Научная статья на тему 'Гуманитарные и общественные науки в Новосибирске: cравнительный анализ мнений ученых'

Гуманитарные и общественные науки в Новосибирске: cравнительный анализ мнений ученых Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITARIAN AND SOCIAL STUDIES / НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО / SCIENTIFIC COMMUNITY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА / THE STATE SCIENTIFIC POLICY / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / FUNDAMENTAL AND APPLIED RESEARCHES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аблажей Анатолий Михайлович

Статья посвящена сравнительному анализу мнений представителей гуманитарных и общественных дисциплин, как из академической, так и вузовской среды, о важнейших сторонах их профессиональной деятельности, включая степень адаптации к изменившемуся социальному контексту. Большое внимание уделяется исследованию специфики повседневной научной работы современного ученого, его отношения к профессии, проблемы воспроизводства социального института науки в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanities and social sciences in Novosibirsk: comparative analysis of scientist's opinions

The article presents the comparative analysis of the opinions of the representatives of humanitarian and social studies from the academic as well as from the university environment. The major aspects of their professional work, including degree of adaptation to the crucially changed social context are under scrutiny. The attention is given to the examination of specificity of the daily scientific work of modern scientists, their attitude towards their professional activity, and to the problem of the reproduction of science as the social institute in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные и общественные науки в Новосибирске: cравнительный анализ мнений ученых»

УДК 304.44

ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В НОВОСИБИРСКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МНЕНИЙ УЧЕНЫХ

А.М. Аблажей

Институт философии и права СО РАН Новосибирский государственный университет

ablazhey@philosophy.nsc.ru

Статья посвящена сравнительному анализу мнений представителей гуманитарных и общественных дисциплин, как из академической, так и вузовской среды, о важнейших сторонах их профессиональной деятельности, включая степень адаптации к изменившемуся социальному контексту. Большое внимание уделяется исследованию специфики повседневной научной работы современного ученого, его отношения к профессии, проблемы воспроизводства социального института науки в России.

Ключевые слова: гуманитарные и общественные науки, научное сообщество, государственная научная политика, фундаментальные и прикладные исследования.

Предмет нашего исследования — сравнительный анализ мнений представителей социальных и гуманитарных дисциплин о нынешнем положении российской науки, в том числе условиях научной деятельности, оценка степени адаптации членов научного сообщества к существующему социальному контексту. Другими словами, будет проведен анализ важнейших — с точки зрения автора статьи — компонентов самосознания и профессионального самочувствия ученого, которые оказывают решающее влияние на его научную продуктивность. Анализ результатов эмпирического исследования будет базироваться на методологическом постулате, согласно которому «самосознание ученого — итог и предпосылка его научной деятельности, ресурс функционирования науки и

индикатор состояния научного сообщества,

1

призванного осуществлять ее развитие» .

1 Мирская Е.З. Профессиональное самочувствие российских академических ученых // Вестник РГНФ. - 2003. - № 1. - С. 214

В условиях той непростой ситуации, в которой оказалась сегодня российская академическая наука, вполне понятным выглядит желание как руководства Академии наук, так и ее критиков (например, из Министерства образования и науки) говорить о науке в целом, без ввода дисциплинарных или возрастных границ. В то же время очевидной и отнюдь не новой является констатация того факта, что в с современных условиях положение тех или иных дисциплин различно и различия эти продиктованы как субъективными факторами (такими, например, как насыщенность институтов одного дисциплинарного «куста» членами РАН), так и объективно существующим (но при этом, вполне возможно, сформированном вполне субъективно) спросом на продукцию той или иной науки. А вот как раз в этом плане специфика российского рынка образования и научной продукции выражена очень ярко: если в развитых странах все чаще говорят о наступившем веке биологии

и вычислительных технологий, то в России налицо резкий рост влияния социальных и гуманитарных наук. Причины подобного положения, вероятно, можно было бы найти, анализируя и особенности экономической системы страны (отсутствие четко выраженного спроса на инновации в технической сфере), и исторически сформировавшиеся особенности восприятия науки массовым сознанием («национальная наука— это не результаты и не специалисты, а особые отношения между обществом и его институтами, с одной стороны, и научным сообществом — с другой»2), разделение научных отраслей на престижные и непрестижные, и т.д. В целом следует согласиться, что: «вопреки расхожим стереотипам (например, стереотипному представлению о том, что науке «хорошо» при демократии и «плохо» при тоталитаризме), социальных условий, в равной мере оптимальных для всех научных дисциплин, по-видимому, вообще не существует... в условиях крутых разворотов социально-политического курса общественные и гуманитарные дисциплины потенциально обладают лучшими возможностями оперативной адаптации к новому, чем наука естественная и

3

техническая» .

