Научная статья на тему 'Гуманитарное научное знание в современном обществе'

Гуманитарное научное знание в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1237
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВА / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / ЦЕННОСТЬ ЗНАНИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ / SOCIETY / STAGES OF DEVELOPMENT AND SOCIAL AND HISTORICAL TYPES OF SOCIETY / MODERN SOCIETY / INFORMATION / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / VALUE OF KNOWLEDGE / HUMANITARIAN VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Ксения Николаевна, Мукин Владимир Антонович

Авторы статьи ставят в качестве цели своей работы выявление факторов, содействующих сохранению и приумножению гуманитарных ценностей в современном обществе, прежде всего ценности гуманитарного научного знания. Последнее представляет собой непосредственно отношение к окружающему миру, умение ориентироваться в нем, находить свое предназначение, понимать смысл происходящего. Гуманитарное научное знание значительно влияет на самоопределение человека и, как следствие, на его жизнь в обществе. В связи с этим в данной статье последовательно раскрывается само понятие общества, с помощью методов периодизации и ретроспективного анализа дается краткий исторический обзор его развития с древности до современности, обозначаются проблемы и дается характеристика научных знаний как одного из способов решения общественных проблем. Гуманитарное научное знание исследуется в качестве одной из основных ценностей современного общества. Факторами его сохранения и приумножения выступают преемственность поколений, передача жизненного опыта, воспитание подрастающего поколения и его обучение правильному восприятию окружающего мира, самосовершенствование, постижение научных ценностей и истинных знаний, а также изучение исторического опыта и культуры нашего общества. В то же время все это выступает фактором безопасного духовного развития личности в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN MODERN SOCIETY

The authors of this article set as a goal of their work the identification of factors contributing to the preservation and enhancement of humanitarian values in modern society, especially the values of humanitarian scientific knowledge. It represents a direct relation to the world around, the ability to navigate in it, to find its purpose, to understand the meaning of what is happening. Humanitarian scientific knowledge significantly affects a person’s self-determination and, as a result, his life in society. In this regard, this article consistently reveals the very concept of society, using the methods of periodization and retrospective analysis gives a brief historical overview of its development from antiquity to modernity, identifies problems and the characteristics of scientific knowledge as one of the ways to solve them. Humanitarian scientific knowledge is explored as one of the core values of modern society. Factors of its preservation and enhancement are the continuity of generations, the transfer of life experience, the education of the younger generation and its training in the correct perception of the world, self-perfection, comprehension of scientific values and true knowledge, as well as the study of historical experience and culture of our society. At the same time, all this is a factor in the safe spiritual development of the individual in society.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное научное знание в современном обществе»

Васильева К. Н., Мукин В. А. Гуманитарное научное знание в современном обществе // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 197-204.

Vasilyeva К. N., Mukin V. А. Humanitarian scientific knowledge in modern society. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 1 (82). Pp. 197-204. (In Russ.)

УДК 167.7

К. H. Васильева, В. А. Мукин

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, Чебоксары, Россия

ГУМАНИТАРНОЕ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Васильева Ксения Николаевна — аспирант.

E-mail: Vasileva_ksusa_95@mail. ru

Мукин Владимир Антонович — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики.

E-mail: mukin-va@yandex. ru

Авторы статьи ставят в качестве цели своей работы выявление факторов, содействующих сохранению и приумножению гуманитарных ценностей в современном обществе, прежде всего ценности гуманитарного научного знания. Последнее представляет собой непосредственно отношение к окружающему миру, умение ориентироваться в нем, находить свое предназначение, понимать смысл происходящего. Гуманитарное научное знание значительно влияет на самоопределение человека и, как следствие, на его жизнь в обществе. В связи с этим в данной статье последовательно раскрывается само понятие общества, с помощью методов периодизации и ретроспективного анализа дается краткий исторический обзор его развития с древности до современности, обозначаются проблемы и дается характеристика научных знаний как одного из способов решения общественных проблем. Гуманитарное научное знание исследуется в качестве одной из основных ценностей современного общества. Факторами его сохранения и приумножения выступают преемственность поколений, передача жизненного опыта, воспитание подрастающего поколения и его обучение правильному восприятию окружающего мира, самосовершенствование, постижение научных ценностей и истинных знаний, а также изучение исторического опыта и культуры нашего общества. В то же время все это выступает фактором безопасного духовного развития личности в обществе.

