география
удк 911.3(470.44)
гуманитарно-географические исследования в саратовском регионе
А. н. Башкатов
Саратовский государственный университет, кафедра физической географии и ландшафтной экологии E-mail: [email protected]
в статье освещается опыт гуманитарно-географических исследований, проведенных в ходе проектов по культурному проектированию территорий локального и регионального масштаба. Приводится оригинальная методика полевого изучения исторической среды, рассматривается применение гиС-технологий в моделировании культурно-символического ландшафта. Ключевые слова: гуманитарная география, культурное проектирование, региональное планирование, гиС моделирование, Саратовский регион
Gumanitarian Geographical Researches in the saratov Region
A. N. Bashkatov
In article experience of the gumanitarian geographical researches spent during projects on cultural designing of territories of local and regional scale is shined. The original technique of field studying of the historical environment is resulted, application of GIS-technologies in modeling of a cultural-symbolical landscape is considered.
Key words: humanitarian geography, cultural designing, regional planning, GIS modeling, the Saratov region.
Проблематика гуманитарно-географических исследований в саратовском регионе
Представление о культурном ландшафте и исторической среде Саратовского региона в последние годы претерпевает существенные изменения. Это объективно обусловленный процесс, вызванный сменой общественно-экономических эпох в стране и сопряженной с этим трансформацией самоидентификации саратовцев, впрочем, как и жителей других регионов. Локальным сообществам и социальным группам надо по-новому осознать своё местоположение в изменившемся политикоадминистративном окружении, найти сильные и уязвимые места в своей культурно-исторической среде.
Ключевым понятием самоидентификации выступает культурный ландшафт как пространственно организованный и объективно познаваемый процесс духовной, интеллектуальной деятельности [1]. Следует особо отметить, что исторические и культурные процессы происходили прежде и совершаются ныне в реальном ландшафте. Именно он является жизненно важным культурно-историческим наследием, в котором живут владельцы наследственного права - наши соотечественники. Людям очень важно знать качество своего богатства и возможность его использования. Ландшафт имеет хорошую память, несравнимую с людской. Долгие годы в нём сохраняется информация об объектах и процессах прошлых состояний [2], наполняющая историческую среду.
Историческая среда в постиндустриальную эпоху проявляется как мощный информационный ресурс, степень освоения которого зависит от наличия технологий выявления и предъявления знаний и образов. Практическое значение ресурсный потенциал культурного ландшафта приобретает, выполняя информационную функцию, которая определя-
© Башкатов А. Н., 2011
ется как проявление свойств территории в социально-экономических процессах [3]. К последним можно с уверенностью отнести и образование, и рекреацию, и научно-творческие практики.
Наибольшая выраженность информационной функции наблюдается в пределах природно-исторических ландшафтов - комплексов исторических и природных объектов, связанных определённым контекстом. Термин «природно-исторический ландшафт» применяется в гуманитарной географии в отношении местностей, где происходили реальные или мифологические события, нашедшие отражение в истории, фольклоре, культуре. В качестве примеров можно привести Куликово поле, храм Покрова Богородицы на Нерли, озеро Светлояр и град Китеж, Медведицкую гряду, место приземления Г агарина. В каждом из этих мест исторический объект неотделим от своего природного окружения [4]. Их сочетание синергетически усиливает внешнее проявление свойств ландшафта. Соответственно и его информационная функция больше, чем простая сумма информации природной и исторической компонент.
В данной статье освещается опыт проектов по изучению трёх природно-исторических ландшафтов Саратовского Поволжья разных территориальных уровней: - локального, в пределах городского района; субрегионального, охватывающего агломерацию двух городов; и регионального, простирающегося на сотню километров вдоль правого берега Волги.
