Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И КРИЗИС ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ'

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И КРИЗИС ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА РОССИИ / ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ / КАДРОВАЯ КАТАСТРОФА / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО / СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ / ПАРАМЕТРЫ ПОРЯДКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / HIGHER SCHOOL OF RUSSIA / HUMANITARIAN-TECHNOLOGICAL REVOLUTION / THEORY OF SELF-ORGANIZATION / PERSONNEL DISASTER / POST-INDUSTRIAL DEVELOPMENT / DESIGNING THE FUTURE / SOCIAL AND TECHNOLOGICAL BREAKTHROUGH / EDUCATIONAL SYSTEM ORDER PARAMETERS / FEEDBACK / REFECTIVE PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинецкий Георгий Геннадьевич

В настоящее время мы видим острый дефицит специалистов во многих сферах жизнедеятельности, который всё чаще называют «кадровой катастрофой». С другой стороны, престиж и востребованность образования у российской молодежи падает. Реформы образования и науки, проводившиеся в стране более 20 лет, не дали желаемого результата. Уровень образования и в средней, и в высшей школе, в сравнении с советской системой 1980-х гг. и странами-лидерами, значительно упал. Это наглядно показывают международные сравнения. Положение дел в системе образования России сегодня всё чаще рассматривается как угроза для национальной безопасности нашей страны. Естественно возникает вопрос, что делать в этой ситуации. При этом желательно найти инструменты и управляющие воздействия, не требующие огромных средств. В статье показывается, что многие проблемы обусловлены тем, что российская высшая школа ориентируется на вехи уходящей, а не наступающей эпохи. Сейчас происходит переход от индустриальной к постиндустриальной фазе развития цивилизации, от мира машин к миру людей. Он происходит очень быстро, в форме гуманитарно-технологической революции, и, к сожалению, полностью игнорируется большинством отечественных университетов. В работе предлагается несколько подходов, позволяющих вузам России «повернуться лицом к будущему». Опыт преподавания в ряде вузов приводит к выводу, что мы столкнулись с системными проблемами. Их решение требует прежде всего изменения взгляда педагогического и научного сообщества на цели, стратегию и будущее отечественного образования. Только после такого изменения можно предлагать управленческие решения, которые, будучи апробированы на ряде площадок, имеют шансы на успех. Некоторые из таких подходов, опирающихся на теорию гуманитарно-технологической революции, представления теории самоорганизации и опыт математического моделирования образовательных систем, и рассмотрены в этих заметках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN-TECHNOLOGICAL REVOLUTION AND THE CRISIS OF HIGHER EDUCATION IN R USSIA

Currently, we see an acute shortage of specialists in many areas of life, which is increasingly called the «personnel disaster.» On the other hand, the prestige and relevance of education among Russian youth is declining. Reforms of education and science carried out in our country for more than 20 years did not give the desired result. The level of education in both secondary and higher schools has fallen significantly in comparison with the Soviet system of the 1980s and the leading countries. This is clearly shown by international comparisons. The situation in the education system of Russia today is increasingly seen as a threat to the national security of the country. The question naturally arises of what to do in this situation. At the same time, it is desirable to find tools and control actions that do not require huge funds. I show that many problems are caused by the fact that the Russian higher school is guided by the guidelines of the outgoing rather than the coming era. Now there is a transition from the industrial to the post-industrial phase of the development of civilization, from the world of machines to the world of people. It happens very quickly, in the form of a humanitarian-technological revolution, and unfortunately is completely ignored by most domestic universities. I propose several approaches that allow universities in Russia to «face the future.» The experience of teaching in a number of universities leads to the conclusion that we face with systemic problems. Their solution requires, first of all, a change in the view of the pedagogical and scientific community on the goals, strategy, and future of national education. Only after such a change we can offer managerial decisions that been tested at a number of sites have a chance of success. I present in these notes some of these approaches based on the theory of the humanitarian technological revolution, on the theory of self-organization, and on the experience of mathematical modeling of educational systems.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И КРИЗИС ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. №4

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

гуманитарно-технологическая революция и кризис высшей школы россии

Г. Г. Малинецкий

(Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН; e-mail: GMalin@Keldysh.ru)

В настоящее время мы видим острый дефицит специалистов во многих сферах жизнедеятельности, который всё чаще называют «кадровой катастрофой». С другой стороны, престиж и востребованность образования у российской молодежи падает. Реформы образования и науки, проводившиеся в стране более 20 лет, не дали желаемого результата. Уровень образования и в средней, и в высшей школе, в сравнении с советской системой 1980-х гг. и странами-лидерами, значительно упал. Это наглядно показывают международные сравнения. Положение дел в системе образования России сегодня всё чаще рассматривается как угроза для национальной безопасности нашей страны. Естественно возникает вопрос, что делать в этой ситуации. При этом желательно найти инструменты и управляющие воздействия, не требующие огромных средств. В статье показывается, что многие проблемы обусловлены тем, что российская высшая школа ориентируется на вехи уходящей, а не наступающей эпохи. Сейчас происходит переход от индустриальной к постиндустриальной фазе развития цивилизации, от мира машин к миру людей. Он происходит очень быстро, в форме гуманитарно-технологической революции, и, к сожалению, полностью игнорируется большинством отечественных университетов. В работе предлагается несколько подходов, позволяющих вузам России «повернуться лицом к будущему».

Опыт преподавания в ряде вузов приводит к выводу, что мы столкнулись с системными проблемами. Их решение требует прежде всего изменения взгляда педагогического и научного сообщества на цели, стратегию и будущее отечественного образования. Только после такого изменения можно предлагать управленческие решения, которые, будучи апробированы на ряде площадок, имеют шансы на успех. Некоторые из таких подходов, опирающихся на теорию гуманитарно-технологической революции, представления теории самоорганизации и опыт математического моделирования образовательных систем, и рассмотрены в этих заметках.

Ключевые слова: высшая школа России, гуманитарно-технологическая революция, теория самоорганизации, кадровая катастрофа, постиндустриальное развитие, проектирование будущего, социально-технологический прорыв, параметры порядка системы образования, обратная связь, рефлексивные процессы.

Гуманитарно-технологическая революция и образование.

