Научная статья на тему 'Гуманитарные принципы в основе реализации программы развития учреждения среднего профессионального образования'

Гуманитарные принципы в основе реализации программы развития учреждения среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ ПРИНЦИПЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PROGRAM DEVELOPMENT / THE INSTITUTION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / HUMANITARIAN PRINCIPLES / STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вилкова Ирина Эмильевна, Иванова Светлана Васильевна, Пашкин Андрей Владимирович

В статье показаны проблемы реализации гуманитарных принципов в условиях специфики состава обучающихся учреждения среднего профессионального образования. Рассмотрены современные основы взаимодействия педагогов и обучающихся. Акцент сделан на специфике обучающихся с особенностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вилкова Ирина Эмильевна, Иванова Светлана Васильевна, Пашкин Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN PRINCIPLES AS THE BASIS THE IMPLEMENTATION OF PROGRAM DEVELOPMENT SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article shows the problems of implementation the humanitarian principles in terms of specific number from students the institutions of secondary vocational education. The article considers the modern interaction between teachers and students. The emphasis is on the specifics of students with special health problems.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные принципы в основе реализации программы развития учреждения среднего профессионального образования»

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Вилкова Ирина Эмильевна,

Ижорский политехнический лицей, заведующий методической работой, учитель, ¡гта_у.58@таИ. ги

Иванова Светлана Васильевна,

Филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербурге, старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, s.ivanova@iporao.ru

Пашкин Андрей Владимирович,

Ижорский политехнический лицей, директор, ippldir@mail.ru

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРИНЦИПЫ В ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

Аннотация

В статье показаны проблемы реализации гуманитарных принципов в условиях специфики состава обучающихся учреждения среднего профессионального образования. Рассмотрены современные основы взаимодействия педагогов и обучающихся. Акцент сделан на специфике обучающихся с особенностями здоровья. Ключевые слова:

программа развития; учреждение среднего профессионального образования; гуманитарные принципы; обучающиеся с особыми возможностями здоровья.

Современное состояние образования в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) содержит противоречия между прогрессивной ориентацией на современные требования гуманизации обучения и обеспечения высокого качества профессиональной подготовки -с одной стороны, и между пагубным влиянием традиционных представлений о начальной ступени профессионального образования как о зоне социального отчуждения - с другой стороны.

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Теоретико-методологические основы сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования»

Важным фактором развития рассматриваемого типа учреждений является то, что наряду с гуманистическим подходом все больше включается прагматический подход: происходит административная коммерциализация учреждений образования. На современном этапе она заключается в поиске рынка платных образовательных услуг и способов привлечения инвестиций в развитие образования и в профессиональную самореализацию выпускников. Иначе говоря, по мнению экономистов и функционеров, учреждения СПО должны на практике оправдывать свое существование не только выпуская квалифицированных специалистов начального и среднего звена, но и искать возможности зарабатывания средств для развития учреждения.

Между тем, такая установка далеко не всегда встречает внутреннюю готовность педагогов творчески включиться в реализацию экономической составляющей Программы развития учреждения. Более того, даже у педагогов, привлекаемых с производства, существует мнение, что образовательное учреждение СПО должно заниматься только задачами обучения в приближении к производственным условиям. При этом этими педагогами часто исключаются акценты как экономической целесообразности, так и социального и психологического аспектов в образовательном процессе.

Ревнителям прагматического подхода и коммерциализации образования нельзя забывать, что обучающиеся в системе СПО в большинстве своем находятся в возрасте завершения формирования взрослой личности (до 21 года), и это требует учета в построении образовательного процесса. Этот фактор зафиксирован в Законе «Об образовании в Российской Федерации», который стоит на защите интересов личности обучающегося, гарантируя растущему человеку гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья, прав и свобод, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, и др. [8].

В этом ключе Стратегия развития образования-2020 предполагает решение комплекса основных задач:

1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики.

2. Консолидация усилий и ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы образования.

3. Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

4. Создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся [7].

