ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН ШОС
Р. Айтбаева, Н. Касимова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
rauilya0901@mail. ru
The article analyzes humanitarian cooperation between the SCO states, reveals the main areas of humanitarian cooperation the prerequisites and prospects for cooperation between the SCO countries in humanitarian sphere.
Keywords. SCO, China, Russia, Central Asian region, humanitarian cooperation, USCO, health care, ecology.
В статье анализируется гуманитарное сотрудничество стран-членов ШОС, раскрываются основные направления гуманитарного сотрудничества, предпосылки и перспективы сотрудничества стран ШОС в гуманитарной сфере.
Ключевые слова. ШОС, Китай, Россия, ЦАР, гуманитарное сотрудничество, культура, образование, УШОС, здравоохранение, экология.
В современных условиях имидж государства формируется не только его экономической политикой на международной арене, не только его внешней политикой. Немалое значение имеет и гуманитарное сотрудничество. В толковом энциклопедическом словаре поясняется, что «международное гуманитарное сотрудничество» включает в себя кооперацию государств по вопросам культуры, науки, информации, спорта, туризма и т.д. [1, с. 485].
Через знание языка, традиций и в целом культуры другого народа формируется положительное восприятие других национальных культур, толерантное отношение к другим народам, в результате чего складывается доверие между людьми.
Таким образом, гуманитарное сотрудничество между государствами имеет большое практическое значение: позволяет государствам более успешно взаимодействовать в вопросах безопасности, противостоять таким проблемам современности как терроризм и экстремизм.
Неслучайно в Шанхайской организации сотрудничества одним из направлений деятельности является гуманитарное сотрудничество. В уставном документе этой организации - Хартии - прописано «расширение взаимодействия
в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма» [2].
В условиях глобализации гуманитарное сотрудничество приобретает приоритетное значение. Именно через гуманитарное сотрудничество государства и организации приобретают авторитет на международной арене, создают о себе положительный имидж. Эта работа предполагает популяризацию своей культуры через организацию культурных центров, работу с соотечественниками, привлечение на работу иностранцев. В свою очередь все это требует немалых финансовых вливаний. Крупные государства, понимая важность культурно -гуманитарного сотрудничества, вкладывают значительные средства.
В Шанхайской организации сотрудничества ключевыми членами являются КНР и РФ, которые несут основное финансовое бремя. Между Россией и Китаем есть разногласия о приоритетных направлениях сотрудничества: Китай ратует за развитие экономического сотрудничества, Россия за преимущественное сотрудничество в области безопасности. Центрально-азиатские страны имеют ряд разногласий между собой. Это проблема анклавов, пограничные проблемы, проблема использования воды рек Амударьи и Сырдарьи, борьба за лидерство в регионе. Серьезные противоречия существуют между вновь принятыми членами организации - Индией и Пакистаном.
Кроме того, страны, вошедшие в ШОС, представляют разные цивилизационно-культурные общности: конфуцианство, ислам, христианство и индуизм. Это обстоятельство может играть двоякую роль: с одной стороны способствовать взаимообогащению культур, с другой - явиться неким барьером.
Вопросы гуманитарного сотрудничества являются той областью сотрудничества, где практически не возникает дискуссий, где интересы основных участников совпадают. Тем не менее, возможности и положение стран ШОС не одинаковы в решении задачи гуманитарного сотрудничества. Несмотря на то, что организация существует с 2001 года, реализация гуманитарных связей начинается не ранее 2005 года.
Основным документом, регулирующим культурное взаимодействие стран ШОС, является Соглашение между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области культуры, подписанное 16 августа 2007 года в Бишкеке. Но реальная работа с принятием планов началась с создания экспертной группы по вопросам культурного взаимодействия в 2005 году. В результате стали расти количество проводимых мероприятий, Например, на регулярной основе проводятся фестивали искусств государств - членов ШОС с 2005 года. Был создан альбом «Диалог цивилизаций», где представлен обзор культур государств - членов Организации [3].
