Научная статья на тему 'Гуманитарные науки, как составляющая медицинского образования'

Гуманитарные науки, как составляющая медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / БИОЭТИКА / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меттини Эмилиано

В тезисах обсуждается вопрос о введении гуманитарных наук в программы высшего медицинского профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные науки, как составляющая медицинского образования»

дации этой заразной болезни в Воронежской области потребовались чрезвычайные усилия последующих двух десятилетий. Литература

1. Лужецкая А.М. Влияние оккупации на инфекционную заболеваемость населения в Воронежской области. - Воронеж: ВГМИ, 1947. - С. 187.

2. Архив военно-медицинских документов / филиал Центрального архива МО РФ, далее - АВМД ЦАМО РФ. - Ф. 10. - Оп. 51933. - Д. 1. - Л. 25.

3. АВМД ЦАМО РФ. - Ф. 10. - Оп. 4101/1. - Д. 1. - Л. 12-14.

4. Долгов Н.В. Малярия в Воронежской области / Здравоохранение Воронежской области за 40 лет. - Воронеж, 1958. - С. 152-153.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕДИЦИНСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Э. Меттини

Резюме. В тезисах обсуждается вопрос о введении гуманитарных наук в программы высшего медицинского профессионального образования.

Ключевые слова: гуманитарные науки, биоэтика, модульное обучение, межпредметные связи.

Если взять процесс образования, как главный момент разностороннего развития личности, мы прекрасно понимаем, что в условиях современного вузовского образования, невозможно не учитывать той важной роли, которую играют гуманитарные науки в целях обучения будущих врачей. Гуманитарные науки не должны стать всего лишь формальным моментом, воплощением которого является сдача экзамена или зачёта во время очередной сессии. Изучение и усвоение гуманитарных предметов должны приспособить к процессу формирования и становления широкого мировоззрения у студентов, а не столько потому, что гуманитарные науки и, соответственно, предметы, касающиеся человека, если грубо переводить слово homo с латинского языка на соответствующее русское слово, а сколько потому, что гуманитарные науки предоставляют собой тот «инструментарий», дающий возможность посмотреть на человеческие явления вглубь и вдаль, научив студентов сложным механизмам дедукции и индукции, сравнению феноменов человеческой истории в синхронном и в диахронном пластах. Изучение

л

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Эмилиано Меттини - зав. кафедрой, +7 985 416 66 94, emiliano@inbox.ru

таких предметов, как философия, всемирная история и история отечества, история медицины, биоэтика и так далее сможет побудить студентов к более глубокому размышлению о людских недугах, и понимать, как вылечить не только делом, а словом. Врачам очень нужна эмпатия с пациентом, им необходимо разобраться в межличностных и межкультурных отношениях, поскольку наш мир открыт, и поэтому необходимо развивать умение слушать и слышать, с тем, чтобы объяснить, как можно понятливей, в чем проблема человека, чтобы ему стало комфортно и удобно. Гуманитарные науки должны помочь в развитии культуры общения врача с пациентом, должны создать тот «волшебный круг», где, кроме пациента и врача нет места для посторонних людей. Это конечно же не просто, потому, что корабль медицинского языка плавает между Сциллой сложного профессионального «жаргона» и Харибдой непростого момента сообщать человеку новости, которые иногда далеко не приятны. Поэтому, мы считаем, что вопрос «биоэтика», о котором в России очень бурно говорят с разных и противоположных точек зрения, должен содержать в себе элементы «этики» в этимологическом смысле слова, как «правильное, корректное поведение», которое, на наш взгляд, может, и должно выразить твёрдую и серьёзную гражданскую позицию врача, как человека, служащего отчизне своей в частности, и человечеству вообще.

С тем, чтобы гуманитарные науки могли войти в курс профессионального обучения как полноценные предметы, необходимо понимать, как образовательный и обучающий процесс должны быть рассчитаны на так называемую модульность обучения. Это значит, что стоит думать о том, как организовывать образование так, чтобы каждый предмет гуманитарного блока был не просто сопоставлен рядом с другим ему подобным, а, был связан межпредметными и метапредметными связами с остальными предметами. Мы имеем в виду, что даже негуманитарные предметы, все-таки, содержат исторический фонд такого первоначального предмета, как философия, или классическая медицина, которая ставила себе цель гармонизацию человека с окружающей средой и с самим собой. И тоже в этом, хотя на элементарном уровне, есть свой «биоэтический вопрос».

В заключение наших тезисов, хотим сказать, что сегодня, перед обществом стоят сложные и комплексные вопросы, требующие как можно более широкого сотрудничества всех преподавателей с целью углубить понимание гуманитарных наук в контексте медицинского вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.