Научная статья на тему 'Гуманитарные смыслы педагогического образования'

Гуманитарные смыслы педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные смыслы педагогического образования»

Влияние стремительно внедряемых в образование изменений столь существенно, что при проектировании инженерного образования в XXI в. становится актуальным вопрос о сохранении тех самоценных достижений отечественной высшей технической школы, которые должны оставаться основой системы подготовки специалистов и обеспечить преемственность российской системы профессионального высшего образования.

Проектирование инженерного образования в третьем тысячелетии включает инвариантные (характерные для образовательных систем всех стран) и вариантные составляющие, связанные с особенностями национальных культур и традиций в образовании. Совместная разработка и развитие интегрированного инвариантного компонента проектирования образования - это прогрессирующий процесс, отвечающий

целям формирования единого европейского образовательного пространства.

Следующий, 35-й Международный симпозиум по инженерной педагогике состоится в сентябре 2006 г. в столице Эстонии -старинном городе Таллинне.

Литература

1. Зимняя И.А. Социально-профессиональ-

ная компетентность как целостный результат профессионального образования // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2005.

2. Байденко В.И. Болонский процесс. Курс

лекций. - М., 2004.

3. Концепция формирования и развития СЛЬБ-технологий в промышленности России: Проект. - Проблемы продвижения продукции и технологий на внешний рынок. Спец. выпуск. - М., 1997. - С. 7-22.

И. ЯРМАКЕЕВ, доцент Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

Реалии современной цивилизации ставят

перед нами все более и более серьезные проблемы, связанные с духовной жизнью общества. Стоило ли достигать захватывающих высот технического и технологического могущества, если на их фоне вопросы развития человеческого духа становятся слишком приземленными и несовременными, отходят на второй план? Могут ли все блага цивилизации, за которыми так рьяно начали в последнее время охоту многие россияне, заменить богатство внутреннего мира человека?

Как это ни печально, немалое количество наших современников серьезно больны лич-ностно, удовлетворяясь суррогатными жизненными ценностями и даже не пытаясь искать подлинные. Между тем многовековые истины человеческой культуры и

Гуманитарные смыслы

педагогического

образования

народной мудрости гласят, что в жизни необходимо ориентироваться прежде всего на объединяющие людей духовные ценности, а не на эгоцентрические по характеру и биологические по природе потребности. Счастье никогда не было понятием меркантильным, оно не может храниться в банке или вкладываться в «дело». И никакое материальное благополучие никогда не освобождало человека от необходимости духовной работы, совести, ответственности, ведь душа по природе своей не может довольствоваться рамками примитивного эгоизма, а озабочена и проблемами жизненного мира.

Так почему же эти вечно справедливые истины как никогда далеки сегодня от сознания российской молодежи? Почему, по данным социологических исследований, их все сильнее привлекают игры на подсмат-

42 Высшее образование в России • М 1, 2006

ривание, подслушивание, раздевание, на вытеснение и отторжение находящихся рядом людей?

Сегодня мы оказались перед лицом ситуации, когда выбирать уже не приходится. Или отечественная школа на деле, а не только на бумаге начнет поиск реальных путей влияния на души учеников, или они, эти души, могут и впрямь оказаться в роли «лишнего звена» у наших юных сограждан, и страна будет и дальше постепенно терять драгоценный потенциал человечности, гуманности и миролюбия, заменяя его сомнительным потенциалом живучести, накопляемости и потребляемости. Всем нам необходимо понять, что в числе наиболее важных задач образования - «помочь в росте души, а не только в натаскивании на определенные социальные функции; показать «путь к себе», а не только к телесному выживанию; научить духовному самоутверждению через самореализацию потенций невысказываемой природы сердца, а не через тренировку хватательных функций» [1, с. 13].

