Научная статья на тему 'Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности'

Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
296
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОНКУРЕНЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТИП ЛИЧНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КУЛЬТУРА / КУРАТОР / ВОСПИТАНИЕ / HUMANITARIAN SPHERE / CLASSICAL UNIVERSITY / COMPETITION / SOCIALISATION / COMPETITIVE ABILITY / CURATOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Минзарипов Рияз Гатауллович, Ившина Галина Васильевна

Классические университеты выступают средоточием отечественного интеллектуального потенциала, гарантом культуры и социальной стабильности. Гуманитарная среда классического университета является важным фактором, определяющим во многом социальную стабильность и общественную динамику. Трансформационные процессы, происходящие в современном российском обществе, влияют на структуру и иерархию социальных и индивидуальных ценностей личности. В этом плане социализацию молодых специалистов можно рассмотреть как совокупность социальных процессов кооперации, общения, конкуренции, адаптации. В работе выделены особенности конкуренции в рамках гуманитарной среды классических университетов, показано, что мировоззренческая культура является результатом процесса социализации молодого специалиста и показателем эффективности функционирования системы социализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian sphere of classical university and competitiveness of a young specialist

Russian classical universities have always been the centre of intellectual development and guarantors of culture and social stability. Successful socialisation of the young professionals as competitive individuals in transforming humanitarian sphere of classical universities is a very important factor, which defines social stability and dynamics. Competitive ability and humanitarian sphere of classical university are discussed in this article. Transformational processes in Russia influence on the structure and the hierarchy of social and individual values. In this respect, socialization of young specialists can be viewed as a complex of several social processes: cooperation, communication, competition and adaptation. This article reveals the particularities of competition in the humanitarian sphere of classical university. Young specialists socialisation results in a world view formation and this actually shows how effective system of individual socialisation works.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности»

УНИВЕРСИТЕТ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Р.Г. МИНЗАРИПОВ, профессор Г.В. ИВШИНА, профессор Казанский государственный университет

Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности

Классические университеты выступают средоточием отечественного интеллектуального потенциала, гарантом культуры и социальной стабильности. Гуманитарная среда классического университета является важным фактором, определяющим во многом социальную стабильность и общественную динамику. Трансформационные процессы, происходящие в современном российском обществе, влияют на структуру и иерархию социальных и индивидуальных ценностей личности. В этом плане социализацию молодых специалистов можно рассмотреть как совокупность социальных процессов кооперации, общения, конкуренции, адаптации. В работе выделены особенности конкуренции в рамках гуманитарной среды классических университетов, показано, что мировоззренческая культура является результатом процесса социализации молодого специалиста и показателем эффективности функционирования системы социализации личности.

Ключевые слова; гуманитарная среда, классический университет, конкуренция, социализация, тип личности, конкурентоспособность, культура, куратор, воспитание.

Фундаментальной задачей модернизации российского образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда. В настоящее время, однако, наблюдается неадекватная реакция системы профессионального образования на потребности экономики и общества. Это объясняется как недостаточной разработанностью теоретико-педагогических предпосылок, так и отсутствием практических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие специфических личностных качеств, реализацию потенциальных возможностей и способностей человека.

Лишь в последнее десятилетие появляются отечественные исследования, посвященные различным аспектам подготовки конкурентоспособных специалистов. В частности, рядом ученых рассматривались отдельные вопросы конкурентоспособности как социального явления:

• изучению конкурентоспособности

как показателя качества подготовки специалистов посвящены работы Ю.Б. Рубина, Р.А. Фатхутдинова, Д.В. Чернилевского, С.Н. Широбокова;

• проблемы развития личности специалиста, ее профессионально значимых качеств, различных способностей и умений отражены в исследованиях О.В. Душкиной, М.Д. Князевой, Н.Н. Машникова, В.А. Ога-несова, Н.Э. Пфейфер, В.П. Савиных, М.В. Семеновой, В.А. Фукина;

• базовые и обобщенные модели личности и деятельности конкурентоспособного специалиста в различных областях профессиональной деятельности разрабатывались в работах Р.Я. Ахметшина, Н.В. Борисовой, С.А. Борисенко, О.И. Польки-ной, Н.В. Фомина.