В качестве эмпирического материала в статье были использованы материалы проведенного в 2004 году массового со-

4

циологического опроса научных сотруд-

2 Арапов М.В. Есть ли будущее у фундаментальной науки в России? // Общественные науки и современность. — 2005. — № 6. — С.104.

3 ЮЮревич А. А. Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту // Наука. Инновации. Образование. — М., 2006. - С. 73.

4 Руководитель исследования — ЮЮ.М. Плюс-нин. Авторы социологической методики: ЮЮ.М. Плюснин и С.Н. Еремин при участии А.М. Абла-жея.

ников Новосибирского научного центра (ННЦ) и двух новосибирских вузов: классического и технического университетов. Проведенный опрос стал очередным этапом реализующегося с 1992 г. социологического мониторинга ННЦ. Из общего объема выборки социологического опроса в 571 чел. в нее попали 41 представитель общественных и 22 представителя гуманитарных дисциплин, работающие как в академических институтах Сибирского отделения Российской Академии наук (Институт археологии и этнографии, Институт истории, Институт филологии, Институт философии и права, Институт экономики и организации промышленного производства, Государственная публичная научно-техническая библиотека), так и в научных подразделениях и на кафедрах НГУ и НГТУ, в целом — 11 % всех респондентов. Деление на гуманитарные и общественные ( в тексте будет употребляться также аналогичный ему термин «социальные») дисциплины, вполне обыденное для западной науковедческой традиции (humanity и social sciences) и только приживающееся у нас, для академической сферы производилось на основе принадлежности респондентов к двум объединенным ученым советам: ОУС по гуманитарным наукам (историки, археологи, этнографы, философы, филологи) и ОУС по экономическим наукам (экономисты). Специфика заключается в том, что социологи в Новосибирске оказались разнесены по разным ОУС: работающие в Институте философии и права СО РАН оказались в гуманитарном, тогда как сотрудник отдела социальных проблем ИЭОПП СО РАН — в экономическом ОУСе. В вузах респонденты сами относили себя к тому или иному блоку дисциплин. Большинство опрошенных не занимают никакой

административной должности; средний возраст около 43 лет (при том, что попавшие в выборку представители социальных дисциплин оказались старше примерно на 6 лет). По той и другой отрасли самую многочисленную группу опрошенных составили старшие научные сотрудники (в целом около 40 %). Существенные отличия зафиксированы по наличию ученой степени: по общественным наукам лица, не имеющие ученой степени, составили более 31 % опрошенных, тогда как среди гуманитариев лишь 13,6 %; при приблизительно равном по обеим группам количестве кандидатов наук (около 57 %), докторов гуманитарных наук в 2,2 раза больше (27,3 % против 12,2 %). Средний срок работы в науке для респондентов из обеих групп составляет около 17 лет. Среди гуманитариев заметно больше доля исследователей, которые занимаются исключительно фундаментальными разработками: 59 % против 29 %; тогда как среди их коллег по цеху из области социальных наук существенно большее количество ученых, указавших, что они занимаются прикладными исследованиями или разработками: 22 против 9 %. Специалисты общественных дисциплин заметно обгоняют гуманитариев в случае, когда речь о совмещении у одного ученого исследований как фундаментального, так пи прикладного характера: 49 против 32 %.

Существенные отличия проявились уже при оценке респондентами общего состояния науки (в анкете соответствующий вопрос был сформулирован широко, без конкретизации, идет ли речь о науке в России в целом или исключительно в Новосибирске). Нормальным его назвали более 18 % гуманитариев, тогда как представители социальных дисциплин проявили

куда больший скептицизм - с подобной оценкой согласились лишь 2,5 % из них. Относительно следующего варианта ответа - «положение нестабильное» - ситуация противоположная: 35 % по социальным дисциплинам против 11,6 % по гуманитарным; примерно то же распределение при выборе варианта «тяжелое и без положительных тенденций»: 20 % против 9 %. Наконец, гуманитарии проявили больший оптимизм при оценке перспектив развития науки: вариант «положение тяжелое, но с положительными тенденциями» выбрали более 45 % при 30 % у представителей социальных дисциплин. Что касается крайней негативной оценки - положение науки критическое - то этот вариант выбрали в среднем 13 % респондентов по обеим группам дисциплин. Это чуть больше, чем в целом по выборке.

