Научная статья на тему 'Гуманитарное основание кластерного подхода в подготовке педагога'

Гуманитарное основание кластерного подхода в подготовке педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / EDUCATION CLUSTER / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / INTEGRITY AND HUMANIZATION OF PEDAGOGICAL PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL IMAGE OF A TEACHER OF THE WORLD / СТИЛЬ НОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / NEW STYLE OF PEDAGOGICAL THINKING / ЦЕЛОСТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенько Ю.В., Фроловская М.Н.

В статье раскрывается проблема становления образовательного кластера в гуманитарной парадигме и определяются необходимые условия этого становления: целостный характер педагогического процесса в образовательном кластере является непреложным условием эффективности его работы; профессиональное образование педагога в кластере должно развёртываться как гуманитарная практика на принципах стиля нового педагогического мышления другодоминантность, понимание, диалогичность, рефлексивность, метафоричность. Реализация этого условия создает предпосылки для интеграции «внутренним единством смысла» входящих в кластер структур и становления педагога с гуманитарно-ориентированным профессиональным образом мира. Центральным действующим лицом педагогического процесса в кластере является ориентированный на собственное профессиональное и личностное развитие педагог, способный организовать педагогический процесс как обращение к Другому за со-мыслием, со-чувствием, со-действием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенько Ю.В., Фроловская М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN GROUNDS OF THE CLUSTER APPROACH IN THE TRAINING OF TEACHERS

The article states a problem of forming an educational cluster in the humanitarian paradigm and of defining the necessary conditions of its development: a holistic pedagogical process in the educational cluster is indispensable for the efficiency of its work; vocational education of a teacher in the cluster should be deployed as a humanitarian practice on the principles of the new style, pedagogical thinking, understanding, dialogue, reflexivity, metaphor. The realization of these conditions is a prerequisite for the integration of “a unity of meaning” within the cluster structures and the formation of the teacher with humanitarian principles in the world. A central actor of the pedagogical process in the cluster is focused on his own professional and personal development of teachers, is able to organize the teaching process as an appeal to others for co-thought, co-feeling and co-action.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное основание кластерного подхода в подготовке педагога»

References

1. Macuo Komacu. Mnogoobrazie geometrii: Perevod s yaponskogo. Moskva: Znanie, 1981.

2. Proyaeva I.V., Safarova A.D. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po kursu «Preobrazovaniya ploskosti i proektivnaya geometriya». Orenburg: Izdatel'stvo OGPU, 2016.

3. Proyaeva I.V., Safarova A.D. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po podgotovke k GIA kursu «Geometriya». Orenburg: Izdatel'stvo OGPU, 2016.

4. Vilenkin N.Ya., Ivashev-Musatov O.S., Shvarcburd S.I. Algebra inachala matematicheskogo analiza. 11 klass. Uglublennyjuroven'. 18-e izd., ster. Moskva: 2014.

Статья поступила в редакцию 07.02.17

УДК 378

Senko Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State University, Academician of RAE (Barnaul, Russia),

E-mail: y. v.senko@gmail.com

Frolovska M.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: marinanik63@mail.ru

HUMANITARIAN GROUNDS OF THE CLUSTER APPROACH IN THE TRAINING OF TEACHERS. The article states a problem of forming an educational cluster in the humanitarian paradigm and of defining the necessary conditions of its development: a holistic pedagogical process in the educational cluster is indispensable for the efficiency of its work; vocational education of a teacher in the cluster should be deployed as a humanitarian practice on the principles of the new style, pedagogical thinking, understanding, dialogue, reflexivity, metaphor. The realization of these conditions is a prerequisite for the integration of "a unity of meaning" within the cluster structures and the formation of the teacher with humanitarian principles in the world. A central actor of the pedagogical process in the cluster is focused on his own professional and personal development of teachers, is able to organize the teaching process as an appeal to others for co-thought, co-feeling and co-action.

Key words: education cluster, integrity and humanization of pedagogical process, professional image of a teacher of the world, new style of pedagogical thinking.

Ю.В. Сенько, д-р пед. наук, проф. Алтайского государственного университета, академик РАО, г. Барнаул,

Е-mail: y.v.senko@gmail.com

М.Н. Фроловская, д-р пед. наук, проф. Алтайского государственного университета, г. Барнаул,

Е-mail: marinanik63@mail.ru

ГУМАНИТАРНОЕ ОСНОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА

В статье раскрывается проблема становления образовательного кластера в гуманитарной парадигме и определяются необходимые условия этого становления: целостный характер педагогического процесса в образовательном кластере является непреложным условием эффективности его работы; профессиональное образование педагога в кластере должно развёртываться как гуманитарная практика на принципах стиля нового педагогического мышления другодоминантность, понимание, диалогичность, рефлексивность, метафоричность. Реализация этого условия создает предпосылки для интеграции «внутренним единством смысла» входящих в кластер структур и становления педагога с гуманитарно-ориентированным профессиональным образом мира. Центральным действующим лицом педагогического процесса в кластере является ориентированный на собственное профессиональное и личностное развитие педагог, способный организовать педагогический процесс как обращение к Другому за со-мыслием, со-чувствием, со-действием.

