Научная статья на тему 'Гуманитарность музыки (предварительные замечания)'

Гуманитарность музыки (предварительные замечания) Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
263
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОСТЬ МУЗЫКИ / ЛИЧНОСТЬ КОМПОЗИТОРА / ЛИЧНОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ / ЛИЧНОСТЬ СЛУШАТЕЛЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Клюев А. С.

В статье подчёркивается, что гуманитарность музыки обусловливается личностью композитора, исполнителя и слушателя. Исследуется динамика проявления личности композитора, исполнителя в контексте исторического хода времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIANISM OF MUSIC (PRELIMINARY NOTES)

The paper underlines that personalities of Composer, Performer and Listener account for the humanitarianism of music. The writer explores the dynamics of manifestations of Composer, Performer and Listener’s personalities in the historical context.

Текст научной работы на тему «Гуманитарность музыки (предварительные замечания)»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

225

УДК 78.01

ГУМАНИТАРНОСТЬ МУЗЫКИ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ замечания)

А.С. Клюев

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Г ерцена

e-mail: [email protected]

В статье подчёркивается, что гуманитарность музыки обусловливается личностью композитора, исполнителя и слушателя. Исследуется динамика проявления личности композитора, исполнителя в контексте исторического хода времени.

Ключевые слова: гуманитарность музыки, личность композитора, личность исполнителя, личность слушателя, исторический процесс.

На наш взгляд, гуманитарность музыки, в конечном счёте, обеспечивается личностью композитора, исполнителя и слушателя. Рассмотрим особенности проявления личности композитора, исполнителя и слушателя в историческом аспекте.

Так, в первобытнообщинную эпоху, когда ещё не произошло вычленения индивида (отдельного человека) из коллектива, музыкальное творчество носило коллективный характер. Показательно признание Н.К. Метнера: «...где таятся законы искусства - коллективная совесть его великих представителей»1. Понятно, что при такой ситуации о существовании личности в музыке говорить не приходится.

Не было развитой личности в музыке и в эпоху древних государств. Это убедительно явствует из высказываний специалистов в области культур Древнего мира. Так, например, О.М. Фрейденберг, автор трудов, посвящённых музыкальнопоэтическому наследию Древней Греции, писала: «Лирический певец поёт о себе, но это “себя” очень специфично. Личных эмоций он почти не знает... Я предлагаю вспомнить личную форму хоровых песен, явно безличную по содержанию»1 2. Однако, безусловно, в рассматриваемую эпоху уже наблюдалось проявление личностного начала в области музыкального творчества. Это подтверждают сохранившиеся до нашего времени имена древних творцов музыкально-поэтических сочинений: Бо Цзы-я, Чжун Цзы-ци, Сян (Китай); Ина-икииаллак (Шумер-Вавилония); Ху-фу-анх (Египет); Терпандр, Пиндар, Саккад, Алкей, Сапфо, Тимофей из Милета (Греция) и др. Что касается Древней Греции, то исторически наиболее отдалённой от нас фигурой является здесь Терпандр (VII в. до н.э.).

Констатируя возникновение личностного начала в музыкальном искусстве древних государств, следует, однако, отметить, что, ввиду исключительного господства в данную эпоху традиций и канонов в художественном творчестве, в том числе музыкальном, это личностное начало прежде всего проявлялось в деятельности слушателя и исполнителя (больше - слушателя) музыкальных сочинений.

В эпоху европейского Средневековья также нельзя обнаружить развитую личность ни в одном из трёх основных проявлений средневекового музыкального искусства: ни в культовом, ни в светском (постепенно профессионализирующихся), ни в

1 Метнер Н.К. Муза и мода. Защита основ музыкального искусства (Париж, 1935). P., 1978. С. 109.

2 Фрейденберг О.М. Происхождение греческой лирики // Вопросы литературы. 1973. № 11. С. 109.

226

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

народном. В культовой и светской музыке она не могла появиться, поскольку личностная деятельность зависела от предустановленных канонов и правил музыкального творчества, в народном музыкальном искусстве - по причине неличностной, коллективной, его природы.