Существенная разница, отражающая различия в траекториях адаптации различных групп дисциплин к сложившимся в России условиям научной деятельности, проявилась при оценке изменений в структуре проводимых исследований. Результаты показывают, что для представителей социальных наук в гораздо большей степени характерна общая негативная оценка произошедшей трансформации: более 37,5 % из них (против 9 % у гуманитариев) отметили ослабление по всему спектру проводимых исследований, как фундаментальных, так и прикладных. На фоне очень низкой (около 5%) доли респондентов, отметивших факт усиления фундаментальных исследований по обеим группам дисциплин, представители гуманитарного знания отметили существенный прирост прикладных исследований: с этим согласны более 31 %, тогда как среди специалистов в сфере социальных

наук лишь 20 %. Аналогичное распределение характерно и при выборе варианта ответа «на фоне ослабления фундаментальных усиливаются прикладные исследования».

Любопытно, что при ответе на вопрос о наличии в лаборатории (секторе), где работает респондент, фундаментальных работ мирового уровня ситуация существенно меняется. Более 68 % респондентов из гуманитарных институтов положительно ответили на этот вопрос, тогда как среди специалистов в области социальных исследований — лишь около 30 %, т.е. разница более чем двукратная. В то же время более 16 % представителей социальных наук (против 13 % у гуманитариев) констатировали полное отсутствие фундаментальных наработок в силу того, что лаборатория (сектор) занимается сегодня исключительно прикладными исследованиями. Те же тенденции характерны и при оценке доли прикладных разработок: 50 % гуманитариев (против 19 % у специалистов в сфере социальных наук) ответили, что их подразделение ведет исключительно фундаментальные исследования. При наличии примерно равных долей респондентов (в среднем около 28 % в каждой из групп), уверенных в том, что их подразделение обладает конкурентоспособными, пусть и невостребованными прикладными разработками, около 30 % исследователей в области социальных исследований констатировали, что прикладные разработки находятся в работе, против 9 % у гуманитариев. Отмеченный феномен, на мой взгляд, можно объяснить либо тем, что в области гуманитарных науки процесс адаптации к растущему спросу на прикладные исследования идет более динамично, либо тем, что существенная часть секторов и лабораторий в сфере социальных дисци-

плин предлагает на рынок академической научной продукции прикладные наработки, созданные ранее.

Выделяя тенденции, в наибольшей мере отражающие ухудшение положения в соответствующей дисциплине, гуманитарии на первое место поставили материальную необеспеченность ученых, далее идут падение престижа науки и отсутствие притока молодежи. Для специалистов в сфере социальных дисциплин эта триада выглядит следующим образом: падение престижа науки, материальная необеспеченность ученых, уход сотрудников в другие сферы деятельности. По мнению опрошенных, на положение науки почти не оказывают негативного влияния такие процессы, как ослабление института или вуза, засилье старых кадров и уход сотрудников (для гуманитарных наук); ослабление института или вуза, ослабление РАН и вузовской науки в целом (для социальных наук). Таким образом, негативные тенденции складываются в систему: материальная необеспеченность и падение престижа науки вызывают как уход сотрудников из науки, так и отсутствие должного притока молодежи. Кроме всего прочего, это указывает также на необходимость учета комплексного характера стоящих перед наукой проблем (материального и психологического свойства), диктующих и комплексный характер способов их решения. Благодаря как постепенному, хотя пока еще и не очень динамичному, изменению отношения общества и государства к науке, так и мерам, принятым в рамках самого научного сообщества, существенно снизилось влияние такого негативного фактора, как уход ученых из науки (т.н. внутренняя миграция): с мнением, что уход прекратился или идет в гораздо меньших масштабах, согласились около 76 % ученых как той, так и другой

дисциплинарной направленности. При существенном снижении отрицательного влияния на положение науки утечки умов за рубеж (внешняя миграция), она остается пока достаточно высокой: более 30 % респондентов их обеих групп признали, что данная проблема приобретала масштабы, грозящие разрушением целых научных школ и направлений.