«Музейная долина»
Первый проект связан с маргинальным районом Саратова - Глебучевым оврагом. Долина оврага разнообразно использовалась, являясь ключевым ландшафтным объектом для центра Саратова. Она служила и сельскохозяйственным предместьем, и полем битвы, и ремесленным районом, и водной артерией, пока не стала колоссальной «свалкой» людей и вещей. Эта территория была знаковой для города на протяжении всей его истории. В современной локальной парадигме Глебучев овраг выступает исключительно как проблемное место в экологическом и социальном значении. Изменить отношение горожан к своей земле был призван проект «Музейная долина». Это проект Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева, поддержанный фондом Владимира Потанина в рамках конкурса социально-культурных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире». Основной идеей проекта стало создание на базе дома-музея Павла Кузнецова (филиала Радищевского музея) постоянно действующей коммуникативной площадки в форме арт экспедиции по комплексному изучению пространства города, области и насыщению его культурными объектами и событиями.
Существенной частью проекта «Музейная долина» являлись мероприятия по инвентаризации
«музейных ресурсов» и составлению «экспозиционного плана». В качестве «музейных ресурсов» рассматривались любые объекты, способные иллюстрировать сложную эволюцию Глебучева оврага от реки к канализационному коллектору. Тематический спектр этих объектов достаточно широк: от могилы Н. И. Вавилова на Воскресенском кладбище до стратиграфических разрезов в строительных котлованах. «Экспозиционный план» - это микротуристический маршрут по музею-долине, рассказывающий о какой-либо странице в истории города или различных аспектах его жизни.
Для выявления информационных ресурсов исторической городской среды в рамках проекта была предусмотрена серия комплексных научных полевых экспедиций силами ученых - партнёров проекта: историков, географов, археологов, антропологов, этнографов, социологов, культурологов, философов, филологов. Многоплановость задач, стоящих перед исследователями, определяла разнообразный состав участников экспедиции. Для оценки пространственных, параметрических и структурно-динамических свойств объекта формировалась группа естествоиспытателей из представителей наук о Земле. Группа визуальной антропологии создавала социальный портрет местного населения. Команда иллюстраторов рисовала (с помощью кадров кино- и фотохроники, словесных образов, а также с помощью видео- и аудио фиксации во время проводимых экспедиций) художественный образ территории. Фиксировались не только геологические разрезы, перепады высот, топонимические и топографические данные, но и сцены повседневной жизни, рассказы местных жителей, надписи на гаражах и заборах.
Задача экспедиций в гуманитарной географии - выявить ресурсную базу (локальный фольклор, легенды, мифы, знаки и символы) и зафиксировать её на карте местности [5].
К лету 2005 года научными экспедициями и разведками проведено исследование всей долины Глебучева оврага.
Установлены истоки речки: три ручья, один из которых берет начало у родника «Серебряный» в районе ул. Вишневой, второй - из урочища «Ря-биновская долина» в районе Верхняя Монастырка, третий - из родника Завокзального ущелья. Последний ручей к настоящему времени полностью убран в дренажную систему и засыпан, что рассматривается как потеря истока в общественном сознании.
Устьевая часть долины подверглась наиболее детальному изучению. Здесь происходят значительные градостроительные преобразования: рытьё котлованов, планирование рельефа, отсыпка строительного мусора. В образующихся разрезах найден богатый исторический материал, охватывающий временной период от основания города до сегодняшнего дня.
Неоднократными маршрутными обследованиями охвачены районы Воскресенского кладбища, Пугачёвского посёлка, Сенного рынка, Мясницкого и других более мелких оврагов, впадающих в Глебучев. Выявлены, описаны и картированы особенности городской среды на территории долины, зафиксированы основные черты социального портрета местного населения, особенности его отношения к ландшафтной среде.
В ходе проведения комплексных полевых экспедиций по исследованию городской среды получен ряд результатов, которые были использованы для проектирования культурно-символической среды города [6].
