate interests, personal qualities and characteristics, which gives rise to the phenomenon of so-called legal alienation, other negative manifestations in state and legal life of the society. The article addresses the problem of increasing of the role of the humanitarian factor in politics and law, which should be connected, first of all, with the recognition of the honour and dignity of the individual as an indisputable value-legal fact, a social and legal institution that is one of the fundamental foundations of the whole system of legal regulation. Attention is drawn to the relevance of studying of this problem in the situation of updating the scientific methodology of jurisprudence. The idea of honour and dignity of the personality is considered in the form of a fundamental principle in the context of all law, including all its sectoral areas. The importance of comprehensive protection and protection of human dignity is noted, which can be a fundamental premise for the stabilization and sustainable development of the state-legal system of the society.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКТОР ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ В ПРАВЕ»

Н.А. Придворов, N.A. Pridvorov,

доктор юридических наук, профессор, Doctor of Law, Professor,

профессор-консультант Тамбовского Professor-consultant of Tambov State

государственного университета имени University named after G.R. Derzhavin

Г.Р. Державина m.pridvorova@mail.ru

Гуманитарный фактор чести и достоинства личности в праве

Аннотация: как нередко свидетельствует современная политико-правовая жизнь, на фоне принимаемых политических и правовых решений происходит определенное забвение фигуры человека, игнорирование его законных интересов, личностных качеств и характеристик, что порождает феномен правового отчуждения, иные негативные проявления в государственно-правовой жизни общества. В статье обозначена проблема повышения роли гуманитарного фактора в политике и праве, что должно быть связано, в первую очередь, с признанием чести и достоинства личности в качестве неоспоримого ценностно-правового факта, социально-правового института, представляющего собой одно из фундаментальных оснований всей системы правового регулирования. Обращается внимание на актуальность изучения данной проблематики в ситуации обновления научной методологии правоведения. Идея чести и достоинства личности рассматривается в виде основополагающего начала в контексте всего права, в том числе всех его отраслевых направлений. Отмечается значимость всесторонней охраны и защиты чести и достоинства человека, что может выступать ключевой предпосылкой для стабилизации и устойчивого развития государственно-правовой системы общества.

Ключевые слова: право, правовое регулирование, принципы права, права человека, честь, достоинство, личность, гуманитарный фактор права.

The humanitarian factor of honour and dignity of the personality in law

Abstract: modern political and legal life often indicates that against the backdrop of political and legal decisions there is a certain oblivion of the figure of a person, ignoring his legitimate interests, personal qualities and characteristics, which gives rise to the phenomenon of so-called legal alienation, other negative manifestations in state and legal life of the society. The article addresses the problem of increasing of the role of the humanitarian factor in politics and law, which should be connected, first of all, with the recognition of the honour and dignity of the individual as an indisputable value-legal fact, a social and legal institution that is one of the fundamental foundations of the whole system of legal regulation. Attention is drawn to the relevance of studying of this problem in the situation of updating the scientific methodology of jurisprudence. The idea of honour and dignity of the personality is considered in the form of a fundamental principle in the context of all law, including all its sectoral areas. The importance of comprehensive protection and protection of human dignity is noted, which can be a fundamental premise for the stabilization and sustainable development of the state-legal system of the society.

Keywords: law, legal regulation, principles of law, human rights, honour, dignity, personality, humanitarian factor of law. 115

На современном этапе развития гуманитарного знания необходимость общетеоретического осмысления проблемы чести и достоинства личности в праве диктуется как сугубо научными, так и материальными (выражающими окружающие социальные реалии) причинами. В первом случае представляется очевидным, что ключевая, на наш взгляд, тема политико-правовой теории еще не получила пока своего полномасштабного и всестороннего рассмотрения (несмотря на появляющиеся в современной отечественной и зарубежной юриспруденции исследования [1—2]), тем более с учетом современных методологических подходов и общенаучных теорий,

.0

которые во многом меняют устоявшиеся познавательные схемы, в том числе применительно и к названной проблеме [3]. Это требует дальнейшего развития теоретико-методологических основ данной категориальной конструкции и углубленного ее рассмотрения в категориальном аппарате науки права в целом, прежде всего фундаментальном уровне — общей теории права, и соответственно — в отраслевых науках государственно-правового цикла.