На наш взгляд, современное образование должно в первую очередь нести в своей основе высокое гуманитарное - ценностное и в то же время деятельностное начало, умело вовлекать подрастающее поколение в пространство культуры, способствовать становлению духовных составляющих формирующейся психики. Осуществить подобное образование, пробудить разум и добрые чувства подрастающего человека способен не просто умелый, но прежде всего высокодуховный учитель - подлинная личность, интеллигент, пионер гуманности и справедливости, обладающий чуткой душой, живой совестью и в то же время глубокими знаниями и профессиональным мастерством, стремящийся к постоянному развитию и совершенствованию [2].

Сам характер происходящих в нашей жизни социокультурных перемен выдвигает на одно из первых мест в педагогической науке и практике проблему личности современного учителя, его внутреннего мира, ко-

торая порой забывается на фоне проблем технологизации школьного образования. Именно личностный фактор должен стать определяющим в разработке стратегии непрерывного педагогического образования. В силу самой специфики педагогической профессии духовные начала, нравственноэстетический потенциал учителя традиционно являются одними из ключевых факторов достижения профессиональных успехов, способствуя эффективной реализации его педагогического мастерства.

В условиях нарастающего ментального, нравственного и эстетического дефицита в арсенале образования - искренность, разумность и заинтересованность в экзистенциальном диалоге с молодежью, убедительность, внутренняя притягательность и актуальность культурных ценностей и идеалов. Но все эти замечательные культурнопедагогические средства вряд ли смогут оказать какое-либо серьезное воздействие, если будет отсутствовать главное - сила духовного влияния личности педагога - профессионала, интеллигента, человека красивой, умной и доброй души.

Основу такой личности призвано заложить гуманитарно-ориентированное педагогическое образование. Лишь его последовательная аксиологическая направленность может способствовать полноценному становлению личности и профессиональной деятельности педагога, постоянно связанной с ценностной - нравственной, эстетической, гражданско-правовой - оценкой предпринимаемых действий и происходящих событий, выбором максимально соответствующих интересам подрастающей личности систем обучения и воспитания, поиском смысла жизни и отдельных действий. Так, в рекомендациях Всероссийского совещания-семинара «Воспитательный потенциал учебных дисциплин предметной подготовки в формировании личности будущего учителя» (Казань, 21-23 октября 2004 г.) отмечается, что без приоритетного решения задач становления позитивного, нравственно и культурно ориентированного мировоз-

зрения, глубокого ценностного отношения к сфере изучаемых явлений и процессов педагогическое образование рискует превратиться в высокотехнологичный, но отчужденный от личности студента процесс, в то время как эффективность овладения теоретико-методологическим и технологическим фундаментом педагогической профессии находится сегодня в прямой зависимости от степени его личностного осмысления будущим учителем [3, с. 33].

Необходимо незамедлительно определить аксиологические и культурологические ориентиры развития педагогического образования, исходя прежде всего из богатейшего духовного потенциала отечественной и зарубежной культуры, искусства, науки, философии, а также из сверхзадачи возрождения нравственного, эстетического, гражданского, экологического потенциала российского общества и российской государственности. Главным же ориентиром должно стать развитие духовно и нравственно самостоятельной личности педагога, способной не только руководить собой в соответствии с осознанным и выстраданным ценностно-ориентированным смыслом своей жизни, но и развиваться дальше, чувствуя внутреннюю ответственность за свою судьбу, судьбы окружающих людей, Родины, человечества. Таков, на наш взгляд, духовный заказ будущего России, не сводимый к социальному или экономическому заказу современного нам общества.

