УДК 378.1
Ю.Н. АКИМОВ, Е.А. ЕРМАК, С.В. КУСКОВА
ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ РЕСУРСОВ ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Представлены результаты исследования новых возможностей изучения курса математики с опорой на его гуманитарную составляющую, с использованием ресурсов историко-культурного наследия. Раскрыты теоретические положения, на основе которых осуществляется междисциплинарный подход в обучении студентов.
Ключевые слова: гуманитарная составляющая обучения студентов математике, междисциплинарный подход в обучении, ресурсы историко-культурного наследия.
The article presents the results of a study of new opportunities for studying the mathematics course with reliance on its humanitarian component, using the resources of the historical-cultural heritage. The theoretical positions on the basis of which the interdisciplinary approach in the teaching of students are realized.
Keywords: humanitarian component of teaching students to mathematics, interdisciplinary approach in teaching, resources of historical-cultural heritage.
В процессе обучения математике студентов нематематических направлений и профилей подготовки, как правило, возникает целый ряд существенных затруднений:
• учебная дисциплина «математика» воспринимается большинством таких студентов не как самоценная, а лишь как средство достижения прагматических жизненных целей (успешное прохождение межсессионной промежуточной аттестации, приобретение осознанно выбранной профессии и т.д.),
• в работе студентов по освоению математического материала отсутствуют систематичность и системность, так как материал осваивается от случая к случаю, постоянно снижается уровень внутренней мотивации к его
© Акимов Ю.Н., Ермак Е.А., Кускова С.В., 2018
изучению: математические понятия, их определения, математические утверждения (аксиомы, теоремы) используются без должного осмысления, механически. Как следствие, у большинства студентов отсутствует понимание важности роли математических представлений в целостной современной картине мира. Междисциплинарный подход в обучении студентов пока не в полной мере исследован как основа повышения уровня эффективности осознанного освоения ими математического материала в процессе обучения в вузе, создания положительной внутренней мотивации учения, приобретения компетенций, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования нового поколения.
«Как показывают результаты исследования психологов, уже в старших классах
средней школы возникают объективные предпосылки для целостного восприятия мира учащимися на основе "осознанной сопричастности"... Основой же целостности, "картинности"восприятия,отображения в сознании человека какого-либо объекта, в том числе Вселенной, является образный компонент мышления» [2, с. 5]. Вместе с тем нередко и при обучении студентов не осуществляется в полной мере опора на целостность восприятия ими окружающего мира, на образный компонент мышления. Напротив, имеющаяся в сознании студента «фрагментарность» представлений о мире и его важнейших, в частности пространственно-временных, свойствах оказывается серьезным препятствием как в освоении изучаемых дисциплин, так и в развитии личности студента. Опора на гуманитарную составляющую обучения студентов математике невозможна без пристального внимания к развитию их пространственных представлений. В свою очередь, совершенствование пространственных представлений студентов, как доказано результатами исследований Е.А. Ермак и др. [2, 3], затруднено без систематизации этих представлений на основе геометрической составляющей целостной естественнонаучной картины мира. Наиболее существенные черты геометрической составляющей естественнонаучной картины мира обучающегося (старшеклассника, студента) указаны в учебном пособии [3]. Для реализации обучения математике студентов на основе ресурсов историко-культурного наследия преподавателем должно уделяться постоянное, целенаправленное и пристальное внимание прежде всего первой из них, т.е. «представлению об универсальном принципе симметрии и его разнообразных проявлениях, реализующихся в устройстве мирозда-
ния» [3, с. 42]. Глубокое и гармоничное отображение картины мира в произведениях архитектуры, памятниках исторического ландшафта, фресковой живописи Псковского края далеко не в полной мере исследовано как содержательная основа практической реализации междисциплинарного подхода в обучении студентов математике.