Ключевые слова: общество, этапы развития и социально-исторические типы общества, современное общество, информация, научное знание, ценность знания, гуманитарные ценности.

К. N. Vasilyeva, V. А. Mukin

Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary, Russia

HUMANITARIAN SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN MODERN SOCIETY

Vasilyeva Ksenia N. — Graduate Student.

E-mail: Vasileva_ksusa_95@mail. ru

Mukin Vladimir A. — Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor at the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy.

E-mail: mukin-va@yandex. ru

© Васильева К. H., Мукин В. А., 2019

The authors of this article set as a goal of their work the identification of factors contributing to the preservation and enhancement of humanitarian values in modern society, especially the values of humanitarian scientific knowledge. It represents a direct relation to the world around, the ability to navigate in it, to find its purpose, to understand the meaning of what is happening. Humanitarian scientific knowledge significantly affects a person's self-determination and, as a result, his life in society. In this regard, this article consistently reveals the very concept of society, using the methods of periodization and retrospective analysis gives a brief historical overview of its development from antiquity to modernity, identifies problems and the characteristics of scientific knowledge as one of the ways to solve them. Humanitarian scientific knowledge is explored as one of the core values of modern society. Factors of its preservation and enhancement are the continuity of generations, the transfer of life experience, the education of the younger generation and its training in the correct perception of the world, self-perfection, comprehension of scientific values and true knowledge, as well as the study of historical experience and culture of our society. At the same time, all this is a factor in the safe spiritual development of the individual in society.

Key words: society, stages of development and social and historical types of society, modern society, information, scientific knowledge, value of knowledge, humanitarian values.

Общество за всю историю своего развития применяло различные знания. Человек, познавая окружающий мир, стремится к его совершенствованию, преобразованию, изобретая новые технологии и способы производства, выводя новые законы. Здесь знание, прежде всего научное, играет большую роль. С его помощью человек не только изменяет окружающий мир, общество, но и находит свое место в жизни, свое призвание. Часто научное знание оказывает сильное влияние на мировоззрение человека, на его жизнедеятельность, в том числе на жизнь в обществе. В этом аспекте проявляется гуманитарное научное знание, заключающееся в осмыслении действительности, происходящих событий, всего окружения. Отсюда выводится проблема самоопределения человека, выбора им своего жизненного пути, определения своей ниши в обществе, составляющая, пожалуй, одну из основных гуманитарных ценностей общества, сохранение и приумножение которых является актуальной проблемой в настоящее время.

Объектом нашего исследования служит современное общество с его проблемами, одна из которых — сохранение и приумножение ценности знания в современном обществе. Предмет исследования — это ценность научного, прежде всего гуманитарного, знания в современном обществе.

Цель данного исследования — выявить факторы, способствующие сохранению и приумножению гуманитарных ценностей современного общества. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

1) определить, что такое общество в научном понимании, и проследить историю его развития;

2) раскрыть сущность современного общества и его проблемы;

3) установить роль научных знаний в становлении и развитии общества;

4) выделить гуманитарное научное знание как одну из основных ценностей современного общества и факторы их сохранения и приумножения.

Для решения задач используются следующие методы:

1) общенаучные:

— анализ научной литературы по данной теме;

— синтез. Сводятся воедино мнения ученых по вопросу, что такое общество, рассматриваются в совокупности ценности общества;

2) специально-научные:

— метод периодизирования. Поэтапно прослеживается развитие общества, история человечества;

— метод ретроспективного анализа — последовательное проникновение в историческое прошлое с целью определения причины данного опыта. Авторы рассматривают историю развития общества, а также научных знаний для того, чтобы выявить ценность научных знаний в современном обществе и факторы их сохранения и приумножения.

К данной теме в своих исследованиях обращаются И. С. Берестень, С. Л. Ивашев-ский, А. Н. Малинкин, Е. А. Пушкарева, В. А. Мукин, рассматривающие основные гуманитарные ценности современного общества, среди которых особо выделяют ценность научного знания, проблемы их реализации в современном обществе, а также значение знания и информации для общества. А. Д. Иоселиани в своей статье [4] рассматривает духовное и нравственное развитие личности в обществе. Глобальные медиакоммуникации, создавая единое информационное пространство на планете, дают человеку доступ в огромный мир информации, причем независимо от его социального статуса, образования, интеллектуального уровня и материального благополучия. Описываются также вытекающие отсюда значимые для общества проблемы.