В настоящее время человечество проходит, вероятно, самую большую бифуркацию в своей истории [1]. Говоря словами выдающегося математика, философа, мыслителя Н .Н . Моисеева, именно сейчас оно «меняет алгоритм развития» [2]. Наша цивилизация является технологической . И когда набор созданных технологий превышает некоторый критический уровень, то количество переходит в новое качество [3]. Осмыслить происходящие изменения и предвидеть их результат позволяет теория постиндустриального развития, основы которой были заложены Д . Беллом: «На протяжении большой части человеческой истории реальностью была природа: и в поэзии, и в воображении люди пытались соотнести своё «я» с окружающим миром . Затем реальностью стала техника, инструменты и предметы, сделанные человеком, однако получившие независимое существование вне его «я» в овеществленном мире В настоящее время реальность является в первую очередь социальным миром - не природным, не вещественным, а исключительно человеческим - воспринимаемым через отражение своего «я» в других людях ... Человек может быть переделан или освобожден, его поведение - запрограммировано, а сознание изменено Ограничители прошлого исчезли вместе с концом эры природы и вещей» [4: 603]. Этот переход от мира машин к миру людей происходит гораздо быстрее, чем предполагали исследователи . Его темп и масштаб позволяет говорить о гуманитарно-технологической революции [3].

Новая эпоха требует новых людей В самом деле, в индустриальном обществе все экономически активные люди стремились участвовать в производстве или управлении, безработица была большой бедой человек, получивший образование, как правило, в течение всей трудовой жизни оставался в одной сфере деятельности Огромный экономический эффект давал эффект масштаба . Люди, как правило, были частью огромных социально-технологических комплексов . Императивом была стандартизация и взаимозаменяемость . Отсюда бытовавшее представление, что «незаменимых нет», сравнение людей с «винтиками» огромной социальной машины . Это время массовых производства, армий, культуры, образования

Мир уже стал иным . В ведущих странах 2 человека из 100 кормят себя и всех остальных, 10 делают товары для всех, 13 работают в системе управления . Что будут делать остальные 75, особенно когда в сфере обслуживания людей заменяют роботы? От ответа на этот вопрос в ближайшие десятилетия зависит, как будет пройдена нынешняя точка бифуркации . И ответ этот во многом будет определяться в системе образования Мы видим ряд примеров, когда усилиями нескольких человек в течение немногих лет были созданы гигантские отрасли промышленности или компании . Тут, напротив, «заменимых нет», а разнообразие

становится важнейшим ресурсом развития . Скорее всего, нынешним студентам в ходе трудовой деятельности придется не раз изменить сферу деятельности

Юбилейный доклад Римского клуба убедительно показывает, что у капитализма нет будущего и мир ждут глубокие масштабные перемены [5] Наступает время социального творчества на разных уровнях К сожалению, эти новые реалии практически не отразились на отечественном образовании, которое смотрит назад, а не вперед За последние 30 лет была сделана попытка «вестернизовать» отечественное образование, ориентируясь на американские образцы 50-летней давности, относящиеся к ушедшей индустриальной эпохе, и воспользоваться «либеральными рецептами», от которых в мире давно отказались

Мир движется от Маркса к Беллу . И капитализм, и социализм первой половины XX в . стремились своими средствами накормить голодных и поднять жизненный уровень населения . Эта задача уже решена . Продолжительность жизни в большинстве развивающихся стран уже увеличилась почти вдвое Перед миром стоят совсем другие большие вызовы

Известно ленинское утверждение, что политика есть концентрированное выражение экономики Но эту цепочку можно продолжить Сама экономика - это результат использования технологий, которыми владеет общество и которые применяют люди, получившие соответствующее образование Но и технологии, и образование опираются на научные достижения, которые общество создало или освоило Во главе угла в постиндустриальном мире оказываются не компьютеры, ресурсы или деньги, а человек Обсудим, как это должно изменить систему образования

точка зрения. Последующие рассуждения опираются не только на статистические данные и результаты моделирования, но и на собственный опыт. С 1990-х гг . мне довелось преподавать в Московском государственном университете имени М В ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, быть проректором Российского открытого университета . В настоящее время преподаю в Московском физико-техническом институте, в Московском государственном техническом университете им . Н . Э . Баумана, а также в Российском университете дружбы народов Довелось вести семинары и читать естественнонаучные, математические и гуманитарные курсы . Поэтому картина представляется достаточно объемной

На моих глазах проходили многочисленные реформы - гуманизация, гуманитаризация, фундаментализация, информатизация, «болониза-ция», «интернетизация», компьютеризация, «университезация», «ЕГЭ-зация» - которые, вопреки уверениям реформаторов, не улучшали,

а ухудшали положение дел . С этой «преподавательской колокольни», осознавая все её ограничения, мы и посмотрим на нынешнее состояние и перспективы высшей школы .

Проблемы рынка труда. Одна из ключевых проблем, многократно снижающих эффективность российского образования, лежит вне образовательной системы . Человек должен ясно представлять, для чего он учится, что это даст ему в дальнейшем, где он с полученной квалификацией сможет работать . У большинства российских студентов понимания этого, к сожалению нет. Американские студенты, к примеру, представляют это прекрасно . Те их них, с кем мне довелось общаться, знают, насколько увеличит их зарплату каждый сданный ими курс . Неопределенность будущего в России приводит к тому, что подавляющее большинство студентов инженерных специальностей, которых мне довелось учить, не работают в соответствии с полученной квалификацией, а уходят в банки, компьютерные фирмы, занимаются репетиторством . Они стремятся сменить поле деятельности и получить второе образование, никак не связанное с первым

И действительно, если в перспективе Россия будет оставаться сырьевым донором более развитых стран, то нужны одни люди . С их подготовкой российская система образования после всех реформ вполне успешно справляется . Если страна будет совершать прорыв, технологический рывок (как это в свое время делалось в СССР, в Японии, Китае, Южной Корее), то нужно быстро и существенно повышать уровень подготовки специалистов . Мировой опыт показывает, что подготовка специалистов для предстоящего рывка, для развития следующего технологического уклада, должна опережать экономические и технологические перемены . Поэтому, чтобы выстроить эффективную образовательную стратегию, надо заглядывать в будущее

Во многих развитых странах это помогает сделать индикативное планирование . В Японии и Китае важную роль в формировании рынка труда и развитии системы образования играют долговременные социально-экономические и технологические прогнозы и пятилетние планы, к разработке которых привлекаются ведущие специалисты и руководители страны Они ориентируют предпринимателей на решение стратегических задач национального уровня, университеты получают конкретный «социальный заказ» на подготовку специалистов для разных сфер жизнедеятельности Молодежи они дают достоверную информацию о направлении развития страны и о том, какие специалисты будут востребованы

К сожалению, ничего подобного в России пока нет . Страна «застряла» в точке бифуркации И это безвременье, состояние неопределенности, является важным фактором, разрушающим отечественное образование Почти тридцатилетний эксперимент показал, что

ни «рынок», ни «бизнес» в России с задачами стратегического развития страны в целом и системы образования в частности справиться не могут

В стране регулярно озвучиваются различные планы, проекты, программы . Можно напомнить национальные проекты: 4И (Инновации, Инвестиции, Инфраструктура, Институты), «Программу развития цифровой экономики РФ» и др Как правило, они не дают желаемых результатов и затем забываются Быстрое развитие, «прорывы» требуют не слов, а дел и эффективной обратной связи - если что-то из запланированного не получилось, надо разбираться, почему, и как можно выправить ситуацию Без этого трудно вернуть доверие молодежи к правящей элите и сформировать отношение к образованию как к важному, полезному и интересному делу Вместе с тем мировой и отечественный опыт показывают, что добиться выполнения этого «необходимого условия», играющего ключевую роль для системы образования, можно в течение нескольких лет .