Одна из задач инициированной и проводимой органами государственной власти, прежде всего Министерством образования и науки, реформы сферы науки, как академической, так и вузовской — ее ускоренная коммерциализация, встраивание в систему рыночных отношений. Результаты проведенного опроса убедительно доказывают: отношение самих ученых к данному процессу скорее отрицательное. Лишь около 30 % исследователей социогуманитарных дисциплин отмечали в целом позитивное влияние процесса коммерциализации, понимаемой как приспособление к рыночным условиям, на положение науки. В то же время чуть менее 70 % оценили его либо как крайне негативный процесс, либо как по большей части негативный. Этот факт подтверждает мнения большинства экспертов о том, что «наука как бизнес (или политика, или ремесло) имеет мало общего с наукой как призванием. Как мало общего между использованием идей и их генерацией»5.

Оценивая объективное влияние Президиума СО РАН и руководства обследованных вузов на положение дел в науке, около 1/5 ученых в социальных и гуманитарных исследований назвали проводимую ими политику эффективной. С другой стороны,

5 Олейник А.Н. Дефицит общения в науке: институциональное объяснение / / Общественные науки и современность. - 2004, № 1. - С. 41 - 51.

примерно таково и число участников опроса, которые, напротив, уверены в обратном: и Президиум СО РАН, и ректораты вузов отстранились от решения вопросов сохранения и приспособления науки к новым реалиям. Немногим более половины участников опроса из сферы социоогуманитар-ных исследований в целом констатировали тот факт, что судьба науки решается в рамках государственной политики. Следует обратить внимание на одно важное обстоятельство: лишь 5 % специалистов сферы социальных исследований ответили, что судьба науки решается на уровне отдельной лаборатории и отдельного ученого. Подобное распределение мнений убеждает нас в сохранении свойственных отечественному научному сообществу тенденций к коллективизму, необходимости известной консервации сложившихся в России форм организации науки. Это вдвойне актуально на фоне высокой степени недоверия к государственной научной политике: менее 5 % как гуманитариев, так и специалистов в сфере социальных исследований уверены, что государство предпринимает все возможные усилия для сохранения науки против более чем 25 %, которые, напротив, уверены в том, что конечной целью проводимой политики является развал науки. Большинство респондентов выбрали «мягкий» вариант ответа: государство недооценивает науку и практически бросило ее на произвол судьбы.

Важное место в исследовании заняло изучение состояния конкретного научного учреждения или подразделения вуза, в котором работает респондент, что позволило более детально осветить представления ученых о важнейших компонентах научной деятельности в настоящее время. В целом представления научных сотрудников гума-

нитарных дисциплин более оптимистичны: более 27 % из них уверены, что институт (подразделение) сохранил потенциал и продуктивность, тогда как среди их коллег из сферы социальных дисциплин аналогичной позиции придерживаются лишь чуть более 13 %. Немногим более 9 % гуманитариев согласились с тем мнением, что если институт и пережил кризисный период, то произошли необратимые изменения, которые не позволяют восстановить прежний уровень исследований; среди специалистов в области социальных наук такого мнения придерживаются более 30 % респондентов. Стоит также отметить, что ни один из респондентов не видит симптомов нарастания кризиса, другое дело, что оценки послекризисного периода существования учреждения в целом или отдельных подразделений значительно различаются между собой.

Анализ ответов на вопрос о том, какие негативные явления проявились в учреждении в последние 5—10 лет показывает, что для институтов и подразделений в области социальных наук наиболее серьезной проблемой оказался уход сотрудников из науки или их отъезд за границу, усугубленный недостаточным притоком молодых кадров. Для гуманитариев в этот качестве выступила в первую очередь проблема слабого материального обеспечения исследований. Что касается способов адаптации научных учреждений к меняющимся условиям существования науки или, скорее, способов выживания, то для гуманитарных институтов главную роль сыграли гранты отечественных и зарубежных научных фондов, а также усилия по получению дополнительных средств из государственного бюджета. Для институтов в сфере социальных наук главное значение имели также гранты отечественных и зарубежных научных фондов, на

второе место по значимости респонденты поставили нерыночные способы получения дополнительных доходов, например, сдача помещений в аренду. В отличие от институтов физического или энергетического профиля, учреждения социогуманитарного профиля практически не развивали инновационный бизнес, незначительную роль сыграли и отношения с зарубежными партнерами.