Общество в научном понимании и история его развития

Итак, что представляет собой общество? Под обществом подразумевается обычно совокупность определенных социальных отношений, отражающих взаимодействие и взаимосвязи людей на данной территории или же в некоторый период времени.

В научном понимании общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Действительно, социум возник не в один момент, но, образовавшись в период античности, развивался на протяжении всей истории человечества.

Выделяют следующие этапы эволюции общества, последовательно сметавшие друг друга. На начальном этапе существовало первобытное общество, характеризовавшееся примитивными орудиями труда и общинным укладом жизни. С дальнейшим разделением труда и развитием хозяйственных отношений начался рабовладельческий этап. Феодальный этап имеет такие черты, как сословный характер общества, натуральное хозяйство и личная зависимость крестьян от феодалов, а также возникновение и развитие монархических государств. Капиталистический этап отличается существованием частной собственности и развитием рыночных отношений, ограниченной ролью правительства и демократией. Рассмотренные нами этапы выделяются в рамках формационного подхода к периодизации исторического пути общества. Данные этапы представляют собой, таким образом, общества, развивавшиеся друг за другом в определенный отрезок времени и получившие название социально-экономических формаций [12, с. 9]. Последний из них, выделяемый К. Марксом, — коммунистическое общество — не нашел отражения в истории. Капиталистическое же общество сохранило некоторые свои черты и до настоящего времени, в частности, торговлю и свободу предпринимательства, определенную свободу в управлении государством и др.

С другой стороны, ученые часто рассматривают социально-исторические типы обществ, также последовательно сменявших друг друга, однако охватывавших по своему развитию значительно больший временной период. Это традиционное общество, развившееся из первобытных сообществ охотников и земледельцев и основанное на сельском хозяйстве и ремесленничестве, характеризующееся образованием городов, государственной власти и письменности. Далее формируется индустриальное общество, базирующееся на промышленном производстве. На современном этапе начался переход к постиндустриальному обществу, другими словами, информационному. Последний социально-исторический тип отмечается не только широкой сферой услуг, но и производством информации и знаний.

Так, обе эти исторические линии достаточно полно отражают развитие общества с глубокой древности до настоящего времени и показывают, какие черты сохранились до сих пор, позволяют проследить их формирование. Современное общество не только впитало их в себя, но и пытается включить что-либо новое, отличное от раннего восприятие окружающего мира, например, знания, тем самым создавая иную картину. Что же подразумевается под современным обществом?

Понятие современного общества и его проблемы

Современное общество есть высокоразвитое общество, основанное на потенциале научно-технического, промышленного прогресса, а также на информации и знаниях, необходимых для его реализации. Информация и знание способствуют взаимодействию людей в современном обществе, помогая в передаче опыта следующему поколению. Эта взаимосвязь перерастает в интеграцию мирового общества, служит подспорьем процессам глобализации, «движению к единому человечеству» [6, с. 45]. Отсюда современное общество представляется как информационное, основанное на глобальных взаимоотношениях.

Параметры общества и качества личности его представителей взаимосвязаны. Ведь взаимоотношения последних создают целостное представление о структуре современного общества, которая выглядит намного сложнее, нежели, скажем, еще в начале прошлого столетия. Ведь существенную роль здесь играют не только экономические отношения и политика, но и научно-техническое развитие, информация, знание. Сама структура характеризуется наличием в обществе различных классов, например, богатых и бедных; элиты общества, находящейся в верхах политических и экономических органов власти, и простых рабочих; людей, занимающихся интеллектуальным трудом и т. д. К этому делению современного социума можно применить понятие «стратификация», означающее «не только дифференциацию, но и иерархическое структурирование социальных групп в социальном пространстве» [5, с. 117-118]. Все они оказывают значительное влияние на развитие того общего интеграционного пространства, в котором сами функционируют, т. е. самого общества в целом. Тем самым его потенциал, совокупность всех имеющихся возможностей для его развития, значительно увеличивается, в том числе с использованием таких неотъемлемых компонентов, как экономика, политика, знания, информация, научно-технический прогресс.