демократизация высшей школы. Государственный аппарат, чиновничество, бюрократия являются очень важной частью государства Они поддерживают гомеостаз, обеспечивают выполнение принятых решений Однако работа подобных систем требует ясного целеполага-ния и контроля Иначе бюрократический аппарат начинает работать на себя . Часть начинает решать свои задачи, которые могут быть никак не связаны с проблемами целого

В свое время Николай II говорил, что Россией правит не он, а 40 тыс . столоначальников Стремление среднего чиновника сохранить свое положение приводит к желанию переложить ответственность и решение на вышестоящих сотрудников, «машинизировать» свою работу, сводя её не к решению конкретных задач, а к выполнению инструкций При этом планирование, прогноз, выяснение, к чему же привела предыдущая деятельность, кто несет персональную ответственность за доведение разумных инициатив до абсурда, всячески тормозится или блокируется

В полной мере эти «болезни аппарата» поразили и российское образование Проявления этого недуга разнообразны и многочисленны При аттестации ряда вузов понадобилось напечатать несколько миллионов страниц документов Эти гигантские стопки бумаг невозможно прочитать И сама процедура аттестации напоминает странный, нелепый ритуал, давно утративший свой первоначальный смысл При этом «эффективным менеджерам» кажется, что сущности, о которых они не имеют понятия, - дело очень нехитрое, а чужие задачи гораздо проще своих Прекрасный пример такого подхода дает глава Сбербанка Герман Греф, заявивший на Восточном экономическом форуме: «Одна из моих личных целей - убить экзамены» . До этого он сообщил: «Я

категорический противник математических школ» и потребовал готовить поменьше «математиков и программистов» .

Экономисты спорят: находится ли российская экономика в состоянии рецессии или стагнации . Процент по кредитам блокирует развитие производства . Казалось бы, банкам надо решить много проблем, но Сбербанк решительно взялся за искусственный интеллект и собирается «внедрить свои наработки в производство», а в программе «Развитие цифровой экономики РФ» отвечает за безопасность .

Без необходимого контроля отечественная бюрократия может превратить любое начинание в абсурд, каким бы разумным оно ни было Только что говорилось о стратегическом планировании . И силами бюрократии принятый закон о стратегическом планировании начал исполняться - стратегически планировать стали все, начиная с уровня муниципалитетов . В Совете безопасности имеется около 100 тыс . документов по стратегическому планированию, принятому государственными органами различного уровня, и около 100 концепций, доктрин, стратегий развития разных сфер жизнедеятельности, никак не согласованных друг с другом Бюрократия указания выполнила, но так, что о стратегическом планировании можно забыть, либо всю эту работу надо начинать заново

За время реформ появилось интересное новое понятие - «эффективный менеджер» Под этим понимается бюрократ, готовый руководить любой организацией в любой области, даже не имея о ней ни малейшего представления и не интересуясь самой деятельностью, которой призван руководить . Что же могут эти люди? К сожалению, вполне достаточно, чтобы развалить вверенную им организацию или резко ухудшить её работу . В их арсенале слияние, объединение, укрупнение, ликвидация вузов, исследовательских институтов, школ (и между собой, и с детскими садами). Другой любимый прием - реорганизация и «модернизация» . В нескольких вузах, где я работаю, уже нет ни факультетов, ни кафедр, (которые верой и правдой служили делу образования последние 80 лет). Зато появились «школы», «департаменты», «академии», «институты» . Раньше ещё были «центры превосходства», но потом их упразднили . Мне так и не удалось выяснить, кто и кого должен был превосходить При этом большинство указаний, дискуссий, распоряжений не касаются содержания образования, а ограничиваются его формами, вопросами финансирования, администрирования и т д

Проблема дебюрократизации - важнейшая для российского образования И решается она довольно просто, поскольку главный критерий деятельности вуза - знания, умения и навыки его выпускников . В Японии крупные компании, которым нужны специалисты, организуют экзамены выпускников вузов, желающих у них работать, не довольствуясь бумагами, полученными ими по окончании . Так же поступает Yandex.

Эту проблему можно решать на национальном уровне, как в США . Когда страна планировала прорыв в области информатики, была создана комиссия при Конгрессе . Она привлекла ведущих ученых для составления программ, а затем написания учебников, и организовала контроль университетов, дающих образование в этой области, контрольные работы для студентов, беседы с преподавателями . Хорошо организованная работа дала отличный результат. По тому же пути идут директора ряда московских школ, предлагая соискателям, независимо от их дипломов, написать тест ЕГЭ по предмету, которому они собираются учить К сожалению, результаты этого теста у выпускников многих педагогических вузов неудовлетворительны

Еще один хороший прием нашей бюрократии - смена правил игры по ходу самой игры . Правила «начисления баллов» московским школам или «планы по статьям» научным институтам. Про что статьи - неважно, но их число - единственный показатель, который наша бюрократия умеет измерять

Тотальная бюрократизация не улучшила, а ухудшила отечественное образование, сотни миллионов напечатанных страниц не дали результата . Значит, надо возвращаться к здравому смыслу и к тем алгоритмам, которые дают результат, а не создают видимость бурной деятельности реанимация средней школы . Наших студентов трудно выучить, так как в вузе нет ни времени, ни возможности восполнить многие пробелы средней школы . Во многих вузах России мы ставим небывалый в истории эксперимент - пытаемся дать высшее образование тем, кто не имеет приличного среднего . Большинство телепередач о школе и бодрые рапорты чиновников образования создают иллюзию, что со средней школой у нас всё отлично . Это далеко не так, в чем преподаватели вузов убеждаются ежедневно

Советские школьники занимали первые или ведущие позиции в мире Затем были вложены большие усилия, чтобы дискредитировать и развалить советское образование . Один из идеологов реформ писал, что от советской модели, основанной на «культуре полезности» надо перейти к иной, в основе которой «культура достоинства» В конце концов разрушить прежнюю систему реформаторам удалось, а создать новую, сравнимую по своему уровню и эффективности со старой, нет .