Анализ ответов респондентов на вопрос о состоянии различных аспектов научной деятельности в тех учреждениях, где они работают, дал возможность выстроить их типологию в зависимости от выставленных оценок и получить в итоге интегральную оценку промежуточных итогов реформирования научного сектора России. Наиболее высоко опрошенные нами научные сотрудники оценили профессиональный уровень ученых, возможность пользоваться современными информационными сетями, а также возможность публикации результатов исследований. На среднем уровне оказались степень развития прикладных исследований, уровень прикладных разработок, обеспеченность отечественной научной литературой, возможность общения с отечественными коллегами. Оставляют желать лучшего степень практического применения результатов исследований и разработок, уровень материально-технического оснащения исследований, обеспеченность экспериментов и экспедиций, возможность общения с зарубежными коллегами, обеспеченность зарубежной научной литературой. Подобная типология характерна как для гуманитариев, так и для обществоведов. Единственными пунктом, где мнения респондентов в зависимости от дисциплинарной принадлежности значительно отличаются, стала оценка уровня фундаментальных исследований: гуманитарии оценили их высоко и отнесли к первой группе, чего нельзя сказать об их

коллегах из институтов социального профиля.

Ранжируя значимость источников финансирования деятельности своего научного подразделения, львиная доля гуманитариев (более 90 %) на первое место поставили государственный бюджет. Среди специалистов в области социальных наук доля подобных ответов меньше - чуть более 78 %, но для этой группы в принципе характерно наличие более выраженной тенденции к диверсификации источников финансирования исследовательской деятельности. В качестве важнейших каналов поступления средств они гораздо чаще указывают отечественные и зарубежные гранты, а также коммерческую деятельность вне сферы науки. В то время заметное большинство ученых обеих групп дисциплин одинаково скептически относится к сложившейся системе предоставления научных грантов отечественными и зарубежными фондами, причем, как следует из анализа ответов, не в силу особенностей экспертизы или других недостатков, Принципиальным пороком такой системы ученые считают отсутствие возможности долговременного планирования научной деятельности. Более 73 % специалистов в области социальных наук и 63% гуманитариев считают, что грантовая система способна обеспечить только ситуативное выживание науки. В то же время лишь немногим более 2 % научных сотрудников институтов социального профиля согласны с полным отказом от грантов и возвращением к исключительно госбюджетному финансированию; среди гуманитариев эта доля заметно выше - более 13 %. Подобные результаты отражают в целом более заметную ориентацию специалистов в области социальных наук на рыночные способы существования науки.

Значительное место в исследовании занял анализ состояния научных коммуникаций в институтах социогуманитар-ного профиля. Как показали результаты опроса, большинство специалистов по-прежнему испытывает потребность в профессиональных контактах, совместных разработках, обмене информацией с другими лабораториями (секторами) своего учреждения. Выяснилась интересная особенность: ученые-гуманитарии немного чаще, чем их коллеги (68 % против 63 %) испытывают постоянную потребность в такого рода контактах; одновременно другая, пусть и гораздо меньшая (13,6 %) часть гуманитариев призналась, что вообще не нуждается в таких научных коммуникациях, тогда как среди ученых в области социальных наук таких было немногом более 2 %. Для обществоведов гораздо более характерен не полный отказ от научных контактов, а их инициирование время от времени. Исходя из сложившихся потребностей, прогнозируемой была и частота таких контактов в реальности. Для специалистов в области социальных наук наиболее характерны периодически осуществляемые контакты - с этим согласилось 58,5 % респондентов. Для гуманитариев одинаково характерны и постоянные, и периодически возникающие контакты (по 36 % ответов). Одновременно заметная их часть - более 27 % - лишь изредка, как они сами признают, вступает в научные коммуникации с коллегами по институту (университету).

Когда речь идет о персональном стиле профессионального общения респондента, прежде всего обсуждение с коллегами содержания выполняемой в настоящее время работы, гуманитарии продемонстрировали более открытый характер научных

коммуникаций. Более 63% из них ответили, что делают это без ограничений, еще 27% — не всегда, время от времени. Наконец, лишь 4,5 % почти никогда не обсуждают с коллегами характер и суть выполняемой работы. В случае с сотрудниками институтов и университетов из сферы социальных наук ситуация существенно иная: лишь немногим более половины (52,5 %) из них обсуждают свои исследования с коллегами полностью и без ограничений; 35 % делают это не всегда, еще 7,5 % — почти никогда. Таким образом, результаты исследования показывают — характер повседневной исследовательской деятельности ученых из сферы социальных наук носит более закрытый характер по сравнению с коллегами гуманитарного профиля.

