Научная статья на тему 'Гуманитарная составляющая обучения студентов математике на основе ресурсов историко-культурного наследия'

Гуманитарная составляющая обучения студентов математике на основе ресурсов историко-культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / РЕСУРСЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / HUMANITARIAN COMPONENT OF TEACHING STUDENTS TO MATHEMATICS / INTERDISCIPLINARY APPROACH IN TEACHING / RESOURCES OF HISTORICAL-CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимов Ю.Н., Ермак Е.А., Кускова С.В.

Представлены результаты исследования новых возможностей изучения курса математики с опорой на его гуманитарную составляющую, с использованием ресурсов историко-культурного наследия. Раскрыты теоретические положения, на основе которых осуществляется междисциплинарный подход в обучении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian component of teaching mathematics to students on the basis of historical and cultural heritage resources

The article presents the results of a study of new opportunities for studying the mathematics course with reliance on its humanitarian component, using the resources of the historical-cultural heritage. The theoretical positions on the basis of which the interdisciplinary approach in the teaching of students are realized.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная составляющая обучения студентов математике на основе ресурсов историко-культурного наследия»

УДК 378.1

Ю.Н. АКИМОВ, Е.А. ЕРМАК, С.В. КУСКОВА

ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ РЕСУРСОВ ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Представлены результаты исследования новых возможностей изучения курса математики с опорой на его гуманитарную составляющую, с использованием ресурсов историко-культурного наследия. Раскрыты теоретические положения, на основе которых осуществляется междисциплинарный подход в обучении студентов.

Ключевые слова: гуманитарная составляющая обучения студентов математике, междисциплинарный подход в обучении, ресурсы историко-культурного наследия.

The article presents the results of a study of new opportunities for studying the mathematics course with reliance on its humanitarian component, using the resources of the historical-cultural heritage. The theoretical positions on the basis of which the interdisciplinary approach in the teaching of students are realized.

Keywords: humanitarian component of teaching students to mathematics, interdisciplinary approach in teaching, resources of historical-cultural heritage.

В процессе обучения математике студентов нематематических направлений и профилей подготовки, как правило, возникает целый ряд существенных затруднений:

• учебная дисциплина «математика» воспринимается большинством таких студентов не как самоценная, а лишь как средство достижения прагматических жизненных целей (успешное прохождение межсессионной промежуточной аттестации, приобретение осознанно выбранной профессии и т.д.),

• в работе студентов по освоению математического материала отсутствуют систематичность и системность, так как материал осваивается от случая к случаю, постоянно снижается уровень внутренней мотивации к его

© Акимов Ю.Н., Ермак Е.А., Кускова С.В., 2018

изучению: математические понятия, их определения, математические утверждения (аксиомы, теоремы) используются без должного осмысления, механически. Как следствие, у большинства студентов отсутствует понимание важности роли математических представлений в целостной современной картине мира. Междисциплинарный подход в обучении студентов пока не в полной мере исследован как основа повышения уровня эффективности осознанного освоения ими математического материала в процессе обучения в вузе, создания положительной внутренней мотивации учения, приобретения компетенций, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования нового поколения.

«Как показывают результаты исследования психологов, уже в старших классах

средней школы возникают объективные предпосылки для целостного восприятия мира учащимися на основе "осознанной сопричастности"... Основой же целостности, "картинности"восприятия,отображения в сознании человека какого-либо объекта, в том числе Вселенной, является образный компонент мышления» [2, с. 5]. Вместе с тем нередко и при обучении студентов не осуществляется в полной мере опора на целостность восприятия ими окружающего мира, на образный компонент мышления. Напротив, имеющаяся в сознании студента «фрагментарность» представлений о мире и его важнейших, в частности пространственно-временных, свойствах оказывается серьезным препятствием как в освоении изучаемых дисциплин, так и в развитии личности студента. Опора на гуманитарную составляющую обучения студентов математике невозможна без пристального внимания к развитию их пространственных представлений. В свою очередь, совершенствование пространственных представлений студентов, как доказано результатами исследований Е.А. Ермак и др. [2, 3], затруднено без систематизации этих представлений на основе геометрической составляющей целостной естественнонаучной картины мира. Наиболее существенные черты геометрической составляющей естественнонаучной картины мира обучающегося (старшеклассника, студента) указаны в учебном пособии [3]. Для реализации обучения математике студентов на основе ресурсов историко-культурного наследия преподавателем должно уделяться постоянное, целенаправленное и пристальное внимание прежде всего первой из них, т.е. «представлению об универсальном принципе симметрии и его разнообразных проявлениях, реализующихся в устройстве мирозда-

ния» [3, с. 42]. Глубокое и гармоничное отображение картины мира в произведениях архитектуры, памятниках исторического ландшафта, фресковой живописи Псковского края далеко не в полной мере исследовано как содержательная основа практической реализации междисциплинарного подхода в обучении студентов математике.