С точки зрения окружающего «материального» контекста, проблема правового гарантирования чести и достоинства личности, выражения этой ценностной субстанции во всей системе права в настоящее время как никогда нуждается в особенно детальном изучении. Достаточно обратить внимание на то обстоятельство, что уже почти 25 лет действует российская Конституция, которая на высшем законодательном уровне закрепила приоритет прав и свобод человека, а самого человека определила в качестве высшей ценности: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ). Очевидно, пришло время проанализировать, в какой мере реализовано это фундаментальное положение в политической и правовой практике России, и понять, каковы перспективы его дальнейшего воспроизводства в динамической структуре российской социально-правовой жизни, в какой мере закрепленные ^ в Основном законе положения об охране чести и достоинства личности (ст. 21, д. 23 Конституции РФ) осуществляются и как это влияет на систему права (а

равно — правовую систему государства) в целом. § Анализируя современные политико-правовые реалии, в том числе пытаясь 2: понять природу известных (цвето-) революционных «потрясений», которые с устойчивой повторяемостью возникают в тех или иных странах мира, можно < прийти к выводу о том, у социальных аномалий есть некая питательная среда из ^ людей, неудовлетворенных своим жизненным существованием, готовых слиться ^ с агрессивной толпой, выйти на путь экстремального развития. Во многом это о означает, что личные интересы индивидуума не были в чем-то учтены государев ством, обществом, его жизненные стратегии не получили развития, не обнаружив т необходимого формата осуществления в социально-экономических и политико-ш правовых данностях, а такие незыблемые элементы правового статуса личности, как честь и достоинство, не получили должного уважения и гарантирования.

Кроме того, в настоящее время все чаще говорят (во многих научных работах 116 это подчеркивается) о так называемом феномене «отчуждения в праве» [4] или

- «правового отчуждения» [5] как той вариации правового порядка, при которой

человек с одной стороны и право (политико-правовая система в целом) с другой стороны существуют если не во враждебном по отношению друг к другу состоянии, то как минимум в некоем параллельном измерении. Не причина ли тому ^ «забвение» со стороны действующего права и в целом практики государственно-правового характера личных прав человека, ее «готовности» поступиться данными правами человека ради иных, нередко эфемерных, конъюнктурных, а иногда и попросту корыстных целей? Вопрос во многом риторический.

Правовая идея чести и достоинства личности, с учетом заложенного в ней правового идеала личности, должна раскрываться и воплощаться в действительность с помощью средств правового регулирования всей правовой

оо

о

сч

системы. Она должна быть объективирована во всем механизме правового регулирования и составлять его идейную пружину. Если применять к исследованию права так называемый факторный подход, то данному гуманитарному фактору чести и достоинства личности следует отвести особое (главенствующее) место в системе правовых факторов (лат. factor — «делающий, производящий» — причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты) [6]. Человеческий фактор вообще и его характерное проявление в форме такой основополагающей стороны, как честь и достоинство человека, благодаря которым человек способен мыслить о себе как об уникальном субъекте в системе общественных отношений и утверждать себя в качестве персоны «sui iuris», заслуживающей уважения и признания в праве, следует рассматривать как одно из базовых условий формируемого содержания правовых институтов, которым определяются те реальные основания, а стало быть, критерии и пределы правового регулирования поведения людей в М рамках различных видов частных (и публичных) отношений и ситуаций бытия. U Как подчеркивает В.А. Бачинин, «антропосоциологические основания р права» — это те «сознательные и бессознательные установки, зарождающиеся ы в глубинах человеческого существа». Они «выступают в качестве исходных, первичных правообразующих импульсов и приводят к появлению духовных к и практических формообразований правового характера» [7, с. 30]. Честь р и достоинство человека, по нашему мнению, и составляют те фундамен- е тальные характеристики статуса личности вообще и правового статуса — в U преломлении к правовому контексту, которыми обусловливается феномен ш права, определяется его сущностная основа. о

Исследуя сущностно-содержательную сторону идеи чести и достоинства и личности в праве, можно сделать вывод о том, что данная идея, закрепленная T в механизме правового регулирования, выражает ценностно-ориентирующее, а повелительно-регулирующее и мотивационно-стимулирующее значение. и Она наиболее концентрированно и многосторонне, синтетично отражает О характерные стороны морально-правового сознания и потребности челове- U ка в достойном его существовании, а затем опосредуется в специфической ш юридической структуре различных общественных отношений.