Но в то же время перед современным обществом предстает множество проблем, а именно: экологические (сохранение природы, загрязнение воды и воздуха), экономические (кризис, поддержание курса валюты, помощь беднейшим районам), политические и многие другие. Одним из факторов решения всех этих проблем являются знания, прежде всего научные, «имеющие практическую ценность» и способствующие созданию новых технологий, ценностей материальных и духовных [11, с. 58].

Научные знания — это динамическая система знаний о законах природы, мышления, общества; совокупность сведений о картине мира как результат отражения действительности в человеческом сознании. Близко к этому определению науки примыкает ее функция как сферы человеческой деятельности, заключающаяся в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Большое значение в решении проблем современного общества имеет и наука как сфера генерации самих знаний, состоящая в постижении исследуемого объекта, в овладении истиной, а также наука в качестве инструмента, с помощью которого реализуется возможность познания, освоения и преобразования окружающего мира.

Роль научных знаний в становлении и развитии общества

На разных этапах развития общества научные познания выполняют различные функции. Научное знание все глубже проникает в сущность явлений, процессов, все более широко охватывает картину мира. Будучи прежде всего явлением духовной жизни общества, наука воплощается в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Еще на ранних ступенях развития науки ученые вели наблюдения, ставили эксперименты, добывали так для науки новые факты. Важнейшая закономерность исторического развития науки — возрастание ее роли в производстве и управлении обществом, ее значения в общественной жизни. С древних времен истории человека наука возникает как ответ на практические, прежде всего производственные, потребности общества.

Становление и развитие науки в Новое время привело к коренным преобразованиям в жизни человека. О научной революции XVII в. В. И. Вернадский говорил: «В общем ходе истории человеческой культуры, в обычных о ней представлениях нет места истории того перелома, который совершился в человечестве вхождением точного знания в его жизнь и привел впервые в многотысячелетнем его существовании к новым, неслыханным раньше формам и укладам быта и общественного строя. Перелом этот совершился в XVII столетии. В это столетие впервые наука о природе и математика выдвинулись в жизнь, получили значение как изменяющие условия человеческого существования исторические силы.

Государственная жизнь во всем ее проявлении охватывается научным мышлением в небывалой раньше степени. Наука ее захватывает все больше и больше. Значение науки в жизни, связанное тесно с изменением биосферы и ее структуры, с переходом в ноосферу увеличивается с тем же, если не с большим темпом как рост новых областей научного знания. Значение науки и ее проблем растет в жизни в этом аспекте, еще с большей скоростью, чем растут новые области знания. К тому же, как раз эти новые области научного знания чрезвычайно расширяют и углубляют прикладное значение науки, ее значение в ноосфере» [2, с. 200-201].

Роль науки в жизни общества возрастает вместе с ее прогрессом, причем во взаимодействии науки и производства последнему принадлежит, безусловно, решающая роль. Возрастание общей суммы знаний оказывает мощное влияние на структуру науки, поскольку требует все большего разделения труда между учеными. Фактор дифференциации научного знания способствует возрастанию самостоятельности науки, поскольку подготовка ученых и замена одних лиц другими становится все более сложным делом.

Но все же самостоятельность науки остается относительной. Ее прогресс обусловлен, в конечном счете, развитием практики, потребностями производства, управления обществом, военными нуждами, необходимостью охраны здоровья людей и природной среды, воспитания подрастающего поколения. От развития научного знания в обществе напрямую зависит научно-технический прогресс, а также повышение уровня мастерства, знаний и умений людей, а значит, прогресс науки затрагивает в целом все основы общественной жизни. Отсюда выводится и другая проблема современности — сохранение ценности научного знания в обществе.

Гуманитарное научное знание как одна из основных ценностей современного общества и факторы его сохранения и приумножения

Одной из проблем современного общества является также сохранение им классических ценностей, в том числе ценности знания, что примыкает к гуманитарной научной сфере. Под научными знаниями в гуманитарной сфере подразумевается непосредственно человеческая жизнь, то, что окружает человека. Это возможность ориентироваться в мире, в происходящих событиях, понимать их смысл, значение изменений, каких-либо новшеств. Гуманитарное на-

учное знание формирует отношение человека к миру, его взгляд на него, следовательно, оно значительно влияет на его сознание или, в данном случае, формирует его самосознание. «Знание выступает ядром самосознания» [10, с. 145]. Оно целиком и полностью зависимо от человека, поскольку он сам вырабатывает его, осмысливая действительность.