Псковская земля богата объектами историко-культурного наследия. Среди многообразия этих объектов можно выделить, например, Спасо-Преобра-женский собор Мирожского монастыря в Пскове с фресками XII в., храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Меле-тово, в котором сохранились уникальные фрески XV в., часовня Святой Анастасии с фресками, выполненными по эскизам Н. Рериха, и др. Эти памятники культуры мирового уровня позволяют дать представление о фресковой живописи Пскова и Псковской области, лучшие образцы которой бережно сохраняются и должны популяризироваться на международном уровне. Другое направление представлено выдающимися фортификационными сооружениями средневекового Пскова, такими как Покровская башня Псковского кремля и др., замечательными объектами гражданской архитектуры: Поганкины палаты, Приказные палаты Псковского кремля и многие другие архитектурные шедевры. Псковская земля богата и прекрасными мемориальными усадьбами, среди которых: Мемориальный музей-усадьба С.В. Ковалевской, Мемориальный музей-усадьба Н.А. Римского-Корсакова, Литературно-мемориальный дом-музей Ал. Алтаева (М.В. Ямщиковой), Мемориальный музей-усадьба М.П. Мусоргского и др. Из-за ограниченного объема статьи не представляется возможным хотя бы упомянуть многие другие ин-

тересные и перспективные направления совершенствования гуманитарной составляющей обучения студентов математике на основе ресурсов историко-культурного наследия.

Использование объектов историко-культурного наследия в исследовательской деятельности студентов, в том числе при изучении математического материала, оказывает положительное воздействие на становление и совершенствование в сознании каждого из них целостной картины мира, способствует преодолению ее фрагментарности. Развитие пространственных представлений студентов при помощи исследовательской деятельности, цели и задачи которой связаны с углублением знаний об объектах историко-культурного наследия своей малой родины, становится естественной основой интеграции материала различных учебных дисциплин в процессе профессиональной подготовки студентов. Организация исследовательской деятельности может осуществляться различными способами на основе творческого сотрудничества преподавателя и студентов: совместной волонтерской деятельности, «методических выездов» в населенные пункты, в которых расположены наиболее значимые объекты историко-культурного наследия исследуемого региона и др. Так, среди наиболее основательно проверенных нами в процессе опытно-экспериментальной работы приемов организации учебно-исследовательской деятельности студентов можно выделить следующие: индивидуальные и групповые микроисследования с опорой на математические представления (симметрии архитектурных сооружений и их элементов, пропорции, характерные для храмов Пскова и Псковской области XV в. и др.), разработка студентами экс-

курсий с привлечением математического материала (прежде всего геометрических представлений), создание видеофильмов о выдающихся памятниках архитектуры Пскова и Псковской области с использованием представлений геометрического характера.

Одно из важнейших требований образовательных стандартов нового поколения состоит в том, что среди ведущих видов деятельности современных студентов особое внимание должно уделяться исследовательской деятельности, совершенствованию компетенций по ее самостоятельному целенаправленному осуществлению. В свою очередь, одной из эффективных форм реализации исследовательской работы студентов, позволяющей сохранять и усиливать творческую составляющую их учебно-познавательной деятельности, является проектная технология [1]. Применение этой технологии позволяет каждому из студентов в достаточной степени проявлять самостоятельность, имея при этом возможность обращаться за консультацией к преподавателю, выступать его соавтором в решении отдельных вопросов, входящих в сферу научных интересов преподавателя. Таким образом, у студента появляется возможность приобрести практический опыт исследовательской работы в составе профессиональной команды, примерить на себя новые роли, требующие высокой степени ответственности за результаты осуществляемой деятельности, усовершенствовать коммуникативные компетенции, что непременно пригодится ему в будущей профессиональной самореализации.