В рамках культурного сотрудничества Организация уделяет большое внимание подрастающему поколению. Так, в рамках целевой программы детского художественного воспитания Государственного музея изобразительного искусства имени А.С. Пушкина в 2005-2013 годах был реализован проект «Дети рисуют сказки». Проект был поддержан Секретариатом ШОС, экспозиция посетила 30 городов государств - членов ШОС [4].
С регулярной периодичностью проводятся Дни культуры в государствах Организации, ежегодные фестивали культуры стран Организации.
Регулярные встречи министров культуры стран способствуют упорядочению работы в этой сфере и решению вопросов финансирования культурных проектов.
Сотрудничество в области образования опирается на межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области образования. Соглашение было подписано в июне 2006 года и вступило в силу с 1 января 2008 года. Согласно документу предусматривается обмен обучающимися, научно -педагогическими кадрами, изучение языков, истории, культуры стран-членов ШОС. Государства-члены ШОС договорились о взаимном признании документов об образовании и об ученых степенях и званиях, которые получали выпускники образовательных учреждений стран Организации.
Инициативную роль в области образования науки и инновационных технологий занял Деловой Совет ШОС - неправительственная структура Организации, созданная Советом глав государств-ленов Организации и объединяющая авторитетных представителей ее бизнес - сообщества.
Высказанная В.В. Путиным в 2007 году идея создания Университета ШОС обсуждалась в Деловом Совете ШОС, где было принято решение о привлечении к этому процессу ряда крупных авторитетных российских вузов: МГУ, МГИМО, МГЛУ, Университет дружбы народов и новых федеральных университетов, как, например, Сибирский федеральный университет [5, с. 58].
На саммите ШОС в Екатеринбурге в 2007 году было принято решение о начале деятельности Сетевого распределенного университета (Университет ШОС). С этого решения глав государств началось практическое воплощение общего образовательного пространства в рамках ШОС. Уже в следующих 2008, 2009-2011 годах развернулась работа по разработке базовых документов Университета ШОС: Концепции УШОС, Порядка взаимодействия вузов. Эта работа была поручена России. Это был неслучайный выбор. Страны Центральной Азии имеют давнюю связь с Россией, кроме того, уже в суверенных странах региона открыт ряд Славянских университетов, обучающих по российским образовательным стандартам [6]. Советская система в свое время была взята за основу образовательной системы КНР.
На первом этапе предполагалось запустить только магистерские программы по нескольким направлениям: «Экология», «Зарубежное регионоведение», «Энергетика», «Нанотехнологии», «1Т-технологии».
Первый набор в Университет ШОС в головных вузах стран-членов ШОС прошел в 2010/2011 учебном году. Набор осуществлялся в Московский государственный лингвистический университет по направлению «Зарубежное регионоведение».
МГЛУ внес немалый вклад в дело формирования единого образовательного пространства государств-членов ШОС. Университетом были организованы два мероприятия. В 2008 году был проведен Международный семинар - совещание в Пекине совместно со Столичным педагогическим университетом Пекина. В 2009 году был проведен «круглый стол» в Москве. Тема «круглого стола» «Регионоведение, лингвистика и межкультурная коммуникация в вузах стран-членов ШОС» была принята в качестве инновационной образовательной программы на семинаре - совещании, где принимали участие не только страны-члены ШОС, но и страны СНГ. В рамках этой инновационной образовательной программы предполагалось сотрудничество в области лингвистического образования стран-членов ШОС, укрепление Евразийского диалога культур и цивилизаций. Программа предусматривала изучение шести языков: казахский, китайский, киргизский, русский, таджикский и узбекский, что, естественно, должно стать фактором дружеских и добрососедских отношений между народами Центральной Азии, России и Китая [5, с.63]. МГЛУ использует свой богатый опыт подготовки специалистов для других стран, развивает совместные программы с вузами центрально - азиатских республик.
В рамках проекта сетевого Университета ШОС МГЛУ ведет значительную научно - исследовательскую работу. В частности, магистерские исследовательские работы ориентированы на изучение региональных процессов в Европейском, Азиатско - Тихоокеанском, Центрально - азиатском регионах.
