Научная статья на тему 'Гуманитарные дисциплины в технических университетах'

Гуманитарные дисциплины в технических университетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПОЗИТИВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова С.И.

Гуманитарные дисциплины способствуют подготовке в технических вузах высококвалифицированных специалистов, обладающих наряду с профессиональными качествами креативным мышлением, позитивным мировоззрением, тягой к самообразованию, созиданию и самосовершенствованию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные дисциплины в технических университетах»

УДК 94 (470)

С.И.НИКОНОВА, д-р. истор. наук, профессор, svetakgasu@rambler. ru Казанский государственный архитектурно-строительный университет

S.I.NIKONOVA, Dr. in. hist., professor, svetakgasu@rambler. ru KazGASU, Kazan

ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТЕХНИЧЕСКИХ

УНИВЕРСИТЕТАХ

Гуманитарные дисциплины способствуют подготовке в технических вузах высококвалифицированных специалистов, обладающих наряду с профессиональными качествами креативным мышлением, позитивным мировоззрением, тягой к самообразованию, созиданию и самосовершенствованию.

Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, позитивное мировоззрение, самосовершенствование, креативное мышление.

HUMANITIES COURSES AT TECHNICAL UNIVERSITIES

Humanities promote the training in technical colleges qualified specialists with professional skills along with creative thinking, positive outlook, longing for self-education, creativity and self-improvement.

Key words, humanities courses, positive outlook, self-improvement, creative thinking.

Гуманитарные дисциплины в техническом вузе занимают особое место. Так, социология, политология и другие общественные науки дают представление об отношениях социума и личности, о закономерностях общественного развития и, в идеале, формируют навыки общения в коллективе, навыки управления. Иначе говоря, дают некие практические знания, которые могут быть полезны в профессиональной деятельности.

Исторические дисциплины и культурология имеют несколько другое значение. На первый, довольно поверхностный взгляд, они дают знания о прошлом (страны, народа и т.д.), о культурном процессе, об историческом и культурном наследии, что, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к профессиональной деятельности выпускника технического вуза. Так ли это?

В связи с переходом на двухуровневую подготовку специалистов гуманитарные кафедры технических университетов ждут не-

малые потрясения. Да, история Отечества остается в числе базовых дисциплин, более того, общее число часов (108) позволяет проводить лекции и семинарские занятия достаточно продуктивно. Однако в числе вариативных курсов осталась, например, культурология. Более того, решение о выборе и объеме часов принимается непосредственно руководством университета. В этой ситуации прерогатива остается за специальными или же близкими к ним дисциплинами. Кроме того, из общего объема исторических и культурологических дисциплин исчезли элективные курсы, а также предметы в рамках национально-регионального компонента.

Все вместе существенно сужает рамки возможностей полноценного исторического и культурологического образования при подготовке специалистов в технических университетах. Несмотря на уверения, что российские университеты должны выпускать не только специалистов хорошего профессионального

уровня, но и граждан своей страны, обладающих общекультурными компетенциями, мы можем констатировать существенное снижение возможностей для формирования у студентов не только общекультурных компетенций, но и полноценных знаний гуманитарного направления. А ведь актуальность изучения гуманитарных дисциплин обусловлена рядом причин: в первую очередь, недостаточностью, а в ряде случаев, и отсутствием знаний по истории Отечества у студентов, поступивших в технические вузы, так как история для них -непрофильный предмет.

Необходимость иметь твердые знания по истории Отечества обусловлена современными политические условиями. Попытки фальсификации истории нашей страны, к сожалению, принимают в последнее время характер идеологической диверсии, которой необходимо противостоять. При отсутствии исторических знаний у части населения попытки исказить историческое прошлое страны, переместить акценты, сфальсифицировать события могут иметь самые драматические последствия.

К сожалению, знаний культурологического плана у студентов технических вузов еще меньше. Более того, формирование таких понятий, как «культура труда», «культура делового общения», «культура поведения», необходимых для профессиональной деятельности, в средней школе вряд ли целесообразно, это прерогатива высшего профессионального образования. Это в полной мере относится к теоретическим вопросам культурологии, к таким ее разделам, как «культура и цивилизация», «культура и общество», «культура как общечеловеческое достояние» и другим.

В то же время необходимо отметить, что гуманитарные дисциплины, безусловно, несут воспитательную функцию, способствуют формированию гражданской позиции, патриотизма, стойкого убеждения в необходимости сохранения историко-культурного наследия.