Ключевые слова: образовательный кластер, целостность, гуманитаризация педагогического процесса, профессиональный образ мира педагога, стиль нового педагогического мышления.

Серьезные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, нельзя решить на том же уровне мышления, на котором они возникли.

Альберт Эйнштейн

Поиски повышения эффективности и качества образования обрели сегодня различные формы: сетевое взаимодействие, социальное партнерство, академическая мобильность и т. п. За этой интегративной тенденцией развития образования просматривается осознание необходимости повышения целостности учебно-воспитательного процесса (единства обучения и воспитания, учебной и внеучебной работы, предметной и операциональной сторон образования, влияния на интеллектуальную, эмоционально-волевую, практическую сферы обучающихся, единства знания, отношения, поведения, и др.) и относительной ограниченности возможностей отдельного образовательного учреждения для решении этой задачи в современных условиях. При всём различии этих форм они объединены не только общей целью, но и выстраиваются на общем принципе организации, который получил название кластерного подхода1. Создатели кластера в образовании, будь то региональный образовательный центр, учебно-воспитательный комплекс «детский сад - средняя школа - вуз», Федеральный университет, опорный многопрофильный региональный вуз, исходят из предположения о том, что интеграция образовательных учреждений в кластер повысит об-

разовательный потенциал каждого из них; созданный на их основе кластер обретет за счет синергетического эффекта качества, не свойственные любому из учреждений, его составляющих. Другими словами, объединение автономных образовательных структур в кластер приведет к повышению уровня целостности образовательного процесса в каждом из них, следовательно, и к повышению качества образования.

Как показывает практика, образовательные кластеры создаются не только на основе кооперации автономных образовательных и иных структур, но в рамках одного образовательного учреждения, отдельными педагогами. Методическое объединение учителей школы, экспериментальная площадка, разработанный преподавателем электронный учебно-методический комплекс могут рассматриваться как кластеры при условии, что они встроены в педагогический процесс, упорядочивают его внутренние связи и отношения, т. е. повышают уровень его целостности.

Однако объединение образовательных структур или их элементов и обозначение этого объединения словом «кластер» само по себе ещё не гарантирует повышения уровня целостности образовательного процесса. Предположим, что у преподавателя университета сформирована целостная картина науки (своеобразный образовательный кластер), по разделам которой он с удовольствием читает курсы студентам, консультирует коллег по вопросам из «своей» области, признанный в этой

1 Кластер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

области авторитет. Казалось бы, что ещё можно желать? Однако его самопрезентация на лекциях и семинарских занятиях не как представителя культуры, а как полпреда «своей» науки формирует у студентов чётко выраженную предмето-центрическую, технократическую позицию. Технократическая установка разрушает связь между предметом и смыслом образования. В результате на педагогической практике таких студентов и в дальнейшей их собственной педагогической деятельности учебный предмет занимает структурное место цели, а обучающийся рассматривается в качестве средства образования.

Для проведения педагогической практики ежегодно создается своеобразный кластер - кооперируются кафедры педагогики, психологии, частных методик. Однако разделение полномочий кафедры педагогики и предметно-методических кафедр в руководстве педагогической практикой (представитель кафедры педагогики отвечает за качество умений и навыков практиканта в области воспитания, а представитель предметно-методической кафедры - за качество компетенций в области обучения) формирует у будущего педагога превратное представление о разделенности процессов воспитания и обучения.

Ключ к пониманию общего основания этих, казалось бы, далеких друг от друга практик мы нашли у М.М. Бахтина. Применительно к восприятию произведения искусства он сформулировал тезис: «Целое называется механическим, если отдельные элементы его соединены только в пространстве и времени внешней связью, а не проникнуты внутренним единством смысла» [1, с. 7]. Поэтому создание образовательного кластера на формальной основе, без учета действительных внутренних связей между его составляющими может оказаться (несмотря на его «инноваци-онность») для образования не только малоэффективным, но и опасным.

Объединение элементов кластера «внутренним единством смысла» особенно важно в профессиональном образовании педагога. Дело в том, что при всей значимости показателей деятельности образовательного учреждения, которыми оно обосновывает свою необходимость, показатели эти являются внешними по отношению к развёртывающемуся в нем педагогическому процессу. А центральным отношением, которое конституирует процесс образования и придает ему собственно педагогический смысл, является взаимодействие «педагог -обучающийся». Ведь образование - это встреча людей в осмысленном мире. Именно характер этой встречи, прежде всего, определяет качество и эффективность образования в конкретном кластере: судьба реакции, по А.А. Ухтомскому, определяется не на станции отправлении, а на станции назначения. Поэтому, какие бы доктрины, стратегии, концепции, критерии оценки эффективности и качества образования ни разрабатывало министерство образования и науки, его результат определяется на «станции назначения», то есть в связке «педагог - обучающийся», в обращении к духовному опыту непосредственных участников педагогического процесса за со-мыслием, сочувствием, со-действием.