Выполнение этих положений предполагает доминирование стиля субъектных взаимоотношений педагог-обучающийся на гуманистической основе. Гуманизация одним из своих компонентов в современных условиях содержит социализацию и профессионализацию как основу благополучия в дальнейшем жизнеустройстве и позитивном социальном развитии: необходимо

подготовить обучающихся к будущей взрослой жизни, к условиям производства, где есть свои правила, требования, ответственность, трудности. Преодоление этих проблем потребует упорства в достижении цели и наличия разнообразных профессиональных и коммуникативных компетенций.

С другой стороны, обратной стороной позитивных процессов гуманизации может стать псевдогуманизация - социальная поддержка обучающихся, противящихся самостоятельности и ответственности в выборе собственных дальнейших жизненных траекторий. Как следствие в социуме появятся представители беспринципного поколения молодых людей, у которых нарушен баланс социальных притязаний и требований по отношению к себе и к другим. Именно поэтому в дальнейшем таким молодым людям будет очень сложно адаптироваться к жизненным реалиям, и такая неготовность ко взрослой жизни, со всеми психологическими и социальными последствиями, представляет собой негативный результат гуманизации образования.

Понимая под гуманизацией распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества порой не замечается, как в подростковой среде под видом гуманизма пропагандируем безнаказанность. «Гуманизация» педагогики привела к тому, что защищая «права ребенка», который нарушает нормы поведения, мы оставляем беззащитным того ребенка, который страдает от нарушения этих норм.

Причина нарушения норм поведения подростком - проблемное социальное окружение, привычка к психологическому давлению со стороны значимых для них взрослых, юношеский негативизм и склонность к восприятию указаний, отданных командным тоном. Эти факторы обусловливают реагирование некоторых обучающихся преимущественно на авторитарный стиль общения. И педагоги в поисках инструментов взаимодействия часто прибегают к «быстро работающим приемам» авторитарного воздействия, поскольку гуманизированные приемы, основанные на принципах доброй воли, доверительности, достоинства и др. воспринимаются определенной категорией обучающихся как проявление слабости со стороны педагога и вызывают у них реакцию привычной необязательности исполнения.

Все это диссонирует с законодательно закрепленными нормами общения в образовательном учреждении. Так, согласно ст. 34 закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на:

• уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

• свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Для обеспечения этих гарантий закон определяет особые требования к участникам педагогических коллективов. Согласно ст. 48 Закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны:

• соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

• уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

•учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; и др. [8].

Таким образом, современные требования к гуманизации отношений участников образовательного процесса определяют принципы доверительности, достоинства, взаимоуважения в качестве камертона в общении и взаимодействии. Такое качество отношений не только находится в русле современных европейских требований к стилю взаимоотношений в учебном заведении, но и повышает формальный и неформальный статус учреждения СПО в регионе среди конкурирующих образовательных организаций. Это опосредованно влияет на его благонадежность в вопросах экономической деятельности: способствует выполнению плана набора, побуждает активность во взаимодействии потенциальных спонсоров и участников частно-государственного партнерства [2; 6].

Поскольку гуманизация образования в ряде случаев может привести к неадекватности ее применения, в реальной практике необходим баланс требований закона, учет факторов реальной жизненной ситуации и психологического склада личности подростка. В этом отношении необходим комплекс локальных актов, регулирующих поведение обучающихся и их мотивацию к ответственному отношению к обучению.

В этом же ключе, основываясь на приоритете гуманитарной составляющей, строится и стиль управления учреждением СПО. Согласно стратегии развития профессионального образования до 2020 года деятельность организации СПО основывается на ряде принципов, в числе которых:

• демократический характер управления образованием, что подразумевает обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

• сочетание принципов единоначалия и коллегиальности, что лежит в основе управления образовательной организацией в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов и др. [7].

Итак, гуманизации образования препятствуют наследие стиля общения предыдущих десятилетий и характер семейного воспитания отдельных обучающихся, которые порой провоцируют педагогов и однокурсников на скатывание к авторитаризму во взаимоотношениях и командному стилю управления группой. И, тем не менее, планка приоритета взаимоуважения, постоянно устанавливаемая педагогом в общении с группой, определяет ценности и смыслы общения, выводя на должную высоту работу по совместному повышению качества получаемого образования.