Псковская земля богата объектами историко-культурного наследия. Среди многообразия этих объектов можно выделить, например, Спасо-Преобра-женский собор Мирожского монастыря в Пскове с фресками XII в., храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Меле-тово, в котором сохранились уникальные фрески XV в., часовня Святой Анастасии с фресками, выполненными по эскизам Н. Рериха, и др. Эти памятники культуры мирового уровня позволяют дать представление о фресковой живописи Пскова и Псковской области, лучшие образцы которой бережно сохраняются и должны популяризироваться на международном уровне. Другое направление представлено выдающимися фортификационными сооружениями средневекового Пскова, такими как Покровская башня Псковского кремля и др., замечательными объектами гражданской архитектуры: Поганкины палаты, Приказные палаты Псковского кремля и многие другие архитектурные шедевры. Псковская земля богата и прекрасными мемориальными усадьбами, среди которых: Мемориальный музей-усадьба С.В. Ковалевской, Мемориальный музей-усадьба Н.А. Римского-Корсакова, Литературно-мемориальный дом-музей Ал. Алтаева (М.В. Ямщиковой), Мемориальный музей-усадьба М.П. Мусоргского и др. Из-за ограниченного объема статьи не представляется возможным хотя бы упомянуть многие другие ин-
тересные и перспективные направления совершенствования гуманитарной составляющей обучения студентов математике на основе ресурсов историко-культурного наследия.
Использование объектов историко-культурного наследия в исследовательской деятельности студентов, в том числе при изучении математического материала, оказывает положительное воздействие на становление и совершенствование в сознании каждого из них целостной картины мира, способствует преодолению ее фрагментарности. Развитие пространственных представлений студентов при помощи исследовательской деятельности, цели и задачи которой связаны с углублением знаний об объектах историко-культурного наследия своей малой родины, становится естественной основой интеграции материала различных учебных дисциплин в процессе профессиональной подготовки студентов. Организация исследовательской деятельности может осуществляться различными способами на основе творческого сотрудничества преподавателя и студентов: совместной волонтерской деятельности, «методических выездов» в населенные пункты, в которых расположены наиболее значимые объекты историко-культурного наследия исследуемого региона и др. Так, среди наиболее основательно проверенных нами в процессе опытно-экспериментальной работы приемов организации учебно-исследовательской деятельности студентов можно выделить следующие: индивидуальные и групповые микроисследования с опорой на математические представления (симметрии архитектурных сооружений и их элементов, пропорции, характерные для храмов Пскова и Псковской области XV в. и др.), разработка студентами экс-
курсий с привлечением математического материала (прежде всего геометрических представлений), создание видеофильмов о выдающихся памятниках архитектуры Пскова и Псковской области с использованием представлений геометрического характера.
Одно из важнейших требований образовательных стандартов нового поколения состоит в том, что среди ведущих видов деятельности современных студентов особое внимание должно уделяться исследовательской деятельности, совершенствованию компетенций по ее самостоятельному целенаправленному осуществлению. В свою очередь, одной из эффективных форм реализации исследовательской работы студентов, позволяющей сохранять и усиливать творческую составляющую их учебно-познавательной деятельности, является проектная технология [1]. Применение этой технологии позволяет каждому из студентов в достаточной степени проявлять самостоятельность, имея при этом возможность обращаться за консультацией к преподавателю, выступать его соавтором в решении отдельных вопросов, входящих в сферу научных интересов преподавателя. Таким образом, у студента появляется возможность приобрести практический опыт исследовательской работы в составе профессиональной команды, примерить на себя новые роли, требующие высокой степени ответственности за результаты осуществляемой деятельности, усовершенствовать коммуникативные компетенции, что непременно пригодится ему в будущей профессиональной самореализации.