Несмотря на отсутствие ярко выраженной личности в музыкальной культуре этого исторического периода, всё же можно назвать сохранившиеся в истории имена мастеров музыкального искусства (иногда под псевдонимами), что, по всей видимости, позволяет говорить о таких мастерах как, в определённом смысле, личностях: Ноткер Заика, Якопоне да Тоди, Фома Челано (культовая музыка); Вольфрам фон Эшенбах, Бернарт де Вентадорн, Вальтер фон дер Фогельвейде, Тибо Шампанский (светская музыка) и др. Более того, на основании сохранившихся произведений многих из названных творческих деятелей можно даже высказать утверждение об известном развитии личностного начала в музыке европейского Средневековья по сравнению с масштабом его пребывания в музыкальном искусстве эпохи древних государств. Мы имеем в виду то, что по сравнению с историческим периодом древних государств, в котором, как было отмечено выше, личность в музыке главным образом проявлялась лишь в качестве личности слушателя и исполнителя музыкальных творений, в эпоху европейского Средневековья мы встречаемся со всё более активным заявлением о себе и личности композитора. Последнее выражалось во всё более частом преодолении творцами музыкальных сочинений канонических законов и норм музыкальнотворческой деятельности. Например, можно отметить зародившиеся в данное время внутри культового музыкального искусства (конкретно - григорианского пения) как чуждое, еретическое ему начало секвенции Ноткера Заики (вошедшие затем в его «Книгу гимнов»), а также уже вполне самостоятельные секвенции Якопоне да Тоди («Stabat Mater») и Фомы Челано («Dies irae»).

Исключительно важным этапом становления личности в музыке стала эпоха Возрождения: благодаря наблюдаемым в это время секуляризации музыкальной деятельности и распространению профессионального музыкального искусства. Как отмечают исследователи западноевропейской музыки Ю.К. Евдокимова и Н.А. Симакова, «начиная... с конца XV в.... можно ощутить... конкретные особенности стилистики, известную степень художественного своеобразия крупных (деятелей музыкального искусства. - А.К.) того времени»3.

Важнейшим показателем роста личностного начала в музыке в этот период стала активизация выражения новаторства, оригинальности в творчестве наиболее ярких композиторов. Вот что, например, пишет по поводу творчества одного из них -итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза - Т.Н. Ливанова: «Вне сомнений, Джезуальдо был высокоодарённым художником, очень смелым, дерзостно восставшим против эстетических норм искусства объективного, уравновешенного, внеличностного, связанного с традициями полифонии строгого стиля»4. Новаторство, а значит, выражение личностных свойств композиторов этого времени, проявлялось в двух направлениях: во-первых, в наполнении композиторами новым содержанием традиционных жанров музыкального искусства, во-вторых, в создании творцами музыкальных произведений новых жанров музыкального творчества.

Примером первого направления можно считать творчество нидерландского композитора Г. Дюфаи, использовавшего при создании произведений в жанре

3 Евдокимова Ю.К., Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним. М., 1982. С. 28.

4 Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 г.: Учебник: В 2 т. Т. 1. По XVIII в. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1983. С. 218.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

227

средневековой католической музыки - мессы - мелодии светских песен, таких как «Бледно личико твоё», «Вооружённый человек» и др.

О втором направлении говорит прежде всего рождение в Италии таких новых жанров, как вокальные - мадригал (в творчестве К. Джезуальдо, К. Меруло, К. Монтеверди) и позже - опера (сочинение Я. Пери и Я. Корси) и инструментальные -соната (у А. и Дж. Габриели) и сюита (композиции В. Галилеи, Ф. да Милано). Следует особо отметить возникновение инструментальных жанров - сонаты и сюиты, поскольку именно возникновение этих жанров особенно свидетельствовало о росте личностного начала композиторов в рассматриваемое время. Показательны в этом плане суждения Б.В. Асафьева. Развитие европейского инструментализма, подчёркивал учёный, было бы немыслимо без его установок на «очеловечивание», выражение «эмоционально-идейного мира европейского человечества»5. Утверждение тематизма в музыке, явившегося предпосылкой возникновения инструментальных творений, «не могло, - писал Асафьев,

- образоваться раньше, чем музыка стала зеркалом развившейся человеческой психики»6.

Своеобразной фиксацией определённого личностного развития композиторов эпохи Возрождения может служить факт наделения их в это время теоретиками музыкального искусства эпитетом гения. По сути, характеристика теоретиками музыки того или иного композитора эпохи Ренессанса как гения и означала признание его в качестве личности. Такое понимание творца музыкальных сочинений обнаруживается, в частности, в разделе «О гении композиторов» музыковедческого исследования «Двенадцатиструнник» видного швейцарского гуманиста, теоретика музыки Глареана (Г енриха Лорити).

