Научная статья на тему 'Гуманитарная составляющая в преподавании математики в вузе'

Гуманитарная составляющая в преподавании математики в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
TEACHING STUDENTS IN MATHEMATICS / THE HUMANISTIC COMPONENT OF TEACHING MATHEMATICS / AN INTEGRAL APPROACH IN TEACHING STUDENTS / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКЕ / ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимов Ю.Н., Бурова К.В., Ермак Е.А.

Раскрыты основные положения теории и методики освоения студентами курса математики с опорой на гуманитарную составляющую этого курса. Уточнено понятие «гуманитарная составляющая обучения математике». Сформулированы важнейшие принципы отбора и структурирования математического содержания, а также организации учебно-познавательной деятельности студентов с опорой на гуманитарную составляющую обучения математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian component of math teaching in high education

The article reveals the main guidelines of theory and methods of mastering the math course by students with reliance on the humanitarian component. The notion of “the humanitarian component of teaching mathematics” is being clarified in this article. The most important principles of selection and structuring of the mathematical content are formulated, as well as the organization of educational and cognitive activity of students based on the humanitarian component of teaching mathematics.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная составляющая в преподавании математики в вузе»

УДК 378.1

Ю.Н. АКИМОВ, К.В. БУРОВА, Е.А. ЕРМАК

ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В ВУЗЕ

Раскрыты основные положения теории и методики освоения студентами курса математики с опорой на гуманитарную составляющую этого курса. Уточнено понятие «гуманитарная составляющая обучения математике». Сформулированы важнейшие принципы отбора и структурирования математического содержания, а также организации учебно-познавательной деятельности студентов с опорой на гуманитарную составляющую обучения математике.

Ключевые слова: обучение студентов математике, гуманитарная составляющая обучения математике, целостный подход в обучении студентов.

The article reveals the main guidelines of theory and methods of mastering the math course by students with reliance on the humanitarian component. The notion of "the humanitarian component of teaching mathematics" is being clarified in this article. The most important principles of selection and structuring of the mathematical content are formulated, as well as the organization of educational and cognitive activity of students based on the humanitarian component of teaching mathematics.

Keywords: teaching students in mathematics, the humanistic component of teaching mathematics, an integral approach in teaching students.

Сегодня одна из главных задач образования - развитие личности, создание оптимальных условий для ее самореализации, самовыражения. Современный человек - это не только профессионал в некоторой узкой области, но и всесторонне развитый, коммуникабельный субъект социума, способный быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. К тому же каждый человек, в свою очередь, становится транслятором культуры именно того уровня, какого достиг сам. Поэтому, организуя обучение студентов, в частности математике, необходимо понимать, что это обучение будет малоэффективным, если не рассматривать студента в широком культурно-психологическом контексте, не воспринимать его как

© Акимов Ю.Н., Бурова К.В., Ермак Е.А., 2018

уникальную личность. Независимо от приобретаемой специальности, направления и профиля подготовки в вузе студентам приходится осваивать не только узкопрофессиональные знания, умения, компетенции, но и компетенции общекультурные, общепрофессиональные. Однако включение изучаемого математического материала в культурно-психологический контекст учебно-познавательной деятельности по освоению математического содержания особенно необходимо тем категориям студентов, которые не станут профессиональными математиками. Они воспринимают математические дисциплины, математические компетенции как элементы общей культуры личности, а также как инструменты или средства взаимодействия с окружающим миром, инструменты более эффективного осуществления

своей будущей профессиональной деятельности.

В процессе анализа научных работ, посвященных проблемам гуманитарно ориентированного обучения (Т.А. Иванова, Т.Н. Миракова, И.М. Орешников, М.А. Назарова и др.), мы убедились в том, что в них прежде всего отражены следующие основные положения.

• На первый взгляд, целесообразно использование в процессе обучения математике разнообразных форм и методов деятельности, свойственных гуманитарным дисциплинам. Но лишь иногда это дидактически и психологически оправдано, а нередко влечет за собой обеднение ядра фундаментальных понятий, осваиваемых обучающимися, чрезмерное насыщение курса информацией прикладного характера в ущерб математическому содержанию.