Здесь поэтому возможны и такие проблемы современного общества, как подмена истинного знания неверным, подмена ценностей, созидание ложного впечатления и, как следствие, — проблема самоопределения. Последнее особенно важно, т. к. его способ определяет жизнь человека и, следовательно, самого общества. Из этого аспекта может возникнуть и такая негативная черта социума, особенно молодежи, как «общественная апатия и пессимизм по отношению к науке, отсутствие реального престижа научных знаний в обществе» [3, с. 34]. Последнюю проблему сегодня призваны решать университеты, задачи которых заключаются в «развитии фундаментальной науки, повышении качества и уровня жизни населения, улучшении гражданского воспитания молодежи» [9, с. 198]. Тем самым они создают «совершенного человека современности — разумного, знающего, понимающего».

Подмена ценностей может заключаться в восприятии ненужной информации, содержащейся наряду с истинными знаниями на просторах средств массовой информации, и в особенности интернета. В последнем «количество позитивной и полезной практической информации равно количеству негативной, дестабилизирующей, дезориентирующей, но то, как человек будет использовать эту информацию, как к ней будет относиться, качественно повлияет на формирование его личности... Наряду с доступной информацией, полезной для научной деятельности, культурного, социального развития человека, в киберпространстве человек натыкается на информацию, не имеющую практической, духовной и культурной ценности, тратя при этом много времени. Тем самым человек пассивно поддерживает рейтинги этих ресурсов, следовательно, Интернет и телеиндустрию. Вследствие распространения и бессистемности выложенной в Интернете информации происходит смешивание культурных форм, у индивида возникают проблемы с идентификацией себя с какой-либо конкретной культурой» [4, с. 7-8]. Все это часто подрывает основы безопасного духовного развития личности, значительно влияет на смену ее ценностных ориентиров. Аналогично рассуждают В. А. Мукин и О. Ю. Ефремов, говоря о «новой информационно-коммуникационной среде» как значительном факторе, влияющем на формирование личности [9, с. 191].

Как мы уже отмечали выше, цель нашей работы заключается в том, чтобы выявить факторы, способствующие сохранению и приумножению гуманитарных ценностей современного общества. Из вышесказанного следует, что такими факторами являются передача опыта из поколения в поколение, «формирование личностных качеств новых поколений», воспитание подрастающего поколения и его обучение правильному восприятию окружающего мира, что зависит как от родителей, так и от учителей [14, с. 487]. Сюда же относятся самосовершенствование, постижение научных ценностей, «изучение истории, культуры и самого общества» [1, с. 9]. Например, изучение истории помогает анализировать причинно-следственные связи событий, понимать опыт наших предков и применять его в современных условиях, создавать свои представления и с их помощью воспринимать окружающий мир, тем самым избегать ошибок не только в своей профессиональной деятельности, но и в общении с окружающими. Сохраняя и приумножая ценности гуманитарного научного знания, «человек приобретает качества, необходимые для осознанных и взвешенных решений, как в профессиональных, так и в обыденных жизненных вопросах. Приобретая полезный опыт, он становится зрелым, проявляет качества, присущие мудрости и адекватности в выводах, связанных с жизненными ценностями. Он не только культурен в общении, но еще владеет своими эмоциями, развивает свой кругозор, добивается личностного роста и улучшения взаимоотношений с окружающими людьми» [8, с. 39].

Гуманитарное научное знание также само по себе является фактором безопасного духовного развития личности, ее функционирования в современном обществе. Ведь параметры общества и качества личности его представителей взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Еще немецкий философ М. Шелер заметил, что «знание должно служить становлению и развитию личности, а также становлению мира и, вероятно, вневременному становлению его высших принципов, рассматриваемых с точки зрения конкретного бытия и наличного бытия. Эти принципы достигают в человеческом и в любом другом возможном знании о мире своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не могут достичь этого определения...» [13, с. 87]. Об этом же говорит и В. А. Мукин, связывая научное знание с образовательным пространством и разумом человека [8, с. 38].