Известная система международных сравнений PISA оценивает способность 15-летних школьников применять свои знания по математике, физике и естественным наукам, а также родному языку В Табл представлены результаты 2016 г. Видно, что наши ребята находятся в третьем, а то и в четвертом десятке По общей оценке российские школьники не входят в ведущую группу и находятся в середине мировой табели о рангах . До нескольких последних лет результаты российских команд по математике на международных олимпиадах также были

неудовлетворительны Среди лидеров в области среднего образования Китай и быстро развивающиеся «тихоокеанские тигры», делающие ставку на высокие технологии

таблица. результаты PISA за 2016 г.

Математика Естественные науки Родной язык

1. Сингапур 564 1. Сингапур 556 1. Сингапур 535

2. Гонконг, Китай 548 2. Япония 538 2. Канада 527

3. Макао, Китай 532 3. Эстония 536 3. Гонконг 527

4. Тайвань 542 4. Тайвань 532 4. Финляндия 526

5. Япония 532 5. Финляндия 531 5. Ирландия 521

6. Китай 531 6. Макао, Китай 529 6. Эстония 519

7. Корея 524 7. Канада 528 7. Южная Корея 517

8. Швейцария 521 8. Вьетнам 525 8. Япония 516

9. Эстония 520 9. Гонконг 523 9. Норвегия 513

10. Канада 516 10. Китай 518 10. Макао, Китай 509

25. Россия 494 25. США 496 23. Тайвань 497

26. Франция 493 24. США 497

27. Великобритания 492 32. Россия 487 25. Испания 496

33. Люксембург 483 26. Россия 495

39. США 470 34. Италия 481 27. Китай 494

Источник: http://factsmaps.com/pisa-worldwide-ranking-average-score-of-

math-science-reading/

Есть парадоксальное утверждение: образование - это то, что остается, когда всё выученное забыто . Остается то, что человек понял, что ему очевидно, его мировоззрение . Со всем этим у нас сейчас большие проблемы . Приведу два примера . Издательство URSS - крупнейшее в России по числу наименований учебной и научной литературы - регулярно набирает корректоров, редакторов, макетировщиков и т .д. Для выполнения своих обязанностей им нужно знание арифметики и элементарных компьютерных программ . Поэтому соискателям дается небольшая контрольная . Например, одно из заданий - вычислить 2/3+3/4, посчитать объем цилиндра данного радиуса и высоты и т. д . Примерно 9 из 10 соискателей объясняют, что это очень простые задачи, и что ответы и решения они пришлют вечером по интернету ... Иными словами, у них нет среднего образования ...

Магистрам и бакалаврам старших курсов, которым я преподаю, чтобы освоить курс, нужны школьные знания по физике, химии и математике Поэтому приходится выяснять уровень имеющихся знаний

Интересуюсь, почему Земля не падает на Солнце, почему бывает зима и лето, как открывали химические элементы в XIX в . Правильных ответов практически нет . Регулярно слышу, что Земле не дают упасть другие планеты, что зима наступает, когда Земля находится далеко от Солнца, потому что она вращается по эллипсу, а чтобы открыть новый элемент, надо те, что уже открыты, перемешать, нагреть и посмотреть, что получится ...

Те, кто имеют дело со школой, знают, что образование ныне, по факту, стало платным и достаточно дорогим - бесплатные спортивные секции и кружки остались в советском прошлом И это сужает круг молодых людей, готовых к получению высшего образования Очень многое из того, что раньше давала школа, сейчас возложено на родителей По данным социологов примерно половина российских школьников прибегает к помощи репетиторов, что говорит о развале среднего образования

Катализатором развала стал Единый государственный экзамен (ЕГЭ), введенный по инициативе научного руководителя Высшей школы экономики Е Г Ясина, как он сам утверждает, «для борьбы с коррупцией и повышения доступности высшего образования» О вреде этой реформы сказано и написано очень много Сама идея с помощью единого теста отсеивать худших (которым нельзя выдавать аттестат о среднем образовании) и выделять лучших (которых следует принимать в престижные вузы) представляется нелепой

То, что не спрашивается, как правило, и не учится (как тут не вспомнить борца с экзаменами Г О Грефа) В советской школе писали выпускное сочинение, контрольную по математике и сдавали почти десяток устных экзаменов По факту, сейчас главная цель большинства школ сводится к натаскиванию на сдачу ЕГЭ Поэтому общий уровень культуры упал; мировоззрения, опирающегося на науку, у большинства выпускников нет; элементарные представления о химии, биологии, истории, не говоря об отечественной литературе, у будущих инженеров и математиков отсутствуют .

Такое сужение кругозора в эпоху гуманитарно-технологической революции очень опасно по двум причинам Первая связана с развитием технологий По мнению выдающегося специалиста в области философии науки академика В . С . Стёпина, ядром формирующейся научной картины мира в XXI в . будут междисциплинарные подходы, и, в частности, теория самоорганизации [6]. Эти же подходы являются основой для разработки многих высоких технологий Достаточно напомнить нанотехнологическую инициативу, технологическую платформу SCBIN (SocioCognitoBioInfoNano), множество идей, моделей и решений, успешно и плодотворно перенесенных из одной области или научной дисциплины в другую [7]. Но если всех этих представлений

у будущих инженеров нет, то поле их возможностей многократно сужается

Вторая причина связана с тем, что сейчас всё большее значение приобретает управление рисками инноваций, технологий, управленческих решений Необходимо предвидеть наиболее вероятную реакцию социально-экономических систем на такие решения, на предлагаемые технологии . Однако без минимума знаний в гуманитарной области это невозможно

Кроме того, ЕГЭ, по сути, ликвидировал профориентацию Молодежь обычно смотрит «куда возьмут», «где престижнее», не понимая, чем придется заниматься, и не осознавая, что это решение - одно из главных в жизни Единый экзамен как пылесос высасывает наиболее подготовленную молодежь из провинции, в которую она более не возвращается ЕГЭ изуродовал отечественную систему образования и продолжает ломать систему расселения страны, что ещё более серьёзно Московский мэр С С Собянин заявил, что в «воронку» московской агломерации втянуто около 40 млн . человек, из которых 25 млн . находится в зоне её интенсивного притяжения [8]. Другими словами, каждый четвертый житель страны в той или иной степени является москвичом По сути, российские просторы пустеют и формируется огромное «московское княжество» . Следствия этого требуют отдельного анализа, однако достаточно очевидно, что такой масштабный процесс представляет очень серьёзную угрозу для национальной безопасности и территориальной целостности страны