Глареан рассказывает о том, что как-то французский король Людовик XII обещал композитору Жоскену Депре небольшой доход, связанный с церковной должностью, но обещания своего не исполнил. Депре, не довольный этим, сочинил псалом «Memor esto verbi tui servo tuo» («Помни о слове, данном тобой рабу твоему»), обладавший исключительной силы выразительностью и художественным совершенством. Этот псалом вызвал всеобщее восхищение певцов и вынудил короля сдержать своё обещание. Позже композитор написал другой псалом - «Bonitatem feci cum servo tuo» («Благодеяние оказал ты рабу своему»), но уже благодарственный. Однако новый псалом не отличался художественными достоинствами предыдущего. Комментарий Глареана по поводу приведённого «творческого поведения» композитора недвусмысленно даёт понять, что теоретик связывал существование специфических «обликов» псалмов с особенностями выраженного в этих псалмах индивидуально-личностного начала (состояния, переживания и пр.) их автора. «По этим двум сочинениям, - пишет Глареан,

- можно видеть, насколько неуверенная ещё надежда на вознаграждение больше, чем уже полученная милость»7 8. Свидетельством достижения определённого личностного развития деятелей музыкального искусства, главным образом композиторов, эпохи Возрождения явилось возникновение музыкального произведения как завершённого,

о

зафиксированного нотами продукта музыкально-творческого процесса . В силу того, что эта завершённость ещё не была окончательной, поскольку до конца не были разведены функции композитора и исполнителя: исполнитель часто по своему усмотрению мог изменять порядок чередования частей в интерпретируемом им

5 Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: В 2 кн. 2-е изд. Л., 1971. С. 220.

6 Там же. С. 160.

7 См.: Эстетика Ренессанса. Антология: В 2 т. Т. 2. М., 1981. С. 586.

8 О том, что эпоха Возрождения - время обусловленного «личностным присутствием» мастера-творца появления завершённого музыкального произведения, см.: Музыкальное произведение: Сущность. Аспекты анализа: Сб. статей. Киев, 1988.

228

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

музыкальном сочинении, импровизировать, нельзя говорить о проявлении в полной мере развитой личности композитора и исполнителя в музыкальном искусстве. В то же время стоит подчеркнуть, что вследствие общих гуманистических достижений, обеспечивших в данную эпоху расцвет личности человека, можно говорить об утверждении полномерной личности слушателя музыкальных произведений.

В период XVII - XVIII вв. своеобразным нормативом художественной, в том числе музыкальной, деятельности стал выступать эстетический вкус. Как отмечал Б.В. Асафьев, в этот период (учёный имеет в виду прежде всего XVII столетие) «личное - в смысле «моё душевное содержание», «моя душевная жизнь» - не входило в расчёт при «организации искусства», а если и привходило в работу, то не как нечто отличное и специфическое, а как нечто само собой разумеющееся, всецело солидарное, в большинстве случаев, со вкусами и устремлениями окружающих»9.

О необходимости соблюдения в музыке требований эстетического вкуса, при этом в равной степени композиторами и исполнителями, писали сами теоретики и практики музыкального искусства XVII - XVIII столетий: И.С. Бах, К.Ф.Э. Бах, Ф. Джеминиани, Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо и многие другие. Наиболее точно и отчётливо об этом высказался Рамо в своём знаменитом «Трактате о гармонии»: «Почти невозможно дать определённые правила в этой области (мелодии. - А.К.), где хороший вкус имеет большее значение, чем всё остальное»10 11.

Установление в период XVII - XVIII вв. правил и канонов - эстетического вкуса -в музыкальном искусстве свидетельствовало об известной близости музыкальнотворческих установок этого времени соответствующим установкам некоторых предшествующих исторических периодов, например, европейского Средневековья. Но, при всей близости указанных установок, нельзя не отметить и их существенного различия - в XVII - XVIII вв. считалось обязательным присутствие личностного начала в музыкально-творческой деятельности композиторов и исполнителей. Скажем больше: это требование присутствия личностных черт, особенностей композиторов и исполнителей в их творческой практике было выражено даже сильнее, чем в предшествующую эпоху Возрождения. Об этом, в частности, говорит отсутствовавшая в эпоху Ренессанса забота самих мастеров музыкального искусства - композиторов и исполнителей - о сохранении своего «Я», уважении к их личностному достоинству. Последняя отчётливо предстаёт в некоторых характерных высказываниях деятелей музыкального искусства XVII - XVIII вв. Так, Ж.-Ф. Рамо писал, жалуясь на некоего г. Пуйо: «Я говорю, как музыкант, т.е. как человек правдивый, для коего ябеда явление случайное и мимолётное, как человек, возраст коего начинает требовать покоя и каковой достаточно значителен, чтобы его оберегали, ввиду его привилегий и близкого знакомства со знатными людьми...»11. А вот слова из письма к отцу В.А. Моцарта: «Одна из главных причин, почему мне Зальцбург ненавистен, это его придворный оркестр, такой грубый, такой непристойный и такой развращённый. Порядочный человек с хорошими манерами не может жить с этими людьми»12.