Отсюда следует, что научное знание играет большую роль в жизни человека, формируя его мировоззрение, ориентируя его в окружающем мире, способствуя его безопасному духовному развитию, сохраняя и приумножая тем самым гуманитарные ценности современного общества.

Таким образом, научное знание играет большую роль в жизни общества. Оказывая огромное влияние на его становление и развитие, знание представляет собой значительную гуманитарную ценность, полезную и необходимую для современного человека. Но «единого и всестороннего подхода к проблеме личности в науке до сих пор не выработано. Общеизвестно, что личность не существует вне общества, вне культуры, проигрываемых ею социальных ролей» [7]. И действительно, гуманитарное научное знание проявляется в осмыслении человеком окружающего мира, определении своих жизненных позиций, нахождении своего места в современном обществе. В этом кроется взаимосвязь параметров общества и качеств личности.

Общество — это прежде всего совокупность отношений между людьми, между человеком и природой. Это связанная с природой исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Действительно, история человечества напрямую связана с развитием общества, что подтверждают рассмотренные нами этапы. Они дают целостное представление о развитии самого общества, научных знаний и ценностей в нем.

В современном обществе информация сильно влияет на человека, организует его жизнедеятельность, миропонимание. Наряду с научным знанием она служит реализации научно-технического прогресса, взаимодействию людей во всем мире. Отсюда возникает интеграция мирового сообщества, взаимосвязь, служащая основой процессам глобализации, в том числе появлению глобальных проблем: экологических, экономических, демографических и многих других.

Для решения всех этих глобальных проблем применяются научные знания, особенно гуманитарные, ориентированные именно на человека. Поэтому стоящие перед современным обществом задачи сохранения и приумножения гуманитарных ценностей научного знания являются первоочередными на сегодняшний день.

Факторами сохранения и приумножения гуманитарных ценностей научного знания являются прежде всего изучение истории общества, опыта предков, передача его из поколения в поколение, а также воспитание подрастающего поколения и постижение научных истин. При этом возможно проявление таких проблем, как подмена истинного знания, ценностей, восприятие ненужной информации и пустое времяпрепровождение в интернет-пространстве, что отрицательно влияет на духовное развитие личности. Особенно часто возникает проблема самоопределения. Все это имеет большое значение для жизни и деятельности современного общества, поскольку оказывает значительное влияние на его дальнейшее существование и развитие.

Библиографический список

1. Берестень И. С. Ценности h гуманитарные интересы современного общества // Ценности и интересы современного общества : материалы междунар. науч.-практ. конф. Москва : Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2015. С. 9-11.

2. Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории и науки. Москва : Наука, 1988. 336 с.

3. Ивашевский С. Л. Ценности научного познания в современном обществе знаний // Вестник Нижегородского института управления. 2015. Вып. 1 (34). С. 33-36.

4. Иоселиани А. Д. Нравственное и духовное развитие личности в глобальном обществе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. № 1 (17). С. 6-12.

5. Корнаев А. Т. Стратификационный подход в исследовании социальной структуры современного российского общества // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2015. № 2. С. 115-118.

6. Малинкин А. Н. Социология знания и современное «общество знания» // Социологический журнал. 2002. № 2. С. 36-58.

7. Молчанова Е. В. Проблема ценностных ориентаций личности в структуре самосознания : дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары, 2011. 314 с.

8. Мукин В. А. Жизненные ценности, формируемые в университетском пространстве // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 2. С. 36-40.

9. Мукин В. А., Ефремов О. Ю. Корреляционные связи университетского пространства // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Т. 5. № 6А. С. 184-201.

10. Мукин В. А., Соколова Л. Ю. Ценностные ориентации в структуре самосознания выпускника университета // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. № 6А. С.141-151.

11. Пушкарева Е. А. Знание и информация в современном обществе // Философия образования. 2008. № 2 (23). С. 54-61.

12. Пьянков И. В. К вопросу о формационном и цивилизационном подходах // Метаморфозы истории. 2002. С. 7-20.

13. Шелер М. Формы знания и образование : пер. с нем. А. Н. Малинкина // Человек. 1992. № 4. С. 85-96.

14. Uzefovsky F., Knafo-Noam A., Döring А. К. Values in Middle Childhood: Social and Genetic Contributions // Social Development. 2016. № 25 (3). Pp. 482-502.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.