Мысль о том, что на больших характерных временах именно образование и культура, смыслы и ценности определяют судьбу страны, высказывались неоднократно Например, выдающийся испанский философ Х . Ортега-и-Гассет (1883-1955) писал: «Если образование - это преобразование реальности в соответствии с некой высшей идеей, носителями которой мы являемся, и образование должно быть общественным и никаким иным, отсюда вытекает, что педагогика является наукой о преобразовании общества» [9: 398] Он вложил огромные усилия, чтобы преобразить Испанию, настойчиво меняя её систему образования И наше будущее неразрывно связано с происходящим сейчас в средней школе При нынешнем положении вещей в средней школе надеяться на подготовку современных полноценных специалистов не приходится

Однако и эта проблема имеет два решения - хорошее и очень хорошее . В теории управления риском рекомендуют в чрезвычайной ситуации, если возможно, понять, каким же образом объект управления оказался в кризисе Если это стало результатом ошибок в управлении, то их следует исправлять и выводить систему из зоны кризиса, возвращаясь назад . Анализ образовательных реформ новой России позволяет

проследить, какие системообразующие элементы и на каком этапе ломались, и что сейчас можно отыграть или восстановить . Разумеется, это не позволит в современном российском обществе вернуться к советской школе - мы живем в другой стране, но поможет эволюционным путем выйти из зоны переживаемого сейчас кризиса

Второе решение лучше, но сложнее в реализации . За последние тридцать лет отечественная школа прошла большой «путь вниз по лестнице, ведущей вверх» . В то же время системы образования Китая, Сингапура, Южной Кореи и ряда других стран модернизировались и, судя по результатам социально-технологического развития своих стран, добились больших успехов (опираясь, в том числе, и на советский опыт). Эти результаты и новые подходы можно учесть . Кроме того, есть интересный опыт выращивания «точек роста» в образовательном пространстве, - введение метапредметов, школа «Сириус», проект «Моя страна - моя Россия», многие другие - и ряд педагогов, добившихся, несмотря ни на что, блестящих успехов . Есть понимание, как собрать из этого российскую школу более высокого уровня, чем нынешний [10].

Ломать - не строить и строить - не ломать . Если реформаторы от образования стремились поскорее разрушить советскую систему, выполняя идеологическую задачу и не считаясь с издержками такого курса, то здесь следует делать иначе . Надо начинать педагогический эксперимент, например, опираясь на программу [10], постепенно расширяя его масштабы, корректируя методики и т.д . Примерно так действовали в последние десятилетия в Китае, и у них неплохо получилось . Должно получиться и у нас

Возврат высшей школы к решению своей главной задачи. Спросим себя, - какова главная задача вузов? На первый взгляд, ответ очевиден - готовить квалифицированных, ответственных, современных специалистов Судя по нескольким выступлениям, президент России думает также . Исходя из этой логики, оцениваться в работе преподавателей и профессоров, прежде всего, должно умение помочь студентам овладеть преподаваемыми им курсами . На мой взгляд, преподавание является важной, ответственной, заслуживающей уважения работой

Но, по факту, дела-то обстоят сейчас в нашем отечестве совсем иначе Преподавательская деятельность считается чем-то второстепенным, само собой разумеющимся и не заслуживающим особого внимания занятием . Ценится и оплачивается совсем другое - число научных работ . При этом особенно ценятся те, на которые есть ссылки в зарубежных базах данных Scopus, Web of Science . В отсутствие таких работ зарплата будет минимальной и шансы потерять своё место весьма велики . Дело обстоит, как в известной антиутопии: «Первичное вторично, вторичное - первично»

Лошади, которые скачут через барьеры, и тяжеловозы хороши по-своему, но никому в голову не приходило организовывать «лошадиное многоборье», - устраивать соревнования, на которых надо одним и тем же лошадям и через барьеры скакать, и тяжести таскать Но нашим бюрократам от образования пришло! При этом, как правило, ссылаются на Вильгельма фон Гумбольдта (1676-1835), немецкого философа, филолога, чиновника, дипломата и теоретика образования, видевшего прямую связь между образованием и исследованиями . Однако основная его мысль была другой . По его теории познание следует рассматривать как «непрерывное взаимодействие между нашим способом бытия и нашим способом суждения» [9: 138]. По-видимому, это гораздо ближе к современной идее непрерывного образования в течение всей жизни

Конечно, важно ориентироваться на выдающихся педагогов, однако за прошедшие со времен Гумбольдта 250 лет ситуация существенно изменилась Наука с тех времен стала огромной отраслью Гумбольдт занимался в основном философией, филологией и теорией образования, что требовало лишь пера и бумаги для изложения своих мыслей Современная наука нуждается в одних случаях в дорогих приборах и реактивах, в других - в экспедициях, в-третьих - в ускорителях, спутниках или телескопах Иметь это во многих вузах, которые понуждают к занятиям наукой, нереально . Путь к переднему краю науки во многих областях является очень длинным, и пройти его студентам, не освоившим азов школьной программы, даже при помощи научного руководителя, очень трудно . Наконец, занятия наукой требуют времени, сосредоточенности, работы с литературой При сверхнагрузке большинства преподавателей это нереально При низких преподавательских зарплатах даже во многих ведущих вузах преподаватели вынуждены работать на нескольких работах или заниматься репетиторством Недоплачивая преподавателям, мы наказываем не только наших студентов, но и самих себя Недоученные врачи, инженеры, учителя, пилоты - большая опасность для общества

Конечно, и в истории науки, и в российских вузах есть выдающиеся ученые, которые прекрасно читают лекции Однако это, скорее всего, исключение, а не правило . Да и какой науки можно требовать от преподавателей физкультуры, математического анализа, начертательной геометрии и многих других важных дисциплин, которые «закончились» несколько веков назад?! Но «бюрократический спрос» рождает «преподавательское предложение», - в результате мы имеем «псевдонауку», имитацию научной деятельности, информационный шум, масштабы которого растут

Большой ошибкой является объединение науки и образования в одном ведомстве, поскольку эти сферы, несмотря на внешнее сходство,

кардинально отличаются по сути . Образовательная система передает уже имеющиеся знания, умения, навыки, смыслы, ценности, технологии следующему поколению . Она обеспечивает воспроизводство социально-экономической и социально-технологической системы общества . Здесь легко планировать и достаточно эффективно управлять .

Наука ориентирована на получение новых знаний, на развитие . Фундаментальная наука исследует неизвестные свойства природы, общества и человека Здесь не понятно, сколько времени и усилий потребует решение той или иной задачи . Поэтому «планировать» в одних случаях трудно, в других - невозможно .