Проект «Музейная долина» проходил при тесном сотрудничестве Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева и Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Благодаря этому, в ходе проекта была создана специализированная ГИС Глебучева оврага. В её основу положены данные о культурно-символических ресурсах, выявленных в ходе экспедиций и исследований. Данные включают пространственную и атрибутивную информацию, т. е. о местоположении и свойствах объекта. Всего было нанесено на карту около 400 объектов, что подтверждает исходные предпосылки о богатстве культурно-исторического наследия «Музейной долины». В качестве топографической основы были положены электронные карты Саратова в масштабе 1 : 25000, отображающие рельеф, жилую и промышленную застройку, зеленые насаждения, транспортные магистрали, уличную сеть. На эту основу были нанесены объекты, которые можно рассматривать как природно-символические и культурно-исторические ресурсы. Это, прежде всего, элементы речного ландшафта, сохранившиеся в городских условиях: сама долина, её притоки, родники, ручьи. В ходе исследований была установлена более полная картина гидрологической сети водосборного бассейна Глебучева оврага, чем существовала в научных и экологических организациях Саратова. Зафиксированы ландшафтные объекты, рассматриваемые жителями города как сакрально-символические, например родник «Серебряный» близ женского монастыря. Отмечены наиболее проблемные в экологическом отношении места - территории подтопления, колоссальные свалки, геопатогенные зоны. Карта долины стала основой для локализации для культурно-исторических ресурсов. Их классификация гораздо более разнообразна. Это и культовые учреждения (храмы, кладбища, действующие, разрушенные и забытые), и памятные места, связанные с именами выдающихся людей, и центры социальной активности [7].
саратовское озеро
В 2006-2007 годах краеведческий музей г. Энгельса (Саратовская область) выполнил про-
ект «Саратовское озеро: сакральная география», поддержанный Благотворительным фондом
В. Потанина в рамках конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Это дальнейшее развитие сотрудничества университета и музеев в изучении культурно-исторических ландшафтов, заложенного проектом «Музейная долина», осуществленным в 2004-2005 годах домом-музеем Павла Кузнецова.
В центре внимания проектной группы оказалось пространство Волги между городами Саратов и Энгельс, расположенными напротив друг друга на правом и левом берегах великой реки. Два этих города образуют градостроительную систему, прочно связаны между собой и, по сути, являются единым «двойным» городом. Река-святыня протекает через этот город, но в «бытовой географии» горожан остаётся «окраиной», не обустроенным пространством, границей между правобережной и левобережной частями. Саратовский и Энгель-сский краеведческие музеи занимаются «своими берегами», а река шириной более 3 км с множеством островов остается вне зоны их внимания.
Вообще сама Волга перешла в иное качественное состояние, стала водохранилищем, что повлекло за собой целый ряд экологических и социально-экономических проблем. Из источника богатства и радости река превратилась в фактор беспокойства. Кроме того, с развитием железнодорожного и автомобильного транспорта, Волга перестала быть «большой дорогой», по которой осуществлялась связь с остальным миром. Набережные фасады волжских городов, маленькие и пафосные, не утоляют жажду речного простора. Остальное прибрежное пространство, где недавно кипело портовое хозяйство, занято промышленноскладским хламом. Изоляция жилых кварталов поясом второстепенной градостроительной инфраструктуры стала системной проблемой для большинства волжских городов. Преодоление этого рубежа в основном носит характер частных социальных практик: походы на рыбалку, купание в недозволенных местах, пикники на бетонных плитах [8].
Проект был призван вернуть Саратову-Эн-гельсу волжскую историю. Основной акцент был сделан на «народное краеведение» - изучение местных представлений о месте [9]. В конечном итоге судьба любого ландшафта зависит от того, как к нему относятся населяющие его люди. А их отношение, в свою очередь, зависит от самоидентификации.
Гуманитарно-географические исследования в рамках проекта носили разнообразный характер. Был применён весь арсенал методических приёмов, наработанных в ходе проекта «Музейная долина».
Во-первых, это комплексные экспедиции и экскурсии с фиксацией на карте разнообразных культурно-символических ресурсов, объектов исторического наследия, ландшафтных доминант,
сбор литературных и архивных материалов по локальной истории, опросы местного населения для формирования «народного краеведения». Последнее представляет собой локальную парадигму, существенно отличающуюся от изложенной в краеведческой литературе. Часто проигрывая академической науке в источниковой базе, «народные» представления более адаптированы к актуальной ситуации и реальным потребностям местного сообщества. Так, например, жители дачного посёлка Шалово мало осведомлены о городище левобережного Саратова, но прочно связывают историю своего места с речкой Сара-товкой, впадающей в протоку Сазанку, по которой можно было доплыть до Увека.
Во-вторых, синтез добытых сведений не как простой суммы информации, а как основы для нового локального мифа, связующего Место с природно-историческим ландшафтом, а последний с исторической областью.
