Научная статья на тему 'Гуманитарное знание и духовность в контексте экзистенциальных технологий'

Гуманитарное знание и духовность в контексте экзистенциальных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Наталья Константиновна, Прудникович Людмила Александровна

Рассматривается статус феномена гуманитарности. По мнению авторов, среда гуманитарного знания это динамика метафизического конфликта между идеалом «во мне» и идеалом «вне меня». Экзистенциальные технологии являются способами приближения человека к истинам подлинного человеческого существования, причем без диктата и принуждения. Утверждается, что быть, действовать, получать знания может человек, уже обладающий смыслом своего существования: знающий, зачем он есть, что он может дать миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное знание и духовность в контексте экзистенциальных технологий»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.К. БОРОДИНА, Л.А. ПРУДНИКОВИЧ (Волгоград)

ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ДУХОВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассматривается статус феномена гуманитарности. По мнению авторов, среда гуманитарного знания - это динамика метафизического конфликта между идеалом «во мне» и идеалом «вне меня». Экзистенциальные технологии являются способами приближения человека к истинам подлинного человеческого существования, причем без диктата и принуждения. Утверждается, что быть, действовать, получать знания может человек, уже обладающий смыслом своего существования: знающий, зачем он есть, что он может дать миру.

Обращение общества к гуманитарному знанию, признание значимости его статуса требуют уточнения феномена гуманитарности. В этой связи актуальны рассуждения И. Канта о мужестве человека пользоваться собственным умом, но не безоглядно, а с нравственной целью - видеть, как в нарастающем знании рождается человеческое в человеке. В условиях, когда трансцендентные ценности растворяются в историческом становлении, а законы экономики как будто сами влекут человечество в рай земной, особенно важна ценность мужества утверждения собственной разумной природы вопреки всему тому, что есть в нас случайного (П. Тиллих). Прежде всего, гуманитарное знание - это духовное образование, которое приобретает высший смысл, если является моментом свободы человека. Мы разделяем точку зрения М.К. Мамардашвили, который определял гуманитарное образование как воспитание и образование духовного начала в человеке, воли и способности к самостоятельным усилиям, для него «вне духовного содержания любое дело - это только полдела» 1.

1 Мамардашвили, М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили. М., 1992. С.199.

Сейчас, по нашему мнению, можно говорить о весьма определенной тенденции в состоянии гуманитарного знания к разрыву, нарочитому различению между содержанием интеллектуальных и концептуальных модусов знания и его «существованием» в душе человека, в его духовной реальности. Между тем включение индивида в гуманитарную константу происходит через осознание себя, подлинного Я, и через обеспокоенность вопросом о том, синхронны ли его интенции добру и совершенству. Гуманитарное знание, иными словами, строится на узнавании себя в самых общесовершенных отношениях, какие только возможны, в максимально возможной реальности нашего времени.

Тем не менее «беспонятийная и бес-ценностная», анонимная реальность - это довольно распространенная сфера неприменения значимости собственной личности, намерений, воли, веры. Монотонный порядок, устанавливаемый законами социума, всех укладывает в свое прокрустово ложе. «Сфера» образования, претендующая на свои доминанты, не стала, к сожалению, пространством знания. Человек как обучаемая система превратился в функцию, ибо не способен выразить интенцио-нальность, производную от содержания его знания о мире, гармонии, истоков и перспектив человеческих коммуникаций. В результате возникает множество жизнепо-добий и метаморфоз духа, связанных с эффектом полезности и обязательности, но обязательность в культуре сильно снижает рефлексивный потенциал человека (А.М. Пятигорский), заставляет его не прислушиваться к инстинкту «мыслительного продолжения».

Жить в среде гуманитарного знания -это, прежде всего, жить в динамике вечного конфликта между идеалом и реальным бытием в самом человеке, между идеалом «во мне» и идеалом «вне меня». Иными словами, невозможно существовать рядом с гуманитарными ценностями и знаниями, т. к. здесь имеет место отрицание целых срезов накопленного опыта

Бородина Н.К., Прудникович Л.А., 2007

знания, культурного пространства. А любое отрицание обессиливает душу, поскольку, отрицая, мы не можем оставаться самостоятельными и свободными, отрицая, мы связаны с отрицаемым так же сильно, как и в том случае, когда рабски чему-то преданы.

Основным феноменом человеческого существования, согласно экзистенциальной аналитике, является понимание человеком себя, интерпретация им собственной жизни. Воспитание и образование выполняют свои функции смыслополага-ния и смыслоосуществления, рассматривая человека как цельное существо, как телесно-душевно-духовное единство. Это тождественно тому, что процесс воспитания человека как личности соотносится с этими тремя уровнями бытия, и решающим уровнем является духовный уровень, воспитание духовной силы в человеке. Проникновение в пространство гуманитарного знания связано с личностным духовным потенциалом, который, представляя собой открытую систему, основан на различных уровнях проявления признаков персонификации и смыслотворчества. Среди них мы выделяем стремление к личност-но-смысловому диалогу с собой как универсальной личностью; присутствие мотивационно-ценностной компоненты, связанной с особым способом персонификации (предполагается опора на всеобщее, на опыт культуры); знание техник гуманистической коммуникации; умение увидеть интериндивидную модальность «реципиентов». Духовность мы определяем как интериорно представленную систему смысловых концептов, выражающих полимодальное желание человека гармонизировать существующий мир. Очевидно, гуманитарное знание имеет деятельностно-рефлексивную структуру, встроенную в систему преобразования себя и мира вокруг по законам истины и добра.