Наука в современном мире является производительной силой Важнейший «заказчик» науки - промышленность и, прежде всего, её высокотехнологичный сектор . Ещё Энгельс говорил, что практические надобности продвигают науку больше, чем десяток университетов Но обрабатывающая промышленность у нас, в лучшем случае, восстанавливается после череды кризисов и реформ... Реального заказчика пока нет и инновации пробивают себе дорогу с большим трудом Судить же об организации по числу и цитируемости работ так же нелепо, как оценивать качество оперы по тому, сколько в ней нот.

Исправить эту ситуацию очень просто Надо платить добросовестно работающим преподавателям достаточно для того, чтобы они не «крутились», а могли хорошо делать своё дело на одной работе . Наука, писание бумаг, общественная деятельность, совместительство должны в вузах рассматриваться и оцениваться как бонусы, а не как «обязательная программа»

Указом президента было велено повысить зарплату преподавателям и ученым Наше министерство вместо этого начинает считать зарплатой гранты, договоры, случайные заработки Это ошибка Если нет денег на повышение зарплаты, об этом надо честно сказать, а не заниматься имитацией .

Подготовка научных кадров. Роль науки в развитии общества в ходе гуманитарно-технологической революции увеличивается . Поэтому не только для осуществления прорыва, но и для поддержания техносферы на безопасном уровне, повышения качества и продолжительности жизни, обеспечения национальной безопасности, надо готовить на современном уровне исследователей Естественно, это должны делать ученые, реализуя схему, - Гимназия - Университет - Академия, которую имел в виду ещё Петр I в 1724 г. , создавая Академию наук .

К сожалению, реформы в России пошли в противоположном направлении, исходя из ложной посылки реформаторов, что академическая форма организации науки устарела и что сейчас «вся наука в мире делается в университетах» . На этом основании в 2014 г. Российская академия наук была лишена научно-исследовательских институтов

и превращена в клуб ученых . Принятый и утвержденный правительством устав исключает РАН из числа научных организаций, которые могут вести научные исследования . На парадоксальность этого решения -Академия наук без науки - ученые не раз обращали внимание властей .

Конфискованные у Академии институты ныне находятся в ведении Министерства науки и высшего образования, а университетам предписали более активно заниматься научной деятельностью Результаты проведенной реформы много раз обсуждались в научном сообществе Мнения разделились - одни ученые считали, что стало хуже, чем было, другие полагали, что стало совсем плохо

Вернемся к исходной посылке о том, что «вся наука делается в университетах» . Приведем список 10 ведущих научных центров и долю статей в ведущих мировых изданиях:

1 . Китайская академия наук (14%);

2 . CNRS - Французский национальный центр научных исследова-

ний (12%);

3 . Общество Макса Планка (10%);

4 . Гарвардский университет (7%);

5 . Объединение немецких исследовательских центров Гельмгольца

(6%);

6 . Массачусетский исследовательский институт (5%);

7 . Стэнфордский университет (5%);

8 . Пекинский университет (4%);

9 . Калифорнийский университет (Беркли) (4%);

10 Кембриджский университет (4%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китайская академия наук - крупнейший в мире научный центр, созданный по образу и подобию Академии наук СССР, финансируется китайским правительством В 114 институтах Китайской академии наук трудится 60 тыс ученых и осуществляется большинство исследовательских проектов страны Научный Китай на взлете - число статей, опубликованных китайскими учеными в ведущих мировых изданиях с 2016 по 2018 гг ., выросло на 17% . Доля публикаций российских ученых в этих изданиях составляет 3,6%, южнокорейских - 5,8%

Дело не только в щедром финансировании - быстро растущая высокотехнологичная промышленность страны требует новых разработок Ещё более важно то, что китайские ученые предпочитают работать дома, а не за границей В 2013 г 9 из 10 китайских студентов продолжали работать в США и через 5 лет после получения степени . В 2017 г . более 480 тыс . ученых, работающих по перспективным направлениям, вернулись в Китай

Жаль, что «курицу, несущую золотые яйца» - Российскую академию наук - сначала посадили на голодный паек, а потом и зарезали . Заметим, что CNRS - правительственный научный центр, а общество Макса

Планка - неправительственная некоммерческая организация . Три первых ведущих мировых научных центра мира не являются университетами

Кроме того, «вузовская бюрократия» достаточно инертна, в то время как развитие науки и промышленности зачастую происходит «в быстром времени» . Например, в США четко разделяют подготовку «компьютерных инженеров» (computer engineering) и специалистов по компьютерным наукам (computer science) . На 9 «инженеров» приходится один «исследователь» . Очевидно, этих людей надо учить разному и по-разному.

Мои усилия, направленные на то, чтобы объяснить это на нескольких факультетах «вычислительной математики и кибернетики» (само название звучит достаточно архаично) более, чем за десяток лет, не увенчались успехом

Доля статей в ведущих мировых журналах по разным научным направлениям наглядно показывает объем вкладываемых средств и надежды, которые связывают с развитием различных дисциплин . Лидеры, судя по публикациям, сейчас таковы: биологические науки (36%), физика (34%), химия (21%), науки о земле и экология (10%).

Взаимодействие академической и прикладной науки с вузами давно является «болевой точкой» министерств, занимавшихся образованием Намерения и планы оставались на бумаге, ведомственные интересы брали верх Проблему отчасти решало совместительство Но сейчас в ряде ведущих вузов оно сильно сокращено или прекращено, что сужает разнообразие подходов, с которыми знакомятся студенты, и во многих случаях лишает их возможности многое узнать о науке «из первых рук» и включиться в научную работу В ряде ведущих институтов в последние годы были проведены прекрасные ремонты Мрамора и гранита стало больше, но денег на совместительство меньше (очевидно, они идут по другой статье) Пропасть между наукой и образованием растет ...

Нынешнюю ситуацию можно проиллюстрировать с помощью математической метафоры, широко используемой в теории самоорганизации [12]. Пусть xn - доля исследователей в населении . Отнормируем эту величину так, что 1 будет соответствовать предельному значению, которое общество может позволить себе на данной стадии развития Параметр X определяет эффективность воспроизводства научного сообщества, что также зависит и от системы образования, n - время в го-

Квадратичный ограничивающий член описывает «внутривидовой отбор» среди тех, кто хочет прийти в науку

дах

Выписанное отображение может иметь очень сложную и богатую динамику и множество различных бифуркаций Но в нашем случае мы столкнемся с простейшей . При 1 < Л< 3 , {Хп X , где х* = 1 — 1/ Л , то есть численность исследователей в этом интервале параметров нормально воспроизводится . Однако при о <Л< 1, {х 0, то есть сообщество вымирает По-видимому, именно такая ситуация сейчас и имеет место

Это показывает, в частности, очень низкий процент защит кандидатских диссертаций после окончания аспирантуры, снижающийся уровень работ на конкурсах для молодых ученых, уменьшение числа людей, желающих сделать академическую карьеру, а также проблемы с замещением сотрудников бывших академических институтов, вплоть до директорского корпуса...