Повышение целостности педагогического процесса на основе его гуманитаризации - следствие понимания того капитального факта, что ядром личности является ее гуманитарная составляющая, а педагогическое явление - гуманитарный феномен. Создаваемые ныне культуротворческие модели кластеров свидетельствуют о становлении в России гуманитарной парадигмы образования. Парадигма эта - в противовес техно-кратичской модели образования - ориентирована на становление человека в культуре, на раскрытие истинного, глубинного в нем.

Эффективность и качество образования в значительной мере определяются профессиональной культурой педагога, её универсалиями (научно-педагогическая картина мира образования, педагогическое мировоззрение, Я-концепция, профессиональный образ мира педагога). Связь универсалий профессиональной педагогической культуры между собой глубинная. Они определяют стратегию профессиональной деятельности педагога. При всей уникальности каждого конкретного педагога и неповторимости его профессионального «почерка» есть существенное общее между ними. Этим общим для всех педагогов является присущий каждому уникальный и неповторимый профессиональный образ мира образования. Профессиональный образ мира педагога представляет собой целостное отношение педагога к себе, педагогическому процессу, другим его участни-

кам и включает аксиологические (ценности и смыслы), онтологические (взаимодействие участников педагогического процесса), методологические (принципы стиля педагогического мышления) составляющие. Однако его становление происходит на практике стихийно. В результате профессиональный образ мира педагога обретает преимущественно технократические характеристики: предметоцентризм, монологизм, однозначность, авторитаризм, объяснение.

Гуманитарная природа профессионального образа мира обнаруживается в наличии у него кроме свойственных физическому миру координат пространства и времени, ещё одного, собственно человеческого измерения - смысловой координаты. Её наличие обязательно для построения педагогического процесса в образовательном кластере как гуманитарной практики. Практику эту способен выстроить педагог, создающий собственный профессиональный образ мира образования, проявляющийся в другодоминантности, диалогичности, метафоричности, рефлексивности, понимании. Именно такой педагог мыслится центральной фигурой модернизации образования. Именно такой педагог насущен создаваемым образовательным кластерам.

Выращиванием такого педагога занят Алтайский государственный университет, претендующий - и не без оснований - на роль регионального опорного университета в Алтайском крае. В этой логике для оптимизации педагогического процесса в университете обоснована необходимость гуманитаризации процесса повышения квалификации его профессорско-преподавательского состава. Создан и уже более десяти лет работает кластер «Центр повышения квалификации преподавателей высшего, начального и среднего профессионального образования».

Замысел проводимых в кластере курсов повышения квалификации обусловлен пониманием того, что для повышения эффективности и качества профессионального образования преподавателю необходимо изменение самого себя. Работа над собой, собственное личностное и профессиональное самоопределение преподавателя является важнейшим условием самоопределения студента. В этой логике читаемая на курсах педагогика рассматривается как область гуманитарного, антропологического, философского знания.

Организация занятий строится на: проблематизации материала и осмыслении его ценности для преподавателя; обращении к когнитивной, мотивационной, аффективной подструктурам слушателей; общении и совместном поиске решений в диалоге; корректировке, обогащении, переосмыслении собственного опыта; осознании преподавателем многозначности позиций и точек зрения; способности адекватно выражать мысли в общении; внимании к внутреннему миру студентов; доброжелательном принятии студентов во всем богатстве их человеческого проявления; педагогическом оптимизме. Ведь содержание образования - это не столько система знаний, сколько сам процесс изменения его непосредственных участников, процесс интеграции содержания предметных курсов, общепрофессиональных и предметных компетенций.

Новые формы организации работы по профессиональному и личностному развитию преподавателя высшей школы (практикумы по пониманию текстов, проблемные семинары, пробные занятия, тренинги, ролевые игры, дискуссии, «круглые столы», профессиональные конкурсы, конференции) позволяют преподавателям в последующем выстраивать взаимодействие со студентами на занятиях по «своему» предмету как гуманитарную практику.

Например, математика, естествознание, изучаются как феномены культуры, в контексте культуры - как один из её элементов. Стиль научного мышления, внутринаучные нормы и ценности предъявляются студентам (и осмысливаются ими) в социальном контексте в сопряжении с натурфилософией, философской и педагогической антропологией, ценностями этики, религии, искусства;

- студенты приобщаются к науке и технике как к творческой деятельности человека и особой форме межпрофессионального общения, а не как к сумме обезличенного политехнического знания, готовых результатов научного производства - выводов, правил, рецептов. В центре учебного процесса - способы постановки вопросов, способы проблематизации природного и социального бытия, но не кем-то сформулированные ответы;

- в процессе обучения осуществляется (на имитационных моделях, путем «мозгового штурма», дискуссий и т.д.) гумани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.