Развитие личностного начала деятелей музыкального искусства, в данном случае это касается прежде всего композиторов, в период XVII - XVIII вв., по сравнению с историческим периодом Возрождения, так же как и композиторов Возрождения, по сравнению с творцами музыки европейского Средневековья, проявлялось в двух

9 Асафьев Б.В. Люлли и его дело // De musica. Временник Отдела теории и истории музыки. Вып.

2. Л., 1926. С. 9.

10 Цит. по: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII - XVIII вв. М., 1971. С. 413.

11 Цит. по: Материалы и документы по истории музыки: [Сб. пер.] Т. 2. XVIII в. Италия, Франция, Германия, Англия. М., 1934. С. 435-436.

12 Там же. С. 555.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

229

направлениях (правда, теперь исключительно в рамках светского искусства): наполнении творцами музыкальных сочинений новым содержанием имевшихся жанров музыкального искусства (преимущественно эпохи Возрождения), например, сонаты -И.С. Бахом, Г.Ф. Генделем, В.А. Моцартом, сюиты - Ф. Купереном, Ж.-Ф. Рамо, оперы - Б. Галуппи, Г.Ф. Генделем, В.А. Моцартом, Д. Чимарозой и создании композиторами новых жанров, например, Concerto grosso (сочинения А. Вивальди, Г.Ф. Генделя, А. Корелли), концерта (сочинения А. Вивальди, Й. Гайдна, В.А. Моцарта), симфонии (произведения Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Я. Стамица).

Дальнейшее становление личности композитора и исполнителя в XVII - XVIII вв. привело к возникновению в это время нового этапа самоопределения музыкального произведения, выразившегося в усилении разделения функций композитора и исполнителя.

Принципиально важной ступенью в развитии личностного начала композиторов и исполнителей, по сути утверждения личности композитора и исполнителя, явилась первая половина XIX в. - эпоха Романтизма, показателем чего стала дифференциация эстетического вкуса как общеканонического феномена на ряд индивидуальных вкусов, свойственных выдающимся деятелям музыкального творчества. Об утверждении в эпоху Романтизма личности композитора и исполнителя свидетельствуют многие теоретики и практики музыкального искусства того времени.

Присутствие личности композитора и исполнителя, как правило, с акцентом на личности композитора, в музыкальном искусстве романтической эпохи подтверждают работы отечественных музыковедов. Так, Б.В. Асафьев неоднократно отмечал, что с Бетховена (имеется в виду Бетховен позднего периода творчества - первой трети XIX в.) музыкальное искусство стало личным13. Характерно также замечание А.А. Адамяна о том, что в «Магсйе funebre» из Третьей симфонии Бетховена (т.е. раннего Бетховена, искусство которого, по существу, ещё принадлежало XVIII в.) композитор выражает идею: «Я рыдаю вместе со всеми». А вот Шопен - композитор-романтик - уже высказывает в своём «Магсйе funebre» из фортепианной сонаты b-moll мысль: «Все люди вокруг рыдают со мной»14. Проявление личности композиторов в это время наблюдалось в двух аспектах: гражданственном пафосе, порыве в утверждении гуманистических идеалов истинного, должного существования и выражении лирических, интимных чувств и переживаний, нередко связанных с событиями из жизни авторов.

Указанные личностные проявления композиторов обнаруживались главным образом в рамках зародившихся в это время новых музыкальных жанров. В первом случае - симфонической поэмы (в творчестве Ф. Листа), во втором - ноктюрна (у Ф. Шопена), интермеццо, новеллетты (у Р. Шумана), экспромта, музыкального момента (у Ф. Шуберта).