«Не прекратится драма просвещения и образования в самых цивилизованных странах до тех пор, пока не будет снято “напряжение” между знанием и сознанием, образованием и культурой, духовными и целевыми ориентациями личности», -считал Ж. Пиаже *. Нельзя не согласиться

с А. Камю, уверенным в том, что существует разрыв между нашим воображаемым знанием и знанием действительным, между практическим согласием и стимулируемым незнанием, из-за которого мы спокойно уживаемся с идеями, которые перевернули бы всю нашу жизнь, если бы мы пережили их во всей их истинности 2. Мы полагаем, что константой гуманитарного знания является духовность, поскольку через феномен обращенности человека к себе и в оправдании целостности «своего человеческого» (С.Франк) он может найти смысл познаваемого и непознанного.

Различные процессы, уровни и формы деятельности имеют довольно размытый статус с точки зрения гуманитарной синкретичности, если в них не выражены духовные индивидуальные позиции. Гуманитарное знание - не просто способность познавать и действовать, а способность познавать себя в этом знании, «знать, что знаешь» (Т. де Шарден). Субъект познания обладает способностью не только адаптироваться к меняющимся состояниям социального порядка, но и определять свою позицию в универсальном мире смыслов. Духовность - уникальный способ существования гуманитарного знания. Это объясняется тем, что готовые культурные схемы, предлагаемые человеку во благо, во имя овладения ценностным отношением к миру и человеку, порой не соизмеряются и не соотносятся друг с другом. Так, на уровне прилежания, повторения, заучивания привычных шаблонов мышления и предпочтений может произойти ментальное самоубийство, поскольку знания обладают способностью превращаться в окаменелости духа, если нет в них позиций и интенций сознания. Человеку слишком часто приходится противостоять деформирующему влиянию самоутверждающегося социума, кроме того, наше «сплошное бытие» задает задачи, которые решаются не на уровне предложенных обстоятельств, а на ином, духовном уровне, до которого надо еще подняться, дабы не изменить своей человеческой природе и не переродиться в существо иного, низшего порядка. Знание просвещает, избавляет от пустоты, одиночества, страха быть ничем, но

1 Пиаже, Ж. Избранные психологические тру- 2 Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю,

ды / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1998. С. 67. М., 1990. С.32.

_ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ _ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

оно же может породить внутреннее смятение, связанное с поисками смысла собственного бытия, и здесь требуются индивидуальные усилия духа, духовные мотивации, высокая умственная работа, самоочищение, преодоление себя. «Мир, в котором мы живем, все больше хочет получить важнейшие ценности по самой дешевой цене. Человеку, который мыслит, и человеку, у которого есть совесть, не может быть и не будет легко» '.

Мы связываем гуманитарное знание и духовность с технологиями экзистенциального характера прежде всего потому, что человек знает, что мир создан не им. Благодаря самосозидающей свободе человеческая экзистенция принимает решение о возможных путях своего развития, она берет на себя определенные обязательства и придает себе определенную форму. Человек есть собственный проект, в котором он становится причиной самого себя. Весь окружающий мир оказывается лишь материалом, который еще нужно сформировать, лишь совокупностью объектов, с которыми человек соотносится в качестве центра объективации. Человек в этом процессе сталкивается с другим человеком -с другим бытием-для-себя. Здесь возникает конфликт между двумя центрами, формирующими проект. Каждый человек в своем конституировании должен дать себе отчет в том, что он формирует себя не как изолированного субъекта, а как субъекта-законодателя, формирующего и все человечество. Тем самым, как только Сартр вводит трансцендентальный критерий, который ориентирует на общезначимость субъективного конституирования и выходит за пределы экзистенциального плюрализма, сразу возникает долженствование психологической и духовной реальности, созидаемой субъектом духа и жизненного смысла, уходящего от принципа «пока меня формируют другие, я признаю их ценности» и понимающего: «как только Я создам свои ценности, я отвечаю за них и за то, что они со мной могут сделать».