В исследовании Т.А. Сливиной, например, отмечается, что «конкурентоспособная личность специалиста - это субъект профессиональной деятельности, обладающий интегральной, динамической, дея-тельностной характеристикой - конкурентоспособностью, выражающей сущност-

ные возможности личности и проявляющейся в потребности в успехе и самосовершенствовании, в способности к самореализации, к достижению высокой эффективности своей деятельности, т.е. это субъект, выступающий лидером в условиях конкуренции. Данные характеристики отражены в основных компонентах структуры модели конкурентоспособной личности. Установлено, что конкурентоспособность как интегральное качество личности является внепрофессиональной или надпрофессио-нальной характеристикой, необходимой каждой личности » [1]. В структуре модели конкурентоспособной личности будущего специалиста ученый справедливо выделяет следующие компоненты: аксиологический, когнитивный и праксиологический. Аксиологический компонент определяет направленность личности, включает в себя внутренние побудительные силы личности - интересы, склонности, установки, взгляды, цели, мотивы, убеждения и др. Когнитивный компонент включает в себя способность к самообразованию, к нестандартному решению задач, к творчеству и инновационной деятельности, к самостоятельному овладению информационными технологиями. Праксиологический компонент представлен личностными качествами, определяющими поведение участников конкуренции, такими как коммуникативность (способность вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения, работать в команде), способность к разумному риску на основе эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой гибкости, ответственность за принятие решения, способность к лидерству, к достижению успеха (целеустремленность, настойчивость в достижении целей и преодолении препятствий), способность к самооценке, навык презентации результатов своего труда, способность быстро овладевать новыми видами деятельности, адаптироваться к изменяющимся ситуациям.

Итак, становление конкурентоспособного специалиста представляет собой спе-

циально организованный педагогический процесс, направленный на формирование необходимых личностных качеств. В условиях классического университета, как показывает наш опыт, на этот процесс в первую очередь влияет гуманитарная среда, которая выступает непосредственным агентом социализации личности молодого специалиста. Гуманитарная среда классического университета обладает определенной структурой, которую можно представить следующим образом (рис. 1).

Следует отметить, что социализация интегрирует в себе родственные социальные феномены, имеющие схожие функции: воспитание, обучение, формирование. Вместе с тем социализация - это и саморазвитие личности во взаимодействии с различными социальными группами, институтами, в ходе которого вырабатывается активная жизненная позиция. Поэтому продуктивным при осмыслении данного феномена является синтез категориального аппарата структурно-функционального, ролевого, феноменологического и марксистского подходов в социологии, позволяющих рассматривать социализацию через взаимодействие личности и социальной среды, которое реализуется со стороны общества - в обучении и воспитании, а со стороны личности - в самореализации и развитии.

Социализацию молодых специалистов можно рассмотреть как совокупность таких коммуникативных процессов, как кооперация, конкуренция, адаптация. Выделим особенности конкуренции в рамках гуманитарной среды классического университета.

Меняющиеся социальные условия объективно определяют специфику социали-зационных процессов в обществе, которые реализуются во всё более конкурентной форме. Происходит становление новых культурных образцов поведения, соответствующих требованиям, которые предъявляет к человеку данный уровень развития общества. Конкуренция означает борьбу индивидов, групп, общностей за владение

Рис. 1. Структура гуманитарной среды классического университета

символическим капиталом, ресурсами, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между ними. Данный аспект в процессе социализации, в том числе и в вузах, бесспорно, присутствует. В свою очередь, присваиваемые ценности многообразны, противоречивы и по-разному воспринимаются людьми в зависимости от этапа социализации или социальных характеристик личности (пол, возраст, статус, место жительства).