К рискам несоблюдения указанных принципов можно отнести:

• профессиональную усталость и профессиональное выгорание педагогов;

• отсутствие поддержки со стороны родителей, нивелирующих усилия педагогов негативным семейным воспитанием;

• наличие в педагогическом коллективе и в окружении подростка личностей с демонстративным стилем взаимоотношений [3] и др.

Эти риски составляют внутренний круг проблем реализации принципов гуманизма Программы развития образовательного учреждения. Преодоление этих рисков составляет предмет управленческой культуры в учреждении образования. Включение в программу развития учреждения множественных факторов региональной образовательной специфики может быть учтено как показатель профессиональной компетентности руководителя [1]. Безусловно, экспертиза Программы в рамках аттестации руководителя представляет собой определенный интерес для оценки его компетентности.

Однако обучающиеся идут в учреждение СПО не ради престижа учреждения, а за возможностью обрести в перспективе профессиональную опору своего социального благополучия и за реализацией потребности сиюминутного подкрепления ожиданий в социальной защищенности, уважении и любви.

Тем не менее, эмоциональный фон общения в субъектных отношениях педагог-обучающийся может быть снижен не только факторами профессионального выгорания педагога и наличием в педагогическом коллективе личностей определенного негативного склада [3]. Обеспокоенность недостаточностью ресурсного обеспечения профессионального обучения для педагогов и обучающихся не может быть нивелирована одними только стремлениями поддерживать позитивный психоэмоциональный фон. Поэтому проблема руководства образовательным учреждением СПО лежит, прежде всего, в обеспечении учебного процесса необходимыми ресурсами для формирования профессиональных навыков обучающихся и персонала. Это возможно за счет сетевого взаимодействия, социальных связей, частно-государственного партнерства и родительской общественности. И это правомерно как в отношении руководителя, так и не исключает участия в этом процессе представителей педагогического коллектива и родителей-активистов.

В ключе обеспечения профессионализации особую проблему реализации гуманитарных принципов составляет деятельность образовательных учреждений в отношении специфического потенциального контингента - лиц с особыми потребностями, которых гуманитарная составляющая программы развития может затронуть более всего. Речь идет о еще не охваченных профессиональным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья и тех, кто хотел бы получить профессиональное образование, но пока не может этого сделать по обстоятельствам социального характера (по семейным обстоятельствам, личностным свойствам и иным соображениям).

Например, некоторые граждане с ограничениями по здоровью не вполне готовы окончить очную форму профессиональной подготовки, но смогли бы самостоятельно или при определенной методической, социальной и педагогической поддержке освоить некоторые трудовые функции. Это позволило бы им не только привносить некоторую толику в семейный бюджет, но и ощущать себя социализированным, что немаловажно для их психоэмоционального состояния, позитивно влияющего на здоровье.

Другой пример: молодая мать семейства хотела бы работать на предприятии социального обслуживания, но семейные обстоятельства, дефицит времени в возможности посещать занятия по расписанию и личные предрасположенности к негативному поведению во время учебы не позволяют ей учиться в группе по избранной специальности. Тем не менее, достигнутые результаты самообразования при предъявлении экспертам в особом режиме могли бы позволить дать заключение о возможности аттестованного навыка в выполнении трудовых функций и операций.

И те, и другие нуждаются в реализации индивидуальных программ обучения и профессиональной подготовки. Программы могли бы включать в себя демонстрационный экзамен по модулям программы, тестирование, консультирование, методическое сопровождение и др.

Безусловно, реализация таких программ потребует немалого привлечения ресурсов и финансирования. Но отсутствие таковых не есть повод для отказа в апробировании подобных программ в режиме инклюзивного образования в стенах учреждения СПО и при наличии воли и социальной ответственности бизнес-партнеров, имеющих возможность обеспечить таким обучающимся период стажировки на предприятии. Существенную поддержку мог бы оказать административный курс и депутатские программы региона на позитивную социализацию и профессионализацию граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Нормативную основу дает положение закона, трактующее профессиональное обучение как вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). Для отдельных обучающихся закон предусматривает:

• обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

• участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении) и др. [4].