• Гуманитарный потенциал математики как учебной дисциплины может быть раскрыт более широко и многогранно при сочетании собственно математического содержания с разумно дозированным включением в содержание обучения исторического материала. При этом рассматриваются не только факты, характеры личностей и особенности эпох, но прежде всего - важнейшие аспекты происхождения и развития математических идей.

• Обучение математике можно признать опирающимся на его гуманитарную составляющую, если оно носит характер не прямого транслирования информации, а создания среды, способствующей познанию окружающего мира во всем его многообразии. Математический материал, осваиваемый студентами, выступает при этом прежде всего как средство развития личности.

Таким образом, в обучении математике студентов нематематических специальностей, направлений и профилей подготовки значительный дидактический эффект может быть получен, например, за счет обращения к историческому материалу, решения сюжетных задач различными способами, самостоятельного составления студентами задач (в том числе на исторические темы) с последующим их решением и др. При этом в содержании составляемых и решаемых задач обоснованно, осмысленно используется краеведческий материал, в частности -факты истории Пскова и Псковской области. В результате познавательная и исследовательская деятельность студентов реально приобретает межпредметный характер, позволяет достигать метапред-метных и личностных результатов при изучении курса математики.

При выявлении методологической основы нашего исследования была осуществлена опора на труды Т.А. Ивановой [1], в которых выделены основные черты гуманитаризации общего математического образования.

• Гуманитарный потенциал математического образования определяется исходя из психологической структуры личности и из психологических исследований целостного развития личности как системного явления.

• Сущность содержания математического образования включает в себя знания о человеке, природе, обществе, мышлении, способах деятельности, обеспечивающих формирование научной картины мира как основы мировоззрения; опыт коммуникативной, умственной, эмоциональной, трудовой, творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений.

• Содержание математического образования при его гуманитарной направленно-

сти определяется с позиций философии, методологии и истории математики.

• Методология научного поиска и, как следствие, поисковая деятельность обучающихся включают в себя: предмет, метод, математический язык, ведущие идеи и понятия, связь с другими науками и практикой.

Учитывая рассмотренные выше положения в соответствии с целью нашего диссертационного исследования, считаем, что в значительной степени они могут также рассматриваться и как психолого-педагогические основы гуманитарно ориентированного обучения математике студентов.

Современные требования к результатам обучения в вузе находят отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения. В результате их анализа приходим к следующему выводу: эффективная реализация ФГОС ВО нового поколения при обучении математике невозможна без:

• учета психологической структуры личности студента и целостного развития его личности как системного явления;

• опоры при математической подготовке студентов на знания о человеке, природе, обществе, мышлении, способах деятельности, обеспечивающих формирование научной картины мира как основы мировоззрения; на опыт коммуникативной, умственной, эмоциональной, трудовой,творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений;

• осуществления математической подготовки студентов с позиций методологии научного поиска, овладения компетенциями в области поисковой деятельности, реализации разнообразных форм сотрудничества на основе этой деятельности.

Современная действительность требует от студентов овладения знаниями и компетенциями для применения их в постоянно изменяющемся социокультурном пространстве. Как отмечает Т.Н. Соснина, «спектр видов профессиональной деятельности постоянно расширяется, что обусловливает значимость интегративного характера обучения» [2]. Немаловажное значение в математической подготовке студентов имеет целостный подход как средство достижения эффективной реализации ФГОС ВО и развития необходимых качеств и навыков будущего выпускника вуза. Н.С. Подходова в исследовании, посвященном обучению школьников математике, утверждает: «Целостность есть результат процесса интеграции. Но интеграции лишь между учебными предметами недостаточно. Условием формирования личности, ориентирующейся в этом целостном мире, способной преобразовывать его и себя, является развитие человека как субъекта собственной жизненной стратегии» [4]. При этом процесс интеграции должен осуществляться в двух направлениях: интеграция общественно-исторического опыта, реализуемого в разных учебных предметах с сохранением специфики каждого, и интеграция общественно-исторического опыта и субъектного опыта учеников. По нашему мнению, целостность как результат процесса интеграции столь же важна при обучении математике студентов, как и в работе со школьниками. М.В. Солдаева в своих трудах рассматривает целостный подход в обучении как взаимосвязь философского, психолого-педагогического и генетического аспектов [3]. Целостность философского аспекта устанавливается за счет установления связей между перцептивным, реальным и концептуальным