В-третьих, формат конечного продукта. В первом проекте это был «путеводитель», во втором - «мифопоэтический атлас». По сути, в обоих случаях это географическое издание в форме альманаха, объединяющее карты, тексты, фотографии, рисунки, структурированное по территориальному принципу.
«Белая земля»
В полной мере вышесказанное применимо и к легендарным местам «понизовой вольницы». К наиболее известным из них относится «Утёс Степана Разина» - один из правобережных мысов в 15 км выше Столбичей. Однако визуально мыс мало оправдывает своё громкое имя. Это ровная площадка на высоком берегу, ограниченная с трёх сторон ярами, со следами городища в виде ям, валов и рвов. Таких утёсов по правому берегу Волги сотни, на десятках из них были городища; и путники часто принимали за легендарное место близко расположенную величественную гору Дурман. Достоверно неизвестно, имеет ли это место отношение к каким-либо событиям крестьянской войны под руководством Разина или его разбоям. Тем не менее мифология места поддерживается как минимум лет двести и распространяется не столько на сам «Утёс», сколько на весь окружающий район. Этому способствуют обилие замечательных и таинственных объектов, красота и стихийность ландшафта. Общий облик побережья распространяется от «Утёса» до Осинового лбища у с. Золотое вверх по течению Волги и до Уракова бугра вниз по течению. Обрисуем его основные черты: высокий обрывистый берег; сырты - плоские отроги отстоящих от Волги поверхностей Приволжской возвышенности; прибрежные шиханы. В палитре цветов преобладают светлые тона верхнемеловых и палеогеновых пород. Берега, горы, скалы, дороги наполнены белым цветом, поэтому представля-
ется уместным назвать эти места «Белая земля». Такое название более адекватно современному отношению к ландшафту, отражающему интерес к его природным и историческим особенностям и лишь номинально маркируемому «Утёсом». Границы природно-исторического ландшафта можно проводить по-разному в зависимости от выбранных критериев, предварительно они совпадают с восточным макросклоном Приволжской возвышенности от широты с. Золотого на севере до г. Камышина на юге. На указанном протяжении сохраняются основные природные и культурноисторические черты территории. Сходен и спектр проявляемых к ней интересов со стороны краеведов, учёных и туристов. Это посещение легендарных мест «Утёс Степана Разина», гора Дурман, овраг Стенькина тюрьма, Даниловская речка, Ураков, Настин и Стенькин бугры с комплексом пещер и штолен, Столбичи, Щербаковская балка), краеведческие исследования, научные экспедиции (здесь находятся ключевая орнитологическая территория, меловая флора, палеонтологические и археологические объекты), эколого-образова-тельные программы, экологический туризм. В границах природно-исторического ландшафта расположены природный парк «Щербаковский» (Волгоградская область) и памятник природы «Нижне-Банновский» (Саратовская область).
Гуманитарно-географические исследования на «Белой земле» проводятся более 10 лет и наследуют методологические традиции конца Х1Х-начала XX века, когда этим районом активно интересовалась Саратовская ученая архивная комиссия [10]. К настоящему времени исследования наиболее активно развиваются в направлении имажинальной (образной) географии - издан фотоальбом «Белая земля» [11]. В 2000 году появился сайт «Клуб научного туризма», через 10 лет модернизированный в портал «Наследие», на котором были размещены материалы о «разинском утёсе» и окрестных достопримечательностях.