Универсальность метода проектов позволяет применять его, работая со студентами, обладающими различными личностными качествами, особенностями интеллекта и темперамента. Раз-
умеется, предварительно преподаватель должен детально изучить эти качества и особенности, в том числе с применением специальных психолого-педагогических тестов. В частности, среди особенностей проектной исследовательской деятельности, организуемой в процессе обучения студентов математике, преподавателю следует обратить внимание на следующие особенности:
• придание личностной значимости цели, объекту, задачам исследования, т.е. повышение уровня внутренней мотивации исследовательской деятельности;
• создание ситуаций успеха для каждого из студентов в процессе творческого разрешения ими проблемных ситуаций;
• развитие умений самостоятельно выделять цель исследования, корректно определять его задачи,обоснованно распределять обязанности участников проекта, использовать знания и компетенции из разных предметных областей (в том числе математические, геометрические знания, компетенции), критически мыслить, прогнозировать достоверные результаты, корректно формулировать выводы, находить эффективное практическое применение полученным результатам проектной деятельности в будущей профессиональной деятельности студента [5]. При этом следует учитывать, что «специально созданные условия предполагают, что все студенты международных программ являются субъектами образовательной деятельности и сами управляют своим формированием как личности и профессионалы» [6]. Правительством Российской Федерации утверждена программа проведения XXXIX Международных Ганзейских дней Нового времени в 2019 г. в Пско-
ве [7]. Система мероприятий международного уровня, планируемых в рамках этого форума, содержит в себе большой потенциал в плане ознакомления гостей из разных стран Ганзейского союза с достопримечательностями Пскова и Псковской области, с выдающимися памятниками истории и культуры Псковского края. Активный и содержательный обмен информацией о культурно-историческом, социальном опыте представителей стран-участников, об опыте деловых решений в различных экономических сферах, а также содействие привлечению молодежи к реализации международных проектов и внимания российского и зарубежного бизнеса к перспективам региона - далеко не полный перечень реальных возможностей организации деятельности студентов прежде всего туристских вузов, благоприятная основа повышения уровня их предметной и профессиональной подготовки.
На основе анализа трудов Б.В. Емельянова [4] подготовлены обобщенные методические рекомендации для студентов по созданию экскурсий, в том числе на английском языке, с включением в их содержание математического материала. Кроме того, с опорой на анализ результатов выполненной нами опытно-экспериментальной работы, заключавшейся в организации руководства проектной деятельностью студентов по созданию авторских видеороликов, было разработано пошаговое руководство по созданию исследовательского видеофильма. Действительно, особенностью каждого из таких проектов было органичное включение исследовательской деятельности в процесс работы творческой команды, состоящей как из студентов, так и из преподавателей.
Выполненная нами опытно-экспериментальная работа дала возможность на
практике убедиться в том, что исследовательская деятельность студентов на основе ресурсов историко-культурного наследия Пскова и Псковской области с опорой на математические, геометрические представления позволяет изучать
математический материал в широком социально-культурном контексте, а также в неразрывной связи с историко-культурным наследием не только Пскова и Псковской области, но и всей нашей страны и мира в целом.
■
I ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
■
1. Акимов Ю.Н. Гуманитарная составляющая обучения студентов математике // Проблемы теории и практики обучения математике: сб. научных работ, представленных на Междунар. науч. конф. «65 Герценовские чтения»/ под ред. В.В. Орлова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. С. 143-146.
2. Ермак Е.А. Геометрическая составляющая естественнонаучной картины мира старшеклассников: дис.... д-ра пед. наук. СПб., 2005. 243 с.
3. Ермак Е.А. Развитие пространственного мышления при изучении геометрии: учеб. пособие. Псков: Псковский гос. ун-т, 2014. 48 с.
4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2007.216 с.
5. Кускова С.В. Проектная работа студентов туристского вуза по изучению историко-культурного наследия: сб. материалов Межрегион. науч.-практ. конф. «Продвижение историко-культурного наследия Карамышевской волости как туристского ресурса». СПб., 2015. С. 5.
6. Мошняга Е.В. Межкультурный подход к организации международных образовательных программ //Вестник РМАТ. 2017. № 2. C. 61-66.
7. URL: http://docs.cntd.ru/document/420339395 (дата обращения: 05.11.2017).