К счастью, решение этого круга проблем также представляется вполне доступным Стране нужно хотя бы несколько крупных амбициозных научно-технических проектов, чтобы молодежь пошла в науку. Нужно сделать так, чтобы реализовать свои проекты в России было легче и интереснее, чем за рубежом. Надо, чтобы ученые сами готовили себе смену Позитивный опыт здесь есть - Академический физико-технический университет РАН, созданный академиком Ж . И . Алферовым на базе Физико-технического института им . А . Ф . Иоффе, и Государственный университет гуманитарных наук, созданный на базе ряда академических институтов

Организационные шаги также понятны . Воссоздание в качестве независимых структур Госкомитета по науке и технике, Высшей аттестационной комиссии, занимающейся присуждением научных степеней Придание РАН координирующих развитие фундаментальной науки функций и ряда вузов, готовящих исследователей Российскому образованию и науке повезло, - важнейшие образовательные инициативы в стране исходили от выдающихся ученых мирового уровня . По инициативе нобелевских лауреатов академиков П . Л . Капицы и Н . Н . Семенова был создан Московский физико-технический институт [13], выдающийся математик XX в . академик А . Н . Колмогоров создал школу-интернат при МГУ, во многом благодаря академику А . Н . Тихонову в стране было организовано преподавание прикладной математики, что сыграло очень важную роль в компьютерную эпоху и т д Как правило, эти большие ученые, государственно мыслящие люди, видевшие в образовании будущее страны, шли своим оригинальным путем, следуя принципу И В Курчатова: «Обгонять не догоняя» И это давало прекрасные результаты К этой традиции стоит вернуться

Нзменение принципов оплаты труда. Выделение денег на ту или иную сферу жизнедеятельности может иметь как созидательный, так и разрушительный характер . В полной мере это относится и к высшей

школе . Судя по данным, представленным на сайтах университетов, в ряде вузов России сформировалась «вузовская аристократия», - официально выплачиваемые зарплаты ректорам и лицам к ним приближенным составляют, а иногда и превышают, 1 млн . руб . / месяц . Это в десятки, а иногда и в сотни раз больше, чем зарплаты большинства рядовых сотрудников . Это разлагает коллектив и резко снижает эффективность его работы

Многие социологические исследования были посвящены поиску оптимальной модели оплаты труда . Выяснилось, что и «уравниловка» и «сверхдифференциация» лишают работников нормальных стимулов . Чем плохи «вузовские олигархи»? Они живут со своим коллективом в разных пространствах . Есть известная пословица «Сытый голодного не понимает» Но верно и обратное, - голодный не понимает и не хочет понимать «сытого» Когда в государственном вузе профессор с мировым именем получает в 10 раз меньше бухгалтера или помощника ректора по хозяйственной части, то сразу становится понятно, что происходит что-то не то . Поэтому указания ректора исполняются формально или вообще не исполняются, если не «пинать» Сроки выполнения проектов затягиваются Общего дела нет, а есть адаптация к бюрократическим требованиям, какими бы нелепыми они ни были . И отношения в коллективе вуза сводятся к старой доброй модели «баре и холопы» . Это также одно из проявлений обсуждаемого кризиса

По-видимому, реформаторы надеялись, что наличие «олигарха-та» в разных сферах жизнедеятельности заставит низы более активно конкурировать и увеличивать свои доходы, карабкаться вверх по служебной лестнице . Этого не произошло . Большие деньги в руках немногих сыграли разрушительную роль, породили массовое представление об ущербности и несправедливости происходящего Модель не сработала Значит, от неё надо отказываться

В государственных вузах это легко сделать, введя соответствующую шкалу оплаты труда и разбираясь с источниками сверхдоходов Современной негосударственной же системы высшего образования, несмотря на все реформы и большие усилия, в России не сложилось Несколько удачных исключений здесь подтверждают общее правило Поэтому вполне достаточно навести порядок в государственных вузах

Вывод высшей школы из кризиса в контексте главной задачи. Совершенствование высшей школы, очевидно, является не самоцелью, а элементом общей работы по решению основной задачи, стоящей перед Россией. Эта задача, как определил её президент, является цивили-зационной.

Нынешнюю картину, с позиций цивилизационного подхода, очень точно очертил американский футуролог Олвин Тоффлер: «Сегодня мы мчимся к полностью иной структуре власти, которую создает мир,

разделённый не на две, а на три четко определенные, контрастирующие и конкурентные цивилизации . Первую из них символизирует мотыга, вторую - сборочная линия, третью - компьютер.

В разделенном натрое мире сектор Первой волны поставляет сельскохозяйственные и минеральные ресурсы, сектор Второй волны дает дешевый труд и массовое производство, а быстро расширяющийся сектор Третьей волны восходит к доминированию, основанному на новых способах, которыми используется и создается знание

Страны Третьей волны продают всему миру информацию и новшества, менеджмент, культуру и поп-культуру, передовые технологии, программное обеспечение, образование, профессиональное обучение, здравоохранение, финансирование и другие услуги Одной из этих услуг может оказаться военная защита, основанная на владении превосходящими вооруженными силами Третьей волны» [14: 51,52].

Россия в мировом разделении труда занимает место одной из цивилизаций Первой волны . Чем дольше она будет пребывать в этом качестве, тем меньше шансов у нашей страны сохранить суверенитет, территориальную целостность и социальную стабильность [1, 3]

Еще в 2001 г. президент РФ ставил задачу перевести Россию от «экономики трубы» на инновационный путь развития Мир России должен стать цивилизацией Третьей волны . Вывод отечественной высшей школы из кризиса является необходимым условием для решения этой исторической задачи

Список литературы

1. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. 3-е изд . М . : Эдиториал УРСС, 2001. 288с.

2. Моисеев Н. Н. Математика ставит эксперимент . М . : Наука, 1979. 224с.

3. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Россия: XXI век. Стратегия прорыва . Технологии . Образование. Наука. Изд. 2-е. М . : ЛЕНАНД, 2017. 304с. (Будущая Россия № 26).

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество . Опыт социального прогнозирования . М . : Academia, 2004. CLXX, 788c.

5. WeizsäkerE. U., Wijkman A. Come on! Capitalism. Short-termism, Population and the Destruction of the Planet . A Report to the Club of the Roma . NY: Springer Nature, 2018, 220 p.