Поэтому в основе приближения человека к гуманитарному знанию находится то, что мы называем «экзистенциальным согласованием». Это понятие мы используем для обозначения согласованности це-

лей и смыслов, что возможно на основе «снятия» эмпирического, предметного бытия. Коммуникация, настроенная на признание «иного», Другого, в какой-то степени соприкасается с актом своеобразной униженности, но это принижение своего внутреннего мира происходит из-за понимания того, что внутренний мир человека, его фактичность и онтичность уже испытали на себе влияние других Я. В. Розанов утверждал: «... высочайшие духовные просветления недостижимы без предварительной униженности; некоторые “духовные абсолютности” так и остались бы навеки скрыты от тех, кто вечно торжествовал, побеждал, был наверху»2. Экзистенциальное согласование может быть реализовано и другим способом - в ценностном мире Других осуществляется пребывание переживающего сознания индивида в признанном им пространстве смыслов. Воодушевляющие ценности, ответственная воля, совесть не являются подарком сверху, не являются также и врожденными, они есть потенция каждого человека, которая требует для своей актуализации воспитания и образования.

В гуманитарном знании фиксируется не просто реальность смысла, а онтология человеческой субъективности, целостный духовный облик, который формируется у человека как субъекта познания. Люди разобщены в духовном производстве, их может постичь чувство изолированности и одиночества, но интенции гуманитарного знания дают возможность духовного роста, раскрытия смысловых возможностей собственной духовной значимости.

Если человечество стремится к общему смыслу, то этот смысл должен быть встроен в переживания человека, лишенные трансцендентальных схем. Иначе говоря, данность переживаемого знания должна обладать смысловой ценностью. Думается, что духовность и гуманитарное знание взаимодействуют друг с другом особым образом - смысл, возможно, не нуждается в доказательстве, но человеческая субъективность может достичь такой глубины, что смыкается с объективностью истин о человеке. Тем более что чаще всего человек имеет дело с адаптационно-дисциплинарной моделью постижения мира.

1 Лотман, Ю. На пороге непредсказуемого / 2 Розанов, В.В. Уединенное / В.В. Розанов.

Ю. Лотман // Человек. 1993. № 6. С. 114. М., 1991. С. 43.

А ведь гуманитарный калека не способен созидать знание, в общем, не способен создавать ничего, кроме пустоты. С другой стороны, так называемое духовное гурманство также непродуктивно, ибо не обладает знанием разделенного, согласованного смысла. Оба феномена игнорируют существование антропогенного пространства, насыщенного усилием, работой сферы духа. Педагогическая антропология ставит и обсуждает вопрос о смысле человеческой жизни, но его решение выходит за ее рамки и является прерогативой философской антропологии.

О.С. КИРИЛЛОВА (Волгоград)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЦИКЛОВ В ОБУЧЕНИИ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Рассматривается актуальная для подготовки будущих учителей проблема взаимодействия предметов гуманитарного и художественного циклов в процессе профессионального обучения искусству книжной графики, а также предложены возможные психолого-педагогические 4' и методические пути ее решения.

Профессиональная подготовка будущих учителей изобразительного искусства в рамках занятий по книжной графике связана с проблемой освоения в процессе обучения средств художественной образности различных видов искусства. Решение данной проблемы обусловливает необходимость включения в подготовку студентов всех компонентов художественно-позна-вательной деятельности: первоначального художественного накопления, возникновения и развития замысла, материализации замысла и его критического анализа.

Данный подход позволил сформулировать цель обучения, разработать содержание занятий книжной графикой с учетом реальных возможностей студентов, условий развития их художественно-по-

знавательной активности. Рассмотрим вышеназванные аспекты более подробно.

Необходимо подчеркнуть, что в течение всего курса обучения (V - X семестры) учебный процесс должен начинаться с теоретического изучения вопросов художественного иллюстрирования произведений литературы. Основное внимание должно быть сосредоточено на проблеме стиля иллюстраций, организации предметных, пространственно-временных отношений изображения в связи с литературой, что позволит сформировать представления о жанрово-стилистических особенностях произведений, основанных на фольклоре. В тексты лекций необходимо включать вопросы изучения взаимосвязи стилистики поэтического фольклора и средств худо-жественно-образной выразительности народного изобразительного искусства и национальных видов графики и живописи.

Кроме того, на начальном этапе обучения иллюстрированию литературных произведений, во вводной лекции рассматриваются вопросы, связанные с историей искусства книги, ее функциональным значением и основными компонентами, а также роль художника в ее оформлении и иллюстрировании. Также на лекциях рассматриваются проблемы художественного конструирования и организации целостности книги, ее основные композиционные средства, изучается книжная графика как часть искусства книги, выявляются главные функции иллюстрации в издании.

На практических занятиях осваивается «плоскость» книжной страницы, ведется работа по освоению «пространства» книги, студенты выполняют ряд заданий по иллюстрированию произведений литературы, основанной на фольклорных жанрах. Затем студенты осваивают специфику книжной графики: разработку макета предполагаемого издания, иллюстративного ряда, его основных элементов.

Выбор литературы для практической деятельности зависит от индивидуальной подготовки каждого студента, однако педагогическая направленность обучения изначально определила круг произведений -детский фольклор и современная детская литература. Как правило, это небольшие по объему произведения, рассчитанные на особенности детской психики.

© Кириллова О.С., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.