В условиях социальных изменений обостряется конкуренция и соперничество идеологических парадигм, происходит быстрая смена иерархии социальных и индивидуальных ценностей. Так, на начальных этапах перестройки образование как ценность в значительной мере потеряло свою привлекательность и для человека, и для общества. Появилась иллюзия того, что социальный успех не зависит от уровня образованности человека. Ныне наблюдается возврат к осознанию образования как терминальной ценности. В то же время бурно проявляется интерес к престижным,

рыночно ориентированным специальностям. Намечается и понимание того, что образование есть единственный путь к обретению желаемого социального статуса.

Ключевой фигурой гуманитарной среды вуза, осуществляющей комплексное институциональное и неинституциональное воздействие на личность молодого специалиста, выступает преподаватель. Отношение преподавателя к работе, к окружающим, высокий профессионализм, эрудиция, самодисциплина, стремление к творчеству способствуют формированию подобных качеств и у студенчества. Именно интеллигентность, коммуникабельность, тактичность создают такую атмосферу между преподавателями и студентами, когда последние становятся равноправными субъектами единого процесса образования, воспитания, саморазвития, социокультурного определения. Такдолжно быть в принципе, но так ли это в действительности?

Приведем результаты ответов студентов на вопрос о степени влияния на них различных агентов социализации (исследова-

ния проводились в КГУ в 2004 и в 2008 гг.). Первое место по значимости позитивного воздействия, по мнению студентов, занимает трудовой коллектив, в котором студенты, по-видимому, работают. На втором месте - учебная группа. Наконец, преподаватели занимают по степени влияния на студентов третью позицию, немного уступая учебной группе. Вероятно, преподаватели отстают потому, что зачастую пребывают в позиции менторов, дистанцирующихся от студентов и потому неспособных понять их потребности. Половине студентов достаточно тех контактов с преподавателями, которые у них есть. Видимо, студенты привыкли больше рассчитывать на помощь од-ногруппников. Предложения по поводу желательности дополнительных способов общения с преподавателями выдвинули всего 55 человек. К этим способам они отнесли неформальное внеучебное общение, кружки, беседы преподавателя с группой, экскурсии, консультации. В этой связи остро встает вопрос о роли такого элемента гуманитарной среды вуза, как кураторство (институт кураторства).

В советское время институт кураторства был одним из активных факторов воспитания учащихся. Многие поколения студентов ощутили его на себе. Кураторство было разновидностью общественной работы, поэтому функционировало естественно, без каких-либо видимых проблем. Исторически оно развивалось следующим образом. В первые послевоенные годы в вузах были образованы бригады агитаторов, каждый из которых прикреплялся к студенческой группе. Главной задачей их деятельности являлось формирование марксистско-ленинского мировоззрения и повышение политической грамотности и моральной устойчивости студентов. Агитаторы отбирались из числа молодых коммунистов, преподавателей и студентов-активистов комсомольских организаций. В 1960-е годы их сменили руководители студенческих групп, а в 1970-е появились собственно кураторы.

Кураторами были, как правило, моло-

дые, энергичные преподаватели, помогавшие вчерашним абитуриентам адаптироваться к студенческой жизни. Сегодня, поскольку общественной работы в старом смысле слова нет, возникает проблема изыскания дополнительных часов для общения куратора со студентами, поскольку в учебном расписании такого времени не предусмотрено. Кураторами сейчас преимущественно назначают аспирантов, которые, как показывает практика, относятся к этому поручению с прохладцей. А студенты нуждаются в помощи кураторов. Так, в исследовании 2004 г. за восстановление института кураторства высказались 63% студентов. Функциями кураторов были названы помощь в учебе, контроль посещаемости, содействие в решении возникающих у студентов проблем, моральная поддержка во время сессии, отстаивание интересов студентов, организация досуга.

Об этом же говорят и результаты опроса, проведенного в университете в мае 2008 г. Абсолютное большинство респондентов (90%) ответили, что в их группах есть кураторы, при этом значительная часть студентов (76%) считают, что куратор необходим студенческой группе. Среди наиболее значимых его функций студенты называют помощь в трудной ситуации, сплочение группы, контроль за учебным процессом. Куратор - это наставник, посредник между группой и администрацией, между студентами и преподавателями. Студенты связывают с ним такие очень значимые события на младших курсах, как адаптация к новой социокультурной среде и интеграция в университетский социум.