Результаты проведенного исследования не вызывают тревоги за состояние неформальных отношений между сотрудниками в лаборатории (отделе, секторе). В диапазоне от нормальных до прекрасных их оценили 85 % ученых из институтов социального профиля и более 81 % гуманитариев, при том, что у последних выше доля хороших и прекрасных отношений. Те же тенденции характерны и для доминирующего личного настроения большинства сотрудников: 79,3 % гуманитариев распределили свои оценки в промежутке от оптимистичного до нормального настроения; напротив, состояние пессимизма, беспокойства, неуверенности назвали лишь чуть более 13 % респондентов. Немного другие оценки получены для ученых в области социальных исследований. Оценили доминирующее настроение в промежутке от оптимистичного до нормального чуть более 67 % респондентов, тогда как оценку «неуверенное» поставили уже более 16 %, беспокойства — выше 8 %. Можно предпо-

ложить, что подобная, более сложная картина эмоционального состояния ученых в этой группе дисциплин, вообще характерна для отраслей науки, в большей степени ориентированных на рыночные способы существования.

Подобная тенденция отчасти проявилась, когда респондентов просили оценить собственное эмоциональное психологическое состояние, характерное для них в последнее время. «Вилка» значений от страха до беспокойства свойственна 28 % респондентов — специалистов в области социальных наук; что касается гуманитариев, здесь аналогичная цифра составляет 20 % (при том, что ни один не указал вариант «страх»). С другой стороны, научные сотрудники сферы социальных исследований составляют большинство при указании вариантов из противоположной части предложенной шкалы: «вилка» от спокойствия до оптимизма характерна для более чем 46 % из них, тогда как для гуманитариев эта цифра — лишь 35 %. Другими словами, гуманитариям свойственно равномерное распределение оценок повседневного настроения по средней и верхней частям шкалы без ярко выраженных участков спада или подъема, тогда как специалисты сферы социальных исследований склонны к более крайним вариантам и число указавших варианты «страх» или, напротив, «оптимизм» здесь существенно больше. Это не противоречит выдвинутой выше гипотезе о более выраженном в настоящее время рыночном характере адаптации институтов социального профиля (самооценка психологического состояния облегчается, когда речь идет о коммерческих критериях жизненного успеха или неудачи).

Важным индикатором профессионального самочувствия человека науки выступает

глубина планирования научной деятельности: чем она выше, тем более оптимальные условия созданы как в рамках общества в целом, так и конкретного научного учреждения или лаборатории (кафедры) для деятельности по созданию нового знания. При глубине планирования до 1 года ни о каких нормальных условиях для научной деятельности говорить не приходится, поскольку в подобном случае речь, по большому счету, идет не о поступательном развитии карьеры, а об элементарном выживании. Как показали результаты нашего исследования, ситуация с гуманитариями более благоприятна: немногим более 4% из них планируют научную деятельность на срок до полугода; для специалистов в области социальных наук эта цифра составила более 12 %. Не более чем на один год вперед планируют свою деятельность более 26 % (наибольшая доля по данной группе) научных сотрудников сферы социальных наук и около 23 % гуманитариев. Для последних самая массовая доля положительных ответов - около 27 % - относится к срокам планирования в 2 - 3 года, что совпадает либо с усредненным периодом подготовки диссертации (кандидатской), либо с наиболее распространенными сроками реализации проектов, поддержанных грантами (например, РГНФ). Еще одна значимая точка на предложенной шкале: срок планирования до 10 лет, в идеале являющийся свидетельством наличия оптимальных условий и благоприятного психологического настроя на научную деятельность. Здесь доля гуманитариев почти в 2 раза больше: 9,1 % против 4,9 %.

Свидетельством более благоприятной ситуации в сфере гуманитарных наук явились и результаты ответа на вопрос о том, какие факторы, внутренние (индивидуаль-

ные качества человека - любовь к науке, стремление сделать успешную карьеру) или внешние (обстоятельства в обществе и науке), в большей степени определяют научную деятельность респондента. Доля гуманитариев, ответивших, что такого рода деятельность зависит исключительно от них самих, составила более 13 %; среди их коллег их круга дисциплин социального профиля - немногим более 7 %. В то же время среди последних больше доля респондентов, выбравших компромиссные варианты, с преобладанием факторов внутреннего характера: варианты в промежутке от 1 (только внутренние факторы) до 5 (средние значения) выбрали чуть более 73 % ученых из институтов социального профиля. Среди гуманитариев по аналогичным позициям - 68 % респондентов.