Гуманитарные дисциплины имеют ряд отличительных особенностей. Так, можно отметить возможность приобщения студен-

тов уже на 1-2-м курсах к научно-исследовательской работе по исторической и культурологической тематике. Так студенты получают не только опыт исследовательской работы: знакомятся с источниками и историографией, правильно оформляют полученные результаты, но и получают ценный опыт публичного выступления, приобретают навыки ведения научной дискуссии, оппонирования, создания доказательной базы.

Опыт публичного выступления весьма важен для формирования будущего специалиста в любой области, включая руководителей разного уровня. Доказать с привлечением научных аргументов свою точку зрения, привести свои выводы, используя источники и артефакты, опровергнуть сложившиеся стереотипы возможно в процессе проведения исследования в гуманитарной области. Важным аспектом научно-исследовательской работы студентов является воспитание личностных качеств, креативного мышления, расширение мировоззренческих границ, создание гуманитарной основы для любой специальности и рода деятельности.

При введении двухуровневой подготовки специалистов важное значение приобретает внеучебная работа. Например, привлечение студентов к участию в научных разработках кафедры (проведение интервьюирования, опросов), поисковой работе, подготовке конференций.

Существенный опыт руководства научно-исследовательской работой студентов имеет кафедра истории и культурологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета, где в течение ряда лет студенты выполняют творческие проекты по темам, связанным с региональной историей, культурными традициями народов Среднего Поволжья, изучают вопросы этногенеза, развития языка, быта, верований, религии русских, татар, мари, чувашей и других народов. Это направление исследований несет, безусловно, воспитательную функцию: познание своей и иной культуры и истории воспитывает и толерантность, и патриотизм.

-133

Санкт-Петербург. 2011

Неизменный интерес при выборе темы исследовательской работы вызывает история родного города, села, деревни. Студенты не только изучают литературу, но используют иные источники: материалы музеев, в том числе и местных, семейные архивы, интервью с хранителями народных обычаев, фольклор. Довольно часто для иллюстрации материала реферата либо доклада используют фотографии с изображением народных костюмов, предметов быта, украшений и других семейных реликвий.

Ежегодные научные конференции студентов и аспирантов имеют региональный статус и привлекают интерес ведущих вузов Казани и соседних республик Поволжья. «Созвездие культур народов Поволжья», «От диалога культур - к диалогу цивилизаций», «Венок Победы (Этот день мы приближали, как могли!)», «Эпоха 1960-х: тенденции и противоречия» - темы конференций последних лет.

Важным направлением научной работы кафедры истории и культурологии КГ АСУ является военно-историческая тематика, связанная с работой регионального отделения Российской Академии военно-исторических наук (Санкт-Петербург). Студенты занимаются исследовательской работой, тематически лежащей в области изучения роли региона в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., установления персоналий воинов, участвующих в боях в этот период. Для многих студентов это первый шаг к познанию отечественной истории, ее героических страниц. Актуальность данного направления научно-исследовательской работы студентов связана с воспитанием патриотизма, с познанием истории своей страны через познание истории своей семьи, своего края.

В течение ряда лет студенты проводили работу по сбору воспоминаний участников войны - жителей республики, что нашло

отражение в поисковом проекте «Факел». В канун юбилея Великой Победы воспоминания ветеранов были опубликованы в книге «Этот день мы приближали, как могли!». Сборник стал не только прекрасным подарком ветеранам к празднику, но и своеобразной хрестоматией по истории Великой Отечественной войны, содержащей бесценные свидетельства (воспоминания, фотографии, документы) этой героической эпохи.

Участие в научно-исследовательских проектах: изучение и использование литературы и источников, оформление рефератов и докладов, выступление на конференциях, участие в круглых столах, диспутах и научных дискуссиях дает студентам ценный опыт научной работы, публичных выступлений, формирует навыки ведения исследований, а также имеет и важную воспитательную функцию.

Таким образом, изучение гуманитарных дисциплин в техническом вузе способствует подготовке специалистов, высококвалифицированных профессионалов, а также воспитанию личности, обладающей креативным мышлением, позитивным мировоззрением, тягой к самообразованию, способной к созиданию и самосовершенствованию, формированию патриотизма и гражданственности.

В настоящее время перед вузами стоит сложная задача: подготовить современных специалистов, обладающих в комплексе профессиональными знаниями, умением работать творчески и социокультурными компетенциями, в том числе способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности. Решить эту задачу можно в процессе изучения гуманитарных дисциплин, используя все возможности учебной и внеучебной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.