Универсальность метода проектов позволяет применять его, работая со студентами, обладающими различными личностными качествами, особенностями интеллекта и темперамента. Раз-

умеется, предварительно преподаватель должен детально изучить эти качества и особенности, в том числе с применением специальных психолого-педагогических тестов. В частности, среди особенностей проектной исследовательской деятельности, организуемой в процессе обучения студентов математике, преподавателю следует обратить внимание на следующие особенности:

• придание личностной значимости цели, объекту, задачам исследования, т.е. повышение уровня внутренней мотивации исследовательской деятельности;

• создание ситуаций успеха для каждого из студентов в процессе творческого разрешения ими проблемных ситуаций;

• развитие умений самостоятельно выделять цель исследования, корректно определять его задачи,обоснованно распределять обязанности участников проекта, использовать знания и компетенции из разных предметных областей (в том числе математические, геометрические знания, компетенции), критически мыслить, прогнозировать достоверные результаты, корректно формулировать выводы, находить эффективное практическое применение полученным результатам проектной деятельности в будущей профессиональной деятельности студента [5]. При этом следует учитывать, что «специально созданные условия предполагают, что все студенты международных программ являются субъектами образовательной деятельности и сами управляют своим формированием как личности и профессионалы» [6]. Правительством Российской Федерации утверждена программа проведения XXXIX Международных Ганзейских дней Нового времени в 2019 г. в Пско-

ве [7]. Система мероприятий международного уровня, планируемых в рамках этого форума, содержит в себе большой потенциал в плане ознакомления гостей из разных стран Ганзейского союза с достопримечательностями Пскова и Псковской области, с выдающимися памятниками истории и культуры Псковского края. Активный и содержательный обмен информацией о культурно-историческом, социальном опыте представителей стран-участников, об опыте деловых решений в различных экономических сферах, а также содействие привлечению молодежи к реализации международных проектов и внимания российского и зарубежного бизнеса к перспективам региона - далеко не полный перечень реальных возможностей организации деятельности студентов прежде всего туристских вузов, благоприятная основа повышения уровня их предметной и профессиональной подготовки.

На основе анализа трудов Б.В. Емельянова [4] подготовлены обобщенные методические рекомендации для студентов по созданию экскурсий, в том числе на английском языке, с включением в их содержание математического материала. Кроме того, с опорой на анализ результатов выполненной нами опытно-экспериментальной работы, заключавшейся в организации руководства проектной деятельностью студентов по созданию авторских видеороликов, было разработано пошаговое руководство по созданию исследовательского видеофильма. Действительно, особенностью каждого из таких проектов было органичное включение исследовательской деятельности в процесс работы творческой команды, состоящей как из студентов, так и из преподавателей.

Выполненная нами опытно-экспериментальная работа дала возможность на

практике убедиться в том, что исследовательская деятельность студентов на основе ресурсов историко-культурного наследия Пскова и Псковской области с опорой на математические, геометрические представления позволяет изучать

математический материал в широком социально-культурном контексте, а также в неразрывной связи с историко-культурным наследием не только Пскова и Псковской области, но и всей нашей страны и мира в целом.

I ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Акимов Ю.Н. Гуманитарная составляющая обучения студентов математике // Проблемы теории и практики обучения математике: сб. научных работ, представленных на Междунар. науч. конф. «65 Герценовские чтения»/ под ред. В.В. Орлова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. С. 143-146.

2. Ермак Е.А. Геометрическая составляющая естественнонаучной картины мира старшеклассников: дис.... д-ра пед. наук. СПб., 2005. 243 с.

3. Ермак Е.А. Развитие пространственного мышления при изучении геометрии: учеб. пособие. Псков: Псковский гос. ун-т, 2014. 48 с.

4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2007.216 с.

5. Кускова С.В. Проектная работа студентов туристского вуза по изучению историко-культурного наследия: сб. материалов Межрегион. науч.-практ. конф. «Продвижение историко-культурного наследия Карамышевской волости как туристского ресурса». СПб., 2015. С. 5.

6. Мошняга Е.В. Межкультурный подход к организации международных образовательных программ //Вестник РМАТ. 2017. № 2. C. 61-66.

7. URL: http://docs.cntd.ru/document/420339395 (дата обращения: 05.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.