КНР активно поддерживает сотрудничества в сфере образования. Прежде всего, китайской стороной выделяются стипендии обучающимся в Китае из стран-членов ШОС. Действует программа изучения китайского языка в странах Центральной Азии и подготовка преподавателей в Северо - Западном университете Китая. Регулярно проводятся конкурсы по китайскому языку, растет и число желающих изучать его.
Образовательное и культурное сотрудничество развивается наиболее успешно на пространстве стран-членов ШОС. Создание общего образовательного пространства Организации будет способствовать укреплению ШОС как региональной международной организации.
Важным аспектом гуманитарного сотрудничества государств-членов ШОС является взаимодействие в области информации. В этой сфере больших подвижек не наблюдается. По всей видимости, этим объясняется неоднократные предложения российских исследователей Ю.В. Морозова, и Е.Н. Сафронова формирования единого «информационного поля» ШОС: на телевидении, в прессе, на радио [7]. Этими авторами предлагается создание радио и телевизионного канала «Новости Евразии» или использовать телеканал «МИР» в доступном для всех стран ШОС формате, основание печатного органа ШОС, который выходил бы на языках стран Организации. В рамках УШОС предлагается разработать курс, направленный на подготовку высокопрофессиональных журналистов и других специалистов, способных грамотно применять прогрессивные технологии поиска, обработки и передачи информации [5, с.68].
Не менее важным направлением гуманитарного сотрудничества стран ШОС является сотрудничество в области здравоохранения. Необходимость взаимодействия стран Организации продиктована положением дел в странах ЦАР в сфере здравоохранения: состояние лечебной базы в больницах стран региона, недостаточно высокой квалификацией кадров и соответственно вопросом о качестве медицинской помощи [8].
Сама глобализация подталкивает к этому сотрудничеству, когда мы наблюдаем рост миграции рабочей силы, интернационализацию торговли продовольствием и являемся свидетелями обширных трансграничных эпидемий. Поэтому остро встает вопрос о качестве санитарного контроля на границах, состоянии продуктов питания, перевозимых через границу, здоровье скота и качество производимых мясомолочных товаров.
Настоятельной предпосылкой сотрудничества в сфере здравоохранения является проблема наркоторговли и сопутствующих ей инфекций: ВИЧ/СПИД. Эта проблема стала давно международной и требующей усилий всех стран. Соседство с Афганистаном делает страны ЦАР уязвимыми для распространения наркотиков и их транзита. Через центрально-азиатские страны наркотики попадают в Россию и далее на Запад. Китай тоже сталкивается с этой проблемой, причем везде наблюдается рост потребления наркотиков. В такой ситуации будет естественным совместные действия стран-членов ШОС. Прежде всего, эти действия по подготовке квалифицированных кадров, проведение обучения и стажировки специалистов, обмен опытом и идеями между странами ШОС.
Гуманитарные сотрудничество стран ШОС охватывает и такие области как предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, экологии, туризма. Сотрудничество во всех этих областях намечено и идет с разной долей успеха.
Гуманитарное сотрудничество способствует сближению народов Евразии, усилению потенциала и авторитета Шанхайской организации сотрудничества.
Литература
1.Толковый энциклопедический словарь. - СПб.: Норид, 2006. С.485.
2.Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества. Принята 7 июня 2002г. в Санкт-Петербурге.
URL :http://archive . kremlin.ru/text/docs/2002/06/106755 . shtml
3.Морозов Ю. Сотрудничество стран ШОС в гуманитарной сфере: проблемы и возможные пути их решения. // Центральная Азия и Кавказ, 2009, № 4-5. С. 157.
4.Гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС (Справочный материал). МИД России.
5.Касюк А.Я., Онищук С.М. Шанхайская организация сотрудничества: взаимодействие в гуманитарной сфере. // Вестник МГЛУ. Выпуск 25 (631), 2011. С.58
6.Независимая газета, 12 сентября 2005.
7. Ю.В. Морозов, Е.И. Сафронова Значение гуманитарного сотрудничества России и Китая с Центрально-азиатскими партнерами в рамках шанхайской организации сотрудничества.. // Международное сотрудничество, № 32 (269), 2014
8. Е.И. Сафронова 10- летие ШОС: некоторые итоги сотрудничества стран организации в области здравоохранения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - М., 2011