Ведущее положение идеи чести и достоинства человека в совокупности юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения, выражающие честь и достоинство --у

личности, обусловливается тем, что в нем — определяющем понятии и -

продукте человеческого мышления — в концентрированном виде выражена фундаментальная закономерность развитого общества — высшая ценность ^ человека. Идея чести и достоинства личности теоретически и практически ^ реализуется во всей совокупности юридических средств, при помощи которых g обеспечивается правовое воздействие на различные общественные отношения. § Являясь определяющим понятием всей правовой теоретической системы, о данная идея преломляется во всем механизме правового регулирования, одухотворяя правовую организацию общественных отношений, практику правотворческой и правоприменительной деятельности.

ш

Идея чести и достоинства личности выполняет синтезирующую функцию. Она объединяет различного рода категории правового положения личности, а также другие правовые категории теории права в единую теорию личности в правоведении. Посредством основных элементов механизма правового регулирования (нормативная основа, нормативные акты, правоотношения, индивидуальные акты, правосознание и правовая культура) идея чести и достоинства личности в закрепляемых и упорядоченных правом общественных отношениях становится объективной реальностью. Эта мысль, получившая обоснование в целом ряде наших более ранних работах [8], уже на современном этапе находит подтверждение в исследованиях и доктринальных положениях не только отечественных, но и, главным образом, зарубежных правоведов. Так, известный представитель современной европейской гуманитарной юридической науки Ю. Хабермас (Франкфуртская школа права, Германия) в своей работе, подготовленной на основе сделанного в 2000 г. на Международной конференции в Москве, приуроченной к 80-летию Института философии РАН, доклада «Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека» справедливо утверждает: «"человеческое достоинство" следует считать не просто классифицирующим выражением, своего рода муляжом, за которым прячется множество ^ различных феноменов, но моральным "истоком", который по содержанию питает ^ все базисные права» [2, с. 68]. И далее правоведом приводится не менее весомая к метафора: «"Достоинство человека" — это сейсмограф, который показывает, что права — и именно права, которые должны дать гражданам политическую m общность, позволив им уважать друг друга как членов добровольной ассоциации оъ свободных и равных, — что они конститутивны для демократического s правопорядка. Лишь обеспечение этой категории прав человека создает статус < граждан, которые как субъекты равноправия правомочны притязать на то, чтобы ¡Е быть уважаемыми в их человеческом достоинстве» [2, с. 69—70]. ^ Будучи синтезированным и концентрированным отображением ^ действительности, идея чести и достоинства личности в праве представляет к собой отражение сущности человека, его многоаспектной ценности, g поскольку она, как об этом сказано во Всеобщей декларации прав ш человека, наряду с равными и неотъемлемыми правами людей, является с предпосылкой к воплощению в жизни свободы, справедливости и согласия между членами общества и государствами: «Принимая во внимание, что 118 признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и

- равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и

всеобщего мира» [9]. Выражая морально-правовую ценность и общественную ? значимость личности, идея чести и достоинства является основополагающим ° понятием для всех правовых явлений (норма права, правовые институты, со отрасль права, правоотношение, субъективное право, юридическая обязанность и т.д.), которые могут рассматриваться как моменты объективизации этой идеи, которая предстает как структурообразующий фактор права.

Идея чести и достоинства личности — важный исходный элемент правового статуса личности, составляющий его основу. Отдельные структурные элементы и понятия правового положения личности (права, свободы, обязанности, юридические гарантии, гражданство, правосубъектность) дают представление о дан-

ной идее, они основываются на ней и выражают ее разные стороны. В целом каждый индивид, отдельная личность обладает качествами субъекта права в силу чести и достоинства, присущих человеческой личности. В сложной системе правовых явлений данный феномен в своем многоплановом выражении переплетается и взаимодействует с широким комплексом самых разнообразных экономических, политических, семейных, культурных, этических, нравственных отношений, существующих в обществе. Поэтому правовое регулирование, охватывающее все эти сферы общественной жизни, в каждом из своих компонентов, в каждом из своих отраслевых направлений в той или иной мере отражает данный феномен, подчиняется влиянию этого гуманитарного основания.

Являясь исходным положением социально-политической и нравственной природы права, идея чести и достоинства личности пронизывает многие правовые нормы конституционного, трудового, гражданского, уголовного ^ и других отраслей законодательства. Идея чести и достоинства человека М объективно существует и в правовых принципах, поскольку в них преломляется | и конкретизируется фундаментальная закономерность и цель права — р высшая ценность личности. Это характерно не только для руководящих ы начал конкретных основных отраслей права, идея чести и достоинства ф распространяется на принципы судебной деятельности (институты уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права), а также на принципы права в целом: гуманизм, демократию, равноправие, справедливость, народовластие, единство прав и обязанностей, которые призваны играть важную роль в раскрытии содержания идеи чести и достоинства человека.