Что касается исполнителей, то об их личности прежде всего свидетельствовало возникновение в рассматриваемую эпоху специальной профессии музыканта-исполнителя, в соответствии с которой музыкант обязан был исполнять музыкальные произведения, созданные в различные эпохи, постоянно совершенствовать своё исполнительское мастерство (чему служила организация всевозможных

исполнительских состязаний, турниров). Выдающимися музыкантами-исполнителями эпохи Романтизма были К. Вик, Ф. Калькбреннер, Ф. Лист, И. Мошелес, Н. Паганини, С. Тальберг, Ф. Шопен и др.

13 Асафьев Б.В.: 1) Люлли и его дело. С. 8; 2) О симфонической и камерной музыке. Пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов. Л., 1981. С. 99 и др.

14 Адамян А.А. Статьи об искусстве. М., 1961. С. 319.

230

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

Закрепление личности композитора и исполнителя в музыкальном искусстве эпохи Романтизма выразилось в отчётливой завершённости музыкального произведения, что, в частности, проявилось в решительном разъединении деятельности композитора и исполнителя15.

Таким образом, эпоха Романтизма - эпоха рождения личности композитора, исполнителя и слушателя. С этого времени - по наши дни - личность композитора, исполнителя и слушателя активно развивается, обогащается, тем самым предопределяя достойные «откровения» в музыкальном творчестве16.

Список литературы

1. Адамян А.А. Статьи об искусстве. М.: Музгиз, 1961. 432 с.

2. Асафьев Б.В. Люлли и его дело // De musica. Временник Отдела теории и истории музыки. Вып. 2.

Л.: Academia, 1926. С. 5-27.

3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: В 2 кн. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. 376 с.

4. Асафьев Б.В. О симфонической и камерной музыке: Пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов. Л.: Музыка, 1981. 216 с.

5. Гроф С. Путешествие в поисках себя: измерения сознания, новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира: пер. с англ. М.: Аст [и др.], 2008. 346 c.

6. Евдокимова Ю.К., Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним. М.: Музыка, 1982. 253 с.

7. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 г.: Учебник: В 2 т. Т. 1. По XVIII в. 2е изд., перераб. и доп. М.: Музыка, 1983. 696 с.

8. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы: как открыть высшие ценности в себе и в мире: пер. с англ. 2-е изд., испр. М.: Альпина нон-фикшн: Смысл, 2011. 494 с.

9. Материалы и документы по истории музыки: [Сб. пер.] Т. 2. XVIII в. Италия, Франция, Германия, Англия. М.: ОГИЗ, 1934. 603 с.

10. Медушевский В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа // Музыкальное произведение: Сущность. Аспекты анализа: Сб. статей. Киев: Музична Украша, 1988. С. 518.

11. Метнер Н.К. Муза и мода. Защита основ музыкального искусства (Париж, 1935). P.: YMCA-PRESS, 1978. 156 с.

12. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII - XVIII вв. М.: Музыка, 1971. 688 с.

13. Музыкальное произведение: Сущность. Аспекты анализа: Сб. статей. Киев: Музична Украша, 1988. 122 с.

14. Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. 3-е изд. М.: Парадигма: Академический Проект, 2011. 399 с.

15. Фрейденберг О.М. Происхождение греческой лирики // Вопросы литературы. 1973. № 11. С. 103123.

16. Эстетика Ренессанса. Антология: В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1981. 639 с.

15 На это разъединение указывал В.В. Медушевский, подчёркивая, что с начала XIX в. авторские мелодии «начинают охраняться юридически». Медушевский В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа // Музыкальное произведение: Сущность. Аспекты анализа: Сб. статей. С.

13.

16 Стоит подчеркнуть, что в настоящее время зачастую формы проявления этой личности вызывают суждения о её «исчезновении» и даже - «смерти». Однако не нужно беспокоиться: личность, в том числе, конечно, и отмеченная нами, может выступать в разных, порой самых необычных, видах (о потенциале личности см.: Гроф С. Путешествие в поисках себя: измерения сознания, новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира: пер. с англ. М., 2008; Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы: как открыть высшие ценности в себе и в мире: пер. с англ. 2-е изд., испр. М., 2011; Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. 3-е изд. М., 2011 и др.).

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

231

humanitarianism of music (preliminary notes)

A.S. Klujev

Herzen State Pedagogical University of Russia e-mail: [email protected]

The paper underlines that personalities of Composer, Performer and Listener account for the humanitarianism of music. The writer explores the dynamics of manifestations of Composer, Performer and Listener’s personalities in the historical context.

Keywords: humanitarianism of music, composer’s personality, performer’s personality, listener’s personality, historical process.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.