Очевидно, гуманитарии, возможно, и в силу большей зависимости от государственных источников финансирования, более подвержены влиянию слабо зависящих от их личной инициативы внешних обстоятельств. Не случайно среди ученых социального профиля более благоприятны оценки степени адаптации к существующим сегодня социальным и экономическим условиям жизни: более 32 % из них сочли, что они хорошо адаптированы, тогда как среди гуманитариев аналогичной позиции придерживаются лишь 18,2 %. Гуманитарии более склонны к компромиссному варианту, в результате чего более 68% оценили степень адаптации как среднюю; среди их коллег социального профиля доля подобных ответов составила около 52%. Примерно одинаковым оказалось количество ученых, испытывающих серьезные проблемы с адаптацией: по обеим группам около 14 % респондентов ответили, что они с

трудом привыкают к специфике жизни и профессиональной деятельности в современных условиях или совершенно к ним не приспособлены.

Целый блок проведенного эмпирического исследования был посвящен специфике труда ученого в условиях, которые сложились в современной российской науке. Выяснилось, что большинство (около 56 %) респондентов — специалистов в области как социальных, так и гуманитарных наук, ведут работу в основном над одной темой. В то же время, когда идет о распределении исследовательского интереса сразу по ряду направлений, то к работе одновременно над несколькими исследовательскими темами более склонны гуманитарии: 36,4 % против 29,3 %. Эта тенденция подтвердилась и в случае, когда ученый работает исключительно над одной научной темой: с этим согласились более 17 % респондентов из области социальных наук и лишь 4,5 % гуманитариев. Очевидно, что данное распределение ответов явно коррелирует с отмеченной выше склонностью гуманитариев к разделению исследований на фундаментальные и прикладные, что приводит и к соответствующему увеличению числа подвергаемых изучению научных тем. В то же время ученые как той, так и другой сферы не слишком часто в своей массе меняли направление исследований. За период с 2000 г. это сделали в среднем около 30 % исследователей всего спектра социогуманитарных наук, тогда как тема осталась неизменной для 58 % (среднее значение) специалистов. Правда, следует также учитывать тот факт, что порядка 15 % ученых в области социальных наук и 9 % гуманитариев изменили направление своих исследований в предыдущие годы.

Неоднозначно оценили респонденты и динамику интенсивности своего труда за последние годы. В целом на основании имеющихся результатов следует сделать вывод, что самооценка интенсивности труда у гуманитариев растет более высокими темпами: именно так ответили почти 60 %. Напротив, лишь 45 % специалистов в области социальных наук уверены в том, что стали работать интенсивнее; 40 % из них считают, что никакой динамики у них не наблюдается — против 32 % у гуманитариев по аналогичному показателю. Следует также обратить внимание на тот факт, что у 15 % ученых в области социальных наук интенсивность труда, согласно их собственным оценкам, и вовсе снизилась, против 9 % у гуманитариев. Не исключено, что данные цифры являются косвенным показателем старения ученых, что, в силу более выраженной рыночной направленности исследований, более характерно именно для социальных наук (на фоне падения числа молодежи растет средний возраст исследователей).

Анализируя ответы респондентов на вопрос о распределении факторов, отвлекающих их от собственно научной деятельности, приходим к выводу, что наибольшим весом для гуманитариев здесь обладают финансовые вопросы. Более 27 % из них указали, что вынуждены тратить своем время на поиск средств для проведения текущих исследований; еще 45 % вынуждены отвлекаться от научной деятельности в поисках средств для обеспечения нормального уровня жизни семьи (с большой долей уверенности можно предположить, что в данном случае речь идет о дополнительных заработках, напрямую не связанных с наукой, например, преподавании для сотрудников академи-

ческого института). Аналогичные показатели для ученых в области социальных наук существенно меньше (13 и 22 %, соответственно), но одновременно они вынуждены существенно большую часть своего времени тратить на административную деятельность (20 % против 5 % у гуманитариев), поддержание здоровья и решение разнообразных семейных проблем. Малозначимым оказалось влияние такого фактора, как коммерческая деятельность: среди гуманитариев его не указал ни один респондент, среди ученых в области социальных наук немногим более 4 %. Если суммировать поиск денег на науку и административную деятельность, объединив их в фактор «профессиональная ненаучная деятельность», то выяснится, что показатели для той и другой сферы науки практически совпадают и составляют около 33 %. Таким образом, примерно 1/3 исследователей в социогуманитарной области занята тем, что принято называть научным менеджментом, включая сюда и fund-rising. Все остальные факторы не имеют к науке (понимаемой именно как исследовательская деятельность) как сфере профессиональных занятий непосредственного отношения.