Куратор оказывает студентам помощь при их взаимодействии со всеми университетскими структурами, призванными вести учебную и внеучебную работу, проводит специальные мероприятия на курсах и способствует участию студентов в общефакультетских и общеуниверситетских мероприятиях. Другими словами, институт кураторства любого вуза является важнейшим каналом, через который осуществля-

ется как учебная, так и внеучебная работа в группах.

Внеучебная деятельность есть неотъемлемая часть воспитательной работы в вузе, она столь же приоритетна, сколь и учебная. Ее специфика связана с тем, что она осуществляется в свободное от учебы время, в рамках которого студент самостоятельно выбирает тот или иной вид занятий. Для студентов внеучебная деятельность сугубо добровольна, для образовательного учреждения она является частью выполняемых им функций. Степень участия преподавателей во внеучебной работе со студентами может служить как показателем полноты и ответственности в выполнении ими своих должностных обязанностей, так и индикатором проявления ими нравственно-профессиональной позиции. И в этом качестве она должна оцениваться. В классическом университете взаимоотношения «преподаватель - студент» неизбежно будут транслироваться на профессиональную деятельность и потому сами по себе служат обучающим и воспитывающим фактором.

Работа по выработке у студента гражданской и социально-профессиональной позиции приносит свои плоды в том случае, если она ведется не в назидательной рационализированной манере, а как бы исподволь, ненавязчиво, основываясь на эмоционально-нравственных отношениях. Успех здесь возможен, лишь если сам преподаватель любит свою профессию и добивается в ней совершенно определенных результатов, причем не только как преподаватель данной дисциплины. Здесь очень остро встает вопрос о личности воспитателя, который выступает важнейшим субъективным фактором воспитания. Схематизированный язык научной книги не способен выразить эффект от соприкосновения человеческих душ, передать тончайшие нюансы межличностных отношений, тысячи больших и малых взаимодействий, сопровождающих процесс воспитания. Личность воспитателя - если не решающее, то, по

крайней мере, важнейшее условие процесса воспитания.

Важность института кураторства в настоящее время возрастает и в связи с тем, что его деятельность способствует развитию самостоятельности студентов, студенческого самоуправления, резко повышая тем самым эффективность системы формирования и воспитания личности. Смысл студенческого самоуправления состоит в том, что оно приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своего профессионального и культурно-нравственного самоопределения.

Основной проблемой и серьезной трудностью в организации учебно-воспитательной работы в современных условиях выступает многообразие конкурирующих ценностей и идей, отсутствие интегрирующей общенациональной идеологии и появление - на фоне обострения социально-экономического кризиса - пессимистических, нигилистических настроений в молодежной среде, социальной апатии. Это создает предпосылки для распространения «ноувистс-ких» ориентаций («сегодня, сейчас»), де-виантных форм поведения, эгоистических устремлений.

В ходе конкуренции нередко оспариваются ценности и возникают недружелюбные установки и стереотипы. Особенно они обостряются и могут принимать крайние формы, если в соперничество вступают этнические или религиозные, а также в ряде случаев социальные группы, имеющие диаметрально противоположные интересы.

Существуют способы ослабления конкуренции, а именно: создание организаций по защите прав социальных групп предпринимателей, потребителей, производителей сельскохозяйственной продукции, творческих работников и усиление социальных гарантий в виде всеобщей занятости, широкой социальной защиты. Поэтому стержнем учебно-воспитательной работы должна стать «идеология конкрет-

ных дел», а основным ее ориентиром - социальная защита студенчества. Это потребует переориентации и воспитательной деятельности: просветительско-развлека-тельная, досуговая функция перестанет быть определяющей (хотя с учетом возрастной специфики и останется важной), на первый план выйдет (должна выйти) социально-защитная функция - в ее «собесовской » (как соблюдаются права и льготы студенчества, его отдельных категорий) и инновационной формах (насколько созданы условия для реализации социальной инициативы и предприимчивости студентов). Ориентация на социальные нужды студенчества предполагает конкретный анализ с указанием точного адресата социальной помощи и защиты.