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания.

Обеспечение этих требований на данный момент составляет большой круг проблем материального и организационного плана. Охарактеризуем это проблемное поле.

Противоречия между высокими требованиями закона к специальным условиям обучения и недостатком средств для их обеспечения существенно препятствуют развитию инклюзивного образования. Так, существенных материальных затрат по обеспечению доступной среды потребует реализация статьи 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»:

• Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

• Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Проблему готовности к инклюзивному образованию составляет п. 9 обозначенной статьи «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования». На основании предложенных законом идей реализации гуманитарных принципов в Программу развития учреждения

СПО может быть включен раздел, предусматривающий профессиональную подготовку в режиме инклюзивного образования. Определенную трудность в реализации этой части программы составит выполнение следующих положений закона:

• приобретение специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

• обеспечение услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков;

• предоставление специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Указанные меры социальной поддержки являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Проблемное поле, кроме материальных причин, составляют и кадровые проблемы. Готовность педагогических кадров к реализации инклюзивного образования обуславливает п. 12. рассматриваемой статьи: Государство «... обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность». Таким образом, специальная подготовка кадров потребует дополнительного прохождения целевых курсов повышения квалификации.

Тем не менее, включение некоторых отдельных индивидуальных программ в режиме тестирования создало бы основу для дальнейшего развития процесса инклюзивного образования при наличии должного финансирования. Состояние качества инклюзивного образования можно было бы совершенствовать и корректировать на основании данных мониторинга. Принципы осуществления мониторинга в системе образования определены статьей 97 Закона «Об образовании в Российской Федерации». Мониторинг по разделу инклюзивного образования позволил бы накопить определенный контекст проблем и способов их решения, что в дальнейшем могло бы послужить базой для совместной деятельности по решению задач инклюзии силами федеральных государственных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

Анализ состояния и перспектив развития образования, опубликованный в виде итоговых (годовых) отчетов и размещение в сети Интернет на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, позволили бы вести диалог с общественностью по вопросам перспектив инклюзивного образования.

Проведение мониторинга дает возможность рассмотреть вопрос расширения перечня реализуемых программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, признания прикладных квалификаций в сфере инклюзивного образования. Существующие Многофункциональные центры признания прикладных квалификаций (МФЦПК) осуществляют функции от формирования контингента слушателей до контроля качества образования в МФЦПК. При реализации программ инклюзивного образования имеет смысл рассмотреть варианты сотрудничества с такими центрами [7].

Включение в образовательный процесс учреждений СПО лиц, имеющих ограничения по возможностям здоровья, сопряжено с рядом дополнительных трудностей и противоречий:

• для профессий, по которым ведется обучение в учреждении СПО, поступающему необходимо получить допуск по медицинским требованиям, однако не всегда медики могут ответить на вопрос о требованиях к режиму обучения таких лиц;

• инфраструктура учреждения СПО на данный момент не вполне готова к приему таких обучающихся: режим работы и оборудование медицинского кабинета требует учета определенной специфики; наличие доступной среды для инвалидов также нуждается в экспертизе и дальнейшем благоустройстве;

• возможности трудоустройства особых в отношении возможностей здоровья обучающихся не обеспечено на настоящий период мерами государственной и муниципальной поддержки, а также отсутствует ответственное отношение бизнеса к социализации и профессионализации таких подростков.

Тем не менее, ряд профессий содержит нишу для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в режиме, допускающем освоение доступных трудовых операций, например:

• изготовление декора кондитерских изделий,

• операции обработки швейных изделий вручную,

• изготовление аксессуаров для накладных причесок.

Возможно, индивидуальная программа для таких обучающихся во многом должна быть построена по принципу признания самостоятельно освоенных квалификаций. Адаптация и вариативность таких программ уже реализуется рядом организаций. Так, имеется программа изготовления декора кондитерских изделий из шоколада как для группы повышения квалификации, так и для группы слушателей с ограниченными возможностями здоровья.

Меры по развитию данного направления могли бы присутствовать в образовательной программе учреждения СПО. Например, таковыми могут быть:

1. На уровне педагогического коллектива - каждое направление профессиональной подготовки составляет SWOT-анализ возможности внедрения инклюзивного образования в образовательный процесс учреждения СПО.