пространствами обучающегося. В психолого-педагогическом аспекте целостность обеспечивается с помощью учета в процессе обучения субъектного опыта обучающегося, а также специфики внелогического и логического мышления. Наконец, в генетическом аспекте целостность устанавливается посредством учета построения системы ассоциаций между формальными определениями по-

нятий и сформированными понятиями обучающихся в процессе получения ими жизненного опыта, а также понятиями, сформировавшимися в истории науки и сознании человека. Непосредственно при изучении математического материала для реализации целостного подхода необходимо отслеживать «факт включения полученных знаний в субъектный опыт обучающихся» [3, с. 40-41].

Рис. 1. Модель обучения студентов математике с опорой на ее гуманитарную

составляющую

Понятие «гуманитарная составляющая обучения математике» пока не имеет однозначного определения. В попытке сформулировать определение понятия «гуманитарная составляющая обучения математике» нами были выделены некоторые элементы (свойства) данного понятия. В содержательном аспекте Т.А. Иванова выделяет следующий состав мировоззренческих и методологических математических знаний, среди которых:

• специфика связи математики с действительностью;

• математика как часть общечеловеческой культуры;

• история становления и развития математики, эволюция математических идей [1, с. 56-57].

Перечисленные особенности материала по истории математики и математике позволяют развивать гармоничную, разностороннюю личность студента, способного ориентироваться в поликультурном пространстве. При разумном соединении исторических знаний в совокупности с использованием различных элементов коллективной, групповой и индивидуальной работы студентов возможно повысить эффективность усвоения математического материала.

В работе Е.А. Ермак «Геометрическая составляющая естественнонаучной картины мира старшеклассников» сформулирован вывод о том, что при разработке методики совершенствования пространственного мышления различных категорий обучающихся нужно учитывать тот факт, что в психологии выделены две категории показателей развития пространственных представлений и пространственного мышления учащихся в зависимости от степени изменчивости под воздействием обучения: устойчивые к влиянию обучения и гибкие, т.е.

сравнительно быстро изменяющиеся в результате целенаправленного воздействия в процессе обучения. К тому же геометрический материал занимает одно из важнейших мест при формировании естественнонаучной картины мира студентов при обучении математике. Тем самым для реализации разработанной методики обучения студентов математике будем опираться на геометрический материал (например, геометрические фигуры на плоскости и в пространстве, симметрии на плоскости и в пространстве, геометрические преобразования плоскости и пространства, не являющиеся движениями). В работах К.В. Буровой (Алексеевой) показано положительное влияние использования стереометрических задач на развитие пространственных представлений не только старшеклассников, но и студентов.

В каждом образовательном учреждении определен обязательный состав базовой предметной части той или иной математической дисциплины - ее «ядро». Мы считаем, что стоит реализо-вывать обучение студентов математике с опорой на ее гуманитарную составляющую, детально продумав сочетание «ядра» дисциплины с вариативной частью изучаемого курса математики.

Важнейшие принципы, положенные в основу организации процесса обучения математике с опорой на гуманитарную составляющую курса, следующие:

• творчество;

• самоорганизация;

• мотивация;

• самоконтроль.

Таким образом, реализация обучения студентов математике с опорой на ее гуманитарную составляющую позволяет обеспечивать достижение ими не только предметных (математических), но и ме-тапредметных, личностных результатов

Рис. 2. Содержательный компонент обучения студентов математике

обучения, а также способствует эффек- дентов к их будущей профессиональной тивному осуществлению подготовки сту- деятельности.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Иванова Т.А. Теоретические основы гуманитаризации общего математического образования: дисс.... д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 1998.338 с.

2. Соснина Т.Н. Гуманитарная составляющая науки и образования: проблемы развития и взаимодействия // Вестник Самарского государственного университета

им. академика С.П. Королева. Самара. 2005. № 1. С. 147-154.

3. Солдаева М.В. Обучение теоретической составляющей курса алгебры и начал анализа на основе целостного подхода: дисс.... канд. пед. наук. СПб, 2014. 154 с.

4. URL: http://www.emissia.org/offline/ 2010/1416.htm (дата обращения: 05.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.