Серьезным шагом на пути к гуманитаризации высшего профессионального педагогического образования стала реорганизация Казанского государственного педагогического университета - одного из старейших высших учебных заведений Российской Федерации, берущего начало еще со времен Казанского учительского института, открытого в 1876 г. вслед за Московским и Санкт-Петербургским, имеющего почти 130-летнюю историю и признанного в 1978 г. лучшим педагогическим вузом СССР. В стенах КГПУ в разное время трудились действительные члены АН СССР

В.В. Адоратский, А.Е. и Б.А. Арбузовы, К.А. Валиев, Б.Д. Греков, Н.С. Державин, Е.А. Косминский, С.П. Обнорский, И.Е. Тамм, Е.В. Тарле, Н.Г. Чеботарев, члены-корреспонденты АН СССР А.В. Ефимов, А.Я. Хинчин и многие другие известные ученые и педагоги. Среди выпускников вуза - народные учителя и артисты СССР, крупные ученые и военачальники, писатели, деятели культуры, прославленные спортсмены - олимпийские призеры, чемпионы мира, Европы и России. В их числе -Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии поэт Муса Джалиль, народный поэт Чувашии Петр Хузангай, один из чле-нов-учредителей и первый президент Академии педагогических наук СССР, академик АН СССР В.М. Хвостов и многие другие. Весной 2005 г. Казанский государственный педагогический университет получил диплом лауреата проходившего в Санкт-Петербурге Всероссийского конкурса высших учебных заведений в номинации «Проект года» и золотую медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России». В июне 2005 г. приказом Федерального агентства по образованию КГПУ был переименован в Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет и вобрал в себя еще два вуза - Татарский государственный гуманитарный институт и Татаро-американский региональный институт.

Обновленный вуз призван стать единым центром гуманитарной науки, культуры и образования в Республике Татарстан и за ее пределами, консолидировать лучшие научно-педагогические силы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации высокообразованных специалистов-гу-манитариев, в том числе педагогов, формирования профессиональной и культурной элиты, способной к продуктивному решению фундаментальных проблем современности в гуманитарно-педагогической области. В условиях многонационального и по-ликультурного характера региона как своеобразного центра евразийского сообще-

44 Высшее образование в России • М 1, 2006

ства, места зарождения особого евразийского менталитета, точки пересечения, взаимодействия и взаимовлияния разных мировых религий и цивилизаций, восточной и западной культур, народов различных языковых групп и традиций целью Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета является формирование и развитие поликультурной, высокопрофессиональной и духовной личности.

Одной из приоритетных задач нового университета, в соответствии с его концепцией, является поиск и реализация гуманитарных смыслов современного, прежде всего педагогического, образования, на основе которых в перспективе будет формироваться индивидуально-личностный социально-профессиональный смысл жизни будущего педагога. Этой важной проблеме была посвящена и прошедшая 25-26 октября 2005 г. в Казани по инициативе ТГГПУ III Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс», в которой приняли участие более 300 ученых, преподавателей и руководителей высших учебных заведений из более чем 50 городов России. Участники конференции отметили, в частности, что развитие гуманитарной составляющей педагогического образования, его ценностно-смыслового содержания - ведущая предпосылка гуманизации подготовки учительских кадров, активизации творческих сил и способностей будущих педагогов, мобилизации их духовных ресурсов, формирования смысла их жизни и деятельности.

С этих позиций духовной основой личности современного учителя следует признать его смысловую сферу, которая интегрирует аксиологическую, потребностно-мотивационную сферы, мировоззрение и самосознание педагога и является центром регуляции его профессиональной деятельности и поведения на основе свободного, ценностно-ориентированного выбора, обеспечивающего полноценную профессио-

нально-личностнуюсамореализацию. Только последовательная ценностно-смысловая направленность педагогического образования может способствовать полноценному формированию личности будущего педагога, а также становлению его профессиональной деятельности, постоянно связанной с нравственной, эстетической, гражданско-правовой оценкой предпринимаемых действий и происходящих событий, выбором максимально соответствующих интересам подрастающей личности систем обучения и воспитания, поиском смысла жизни и отдельных действий.