2. На уровне администрации и мониторинговой группы - проводится изучение возможностей предприятий и социальных партнеров, формируется политика муниципальной (государственной) поддержки этого направления.

3. На уровне социального заказа определенной группы населения, заинтересованной в развитии инклюзивного образования -формируется запрос.

Реализация данного направления может быть включена во все компоненты модели реализации программы развития, показанной на рис. 1 [4].

Группа мониторинг ов ых

исследований

Директор лицея - руководитель программы Совет лицея

V

Заместители директора по направлениям работы

направлениям работы

Группа информационн о-

методического сопровождения

персонал (педат огический, технический и др.)

Обучающиеся

К,

Рис. 1. Механизм реализации Программы развития, в который могут быть включены компоненты инклюзивного образования

Качественные и количественные показатели мониторинга доводятся до сведения педагогического коллектива с целью ориентации на реальные профессиональные достижения, для проведения персонального самообследования качества реализации образования, рефлексивного анализа и осуществления обратной связи в процессах управления Программой развития.

В целом реализация индивидуальных программ инклюзивного образования и программ признания прикладных квалификаций, внедряя в жизнь гуманитарные принципы современного образования, позволила бы через профессионализацию проблемных граждан положительно влиять на гуманизацию обучения как в конкретном образовательном учреждении, так и

в целом на социальную обстановку в районе. Также не вызывает сомнения, что построение региональной системы инклюзивного образования в формате «наука - образование - инновации» в потенциале способно обеспечить генерирование, распространение и практическую реализацию инноваций в интересах стратегического развития региона и повышения качества жизни местного населения [5].

Литература

1. Алмазова Е.Ю. Экспертиза программы развития образовательной организации в структуре оценки профессиональной компетентности руководителя // Человек и образование. 2016. №2. С. 48-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Государственная программа развития образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: Ьйр://минобрнауки.рфМоситеПБ/4106/Ше/3167 (дата обращения: 15.12.2016).

3. Иванова С.В., Сиялова И.А. Риски инновирования в образовательных организациях, обусловленные психологическими особенностями личностей истероидного типа // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 3. №2. С. 5-14.

4. Положение о порядке реализации прав обучающихся Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ижорский политехнический лицей» на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы: локальный акт №10 [Электронный ресурс] // Ижорский политехнический лицей: [сайт]. URL: http://ipl.edu.ru/obuchenie-po-individualnomu-uchebnomu-planu/ (дата обращения: 15.12.2016).

5. Неустроев С.С. Методический подход к формированию региональной инновационной программы // Экономика и управление. 2012. №4(78). URL: http://emj.spbume.ra/mdex.php?id=173&Itemid=4&option =com_content&view=article

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс] // Элементы: [сайт]. URL: http://elementy.ru/Library9/p295.htm/ (дата обращения: 15.12.2016).

7. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрено Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.06.2013 N ПК-5вн) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: минобрнауки.рф/новости/3732/файл/2541/ Стратегия_06 (дата обращения: 15.12.2016).

8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Федеральный закон: [сайт]. URL: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyy-redakciya-2015/ (дата обращения: 15.12.2016).

Vilkova Irina E^miVevna,

The Polytechnic lyceum Izhora,

the Head of the methodical work, the Teacher,

irina_v.58@mail. ru

Ivanova Svetlana VasiFevna

The Branch of The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg, the Senior scientific researcher, Candidate of Pedagogics, s.ivanova@iporao.ru

Pashkin Andrej Vladimirovich,

The Polytechnic lyceum Izhora, the Director, ippldir@mail.ru

HUMANITARIAN PRINCIPLES AS THE BASIS THE IMPLEMENTATION OF PROGRAM DEVELOPMENT SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Annotation

The article shows the problems of implementation the humanitarian principles in terms of specific number from students the institutions of secondary vocational education. The article considers the modern interaction between teachers and students. The emphasis is on the specifics of students with special health problems. Keywords:

program development; the institution of secondary vocational education; humanitarian principles; students with special needs health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.