Научная статья на тему 'Гуманитарные проблемы элитологии'

Гуманитарные проблемы элитологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гайнутдинова Е. В.

Рецензия на книгу: Карабущенко П. Л. Элитология мифа. Астрахань: АГУ, 2008. 322 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN ISSUES OF ELITOLOGY

Book review for The Elitology of Myth by P. L. Karabushhenko. Astrakhan: ASU, 2008. 322 p.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные проблемы элитологии»

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭЛИТОЛОГИИ

Гайнутдинова Е. В .

Гайнутдинова Екатерина Валерьевна, Астраханский государственный технический университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 16. Эл. почта: [email protected].

Рецензия на книгу: Карабущенко П. Л. Элитология мифа. Астрахань: АГУ, 2008.

322 с.

Для современной элитологии, имеющей явный перекос в сторону политологических исследований, работы в области гуманитарной элитологии являются исключением. К числу подобных нестандартных исключений относится и вышедшая несколько лет назад монография профессора П. Л. Карабущенко «Элитология мифа» (Карабущенко, 2008), в которой автор попытался установить связи различных разделов большой элитологии с современными научно-философскими разработками.

Автор не скрывает, что его работа является своего рода продолжением труда А. Ф. Лосева «Диалектика мифа». Так же как и А. Ф. Лосев, П. Л. Карабущенко дает многослойное определение понятию мифа и элиты, что является прямым заимствованием лосевской методики. Текст А. Ф. Лосева у него там присутствует и в качестве эпиграфа и в качестве цитаты (и даже в качестве обложки выбран рисунок первого издания лосевской книги). К анализу «Диалектики мифа» он постоянно возвращается на страницах своей работы (Карабущенко, 2008) и в собственных выводах отталкивается от данных этого труда.

Следует отметить, что автором весьма подробно рассматриваются гуманитарные проблемы элитологии, в частности культурно-религиозный и методологический аспекты. В ряде своих работ, продолжающих тему элитологии мифа, профессор П. Л. Карабущенко дает весьма интересный анализ вопросов религиозной святости (Карабущенко, 20М^; Карабущенко, 2014Ь), рассматривает проблемы культуры политического языка (Карабущенко, 2009), предлагает использовать в элитологии методы классического богословия (Карабущенко, 2013Ь), демонстрируя на конкретных примерах, как эту богатейшую вненауч-ную традицию можно использовать в рамках современного элитологического знания (Карабущенко, 20^).

Сама работа состоит из четырех частей: сущность мифа и мифологии (Карабущенко, 2008), религиозная мифология (Карабущенко, 2008), научная мифология (Карабущенко, 2008) и политическая мифология (Карабущенко, 2008). В них автор предлагает читателю системное изложение специфических черт и качеств мифа, его влияние на общественные процессы и развитие личности. По признанию самого автора, миф сыграл в истории умственного развития человечества исключительную роль, при этом не всегда положительную. Для его изучения следует использовать целую систему методов, главными среди которых он выделяет диалектику и герменевтику.

Религиозная мифология в наибольшей степени содержит архаические мифы, объясняющие мир сверхъестественного. В этом плане миф выполняет роль религиозной истории, фиксирующей рост качества умственного развития человечества. Архаическая мифология им оценивается как рассказ о высших пределах элитности, как первая попытка приблизиться к загадке совершенства нашего мира и установить с ним некую связь (Карабущенко, 2008). При этом уже в этой архаической по своей сути мифологии мы видим появление такого явления как антиистория, которая развивалась параллельно с самой историей, часто диктуя последней нормы и темы ее повествования (Карабущенко, 2008).

Специфика научной мифологии заключается в том, что она создает вокруг науки вторую реальность, искажая ее информационное пространство. Роль научной ошибки в развитии науки всегда незаметна, но порой бывает весьма существенной (Карабущенко, 2008). Научная мифология деформирует научное мышление, задавая ему ложные ориентиры. Автором подробно рассматривается роль мифа в истории науки (Карабущенко, 2008), дается анализ новых схоластических веяний (т.н. «неосхоластика») (Карабущенко, 2008), рассматривается заложенная в саму теорию элит мифология (Карабущенко, 2008). Особо отмечается роль художественного мифа, в котором автор видит творческое позитивное начало (Карабущенко, 2008).

В разделе «Политическая мифология» автором рассматриваются мифы политических элит и мифы о самих политических элитах. Акцент делается на то, что в своей повседневности политические элиты весьма часто и охотно идут на фальсификацию своей реальности, выдавая желаемое за действительное. В этом и заключается специфика политической мифологии. При этом мифологизации подвергаются все базовые ценности демократии — свобода слова, равенство, разделение властей и т.д. Мир политики оказывается под сильнейшим давлением со стороны политической филологии, которая часто выполняет роль активного мировоззренческого проводника. Политическая история ХХ в. убедительно свидетельствует о том, какой негативный заряд может нести политическая мифология, получившая статус активно действующей политической идеологии (Карабущенко, 2008).