Нельзя не согласиться с Ю.В. Сенько [4], что экзистенциальные смыслы современного педагогического образования становятся в нем приоритетными, обретают статус целей и ценностей. Аксиологическая адекватность педагогического образования требованиям времени предполагает наличие в нем ориентиров для поиска его участниками своего жизненного предназначения. На аудиторных занятиях и в процессе самообразования, в ходе учебно-исследовательской деятельности и педагогической практики, встреч с опытными, творчески работающими педагогами, в спорах о призвании, правильности избранного пути, осмыслении собственных способностей, успехов и неудач у студентов укрепляются или разрушаются прежние мотивы их учебы и возникают новые, открываются значения и смыслы настоящей и будущей деятельности. С этих позиций профессиональное педагогическое образование - это мир смыслов и помыслов, в котором его непосредственные участники обнаруживают и реализуют - каждый сам и для себя - собственные смыслы долга, отношения, общения, творчества и т.п. Гуманитарной основой педагогического образования, таким образом, является продуктивное ценностно-смысловое общение и взаимодействие преподавателей со студентами, позволяющее с наибольшей полнотой раскрыть и обогатить их духовно-нравственный потенциал на основе диалектического единства в решении обу-

чающих, воспитывающих и развивающих задач учебного процесса и внеаудиторной работы.

В первую очередь это касается гуманитарных учебных предметов, для которых приоритетное значение имеет не столько объяснение, сколько понимание эмоциональных переживаний, мыслей и поступков человека, оценка его деятельности в моральном плане. Существенным критерием усвоения в данном случае является смысл, отношение, которые вырабатываются через диалог, внутреннюю полемику с другими субъектами - педагогом, другими обучающимися, авторами идей, концепций, произведений, входящих в содержание образования. На первый план выходит ценностное отношение к изучаемому объекту, которое основывается зачастую на собственном жизненном опыте обучающегося, его взаимоотношениях с окружающими и т.п. В то же время значительным ценностно-смысловым потенциалом обладают и естественнонаучные дисциплины, отражающие многочисленные аксиологические аспекты отношений человека и окружающей его природы [5, 6]. Своевременное выявление и реализация этого потенциала будут способство-

вать полноценному развитию духовных сил и способностей будущих педагогов, одухотворению их жизненных целей, формированию осознанного смысла их жизни и деятельности.

Литература

1. Трубников А. Духовность образования и

трансцендентность // Вестник высшей школы. - 1998. - №8.

2. Запесоцкий А.С. Какого человека долж-

на сформировать сегодня система образования? // Высшее образование в России. - 2003. - №3.

3. Воспитание будущего учителя в процессе

предметной подготовки. Программа Всероссийского совещания-семинара. - Казань, 2004.

4. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы пе-

дагогического образования. - М., 2000.

5. Воспитание будущего учителя в процессе

предметной подготовки. Материалы Всероссийского совещания-семинара / Авт.-сост. И.Э. Ярмакеев. - Казань, 2004.

6. Воспитательный потенциал гуманитарно-

го образования. Материалы III Всероссийской науч.-практич. конференции / Авт.-сост. И.Э. Ярмакеев. - Казань, 2005.

Ю. ВЕТРОВ, профессор Северо-Кавказский государственный технический университет А. ИВАШКИН, канд. психол. наук Государственный научно-образовательный центр РАО (г. Сочи)

Человечество переживает сложнейший переход от техногенной культуры, технократических принципов в области науки и образования к этике одухотворенной цивилизации. Сегодня резко обострилась потребность в гуманизации и гуманитаризации образования на мировоззренческом, идеологическом, структурно-содержательном, технологическом, дидактическом и других уровнях. На наш взгляд, необходи-

Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования

мо рассматривать проблемы гуманизации и гуманитаризации комплексно, а не на уровне какого-то одного компонента. К сожалению, в литературе последних лет их анализ сводится к теме формирования научного мировоззрения, включающего современную постклассическую картину мира.

Гуманитарно-гуманистические основы инженерной деятельности не очевидны в современном все еще технократическом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.