В условиях изменений в российском обществе и реформирования отечественной системы высшего профессионального образования противоречивые тенденции появляются и в трансформации гуманитарной среды классического университета. Они касаются и материальной, и духовной составляющей

гуманитарной среды, участвующих в процессе социализации молодых специалистов.

Гуманитарная среда классических университетов должна трансформироваться, опираясь на следующие принципы:

• фундаментальная подготовка, высокий образовательный стандарт;

• гуманизация и гуманитаризация образования, приоритет научно-исследовательской деятельности, ориентация на интеграцию в мировую образовательную систему;

• открытая система подготовки;

• подготовка специалистов, способных работать в условиях быстроразвиваю-щегося международного сотрудничества;

• возможность получения образования одновременно по двум специальностям;

• совмещение традиционных и новых направлений подготовки специалистов с оперативной реакцией на потребности региона и рынка.

Мы выделили основные направления совершенствования системы социализации молодых специалистов и оптимизации этого процесса (рис. 2).

Рис. 2. Комплексная оптимизация функционирования и развития гуманитарной среды

классического университета

В зависимости от объективных и субъективных условий складывается определенная социальная структура личности. Опираясь на понимание структуры личности, представленное в литературе, можно определить структуру личности молодого специалиста как сложное образование, включающее социальные и биопсихологические характеристики в их единстве.

Социальный пласт в структуре личности молодого специалиста как результат социализации включает в себя такие элементы, как объективные потребности и интересы; способности, творческие возможности, знания и умения; ценности, идеалы; нормы, принципы, убеждения, составляющие духовную культуру и мировоззрение; статусы и виды деятельности; социальные роли и образцы поведения в трудовой, общественно-политической, этнокультурной, семейно-бытовой сферах.

Все указанные многообразные характеристики личности могут быть упорядочены через категорию тип личности. В зарубежной социологии тип личности определяется как «социальный характер», есть описание

«человека организации », « модальной личности». В отечественной гуманитарной науке эта проблема также нашла отражение. А.Ф. Лазурский еще в 1923 г. опубликовал монографию «Классификация личностей» [2]. Связь типа личности и общественной системы рассматривал Г.Л. Смирнов [3]. Л.Н. Гумилев определяет человеческие типы с точки зрения социальной активности. Он выделяет нормальный, пассионарный и субпассионарный типы [4].

В современной социологической науке формирование типа личности в процессе социализации связывается с ценностями, мировоззрением, культурой (рис. 3).

Наиболее близкой к позиции авторов является ценностный подход к пониманию культуры личности, сложившийся в социологическом знании [5-8]. С точки зрения Б.С. Гершунского, культура личности как представителя общечеловеческой культуры и одновременно представителя национальной культуры народа обусловливает диалектическую взаимосвязанность национально-культурных и общечеловеческих ценностей в персональном духовном мире

Социальный пласт

Социальные Статусы и виды роли и образцы деятельности поведения

Ценности

Тип личности

Культура

Рис. 3. Структура личности молодого специалиста

каждого субъекта, равно как и в духовной сфере общества в целом [8].

В гуманистически ориентированных концепциях формирования базовой культуры личности в целостном воспитательном процессе [9-11] показано следующее. Базовая культура выступает важнейшей синтетической характеристикой структуры личности, выражает универсальность связей конкретного человека с окружающим миром и реализуется в процессах познавательной и коммуникативной, профессиональной и общественно-полезной, творчески-активной и художественно-эстетической деятельности человека. В то же время, по мнению коллектива учёных во главе с В.А. Сластёниным, формирование гуманистического мировоззрения является одной из ведущих задач становления базовой культуры, поскольку «у человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определённую структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение » [10].

Система социализации личности молодого специалиста включает ее взаимодействие в ходе образования и воспитания с гуманитарной средой классического университета и формирование гармоничной структуры личности, ядром которой выс-

тупает мировоззренческая культура. Таким образом, по нашему мнению, мировоззренческая культура является результатом процесса социализации молодого специалиста и показателем эффективности функционирования системы социализации личности (рис. 4).