6 . Горизонты синергетики: Структуры, хаос, режимы с обострением . / Под ред . Г . Г. Малинецкого . М . : ЛЕНАНД, 2019. 464с. (Синергетика: от прошлого к будущему, № 89).

7. Малинецкий Г. Г. Чтоб сказку сделать былью . Высокие технологии - путь России в будущее . М . : URSS, 2014. 224с. (Синергетика: от прошлого к будущему № 58, Будущая Россия № 17).

8. Найденов И., Рыжкова А., Резниченко А. Где Москва нерезиновая: как избавиться от зависимости // Русский репортер, № 16 (481), 2-23 сентября, 2019 . С. 10-19.

9. Севилья Д. Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1995) // Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании: От Конфуция до Дьюи . М . : Изд . дом ВШЭ . С. 398-405.

10. Громыко Ю.В. Российская система образования сегодня: Решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология . М. : ЛЕНАНД, 2019. 368с. - (Будущая Россия № 30).

11. Каналес М, Макнотон Ш. Научный бум в Китае . // National Geographic, Россия, 2019, сентябрь, с. 48.

12. Малинецкий Г. Г. Математические основы синергетики: Хаос, структуры, вычислительный эксперимент . Изд . 7-е . М . : Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2012. 312с. (Синергетика: от прошлого к будущему № 2).

13. Капица П. Л. Эксперимент. Теория . Практика. М. : Наука, 1974. 288 с.

14. Тоффлер Э. Тоффлер Х. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороться . Как выжить на рассвете XXI века . М . : АСТ: Транзиткнига, 2005. 413с. (Philosophy).

Сведения об авторе

Малинецкий Георгий Геннадьевич - доктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом Института прикладной математики им. М. В. Келдыша Российской академии наук. E-mail: gmalin@keldysh.ru

Humanitarian-technological revolution and the crisis of higher education in Russia

Malinetskii George Gennadievich - Grand PhD in physical and mathematical sciences, Professor, Head of the Department of the RAS Keldysh Institute of Applied Mathematics, Moscow, Russia. E-mail: gmalin@keldysh.ru

Currently, we see an acute shortage of specialists in many areas of life, which is increasingly called the «personnel disaster.» On the other hand, the prestige and relevance of education among Russian youth is declining. Reforms of education and science carried out in our country for more than 20 years did not give the desired result. The level of education in both secondary and higher schools has fallen significantly in comparison with the Soviet system of the 1980s and the leading countries. This is clearly shown by international comparisons. The situation in the education system of Russia today is increasingly seen as a threat to the national security of the country. The question naturally arises of what to do in this situation. At the same time, it is desirable to find tools and control actions that do not require huge funds.

I show that many problems are caused by the fact that the Russian higher school is guided by the guidelines of the outgoing rather than the coming era. Now there is a transition from the industrial to the post-industrial phase of the development of civilization, from the world of machines to the world of people. It happens very quickly, in the form of a humanitarian-technological revolution, and unfortunately is completely ignored by most domestic universities. I propose several approaches that allow universities in Russia to «face the future.»

The experience of teaching in a number of universities leads to the conclusion that we face with systemic problems. Their solution requires, first of all, a change in the view of the pedagogical and scientific community on the goals, strategy, and future of national education. Only after such a change we can offer managerial decisions that been tested at a number of sites have a chance of success. I present in these notes some of these approaches based on the theory of the humanitarian technological revolution, on the theory of self-organization, and on the experience of mathematical modeling of educational systems.

Key words: higher school of Russia, humanitarian-technological revolution, theory of self-organization, personnel disaster, post-industrial development, designing the future, social and technological breakthrough, educational system order parameters, feedback, reflective processes.

References

1. Kapitza S . P . , Kurdyumov S . P . Malinetskiy G. G. Sinergetika i prognozy budushhego . [Synergies and future projections], Moscow: URSS, 2001. 288 p .

2. Moiseev N. N. Matematika stavit ehksperiment. [Mathematics puts an experiment], Moscow: Nauka, 1979. 224p.

3 . Ivanov V . V . , Malinetskiy G . G . Rossija: XXI vek . Strategija proryva . Tekhnologii. Obrazovanie. Nauka. [Russia: XXI century. A breakthrough strategy. Technology. Education . Science], Moscow: Lenand, 2017. 304 p .

4. Bell D . The coming of post-industrial society: A venture in social forecasting. Basic Books, 1976.

5. Weizsaker E. U . , Wijkman A. Come on! Capitalism. Short-termism, Population and the Destruction of the Planet . A Report to the Club of the Roma . NY: Springer Nature, 2018, 220 p .

6. Gorizonty sinergetiki: Struktury, khaos, rezhimy s obostreniem. Ed. G. G. Malinetskiy . [Horizons of synergetics: Structures, chaos, regimes with exacerbation] Moscow: Lenand, 2019 464 p

7. Malinetskiy G. G. Chtob skazku sdelat' byl'ju. Vysokie tekhnologii - put' Rossii v budushhee . [To make a fairy tale a bull . High technology is Russia's way to the future], Moscow: URSS, 2014. 224 p .

8 . Najdenov I . , Ryzhkova A . , Reznichenko A. Gde Moskva nerezinovaja: kak

izbavit'sja ot zavisimosti . [Where Moscow is non-resident: How to get rid of dependence], Russkij reporter . [Russian reporte], 2-23 sept . 2019, 16(481), P. 10-19 .

9 . Ortega J . La pedagogía social coma programa politico . Obras completas .

Madrid: Revista de Occidente, 1946-1969. T. I, P. 506.

10. Gromyko Yu. V. Rossijskaja sistema obrazovanija segodnja: Reshajushhij faktor razvitija ili put' v bezdnu? Obrazovanie kak politicheskaja tekhnologija . [The Russian educational system today: A decisive factor in development or a path to the abyss? Education as a political technology], Moscow: Lenand, 2019 368p

11 . Canales M . , McNaughton S . See which countries fund the most scientific research National Geographic May 2019

12. Malinetskiy G. G. Matematicheskie osnovy sinergetiki: Khaos, struktury, vychislitel'nyj ehksperiment . [Mathematical foundations of synergetics: Chaos, structures, computational experiment], Moscow: Librokom, 2012. 312 p

13 . Kapitza P . L Ehksperiment . Teorija . Praktika. [Experiment . Theory. Practice], Moscow: Nauka, 1974. 288 p .

14. Toffler A . , Toffler H . A. War and anti-war: Making sense of today's global chaos . Warner Books, 1995. 413 p .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.