Заключение
Цель изучения природно-исторического ландшафта - включение его в реальные процессы по социально-экономическому развитию территории. Надо понять, что следует сохранять в неприкосновенности, что можно трансформировать, чем можно пожертвовать, какова ценность отдельных частей. Практически ситуация складывается так: население и хозяйствующие субъекты зачастую даже не знают, на каком историческом и природном поле они действуют, наука отстраненно изучает эти процессы, музеи бережно собирают и хранят обломки наследия. В итоге ученые и музейщики чувствуют свою ненужность, а народные массы лишены чувства родины. В такой ситуации только проходимцам хорошо - ничто их не ограничивает. Что же касается полноты понимания наследия, то она явно недостаточна
для внятного разговора с обывателями. Да и отношение к наследию, система ценностей меняются со временем. Поэтому вряд ли когда-нибудь мы столкнёмся с ситуацией, когда раз и навсегда будет установлено, что именно составляет список культурно-исторического и природного наследия и как следует относиться к конкретному объекту из этого списка. В проектах «Музейная долина» и «Саратовское озеро» основное внимание было уделено локальным мифам и символам. Лишь небольшая их часть совпадает с «официальными» достопримечательностями, большинство объектов можно отнести к «народной» топографии. Но именно они детально прорисовывают образ ландшафта, делают его узнаваемым для современников и одушевленным для потомков. Именно здесь ученые и музейщики могут оказать друг другу наибольшую помощь. Они находят точки соприкосновения и дополнительные черты научной и народной картин локального ландшафта. Проект «Белая земля» акцентирует внимание на природоохранных проблемах и нацелен на поиск путей использования информационного ресурса в развитии территории.
Основной методологической проблемой стал язык описания природно-исторического ландшафта. Например, гора и пос. Увек на южной окраине Саратова. Гора известна своими оползнями, а поселок - наследием золотоордынского г. Укека. У саратовских обывателей Увек ассоциируется с большим кладбищем и железнодорожным мостом через Волгу. И беседа об Увеке между геологом, археологом и местным жителем натыкается на терминологические препоны, необходимость объяснять понятным собеседнику языком привычные для специалиста понятия. Каждый говорит о своем. Но в результате надо вывести единый сложный образ, и спор о главном и второстепенном неизбежен.
Парадигма гуманитарно-географических исследований позволяет синтезировать самые разные представления о Месте. Это и накопленный предшествующими исследователями научный материал, и литературно-художественные образы, и мифологема местного населения, и результаты натурных наблюдений.
Культурное проектирование в исторической среде немыслимо без пространственного анализа. Необходимо четко представлять местоположение и свойства культурных ресурсов, их расположение относительно социальных, градостроительных и природных объектов. Всё это позволяет осуще-
ствить геоинформационная система с помощью «наложения слоёв» - наиболее распространенной операции по совмещению различных карт.
В рамках проектов хорошо зарекомендовала себя форма конечного продукта - печатное издание, вбирающее в себя самый широкий спектр форматов, от эссе и стихов до научно-популярных статей. Такое издание можно рассматривать как путеводитель. Формат путеводителя позволяет совмещать научные данные, адаптированные к широкой читательской аудитории, с художественными образами территории. Возможно, имеет смысл разделять эти компоненты на различные издания единой серии.
Библиографический список:
1. Родоман Б. Б. Культурный ландшафт // Гуманитарная география. Вып. 4 / под ред. Д. Н. Замятина, М., 2007.
2. Дахин А. В. Место памяти // Там же.
3. Веденин Ю. А., Шульгин П. М. Новые подходы к сохранению и использованию культурного и природного наследия в России // Изв. РАН. Сер. географическая. 1992. № 3.
4. Шульгин П. М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Электронное периодическое издание «Культура в Вологодской области» URL : http://www. cultinfo.ru/cultura/2005-02/analitic.htm (дата обращегия : 21.08.2011).
5. Замятин Д. Н. Локальные истории и методика моделирования гуманитарно-географического образа города // Гуманитарная география. Вып. 2 / под ред. Д. Н. Замятина, М., 2005.
6. Башкатов А. Н., Сорокин И. В. Культурно-символические ресурсы территории для проектной деятельности // Справочник руководителя учреждения культуры. 2006. № 10.
7. Башкатов А. Н. Географические информационные системы в социально-культурном проектировании территории // Компьютерные науки и информационные технологии : сб. материалов Международной конференции. Саратов, 2007.
8. Башкатов А. Н. За рубежом // Современный город: повседневность и экстремальность. Саратов, 2006.
9. Башкатов А. Н. Народное краеведение // Справочник руководителя учреждения культуры. 2008. № 4.
10. Башкатов А. Н. Краеведческий туризм в природноисторическом ландшафте «Белая земля» : сб. материалов XII краеведческих чтений СОМК. Саратов, 2009.
11. Башкатов А. Н., Кошкин В. А. Фотоальбом «Белая земля». Саратов, 2008.