Гайнутдинова Е. В.

Автором отмечается, что элитология мифа исследует ту часть элитности личности, которая открывается лишь с позиции подсознания, с позиции бессознательного. Вместе с этим элитология мифа создает базу для элитологии истории и науки, дает дополнительный инструментарий для философии личности и элитологии сверхчеловека. Именно через миф, историю, науку, философию и антропологию проходит в своем развитии элитология духа. Автор утверждает, что в элитологии мифа дух обретает всего лишь свою первую более или менее определенную форму. Дух начинает движение к своей совершенной форме именно от мифа. И именно миф впервые сформулировал саму идею совершенства духа. «Совершенство стало отправной точкой всей элитологической традиции. Поэтому уже в самом мифе об элитном мы видим первые ростки будущей науки об элите. Движение мысли от мифа к Логосу есть избавление сознания от иллюзии, преодоление аффектов, и это движение есть наращивание элитного качества вопреки всем и всему» (Карабущенко, 2008).

В целом настоящая работа создает основу для конструктивного развития гуманитарной элитологии, не зависящей от политической конъюнктуры и идеологических пристрастий ученых. «Элитология мифа» является, несомненно, ценным вкладом в развитие элитологической мысли начала XXI столетия. Она будет любопытна как специалистам гуманитарных и общественных направлений, так и студентам, интересующимся вопросами теорий элит и мифа.

Библиографический список

1. Карабущенко, П. Л. (2008). Элитология мифа: монография. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет».

2. Карабущенко, П. Л. (2013a). Стандартная модель элитогенеза: ДНК элиты, ПДК элитности и КПД элитизации. Философия и общество, 4 (72), 100-113.

3. Карабущенко, П. Л. (2013b). О богословских корнях элитологии (катафатический и апофатический методы исследования элит). Каспийский регион: политика, экономика, культура, 1 (34), 219-227.

4. Карабущенко, П. Л. (2014a). «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в свете трактовки исторической герменевтики. Гуманитарные исследования, 2 (50), 100-109.

5. Карабущенко, П. Л. (2014b). Святость как элитность (на примере жития Сергия Радонежского). Каспийский регион: политика, экономика, культура, 4 (41), 316-324.

6. Карабущенко, П. Л. (2009). «Вопросы языкознания» И. В. Сталина и современная политическая герменевтика. Гуманитарные исследования, 4 (32), 6-12.

Статья поступила в редакцию 14.06.2015.

HUMANITARIAN ISSUES OF ELITOLOGY

Gajnutdinova E. V

Gajnutdinova Ekaterina Valer'evna, Astrakhan State Technical University, 16, Tatischev Str., Astrakhan, 414056. E-mail: [email protected].

Book review for The Elitology of Myth by P. L. Karabushhenko. Astrakhan: ASU, 2008. 322 p.

References

1. Karabushhenko, P. L. (2008). Jelitologija mifa: monografija [The Elitology of Myth: monograph] Astrakhan: Publishing House "Astrakhan University".

2. Karabushhenko, P. L. (2013a). Standartnaja model' jelitogeneza: DNK jelity, PDK jelitnosti i KPD jelitizacii [Standard Model of the Genesis of Elite: DNA of elite, MPC of Elite and Coefficient of Efficiency of Elitization]. Filosofija i obshhestvo [Philosophy and Society], 4 (72), 100-113.

3. Karabushhenko, P. L. (2013b). O bogoslovskih kornjah jelitologii (katafaticheskij i apo-faticheskij metody issledovanija jelit) [On theological roots of elitology (cataphatic and apophatic methods of the studies of elite)]. Kaspijskij region:politika, jekonomika, kul'tum [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 1 (34), 219-227.

4. Karabushhenko, P. L. (2014a). "Povest' o Petre i Fevronii Muromskih" v svete traktovki istoricheskoj germenevtiki ["The Tale of Peter and Fevronia of Murom" considered from the point of view of historical hermeneutics]. Gumanitarnye issledovanija [Humanitarian Research], 2 (50), 100-109.

5. Karabushhenko, P. L. (2014b). Svjatost' kak jelitnost' (na primere zhitija Sergija Radonezhskogo) [Holiness as eliticism (on the example of The Life of Sergius of Radonezh)]. Kaspijskij region:politika, jekonomika, kul'tum [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 4 (41), 316-324.

6. Karabushhenko, P. L. (2009). «Voprosy jazykoznanija» I. V. Stalina i sovremennaja politicheskaja germenevtika [I. V. Stalin's "Issues of Linguistics" and Contemporary Political Hermeneutics]. Gumanitarnye issledovanija [Humanitarian Research], 4 (32), 6-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.