Развитие и культуры общества, и принадлежащей к нему личности глубоко взаимосвязаны, поскольку культурно-целостное персональное становление субъекта происходит, во-первых, на определённой духовно-содержательной основе, выработанной в обществе, во-вторых, - в конкретной социокультурной среде и, в частности, в условиях сложившейся в обществе системы профессионального образования.

Исходя из этого, мы можем предположить, что мировоззренческая культура общества и мировоззренческая культура личности выступают взаимосвязанными феноменами. Их пересечение происходит, с одной стороны, в плоскостях духовной и деятельно-практической сфер жизнедеятельности социума и принадлежащих к нему людей, с другой - в плане культурно-мировоззренческого индивидуального развития личности. Его духовной основой объективно выступает социокультурный опыт конкретного общества: исторически сложившиеся мировоззренческие идеалы и

Личность молодого специалиста

Новая личностно-ориентированная образовательно-воспитательная парадигма

Мировоззренческая культура

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Рис. 4. Социализация личности молодого специалиста как процесс

ценностные представления, нравственные принципы поведения, культурные традиции народа, кристаллизованные в его художественно-творческой деятельности, и т.д.

Следовательно, становление мировоззренческой культуры личности в процессе социализации в условиях гуманитарной среды классического университетского профессионального образования должно быть осмыслено с учётом ведущих идеалов, социальных принципов и норм, способов деятельности, присущих конкретной культуре общества и отложившихся в качестве его базисных духовных и практико-дея-тельностных компонентов. В воспитательной работе нужно исходить из индивидуальных целей, умонастроений и волеуст-ремлений конкретных субъектов, учитывая сложившиеся условия их образования, воспитания и самообразования.

Итогом социализации личности молодого специалиста являются: 1) сформировавшийся уровень сознания и мировоззрения, приемы мышления, поведения и отношений в социальных и профессиональных условиях окружающей действительности, в конкретных сферах жизнедеятельности; 2) способности личности к самосовершенствованию, самореализации, достижению высокой эффективности своей деятельности. Данные черты и есть характеристики конкурентоспособной личности.

Литература

1. Сливина Т.А. Формирование конкуренто-

способной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 24 с.

2. Лазурский А.Ф. Классификация личностей

/ Под ред. М.Я. Басова, В.Н. Мясищева. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. 368 с.

3. Смирнов Г.Л. Советский человек: Форми-

рование социалистического типа личности. М.: Политиздат, 1980. 463 с.

4. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и ци-

вилизации. М.: Прогресс, 1993. 576 с.

5. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодёжи. М.: Политиздат, 1984. 207 с.

6. Кон И.С. Моральное сознание личности и

регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. М., 1979. С. 85-113.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование:

методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т, 1995. 331 с.

8. Гершунский Б.С, Шейерман Р.И. Общече-

ловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. № 5. С. 3-13.

9. Газман О.С., Вейсс Р.М. , Крылова Н.Б.

Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: РГНФ, 1995. 103 с.

10. Сластенин В.А, Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 223 с.

11. Шиянов Е.Н, Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие. М.: Academia, 1999. 288 с.

MINZARIPOVR.G, IVSHINA G.V. HUMANITARIAN SPHERE OF CLASSICAL UNIVERSITY AND COMPETITIVENESS OF A YOUNG SPECIALIST

Russian classical universities have always been the centre of intellectual development and guarantors of culture and social stability. Successful socialisation of the young professionals as competitive individuals in transforming humanitarian sphere of classical universities is a very important factor, which defines social stability and dynamics. Competitive ability and humanitarian sphere of classical university are discussed in this article. Transformational processes in Russia influence on the structure and the hierarchy of social and individual values. In this respect, socialization of young specialists can be viewed as a complex of several social processes: cooperation, communication, competition and adaptation. This article reveals the particularities of competition in the humanitarian sphere of classical university. Young specialists' socialisation results in a world view formation and this actually shows how effective system of individual socialisation works.

Keywords: humanitarian sphere, classical university, competition, socialisation, competitive ability, curator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.