Данные принципы выступают своеобразными определениями этой идеи. с Учитывая синтезирующую функцию идеи чести и достоинства личности, ее | руководящее, основополагающее начало в формировании права, формами Т выражения данной идеи могут быть общие, отраслевые, межотраслевые ю принципы права и правовых институтов. Помимо всего, идея чести и Ч достоинства личности самостоятельно выступает в качестве правового С принципа. Данная идея может быть в полном и точном смысле слова названа ю правовой, поскольку общезначимость условий ее существования связана с ю государственно-организационными мерами ее обеспечения и охраны. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», «право граждан на цд

защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным -

правом», а потому предполагает всемерную охрану и защиту, прежде всего, средствами правосудия в Российской Федерации на основе российского 5 законодательства, а также общепризнанных принципов и норм международного а права и международных договоров Российской Федерации [10].

Таким образом, идея чести и достоинства личности представляет .§ систему разнообразных, но взаимосвязанных элементов, обусловливающих § многоаспектную ценность личности человека. Она представляет собой конститутивный элемент многочисленных опосредствованных правом общественных отношений, их активную, динамическую и творческую сторону, состоящую из разнообразных, но взаимосвязанных компонентов,

в

о

в

к существенным элементам которой относятся многие общественные отношения, выражающие сущность ценности человека, а также свойства и качества, лежащие в основе человеческого, личного и профессионального достоинства. По этой причине феномен чести и достоинства личности обоснованно можно рассматривать как проявление действия гуманитарного фактора права, сообщающего таковому истинное человеческое содержание и определяющего его общечеловеческую ценность.

Список литературы:

1. Дробышевский, С.А. Идея человеческого достоинства в политико-юридических доктринах и праве: монография / С.А. Дробышевский, Т.В. Протопопова. - Красноярск: ИПК СФУ, 2009. - 160 с.

2. Хабермас, Ю. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека // Вопросы философии. — 2012. — № 2. — С. 66—80.

3. Шагиева, Р.В. Человек в правовой сфере: личностно-деятельностный подход / Р.В. Шагиева, В.Н. Казаков. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. — 208 с.

4. Сырых, В.М. Отчуждение и право // Право. Законодательство. Личность: сб. науч. тр. — Саратов, 2008. — Вып. 3. — С. 9—25.

5. Соломко, З.В. Теоретические проблемы правового отчуждения: автореф. дис. .о ... канд. юрид. наук / З.В. Соломко. — М., 2005. — 26 с.

со 6. Придворов Н.А. Правообразование и правообразующие факторы в праве /

I Н.А. Придворов, В.В. Трофимов. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. — 400 с. к 7. Бачинин, В.А. Антропосоциологические проблемы права: методология и эм-

^ пирия // Правоведение. — 2001. — № 3. — С. 27-39.

§ 8. Придворов, Н.А. Достоинство личности и социалистическое право /

о£ Н.А. Придворов. — М.: Юрид. лит., 1977. — 136 с.

9. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН ^ 10.12.1948 г.) // Российская газета. — 1995. — № 67; — 1998. — № 235. S 10. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также

ь деловой репутации граждан и юридических лиц: постановление Пленума Верховного g Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 // Российская газета. — 2005. — № 3719.

m

§ А.В. Савина, A.V. Savina,

£ старший преподаватель кафедры Senior lecturer of the Civil Law l- гражданского права Института Department Institute of Law and National права и национальной безопасности Security Tambov State University named 120 Тамбовского государственного after G.R. Derzhavin --университета имени Г.Р. Державина anna.savina56@mail.ru

оо ^

о

сч

b

О приоритетных направлениях бюджетно-правовой политики в современной России

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью государственной политики в сфере публичных финансов. Цель статьи — проанализировать и понять важность политических и экономических планов государства, установить их соотношение с положениями основного закона о бюджете. Автор обращает внимание на роль Послания Президента РФ Федеральному Собранию, в котором отражены интересы государства, являющиеся стратегическими, устанавливает взаимосвязь с иными нормативно-правовыми актами органов государственной власти, в которых закрепляются приоритетные направления бюджетно-правовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.