Среди источников средств к существованию для обеих категорий респондентов лидируют оклад в институте или вузе, а также преподавание (впрочем, не исключено, что часть вузовских преподавателей именно этот пункт посчитала аналогичным пункту «оклад в институте» для академических ученых, поэтому оценивать его как вид дополнительного заработка в данном случае некорректно). Немаловажное значение имеют гранты отечественных фондов (в среднем около 17,5 % по всему блоку со-циогуманитарных наук), при существенно

меньшей доле грантов зарубежных фондов - в среднем около 6,3 %. Таким образом, «грантовая» составляющая доходов научного сотрудника в социогуманитарных дисциплинах составила около 24 %. Стремится к нулю значимость коммерческой деятельности (среди гуманитариев этот пункт не указал вообще ни один респондент), падает также вклад репетиторства и других частных услуг, доля которых в середине 1990-х гг. была достаточно высокой.

Проведенное исследование показало быструю диверсификацию источников доходов ученых социогуманитарных дисциплин. Лишь около 13 % респондентов, ученых как гуманитарных, так и социальных областей знания, указали на отсутствие у них дополнительных доходов. В то же время, оценивая долю дополнительных доходов по отношению к основной заработной плате (окладу в институте или вузе), более 40 % гуманитариев ответили, что они превышают сумму зарплаты; среди специалистов в области социальных наук эта цифра составила около 29 %.

Оценивая свой собственный социальный статус, немногим более 14 % респондентов отнесли себя к группе населения, живущей близко к черте бедности; ниже среднего уровня, по собственному признанию, живут 32,5 % ученых социальных дисциплин и более 38 % гуманитариев. Самой массовой категорией, как и ожидалось, оказались ученые, относящие себя к среднему уровню: около 46 % по обеим категориям. Наконец, 10 % ученых из сферы социальных наук считают, что живут выше среднего уровня. Учитывая, что ученые социальных дисциплин гораздо скромнее оценили долю дополнительных доходов, можно предположить, что в институтах или подразделениях данного профиля более вы-

ражена дифференциация в уровне оплаты труда по основным источникам дохода (заработная плата в институте с различными надбавками, премиальными, внутриакаде-мическими грантами, которые также относятся к основным, а не дополнительным источникам доходов).

Учитывая, что среди гуманитариев ни один не отнес себя к категории лиц, живущих выше среднего уровня, вероятно, следовало бы сделать вывод об их менее благоприятном социальном самочувствии. Однако цифры, полученные после ответа на вопрос о потенциальной готовности перейти на более высокооплачиваемую работу вне науки, возможно, свидетельствуют об обратном: более 54 % гуманитариев не согласились бы с таким предложением, против 49 % у их коллег по научному цеху. Наконец, косвенным, но весьма убедительным подтверждением высокой самооценки учеными ценности своей профессии и перспектив успешной (с точки зрения сложившихся в современном, в том числе российском обществе, стереотипов жизненного успеха ) карьеры в науке служит их желание видеть своих детей научными работниками. Полученные

результаты свидетельствуют, что ситуация в социогуманитарных дисциплинах (на примере такого крупного научного и образовательного центра как Новосибирск) относительно благоприятна. В целом порядка 65% ученых данного профиля на вопрос о том, хотели бы они, чтобы их дети пошли в науку, ответили «да» или «скорее да». Лишь около 5% научных сотрудников (как гуманитариев, так и из области социальных наук) категорически не хотели бы, чтобы их дети пошли в науку.

Литература

Арапов М.В. Есть ли будущее у фундаментальной науки в России? // Общественные науки и современность. — 2005. — № 6. — С. 104—110.

Мирская Е.З. Профессиональное самочувствие российских академических ученых // Вестник РГНФ. — 2003. — № 1. — С. 211—218.

Олейник А.Н. Дефицит общения в науке: институциональное объяснение // Общественные науки и современность. — 2004. — № 1. — С. 41—51.

Юревич АА.. Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту // Наука. Инновации. Образование.: — М., 2006. — С. 72—89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.